4 нояб. 1891 г. еп. Старорусский Антоний (Соколов) предложил Новгородской духовной консистории «восстановить в древнем граде Новгороде крестные ходы во всем их древнем величии, дабы православный Новгород не отставал в этом отношении от сердца России - Москвы». Расписание общегородских крестных ходов составил ключарь Софийского собора свящ. А. И. Конкордин. На крестные ходы из Софийского собора, как для освящения воды на р. Волхов (6 янв. и 1 авг.), так и в традиционно новгородские - вокруг Софийской и Торговой сторон и в Антониев мон-рь, было предписано являться всем священно- и церковнослужителям города. Офиц. документ, закрепивший расписание и особенности крестных ходов в Новгороде, был утвержден митр. Новгородским и С.-Петербургским Исидором. В 1896 г. в Новгороде был установлен крестный ход 19 янв. из Николо-Кочановской ц. на Софийской стороне в ц. вмч. Георгия на Торгу, в память о новгородских юродивых XV в., Николае и Феодоре, погребенных при этих церквах. 9 июня 1897 г. архиеп. Феогност и приглашенный им Можайский еп. сщмч. Тихон (Никаноров) возглавили празднование 500-летия Кириллова Белозерского мон-ря, которое включало крестный ход вокруг монастырских стен и «молебствие» прп. Кириллу Белозерскому под открытым небом, у часовни на территории т. н. малого (Иоанновского) мон-ря. В ходе русско-япон. войны 1904-1905 гг. жители Тихвина испросили разрешения вынести явленную икону на городскую площадь для всенародного молебна о победе, к-рый состоялся 17 июля 1905 г., за 10 дней до начала мирных переговоров в Портсмуте (США). 7 окт. 1912 г. Новгород встречал икону Успения Божией Матери с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского, написанную в Киево-Печерской лавре. Она была перенесена крестным ходом из Знаменского собора в Софийский. Регулярные крестные ходы в Новгородской епархии проводились и в сельской местности. Так, были установлены ходы вокруг Филипповой Ирапской пуст.- 8 мая (в память прибытия прп. Филиппа); Валдайского Иверского мон-ря - 21 мая; Отенского мон-ря - 26 июня; Деревяницкого Воскресенского мон-ря - 10 июля (в 1853 храм Успения Пресв. Богородицы мон-ря был переосвящен в честь Коневской иконы Божией Матери, празднование к-рой установлено в этот день); Саввина Вишерского мон-ря - на Вознесение и 1 окт., тихвинского Николаевского Беседного мон-ря - 15 и 29 авг. Также регулярно проводились крестные ходы из Антониева Дымского мон-ря на Дымское оз. (24 июня), из Отенского мон-ря на колодец, ископанный, по преданию, свт. Ионой (в Ильинскую пятницу), из ряда приходов Старорусского у. (Буреги, Коростынь, Подгощи) в с. Леохново, к мощам прп. Антония Леохновского (во 2-ю пятницу после Петрова дня).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский (Ужинский) Родился 22 марта 1777 года. В 1807 году пострижен в монашество. 30 мая 1811 года возведен во игумена Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии. 5 ноября того же года переведен в Антониев монастырь в сане архимандрита. С 7 марта 1816 года – настоятель Иверского монастыря. 10 марта 1819 года переведен в Юрьев монастырь. 11 мая 1819 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 12 апреля 1822 года – епископ Курский и Белгородский. 28 марта 1831 года возведен в сан архиепископа Черниговского. С 19 сентября 1836 года – архиепископ Казанский. 1 марта 1848 года уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь. Скончался 16 декабря 1855 года и был погребен в пристрое к Никольскому храму Свияжского монастыря, около могилы святителя Германа, архиепископа Казанского († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября). Труды: Слово, говоренное на обновление кафедрального собора г. Казани по освящении придельного при нем храма, во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба 1846 г., июня 24 дня.//Православный собеседник. – 1878, август. – С. 313–318. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1404, 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 232. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 245. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 48, 54, 61, 74, 267, 290, 512, 635. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 232. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(18) Варсонофий II, святый. До сего сана сначала был игуменом в Песношском, а с 1555 года, времени учреждения Казанской епархии, архимандритом в Казанском Спасопреображенском монастыре. Как в 1-м издании Ист. Рос. Иерар., так и во 2-м, хиротония Варсонофия показана 1563; но этот год означен совершенно несправедливо. Еще в половине 1566 года Акакий правил Тверской епархией; в Александро-Невской летописи, из коей о поставлении в июле того 1566 года митрополита Филиппа извлечение напечатано в Истор. Рос. Госуд. Карамз. IX, прим. 177) сказано: Тверского тогда епископа Акакия при сем собрании иерархов не было потому, что он бяше в болезни и старости. Следовательно, тогда Варсонофий еще не был тверским епископом, а он в сей сан хиротонисан верно после того, и заметно правил Тверской епархией менее, нежели сколько означено его святительство в обеих этих изданиях, как это увидим из святительства Саввы, преемника Варсонофиева. При том как сообразить это противоречие? В обоих изданиях оставление Тверской епархии Варсонофием означено 1576 года; но преемника его Саввы хиротония во 2-м издании показана 1572 г. Выходит, что преемник на его место был посвящен еще в его святительство в Твери, что допустить также нельзя. Ниже увидим, что преемник Варсонофия упоминается раньше и 1572 года. Варсонофий, будучи Тверским епископом, 1568 года, ноября 2, святил Воскресенскую церковь в Оршине монастыре (Журн. Минист. Народ. Просвещ. февраль 1847 г. статья: Новости, стр. 35:36). На покое в Казани принял великий образ. Мощи его обретены не 1596 года, a no Прологу 7104, октября 4; следовательно, 1595 года. Этот 1595 г. вернее, как это видно из известия об обретении мощей, помещенного на рукописном сборнике, принадлежащем новогородскому Деревяницкому монастырю, где означен тот год и то число октября. (См. журн. Минист. Народн. Просв., июнь 1853, II, 92). В 1-м издании Ист. Росс. Иер. сказано несправедливо, что Варсонофий скончался 1576 года; кончина его последовала 7085 (1577) года, марта 26, в великую среду, как это видно из доношения казанского митрополита Гермогена и обретения его мощей (Журн. Мин. Нар. Просв., июнь 1853, II, 92:93). Если справедливо, что кончина последовала в великую среду, то эта среда 26 марта была в 7086 году, следовательно 1578 года. Тогда ключевая буква шла 3 и Пасху праздновали 30 марта; в 1577 году Пасха была апреля 7, и великая среда быша 3 числа того месяца. К доказательству, что хиротония Варсонофия последовала после 1563 года, присовокупил, что когда Гурий, архиепископ Казанский, скончался 5 декабря того года, то Варсонофий был тогда еще архимандритом в Казани (Журн. Мин. Народн. Просв. 1853, июнь II, 93:94).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Спиридонъ иже во святыи отець нашь б от села Блые, сын Вавилинъ и матери Василисы, благородну родителю сынъ и благоговину. Научи же ся воскор святымъ книгамъ. И бысть сии 16 лт, и шед в манастырь святаго Спаса, и бысть мних. По семъ поставлен бысть епископомъ Новуграду и пасше церковь Божью лт 6 и месяца 3. Тако же к Осподу отиде. Комментарий Житие архиепископа Спиридона до сих пор не встречалось в русских средневековых источниках. Не упоминается оно и в выполненном О.В. Твороговым обзоре древнерусских агиографических сочинений. Ни место рождения владыки, ни имена его родителей также не известны другим средневековым источникам. Следует отметить, что местность, именуемая Белая, это географическая реалия Новгородской земли, упомянутая в Летописи Авраамки («Того лта поставиша церковь камену святого Прокопиа на Блой» 1775 ), но никаких оснований доверять сведениям о происхождении владыки Спиридона из этих мест у нас нет. Недостоверными следует считать и другие известия Жития. На самом деле архиепископ Спиридон стал владыкой из монахов Юрьева монастыря, а не из некоей обители «святаго Спаса», и был он архиепископом не «лт 6 и месяца 3», а почти 20 лет (1230−1249). Искажения исторических фактов и в этом случае мы можем объяснить их трансформацией при устной передаче. 5. Житие Иоанна Новгородского «от града Ладоги» 1776 Ил. 3. Папский Восточный институт (Рим, Италия). Slavo 5, л. 194 об.–195. Житие Иоанна Новгородского «от града Ладоги» Иванъ во святыхъ отець наш б от града Ладоги, от благородну родителю сынъ: отца Романа и матери Евдоки. И вдаша ему учити святымъ книгамъ. И приставиша ему пстуны со слугами. Извыче воскор всей книжной хитрости. И по семъ остави отца и матерь, и шед въ манастырь, и бысть мних. По семъ поставлен бысть епископомъ Новуграду и пасяше церков Божья лтъ 16 и 2 месяця. И тако преставися месяца июля въ 23. И положено бысть честное тло его въ манастыри во церкв святаго Воскресения на Деревяници въ притвор. Комментарий Неизвестно, откуда взяты автором сведения о происхождении владыки Иоанна «от града Ладоги», имена его родителей, время управления епархией («лтъ 16 и 2 месяця»). Судя по тому, что говорится о кончине и погребении владыки, речь идёт не о святом Иоанне Новгородском, а вновь об архиепископе Иоанне II, жившем в конце XIV – начале XV в., при этом заключительная часть Жития Иоанна прямо основана на соответствующем летописном тексте (преставился 24 июня 6925 (1417) г. в Воскресенском Деревяницком монастыре, похоронен «в притворе» 1777 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 616-628, 817; Мисаил (Орлов), иером, Иларион (Кириллов), иером. Ист. изображение о начале Коневской обители, о запустении, возобновлении и настоящем оной положении. СПб., 1822; Зосима (Верховский), мон. Записки о жизни и подвигах П. А. Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и нек-рые черты из жизни юродивого мон. Ионы. М., 1849; Острова Коневец и Валаам и тамошние мон-ри. СПб., 1852; Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856; Полисадов И. Н., свящ. Новая часовня Коневского мон-ря и речь при ее освящении. СПб., 1867; он же. Праздник в Коневской часовне 12 июня 1869 г. и речь к посетителям и благотворителям часовни. СПб., 1869; Ист.-стат. описание Рождественского Коневского мон-ря (С.-Петербургской епархии). СПб., 1869; Андреев А. П. Ладожское оз. СПб., 1875; Виды и описания Коневского мон-ря. СПб., 1876; Пимен (Гаврилов), архим. Рождество-Богородицкий Коневский мон-рь. СПб., 1886; Вихров А., свящ. Новгородский Деревяницкий Воскресенский жен. мон-рь и епархиальное при нем училище. Новгород, 1892; Ареев М. А. Монастырские острова Валаам и Коневец. СПб., 1895; Знаменский Ф. А., прот. Рождественский Коневский мон-рь. СПб., 1900; Мюллер Р. Б. Очерки по истории Карелии XVI-XVII вв. Петрозаводск, 1947; Heikkinen J. Konevitsan Luostarin muistro, 1393-1978. Kuopio, 1978; idem. Konevitsan Luostari. Helsingissa, 1983. Р. 92-102; Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской обл. Л., 1987. С. 77-80; Бобров А. Г. Книгописная мастерская Лисицкого мон-ря: (Кон. XIV - 1-я пол. XV в.)//КЦДР. 1991. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. С. 78-98; Kasanko M. Konevitsan luostarin historiallisset Vaiheet. Joensuu, 1992; Берташ А. В., Арсений (Хейккинен), иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб., 1993; Берташ А., Веселов Н., Ганнибал Б. Остров Коневец и его святыни. СПб., 1998; Чернякова И. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998; Бирюков Ю. Б., Булкин В. А. История Коневского монастыря по док-там и первоначальный каменный храм Рождества Богородицы 3-й четв. XVI в.//Искусство Др. Руси и его исследователи: Вопросы отеч. и зарубеж. искусства. СПб., 2002. Вып. 6. С. 22-46; Берташ А. В. Коневский Богородице-Рождественский муж. монастырь//ЖМП. 2003. 5. С. 32-45; Берташ А., свящ., Ларин И. Коневец - благословение Афона. СПб., 2005; Климент (Капалин), митр. РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 20103. С. 329-330; Коневский Рождество-Богородичный муж. мон-рь, 1991-2011: 20 лет возрождения. СПб.; [Коневец], 2011.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Дамаскин, епископ Костромской и Галичский (Аскоронский Дамиан) Происходил из среды киевского мещанства. Образование получил в Киевской духовной академии. Проходил различные послушания в Киево-Печерской лавре. В 1738 году пострижен в монашество. В 1740 году назначен учителем Новгородской духовной семинарии. С 1741 года – архимандрит Деревяницкого Воскресенского монастыря в Новгороде. В 1744 году перемещен в Рождество-Богородицкий Антониев монастырь. С 1746 года – ректор Новгородской духовной семинарии. 11 января 1748 года освобожден от ректорства и переведен в Хутынский монастырь. 7 января 1751 года назначен архимандритом Иверского Валдайского монастыря. 21 мая 1758 года хиротонисан во епископа Костромского. В 1759 году открыл в Костромской епархии шесть духовных правлений: в Костроме, Любиме, Нерехте, Плесе, Судиславле и Солигаличе, а при каждом из правлений в 1760 году основал малые училища для начального обучения детей; учредил во всех соборах протоиереев и установил десятоначальников и благочинных надзирателей; устроил для семинарии новые здания и церковь и обновил в ней преподавательский состав выпускниками Киевской духовной академии. Епископ Дамаскин привлекался к суду по делу митрополита Арсения (Мацеевича) , которому он рецензировал толкование псалмов. Разбор дела подтвердил неправоту преосвященного Дамаскина, и Святейшим Синодом ему был вынесен выговор. В 1764 году епископ Дамаскин тяжело заболел «подагрою и хирагрою» (хирагра – заболевание суставов рук – прим. ред.). Болезнь переносил терпеливо. В июне 1769 года он подал прошение об увольнении на покой, но прежде чем его прошение было удовлетворено, епископ Дамаскин 16 июля 1769 года скончался. Погребен он был в основанном им храме праведного Лазаря в Костромском Ипатьевском монастыре. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 51, 53, 59, 73, 849. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 96. Костромской Ипатьевский монастырь. Очерк. – Кострома, 1913. – С. 44. Русская старина. – 1876, апрель. – С. 737, 741, 747. – 1879, сентябрь. – С. 3–5, 20–21. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 64. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 50–51. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кроме этой иконы, в Десятинском монастыре также замечательна бывшая храмовой иконой, перенесённая из упразднённого Варваринского монастыря. На ней изображена св. Варвара великомученица в большом величественном виде, с чудесами вокруг её. У великомученицы в правой руке крест, а в левой свиток. Одежда её состоит из венца, порфиры, епитрахили и поручей шитых или зарукавьев 205 . В Деревяницком Воскресенском монастыре храмовая икона Воскресения Христова. На ней внизу восстание Спасителя из гроба и два Ангела, приковывающие сатану; посредине идут на гору праведники, ведомые Архангелом всей иконы 12 господских праздников и другие. Подобные храмовые иконы, с некоторыми отличиями, находятся в двух новг. Воскресенских церквах, оставшихся от древних упразднённых монастырей. В Воскресенской церкви на Мячине вокруг Спасителя воскресшего изображены многие лица обоих полов. В средине Ангелы издали поражают демонов воздушных; а внизу с одной стороны Спаситель в сонме Ангелов, с другой два Ангела приковывают цепями двух демонов и в числе их главного сатану. В Воскресенской церкви, на Красном поле, на иконе Спаситель правой рукой изводит праотцов из ада, а в левой пред ними же держит свиток. Внизу по углам восстают умершие из гробов и изводятся из ада; а в средине два Ангела, отверзшие ад, заключают в него двух демонов. На той и другой иконе внизу при Ангелах изображены топоры, клещи, кирки и ключи для заключения ада и связывания сатаны. В Зверине женском монастыре, кроме нынешней храмовой иконы Покрова пресв. Богородицы древней, но возобновлённой и обложенной ризой, находится в ряду местных икон Покровской церкви прежняя храмовая икона, празднуемая в день положения честных риз 206 . На иконе, пред Божьей Матерью во весь рост, изображён Влахернский храм с дверьми. Руки у Божией Матери сложены вместе в молящемся (молебном) положении пред Спасителем. Вокруг иконы по краям изображены: по правую сторону Ап. Фома, Пророк Иона, Кирик, Гедеон и Мария, а по левую – преп. Герасим, Ксенофонт, св. Евгения, Феодосия и Агафия. Икона сия замечательна как по своей величине (3 арш 14½ вершк.), так и по древнему письму и басменному на ней окладу. В том же монастыре находится храмовая икона бывшего Лазарева монастыря. На ней изображён прав. Лазарь в чудесах: у него правая рука благословящая, а левой держит евангелие. Края иконы украшены мелкой резьбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Т. 3. С. 109-110). Знаменательно посвящение храма: в Новгороде и его окрестностях не было престолов во имя вел. кн. Александра Невского, накануне начала Северной войны И. обратился к предстательству святого, прославившегося в борьбе со шведами. 24 сент. 1698 г. в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре был освящен Воскресенский собор. В этой обители в нач. XVII в., после захвата о-ва Коневец шведами, нашла приют братия Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Святогорская (Коневская) икона Божией Матери была помещена в новом Воскресенском храме. В апр. 1702 г. И. прислал в валдайский Иверский мон-рь благословенную грамоту на постройку больницы. В военных условиях монастырские больницы могли быть использованы и для лечения раненых. Под омофором Новгородского митрополита оставались приходы части Водской пятины, которая по Столбовскому миру 1617 г. отошла Швеции; в янв. 1698 г. И. рукоположил И. Никитина во иерея к Никольской ц. Горского погоста Копорского у. 12 окт. того же года И. перенес из заалтарной «палатки» в Софийский собор Новгорода мощи 1-го Новгородского еп. свт. Иоакима Корсунянина . В том же году И. приезжал в Зеленецкий во имя Святой Троицы монастырь на погребение Новгородского митр. Корнилия , в Псков на погребение Псковского митр. Илариона (Смирного) и в Александров Свирский в честь Святой Троицы монастырь , где освятил большой Троицкий собор. Свирским настоятелем И. назначил архим. Лаврентия (Иванова), который до принятия монашества служил настоятелем Троицкого собора в Олонце и прекрасно знал все Ладожско-Онежское межозерье. На рубеже 1700 и 1701 гг. И. провел адм. реформу в митрополии. Настоятели мон-рей, расположенных в основных ее центрах (Ст. Руса, Вел. Луки, Бежецк, Каргополь), были возведены в сан архимандрита, стали наместниками митрополита. В окрестностях Новгорода архимандрия дополнительно учреждалась в Деревяницком и Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мон-рях. В дек. 1700 г. в архимандрита Деревяницкого мон-ря И.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Иноки Соловецкого монастыря от ссыльных справщиков печатного двора заразившиеся расколом, с своей стороны считали священным долгом позаботиться о сохранении древняго благочестия в прионежском крае и особенно в своей отчине, – Выгозерском стану. Так явились здесь: диакон Пимен, известный тем, что первый открыл отступление Никона, подметив, как он будучи еще митрополитом в Новгороде, благословлял не так, как должно: он тогда же сообщил об этом Корнилию, служившему тогда при доме Никона, после чего Корнилий перестал ходить на благословение к митрополиту и вызвал замечание Никона: «Корнильюшко, почто под благословение не ходишь? Хощеши ли сотворю тя игуменом в Деревяницкий монастырь?» 60 ; Игнатий, тоже диакон соловецкий, кроме личных доблестей известный тем, что к нему писал свои жалобы на дьякона Феодора Аввакум. Досифей, Корнилий, Пимен, Игнатий, Иосиф, Герман – все это старые, давние знакомцы, – это было целое сборище пропагандистов раскола. Во время церковной анархии, последовавшей за удалением Никона в Воскресенский монастырь, все эти лица беспрепятственно подвизались уже на поприще проповедования, и много успели сделать зла прежде, чем на соборе 1667 г. состоялось определение против раскола. Затем, хотя московский собор 1667 г. определил всех раскольников по церковном отлучении передавать в распоряжение гражданской власти, а гражданская власть, по силе уложения царя Алексея Михайловича, должна была предавать их «градскому казнению», сожжению в срубе и т. п.; но в исполнении этого приговора гражданская власть по необходимости должна была ограничиться казнью лишь некоторых, не принесших покаяния расколоучителей – в одной Москве. В провинциях этот приговор отнюдь не был приводим в исполнение сначала. Обязанность надзора за расколом возложена была на священников, которые, быв избираемы большею частью народом и из среды народа и потому находясь в зависимости от него, в тех местах, где народ сочувствовал расколу, отчасти не хотели, отчасти боялись доносить на раскольников; бывали даже случаи, когда они «поберегали их братью», как говорил о себе Корнилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Кроме того, он сооружал церкви и монастыри, заботился о переписке рукописей и богослужебных книг, с успехом борясь с ересью стригольников и с еще не вымершими в Новгороде языческими обычаями. Патриарх Константинопольский Филофей наградил его «крещатыми ризами», которые носил только он сам и его экзархи, а император Иоанн Кантакузен — грамотой с золотой печатью.  В 1330 г. архиепископ Моисей удалился ради подвижничества в основанный им  Воскресенский Деревяницкий монастырь  (с 1875 г.— женский), но через 22 года вынужден был вернуться на свою кафедру. Он пробьш на ней еще 7 лет, а затем ушел окончательно на покой в  Михайловский-Сковородский монастырь.   Только раз святитель покинул его, чтобы остановить кровопролитие во время столкновения Софийской и Торговой сторон. Скончался он в этом монастыре 25 января 1362 г. и был там погребен.  Известны его троекратные явления в виде величественного старца одному новгородскому купцу; два раза он спасал его: раз из рук разбойников, а в другой — от потопления; в третье свое явление он повелел возложить покров на свою гробницу, Был случай (после его кончины), когда он завел шайку разбойников, желавших ограбить монастырь, в болото, грозя их потопить, но, когда они покаялись, он вывел их на дорогу.  Святитель Моисей причислен был к лику святых ранее XVII в. Почивал он «на вскрытии», то есть в открытой раке. В 1686 г. во время утрени рака с нетленными мощами его чудесно явилась посреди церкви.  В различных церквах новгородских хранились до наших дней вещи, принадлежавшие святителю (посох, крещатые ризы). •  Свт. Моисей, в миру Митрофан, принял постриг в Твери, был настоятелем новгородского Юрьева монастыря при архиепископе Давиде, после его кончины возведен на Новгородскую кафедру в 1324 г. Через 6 лет оставил кафедру и принял схиму, до 1352 г. вел строгую монашескую жизнь в основанном им Деревяницком Воскресенском монастыре (под Новгородом).   •  С 1352 г. по 1359 г. вновь занимал Новгородскую кафедру и окончательно удалился на покой в Сковородский Михайловский монастырь, где и преставился в 1362 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010