Слово на литургии в день памяти прп. Пимена Великого 9 сентября/27 августа 1984 г. Св. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, ученик, «которого любил Иисус» ( Ин. 13:23 ), которого Церковь именует Апостолом любви, неоднократно говорит о любви Бога к созданному Им миру. " Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него« ( Ин. 3:16–17 ). Но у того же Апостола мы встречаем слова, где об отношении к миру говорится нечто иное и, на первый взгляд, даже нечто противоположное: »Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15 ). Однако и здравый смысл и многовековый опыт Церкви, которая, будучи «не от мира», в то же время живет в мире и жертвенно служит делу спасения мира, уверяют нас в том, что в высказываниях Апостола о любви к миру и о том, что мир не следует любить, нет никакого противоречия. Все дело в том, что слово «мир» употреблено в них в двух различных значениях. В тех местах, где говорится о любви Божией к миру, под словом «мир» подразумевается человечество, т. е. совокупность разумных созданий Божиих, благостью Творца призванных к вечной жизни, но, по зависти диавола, отпавших от Бога чрез грехопадение и не способных собственными силами освободиться от мучительного рабства греху и возвратиться к чистому и безгрешному состоянию. Бог, как милосердный Отец, исполненный любви и сострадания к бедствующему падшему миру, делает все, чтобы спасти его. Благодаря искупительному подвигу Его Сына и благодатному воздействию Духа Святого в Церкви Христовой каждый человек доброй воли имеет возможность, чрез веру и подвиг любви, приобщиться к Божественной жизни, «войти в радость Господа своего» ( Мф. 25:21 ), наследовать Царство, уготованное праведным от создания мира (ст. 34). Там же, где заповедуется не любить мира и того, что в мире, под словом «мир» имеются в виду не сами люди, а то греховнее состояние человечества, которое оскверняет и отравляет земную жизнь, лишает ее высокого смысла как школы духовного воспитания и подготовки к будущей вечной жизни. Апостол характеризует это греховное состояние или «то, что в мире», как " похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» ( 1Ин. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Так, окрыленные верою и упованием, в виду чуда Божия, призовем и ныне благословение Господа и вышний покров Его на Царя и Россию в наши тяжкие и скорбные дни! Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуемся зело. Господи, спаси Царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя! ( Пс. 20:2, 19:10 ). Аминь. Царь-Праведник 137 Память его в род и род Десять лет сегодня минуло с того скорбного дня, когда вся Россия потрясена была от края и до края вестью о смерти незабвенного Государя Императора Александра III-ro. Время ослабило эту скорбь; в истекшие десять лет произошло столько событий, занявших внимание России, столько радостей и печалей, что, по ограниченности человеческой природы, русское общество, конечно, жило и живет главным образом интересами настоящего дня. И тем не менее, память о покойном Государе не умирала в России и, верим, не умрет никогда. Время отдалит от нас его образ: но в отдалении он будет еще прекраснее, еще привлекательнее и целостнее; история выдвинет новые события и новые интересы: но связь настоящего с прошлым никогда не прекратится; она будет выступать пред взором живущих все ярче и определеннее, наглядною, осмысленною, и в этом прошлом имя и образ Императора Александра III-ro неизменно будут вызывать только чувства благодарности и преклонения. Это не был рядовой бесцветный человек, сливающийся с миллионами своих современников и скоро исчезающих из памяти потомков; это не был и рядовой исторический деятель, чрез несколько десятилетий только числящийся в списках правителей и не оставивший яркого следа в народной жизни и в народной памяти. Император Александр III-й занял в истории свое место, сказал свое слово; он ответил заветным желаниям истинно-народного идеала Царя, заветным думам и порывам истинно-народной души. «Царь по сердцу Божию» и по сердцу народному, он вполне осуществил слова царя-псалмопевца: Он сошел, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие жаждущую землю. И будет жить... и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его. Доколе пребудет солнце, будет передаваться имя Его ( Пс. 71:6, 15, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Так что о такого рода людях еще и это сказал Господь: «Сии людие устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» ( Мф.15:8–9 ). Посему и Возлюбленный Богу Гром 19 вопиет: «Кто имеет богатство мира сего и не удовлетворяет нужды братьев, в том нет любви Божией» ( 1Ин.3:17 парафраза). Потому что любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке. Ибо любовь к миру является враждой к Богу. Посему опять он же говорит: «Не любите мира, ни яже в мире» ( 1Ин.2:15 ). Что же это такое – «яже (что) от мира» – если ни погоня за деньгами, от которой нет никакой пользы душе, плотские вожделения, высокомнение, земные желания? Все это не только не от Бога, но и отделяет от Него тех, которые имеют в душе эти (страсти), и умерщвляет душу, побежденную ими, и хоронит ее в золотом и серебряном кургане, что настолько хуже простой могилы, в которой мы обыкновенно хороним наш прах, насколько она, соответствуя нашим мертвым телам, запечатывает исходящий от них смрад и делает так, что он совершенно не чувствуется 20 ; золотой же и серебряный песок, насколько бы это пришло в голову богатых, употребляемый сверх того, делает умершего еще более смрадным, так чтобы вплоть до неба и небесных Ангелов и Самого Бога Небесного доходил смрад и отталкивал проистекающие с неба милости Божия и благосклонность Его к усопшему. 10 . Посему Возлюбленный Ученик и посылается возлюбившим его Спасителем нашим, Иисусом Христом, чтобы он научил нас всякой истине и воскресил от этих мертвых дел, и побудил к светлым делам, главой которых и доставительницей жизни вечной – что он яснейшим образом разъяснил – является любовь к Богу и к ближнему. Как же нам оказать ему любовь и каким образом почтить? Не так ли – как человека, открывшего нам всякую истину? Мы окажем ему любовь и уважение тем, что не будем делать, братие, того, что противоположно его наставлениям, и видом и на языке являя любовь и веру к нему, не будем неверными ему на деле, что и сам он запрещает, говоря: «Братие 21 , станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Итак, если и мы, любя, почтим Возлюбленного Богом сверх всех, то покажем делом и истиною нашу любовь к нему, будучи не только слушателями его слов, но и исполнителями их. Потому что таким образом мы получим благовествуемую им Вечную Жизнь и Царство в Самом Царе веков, Христе, Которому подобает вечная слава на небе и на земле со Безначальным Его Отцем и Соприсносущным Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Беседы (омилии) святителя Григория Паламы : [в 3 част.]/пер. с греч. яз. архимандрит Амвросий (Погодин). - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1993./Ч. 3. - 259 с. : ил./Беседа в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и о любви к Богу и к ближнему. 21-28 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Чтобы жить по-евангельски, по-христиански, мы должны научиться, братья и сестры, пренебрегать человеческим ради Божественного, земным ради евангельского, и тогда благодать Божия будет с нами. Если же мы будем оправдывать себя тем, что мы и так, кажется, живем нравственно, то тогда преуспевать мы не будем. Мы не только не будем преуспевать, но и начнем деградировать. Спаситель сказал: Кто не приобретает со мною, тот расточает 38 . Мы либо будем приобретать, все время двигаться вперед и хоть немного совершенствоваться, либо будем деградировать по причине пристрастия к чему-либо человеческому и терять благодать Божию, чем бы мы себя ни оправдывали. В этом следовании высшему, небесному, Божественному наперекор человеческому мы должны стараться уподобиться тому великому угоднику Божию, память которого мы сегодня празднуем, – апостолу Андрею Первозванному. Аминь. 13 декабря 1997 года Об исполнении заповедей блаженств Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Сегодня мы празднуем память святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. Этот святой жил в IV веке, однако приобрел такую славу, которая, может быть, превосходит славу более древних великих святых и даже апостолов. В любые времена человек имеет возможность стяжать благодать не меньшую, чем та, какую приобрели великие святые, потому что одно дело – это избранничество на служение, например пророческое или апостольское, а иное – благодать, которая может быть дарована каждому христианину. Святитель Николай стяжал благодать, возможно, такую же, какую имели величайшие святые – апостолы и пророки. Конечно, мы вправе только догадываться об этом, поскольку и сам апостол Павел сказал, что о духовном никто не может судить 39 , и, как люди малодуховные, мы не имеем подлинного разума, чтобы рассуждать, чт составляло внутреннюю жизнь людей духовно преуспевших, чéм они жили. Евангелие, которое читается в день памяти святителя Николая, – это отрывок из Нагорной проповеди в изложении апостола Луки. Стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

1962 г. В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия:  Сие заповедаю вам, да любите друг друга , — говорит Господь Своим ученикам. - Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня  ( Ин.15:17-21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

35. Но да избавит нас Господь от такого заблуждения! А вам да дарует вражду против змия, чтобы, как они блюдут вашу пяту, так и вам бы попирать их главу! Содержите в памяти сказанное: какое согласие между нашим учением и учением их? Какое сравнение света с тьмою? Какое сравнение между благочинием Церкви и срамотою манихеев? Здесь порядок, здесь знание дела, здесь благочиние, здесь непорочность, здесь и воззреть на жену с вожделением предосудительно, здесь брак честен, здесь постоянное воздержание, здесь равноангельное достоинство девства, здесь вкушение пищи с благодарением, здесь благопризнательность к Создателю всяческих, здесь поклоняются Отцу Христа, здесь учат страху и трепету пред Тем, Кто дает дождь, здесь воссылают славословие Тому, Кто производит громы и молнии. 36. Присоединись к овцам и беги от волков. Не удаляйся от Церкви. Отвращайся и тех, которые когда-либо были подозреваемы в чем-либо подобном. Если время не покажет тебе их покаяния, не вверяйся им опрометчиво. Сообщена тебе истина единоначалия Божия. Распознавай былия учений. Будь искусным торжником, доброе содержи, «удерживайся от всякого рода зла» (Фес. 5, 25). А если был ты когда и таковым, то, познав заблуждение, возненавидь оное. И тебе есть путь спасения, если изблюешь достойное изблевания, если возненавидишь их от сердца, если отступишь от них не устами, но душою, если будешь поклоняться Отцу Христа, Богу Закона и Пророков, если познаешь благого и праведного, единого и того же сущаго Бога, Который да соблюдет вас всех, храня неколебимыми, неблазненными и утвержденными в вере о Христе Иисусе Господе нашем! Ему слава во веки веков! Аминь. 7-е огласительное слово к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме, на слова: «Бога Отца» Чтение из Послания к Ефесянам: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Ефес. 3, 14. 15 ). 1. Вчерашний день достаточно сказано вам о единоначалии Божием. Говорю: достаточно не в отношении к достоинству сказанного (потому что смертному естеству совершенно невозможно достигнуть сего), но в отношении к той мере, в какой доступно сие нашей немощи. Говорил я и об уклонениях на многие толки разделившегося заблуждения безбожных еретиков. Теперь, отвергнув что у них есть нечистого и душевредного и удержав в памяти их мнения, не для того, чтобы потерпеть вред, но чтобы больше их возненавидеть,– возвратимся к себе самим и примем спасительное учение истинной веры, с достоинством единоначалия сочетавая в Боге и отечество, и веруя «во единого Бога Отца». Ибо не только во единого Бога должно нам веровать, но благочестно приемлем, что сей единый Бог есть Отец Единородного Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

8) Неправильно называет Бога своим Богом тот, кто Ему послушания не оказывает и заповедей Его не сохраняет: Кто говорит: я познал Его, – но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин 2:4). Поэтому называющему Бога своим Богом и говорящему: Господи Боже мой, – должно и послушание к Нему усердное оказывать, чтобы и его не обличил Господь, говоря: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)? Да отступит же от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19). 9) Памяти достойно то, что Давид святой поет далее в том же 7-м псалме: Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем (Пс 7:11). Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Тех, которые правы сердцем. Кто же прав сердцем? Ответ: те, которые чистосердечно обратились, и веруют в Него, и в обновлении жизни ходят, воле Его следуют, и угождают Ему всем сердцем, – таковым помощь Свою подает Бог, таковых и спасает. Будем же и мы следовать воле Божией, а не своей, дабы угодить Ему, и тогда спасет нас. Спасайся.   Размышление XIII С небес посмотрел Господь, и увидел всех сынов человеческих; из украшенного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал сердце каждого из них, и вникает во все дела их (Пс 32:13-15). Смотрите и видите, христиане. 1) Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и о чем беседуем друг с другом. 2) И всякое дело, слово и помышление наше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их. 3) Берегитесь же злые дела делать, и о злом помышлять, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и клеветнических слов и речей произносить. Он Сам говорит грешнику: Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс 49:21). Блажен, кто уразумел это, и скрыл в сердце своем, и помнит об этом. Смотри, христианин, Бог наш есть огнь поядающий. Для памяти: 1. Присутствие Божие. 2. Молитва – это беседа с Богом. 3. Святых Тайн причастие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

8) Неправильно называет Бога своим Богом тот, кто Ему послушания не оказывает и заповедей Его не сохраняет: «Кто говорит: я познал Его, – но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин. 2:4 ). Поэтому называющему Бога своим Богом и говорящему: «Господи Боже мой», – должно и послушание к Нему усердное оказывать, чтобы и его не обличил Господь, говоря: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю» ( Лк. 6:46 )? «Да отступит же от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ( 2Тим. 2:19 ). 9) Памяти достойно то, что Давид святой поет далее в том же 7-м псалме: «Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем» ( Пс. 7:11 ). Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Тех, которые правы сердцем. Кто же прав сердцем? Ответ: те, которые чистосердечно обратились, и веруют в Него, и в обновлении жизни ходят, воле Его следуют, и угождают Ему всем сердцем, – таковым помощь Свою подает Бог , таковых и спасает. Будем же и мы следовать воле Божией, а не своей, дабы угодить Ему, и тогда спасет нас. Спасайся. «С небес посмотрел Господь, и увидел всех сынов человеческих; из украшенного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал сердце каждого из них, и вникает во все дела их» ( Пс. 32:13–15 ). Смотрите и видите, христиане. 1) Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и о чем беседуем друг с другом. 2) И всякое дело, слово и помышление наше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их. 3) Берегитесь же злые дела делать, и о злом помышлять, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и клеветнических слов и речей произносить. Он Сам говорит грешнику: «Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои» ( Пс. 49:21 ). Блажен, кто уразумел это, и скрыл в сердце своем, и помнит об этом. Смотри, христианин, Бог наш есть огнь поядающий. Для памяти : 1 . Присутствие Божие. 2 . Молитва – это беседа с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   8) Неправильно называет Бога своим Бо­гом тот, кто Ему послушания не оказывает и заповедей Его не сохраняет: «Кто говорит: я познал Его, — но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:4). По­этому называющему Бога своим Богом и го­ворящему: «Господи Боже мой, -» должно и по­слушание к Нему усердное оказывать, чтобы и его не обличил Господь, говоря: «Что вы зо­вете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? «Да отступит» же «от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19).    9) Памяти достойно то, что Давид святой поет далее в том же 7-м псалме: «Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем» (Пс 7:11). Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Тех, которые правы сердцем. Кто же прав сердцем? Ответ: те, которые чи­стосердечно обратились, и веруют в Него, и в обновлении жизни ходят, воле Его следуют, и угождают Ему всем сердцем, — таковым по­мощь Свою подает Бог, таковых и спасает. Будем же и мы следовать воле Божией, а не своей, дабы угодить Ему, и тогда спасет нас. Спасайся.     «С небес посмотрел Господь, и увидел всех сы­нов человеческих; из украшенного жилища Сво­его посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал сердце каждого из них, и вникает во все дела их» (Пс 32:13—15).    Смотрите и видите, христиане.    1) Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и о чем беседуем друг с другом.    2) И всякое дело, слово и помышление на­ше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их.    3) Берегитесь же злые дела делать, и о злом помышлять, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и кле­ветнических слов и речей произносить. Он Сам говорит грешнику: «Обличу тебя, и пред­ставлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс 49:21). Блажен, кто уразумел это, и скрыл в сердце своем, и помнит об этом. Смотри, хри­стианин, Бог наш есть «огнь поядающий».     «Для памяти»:    1. Присутствие Божие.    2. Молитва — это беседа с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Дыша гордынею, Гонория ответствовала: «я ли, благородная девица, приму на себя крест, знамение рабской и бесчестной казни? Знаменитые ораторы говорят, что крест не только не должен быть участью благородного человека, но что и самое имя креста навсегда должно удалиться от его памяти, зрения и слуха. Не только испытание крестных страданий, но самое ожидание и память о них недостойны свободного человека. Зачем же я буду носить крест как бы некое почетное отличие?»    СТАВРОФИЛА. Что ты говоришь сестра? Разве ты не знаешь, что крест от страдания на нем Господа прославился, что он теперь не бесчестное и смертоносное древо, но честнейшее и благословеннейшее из всех древ, древо прекрасное и пресветлое, как прикоснувшееся пресвятым членам тела Господня? Зачем считаешь неблагословенным древо, которое поистине блаженно и благословенно, на котором пригвождена цена всего мира? Не лучше ли тебе с мудрейшими из язычников сказать: «О преблаженное древо, на котором распростерт был Бог!» (Сивилла, по сказанию Созомена, кн. 2, гл. 1) и с Святою церковью славить преблаженное древо креста? Древо «крестное» врагам «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). Что величаешься благородством своим? Истинное благородство состоит в том, чтобы быть рабами Христовыми, как сказала Св. Агафия (день памяти — 5 февраля). Сия блаженная дева, происходившая от благородных родителей, с радостью предала себя на безчестное заключение в темницу, и мучителю своему говорила: «я раба Христова, и потому являюсь в виде рабском». Посмотри, кому ты служишь: Христу или сатане, добродетели или греху? Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Если же никого нет без греха, «ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:2); то почему тебе бегать креста под тем предлогом, что это рабское знамение?    ГОНОРИЯ. Ты очень усердная проповедница Ставрофила, но ничего не успеешь. Можешь, если тебе угодно, быть крестотерпицею и крестоносицею и ученицею креста, а я этого бесчестия никогда не приму.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010