Помимо этого, адвентисты утверждают, что Ис. 66:23 («Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь») свидетельствует о соблюдении субботы в Царстве Божием, когда будут новое небо и новая земля. Более того, это будет именно храмовое служение . Однако Д. Грацианский следующим образом объясняет это место: если по закону мужчины евреи трижды в год должны были являться пред лице Владыки Господа (Исх. 23:17), то в будущем веке, согласно Откр. 14:13, «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Там не будет времени и ночи (Откр. 21:25, 22:5, 10:6), значит, не будет и субботы. Поэтому в Ис. 66:23 в доступных для иудеев образах говорится о непрерывном блаженном богообщении, вечном покое и вечном праздновании в возвышенном смысле этого слова . Один из аргументов адвентистов в пользу соблюдения отмененного ветхого закона связан с тем, что сам закон они делят на две неравных части: «Хотя в Библии говорится о разных законах — обрядовых, гражданских, общественных, гигиенических — Закон Божий является сердцем, главным стержнем всего закона. Десятисловие или нравственный закон — духовное по своей сути откровение характера Божьего… Десятисловие — это часть завета Бога с Его народом» . Таким образом, адвентисты среди всех ветхозаветных заповедей выделяют Десятисловие, придавая Десяти заповедям характер исключительно нравственный и, как следствие, вечный: «Десять Заповедей — уникальный закон, управляющий нравственной жизнью всех людей во все времена и во всех местах… Будучи выражением Божьего характера, закон так же незыблем, как Сам Бог. Поэтому его власть над людьми выходит за рамки времени и пространства. От Бытия до Откровения Закон Божий представляется как вечный» . Исходя из такого представления о законе и Десятисловии, адвентисты полагают, что Христос пришел исполнить не весь закон, а именно Десять заповедей. Духовное значение лишь этих заповедей раскрывал Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5:1–48) . Как и суббота, адвентистская интерпретация Декалога как истинного Закона Божия является «объектом яростных нападок сатаны». Для них это вопрос эсхатологический, и поэтому сатанинское «противоборство закону достигнет своей кульминации перед самым Вторым пришествием Христа» . Сама по себе суббота является вечным памятником творения, знамением созидательной и спасающей силы Творца, свидетельством божественной силы искупления, символом завета между Богом и человеком, символом божественной справедливости, знамением истинной религии и праведности по вере, днем передачи общине верующих даров Святого Духа (и тем самым временем общения), «символом силы Христа, освящающей нас» , знамением покоя во Христе. Без почитания субботы, следовательно, невозможно истинное богопоклонение.

http://bogoslov.ru/article/3995858

Притч. 7:1–3 «Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. – Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего» ( Притч. 7:1–3 ). «Как зрачок глаз твоих» – это как раз всем известное словосочетание «хранить как зеницу ока», оно взято из данного стиха. «Зеница ока» – это то же самое на церковнославянском языке. Здесь мы видим наставление о необходимости сохранения заповедей. Не только десяти заповедей Моисеевых, но любые нравственные предписания, которые даёт Священный автор в этой книге. И во втором стихе объясняется, почему нужно их хранить: потому что именно сохраняя заповеди, человек получает жизнь. Здесь имеется в виду, что сохранение заповедей помогает человеку избежать тех ситуаций, которые приводят к сокращению срока его жизни, о чем неоднократно говорится в Книге Притч. Но также это связано и с жизнью вечной. В третьем стихе продолжается совет: «навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего» – то есть, недостаточно просто помнить заповеди. Сердце – средоточие чувств и пожеланий, а пальцы как часть рук – это то, чем мы действуем. Так что нужно, чтобы и наши действия, и наши чувства обуздывались заповедями Божиими. Притч. 7:4 «Скажи мудрости: «ты сестра моя!» и разум назови родным твоим» ( Притч. 7:4 ). Обычный человек воспринимает свои грехи как что-то родное, часть себя, а заповеди Божии – как что-то чужое, внешнее. У христианина должно быть наоборот, мудрость Божия должна быть родной, а грех переживаться как нечто чужое, как враг внутри нас, паразит, от которого необходимо избавиться. Притч. 7:5 И далее продолжается тема о прелюбодеянии, которая была начата в предшествующих главах: «чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои» ( Притч. 7:5 ). Учение Божие о правом поведении способно охранять человека от прелюбодеяния, – это согласно непосредственному значению данных слов, но святые предлагали также и духовное толкование. В частности, святой Иоанн Златоуст говорил, что премудрость Божия, которая уберегает от чужой жены – это истина, которая уберегает от ложного учения, то есть от многобожия. Именно языческое учение, а также ересь, может передаваться красноречиво, учит приятному, удовольствиям, любостяжанию, то есть приобретению имущества. Это то, о чем далее говорится как о действиях блудной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Доброделание — совершение добрых дел. Благодаря доброделанию, а не только вере , которая без дел мертва ( Иак.2:20 ), христианин , при содействии благодати , уподобляется Богу , обретает праведность, святость, обоживается , восходит по лествице духовных совершенств. Что важнее, вера или добрые дела? Действием и плодом истинной веры в христианине являются любовь и происходящие из нее добрые дела. «Во Христе Иисусе , – говорит апостол Павел,–  не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию»  ( Гал.5:6 ). Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, недостаточно. В христианском осмыслении понятие «истинная вера в Бога» не сводится к значению «признание существования Бога». Как известно, «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ). Вера без любви и добрых дел бездейственна и мертва, и поэтому не может привести человека к вечной блаженной жизни. В Священном Писании сказано: « Не любящий брата пребывает в смерти » ( 1Ин.3:14 ). « Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?… Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва » ( Иак.2:14, 26 ). Но и добрыми делами без веры невозможно обрести спасение, т. к. нельзя любить Бога и совершать дела в Его славу без веры в Него. К тому же человек, повреждённый грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа благодати Божией. «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»  ( Евр.11:6 ). «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона»  ( Гал.3:10 ). Почему без веры невозможно творить истинно добрых дел? В христианском понимании доброделание связано с угождением Богу, с исполнением Его святой воли, Его заповедей. Но если мы обратимся к перечню десяти заповедей, данных Богом еще в дохристианские времена, то увидим, что первая же из них подразумевает веру в Единого Бога: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх.20:2-3 ). Напомним, что Господь Иисус Христос свел базовые заповеди к двум: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37-40 ). Следовательно, человек, не имеющий веры в Единого (и вместе – Троичного) Бога, является нарушителем Божьих заповедей.

http://azbyka.ru/dobrodelanie

Разделы портала «Азбука веры» См. также АУДИОВЕРСИЮ Часто священнику задают вопрос, приведенный в заглавии, и начинают оправдываться. – Нам надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в церковь . Зачем? Конечно, для того чтобы обосновать свою лень, можно найти и не такие возражения. Но сначала следует понять, какой смысл в еженедельном хождении в храм, чтобы затем уже сравнить с этим наши самооправдания. Ведь требование это не выдумано людьми, а дано еще в Десяти Заповедях: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх.20:8-11 ). За нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь, как за убийство. В Новом Завете большим праздником стало воскресенье, потому что Христос, восстав из мертвых, освятил этот день. По церковным правилам нарушитель этой заповеди подпадает отлучению. Согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». Вряд ли Творец стал бы давать нам нелепые повеления, да и церковные правила написаны вовсе не для того, чтобы мучить людей. В чем же смысл этой заповеди? Все христианство вырастает из самооткровения Бога Троицы, явленного чрез Господа Иисуса Христа. Вхождение в Его внутреннюю жизнь, участие в Божественной славе – это цель нашей жизни. Но так как «Бог есть любовь и пребывающий в любви – в Боге пребывает, и Бог в нем» , по слову апостола Иоанна ( 1Ин.4:16 ), то и войти в общение с Ним можно только через любовь.

http://azbyka.ru/zachem-kazhdoe-voskrese...

Таковое оправдание Господь совершил для всех людей, но пользуются плодами его только те, которые веруют в Господа Иисуса Христа, в Его искупительныя заслуги, и чрез веру в таинствах получают благодать возраждающую и освящающую их. Поэтому и говорит апостол Павел проведныи от веры жив будет ( Рим.1:17 ). Правда Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих ( Рим.3:22 ). Но, как вы знаете, братие, благодать Божия подается человеку чрез веру не безусловно. Каждый должен, так сказать, идти на встречу благодати Божией, своими делами показать желание получить ее, иначе сказать, необходимо для получения оправдания, веру сопровождать добрыми делами, исполнением заповедей Божиих. Что Мя зовете Господи Господи, и не творите яже глаголю? говорил Сам Господь ( Лк.6:46 ), не всяк глоголяй Ми Господи, Господи, внидет в царствие небесное но творяй волю Отца Моею иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Если же кто не сопровождает веру добрыми делами, тот показывает, что он не имеет и истинной веры «Что пользы, братия мои», учит ап. Иаков, «если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли вера спасти его? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:14–26 ). Посему алчущие и жаждущие правды должны иметь и веру в Господа Иисуса Христа и исполнять заповеди Божии. Исполняя вообще заповеди Божии, они должны в частности стремиться к достижению тех добродетелей, которые Господь указал в первых трех заповедях блаженства. Исполнивший эти первые три заповеди приблизится и к четвертой и будет истинно алчущим и жаждущим правды. Кто имеет нищету духовную, смиряет себя пред Богом и людьми, кто сокрушается и плачет о грехах своих, кто без ропота переносит постигающие его скорби и не гневается на ближнего своего, тот не будет полагаться на свои дела и заслуги, но единственно будет стремиться к милосердию Божию и в искупительных заслугах Господа Иисуса Христа, в Его страданиях и крестной смерти, будет искать оправдания себе. Таким образом, братие, в четвертой заповеди Господь ублажает тех, которые всею душею стремятся, алчут и жаждут оправдания или помилования пред Богом чрез веру в Господа Иисуса Христа и исполнение заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Ублажая алчущих и жаждущих, Господь обещает им то, что они насытятся. Это насыщение можно объяснить подобием насыщения телесного. Как насыщение телесное во-первых утоляет голод и жажду, и во-вторых подкрепляет тело пищею, так и насыщение духовное, во-первых доставляет внутреннее успокоение помилованному грешнику, а во-вторых при помощи оправдывающей благодати подает силы к деланию добра. Впрочем, в настоящей жизни обещанное Господом насыщение подается только отчасти, совершенное же насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в жизни вечной, по изречению Псалмопевца насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс.16:15 ). Итак, братие, блажени алчущии и жаждущии правды, ибо они насытятся. Будем и мы всею душею стремиться к оправданию пред Богом чрез веру во Христа Иисуса и исполнение заповедей Божиих. Как пища и питие необходимы для тела, без них оно не может жить, так и вера в Господа Иисуса Христа и исполнение заповедей его необходимы для духовной жизни, без них душа умирает и лишается оправдывающей благодати Божией. К сожалению, братие, мы мало заботимся о душе своей, а больше питаем и греем плоть свою, устремляем свои мысли и желания к временному и телесному. Одни всеми мерами стремятся к тому, как бы обогатить себя, так что богатство, по слову Апостола, становится для них как бы идолом ( Кол.3:5 ), другие алчут и жаждут чувственных удовольствий, так что чрево служит для них вместо бога ( Флп.3:19 ), третьи домогаются, как бы занять почетное положение между людьми и господствовать над ними, – словом многие подавлены заботами, многие томятся желаниями, многие алчут и жаждут, только не духовное пищи, а временное и телесное. Но, братие, еще древний благочестивый мудрец заметил «не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все суета и томление духа» ( Еккл.1:8,14 )! Не может насытиться человек теми благами, которые имеют значение только в этой земной жизни для тела человека, ибо они тленны и непостоянны, как тленно и бренно самое тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Учение Павла о соотношении закона Моисеева и оправдания через веру является центральной темой Посланий Павла к Римлянам и Галатам. Подробное рассмотрение этого учения выходит за рамки настоящей книги. Тем не менее на основании сделанного нами беглого сравнения между Посланием Иакова и посланиями Павла можно утверждать, что Иаков и Павел отстаивали разные позиции в споре о значимости закона Моисеева. Если Павел говорит об упразднении «закона заповедей» учением Христа (Еф, 2:15), то для Иакова это совсем не так: закон продолжает сохранять для него значимость. Это явствует как из приведенной в Деяниях речи Иакова, так и из эпизода, который будет рассмотрен нами в свое время: когда Иаков будет упрекать Павла в том, что он, no слухам, учит иудеев «отступлению от Моисея», и потребует от Павла выполнить обряд ритуального очищения ( Деян. 21:17 26). В Послании Иакова тема закона Моисеева получает развитие, весьма отличающееся от того, как та же тема трактуется Павлом: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы ( Иак. 2:8–12 ). «Законом царским» Иаков называет в данном случае ветхозаветную заповедь о любви к ближнему ( Лев. 19:18 ), повторенную Христом в числе двух важнейших заповедей закона ( Мф. 22:37–40 ; Мк. 12:29–31 ). Он также ссылается на одну из десяти заповедей Моисеевых ( Исх. 20:13–14 ). И наконец, ключевое утверждение: нарушитель одной заповеди становится преступником закона, и даже если человек соблюдает весь закон, но согрешит в чем-либо одном, он становится виновным во всем. Столь сильной аналогии закона Моисеева мы нигде в апостольских посланиях больше не встречаем. Если Павел говорит о необходимости соблюдать «весь закон» ( Гал. 5:3 ), то он относит это исключительно к обрезанным, причем тут же нападает на них:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Этот закон сохранился сначала в Предании, а затем в Предании и Писании. По существу – Откровенный закон был однороден с естественным законом, но глубоко отличался от последнего по способу выражения и по глубине и ясности открытых истин, а отчасти и по объему. Откровенный нравственный закон, согласно двум весьма отличным периодам в его раскрытии, – разделяется на Ветхозаветный или Моисеев Закон и Новозаветный или Евангельский. ОТКРОВЕННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН МОИСЕЯ Под именем Моисеева нравственного закона разумеются данные через пророка Моисея и других пророков богоизбранному еврейскому народу заповеди и повеления, повторенные и объясненные затем и другими богодухновенными учителями Ветхозаветной Церкви. В этом законе определялась нравственная жизнь, давались повеления и запрещения относительно всех отношений человека. По составу своему Моисеев закон чрезвычайно обширен и многообразен, ибо в нем разные отдельные законы, заповеди, повеления и запрещения давались часто в живых примерах святых исполнителей и нечестивых нарушителей Воли Божией. Поэтому, во всем своем объеме нравственный закон должен быть изучаем по всем книгам Св. Писания, но кратко и сжато главное его содержание находится в Десяти Заповедях, данных Моисею Богом на горе Синае. Эти заповеди были написаны на каменных скрижалях, из которых на одной определялись обязанности человека к Богу, а на другой – к людям. Сущность же всего ветхозаветного нравственного закона заключалась в любви к Богу и любви к ближнему. Это подтверждает Сам Господь. На вопрос одного книжника: «Какая наибольшая заповедь в Законе» (т.е. в Законе Моисеевом), Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей, возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37 ). Одинаковый с Новозаветным законом по сущности своего содержания, Ветхозаветный нравственный закон был свят и благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в самом себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сам служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей». ( Рим. 14, 14, 17–18 ). Из этих текстов становится очевидно, что адвентисты ограничивают свою собственную свободу во Христе добровольной зависимостью от формальных, заповедей и именно дуалистическая теория закона во многом обуславливает эту путаницу и логическую ошибку в сохранении закона. По этому учению, которое столь легко впадает в легализм, мы не нейдем в Библии авторитета, согласно которому было бы доказуемо, что закон Моисея и десяти заповедей представляют собой единство, описанное в Библии как «закон». Тот факт, что десять заповедей были написаны на камне (Исход 31, 18), а закон Моисея записан в книгу (Исход 24, 4; Второзак. 31, 24) не доказывает того, что один из них закон нравственный, а другой формальный. Как мы уже видели, закон Моисея, записанный в книгу и помещенный левитами в ковчег завета, имеет дело не только с формальными ритуальными вопросами, но и с нравственными заповедями, которые содержатся в Десятисловии. Одно не могло быть осуществлено, т.к. Христос предсказывал и исполнил, другое осталось не воплощенным т.к. жертвенный план Бога мог быть не совершен на Голгофе. Б. «Закон» в Новом Завете Когда авторы Нового Завета говорят «закон», они обычно имеют ввиду все пять книг Моисея, которых содержатся нравственные, формальные и гражданские предписания. Но они носят чисто национальный характер и приемлемы только в Израиле и для всякого, кто стал израильтянином. Нигде в Писании они не применяются к кому-либо еще. Несмотря на то, что язычники, по словам Павла, «не имеют закона», этот великий нравственный принцип применим к ним, так как язычники от природы поступают так, как предписано законом, но они не подпадают под его влияние в том его виде, как он был дан в Израиле. В Деяниях апостолов (15, 23–32) описывается как главы христианской церкви в Иерусалиме, все евреи, были очень осторожны в том, чтобы не налагать требования закона на язычников. Для них весь «закон» – нравственный, формальный и гражданский – был исполнен, и существовал лишь закон, действующий и сейчас, любить Бога и ближнего. Блаженный Августин отмечал: «Любите Бога и делайте, что вам нравится», так как если мы действительно любит Бога «всем сердцем, и всею душою твоею, и всем разумение твоим», творим только то. что приятно Ему. Это – «закон» Нового Завета, единственный путеводитель для христианина. Мы «больше не под законом, а под благодатью», и роль «детоводителя» ( Гал. 3, 24 ) навсегда и невозвратно закончена.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

10 августа 2013 года исполнилось 10 лет со дня кончины священника Константина Галериу (1918–2003), одного из самых крупных румынских богословов и духовников. Предлагаем читателям сайта беседу отца Константина; вопросы ему задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан) . – В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей (см.: Исх. 20: 2–17; Втор. 5: 6–21). В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств (см.: Мф. 5: 3–11). Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими? – Сходство заключается в том факте, что и у закона, и у блаженств Один и Тот же Автор – Бог; оба они – дар любви и попечения о нас. – А различия? – Самое важное различие указывает нам Святое Евангелие: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). – Как вы объясните это Божественное слово? – В этом откровении показано, как дарованы были нам и закон, и блаженства . Закон был дан через человека, через Моисея. Дан он был на горе Синайской и в «духе страха» (ср.: Ис. 11: 3) по причине нашего греха, при громах и молниях(ср.: Исх. 19: 16). Блаженства дарованы нам были Самим Сыном Божиим, соделавшимся Человеком. Слов а «дан чрез Моисея», а благодать «пришла через Иисуса Христа» показывают, что Сам Автор блаженств, Бог, пришел к нам, Он здесь присутствует. Они [блаженства] тоже были даны на горе в знак того, что они приходят свыше, но в духе смирения, кротости, милости и мира Божественного. А если пришел к нам Сын Божий, ставший Человеком, то есть пришла полнота, из которой мы берем «благодать на благодать» (Ин. 1: 16), тогда это означает, что в даре блаженств, предложенном нам лично Богом, мы имеем полноту благодати, путь совершенства. – Из этого коренного отличия вытекают и другие? Не могли бы вы их показать. – Да! Вдумаемся в это. Закон был дан Промыслом Божиим, чтобы заградить путь зла вниз – наклонную плоскость падения нашего. Он словно крик, словно приказ: «Стой, останови, останови зло» – то есть грех, тлен, смерть . Поэтому он являет собой ряд запретов: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; не делай себе кумира; не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; не убивай; не прелюбодействуй; не кради»(Исх. 20: 3–15).

http://pravoslavie.ru/63387.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010