Разделы портала «Азбука веры» Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки Преп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435) говорил о причащении: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для исцеления души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше лекарства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми… Гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый День Господень принимали их для исцеления наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы и после годичного срока бываем достойны принятия их 1 . Главными условиями участия в Евхаристии являются крещение, вера и жизнь по заповедям Христовым. Мученик Иустин Философ отмечал: «пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос» (Апология, п.66). Необходимым моментом подготовки к Евхаристии является также евангельское ( Мф.5:23-24 ) требование примирения с ближними, с членами христианской общины. В древнем христианском памятнике «Дидахе» (Учение двенадцати апостолов) христианам указывается: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша». ( Дидахэ, 14,1–2 ).

http://azbyka.ru/pamyatka-prichastnikam

Святаго пророка Даниила. И святых триех отроков Анании, Азарии и Мисаила На Господи, воззвах: стихиры пророка, глас 4. Подобен: Яко добля: Даниил чудный,/сердце стяжав чисто Духа жилище/и от Него просвещаемый,/будущих явление прорицает явственно:/пророчества светлостию удобряемый/и ясно сказуяй державных/пребеззаконных царей сокровенная сония. Предукрепив тело твое постом неослабным,/львов уста заткнул еси:/посреде бо их стоя, пророче чудный,/и к Богу Благому взирая,/пребыл еси не уязвен/несказанною силою вся действующаго преславно,/Избавителя душ наших. На Престоле седящаго/и Ангелы обстоимаго,/непостижнаго видел еси Судию, суща Праведнаго,/пророче чудный./Удивль же ся ужасному и страшному видению,/назнаменал еси сущим потом всем,/написав Второе пришествие/воплощшагося Бога нашего. Ины стихиры святых отроков, глас тойже. Подобен: Дал еси знамение: Законов держащеся Богоданных, всеблаженнии,/мерзостными не осквернистеся пищами,/но, нетленну душевную доброту сохраните,/соблюдосте плоти невредный/и неувядаемый цвет чудный/и красную лепоту/Владыце, прославляющу Своя угодники. Божественным распалаеми юноши пламенем/огнь преобидеша,/в немже орошаеми, честнии,/лик пресветел вообразивше,/песнь многопетую, видешася, поюще:/ибо непреемное Даниил/Царствие Христово видев, радовашеся,/яко пророк всеизряднейший. Словеси премудрости твоея/удивльшеся мучители,/Данииле досточудне,/и отроков разуму,/Халдейскою страною начальствовати/и владети вас поставиша, честнии:/добродетели бо весть явственнейше чудитися и супостат,/и жития светлости,/страсти бо удержавше, властели бысте. Слава, глас 2. Анатолиево: Духовно нас, вернии,/собра днесь пророк Даниил/и трапезу предложи добродетелей обильно/богатым и нищим,/и странным, и домашним,/и чашу умну, проливающу воду благочестия,/и веселящу сердца верных,/и Духа Святаго благодать подающу./Сей бо пророк– светлейший светильник,/просиявый в мире,/служения вся Ассирийская низложи/и зверей неукротимых уста загради./С сим и трие отроцы да восхвалятся,/не злати естеством суще,/и злата искусншии показавшеся:/не слия бо их огнь пещный, но сохрани целы,/ихже нафта, и смола, и рождие венчаша./Приведый же нас на обхождение лета Господь/да сподобит ны достигнути/и в Господский и честный день Рождества Христова,/подающаго нам тех молитвами/очищение грехов и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

свящ. Вадим Маркин Лекция 3 Период третий – Великая Страстная седмица Воскресенье 2 апреля Гора Елеонская, Вифания, Иерусалим Лк. 19, 28–40 : Вход 484 Господень в Иерусалим. Лк. 19, 41–44 : Скорбь 485 Иисуса о Иерусалиме. Пророчество о входе Господнем в Иерусалим: Пс. 117, 22–27 : “22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это – от Господа, и есть дивно в очах наших. 24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! 25 О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! 26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. 27 Бог – Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника” Зах. 9, 9 : “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной”. Храм Иерусалимский Мф. 21, 12–16 : Второе очищение храма. Дети восклицают: “Осанна 486 !”. Пс. 8, 3 : “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя”. Вифания Мк. 11, 11 : Ночь в Вифании. Понедельник 3 апреля Вблизи 487 Иерусалима и в самом городе Мк. 11, 12–14 : Проклятие 488 бесплодной смоковницы. Вифания Мф. 21, 17 : Ночь в Вифании. Вторник 4 апреля По пути в Иерусалим Мк. 11, 20–26 : Объяснение проклятия смоковницы. Господь о силе веры и необходимости прощения. Храм Иерусалимский Мф. 21, 23–27 : Старейшины Иудейские оспаривают власть Иисуса. Мф. 21, 28–32 : Притча о двух сыновьях. Мф. 21, 33–46 : Притча о злых виноградарях. Краеугольный камень. Мф. 22, 1–14 : Притча о брачном пире 489 . Три ответа Иудейским вождям ( Мф. 22, 15–40 ): Мф. 22, 15–22 : О подати Кесарю. Мф. 22, 23–33 : Саддукеи о воскресении мертвых. Мф. 22, 34–40 : Слово о наибольшей заповеди. Мф. 22, 41–46 : Вопрос Спасителя к законникам: Христос – чей Он Сын? Пророчество о лукавстве человеческом: Пс. 55, 6–7 : “Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне – на зло. Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Скачать epub pdf 17. Сретение Господне. О встрече с Господом (Лк. 2:22–40) «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» ( Лк. 2:29 ). Через 40 дней после Рождества Христова святая Церковь празднует Сретение Господне. Это потому, благочестивые слушатели; что в сороковой день после рождения Христа Спасителя Пречистая Приснодева принесла Его из Вифлеема в Иерусалимский храм, чтобы «представить, как первенца пред Господом» и совершить для Себя Самой обряд очищения. Еврейский народ считался богоизбранным, и должен был своих первенцев мужского пола посвящать на служение при скинии, а потом при храме. Когда же было избрано колено левино (левиты) на постоянное служение при храме ( Чис. 8:11 ), то за своих первенцев каждая семья приносила выкуп (5 сиклей, или 4 рубля). Еврейская женщина по рождению младенца считалась нечистой и в течение семи дней, а затем ещё 33 дня не могла являться в храм, после чего приносила голубицу (голубя) и очистительную жертву за грех, и другую голубицу (или овцу) – в жертву всесожжения. Так было, и на 40-й день после рождения Богомладенца. Вместе с праведным Иосифом Богоматерь принесла Его в храм. Здесь встретил их старец Симеон. В Евангелии сказано о нём, что он был праведен и благочестив. По толкованию святителя Дмитрия Ростовского , у евреев праведным считался человек, выполняющий правду Божию о людях, т. е. любящий их и служащий им. Благочестивым назывался человек, соблюдающий истину о Боге, т. е. любящий Его и служащий Ему. Таким образом, праведный и благочестивый выполнил весь ветхозаветный закон, – закон и пророки, когда любил Бога и человека и служил им. Таковым и был старец Симеон. В Евангелии ещё сказано, что Дух Святой был на нём. В Ветхом Завете Святой Дух почивал обычно на пророках, которые обличали еврейский народ за пороки и отступления от Бога и пророчествовали о грядущем пришествии в мир Мессии, как Избавителя и Спасителя народа от духовной гибели. Об этом же и пророчествовал старец Симеон и теперь, когда встретился лицом к лицу с младенцем Христом в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Великопостный период “Се – время благоприятное, се – день спасения.” Весной пробуждается и оживает природа. В это же время духовно обновляются христиане, серьезно относящиеся к спасению своей души. В этом им содействует Великий пост . Постами называются дни, предназначенные для того, чтобы верующие особо позаботились о спасении души. Существует несколько периодов в году, именуемых постами. Важнейшим из них является так называемый “Великий” пост, приуроченный к предпасхальному времени. Этот пост начинается с понедельника после Прощеного воскресения, за сорок дней (шесть недель) до Вербного воскресения и переходит в Страстную неделю. Кончается Великий пост в день Светлого Христова Воскресения. Великий пост именуется также св. Четыредесятницей. В этой статье о Великом посте мы сначала коснемся внешней стороны поста, состоящей в воздержании в пище и питие, и покажем, что такое воздержание необходимо в духовной жизни человека. Потом поговорим о внутренней стороне поста, состоящей в покаянии, в очищении совести и укреплении воли. Затем вкратце покажем, как церковная обстановка в течение великопостных дней располагает христианина к покаянному подвигу и помогает ему духовно обновиться. В конце упомянем о важной великопостной службе – о литургии Преждеосвященных Даров и приведем в русском переводе несколько великопостных молитв. Необходимость воздержания Пост в собственном своем значении означает воздержание в пище, питие и удовольствиях. Иногда воздержание выражается в совершенном неядении (в продолжение одного или нескольких дней), чаще же всего в неядении мясной и молочной, так называемой, скоромной пищи. С этой точки зрения, на языке медицины пост может быть назван периодом диеты. Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройства человека, имеющего, кроме тела, бессмертную душу. Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих страстей и, таким образом, становится хуже животного. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придает посту такое большое значение и утверждает, что Без поста невозможна христианская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Скачать epub pdf Воскресные Евангельские чтения по Пятидесятнице (Часть I) 1. День Всех Святых 16 июня 1968 г. Сегодня праздник всех святых. Сегодня каждый из нас поминает и своего святого и святых всех близких и родных, явленных святых и тех, кто не был явлен миру, кто покоится в тайне бытия. Каждый из нас при Крещении получает имя святого; этот святой делается молитвенником нашим, хранителем нашей жизни, защитником нашим против зла. Каждый из нас при Крещении делается как бы храмом именно в том смысле, как храм земной: земной храм делается местом вселения Живого Бога, и мы при Крещении делаемся частицей тела Христова, зданием крепким, очищенным, обновленным. И благодатью Троичной мы делаемся храмом Святого Духа: опять-таки при Крещении мы запечатлеваемся семью печатями, делаемся местом вселения Святого Духа. Но вместе с этим, как и всякий земной храм, мы получаем имя одного из людей, кто сумел быть тем, чем мы призваны быть: подлинными и истинными христианами, сумел сохранить цельность во Христе и богатство вселения Духа. Вот почему так важно нам вспоминать того святого, во имя которого мы названы. Должны бы мы знать его жизнь, должны бы прибегать к нему в скорби и в радости, должны бы вдумываться в эту человеческую личность, с которой мы заботой родителей, заботой Церкви каким-то образом связаны. Сегодня мы все именинники, сегодня праздник всего Неба и всей земли: все Христовы дети вместе ликуют о том, что вместе со Христом они – одно тело, один дух, одна жизнь. Одни свой путь совершили, победили, увенчаны; другие – мы, на земле – продолжаем свой путь под их сенью, под заступничеством их молитв. Проживем же так, чтобы, когда мы станем перед лицом святых, во имя которых мы названы, перед лицом Живого Бога, Который овладел и телом и душой и всей судьбой нашей, нам не было стыдно, чтобы была радость у Господа и у тех, кому мы поручены, и у нас, что мы не посрамили ни святых наших заступников, ни Господа, Который нам доверил Свое имя и нам позволил быть здесь, на земле, образом Его присутствия. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Скачать epub pdf Глава 2 1. Брак в Кане Галилейской 1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. 5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. 7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда этовино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха 10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. 11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Иоанн был вероятным очевидцем многих рассказанных им эпизодов, что придает его свидетельству особую ценность. К числу таких эпизодов, возможно, относится и данный эпизод. То, что Иоанн мог присутствовать на браке в Кане Галилейской, вытекает из предшествующей главы, которая включает рассказ о двух учениках Иоанна Крестителя, последовавших за Иисусом: одним из них был Андрей, а другим по всей видимости сам Иоанн ( Ин. 1:35–40 ), безымянный ученик, несколько раз появляющийся на страницах этого Евангелия и под конец раскрывающий себя. О присутствии Иоанна при описываемой сцене свидетельствует и то, что он рассказывает о ней с большими подробностями. Услышать диалог между Иисусом и Его Матерью он мог только в том случае, если находился от них в непосредственной близости. «Был брак в Кане Галилейской» Кана Галилейская упоминается только в Евангелии от Иоанна. Оттуда был родом Нафанаил ( Ин. 21:2 ). То, что Иисус оказался в Кане на третий день после знакомства с Нафанаилом, могло означать, что семья, в которой происходил брачный пир, была каким-то образом связана с Нафанаилом. В небольшом галилейском городке все друг друга знали и многие были скреплены родственными узами. Если семья и не была связана с Нафанаилом, по крайней мере, через него могло быть передано приглашение Иисусу и Его ученикам (иначе откуда бы Иисус, находившийся в Вифаваре, мог узнать о браке в Кане Галилейской и о том, что Он туда приглашен?).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Май Благодать 01 мая. «Хочу, очистись!» ( Мк. 1:41 ) На улице в стоке воды мутная грязь: дождевые капли, смешанные с песком и мусором, превратились в мутную волну. Но яркий солнечный луч, с небесной высоты спустившись на землю, любовно и бережно привлек к себе каплю мутной воды и унес высоко на снежную вершину. Там эта капля прониклась солнечным светом, отдалась его теплоте и в чистом, прозрачном горном воздухе, среди окружающей ее снежной белизны вдруг сама превратилась в чистую, блестящую, как алмаз, снежинку, отражающую в себе яркие солнечные лучи. Грязь земная, нечистота греха, удушливый смрад пагубных страстей затемняет, загрязняет, губит человеческую душу, угашает в ней искру Божию. Она лежит во зле и мраке, как дождевая капля в стоке мутной воды, – но всесильная любовь Божия своею благодатью, как солнечный луч, проникает сквозь этот мрак, побеждает силу греха и, не гнушаясь падшей душой, вселяется в нее, согревает, оживляет и подымает от земли. Бедное погибающее, затемненное, застывшее сердце просыпается, в нем зарождаются новые стремления, голод и жажда духовные, тоска по небесной родине! Взгляд устремляется к горным вершинам, ищет небесного света, трепетная надежда наполняет грешную душу, и Дух Божий, всесильный и неудержимый, влечет ее к Богу, к Источнику благодати и истины! Мало-помалу жизнь Христова проникает в грешное сердце, перерождает его, и, очищенная, омытая в Крови Агнца, убеленная белее снега, душа, радостная и сияющая, вступает в обитель вечного света и вечного блаженства! Доколе есть день 02 мая. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ) Как часто мы теряем случай помочь бедному, выразить сочувствие скорбящему, навестить больного, порадовать и обласкать старого и малого и узнаем слишком поздно, какой страшный ущерб причинило наше упущение в жизни этого человека! Может быть, горечь налегла ему на душу, или ее затопляет земное зло, а доброе слово увещания, своевременно сказанное, могло бы рассеять мрак, грозящий вечной тьмой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Скачать epub pdf Память четырнадцати тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных Память 29 декабря Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался ( Мф.2:16 ). На кого же он разгневался? С одной стороны на волхвов, которые осмеяли его, с другой же – на новорожденного Царя Иудейского. На волхвов он гневался за то, что они не возвратились к нему и не возвестили о Младенце; на Христа же гневался из боязни, как бы Он не отнял у него царство; ибо, не зная, что царство Христово «не от мира сего» ( Иоан.18:36 ), Ирод полагал, что Христос будет владеть земным царством. Что же сделал окаянный Ирод, не будучи в состоянии ни отомстить волхвам, ибо они уже ушли, ни убить Христа, ибо Его нельзя было найти? Он излил свой гнев на неповинных младенцев. Как лютый зверь, когда бывает ранен, часто не смотрит на того, кто его ранил, но бросается прямо на то, что у него перед глазами, и в ярости терзает это, как бы самого виновника своей раны; так и Ирод, мучимый гневом и, не находя виновников своего гнева, обратил свою ярость на младенцев, ни в чем не повинных пред ним. Он послал вооруженных, как бы на войну, воинов, чтобы «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» ( Мф.2:16 ). Ирод помнил указанное волхвами время появления звезды, которая, согласно толкованию святого Златоуста и святого Феофилакта, появилась еще до Рождества Христова. Но за сколько именно времени? Если она явилась в самый час Благовещения, то от Благовещения Пресвятой Богородицы до Рождества Христова прошло девять месяцев. Но волхвы пришли в Иерусалим в самый день Рождества и поклонились Христу в Вифлееме, и иным путем отошли в страну свою: поэтому Ирод не тотчас же узнал, что осмеян ими, но полагал сначала, что они, не нашедши искомого младенца и устыдившись своей ошибки, не посмели явиться к нему и тайно, со стыдом, вернулись к себе. Затем, спустя сорок дней, совершилось во храме Соломоновом славное событие: старец Симеон и Анна пророчица встретили здесь Божественного Младенца, принесенного Богоматерью в день очищения 8866 , и засвидетельствовали о Христе и много явно благовествовали о Нем народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Разные Похвальные беседы на праздники Господни и святых 355. Время празднования Рождества Христова На день Рождества Спасителя. Три доказательства того, что праздник Рождества Христова должно совершать не в январе 6-го, как это было до 376 года, а в декабре 25-го. I. Праздник Рождества Христова, как отдельный от Богоявления, содержится у всех христиан; те же, которые раньше не имели его, при первой вести о нем, стали все содержать его. II. Перепись Августа, во время которой благоволил родиться Христос, на основании верных документов, хранящихся в Риме, произошла именно в декабре. III. Благовестие Архангела Захарии о рождении Предтечи произошло в праздник Кущей, ибо только в этот день Первосвященник имел право входить за внутреннюю завесу и оставаться там один, совершая очищение стоявшего вне народа. Праздник же Кущей совершался в конце сентября, после него, то есть в октябре зачала Елизавета; в месяц шестый, то есть март, послан был Архангел с благовестием к Марии, и совершилось воплощение Слова; а чрез 9 месяцев, то есть в декабре, последовало и Рождество Христово. Минь. Т. II. С. 350 Творения Т. II. С. 394 своими словами 356. Воплощение Иисуса Христа на подобии лучей солнца. – Если солнце, тленное тело, испускает повсюду лучи, касаясь грязи, нечистот и многих других подобных вещей, от прикосновения к этим телам нисколько не повреждается в чистоте своей, но опять собирает чистыми лучи свои, сообщая свои совершенства многим из воспринимающих его тел, само же не получая ни малейшего зловония и осквернения, – то гораздо более Солнце правды. Владыка бестелесных сил, войдя в чистую плоть, не только не осквернился, но и ее сделал еще более чистою и святою (см.: Лев. 26:12 ; 2Кор. 6:16 ; 1Кор. 3:16 ). Минь. Т. II. С. 360 Творения Т. II. С. 402 357. Как приступать к Святому Причащению Намереваясь приступить к страшной и божественной этой трапезе и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, без шума, не беспокоя и не толкая ближних, потому что служит знаком крайнего безумия и необыкновенного презрения и навлекает на поступающих так великое наказание и отмщение. Представь, человек, какой намереваешься ты касаться жертвы, к какой приступить трапезе; обрати внимание, что ты, земля и пепел, причащаешься крови и тела Христовых… Здесь нужны великий мир и спокойствие, а не шум, гнев и смятение, так как это делает приступающую душу нечистою… Будем же приступать с трепетом, тихо и с надлежащим благочинием, как приближающиеся к Царю небесному; приняв же непорочную и святую жертву, будем лобызать ее, обнимать ее глазами и согревать свой дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010