П. Выголов разделил двустолпные храмы на два основных варианта: памятники, у которых центральный барабан сдвинут к востоку (т. н. " ложное " двухстолпие), и памятники с центральным барабаном, расположенным по оси столбов (т. н. " истинное " двухстолпие). Второй вариант двухстолпия, к которому принадлежит исследуемый памятник, впервые появляется в Благовещенском соборе Сольвычегодска, возведенном в 1560-1574 гг. известнейшей купеческой фамилией Строгановых в своей вотчине. Собор увенчан световым пятиглавием. " Истинный " , или " развитый " , двустолпный тип получает широкое распространение в XVII в., особенно в костромских, вологодских землях и центральной России. Причем, наряду с храмами, имеющими пять световых глав (церковь Лазаря в Суздале 1667 г., храм Николы во Владычной слободе в Вологде 1669 г., церковь Макария Макариево-Унженского Троицкого монастыря 1677 г., Воскресенский собор Деревяницкого монастыря в Новгороде 1698-1700 гг. и т. д.), появляются двустолпные пятиглавые (реже одноглавые) храмы, имеющие лишь центральную световую главу. Наиболее ранний пример - не дошедшая до наших дней церковь Троицы в Костроме 1645-1650 гг. Большинство этих храмов были возведены как монастырские соборы. География памятников показывает, что к последней четверти XVII в. развитое двустолпие распространилось уже по всей стране. Система лотковых (или полулотковых) сводов и пятиглавие с одной световой главой, имеющиеся в Троицком соборе села Фаустово, встречаются лишь в соборе Сретенского монастыря, храме Рождества Богородицы в Устюжне-Железнопольской и Успенской церкви в Воронеже. На сам выбор двустолпной конструкции для монастырского собора Соловецкой пустыни могла отчасти повлиять архитектура Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (1556-1566 гг.). На первый взгляд монументальность памятника, смещение центральной главы к востоку, лаконичность и скупость форм его убранства имеют мало общего с архитектурой исследуемого храма. В то же время мы можем наблюдать сходство отдельных деталей архитектурной композиции.

http://sobory.ru/article/?object=00421

Мисаил, святитель, архиепископ Рязанский и Муромский († 1655; память 9/22 апреля, 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых) Родился в селе Грузине Новгородской епархии. Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Был ризничим митрополита Новгородского. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митрополита Никона († 1681; впоследствии патриарх Московский и всея Руси), который указал на Мисаила как на достойного преемника почившему архиепископу Рязанскому. 13 апреля 1651 года он был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в сан архиепископа. Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоконравственном. Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил энергично боролся главным образом против народного повального пьянства и против религиозного индифферентизма, проявляющегося в крайней и массовой холодности к господствующей Церкви. С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил выдающуюся неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и часто в праздники приглашал к себе в гости. С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгонял их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну, силою постригал в монашество и отсылал в монастыри. Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить христианскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М., 1989; Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк истории церк. и культурных связей в XIV в. П., 1990 (То же// Он же. История Церкви и восточно-христ. мистика: Единство империи и разделение христиан. Св. Григорий Палама и правосл. мистика. Византия и Моск. Русь. М., 2000. С. 448-449, 454); Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью. Л., 1991. С. 29-31; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. выставки к 18-му конгрессу византинистов, Москва, 8-15 авг. 1991. М., 1991; Кузьмина Н. Н., Петров Д. А. Раскопки М. Х. Алешковским руин собора Рождества Богородицы Десятинного мон-ря в Новгороде//Новгородские древности. М., 1993. С. 18-37. (Архив архитектуры; Вып. 4); Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993. С. 135-136; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 50, 291, 292, 295; Где Святая София, там и Новгород. СПб., 19982. С. 75-78; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Кузьмина Н. Н., Секретарь Л. А. Деревяницкий Воскресенский мон-рь: (История строительства, архитектуры, реставрации)//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 226-227; Седов Вл. В. Собор Михаила Архангела Сковородского мон-ря//Тр. VI Междунар. конгресса слав. археологии. М., 1999. Т. 5. С. 264-270; Печников М. В. К вопросу о времени и обстоятельствах возникновения новгородско-псковской секты стригольников//Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время: Мат-лы II науч. конф. (Москва, 14-17 декабря 1999 г.). М., 2001. С. 20-31; он же. Митрополичье летописание 20-х гг. XVI в. о движении стригольников//Moruляhcьki читання, 2003. К., 2004. С. 295-301; Булкин В. А. Знаменская ц. XIV в. в Новгороде//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 246-258; он же. О древнерусской архитектуре: Избр. тр. СПб., 2012. С. 119-136; Комеч А. И. Церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде: Соотношение канона и творчества//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Наименование иконы «Коневская» встречается впервые в описи 1641 г. Троице-Сергиевой лавры. Здесь находилось неск. памятников с такой иконографией: в Троицком соборе на тябле слева от царских дверей над местными иконами «образ пречистые Богородицы Коневской, в киоте, оклад серебрян, чеканной, на полях в семи местах святые резные, венец и коруна чеканные» (СПГИАХМЗ. 289. Л. 29), под ней пелена той же иконографии; в Успенском соборе «по левую сторону от царских дверей против левого крылоса местных образов… образ пречистые Богородицы Коневской писан на празелени» (Там же. Л. 219); в надвратной ц. прп. Сергия Радонежского «на столпе против левого столпа образ пречистые Богородицы Коневские» (Там же. Л. 263). С тем же названием («Коневская») упоминается образ Божией Матери в описях имущества др. обителей, напр. в Успенском соборе Тихвинского мон-ря, где рядом с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери над местными «настолпными» образами размещался «в киоте образ пречистые Бдцы Коневские, обложен серебром басменным, золоченым». (СПб ФИРИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 606. 1689 г. Л. 24). Очевидно, что всплеск почитания К. и. был обусловлен историческими событиями последнего этапа Ливонской войны, когда икона Богоматери с Ладоги и из Тихвинского мон-ря стали святынями-заступницами Русской земли от швед. агрессоров. К нач. 90-х гг. XVI в., когда появились первые списки К. и., Корельская земля была возвращена России. А. А. Силкин обратил внимание, что в мирном решении военного конфликта большую роль сыграл Борис Феодорович Годунов, выжидательной политикой добившийся возвращения Московскому гос-ву всех утраченных в ходе Ливонской войны земель. Этим может объясняться появление К. и. на памятниках, вложенных членами его семейства в рус. мон-ри. Так, по донесению боярина Бориса Годунова в 1597 г. царь Феодор Иоаннович дал грамоту с повелением разоренный Коневский мон-рь «своею царьскою казною церкви и трапезу устроити» ( Кадыкин П. Ф., Шляпкин И. А. Летопись и акты Новгородского Воскресенского Деревяницкого мон-ря, 1335-1839 гг. СПб., 1911. С. 17-18).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

В 1577 году снова разгорелась война со шведами. Опасаясь нападения неприятелей, настоятель и братия Коневской обители должны были оставить свой монастырь и переселиться на жительство в Новгородский Деревяницкий монастырь. На этот раз запустение Коневской обители продолжалось недолго: через 16 лет братия снова возвратилась в свою обитель. После нашествия шведов на Карелию в 1610 году братия принуждена была опять оставить Коневский монастырь, который был возобновлен только через полтораста лет, в 1766 году. Икона же Богоматери оставалась в Деревяницком монастыре до 1798 года, когда, по благословению митрополита Новгородского Гавриила, дозволено было перенести ее в Коневец. В Деревяницком же монастыре оставлена была копия с этой иконы в серебряном окладе. Прежде отправления чудотворной иконы в Коневец, строитель Варфоломей прибыл с ней в Петербург для устроения здесь серебропозлащенной ризы и пробыл в нем два месяца. В это время икона Богоматери явила много чудесных знамений. Возвращение иконы Богоматери в Коневскую обитель также сопровождалось многочисленными знамениями и чудесами. Так, некто Андрей Зиновьев был избавлен от беснования. Григорий Новосадов исцелился от расслабления, а боярыня Параскева получила исцеление от глазной болезни. Пресвятая Дева и доныне осеняет Своим благодатным покровом Коневскую обитель. Чудотворный образ Коневский изображает Богоматерь с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке двух птенцов голубиных. На обратной стороне иконы помещен «Нерукотворенный образ Спаса». Особо чтимые списки этой иконы находятся в Москве, в Благовещенской церкви, что на Бережках, и в Воскресенской церкви города Торжка Тверской губернии. 11 июля Оковецкая Ржевская икона Икона Божией Матери, известная под этим именем, «вилась в 1539 году при следующих обстоятельствах. В деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда (ныне Осташковского) Тверской губернии жили два вора: Иван, бывший прежде здесь же пономарем, и родной его дядя Ермолай. Задумав совершить кражу, они сговорились с двумя другими ворами, крестьянами боярина Ивана Повадина, в том, чтобы клочковским ворам украсть двух лошадей, а боярским — двух коров, и затем разменяться краденым. Местом, где должен был состояться этот обмен, назначено было старое городище в дремучем лесу на берегу реки Вырышни.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

м. по указу царя Иоанна IV Васильевича Грозного была переведена братия Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1582 г. царь Иоанн пожаловал объединенной обители несудимую грамоту (подтверждена в 1628 царем Михаилом Феодоровичем, в 1646 - царем Алексеем Михайловичем). После возобновления в 1597 г. Коневецкого мон-ря его насельники вернулись из Новгорода. В 1610 г., во время швед. нашествия, коневецкие иноки вновь переселились в Д. м., привезя с собой Коневскую икону Божией Матери (до 1799 находилась в Воскресенском соборе Д. м.). Настоятелем объединенной обители стал коневецкий игум. Леонтий. В период оккупации Новгорода шведами (1611-1617) братия обеих обителей укрывалась в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . В 1672 г. указом Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) Д. м. был отнесен к числу «степенных». В 1700 г., при Новгородском митр. Иове , в Д. м. была учреждена архимандрития. В 1764 г. Д. м. был причислен к 3-му классу с игуменским правлением. Л. А. Секретарь Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Определением Святейшего Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено императором 25 янв. 1875) Д. м. был обращен в женский с открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии. Немногочисленную братию распределили по др. мон-рям. Так, последний настоятель иером. Иринарх был перемещен по прошению в Варлаамиев Хутынский мон-рь на должность казначея. 17 июля 1875 г. управляющей Д. м. была назначена рясофорная послушница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря М. А. Ивановская (1841-1903). В 1879 г. она приняла постриг с именем Валентина, была возведена в сан игумении, 13 янв. 1888 г. переведена настоятельницей в с.-петербургский Новодевичий мон-рь . Открытие уч-ща «для сирот беднейших» состоялось 28 сент. 1875 г. Наблюдение за учебно-воспитательной работой осуществляла игум. Валентина (Ивановская). Духовенство епархии приглашалось к ежегодным пожертвованиям на уч-ще, пример подал митр.

http://pravenc.ru/text/171729.html

Включена в перечень из 25 объектов выставки “SOS.Cnacaeм вместе” в рамках фестиваля “Архитектурное наследие” в 2018 году. 3. Курская область, село Гуево, усадебный комплекс князей Долгоруковых Имение принадлежало Петру Долгорукову, политическому и земскому деятелю, с 1880 года и до революции. Это пример княжеской усадьбы в Курской губернии рубежа XIX–XX веков. Главный усадебный дом построен в неоклассическом стиле.На сегодняшний день сохранились руины дворца, парк, прямоугольный пруд, часть плодового сада, каменная мельница. Усадьба находится на балансе коммерческого предприятия. Владелец много лет не использует здание. Мародеры разбирают его на кирпич каждое лето. Включена в перечень из 25 объектов выставки “SOS.Cnacaeм вместе” в рамках фестиваля “Архитектурное наследие” в 2018 году . 5. Липецкая область, село Ивановка, колокольня храма святого Иоанна Предтечи Колокольня храма святого Иоанна Предтечи была построена отдельно от каменной церкви в 1796 году. Она выполнена в виде башни или маяка. Храм построил зодчий Николай Львов, а колокольню — итальянец Томазо Адамини. Это русский авангард XVIII века, в России таких колоколен только две — в Арпачеве Тверской области и в Ивановке. Первая строилась в усадьбе родственников зодчего Львова, вторая — в имении его близкого друга, Петра Вельяминова. Объект культурного наследия федерального значения гибнет. В июле 2015 года рухнули верхние ярусы колокольни. Включен в перечень из 25 объектов выставки “SOS.Cnacaeм вместе” в рамках фестиваля “Архитектурное наследие” в 2018 году. Фото: lipetskmedia.ru 6. Великий Новгород, комплекс Деревяницкого монастыря Деревяницкий монастырь был построен на рубеже XVI–XVII веков. Комплекс объединяет объекты культурного наследия федерального значения — собор Воскресения и Церковь Успения с трапезной. Исследователи полагают, что постройка была выполнена не новгородскими мастерами, архитектурные аналоги монастыря известны на севере, а также в Ярославле, Костроме, Вологде. Монастырь был действующим до 1909 года. Его здания в советские годы использовались Новгородским заводом «Стекловолокно». В Воскресенском соборе располагался склад, в церкви Успения — столовая. Сегодня большинство построек монастыря не используются, постепенно разрушаясь. Исключение одно: в корпусе, построенном в 1880-е, работает медицинское учреждение для людей с алкогольной и наркотической зависимостью.

http://pravmir.ru/nashi-notr-damy-10-ist...

Опустившим гостя, мы с преосвященным отправились в город для осмотра достопамятностей. Были в соборах Николо-Городищском и Знаменском, в часовне Владимирской Б. Матери. Отсюда по пути в Антониев монастырь, заехали к Губернатору, но не нашли его дома. В Антониеве монастыре архимандритом Корнилием 360 сделана была мне торжественная встреча. В монастыре находилась еще тогда Духовная семинария. Ректор, прот. Евгр. Ив. Мегорский 361 убедил меня посетить семинарию; я склонился на просьбу и был в двух высших классах в учебные часы. Из семинарии зашли в покой архимандрита, где нам предложен был чай. Обедали с Преосвященным у меня в квартире. После малой вечерни я осматривал ризницу Софийского собора. В ней хранится много древних и драгоценных предметов, как, например, облачения святителей Никиты († 31 янв. 1108 г), Иоанна († 7 сентября 1186 г.) и Моисея († 25 янв. 1363 г.); вериги железные Св. Никиты, Моисея и Евфимия, белый клобук архиеп. Василия и много других древних священных предметов. К сожалению, по причине позднего времени, я не мог ясно многое рассмотреть. 30-го ч. воскресение. В 9 часов слушал литургию в кафедральном соборе, которую совершал Преосв. Анастасий. Протодиакон по книге читал проповедь вместо чередного проповедника. К обеду в моей квартире приглашен был приехавший из Пб-га, для обозрения новгородских достопамятностей, молодой адъютант Военного Министра, грай Н. Ф. Гейден, староста Казанского собора в Пб-ге. Вечером ездили мы с Преосвященным в Деревяницкий женский монастырь 362 (верстах в трех от города), где помещаются три старших класса Новгородского епархиального женского училища. Начальницей этих классов состоит игумения Валентина. Она дворянского происхождения, из Одессы, дочь атамана; в детстве воспитывалась в Женеве у бабушки; училась затем в Институте и получила музыкальное образование в Петербургской Консерватории. В 1888 г. переведена настоятельницей в С-Петербургский Новодевичий Воскресенский монастырь 363 . Возвратившись из Деревяницкого монастыря, вечером я слушал всенощную в домовой митрополичьей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Великий Новгород. Деревяницкий монастырь. Собор Воскресения Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Воскресенский собор Деревяницкого монастыря построен в 1700 г. подрядчиками Фомой Алексеевым из Костромского уезда и Никитой Куприяновым из Ярославля, до сих пор привлекает внимание своими фасадами, декорированными фигурным камнем. Очень долгое время храм использовался под склад готовой продукции завода Стекловолокно. В настоящее время стёкла в окнах собора разбиты. Находится храм на улице Восточной посёлка Деревяницы, который возник в 14-ом веке при строительстве Деревяницкого монастыря. От старого монастыря никаких строений не осталось, а в здании более поздней постройки рядом с собором располагается наркологический стационар. Церковь Успения с трапезной Деревяницкого монастыря построена в 1725 году. Колокольня сооружена между 1730-1735 г.г. Повреждена во время ВОВ. Реставрирована в 1965 году. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05343

А что пошлин шло с Воскресенского монастыря Наместником Новгородским и их тиунам, и их людям, и им тех пошлин Наместникам Нашим Новгородским и их тиунам и их людям не давать ничего, а что Наместники Новгородские ставили у них коней кормить и Наместники Наши, и их тиуны, и их люди коней у них кормить не ставят. Также есми их пожаловали, что их дворы монастырские в Русе на посаде, и кто у них в тех дворах живёт людей, и Наместники Наши Русские и их тиуны, тех их людей не судят ни в чём опричь душегубства, и разбоя, и татьбы с поличным А что их сёла и деревни монастырские в Нашей вотчине, в Новгородской земле, в Обонежской пятине, в Андреевском погосте, в Грузинском да в Деревяницком погосте у монастыря, да что их дворы вокруг монастыря, и кто у них в тех сёлах; и в деревнях, и во дворах, что вокруг монастыря, начнёт жить людей, и Наместники Наши Новгородские, и их тиуны тех людей их не судят ни в чём опричь душегубства и разбоя с поличным. А ведает и судит Игумен своих людей сам во всём или кому прикажет; а случится суд смесной тем их людям с городскими людьми или с волостными, и Наместники Наши, и волостели, и их тиуны судят, а Игумен Деревяницкой, или его приказчик с ними же судит, а присудом делятся на полы; а кому будет чего искать на Игумене или на их приказчике, ино их судят Наши Наместники Новгородские. А тиуны Наших Наместников Игумена и их приказчиков не судят ни в чём. А кто возведёт по их и по их крестьян Наших приставов или Наших Новгородских Наместников пристава, и приставы Наши и Наших Наместников приставы пишут им один срок в году по Крещенье в тот же день; а иных сроков Наших не намётывают; а который Наш пристав или Наместников Наш же пристав накинет на них срок не по тому их сроку, и Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии, к тем сроком им ездить не велел; а кто на них и бессудную возьмёт не по тому их сроку, и та бессудная не в бессудную. Также есми пожаловали Игумена Воскресенского монастыря Деревяницкого с братией: кто Наши Князи и Бояре и Воеводы ратные и всякие ездоки у их людей и у крестьян не ставятся, ни кормов, ни подвод, ни проводников у их не берут, а кто у них станет, тому от Нас быть в великой опале.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010