Десять заповедей Божиих сокращенно читаются так: Согласно тексту Библии (Исход 20, 1–17): Согласно традиции некоторых христинских церквей: 1. «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве мене. 1. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будуть тебе бози инии кроме мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишеся им, ни послужиши им. 2. Не призывай имя Господа Бога твоего надаремно. 3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 3. Памятай абысь день недельный святил. 4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 4. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и долголетен будешь на земли. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и да долголетен будеши на земли. 5. Не убий. 6. Не убий. 6. Не чужоложь. 7. Не прелюбы сотвори. 7. Не укради. 8. Не укради. 8. Не будь сведком фальшивым против ближняго твоего. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не пожадай жену ближняго твоего. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». 10. Не пожадай ни жадной вещи ближняго твоего». С виду здесь как будто имеется разница, но эта разница только кажущаяся, так как содержание всех десяти заповедей бывает полностью разъяснено, как при первом разделении, так и при втором. Мы в дальнейшем будем толковать заповеди Божии в том порядке, как мы их находим в Библии . 492. Какие из десяти заповедей Божиих говорят о любви к Богу и какие о любви к ближнему? О любви к Богу говорят первые четыре из десяти заповедей Божиих, а о любви к ближнему говорят остальные шесть. Пояснение: То, что для спасения безусловно необходимо придерживаться десяти ветхозаветных заповедей, вытекает из ответа Господа нашего Иисуса Христа человеку, который Его спросил, что ему нужно делать, чтобы приобрести жизнь вечную? Ответ гласил: «Хочешь ли войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Иисус Христос под этим подразумевал десять заповедей, так как Он прямо привел некоторые из них ( ). Первая заповедь Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В России учреждена Партия десяти заповедей. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Новости В России учреждена Партия десяти заповедей 18.02.2013 21:55 Версия для печати Москва, 18 февраля. Учредительный съезд Российской партии десяти заповедей прошел в воскресенье в Москве, сообщает Интерфакс-Религия . Я надеюсь, что ваша деятельность поможет вернуть нравственное измерение, десять Божьих заповедей в повседневную политическую практику, в жизнь нашего общества. Я надеюсь, что вы останетесь верны этим Божьим заповедям, что вы сможете объединить значительное количество людей , - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на съезде.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, складывая все в стройную систему православного миропонимания. 5. Представляет интерес и курс изучения десяти заповедей, данных Богом Это нам только кажется, что их все знают и понимают. Спросите на улице, сколько заповедей из десяти они знают? Спросите воцерковленных прихожан, как они знают и понимают десять заповедей? Картина вам представится более чем грустная. Конечно, десять заповедей не отражают суть Христианского учения. Но они представляют собой тот фундамент, на котором строится здание Христовой спасительной веры. Если десять заповедей не выражают Христово нравственное учение, то ниже десяти заповедей спасительной Христианской веры нет. Нарушение этих заповедей является смертным грехом. В Ветхом Завете за их нарушение полагалась смертная казнь. В Новом Завете за такие грехи отлучают от Причащения, а значит, и от спасения. И только через глубокое и искреннее покаяние восстанавливается спасительная связь со Христом и Его Церковью. В данном учебном курсе основные задачи — не только выучить десять заповедей, глубоко их понять, но и научиться применять их в разных жизненных ситуациях. Поэтому при изучении каждой заповеди следует задавать вопросы: какое значение имеет та или иная заповедь для нас, а не для древнего израильтянина, и в каких формах она может нарушаться. Приведу простой пример. Задаем вопрос верующей женщине: как она понимает десятую заповедь применительно к себе самой в ее жизненной ситуации: желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего Наверное, говорить о рабах и рабынях, а в северных широтах и об ослах, будет нелепо. Еще более странно для верующей женщины будет пожелание чужой жены. А что она, собственно говоря, будет с ней делать? Наверное, стоит сказать: желай мужа твоей

http://azbyka.ru/katehizacija/prepodavan...

В США продолжаются тяжбы вокруг памятника десяти библейским заповедям. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Новости В США продолжаются тяжбы вокруг памятника десяти библейским заповедям 23.08.2016 12:53 Версия для печати Гаррисберг, 23 августа. В США продолжаются судебные тяжбы вокруг памятника десяти библейским заповедям в штате Пенсильвания – атеисты требуют его убрать за нарушение закона о разделении церкви и государства и на том основании, что он возведен на государственной земле, сообщает «Седмица» со ссылкой на сайт Worldreligionnews. Спорный монумент стоит при входе на территорию школы в городе Нью-Кенсингтон штата Пенсильвания.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Оба решения были приняты пятью голосами судей против четырех. Как заявил председатель Верховного суда Уильям Ренквист, изображение десяти заповедей на памятнике в Техасе имеет как религиозное, так и государственное значение, поскольку сам монумент отражает политическую и правовую историю штата. Памятник в Кентукки, по мнению судей, был установлен для пропаганды религиозных ценностей. В частности, церемонию его открытия проводил священник. В исках, которые рассмотрел Верховный суд, говорится, что изображение десяти заповедей на территории органов государственной власти является нарушением конституции США, которая предусматривает отделение Церкви от государства. По словам одного из судей, монумент в Кентукки стал нарушением принципа, согласно которому государство должно оставаться нейтральным в вопросах религии. Как заявил консервативный политический деятель Гари Бауэр (Gary Bauer), поддерживающий тесные отношения с различными христианскими организациями, Верховный суд фактически ничего не решил. По словам Бауэра, дискуссия о роли религии в общественной жизни в ближайшие годы не утихнет. Возможно, суд дает понять, что готов принять чисто историческое, академическое изображение десяти заповедей, но выступает против установки монументов с целью пропаганды религии , - заявил Бауэр. Во время заседания около суда собралась большая толпа сторонников и противников истцов. Boston Globe отмечает, что противоречащие друг другу решения были восприняты в толпе с разочарованием. Как напоминает Радио Свобода , в ноябре 2003 года был смещен со своего поста председатель Верховного суда штата Алабама Рой Мур - за отказ убрать из здания суда текст десяти заповедей Моисеевых. Гранитное изображение раскрытой книги на гранитном же постаменте было изготовлено на его личные средства и по его собственному проекту.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Насколько обосновано это представление? Господь Иисус Христос назвал две главные заповеди закона – заповеди о любви к людям ( ; ). Обе эти заповеди, бесспорно, носят нравственный характер. Проявления именно этой любви к мы видим в Десяти заповедях. Ап. Павел также не разделяет заповеди на Десять и прочие: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» ( ). Здесь мы видим сразу несколько заповедей из числа Десяти: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого. Следовательно, ап. Павел считает частью закона не Десять заповедей, а любовь. Исполнение закона, по мысли апостола, достигается не хранением субботы, а деятельной любовью: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождениюплоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается ближнего твоего, как самого ( ). К. Плотников подчеркивает, что Десять заповедей были даны тогда тех же обстоятельствах, что и прочие заповеди Закона свидетельствовал о том, что весь Закон дан от Бога ( ). Поэтому «все различие между Десятью ветхозаветными по их происхождению, состоит в том, что первые даны непосредственно Богом, а вторые – при посредстве Моисея или, как говорит ап. Павел, ( )». Поэтому в Божиим» называется весь Ветхий Завет , который «дал Господь через Моисея» (ст. 14), а не отдельные Десять заповедей. Равным образом в Пятикнижии говорится об обязательности всех заповедей ( ; установлены Богом за неисполнение всех заповедей, а не одних лишь Десяти 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

И, напротив, в откровении о десяти заповедях эта тема опускается. Моисей присоединяется к своим соплеменникам в качестве слушателя. Бог сейчас непосредственно говорит Своему народу: «И изрек Бог все слова сии, говоря» (20:1). Быть может, таким образом, Библия пытается сообщить нам, что, когда мы читаем десять заповедей, мы встречаемся лицом к лицу с апогеем или величайшим благом Божьей воли для Его последователей с точки зрения образа жизни и нравственных убеждений? Обратите внимание на продолжение после заповедей: «Я с неба говорил вам», а не с горы Синай (20:22). Когда Бог говорит с израильтянами, Он обращается к каждому отдельному человеку, а не к группе людей. Все местоимения «ты» в заповедях стоят в единственном числе, а не во множественном. В иврите они ясно различаются. Так, «не делай себе» в 4-м стихе (лотакасех) во множественном числе звучало бы лотакасу. Интересно отметить, что, хотя Бог один передает десять заповедей. Он говорит о Самом Себе во 2–6-м стихах в первом лице («Я Господь ... пред лицем Моим ... Я Господь, Бог твой ... ненавидящих Меня ... любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»). Но в 7–17-м стихах Бог говорит о Себе в третьем лице (например: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (ст. 7), где мы могли бы ожидать «Я, Господь, не оставлю без наказания того, кто произносит имя Мое напрасно»). Особенности десяти заповедей Восемь из десяти заповедей являются отрицательными запретами. Только две заповеди положительны: «Помни день субботний. ... Почитай отца твоего и мать твою». Это не удивительно, ведь закон по сути своей носит ограничительный характер. Он выступает в качестве сдерживающего средства. Он скорее запрещает, чем предписывает. Поведение в обществе упорядочивается посредством объявления незаконными определенных видов деятельности. Восемь десятых Декалога – это отрицательные, аподиктические (т.е. безусловные) запреты, стоящие во втором лице единственного числа. В иврите есть два способа выражения запрета: отрицательная частица «ал с повелительной формой глагола (воспроизводится в Септуагинте с помощью ме с повелительным наклонением или аористом сослагательного наклонения); негативная частица формой несовершенного прошедшего времени глагола (воспроизводится в Септуагинте с помощью оу с глаголом в будущем времени изъявительного наклонения).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

и что скажет тебе Господь, Бог наш, пересказывай нам, и мы будем слушать и исполнять» ( Исх.20:18–19 ; Втор.5:27 ). Господь похвалил желание народа, так как увидел, что народ убоялся Его, а это ручательством за то, что израильтяне будут исполнять Его заповеди ( Исх.29:20 ; Втор.5:28–29 ). Посему Он и повелевает Моисею: «скажи им (т. е. народу): «возвратитесь в шатры свои», а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они так поступали»... Это было после того, как Господь изрек десятословие ( Втор.5:30–31 ). Таким образом, мы видим, что действительно Господь громогласно и ко всему Израилю сказал только десять слов, а затем, по просьбе самого Израиля, стал давать им все остальные заповеди, постановления и законы уже в беседе с одним Моисеем. Следовательно, неправ ты, Петр, когда утверждаешь, что Бог вообще ничего не говорил и не давал, кроме 10 заповедей. Сам Бог, дав 10 заповедей, опять говорит Моисею: «и Я изреку тебе все заповеди, и постановления, и законы»... Значит, десять заповедей составляют лишь частицу Божьего закона. Важно еще и то, что Сам Бог не отдавал предпочтения десяти заповедям пред остальным законом, данным через Моисея, и говорил: «о, если бы сердце израильтян было таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои» ( Втор.5:29 ). Посему Моисей повелел народу не уклоняться от всего закона Божьего, а не от одних только десяти заповедей, «ни направо, ни налево» ( Втор.5:32 ). Ты, Петр, еще сказал, что остальной закон, кроме десятословия, появился тогда, когда израильтяне начали грешить против десяти заповедей, и что он представляет Собою лишь указание казней за преступление против десятословия и средств к очищению от этих преступлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Но так ли? Израильтяне впервые у горы Синая согрешили тем, что сделали себе «литого тельца» ( Исх.32 ). Однако, до этого Моисей уже получил от Бога не только 10 заповедей, но и множество других, записанных им с 20–31 главу кн. Исход. И если бы народ не сделал себе «тельца», то Моисей и еще оставался бы на горе для получения множества других постановлений. Преступление израильтян лишь прервало беседу Моисея с Богом, и Моисей, по повелению Господа, наказав смертью многих израильтян за содеянный ими грех, снова возвратился на гору, чтобы получить от Бога и остальные заповеди и постановления, отнюдь не вызванные грехом израильтян, так как они и без этого греха были бы даны Моисею ( Исх.32–35 главы). И по содержанию своему все законы, данные Богом через Моисея, отнюдь не представляют собою перечня казней за грехи против десяти заповедей и средств к очищению от этих грехов. Достаточно вспомнить, что, например, кровавые жертвы имели значение самостоятельное, независимое от 10 заповедей, и прообразовательное, так как прообразовали Христа. Еврейская скиния также имела свое самостоятельное и прообразовательное значение. Да и множество других законов, заповедей и постановлений «закона Божьего» отнюдь не находились в зависимости от десятословия, так как и по содержанию своему и по форме представляли собою новые, самостоятельные, а не придаточные или зависящие от существования десяти заповедей предписания. И Сам Христос на вопрос: «какая наибольшая заповедь в законе?» – указал не на десять заповедей, а на две другие, на которых утверждается весь закон, следовательно, и десятословие ( Мф.22:36–40 ; ср. Втор.6:5 ; Лев.19:18 ). Тебя, Петр, смущает то обстоятельство, что Бог Своим перстом написал на каменных скрижалях только десять заповедей, и отсюда ты выводишь заключение, что, значит, только десять заповедей, как наибольшие, и нужны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Посему ты, Петр, глубоко неправ, когда говоришь, что Моисеев закон тебе не нужен, а Божий нужен. Ведь Моисеева закона и нет, и то, что ты приписал Моисею, – принадлежит Богу. Так что выходит, что из Божьего Ветхого Закона или Завета ты произвольно множество заповедей и постановлений выбросил, а малую часть – десятословие, принял. Ты вот сослался на кн. Второзакония 4 гл. 2, 10, 13 ст., но разве там речь о строгом исполнении только десяти заповедей? Нет! Сам Моисей говорит, что он здесь разумеет все заповеди, законы и постановления, которые передает израильтянам, как Божии ( и др.). Далее, ты сослался на слова Христа ( ). Но в 5 главе ев. Матфея Христос говорит опять-таки о всем законе, а не только о десяти заповедях, и притом не только о законе, но и о пророках... И в 19 гл. Мф. Христос в числе заповедей, необходимых для соблюдения, указал богатому юноше-еврею и такую, какой нет в числе десяти («люби ближнего твоего, как самого себя» – ст. 19, ср. Лев.19:18 . Эту заповедь нельзя отождествлять с десятой заповедью), и еще совсем новые для израильтян, но необходимые для того, чтобы быть «совершенным» ( Мф.19:21 ). Вообще же на это место нельзя ссылаться, как на такое, в котором Христос перечислил якобы все заповеди, необходимые для спасения, потому что здесь Христос не привел даже всех заповедей десятословия. Но из этого странно было бы заключить, что для богатого юноши и вообще для израильтянина неупомянутые в данном месте заповеди десятословия не были нужны. Также странно было бы думать, что и «первая и наибольшая заповедь в законе» ( Мф.22:38 ), о которой Христос в том же месте ( Мф.19:17–19 ) умолчал, тоже для богатого юноши не была нужна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010