Воскресение Христова. Икона. Христос держит за руку Адама, за спиной которого Ева и ветхозаветные праведники. За спиной Христа - святые пророки      Для нас Пасха – день Воскресения нашего Господа, но когда Он собрался со Своими учениками на Тайную вечерю, это слово имело иное значение. Этот праздник был посвящен другому событию – Исходу евреев из Египта. Почему Господь устанавливает главное Таинство Церкви – святую Евхаристию – именно во время празднования Пасхи? Почему Его смерть и Воскресение совершаются именно в эти дни? Потому что события Исхода являются ветхозаветным прообразом того, что Он совершает сейчас. В первой из десяти заповедей Бог говорит о Себе: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20: 2). Он – Бог-Освободитель. Исход подробно описан в библейской книге с таким же названием – и в эти пасхальные дни нам стоит ее перечитать. Потомки Авраама благополучно жили в Египте, пока не сменился фараон. Новый правитель стал жестоко притеснять их и обращаться с ними как с рабами. Как говорит Писание, «египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1: 13–14). Наконец, фараон повелел убивать всех новорожденных мальчиков-евреев. Удивительным Промыслом Божиим Моисей – будущий Пророк – спасся от смерти и, когда вырос, был призван Богом, чтобы вывести народ на свободу. Сначала фараон с презрением отвергал просьбы Моисея отпустить сынов Израилевых и только еще больше мучил и притеснял их. Но потом, после десяти грозных знамений, пришедших на Египет, египтяне устрашились и отпустили народ Божий. Бог провел Своих людей через расступившееся море – так, что погнавшаяся за ними было египетская армия утонула, когда воды сомкнулись, – и повел их через пустыню, питая манной и являя многие чудеса. Исход из Египта. Миниатюра, 1190-1200 гг., Франция      Исход – это история обретения новой жизни

http://pravoslavie.ru/70084.html

– Значит, по вашему, сам Христос не вкусит от древа жизни, не наследует жизни вечной и Царствия Небесного – возразил я. – Ведь Он изменил некоторые из десяти заповедей. Но этого мало. Он поставил десять заповедей на одну доску с юридическими постановлениями, или, выражаясь по вашему – с обрядовым законом. После исправления упомянутых заповедей, Он тут же исправил и закон о браке, и заповедь о клятве, и закон о возмездии: око за око, зуб за зуб ( Мф. 5:31–40 ). А заповедь о субботе Он прямо заповедал нарушать, повелев исцеленному при купели совершать в субботу обычный будничный труд, а также и в других случаях, о чем мы уже говорили. А потому апостол Павел имел полное основание отнестись к субботе, так же как и ко всем иудейским праздникам, назвав все это тенью: предметами несуществующими и ненужными. Адвентист сказал: «Вы все толкуете, что Ветхий Закон отменен весь, не исключая и десять заповедей. А Христос напротив подтверждает закон пророков и заповеди. Он прямо сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5:17–19 ). Значит и заповедь о субботе должна исполняться. Вы что скажете на это»? Я ответил: «Христос, действительно пришел не нарушить или не преступить и не преступил ничего из Ветхого Закона. Он принял и обрезание, Он вкушал опресноки, ходил в Иерусалим на праздники. А уж о десяти заповедях и говорить нечего. Он вообще исполнил все, что требовал Ветхозаветный Закон. Но это еще не значит, что и мы, христиане, обязаны буквально исполнять весь Ветхий Завет . Также нельзя понимать буквально, что ни одна иота или черта из закона не должна остаться неисполненной, и кто нарушит хотя и малую заповедь Ветхого Закона, тот не будет виновен. Иначе, если понимать буквально, то виновным окажется и сам Спаситель, исправивший некоторые заповеди. Придется признать виновным и апостола Павла, который неоднократно повторяет, что Ветхий Закон необязателен для всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Иисус поднимает нас над злом этого мира, когда говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, …ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:19, 21 ). Надо собирать такие сокровища, которые невозможно украсть, которые невозможно отнять у человека, которые возможно взять с собой в любое место, пусть даже это будет тюремное заключение, быть может, за правду, за веру. Никто не может заручиться, что этого никогда с ним не случится, но он должен иметь богатство души, которое невозможно у него отнять. Нарушение этой заповеди есть расторжение завета с Богом, есть отторжение себя от Бога и от его благословения. Поэтому будем молиться о том, чтобы наши дети, наши близкие, все люди страны нашей как можно глубже проникались этим очень важным свойством человека, которое называется «страхом Божиим», и чтобы даже те люди, которые крали, услышали слова апостола Павла: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, чтоб было из чего помогать нуждающимся». Вот — моральное основание для работы христианина, для его труда, для его заработка, не для обогащения, а для того, чтобы было, чем помогать нуждающимся. Будем молиться Господу, чтобы и наша жизнь протекала в чистоте перед Ним, чтобы Господь давал нам в руки тот труд, которым мы могли бы прокормить и себя, и свою семью и помочь нуждающимся, тем, у кого жизнь сложилась менее удачно, чем у нас. На этом мы с вами сегодня прощаемся. Всего вам доброго. До свидания. Храни вас Бог. 10. «Не лжесвидетельствуй и не желай чужого» Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами встретились вновь, для того, чтобы завершить цикл наших бесед по Десяти заповедям, хотя, конечно, мы продолжим наши беседы о добре и зле в других передачах. Но вот о Десяти заповедях мы, наверное, уже сегодня завершим наши беседы. Девятая заповедь говорит о том, чтобы мы не произносили ложного свидетельства на другого человека. Лжесвидетельство — это не просто обман, это нечто более тяжелое, более серьезное.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Каждый вечер в эти подготовительные дни мы слышим: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща» 43 , т.е.: «Вот в полночь приближается Жених, и блажен тот раб, которого найдет Он бодрствующим». Слышим евангельский рассказ о бесплодной смоковнице, осужденной Христом за то, что не нашел Он на ней плодов, о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, оказавшихся неготовыми к этой встрече. Слышим и пророчество Христа о том, как оскудеет в мире любовь и восстанут друг на друга народы и царства. Слышим, наконец, и горькое вопрошание Его: Сын Человеческий, придя в мир, найдет ли веру на земле? ( Лк. 18:28 ). И что означает все это, начиная с радостного, но и грозного утверждения «Се Жених грядет...», как не призыв пробудиться от духовной спячки, в которой мы почти всегда пребываем, и заново пережить эти святые и великие дни, как не напоминание о том главном, в чем явлен суд над нашей жизнью и одновременно – свет и сила, могущие преобразить и воскресить ее. Великий четверг. День, когда накануне Креста и смерти вспоминает Церковь Тайную вечерю – последнюю перед страданиями трапезу Наставника с учениками, за которой Господь, как свидетельствует евангелист Иоанн, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в Мире, до конца возлюбил их ( Ин. 13:1 ). Умовение ног, а затем эта трапеза, это преломление хлеба, эта чаша: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея ecu, сия... есть Кровь Моя ( Мф. 26:26–28 ). Всецелое единение, совершенная самоотдача, радость и полнота любви! Словно в страшной, весь мир покрывающей ночной тьме, куда уходит Иуда – предатель, светит лишь эта потаенная комната, эта трапеза, где уже открыто, дано, заповедано вечное Царство любви. И вот мы в Великой пятнице, в которую вступаем через длинную-длинную службу Двенадцати Евангелий, или, как называет ее Церковь , Страстей Господних 44 . Запомним только, что первое из этих евангельских чтений, целиком посвященных предательству, пленению, суду, издевательствам, страшному одиночеству на кресте, вплоть до вопля: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27:46 ) – что начинается оно с победных слов Христа на пути в Гефсиманский сад: Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем ( Ин. 13:31 ). Ибо здесь начало последней схватки в поединке между небом и преисподней, между Богом Любви и духом ненависти, и в этой схватке, для которой, как говорит Христос, Он и пришел в мир, уже светит, все более разгораясь, заря победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Но Агнец Божий, закланный ради нас, победит их и дарует Свое Царство избранным, поскольку и по воплощении у Него осталось Царство и господство над всеми. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудни-цу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями. И глагола ми: воды, яже ecu видел, идеже любодейца седит, людие и народи суть, и племена и языуы. Так как эти слова объяснил ангел, то излишне подробно говорить о них. Но для меня кажется удивительным, как это враг и мститель диавол поможет подчиненным ему десяти рогам восстать и вооружиться на любящего добродетели Христа, Бога нашего, и опустошить многолюдный город, обольщенный им и отступивший от заповедей Божиих, а затем насытиться его кровью, как зверь. Удивляюсь и тому, как он, для которого опустошение служит радостию и убийство людей - пищею, распри и несогласия - утешением, даст согласие свое десяти рогам отступническим? Но предположение, что жена есть великий город, властвующий над царями земными, делает правдоподобным предсказание о страданиях тогдашнего мирового царства. Да избавит нас Бог от испытания этих бедствий и да вселит нас в град горний - Иерусалим небесный, в котором, как говорит апостол, Он Сам все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а служащих ему с верностию посадит с Собою и послужит им, то есть усладит их благами, уготованными им от сложения мира. Да сподобимся этого услаждения и мы во Христе, нашем Спасителе и Искупителе; Ему же со Отцем слава и держава вместе со Святым и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ОТДЕЛ XIX Статья пятьдесят пятая Об ином ангеле, возвещающем о падении Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде После сего я увидел иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Но когда государственный 1-ый канал позволяет себе то, что в Писании называется мецахек?! По-еврейски мецахек это распущенность, идолопоклонство. Мецахек -  это заигрывание со злом. И таких вещей, таких насмешек   - а  ведь  мецахек это еще и насмешка -  нельзя допускать. Потому что и дети могут смотреть телевизор в это время. Все-таки это не после десяти часов. Когда это началось? -Это, по-моему, в 17.20 или в 17.30. -Ну вот. Это еще и дети могли смотреть. Конечно, такие вещи недопустимы. Если, конечно, за полночь они что-то показывают, свои шабаши устраивают, это одно дело. Но опять же не по 1-му каналу! - Батюшка добрый вечер. -Добрый вечер. -У меня вопрос по Евангелию от Луки глава 12, стих 52-53. Какое есть соответствие пятой заповеди из десяти заповедей божьих? -Так: ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:  отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. Здесь в этом тексте говорится, что Христос принес разделение. Он принес разделение в том смысле, что проповедь Евангелия, этой благой вести, которую принес Иисус Христос -  это проповедь о новых христианских заповедях. И так как не все члены нашей семьи могут разделять те нравственные ценности, которые содержаться в евангельском повествовании, то и  происходит разделение между людьми. Например, кто-то считает, что многоженство допустимо в нынешней ситуации. А мы христиане говорим, что недопустимо. Кто-то считает, что семья может быть не только традиционной, но и нетрадиционной, и так далее,  и так далее. Поэтому разделение, которое Господь принес в этот мир, это разделение между добром и злом. Потому что Господь нам показывает, что в Его глазах зло, а что в Его глазах добро. И Он научает нас не просто конфликтовать с людьми, а понимать, в чем они правы, и где они правы, и когда они правы, и когда они не правы. -Вот сестра еще сказала о пятой заповеди. Она, мне кажется, хотела показать некие параллели.

http://radonezh.ru/text/kogda-vo-vremya-...

Однажды Авраам сидел у входа в свой шатер во время зноя земного. И вдруг он увидел трех странников. Он был очень гостеприимным, поэтому тотчас побежал навстречу путникам и поклонился им до земли. Авраам стал просить зайти к нему в гости и подкрепиться пищей. Три странника зашли к нему, и Авраам сам вымыл их ноги и побежал, чтобы заколоть откормленного теленка и приготовил им трапезу. Когда Они ели, то Один из Них сказал ему: – Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и Сарры будет сын. Сарра стояла сзади, у входа в шатер и внутренне рассмеялась, потому что была очень старой (ей было 89 лет). Но Господь (а это был именно Он) сказал: – Отчего рассмеялась Сарра, разве есть что-либо трудное для Господа? Сарра испугалась и стала отрекаться, но Бог сказал: – Нет, ты рассмеялась. И встали эти Странники и пошли к Содому, Авраам пошел проводить их, и Бог сказал, что пришел судить жителей Содома: – Я избрал его для того, чтобы он заповедал сыновьям своим ходить путем Господа, творя суд и правду. Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне или нет. Тут мы видим, что тяжкие грехи издают некий вопль в духовном мире, призывая на беззаконников правосудие Божие. Авраам знал нечестие содомлян и хотел спасти их от неминуемой гибели. Он сказал: – Господи, неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может в городе будет пятьдесят праведников? Судья всей земли поступит ли неправосудно? Господь ответил: – Если Я найду в городе пятьдесят праведников, то пощажу все это место. Авраам сказал в ответ: – Вот, Я решился говорить Владыке, я – пыль и пепел; вдруг не хватил пяти человек до пятидесяти праведников? Бог ответил: – Не погублю и ради сорока пяти. Авраам продолжал просить и умолял пощадить город ради сорока и Бог обещал. Так, уменьшая число, Авраам просил пощады ради тридцати, двадцати и даже десяти. И обещал Господь пощадить и ради десяти. И пошел Господь в Содом, а Авраам возвратился к себе. Так Бог явил праведнику Свою природу. Он показал, что Он – Троица, Отец, Сын и Дух Святой, Которому подобает единая слава и поклонение. Глава восьмая. Гибель Содома и Гоморры

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Однажды один разгневанный царь вошел в город с намерением сурово наказать всех его жителей. Было время Великого Поста, и царь постился. Перед тем, как обрушить свой гнев на жителей этого города, царь решил посетить местного юродивого. Когда царь вошел в келью к юродивому, то блаженный бросил ему в лицо кровавый кусок мяса и крикнул: «Ешь! Ешь! Царь-государь!» В ужасе царь возразил: «Так теперь ведь пост». На что юродивый заметил: «А сюда зачем приехал? Людей пожирать и кровь проливать…». Царь принял обличение и покинул город, не принеся никому никакого вреда. К сожалению, многие христиане хорошо соблюдают внешнюю сторону поста, забыв о духовной сущности его. По отношению к таковым можно применить следующие слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф. 23:23 ). Слова «сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю (которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней, обрядовой). С другой стороны, качество скоромной пищи таково, что отказ от нее может принести здоровье человеку, а не нанести ему вред, как некоторые думают: В Книге пророка Даниила рассказывается: Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища – Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не хотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: «Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни». На это Даниил отвечал: «Сделай над нами опыт в продолжении десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее». Приставник согласился, и что же? «По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» ( Дан. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Отсюда ясно, что нет никаких оснований к отличению закона Божьего от закона Моисеева. У израильтян был один закон – это «закон Божий» ( Неем.8:18 ), и в состав его входили и десять заповедей и все, что «дал Господь через Моисея» ( Неем.8:14 ) и что Моисей записал в своих книгах. От себя Моисей, как пророк Божий, ничего не говорил, да и права такого не получал, ибо истинный пророк не должен говорить от своего вымысла, а должен передавать «слова Божьи» ( Втор.18:18 ). Теперь скажу в частности. По твоим, Петр, словам: Бог , кроме десятословия, ничего не говорил и ничего не давал. Ты ссылаешься на книгу Второзакония, где читаем: «слова сии (т. е. десятословие) изрек Господь ко всему собранию вашему (т. е. собранию израильтян) на горе из среды огня, облака и мрака (и бури) громогласно и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях и дал их мне (т. е. Моисею. См. Втор.5:22 )». Но разве здесь сказано, что Бог вовсе ничего и никому кроме десяти слов не говорил? Нет, здесь только сказано, что Бог громогласно и ко всему собранию израильтян более десяти слов не говорил. Весь остальной Свой закон Бог дал уже через Моисея и так, что все собрание израильтян не говорило с Богом и не слышало Его голоса. Об этом ясно говорит нам то же Писание. В книгах: Исход и Второзаконие читаем, что Господь начал давать Свой Хоривский завет народу израильскому громогласно, т. е. громко, говоря лицом к лицу со всем собранием израильтян, так что израильтяне слышали голос Божий, хотя и стояли у горы. В то же время и Моисей, как посредник между израильтянами и Богом, пересказывал им слова Господни ( Исх.2:1, 18:19 , Втор.5:4, 5:22 ). Но израильтяне скоро пришли в ужас от виденного и слышанного и настолько прониклись страхом пред славою и величием Бога, что сперва отступили и встали вдали, а затем обратились к Моисею с просьбой, говоря: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть... и что скажет тебе Господь, Бог наш, пересказывай нам, и мы будем слушать и исполнять» ( Исх.20:18–19 ; Втор.5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Слава Богу, что есть добрые архиереи, добрые архипастыри. Но христианин должен быть защищен на любом уровне. Он должен иметь такие права, чтобы мог подать в суд на священника, священник – на архиерея, а архиерей может апеллировать к суду Собора. Вот это будет по-церковному. Итак, лжесвидетельство запрещается. Старайтесь никогда не говорить о других людях такое, чего не хотите услышать о себе. И следующая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:17 ). А как дьявол бодается одним из десяти рогов против этой заповеди? Реклама! Что такое реклама? Мы постоянно видим рекламу по телевизору – она прерывает фильмы, православные передачи разрывает реклама. Реклама как раз и вызывает в нас чувство жадности, она делается с помощью очень опытных психологов. Там так все искусно продумано, что человек сам еще ничего не понимает, а у него уже слюни текут. Я заметил, кстати, реклама скоромных продуктов учащается по телевидению во время поста. Там показывают такие дымящиеся сардельки, куры дымящиеся, необычайно аппетитные, все такое аппетитное – не дай Бог! Итак, «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами» бодается против Закона Божия. «И на головах его семь диадим» . Владыка Аверкий поясняет: «Венцы на головах его означают царственную власть дьявола в его мрачном царстве». По толкованию блаженного Мефодия: «Подвизавшиеся в брани с дьяволом и умертвившие его семь глав Церкви получат потом семь венцов добродетели. В приложении к истории Церкви некоторые видят в этих семи венцах семь царей, восставших против Церкви, а в десяти рогах десять гонений на Церковь ». Значит, десять рогов означают и борьбу с десятью заповедями, и десять гонений, которые были на первых христиан. А вот эти «семь диадим» на головах большого красного дракона означают семь выступлений против Божественной благодати и то, что Божественная благодать одолеет эти диадимы и сбросит их.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010