Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 31:27–40 Ст. 27–40. Сон, о котором пророк говорит в Иер. 31:26 , может быть, продолжался после кратковременного пробуждения; может быть, во время этого же продолжавшегося сна пророк и получил откровение, заключающееся в последних стихах главы. Может быть, это последнее откровение получено пророком и значительно позднее. Во всяком случае, содержание откровения тесно связано с содержанием предыдущих стихов, составляя продолжение этого последнего. Возстановление народного благоденствия, по возвращении из плена (ср. предыд. стт.) соединится с размножением народа. Народ перестанет грешить так много, как грешил прежде. И Господь возстановит с ним Свой завет: народ будет носить закон Божий в сердце своем, и Господь неизменно будет благоволить к Своему народу. Иерусалим станет святынею Господнею на веки. Иер. 31:27 27. Се е грд тъ , глаго летъ Гдь , и вс ю ил и д с м члв че , и с м ско тское . 27. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. 28. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая; так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. 29. В те дни уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина; 30. Но своимъ грхомъ умретъ, и дшем кисла скоментс збы ег. 30. Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. 29, 30. То будущее время, когда каждый будет умирать за свое собственное беззаконие, пророк противополагает тому настоящему, когда говорят: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина. Эту последнюю речь современников своих пророк не хочет, очевидно, опровергать, но представляет ее также истинною, как истинны и его собственные слова о будущем времени. Но какая истина заключалась в словах современников пророка Иеремии? – Эти слова не значили, будто дети страдают за своих отцов, будучи сами невинны. Дети не должны быть наказываемы смертию за отцов ( Втор. 24:16 ). Грехи отцов навлекают казнь на детей только тогда, когда дети подражают отцам грешникам, когда грех не есть единичное действие или привычка отдельного лица, но обычай целого семейства, общества, народа, когда дети развиваются нравственно под влиянием греховных общественных обычаев, когда, одним словом, грех укоренился в обществе и продолжается не короткое время, но в течение многих поколений. Если каждый будет умирать за свое собственное беззаконие: то это значит, что беззаконие перестанет быть общественным злом, народным грехом. Грехи станут единичными явлениями, исключениями из общего правила. Общий же уровень нравственного состояния народа в то будущее время определяется следующими словами пророка Исаии ( Ис. 60:21 ): народ весь будет праведный (ср. Иер. 31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Пс. 117: 27 )?! «Точно так, – ответствует. – На осле сидит Он, и – не отлучается от лона Отчего; детьми восхваляется, и на высоте – от серафимов богословствуется; в Иерусалим входит, но и горнего Иерусалима не оставил». И Иоанн видит также Его, и идет навстречу, и вопиет: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин. 1: 29 ). И другой [говорит]: вот Бог наш, вот Господь Сам приидет и спасет нас ( Ис. 35: 4 по LXX), – чрез Которого отверзлись сегодня очи слепых. Один взывает на восток ко Господу: вот муж, Восток имя Ему ( Зах. 6: 12 по LXX); а другой обращается с повелением к западу: готовьте путь Шествующему на запад, – Господь имя Ему ( Пс. 67: 5 по LXX). Один говорит: поднимись, север ( Песн. 4: 16 по LXX), а другой взывает: воздвиг юг ( Пс. 77: 26 по LXX). Соединив же все это, и ясно указуя на Крест, Давид созывает проповедников от востока, и запада, и севера, и моря. Иеремия поет, как бы перстом указывая язычникам на Грядущего: Сей есть Бог наш, нет другого, как Он. Он исследовал весь путь премудрости… Посем Он явился на земле, и жил с людьми ( Варух. 3: 36, 38 по LXX). Один говорит Иерусалиму: радуйся и веселись, дочь Сиона (ср. Зах. 9: 9 по LXX), а другой повелевает детям: хвалите, отроки, Господа ( Пс. 112: 1 по LXX), – и дети отвечают: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне ( Мф. 21: 9 )! Песнословец, услышав их, взывает к Владыке: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ( Пс. 8: 3 ). Господь же повелевает народам: пустите детей приходить ко Мне ( Мк. 10: 14 ). Прекрасно дети последовали голосу Елизаветы, которая сказала Деве и Богородице: благословен плод чрева Твоего ( Лк. 1: 42 ); а дети Рожденному от Нее (Девы) восклицают: благословен Грядущий во имя Господне, Бог Господь! Грядущий откуда? С неба или от Девы, грядущий и происходящий. Грядущий куда? На страдание. Во имя Господне, то есть во имя Отца, как и Сам Христос сказал: Я исшел от Отца… и иду к Отцу ( Ин. 16: 28 ). Слышишь ли догмат богословский из уст детей неопытных в слове? Дети по самой природе узнали Владыку твари, а отцы их оказались невеждами; те прославили как Бога, а эти распяли как врага; те воспевают: осанна, а эти кричат: да будет распят ( Мф. 27: 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

С верой, терпением и любовью возвращаются дети из адского рабства к Отцу своему, в дом свой. С верой - в кого? В Спасителя своего, Господа Иисуса, Мессию. Он говорит каждому раскаявшемуся грешнику и каждой скорбящей и боящейся душе: Не бойся, только веруй [ 17 ]. Думаю, Феодул, это наиболее ясное описание правой веры, какой Спаситель требует от людей. Язычники, как несмышленые дети, уклонились в веру сатане, а он их соблазнил и в пропасть завел. Спаситель требует теперь от людей, желающих освобождения и спасения от сатаны, чтобы они, как благоразумные дети, имели совершенную веру в Него, такую совершенную, какую дети имеют к своим родителям. О терпении говорит Проводник в Царство Небесное так: Эти и другие слова о терпении и страдании лучше всего восприняли святые апостолы Христовы; они и стали первыми страдальцами и мучениками. Терпение страшно для того, кто не ожидает награды в конце. Страдание и мученическая смерть невыносимы для того, кто не знает об Отце Небесном, о Царстве Небесном и о жизни вечной . Об этом дивно говорит страдалец Павел, сказавший о себе: Много раз я был в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (ср.: 2 Кор. 11 , 23-25, 26-27). И он, испытавший столь многое, говорит об этом так: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [ 38 ]. История мира не видела более сияющего ореола над мрачным страданием человеческим, чем этот. Наконец, любовь - на вершине вершин любовь. Как свет солнца, делающий излишним свет всех звезд, так любовь, когда засветится, делает излишними все остальные заповеди и все законы на свете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Супруги-христиане не только «одна плоть», они близки друг другу и по духу, «близки Кровию Христовою» (Еф. 2, 13). Для таких супругов терпение — добродетель и в кратковременных, как и все в этой жизни, горестях они видят несение креста Христова, то есть путь к Жизни Вечной, а в своих страданиях смотрят «не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18). Это вечное — будущая вечная жизнь, величайшая награда терпению. Впрочем, Божий дар любви, ниспосланный в таинстве браковенчания, помогает преодолеть и то, что кажется непреодолимым. И все же… Приходят за советом и благословением на расторжение брака. Приходят не под влиянием временного настроения, приходят в отчаянии: «Не могу больше так жить». Такое отчаяние подобно отчаянию самоубийцы: «Не могу больше так жить». То есть жить могу, а «так» не могу. Вспомним, что самоубийц не отпевают в церкви, не хоронят в освященной земле, не поминают на церковной службе, в общей молитве. Потому что это бесполезно. Их будущее — геенна огненная, рядом с Иудой. Участь супруга, разделяющего соединенное Богом, так же печальна. Спаситель недвусмысленно называет разводящегося для вступления в новый брак прелюбодеем, также и вступившего в брак с разведенной или разведенным. Во времена Иисуса Христа прелюбодея наказывали, как убийцу. Сегодня мы говорим: прелюбодеяние — это смертный грех. Господь предупреждает таковых: «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет» (Прем. 3, 16). Посмотрите вокруг, как возрастает число несовершенных физически и нравственно детей, увеличивается родительское горе. К тому же эти дети, даже преступные дети, будут свидетелями против своих родителей на Страшном Суде. «Ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитии, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» (Прем. 4, 6). Но и в этой жизни гнев Господень поражает страданиями тех, кто, желая лучшего, менее обременительного или более сладостного союза, расторгнул первый. Так некогда Господь обрек на страдания целый народ, в чем и упрекает Пророк своих единоплеменников: «За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал. 2, 14). Не оставлена без скорбей и та, «которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» (Притч. 2, 17).

http://pravmir.ru/razvod/

«А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» Какбы так говорит Апостол: А как вы чрез веру в Иисуса Христа стали сынами Божиими; то Бог послал в сердца ваши, или дарует душам вашим Духа Сына своего, или того Духа, который почивал на Сыне Его Иисусе Христе, когда пребывал Он на земле, и которого ниспослал Он от Отца на Апостолов и ниспосылает на всех верующих в Него. Духом Сына или Духом Христовым ( Флп.1:19 ) Святый Дух называется потому, что, по заслугам Сына Божия Господа Иисуса Христа, и по Его ходатайству, получаем мы благодатные дары Святого Духа. Вопиюща: Авва, Отче. Принятие Святого Духа и повиновение Ему есть существенное свойство благодатного усыновления Богу, и единения с Иисусом Христом. Иисус Христос есть Сын Божий по существу; а верующие в Него становятся сынами Божиими по благодати, или по действующему в них Святому Духу. Это раскрывает св. Павел говоря: Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Самый Дух спослушествует (свидетельствует) духови нашему, яко есмы чада Божия ( Рим.8:14,16 ). Сей самый Дух Сына Божия, или Дух Божий вливает в нас любовь к Богу, как всеблагому Отцу, дает нашим душам дерзновение с сыновнею преданностию и надеждою взывать к Нему: Авва, Отче. И это искреннее, благоговейное дерзновение есть свидетельство или удостоверение Духа Божия в том, что мы дети Божии. Только детям, а не рабам, свойственно так обращаться к Богу. И Сам Иисус Христос дал верующим в Него молитву, соответствующую Духу усыновления: Отче наш, иже еси на небесех ( Мф.6:9 ). 7. Темже убо неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом. «Посему, ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа». Поэтому ты, верующий в Иисуса Христа и получивший Св. Духа, и с сыновнею надеждою обращающийся с молитвою к Отцу небесному, – ты уже не раб подзаконный, которому бы надлежало носить тяжкое бремя законных требований и чрез всю жизнь страшиться смерти, но ты сын. А если ты сын, то тебе принадлежат и те обетования, которые даны были древним праведным патриархам ( Гал.3:29 ), – то ты наследник будущего вечного блаженства. Эту же истину раскрыл св. Павел в словах: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:16–17 ), т.-е. если только мы, среди всех трудных и скорбных обстоятельств настоящей жизни пребудем Ему верны до смерти, как сказал Господь: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В Евангелиях Бог именуется Отцом, ибо Он милосерд (Лк 6. 36), Он прощает согрешения (Мк 11. 25), дает Царство (Лк 12. 32), лишь Он один может именоваться Отцом (Мф 23. 9). Параллель из ВЗ - Пс 102. 13: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Но Отец учеников Христа превышает этот образ: Он милует не только тех, кто боится Его, Его милость безгранична, Он простирает Свою милость даже к «неблагодарным и злым» (Лк 6. 35). Но если Бог - Отец, то ученики - дети. Быть ребенком - это важнейшая характеристика для вхождения в Царство Божие: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети (παιδον), не войдете в Царство Небесное» (Мф 18. 3). Вместе с тем выражение «дети» (сыны - υο) Божии встречается в синоптических Евангелиях лишь 4 раза (Мф 5. 9, 45; Лк 6. 35; 20. 36) и во всех этих случаях в эсхатологическом значении. По учению Спасителя, быть чадом Божиим возможно не в силу физического рождения, а в результате спасительного дара Божия. Только те, кто вошел в Царствование Божие, могут обращаться к Богу «Отче», «Авва». 1. Евангелие от Марка. Евангелие начинается именованием Иисуса Христа Сыном Божиим (1. 1), и в кульминационный момент приводятся слова, произнесенные сотником у Креста после смерти Иисуса: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий» (15. 39). «Сын Божий», т. о., есть первая и последняя характеристика Христа из всех, приведенных в этом Евангелии. Дважды евангелист упоминает о Божием гласе, и оба раза Бог называет Иисуса Христа «Сыном». Евангелие учит о том, как Бог велит нам воспринимать Иисуса. При Его крещении прозвучал «глас с небес»: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (1. 11); во 2-й раз, при преображении Христа на горе, глас, исшедший из облака осеняющего, произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (9. 7). Бесы также узнали Иисуса Христа: увидев Его, они падали перед Ним и кричали: «Ты Сын Божий» (3. 11). 2. Евангелие от Матфея. Ап. Матфей, как и евангелист Марк, употребляет выражение «Сын Божий», когда речь идет о крещении (3.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Законные дети могут рассчитывать на наследство Отца: « Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться » ( Рим.8:16-17 ). Христиане, которые в своей жизни уподобились Христу, будут прославлены вместе с Ним. Богосыновство освобождает от жизни в страхе и дает дерзновение в общении с Отцом: « Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! » ( Рим.8:14-15 ). Как сочетается усыновление Богу с тремя степенями духовно-нравственного совершенства (раб, наемник, сын)? Усыновление Богу – объективное благодатное действие, совершаемое по милости Божьей (в случае с человеком, способным к самостоятельномудуховно-нравственному выбору (например, если он не младенец), от него требуется вера). Перечисленные степени – формы условного обозначения, связанные с типами субъективных переживаний верующими их личного отношения к Богу и к практике соблюдения ими закона Божия, на конкретном этапе их духовной жизни. Таким образом, сын Божий (дочерь Божия) могут осознавать себя и рабами, и наемниками, и детьми. Богосыновство, в этом смысле, это высшая ступень отношений с Богом, когда добрые дела делаются по любви к Богу и ближним, по любви к добру. На этом этапе христианской жизни человеку, как правило, свойственен страх Божий – то есть страх огорчить Отца, потерять Его расположение, а не страх быть наказанным (рабский страх) и не страх оказаться без награды (наемнический страх)). Как сочетаются именования христианина «раб Божий» и «сын Божий» ? Эти именования не противоречат друг другу и не исключают одно другое. Первое именование указывает на служение Богу, всецелую преданность и зависимость от Него, второе – на уникальные отношения с Богом, по дару Его благодати. Можно ли утратить усыновление Богу? Человек, усыновленный Богу, может расстроить существующую между ним и Творцом богосыновскую связь, ведя греховную жизнь. Вероучительное определение Константинопольского собора 1672 года гласит: «Мы исповедуем, что однажды получивший оправдание и сделавшийся чадом Божиим может после получения оправдания отпасть от благодати из-за неверия или иного смертного греха, приложиться к сатане и сделаться чадом диавола». Восстановить богосыновскую связь возможно через покаяние. Цитаты об усыновлении Богу

http://azbyka.ru/usynovlenie-bogu

Именно поэтому опытно познавший эту сердечную радость пророк Давид восклицает: «Настави мя, Господи, на путь Твой… да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего» (Пс. 85:11). А наш великий святой преподобный Серафим Саровский говорит, что страх Божий влечет человека к радости любви – к Богу и к ближним. Таким образом, страх Божий, этот источник жизни и начало премудрости, совершенно не похож на то мучительное чувство страха, о котором говорилось в начале наших размышлений. Божий страх соединен с радостью и есть не что иное, как глубочайшее благоговение пред Богом, жажда благоугождать Ему и опасение преступить Его заповеди, почему и поется в священном песнопении: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2:11). Обращаясь к родителям и воспитателям детей, епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней советует: «Воспитывайте детей в набожности и страхе Божием, и вы тогда можете надеяться, что дети после будут утешать вас и радовать. Ибо если ваши дети будут благочестивы и богобоязненны, тогда они будут и послушны и благодарны вам самим; если вы научите детей своих исполнять обязанности к Богу, то они будут исполнять свои обязанности и к вам. Поэтому воспитывайте детей своих для Бога и для Неба, тогда вы будете иметь от них радость и на земле» . Будем же помнить, какая огромная ответственность ложится на нас – педагогов, родителей, воспитателей детей – научить детей страху Божию, любви к Богу, исполнению Его заповедей. Скажут: «Кто может исполнить это в современном нам обществе?» Не будем отчаиваться и опускать руки, ибо Сам Господь сказал: «Невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18:27). Вот на всесильную помощь Бога и будем уповать и с Божией помощью воспитывать в детях страх Божий – этот источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч. 14:27), опутывающих современное безбожное человечество, чтобы и наши дети не оказались запутанными в этих сетях. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/103918.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Усыновление Богу — вступление человека в особый, личностный, благодатный духовно-нравственный союз Богом. Осуществляется в Таинстве Крещения. Форма отношения христианина к Богу и к христианскому деланию зависит от степени его духовно-нравственного совершенства. Различают три формы такого отношения: рабство, наемничество, богосыновство. Богосыновство — высшая из 3х названных форм, она характеризуется тем, что христианин ведёт жизнь, соответствующую высокому званию сына Божия (по благодати). Каким образом человек усыновляется Богу? Разве не все люди – дети Божьи? Все люди – творения Бога, но не все – Его дети. Священное Писание говорит о том, что люди могут стать детьми Божьими по вере в Господа Иисуса Христа: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими » ( Ин.1:12 )». Это усыновление (удочерение) осуществляется в Таинстве Крещения. В одной из молитв чина оглашения, предшествующего Крещению, содержится прошение о том, чтобы крещаемому сделаться «сыном/дочерью света и наследником/наследницей Царства» . Обращаться к Богу как к Отцу, уместно тому человеку, который является чадом Божьим по благодати. Св. Августин справедливо замечает: «Кто же может говорить Отче наш, не будучи рожден [свыше]?» По этой причине в древней Церкви молитва Господня торжественно сообщалась принимающим Крещение, а после совершения Таинства произносилась ими как первая молитва. Иисус Христос – Сын Божий, христиане – дети Божьи, в чем разница? В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» дается такой ответ: «Священное Писание ясно учит, что Сын Божий есть Единородный: Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца . И ниже: Единородный Сын, сущий в недре Отчем ( Ин.1:14, 18 ). Называется же Единородным потому, что один только есть по существу Сын Божий. Прочие, называющиеся сынами Божиими, называются этим именем по благодати и усыновлению, а не по естеству, как то все верные и избранные Божии» ( Ч.1, вопрос 35 ). Что дает человеку то, что он – Божий ребенок?

http://azbyka.ru/usynovlenie-bogu

От Христа приняли мы веру в Духа Святаго, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго . Духов тьмы, злых и лживых, разделенных в себе и бессильных, – множество, а Дух Святый – один. Люди и народы, верившие во множество богов, на самом деле верили в этих злых и лживых духов. А в одного Духа Святаго могут верить только истинные приверженцы единобожия, верующие во единаго Бога . Дух Святый зовется Животворящим, ибо Он жизнь дает, жизнь возрождает, укрепляет и воскрешает. Когда Господь Бог создавал мир, Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ). Когда же создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни… стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). Апостол Христов написал христианам: Дух Божий живет в вас ( Рим. 8:9 ). Но не путайте дух человеческий с Духом Божиим. И апостол подчеркивает это различие, когда говорит: Сей самый Дух (Божий) свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8:16 ). Вот радость ваша, духоносцы. Чего бы стоило свидетельство человеческое, что вы – дети Божии, если бы вам сам Дух Божий этого не засвидетельствовал? А Дух Божий даруется каждому, кто просит его у Бога. Нужно просить и нужно очищать дом души своей для приема самого дорогого гостя. Господь Бог наш, Победитель смерти, говорит так: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк. 11:13 ). Это величайший из даров, которые Бог дает людям, ибо, давая Духа Святаго, Он дает Самого Себя. Есть ли дар больший этого? Есть ли любовь более великая? Как Дух Божий являлся верующим? Во-первых, как тепло в сердце, и это случается при усердной молитве, но иногда как тепло во всем теле. Пророк Иеремия свидетельствует об этом ясно и истинно, ибо опирается на собственный опыт. Много издевательств и напастей претерпел Иеремия, вплоть до того, что его били и сажали в колоду. Тогда он решил не говорить ничего людям, не пророчествовать больше. Однако, как описывает он сам, было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог ( Иер. 20:9 ). Непобедим Дух Божий Святый, вселившийся в чистое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010