Это я написал вам об обольщающих вас. Окончив речь, веденную выше, апостол прибавляет о тех, которые обольщают их появившимися во множестве ересями. Потом, чтобы отдалить от них грусть, снова повторяет: и помазание, которое вы получили от Него. Под помазанием, как уже сказано, разумеется Дух Святый. Итак, если вы твердо храните у себя Духа Святого, которого вы приняли, то не имеете нужды, чтобы кто учил вас. Но как Этот Самый Дух научает вас всему, то в том и пребывайте, чему Он научил вас; ибо то, чему Он научил вас, истинно и неложно. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Порядок такой: как полученное вами от Него помазание пребывает в вас, то нет нужды, чтобы кто учил вас; но вам должно пребывать в том, чему оно научило вас. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Сказав о появлении антихристов, и о том, что все учение их развращенно, и достаточно убедив верующих непреложно содержать то учение, которым они оглашены, апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостью награды как бы еще более укрепить их, и говорит: пребывайте в Нем. Для чего? Для того, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение о Нем. Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, то есть того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это делать с дерзновением, нисколько не стыдясь, в пришествие Его? А как иные могли спросить, что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему, то апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него; ибо праведный рождает праведных. А сколь великую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова любовь и благость, которую Он подает вам. Ибо вы знаете, что Он дал вам право быть и почитаться детьми Его. Если же принадлежащие миру не знают сего, то есть того, что вы дети Божий, сему не удивляйтесь; ибо они не знают вас потому, что не познали и Того, кто усыновил вас. Миром называет людей порочных. Потом, поскольку доказал сыновство, яснее говорит о предлежащей славе и дерзновении усыновленных: возлюбленные! мы теперь дети Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1054...

Только в 1979 году он окончательно решил, что никакая человеческая организация не сможет изменить приглашения, выраженного в Писании, не в состоянии отнять надежду, которую Библия давала всякому, кто ее принимал, несмотря на его положение. Итак, спустя 44 года он начал принимать хлеб и вино на Вечере Господней, что среди Свидетелей Иеговы могут делать только «помазанные». Когда кто-то спрашивает: «А как узнать, «помазанный» ты, обладаешь жизнью на небесах или нет?», обычным ответом будет ссылка на утверждение Павла в Рим. 8:16 , 17: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Официальное учение гласило и гласит, что такое «свидетельство Духа» имеют только 144000 «помазанных», и по этому они узнают, что входят в состав избранных 144000, которые только и могут надеяться на небесную жизнь. Все другие считаются только «будущими» детьми Божьими, и надежды их должны быть земными. Когда Эд прочитал весь текст с самого начала главы, ему стало совершенно ясно, что апостол Павел действительно писал о двух классах людей. Но эти классы разделялись не по принципу небесных или земных надежд о будущей жизни. Разделение было таково: с одной стороны, люди, водимые Духом Святым, с другой — те, кем управляет греховная плоть. Апостол противопоставлял здесь не надежду небесной жизни надежде земной, а сами жизнь и смерть, дружбу с Богом и вражду с Ним. Как говорится в Рим. 8:6 -9: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Павел говорил здесь не о небесной или земной жизни, а просто о том, живет человек Духом Божьим или живет по греховной плоти. Павел ясно дал понять, что возможно либо одно, либо другое: либо в человеке жил Дух Божий и производил Свой плод, либо человек находился во вражде с Богом и не принадлежал Христу. Без этого Духа не могло быть «жизни и мира», только смерть. Если же в человеке жил Дух Божий, тогда он был сыном Божьим, ибо в ст. 14 Павел говорит:

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

Если ты убегаешь от Бога, Он не будет тебя догонять, будет ждать. На какой бы путь ни ступил ты, встретишь Бога. Но если не узнаешь Его при встрече, будет тебе сопутствовать скорбь, как при обходе кладбища. В какие бы врата ни постучал ты, отворит тебе Бог . Если же Он не отворит, ни одни врата для тебя не отворятся. Признание Бога Живого как первое грандиозное последствие имеет победу жизни над смертью . Непризнание Бога как первое страшное последствие имеет победу смерти над жизнью. В первом случае можно сказать: все это мерцание жизни сквозь тьму смерти завершится величественным пламенем жизни, в котором смерть сгорит. Во втором случае можно сказать: все это насилие смерти над слабыми искрами жизни завершится неизменными тьмой и тишиной, в которых смерть вечно почивает. Если ты исключаешь Бога из вселенной, то, значит, исключаешь разницу между жизнью и смертью и отдаешь смерти на полное уничтожение все и вся, от края до края времени и пространства. Напрасно убегаешь от Бога – скрыться не сможешь. Бог тебя, конечно, не будет догонять, а будет ждать. Но Он тебя не будет ждать только там, где ты Его оставил: Он будет ждать тебя на всех направлениях и во всех уголках мира. Легче пробежать неприметно под луной, чем мимо Бога. Воистину, легче обойтись без воздуха, чем без Бога. (4, с. 34) Дух Святый зовется Животворящим, ибо Он подает жизнь, возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог творил мир, Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ), когда создал человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). Апостол Божий пишет христианам: Дух Божий живет в вас ( Рим. 8:9 ). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И Апостол различает их, когда говорит: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8:16 ). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святый не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. (6, с. 78)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И солнце необъятное на небесном своде являет Троицу во Единице – пламя, свет и тепло, – троичность нераздельная, неразлучная составляет Солнце это. И каждый атом земной представляет собой триединство. И душа человеческая – образ Бога Триединого – состоит из трех главных нераздельных сил: чувства, ума и воли, но троичность эта не делит душу на три души. Душа – одна и едина; три ее силы составляют единство и остаются в единстве. Но мир познал Бога как Троицу не через образы природы, не через тени и символы. Небесное откровение было об этом: Господь наш Иисус Христос объявил его. От Него род человеческий узнал о родительстве Бога Отца и о сыновстве Сына Божия и об исхождении Духа Святаго. Он нас, грядущих во тьме ночной, приблизил к вечному Божественному свету, и мы стали видеть и различать Троих в Одном – три чуда в одной тайне, три Ипостаси в едином Божестве. От Христа приняли мы веру в «Духа» Божия «Святаго, Животворящаго, , Иже от Отца исходящего» разделенных между собой и бессильных, множество, но Дух Святый один. Языческие народы, веровавшие во множество богов, в действительности верили в этих темных и лживых духов. В Духа единого Святаго могут веровать только православные, которые веруют «во единаго Бога» . Дух Святый зовется Животворящим, ибо Он подает жизнь, возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог творил мир, «Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1, 2 ), когда создал «человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2, 7 ). Апостол Божий пишет христианам: «Дух Божий живет в вас» ( Рим. 8, 9 ). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим. 8, 16 ). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святый не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. Нужно просить и нужно чистить дом своей души для принятия самого дорогого из гостей. Вот как говорит Победитель смерти, Господь наш: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11, 13 ). Сей есть самый великий дар, который Господь дает людям. Ибо, давая Духа, дает Самого Себя. Есть ли дар больший? Есть ли любовь больше этой?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Почему огненное пламя излилось на головы апостолов в виде языков? Потому что апостолы должны были языком благовествовать народам благую радостную весть – Евангелие истины и жизни, учение покаяния и прощения. Словом должны были учить, словом исцелять, словом утешать, словом советовать и управлять, словом созидать Церковь . Наконец, словом защищаться. Ибо заповедал и предрек им Глава, да не убоятся гонителей и не заботятся, что отвечать на судилищах, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый ( Мк. 13:11 ). Да и возможно ли было сообщить обычным человеческим языком самую великую и радостную весть, которая когда-либо достигала человеческого уха, весть о том, что Господь явился на землю и отверз людям врата бессмертия? Разве от человека и от смертной человеческой природы мог пролиться этот животворный бальзам на мёртвое тело Римской империи и мира? Нет, никогда. Только от Духа Божия огненного, Который устами святых апостолов рассыпал во тьме земной небесные искры. Дух Святой зовется животворящим, ибо Он – податель жизни, Он возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог создавал мир, Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ), а когда создал человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). Апостол Божий пишет христианам: Дух Божий живет в вас ( Рим. 8:9 ). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8:16 ). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святой не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. Почему только Православная Церковь учит, что Святой Дух «исходит от Отца», а не от Отца и Сына, как утверждают неправославные? Потому что по логике Православной Церкви следует, что Бог знает о Себе больше, нежели люди о Нем знают. И наш Бог Господь Иисус Христос , открыватель всех Божественных тайн, открыл Своим ученикам о Святом Духе то, что Он исходит только от Отца, говоря: Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

255 На всенощном бдении поминовение святых по именам, помимо совершаемой в притворе литии, бывает еще и после Евангелия, на второй раз возглашаемом литийном прошении «Спаси Боже люди Твоя». Но где помнят отеческое правило о мере во всем, где не только знают букву устава, но понимают дух его, там после двукратного перечисления на литии имен многих святых, на «Спаси Боже» после Евангелия возглашение имен святых сокращают до минимума, ограничиваясь присоединением к общим формулам имен лишь празднуемых и храмовых святых. 257 «Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» ( Рим. 8, 14–17 ). Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!» Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Бог, который есть сущая правда, не может миловать того, кто неправ, ибо таков не истинен. Итак, не докучай Богу в молитве просьбами явить к тебе милость прежде чем сделаешься правым, ибо невозможно, чтобы Бог соединился с душой лукавой и развращенной, милость же Божия в том и состоит, чтобы ты причастился в святости Божией ( 60, 129–130 ). Когда слышишь, что Бог, создавший небо и землю, море и все прочее, видимое и невидимое, и самого человека, соделался человеком, не думай, что это совершилось для чего-либо другого, кроме как для того, чтобы возможно было Самому Богу принять неким образом смерть посредством естества, и после этого не ищи ничего более как только узнать причину, для чего принял смерть. И вот слушай! Креститель Господень Иоанн говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ). И пророк Исаия за много лет раньше назвал Его Агнцем, влекомым на заклание, и именно за грехи наши ( Ис. 53, 7 ). Познай же это, что Бог воплотившийся принял смерть из-за греха, и именно ради того, чтобы благодатию Его могли не грешить более те, которые верою приемлют Христа как Господа, ради их избавления от греха закланного, умершего и воскресшего тридневно от гроба. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Христа Господа, хотя и мнят, что приняли Его. Ибо если бы они приняли Его, то Он даровал бы им, как говорит Иоанн Богослов, «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1, 12 ), которые не могут грешить, так как написано, что «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин. 3, 9 ), и что «всякий согрешающий не видел Бога и не познал Его» ( 1Ин. 3, 6 ) «Кто делает грех, тот от диавола» ( 1Ин. 3, 8 ) и что «дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, – не есть от Бога ( 1Ин. 3, 10 ). И если тот, кто не творит добрых дел, не o от Бога, то тот, кто при этом творит еще и плохие дела, откуда есть? Ради этого, говорит, явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола и если они не будут в ком-нибудь разрушены, от чего-либо другого нет ему никакой пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но что это значит? Как понять триединое свидетельство воды, крови и духа? По учению св. Отцов, вода – это символ чистоты и безгрешности (крещение в Иордане), кровь – символ страдания во имя любви (Голгофская жертва), дух – божественное начало в человеке или образ Божий, «начаток Духа», как учит апостол Павел. Ап. Павел о духе человека говорит так: «Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим. 8:16 ). Итак, триединое свидетельство земное есть как бы отображение триединого свидетельства небесного – Отца, Сына и Св. Духа. А «свидетельство сие состоит в том – говорит апостол, – что Бог (Триединый) даровал нам (людям) жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его» (5:11). Св. Иоанн подчеркивает, что Иисус Христос пришел не «водою только», но «водою и кровью», что любовь Божия к людям проявлялась не только в совершенной безгрешности воплотившегося Сына Божия, но и в Его жертвенном подвиге на Голгофе. В то же время Дух Святый явил себя в телесном виде, как голубь на реке Иордане, когда Иисус крестился, и еще в виде огненных языков над головами апостолов в день Пятидесятницы. Второе послание Второе послание Иоанна Богослова, как указано выше, обращено к «избранной госпоже». Эта «госпожа» – Церковь Христова, а дети – ее члены. Он подтверждает, что «любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (Ст. 6) и что необходимо христианам остерегаться «обольстителей», т. е. еретиков. «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Такой человек есть обольститель и антихрист» (Ст. 7). Третье послание В третьем послании св. апостол пишет Гаию, чтобы он «здравствовал и преуспевал во всем». «Я весьма обрадовался, – извещает он Гаия, – когда пришли ко мне братья и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине» (Ст. 3). Апостол хвалит Гаия за то, что он принимает у себя христианских странников и оказывает им помощь. «Возлюбленный, – пишет он, – ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников» (Ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он, Творец мира по преимуществу, как демиургическая ипостась, приходит в этот сотворенный Им мир не как Творец, но как творение, связанное закономерностью этого, Им самим сотворенного, мира и человека. Сын Божий, Новый Адам, приходить в мир иначе нежели Адам первочеловек, который был праотец человеческий, а не сын (хотя и сын Божий, Лк. 3, 38 ). Он же становится Сыном Человеческим, чтобы быть нам братом со-человеком, познавшим в Себе все человеческое, прошедшим весь его опыт, как и сказано в гимне боговоплощения в посл. к Евр. 2, 10–18 : «Ибо надлежало, чтобы Тот, для которого все и от которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их, совершил чрез страдания. Ибо и освящающий, и освящаемые – все от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: «возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Пс. 21, 23 ). И еще: «Я буду уповать на Него», и еще: «вот Я и дети, которых дал мне Бог» ( Ис. 7, 17–8 ). А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола... Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа, ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». 3. Богочеловечество После вековой догматической борьбы Церковь установила на IV вселенском соборе в Халкидоне основной христологический догмат о Богочеловеке (хотя это именно выражение и не употреблено в самом Халкидонском определении, где говорится просто о Христе). Содержание Халкидонского догмата состоит в Том, что в строении Богочеловека Христа мы имеем не простое, как в Божестве или в человечестве, как таковом, но сложное соотношение, именно единство ипостаси при двойстве природ, причем эта ипостась есть Второе Лицо Св. Троицы, Логос. Единство ипостаси обеспечивает единство жизни; двойство природ – ее сложность и двойственность; соединение же природ между собою, возглавляемых единою божескою ипостасью, установляет особое, новое двуединство, которого не существует ни в Божестве, ни в человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Скачать epub pdf ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК «Совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его». ( Кол. 3:9–10 ). О каком это ветхом человеке и новом говорит нам великий Апостол Павел? Я думаю вам не раз приходилось, возлюбленные, слышать такие речи: в чем разница между человеком верующим в Бога и неверующим, разве не все равно: ведь это частное дело каждого, существенного значения здесь, мол нет? Великая разница между верующим и неверующим человеком. Когда вы, хотя немного понаблюдаете за своею душою, вы заметите в ней время от времени появление недобрых мыслей и чувств. Вот кто-то вас оскорбил, и вы чувствуете, как в душе вашей подступает желание отомстить обидчику. При виде красивого лица, вы замечаете у себя появление развратных чувств. Похвалят в вашем присутствии другого, достойного человека, вы испытываете раздражение и зависть... Откуда все это? – Все эти дурные чувства врождены в нашей душе: мы их получили от своих родителей, а те от своих, и так до Адама. Адам же передал своему потомству природу: и физическую и духовную – уже искаженной, искалеченной, не в конец, правда, ибо образ и подобие Божие остаются в самом неверующем человеке, только затемненными. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). Как от родителей больных рождаются больные дети, так и от согрешившего и затемнившего в себе образ Божий Адама рождаются и все дети со склонностью ко всякому греху. Это есть состояние ветхого человека. Неверующий в Бога человек – это и есть ветхий, естественный человек. А верующий в Бога – христианин, есть новый человек, возрожденный. Каким же образом? – Через таинство крещения в Православной Церкви ветхий, естественный человек возрождается в новое создание Божие, не в том смысле, конечно, что ему дается новый образ Божий, а в том, что естественный, полученный от родителей образ Божий, благодатию крещения просветляется, очищается, делается чистым отображением Божиим в знак чего на крещенного возлагается чистая одежда с знамением креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010