Кроме того, обидно было видеть, что в целом ряде статей уникальная, неповторимо–обаятельная личность Владыки укладывается в прокрустово ложе принятых «житийных» схем. Вскоре и это сошло на нет, а с течением времени стало создаваться впечатление, что имя Владыки вообще замалчивается. Все это вместе воскрешает в памяти горестное восклицание из «Энеиды» Вергилия: …Fuimús Troés, fuit ´Ili(on) et íngens Glória Téucrorúm!.. Но ведь были последние девять лет жизни Владыки, наполненные молитвой и трудами, протекшие незаметно для постороннего взгляда отчасти потому, что он сам в непритворном смирении избегал какой бы то ни было саморекламы, отчасти — увы! — по причине, которую тоже смиренно, но твердо указал апостол Павел во 2–м послании к Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» Нам довелось издали наблюдать его расцвет в 80–е гг., и контраст между тем, что было, и что стало вокруг него, был разителен. Тем не менее были люди, которые не оставили его и в эти годы. К своим последним годам Владыка мог бы применить и другие слова апостола Павла: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Именно этот период мы застали. И начнем мы наши воспоминания строками его любимого поэта, дипломата и мыслителя Ф.И. Тютчева, из стихотворения, посвященного памяти другого замечательного русского поэта — В.А. Жуковского: Я видел вечер твой. Он был прекрасен! В последний раз прощаяся с тобой, Я любовался им: и тих, и ясен, И весь насквозь проникнут теплотой… О, как они и грели, и сияли – Твои, поэт, прощальные лучи… А между тем заметно выступали Уж звезды первые в его ночи. В нем не было ни лжи, ни раздвоенья – Он все в себе мирил и совмещал… Мы видели только «вечер» Владыки и будем говорить о нем таком, каким знали его сами. Если чья–то картина отличается от нашей, — тот может написать по–своему.

http://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-a...

Кроме того, обидно было видеть, что в целом ряде статей уникальная, неповторимо–обаятельная личность Владыки укладывается в прокрустово ложе принятых «житийных» схем. Вскоре и это сошло на нет, а с течением времени стало создаваться впечатление, что имя Владыки вообще замалчивается. Все это вместе воскрешает в памяти горестное восклицание из «Энеиды» Вергилия:  …Fuimús Troés, fuit ´Ili(on) et íngens Но ведь были последние девять лет жизни Владыки, наполненные молитвой и трудами, протекшие незаметно для постороннего взгляда отчасти потому, что он сам в непритворном смирении избегал какой бы то ни было саморекламы, отчасти — увы! — по причине, которую тоже смиренно, но твердо указал апостол Павел во 2–м послании к Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» Нам довелось издали наблюдать его расцвет в 80–е гг., и контраст между тем, что было, и что стало вокруг него, был разителен. Тем не менее были люди, которые не оставили его и в эти годы. К своим последним годам Владыка мог бы применить и другие слова апостола Павла: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Именно этот период мы застали. И начнем мы наши воспоминания строками его любимого поэта, дипломата и мыслителя Ф.И. Тютчева, из стихотворения, посвященного памяти другого замечательного русского поэта — В.А. Жуковского: Я видел вечер твой. Он был прекрасен! В последний раз прощаяся с тобой, Я любовался им: и тих, и ясен, И весь насквозь проникнут теплотой… О, как они и грели, и сияли – Твои, поэт, прощальные лучи… А между тем заметно выступали Уж звезды первые в его ночи. В нем не было ни лжи, ни раздвоенья – Он все в себе мирил и совмещал… Мы видели только «вечер» Владыки и будем говорить о нем таком, каким знали его сами. Если чья–то картина отличается от нашей, — тот может написать по–своему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Монтгомери основательно предполагает, что самаряне сильно пострадали от всех этих бедствий и что в некоторых городах Палестины общины их были уничтожены совершенно 665 . Но положительных сведений о судьбе самарян в XI-XV вв. мы имеем очень мало. Самарянские хроники об этом периоде молчат. Христианские историки крестовых походов и паломники этого времени даже не упоминают о существовании самарян в Наблусе, хотя говорят о самом городе и его достопримечательностях 666 . А у арабских географов и у еврейского путешественника Вениамина Тудельского сообщаются о самарянах сведения очень краткие и не во всем согласные. Путешествуя с целью отыскания остатков девяти колен израильских, плененных Саргоном, Вениамин Тудельский, между прочим, посетил и Наблус. Вот что сообщает он о самарянах; “от Себаста две парасанги до Наблуса – это древний Сихем на земле Ефремовой; здесь также нет евреев. Город расположен в долине, между горами Гаризимом и Гевалом, в нем живет около ста кутийцев, соблюдающих один закон Моисеев и называемых самаритянами. Священники у них из потомства Аарона, первосвященника, блаженной памяти, и потому зовут их Ааронидами. Они ни с кем не вступают в брак, как только между собою, чтобы не смешаться с народом. Эти священники по своему закону, приносят жертвы и совершают всесожжения в своем храме на горе Гаризим, как написано в законе Моисеевом: произнеси благословение на горе Гаризим. Они утверждают, что именно здесь и есть храм святой. Они возносят всесожжения в день праздника пасхи и прочие праздничные дни, на жертвеннике на горе Гаризим, воздвигнутом из тех камней, которые сложили дети Израиля, при переходе чрез Иордан. Самаритяне говорят, что они происходят от колена Ефремова; в их области находится могила Иосифа праведного, сына праотца нашего Иакова блаженной памяти, как сказано; и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме. У самаритян не достает трех букв – ге, хет, айин: буквы ге в имени нашего праотца Abraham’a; и потому у них нет славы; буквы хет в имени нашего праотца Jitzhak’a и потому у них нет милосердия; наконец, буквы айин в имени нашего праотца Iaacob’a, и потому у них нет смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

На золотой сети премудрости его напишем слова: «Премудрость его прославят народы». На лилиях милостыни напишем: «Имя его будет жить в род и род»; долго убогие будут вспоминать своего благодетеля. На яблоках добродетелей напишем: « Церковь исповедует хвалу его», – ибо за свои добрые дела он воистину достоин быть восхваленным в церкви, как говорит и апостол: «Слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе» ( Рим. 2:10 ); достоин того, чтобы память его, как венец из цветов, была сплетена из похвал ему от нас: «Память праведного с похвалами» ( Притч. 10:7 ). Оканчивая начатое дело, напомню еще один обычай древних людей, у которых при положении во гроб какого-либо доброго и знаменитого человека, приятели, слуги, сверстники и друзья его, сделав из золота или серебра или из другого металла сердце, или слепив его из воска, полагали в гроб и погребали вместе с ним, и это – в знак сердечной любви к нему и после смерти, как бы говоря: «Как при жизни твоей мы сердечно любили тебя, так и по смерти не перестаем любить тебя, и хотя ты с нами, а мы с тобой и разлучаемся телесно, но сердце наше неразлучно с тобой; мы спогребаемся тебе сердцем нашим, желая, чтобы память о тебе не умирала, но вечно пребывала в наших любящих сердцах». Теперь, когда ныне поминаемый во блаженной памяти преставившийся отец и пастырь наш отошел во гроб, я не хочу толковать о том, кто и каким сердцем спогребается ему: сотворенным ли из золота любви, или из серебра приязни, или из какого-либо другого металла чувств сердечных. Скажу только то, о чем известно, что преемник преставившегося, высокий в Боге превелебный его милость господин отец Варлаам Ясинский, архимандрит этой святой Лавры, отец и пастырь наш, спогребается своему предшественнику, высокопревелебному его милости отцу Иннокентию Гизелю, архимандриту Печерскому, сердцем, сотворенным как бы из воска, расплываясь своим сердцем в ревностном сокрушении о нем и говоря вместе с Давидом: «Сердце мое стало как тающий воск посреди чрева моего» ( Пс. 21:15 ). Он спогребается ему таковым сердцем для того, чтобы память о нем, как печать, изображенная на воске, всегда пребывала незабвенной, ибо, как известно, он с крайним сожалением вспоминает несказанную любовь и милость к себе отца своего, – он, который познал великие благодеяния его, получал властительскую его благосклонность, много лет имел приятные беседы с ним и утешался им, и потому слышит голос его, говорящий ему словами Писания: «Положи меня как печать на сердце твое» ( Песн. 8:6 ) в незабвенную память, как и полагает его в сердце своем. Ибо, поминая отца и благодетеля своего, отзывается словами Давида: «Да будет забыта десница моя, прилипнет язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебе, если не поставлю тебя, как верх веселия моего» ( Пс. 136:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Почему же мы часто падаем, терпим бедствия и не получаем помощи от Ангелов и что нужно, чтобы Ангелы-Хранители охраняли нас на путях нашей жизни? Воздействие Ангелов на человека бывает духовное, то есть на духовную природу. Поэтому, чем более человек живет в мире духовном, чем более он следует в своих поступках не вожделениям плотским, но внушению просвещенных евангельским учением разума и совести, тем способнее бывает он к ближайшему общению с Небесными Силами и тем более пользуется их небесным покровительством и помощью. Но мы, по большей части, живем не по духу, а по плоти. Прилепляясь всем сердцем к предметам чувственным, бегая за призраками удовольствий, большей частью проводя время среди суеты и рассеянности мирской, мы очень редко возвышаемся своими мыслями до мира духовного. В этом причина, почему не получаем мы помощи от Ангелов. Люди благочестивые живо ощущали и близость к себе Ангелов-Хранителей, и их помощь на всех путях своей жизни. Служение Ангелов человекам засвидетельствовано и в Ветхом, и в Новом Заветах. Верование в бытие Ангелов существовало не только в христианском мире, но и во всех древних религиях — у персов, греков, римлян, арабов, египтян, китайцев, индийцев, магометан. Тем более должно веровать в бытие Ангелов и нам, христианам, и не только веровать, но и призывать их в своих молитвах и по мере сил подражать им в своей земной жизни, чтобы по оставлении этого мира удостоиться вместе с ними воспевать и славить в Троице поклоняемого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 1960 г. В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня обитель наша духовно торжествует, потому что творит молитвенную память преставления верного и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника как в устроении великой Троице-Сергиевой Лавры, так и в управлении ею — преподобного Никона. Поэтому, чествуя сегодня преподобного Никона, мы вместе с тем чтим и прославляем и Преподобного Сергия, который благодатью, присущей ему, как бы некой дивной пищей, воспитал и взрастил такого славного ученика и подвижника, каким является преподобный Никон.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма мчч. Михаила и Феодора на Черниговском подворье 4 октября 2021 г. 10:11 3 октября 2021 года, в день памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия   митрополит Волоколамский Иларион  совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура. За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее " (Мк. 8:34-35). " Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами " (Мк. 8:38). Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем, — дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма. Что значит " душу сберечь " и " душу погубить " ? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом " душа " в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а " сберечь " ее — означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу.

http://patriarchia.ru/db/text/5849309.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье 3 октября 2021 года, в день памяти святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.  За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим со словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8. 34-35). «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8. 38).   Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем - дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма. Что значит «душу сберечь» и «душу погубить»? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом «душа» в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а «сберечь» ее – означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу. 

http://new.mospat.ru/ru/news/88174/

Сегодняшнее соединение двух этих памятейпамяти минеи (Сретение Господне) и памяти триоди (Неделя о Страшном Суде) напоминает нам о Боге как Искупителе, ибо Христос, Бог Слово для того и воплотился, чтобы искупить, то есть спасти род человеческий, и Боге как Судии, потому что искупление, принесенное Богом, то есть дар все превышающей Божественной любви неотделим и неотъемлем от правды, справедливости Божией, которая явлена будет на Страшном Суде. И только в этом памятовании и о всепобеждающей силе Жертвы Христовой, Бога, ставшего Человеком, и о непреложной правде грядущего Суда Божия, с которой каждому из нас предстоит встретиться, и обретается средний царский путь ко спасению. Как дивно говорил много веков назад преподобный Петр Афонский, один из подвижников Святой горы, спасение обретается между страхом и надеждой. Надеждой, проистекающей из нашей веры и знания о совершившемся божественном искуплении, и страхом перед грядущим Судом, нашим знанием о том, что мы имеем внутрь самих себя. И вот этот средний путь, который соединяет в душе и страх о собственном греховном внутреннем бытии и надежду и упование на искупление, принесенное Богом, и ведет человека ко спасению. Одно без другого не есть свидетельство духовного здоровья человека. Проповедь в Прощеное воскресение Мф.6:14-21 Сегодня, в Прощеное воскресенье (которое само по себе есть очень важный день церковного года, предваряющий начало Великого поста), читается отрывок из Евангелия от Матфея, а именно, стихи 14–21 из 6й главы. Слова, которые выбраны для того, чтобы мы их услышали в канун поста, не могут быть случайными. Обращу ваше внимание только на некоторые моменты сегодняшнего евангельского чтения. Так, Господь в Нагорной проповеди, то есть во время изложения основ нравственного учения, которое Он предлагает своим ученикам, в частности, говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Так необходимом в настоящее время. Ибо речь уже о самом существовании «русского мира». Да и вообще мира, и самой веры. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2Кор. 1:5). Господь посылает его порою самым неожиданным образом. Народ не обманешь, честность не изобразишь… Чувствующуюся в этих песнях почти физически. И не случайно, лукавых сердцем, потерявших совесть от неё корёжит… Песни, как лакмусовые бумажки – кто есть кто, и за кем правда. Она за теми, о ком поёт Ярослав, кто проливает кровь «не за медали»… Голос, слова, музыка – верное тому подтверждение. Примечательно, что песня «Встанем» написана была 2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского – святого, кажется, более всего не равнодушного к судьбе России. В преддверии испытаний святые с нами… В памяти об ушедших, во укрепление живущих. Песни, как гимн нашего времени. И удивительно, что в жанре, который, казалось бы, ничего, кроме рвотного рефлекса, не вызывал в последнее время. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8). Он может быть и за не стандартной внешностью, и за провокационной самоиндефикацией. Когда нужно. Часто в гораздо большей степени, чем за бюрократической мертвечиной официальных «торжеств» и «мероприятий». Прежде всего, он в искренности. И во внутренней свободе. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5:13). Shaman служит ею на своём месте. Как может. Призывая всех нас встать и очнуться от спячки. Игумен Даниил (Гридченко) ,  Свято Воскресенский Новоиерусалимский монастырь Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 41. Ответ на 40, Советский недобиток: Валерий, у нас есть Псалмы, Акафисты, Символ Веры. Имея такое Наследие, мы тщимся добавить еще и т.н. православные песни? Прослушав и увидев вот это -

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/17/du...

Тот настрой царя Давида, который нам хочет передать Церковь, звучит очень кратко: во всех случаях — к Богу! Давид, будучи и пастухом, и военачальником, и беглецом, и правителем, всегда, во всех случаях старался все свои нужды и радости делить с Богом. И этому мы должны учиться у него. Люди очень часто не способны поучаствовать в нашей радости или в нашем горе, но Бог слышит каждого человека и в любых ситуациях нас поддерживает. Нужно хвалить Бога, благодарить Его, славословить Ему, нужно опираться на Него и в горе, и в радости. Нужно учиться надеяться на Него во всех путях Божиих. Как учиться? При помощи псалмов царя Давида! Именно царь Давид своими псалмами помогает нам настроиться на этот удивительный лад постоянного реального общения человека с Богом. Поэтому царь Давид и говорил: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» ( Пс. 17:2-3 ). Сколько прекрасных имен он сочинил для того, чтобы именовать Бога? Как влюбленный все время говорит о возлюбленной, так и царь Давид все время говорит о Боге. Потому что он любит Бога всем сердцем своим, он полагается на Него всей душой своей. Он только о Нем и говорит, только Его и славит. И Бог воздает ему за это немыслимой радостью. Этому нужно учиться. Мы слишком часто уходим в суету и печаль этого мира, но, чтобы вырваться из суеты и печали, необходимо начать славить, хвалить Бога, или плакать перед Богом словами царя Давида. Как говорит апостол Иаков: «Весел ли кто, пусть поет псалмы» ( Иак. 5:13 ). Псалмы хороши во всех случаях и являются как бы духовным лекарством, которое лечит нашу душу, они являются инструментом, который учит нас радоваться. Давайте этому учится, и пусть Господь Бог молитвами царя и псалмопевца Давида помилует всех нас! Спаси вас Господь! День памяти святителя Василия Великого Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с днем памяти великого Вселенского учителя Василия Великого! Этот святитель — один из ярких столпов IV века, который сияет перед лицом Божиим как образец и богословия, и мужества. Василий Великий родился в семье христианских родителей, его отец и мать канонизированы Церковью, так же, как и он сам, и причислены к лику святых. Святыми являются его сестра и два его брата. Но, по обычаю того времени, после рождения детей не крестили, в то время была практика крестить детей уже по достижению совершеннолетия. Василий поступил в Афинский университет и учился вместе с будущим римским императором Юлианом Отступником. Там же он приобрел и лучшего друга — Григория Богослова . У них было только две дороги: к учителям и в храм Божий. Василий Великий очень быстро освоил весь университетский курс, став блестящим ритором, великим знатоком философии и естествознания.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010