Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕРЕВЯНИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в 4 верстах от Вел. Новгорода (ныне в черте города), на правом берегу р. Волхов. Назван по речке Деревянице (Деревянке), к-рая впадала в Волхов. История Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Основан как мужской. Впервые упоминается под 1335 г. в связи со строительством по благословению архиеп. Новгородского свт. Моисея каменного храма в честь Воскресения Христова (НПЛ. С. 346), при к-ром он основал мон-рь «на Деревяницы». По инициативе свт. Моисея в Д. м. был построен и 2-й каменный храм - в честь Успения Пресв. Богородицы (Новг. летописи. 1879. С. 136). В 1348 г. по указу Новгородского архиеп. св. Василия Калики Воскресенский собор был расписан (НПЛ. С. 361; ПСРЛ. Т. 16. С. 79). В XIV - нач. XVI в. Д. м. был тесно связан с домом Св. Софии. В монастыре существовали «владычне хоромы» (НПЛ. С. 404) для ушедших на покой Новгородских архиереев. В каменной паперти Воскресенского собора были похоронены святители Новгородские Алексий († 1390) и Иоанн II († 1417), в 1421 г.- Симеон (ПСРЛ. Т. 30. С. 166). В 1424 г. из Д. м. был избран по жребию на Новгородскую кафедру «владычен духовник» мон. Омельян (впосл. епископ Евфимий I ). В 1454 г. еп. Евфимий вложил в монастырь служебную Минею ( Кадыкин. С. 7). Согласно записи на списке Устава Иерусалимского 1498 г., еп. Евфимий был погребен в Д. м. (ИРЛИ. Новгородско-Псковское собр. 89. Л. 296 об.). В 1553 г. в Д. м. принял постриг «владычен сын боярский Василий Борисович Осенин» (Новг. летописи. С. 86). «Владычен огород» близ мон-ря упоминается и в писцовой книге 1582 г. ( Неволин. С. 134). По реформе 1528 г. при архиеп. Новгородском св. Макарии в Д. м. был введен общежительный устав. В связи с Ливонской войной и захватом Швецией территории Карелии в 1581 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/171729.html

Великий Новгород. Деревяницкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Воскресенский собор Деревяницкого монастыря, построенный в 1700 году подрядчиками Фомой Алексеевым из Костромского уезда и Никитой Куприяновым из Ярославля, до сих пор привлекает внимание своими фасадами, декорированными фигурным камнем. Очень долгое время храм использовался под склад готовой продукции завода Стекловолокно. В настоящее время стёкла в окнах собора разбиты. Находится храм на улице Восточной посёлка Деревяницы, который возник в 14-ом веке при строительстве Деревяницкого монастыря. От старого монастыря никаких строений не осталось, а в здании более поздней постройки рядом с собором располагается наркологический стационар (по другим сведениям - наркологический диспансер " Катарсис " ). Церковь Успения с трапезной Деревяницкого монастыря построена в 1725 году. Колокольня сооружена между 1730-1735 г.г. Повреждена во время ВОВ. Реставрирована в 1965 году. Деревяницкий Воскресенский монастырь, 3 класса, в 3 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова, при впадении реки Деревяницы. Основан в 1335 году святым Моисеем (см. 25 января); до 1875 года был мужским. В Успенском храме монастыря находится точный снимок с чудотворной Киевской иконы Божией Матери (см. 10 июля). Ежегодно 10 июля совершается крестный ход вокруг монастыря и села Деревяницы. При монастыре епархиальное женское училище и школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Известен с 1335 года, когда летопись упоминает о возведении каменной церкви Воскресения на Деревянице. Во время Смуты колокола монастыря были вывезены в Швецию. В 1695 году, на месте обветшавшей старой, строится новая церковь. На строительство подряжаются две артели каменщиков: Фомы Алексеева из Костромского уезда и Никиты Киприянова из Ярославского уезда. Однако, в 1697 году, уже достроенная, церковь рушится до основания. В 1700 году по указанию митрополита Иова в монастыре возводят пятиглавый Воскресенский собор. Он ставится на месте, где некогда стояли две описанные церкви. Как и в 1695 году, строительство поручено тем же артелям. Собор имеет двухстолпную конструкцию. Все сложные сводчатые конструкции собора поддерживаются изнутри двумя столбами. Такая архитектурная особенность была нетипичной для новгородского зодчества, однако весьма распространённой в XVI—XVII вв. в Подмосковье, Поволжье и Вологодских краях. Позднее к собору пристраиваются приделы. В 1725 году севернее собора строится каменная церковь Успения Богородицы с большой трапезной палатой и колокольня. В 1875 году появляется каменное трёхэтажное здание женского епархиального училища.

http://sobory.ru/article/?object=00372

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Маштафаров А. В. Синодик Коневского Богородицкого Рождественского монастыря XVI в. Коневский или Коневецкий Богородицкий Рождественский мужской монастырь, по мнению историков, основан в 1393 г. иноком Арсением на острове Коневец, в 4-х верстах от берега в северо-западной части Ладожского озера. В церковном отношении территория, где располагалась обитель, относилась к Новгородской епархии, в административном первоначально, скорее всего, к Водской пятине Новгородской земли, с 1-й половины XVI в. – к пограничному с Шведским королевством Корельскому уезду. В 1577 г. уезд был захвачен шведами, а монастырь полностью разорен. Его насельники покинули остров и перебрались в Деревяницкий Воскресенский монастырь близ Новгорода Великого. В 1594 г. среди отошедших к Русскому государству исконных новгородских земель был и остров Коневец. Иноки возвратились на старое место и восстановили обитель. В Смутное время начала XVII в. остров вновь перешел к Швеции и почти до конца Северной войны, до 1718 г., находился в составе ее владений. Монахи вновь переселились в Деревяницкий монастырь, и только с 1760 г. монастырская община обосновалась на месте основания монастыря. В 1764 г. монастырь стал заштатным, после 1825 г. – третьеклассным. Комплекс негативных исторических событий, безусловно, повлиял на сохранность архива и библиотеки обители. С XIX в. началась не только безвозвратная утрата рукописей и документов – часть из них, в основном через антикварный рынок попала в руки коллекционеров. Видимо, именно так публикуемый ниже синодик Коневского монастыря оказался у известного собирателя документов по истории России и русской литературы, археографа, члена-корреспондента Академии наук И. А. Шляпкина (1858–1918 гг.) и к настоящему времени сохранился в московской части этой некогда обширной и пестрой по составу коллекции в Российском государственном архиве литературы и искусства (ф. 1296, собр. Шляпкина, оп. 2, 58, л. 1–23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

III. Монастыри в Новгородской области и других северных К оглавлению Новгородской области и других северных, ей сопредельных, не коснулась непосредственно буря монгольская. А потому она не имела никакого влияния и на состояние здешних обителей. В самом Новгороде, который и прежде превосходил все русские города числом своих монастырей, число это еще более теперь увеличилось. Местные летописи часто упоминают о прежних монастырях: Юрьевском, Антониевом, Хутыне, Аркаже, Покровском на Зверинце, Николаевском на Липне, Благовещенском, Росткине и других , но еще чаще говорят о монастырях новых или только восстановленных и обновленных. Владыки Новгородские принимали в этом деле большое участие. Архиепископ Давид соорудил в 1313 г. каменную церковь святого Николая в Неревском конце на собственном дворе и совокупил вокруг нее черноризцев: кажется, тут речь идет только о восстановлении Бело-Николаевского монастыря, который существовал и прежде . Архиепископ Моисей основал пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский в 1335 г. на реке Деревянице, в четырех верстах от Новгорода; Волотов Успенский в 1352 г. на Волотовом поле, в трех верстах от Новгорода к востоку; Богословский женский — в 1354 г. за городским земляным валом близ Новгорода; Сковородский Михайловский — в 1355 г. в четырех верстах от Новгорода к югу и Радоговицкий Успенский — в 1357 г. за городским земляным валом, в 50 саженях от монастыря Богословского женского. Кроме того, Моисей обновил и украсил церквами монастыри: Десятинский женский — в 1327 г. на Софийской стороне в Новгороде и Свято-Духов в 1357 г. там же . Архиепископ Иоанн в 1407 г. основал два монастыря: Спасо-Преображенский на реке Видогоще, в 23 верстах от Новгорода и Николаевский на реке Веренде, в 25 верстах от Новгорода к югу. Архиепископ Евфимий основал в 1432 г. монастырь святых 12 апостолов на Чудинцевой улице . Кроме архипастырей устрояли монастыри и другие лица, преимущественно монашествующие. Так основаны монастыри: Ксенофонтов, или Ксенофонтова пустынь, в 25 верстах от Новгорода, на реке Робейке, преподобным Ксенофонтом, учеником преподобного Варлаама Хутынского, скончавшимся в 1262 г.; Колмов Успенский в начале XIV в., у ручья Колмова в трех верстах от Новгорода преподобным Макарием, который называется и настоятелем и ктитором, т.е.

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

Моисей, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Митрофан) (f 1362; память 25 января/7 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье. Получил хорошее образование. С юных лет возлюбил Господа, тайно от родителей удалился в Тверской Отроч монастырь и принял пострижение в монашество. Затем по просьбе родителей перешел в Колмов монастырь, который находился вблизи Новгорода. Через некоторое время инок Моисей был рукоположен архиепископом Новгородским Давидом во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. В 1325 году в Москве митрополитом Петром († 1326; память 21 декабря/3 января) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. В трудное время пришлось управлять Новгородской кафедрой святителю Моисею: неоднократные пожары опустошали Новгород с его многочисленными храмами; народные волнения, сопровождавшиеся грабежами, держали всех в страхе; угрожали набегами татаро-монгольские захватчики, преследующие непокорных им князей. Душа святителя искала иноческого уединения, и в 1330 году он удалился на покой в Колмов монастырь, где принял схиму. С 1352 года, по многочисленным и неотступным просьбам новгородцев, вторично управлял Новгородской епархией. Святитель Моисей отличался большой любовью к храмоздательству и устройству монастырей. За период управления епархией им основано и обновлено пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский (1335); Богословский женский монастырь близ Новгорода (1354); Сковородский Михайловский с построением в нем каменной церкви (1355); Свято-Духовский женский в Новгороде (обновлен в 1357 году) с построением в нем храма во имя Святого Духа; Радоговицкий Успенский (1357). Кроме того, построено несколько церквей: Десятинский храм в Новгородском монастыре (1359), церковь святого Прокопия на княжеском дворе (1359), церковь Благовещенская на Михайловской улице города Новгорода (1362).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр, митрополит Казанский и Свияжский (Холмский-Волынец или Холмов) Происходил из дворянского рода Холмских. Родился около половины XVII столетия и принял пострижение уже в зрелых летах. Обучался в Киевской духовной академии, потом был казначеем архиерейского дома. В декабре 1700 года возведен в сан архимандрита Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии. В 1701 году переведен в Новгородский Юрьев монастырь. С 23 октября 1704 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 14 сентября 1708 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского с возведением в сан митрополита. Нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр был 5 марта 1719 года перемещен сначала в Смоленск в сане митрополита, но без белого клобука, затем 3 марта 1720 года простым епископом в Тверь. 24 февраля 1723 года определен епископом Рязанским и Муромским. 25 июля 1725 года перемещен епископом Казанским и Свияжским. 7 августа 1725 года возведен в сан архиепископа. 15 марта 1727 года (по личной просьбе) восстановлен в сане митрополита. но с правом ношения только черного клобука. В 1730 году, по обвинению в поддержке осужденного и сосланного в Свияжский монастырь Коломенского архиепископа Игнатия (Смолы, † 1741), митрополит Сильвестр был подвергнут допросу. Архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович , † 1736) не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например, о его неуважительных высказываниях о императрице Екатерине I. В конце 1731 года митрополита Сильвестра заключили в Александро-Невский монастырь. 19 октября 1732 года владыка Сильвестр был лишен епископского сана и как простой монах в 1732 году заключен в Выборгскую крепость. Скончался 31 мая 1735 года в Выборгской крепости. Преосвященный Сильвестр много заботился о просвещении, но не был усердным проповедником и выразителем преобразовательных идей и начинаний Петра I; был близок к царевичу Алексею и разделял с ним недовольство реформами Петра. Он не признавал особого авторитета за Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

[греч. Αλξιος - отражающий, защищающий] († 3.02.1390), свт., местночтимый (пам. местн. 3 февр.), архиеп. Новгородский (12.07.1360 - апр. 1388). Был монахом, ключником (экономом) Софийского архиерейского дома в Новгороде и ближайшим сподвижником Новгородского архиеп. свт. Моисея . После удаления последнего на покой избран жребием на кафедру 15 сент. 1359 г. Зимой 1359/60 г. Тверским свт. Феодором (Добрым) рукоположен во диакона, затем во священника, 12 июля 1360 г. во Владимире хиротонисан во епископа свт. митр. Московским Алексием . 30-летнее святительство А. ознаменовано конфликтом Новгорода с митрополией. Причиной его поначалу было самовольное усвоение А. себе крещатых риз (полиставрия), являвшихся отличием высших церковных иерархов (Патриархов и митрополитов), лишь в виде исключения по особым церковно-политическим соображениям пожалованных предшественникам А.- святителям Моисею и Василию Калике . В ответ на обращение митр. Алексия К-польский Патриарх в июне 1370 г. направил А. весьма резкое послание с требованием сложить кресты с фелони и подчиниться митрополиту. Из письма ясно, что дело вряд ли ограничивалось внешним отличием, по-видимому, предпринимались попытки придать Новгородской архиепископии ту или иную степень независимости от митрополии. О последствиях Патриаршего послания ничего не известно, но, видимо, конфликт продолжился, и с ним было связано добровольное удаление А. в Деревяницкий Воскресенский мон-рь в кон. 1375 г. По усиленным просьбам новгородцев, к-рые особым посольством даже испросили на то благословение митр. Алексия, А. 9 марта 1376 г. вернулся на кафедру, а в августе отправился в Москву, где примирился с митрополитом и вел. князем. Характерно, что сразу же вслед за этим в Новгороде, сославшись на Москву, отказались принять грамоты новопоставленного митр. Киприана . В 1380 г., когда на Москве не было митрополита, А. во главе новгородской делегации заключил со св. блгв. вел. кн. Димитрием Донским договор «на всей старине новгородчкой» (НПЛ. С. 376), а в 1385 г., при митр. Пимене , конфликт с митрополией обострился снова из-за решения новгородцев отказать митрополиту в «позывном» (апелляционном) суде (см. Митрополичий суд ) и судиться только у своего архиепископа, к-рому были бы приданы светские заседатели, что не только подрывало единство Русской Церкви, но и существенно задевало фискальные интересы митрополии. В 1386 г. А. вновь, на этот раз неудачно, выступил посредником при заключении с Москвой «мира по всей старине», заключенный договор не имел церковного аспекта, и конфликт из-за позывного суда был улажен только при митр. Киприане. А. к тому времени уже не было в живых: в апр. 1388 г. он удалился в Деревяницкий мон-рь, «изволив молчанное житие», где и скончался, погребен там же.

http://pravenc.ru/text/64558.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (+ 1362) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 25 янв. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых. Святитель Моисей происходил из знатной новгородской семьи. С детства отличаясь религиозностью, он, едва выйдя из отроческого возраста, ушел в Тверской Отрочь монастырь. Родители нашли его там и умоляли перевести его в один из новгородских монастырей, поближе к ним. Со временем он стал настоятелем Юрьевского монастыря и оттуда был избран на Новгородскую кафедру. Это было тяжелое время: пожары, чума, нашествие татар, недород хлеба разоряли Русь, а особенно Новгород. В эти годы святитель Моисей прославился своей благотворительностью. Кроме того, он сооружал церкви и монастыри, заботился о переписке рукописей и богослужебных книг, с успехом борясь с ересью стригольников и с еще не вымершими в Новгороде языческими обычаями. Патриарх Константинопольский Филофей наградил его «крещатыми ризами», которые носил только он сам и его экзархи, а император Иоанн Кантакузен — грамотой с золотой печатью. В 1330 г. архиепископ Моисей удалился ради подвижничества в основанный им Воскресенский Деревяницкий монастырь (с 1875 г.— женский), но через 22 года вынужден был вернуться на свою кафедру. Он пробьш на ней еще 7 лет, а затем ушел окончательно на покой в Михайловский-Сковородский монастырь. Только раз святитель покинул его, чтобы остановить кровопролитие во время столкновения Софийской и Торговой сторон. Скончался он в этом монастыре 25 января 1362 г. и был там погребен. Известны его троекратные явления в виде величественного старца одному новгородскому купцу; два раза он спасал его: раз из рук разбойников, а в другой — от потопления; в третье свое явление он повелел возложить покров на свою гробницу, Был случай (после его кончины), когда он завел шайку разбойников, желавших ограбить монастырь, в болото, грозя их потопить, но, когда они покаялись, он вывел их на дорогу.

http://sedmitza.ru/lib/text/436853/

Антоний, архиепископ Ярославский и Ростовский (Знаменский Николай Иванович) Родился в 1765 году в г. Новгороде в семье священника. Обучался в Новгородской духовной семинарии. В 1788 году переведен из Новгородской духовной семинарии в Александро-Невскую главную семинарию. В 1790 году, по окончании курса обучения, оставлен учителем синтаксического класса, вскоре переведен в философский и, наконец, в богословский классы. 3 марта 1792 года пострижен в монашество, а 18 апреля того же года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Александро-Невской главной семинарии. С 1793 года – префект Новгородской духовной семинарии. 26 мая 1794 года возведен в сан архимандрита Новгородского Вяжищского монастыря и назначен ректором Новгородской духовной семинарии. С 7 апреля 1795 года – настоятель Валдайского Иверского Богородичного монастыря и ректор Санкт-Петербургской главной семинарии, которая при нем в 1797 году переименована в академию. 9 октября 1799 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 5 июля 1802 года – епископ Вологодский. 13 февраля 1803 возведен в сан архиепископа и назначен в Тобольск. С 25 мая 1806 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. 12 июля 1820 года уволен на покой в Новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. Скончался 10 августа 1824 года. Погребен, по завещанию, в Варлаамо-Хутынском монастыре в Покровском приделе. Будучи человеком всесторонне образованным, преосвященный Антоний стремился улучшить духовные училища и семинарии, надеясь чрез поднятие умственного и нравственного уровня духовенства благотворно влиять и на всю паству. С этой целью он, например, в Тобольске собирал у себя по праздникам учителей семинарии и беседовал с ними о преподаваемых ими предметах и об улучшении семинарии вообще. Устраивал у себя публичные диспуты по богословским вопросам, на которые приглашал светское общество. Немало потрудился Антоний и на литературном поприще. Он состоял почетным членом разных ученых обществ, а также был почетным членом Московского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Великом Новгороде обрушился третий купол старинного Воскресенского собора 25 марта, 2021. Новостная служба Храм признан памятником культуры федерального значения 25 марта. ПРАВМИР. В Великом Новгороде обрушился один из куполов с Воскресенского собора XVII века, передает Интерфакс . С пятиглавого собора упал один из малых куполов. По счастливой случайности при обрушении никто не пострадал. Следственный комитет начал проверку. По данным местных СМИ, несколько лет назад с храма упали главный купол и одна из малых главок. Все купола собора находятся в аварийном состоянии, кресты на них накренены к земле, в деревянной обшивке – большие дыры. Воскресенский собор был построен в 1698-1700 годах на территории Деревяницкого монастыря, в местечке Деревяницы. Службы в нем прекратились после революции 1917 года. В годы Великой Отечественной войны собор получил серьезные повреждения. После ремонта в конце 1960-х — начале 1970-х годов храм использовался как склад новгородского завода «Стекловолокно». Сейчас здание Воскресенского собора находится в собственности Росимущества, пользователя у него нет. Собор является памятником федерального значения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 февраля, 2022 1 октября, 2020 3 сентября, 2020 13 июля, 2020 26 декабря, 2019 13 сентября, 2019 25 июля, 2019 30 мая, 2019 18 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-ob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010