479. Слово в день Рождества Христова (Говорено в Московском Чудове Монастыре, декабря 25). 1825 «Христос раждается: славите!» 966 Сим восклицанием некогда в нынешний праздник начал слово свое Святый Григорий Богослов . И оно так приятным показалось Церкви, знающей и любящей глас избранного между пастырями ее, что и ныне сим самым восклицанием начинает она обыкновенную торжественную песнь настоящего праздника. Христос рождается: славите! Если приятно нам так часто повторять начало слова Григориева в церковном пении: почему не повторить, хотя изредка, нечто из того же слова, в церковном поучении? «Мы», – говорит Святой Григорий, – «для которых предмет поклонения есть Слово, если должны дать некое пиршество, составим пиршество из слова, из закона Божия, из повествований, частию некоторых других, частию относящихся к настоящему торжеству». Я же к сему присовокуплю: если должны дать некое пиршество слова, чего не можем вам обещать от нашей скудости, то приступите с нами к готовой давно, и еще не истощенной, трапезе Богослова. Внемлите, и вкушайте духом! Я буду только служитель трапезы, а угоститель ваш святый Григорий: мои уста, его слово. Бог всегда был, есть и будет. Или лучше: Он всегда есть. Ибо слова: был, будет, означают усечение нашего времени и непостоянной природы. А Он есть всегда Сущий. Так и называет Он Сам Себя в откровении Моисею на горе. Ибо Он имеет в Себе в совокупности всецелое существование, которое не начиналось и не окончится, как бы некое море существа, безмерное и беспредельное, стоящее превыше всякаго понятия времени и природы. Один только ум начертывает себе некую тень Его, и то темно и уменьшительно. Не из того, что в Нем, но из того, что окрест Его, слагаются умопредставления, одно по другом, Который прежде нежели удержан, убегает, прежде нежели объят умом, исчезает. Столько же озаряет вышнюю часть духа нашего, как быстрая, не останавливающаяся молния озаряет очи. Мне кажется, что для сего сие творит Бог, чтобы постижимым привлекать к Себе (так как совершенно непостижимаго нельзя ни надеяться, ни достигнуть), а непостижимым удивлять, чрез удивление возбуждать желание, чрез желание очищать, чрез очищение Богообразными соделовать. А соделавшихся уже таковыми вводить с Собою в общение, так что смею сказать нечто отважное: Бог с богами соединяется, и познавается ими, может быть, столько же, сколько уже знает знаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

481. Слово в день Святого Царевича Димитрия (Говорено в Архангельском Соборе, мая 15 дня) 1826 год Горе вам, яко зиждете гробы пророк, отцы же ваши избиша их. ( Лyk. XI. 47 ). Неожиданное обвинение произносит в сих словах Господь на книжников и фарисеев Иудейских. «Горе вам, яко зиждете гробы пророк!» Итак, неужели созидать гробы пророков есть преступление? «Отцы же ваши избиша их». Но что до того детям, которые их не убивали? Не в законе ли Твоем, Господи, написано: «сын не возмет неправды отца своего» ( Ueз. XVIII. 20 )? Сомнения сии не суть праздные, и дело сие не есть чуждое и для вас, которые сие слышите. Увы! От рода отцов наших были те изверги рода, которые убили сего царственного мученика. Достойнейшие из рода отцов наших, при благоприятстве судьбы Божией, прославляющей неповинного страдальца, создали ему гроб. Вы красите раку праведного – благоговейным посещением, поклонением, лобзанием. Итак, уверены ли вы, что не угрожает и вам «горе», возвещенное детям избивших пророки, «зиждущим гробы пророческия, и красящим раки праведных» ( Mф. XXIII. 29 )? Остановимся, размыслим, в каком преступлении обвиняет слово Господне книжников и фарисеев, от какого преступления предостерегает всех нас? «Горе вам, яко зиждете гробы пророк, отцы же ваши избиша их». Без сомнения, не то вменено книжникам и фарисеям в преступление, что их предки убивали пророков. От сей вины решительно освобождает их слово Господне у пророка Иезекииля: «сын не возмет неправды отца своего, и отец не возмет неправды сына своего: правда праведнаго на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» ( Ueз. XVIII. 20 ). Еще менее можно полагать вину их в том, что гробы пророков, или вообще святых человеков времен предшествовавших, созидали, украшали, почитали. Не из почтения ли к гробам святых предков, с клятвою завещавал Иаков Иосифу, говоря: «да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта, и погребеши мя во гробе их» ( Быm. XLVII. 30 ). Не с почтением ли к святому предку и «кости Иосифовы изнесоша сынове Израилевы из Египта» ( Hab. XXIV. 32 ). А когда случилось, что в незакрытый и не охраненный гроб пророка Елиссея нечаянно поверженное тело мертвоаго человека «прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе» ( 4Цap. XIII. 21 ); тогда не надлежало ли признать не только невинным, но и похвальным и должным то действие, чтобы создать и приличными знамениями отличить от прочих гроб пророка, дабы нечистое не прикасалось к святому, а ищущие очищения и освящения, без затруднения могли находить между костями мертвых кости животворящие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Первая седмица Великого Поста 1. Напутствие в святую четыредесятницу Преддверия отверзшегося пощения, поприще приближается воздержание: горящим усердием восстанем, приемлюще дар Богоданный. (Сред. сыр. утр. песн. 3-й). Когда путешественники намереваются предпринять дальний, трудный и опасный путь: то обыкновенно рассматривают пространство предлежащего им пути, опасности и труды, на нем предстоящие, и, имея в виду главную цель путешествия, ограждают себя различными советами, предостережениями, нужными пособиями, средствами. Чада, пекущейся о спасении нашем, св. Церкви! По гласу св. Церкви мы готовимся теперь вступить в великое поприще святой Четыредесятницы. И нам нужно обратить взор на предлежащий путь, и, имея в виду цель, с какою св. Церковь , верная наша наставница п руководительница к небу, вводит нас в великий подвиг поста, – уготовать себя, дабы вступить в оный со вниманием, шествовать бодрственно, совершить с спасительным плодом. Велико предлежащее поприще и по продолжительности времени, а паче по важности духовных подвигов, заповедуемых нам Церковью . Это время особенно преднаписуется нам в воспоминание подвигов Самого Спасителя нашего, четыре десятидневного поста Его и спасительных страданий Его, дабы и нам, по мере возможности подражать в самоотвержении Божественному Подвигоположнику нашему. Так, – и Он Пресвятой – безгрешный, и Он Бог наш, Господь наш, Зиждитель наш постился и молился за нас, алкал и жаждал, понес искушения от диавола, скорбел, тужил, проливал слезы за нас, наконец пострадал, был распят и на кресте истощил жизнь свою ради нас. Как же нам грешным, в самих себе носящим осуждение, как нам для собственного нашего очищения не скорбеть, не тужить, не положить обуздания своим греховным склонностям, привычкам, пристрастиям, непрестанно душевные силы наши расточающим, телесные ослабляющим, достоинства духа нашего растлевающим, и нас от истины и добра, от вечного нашего блага, – Бога неприметно всегда более и более удаляющим? Если и в это, особенно освященное на душеспасительные подвиги, время, не последуем за Спасителем нашим путем креста Его, не поскорбим с Ним, не будем участниками самым делом спасительных страданий Его: то какими устами прикоснемся к пронзенным ребрам Его, как облобызаем живоносные язвы Его, с каким чувством поклонимся страстям Его, как ощутим радость светоносного воскресения Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

     Услышав призыв Господа не тратить понапрасну время жизни, а готовиться к встрече с Ним (см. Мф. 24, 44), мы воодушевляемся на благой путь, стараемся жить по заповедям, горим желанием претерпеть все, что посылается в нашей земной жизни, по примеру Его святых, чтобы обрести единую с Богом жизнь и ныне, и в вечности. Но, как правило, при первом преткновении мы падаем, теряем мужество и унываем от бессилия, ропщем на людей и обстоятельства. Если верующий человек старается пребывать в молитве, просит у Бога помощи, чтобы с душевным спокойствием встретить все, что принесет ему наступающий день, то со временем он приходит к полному самоотречению, предает себя на волю Божию и все жизненные ситуации воспринимает с благодарностью, как посылаемые Богом для очищения и укрепления его души. Святые владели этими навыками и умели благодарить Бога за любые условия жизни, за все непредвиденные скорбные случаи. Один из вселенских учителей, святитель Иоанн Златоуст, был оклеветан и изгнан из Константинополя в ссылку. Больной и измученный, он непрестанно благодарил Господа. Когда пришло повеление о переводе его в другое, еще более дальнее место ссылки, он был уже при смерти. Но изнемогающего узника не положили на телегу, а посадили на коня (был императорский приказ создать ему максимально тяжелые условия передвижения) и под конвоем отправили на окраину империи. Святитель понимал: ему не пережить эту дорогу. Как только на пути показался храм, он попросил у стражников разрешения помолиться в нем и причаститься. Самостоятельно идти он уже не мог, и воинам пришлось волочить его под руки. В храме святитель припал к престолу в горячей благодарственной молитве Богу за все Его великие благодеяния. «Слава Богу за все!» — таковы были последние слова святого Иоанна Златоуста. Он предстал перед Господом с душой, возмужавшей в земных скорбях. Мы в большинстве своем не таковы. «Не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой», — молимся мы, по примеру Оптинских старцев, каждый день, но в минуту испытания забываем эти слова. Например, человек, который минуту назад был весел и деятелен, после краткого разговора по телефону полностью меняет свое душевное расположение. Что-то ему не понравилось, или сказали ему нечто обидное, или отказали в его просьбе, и человека уже не узнать: он мрачен, погружен в себя, не в состоянии сосредоточиться на работе — его духовное равновесие нарушено.

http://pravoslavie.ru/108844.html

Адвентистские учения о первосвященническом служении Господа Иисуса Христа и небесном святилище в свете послания ап. Павла к Евреям Источник Скачать epub pdf В своей статье аспирант МДА иерей Евгений Веселов рассматривает учение адвентистов о вещественном небесном святилище и совершающемся в нем богослужении, а также приводит библейское учение по данному вопросу в его святоотеческом понимании. Адвентистское учение о небесном святилище является результатом крайне рационального отношения к тайне нашего Искупления и продуктом юридического мышления XIX в. Адвентисты учат, что первосвященническое служение Христа началось 22 октября 1844 г., когда Он вошел во Святое святых небесного храма, чтобы начать суд Божий, с целью выявить достойных участвовать в первом воскресении, запечатлеть верных, осудить неверных и приготовить мир к славному Второму пришествию и тысячелетнему царству. Адвентисты настаивают на реальности небесного святилища, которое якобы многократно видела в видениях «пророчица» Елена Уайт. В 24-й доктрине АСД говорится: «В небе находится святилище, скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек. Там ради нас Христос совершает служение, представляя возможность верующим воспользоваться заслугами Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех. Со времени Своего Вознесения Он был восстановлен нашим Великим Первосвященником, и тогда же было положено начало Его ходатайственному служению. В 1844 году по окончании пророческого периода 2300 дней Он вошел во вторую, последнюю фазу Своего примирительного служения. Оно заключается в следственном суде, в функцию которого входит окончательное удаление всех грехов, как это прообразно было представлено очищением древнего святилища в день очищения» 1 . По мнению адвентистов, оригинал небесного святилища был показан Моисею на Синае ( Исх. 25:40 ). Таким образом, первосвященническое служение Христа началось сразу после Вознесения 2 , которое понимается не как событие, но как длящийся процесс, который перешел во вторую фазу в 1844 г. 3 Вначале Господь в первом отделении (святилище) приносил ежедневную жертву, очищая грехи верных и выступая Посредником за них, а с 22 октября 1844 г. Он перешел в Святое святых (куда раньше войти не мог) и начал следственный суд над всеми людьми. Тем самым началась апокалиптическая эпоха, последнее время, день искупления 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых. После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры . Теперь побеседуем о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В 18-й день Преподобнаго отца нашего Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 4. Подобен: Яко добля: Возносиму Тебе, Владыко, на Крест,/совознесл еси падшее адамово естество все;/сего ради возносяще/пречистый Крест Твой, Человеколюбче,/от вышния Твоея крепости/просим, зовуще:/спаси, Вышний, яко Бог Милостив,/почитающия честное и светоносное/Твоего Креста божественное вознесение. Псаломски ныне предзряще/подножие Твое, Владыко,/идеже ноги Твоя стояша пречистыя,/ днесь любовию почитаем Крест Твой пречестный/и, возносяще благочестиво,/молим Тя, взывающе:/Вышний, вся Крестом Твоим Божественным освятив,/Твоего неизреченнаго благоутробия/причастники покажи и благодати. Яко непобедимому оружию,/щиту непребориму/и яко скиптру Божественному,/поклонимся Кресту Твоему, Христе, пресвятому,/имже мир спасеся,/и ликует Адам;/земных собори, сего песньми благохваляще почитаем/и, того Божественное воздвижение совершающе,/очищения просим. Ины стихиры святаго. Глас и подобен тойже: Душу и тело твое/от страстей очистив,/Святаго Духа дом был еси,/и священных мастию/себе украсил еси,/предстатель изящный был еси, Евмение,/и собеседник святых Ангелов,/ и славы Господни наследник,/и молебник о хвалящих тя. Преславное житие твое,/добродетельми просветившееся,/и чудес просия светлостьми,/и благославна тя концам, всеблаженне, содела,/и светильника непрелестна,/и святых единосельна,/и града святаго гражданина иерарха,/Ангелов согражданина,/чудотворче достославне. Критское удобрение,/гортинскаго председателя,/Церкве непоколебимое основание,/иерарха Евмения,/в чудесех величайшаго,/и в силах многих бывша преславнаго,/и просветивша сущая во мраце сердца,/яко светильника верных,/велегласно, сошедшеся, почтим. Слава, и ныне, глас 2. Самогласен: Божественное сокровище, в земли скрываемо,/Жизнодавца Крест,/на небесах показася царю благочестивому/и победы на враги подписание являет разумно;/егоже, радуяся, верою и любовию, божественно востек к высоте зрения,/тщанием же того от земных недр изнесе,/во избавление мира и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 23-й день Зачатие честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ВЕЧЕР Обычная кафисма. На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Званный свыше: Священствуя божественный Захария,/и внутрь быв божественнейшаго храма,/и людей прошения принося/Благодетелю и Всещедрому,/Божественнейшаго Ангела виде, вопиюща ему:/молитва и моление твое услышася,/дерзай, старче, и не не веруй мне,/возымееши бо отроча,/Божественнаго Предтечу,/в рожденных женами преимущаго,//Илииною силою Христу предшествующаго. Странен являешися мне/видением и словом,/странен и глаголы и возвещеньми,/Захария противовеща./Аз бо спасения людем приидох просити,/а не чада прияти, яко ты приглашаеши,/сопротивна тя обретаю прошений/и помышляю не истинствовати тя./Како бо, еже глаголеши, известно явится?/Елисавет бо неплоды есть,//и аз же, яко веси, старец. Что не веруеши словесем моим, Захарие,/лживо благовещение глаголеши приносити мне?/Божий Архангел есмь,/яже ми повеленна суть,/сия тебе глаголю, с тобою стоя./Понеже не веровал еси, и не ят веры,/будеши глух и безгласен,/дондеже убо узриши моих глагол Божественное сбытие./Егда же родит Елисавет тебе/Слова глас, великаго Предтечу,/уясняющуся языку,//благословиши Бога Израилева. Слава, глас 6. Византиево: От неплоднаго днесь чрева/плод молитвы прозябе,/Иоанн Предтеча,/веселися, пустыне, и ликуй, человечество,/се бо покаяния проповедник грядет/во чреве матерни воплощатися./Приидите, радующеся в славнем его зачатии,/празднолюбцы, ликуим, вопиюще:/иже в рожденных женами больший сый,/не престай молитися о верою совершающих/божественное твое зачатие,/яко да обрящем очищение грехов//и велию милость. И ныне, Богородичен: Кто Тебе не ублажит: На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше: Идущу во Святая Святых свято,/священному пророку,/святому святый, якоже писася,/представ, Ангел приглашаше, глаголя:/услышася молитва твоя,/и разрешается ныне Елисаветино неплодство,/и родит тебе, старче, сына,/Иоанна Предтечу,/светильника Солнца,/пророка высочайшаго/и глас из Девы Богоотроковицы/Слова возсиявшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 5-й день Святаго пророка Захарии, отца честнаго Иоанна Предтечи ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Масть имея на себе,/ризу же святую,/приснопамятне Захарие,/яко Ангел, Богу послужил еси,/ходатайствуя Содетелю, и зданию, блаженне,/и сказания яве Божественнаго Духа приемля./Тем тя ублажаем/и святое твое днесь совершаем торжество,//Спаса славяще. Отроча видел еси, рождшееся от Отроковицы,/Захарие богодохновенне,/Отцу Собезначально,/и своему предъявленно пророчествуеши отрочати:/пророк будеши истинно,/Сего стези уготовляя./С нимже тя ублажаем/и честное твое торжество священно празднуем,//богоносе пребогате. Храм жив и одушевлен/Божественнаго Духа был еси/и посреде храма, славне,/Богу служа чистым сердцем,/неправедно заклан был еси,/мученически совершая божественное течение твое, достославне./Тем в Небесный храм вшел еси/кровию своею,//прося очищения душам нашим. Слава, глас 8. Самогласен. Иоанна Монаха: Священства законнаго одеян истинно одеждею,/по чину Ааронову служил еси/и, предстоя в храме,/ангельский зрак яве видел еси, преблаженне./Тем твое преставление вси поюще должно, Захарие,/песньми восхваляем тя,/по старости израстивша Иоанна славнаго:/моли за ны милостиваго Бога,//спастися нам. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен, глас тойже. Подобен: О, преславнаго чудесе: Что зримое видение,/еже моима очима видится, о Владыко,/Содержай всю тварь,/на Древо воздвижен быв,/и умираеши, всем даяй жизнь?/Богородица плачущи глаголаше,/егда узре на Кресте возносима/из Нея неизреченно возсиявшаго/Бога и Человека. На стиховне Октоиха. Слава, глас 2. Анатолиево: Яко чист иерей во Святая Святых вшел еси/и, одеждею священною одеян,/непорочно Богу служил еси,/якоже Аарон законополагая/и яко Моисей водя колена Израилева, звонцев в чистом знамении./Темже и убиен был еси,/но кровь твоя праведная спасительное нам исцеление бысть/и, яко миро благовонное,/слухи отверзает к шествию вечныя жизни./Захарие треблаженне,/Крестителя Иоанна родителю и Елисавети сопружниче,/прилежно моли о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопрос, для решения которого собрались отцы, был уже не новый. Более половины столетия волновал он восточную церковь . Почитатели икон подвергались жестоким преследованиям почти беспрерывно в продолжение пятидесяти лет (730–780). Церковь пережила и иконоборческий собор (754 г.), ложно объявленный седьмым вселенским. Была провозглашена торжественно грозная анафема на всех, которые «божественный образ вочеловечившегося Слова осмелятся изображать красками», и на того, кто «лики святых будет изображать вещественными красками на бездушных иконах, которые равно не приносят никакой пользы, ибо эта мысль лжива и произошла от дьявола» 5 . Но ни грозная анафема, ни жестокие преследования иконопочитателей со стороны византийских иконоборческих императоров и их помощников, правителей областей, не привели к желанным результатам. Того, что составляло предмет благоговейного почитания, унаследованного от предков, что вошло в плоть и кровь массы населения империи, нельзя было уничтожить строгими мерами преследований, весьма жестоких и решительно несправедливых по отношению к представителям иконопочитания. В результате получилось то, чего менее всего ожидали иконоборцы. Вместо похвал за мнимое очищение церкви от суеверий и идолослужения, иконоборцы всюду слышали порицания, анафему. Константинопольский патриарх оставался одиноким в своих иконоборческих стремлениях. «Смотрю я и вижу, говорит Тарасий пред народом в день своего назначения на патриаршую константинопольскую кафедру, основанная на камне – Христе, Боге нашем, церковь Его ныне рассекается и разрывается, и мы в одно время говорим так, в другое иначе, а наши восточные единоверцы еще иначе; с ними согласны и христиане западные; и мы отчуждены от них и каждый день анафематствуемся ими» (Деян. всел. соб. т. VII, 58 стр.). Тарасий, до сего государственный сановник, соглашается уступить просьбам императрицы и народа под условием созвания вселенского собора для решения вопроса об иконах. Согласие получено, и Тарасий был посвящен в сан патриарха на праздник Рождества Христова в 784 году. Чрез два года уже все было подготовлено к открытию собора. Действительно в 786 г. в Константинополь собрались отцы и готовы были уже начать соборные заседания. Вдруг в столице открылся бунт, поднятый по интригам некоторых иконоборческих епископов солдатами, сподвижниками Константина Копронима, пропитанными до мозга костей иконоборческими традициями. Волею неволею пришлось распустить до более благоприятного времени собор. Таковое представилось в 787 году. Войско было распущено по домам, и не представлялось уже более опасности со стороны ярых иконоборцев. Мирно открылись соборные заседания в Никее и благополучно были доведены до конца под председательством патриарха Тарасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010