Скачать epub pdf Сказание о Сретении Господнем Память 2 февраля По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и Преблагословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститъся чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, – и во вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою ( Лев.12:7 ). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него краиняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» ( Лев.12:7–8, 12:2–4 ). А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе так говорится: «Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающего ложесна» ( Исх.13:2 ) 1110 . И в другой раз: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих» ( Исх.22:29 ). Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая Египетских первенцев, пощадил Израильских ( Исх.11:5–7 ). Посему израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась «выкупным серебром», и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея ( Числ.3:49–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Даже когда мы любим — любовь эта изнутри отравлена, искалечена «самостью», как если бы и в любви мы хотели любимого только для себя. Совесть, только совесть вдруг с беспощадной ясностью являет нам весь мир как борьбу всех со всеми, как постоянную «самозащиту», и потому «нападение», как арену животной борьбы каждого за то, чтобы выжить. Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Последний день перед Великим постом всегда назывался в быту «Прощеным воскресеньем». В этот день читаются в церкви слова Христа: «Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш небесный не простит вам прегрешений ваших». Вечером же, в самый канун поста, совершается в церквах обряд взаимного прощения, так что вступаем мы в пост, в период очищения, углубления, освящения нашей жизни примиренными друг с другом. Совесть есть та таинственная глубина нашего сознания, из которой приходит к нам раскаяние и страстное желание очищения, возрождения, исправления. Именно раскаяние, этот голос совести, и приводит нас, как к первому шагу на пути очищения, к желанию простить и быть прощенным, вот к этому самому «прощеному» воскресенью. Почему? Почему именно прощение и жажда прощения с такой очевидностью входят в нас одновременно с пробуждением совести как первое ее требование, обращенное к нам? Да потому, конечно, что совесть и являет нам самую сущность зла и неправды как разделения, как вины перед другими. Достоевский устами старца Зосимы сказал: «Каждый перед всеми во всем виноват…». С первого взгляда эти слова кажутся нам не только каким-то нестерпимым преувеличением, но и попросту — абсурдом. В чем же я виноват перед другими? — как бы обиженно и надменно спрашивает наш разум, наше «внешнее» сознание. Что же касается «морали», то она, пожалуй, согласится признать, что да, кое в чем, перед кем-то я действительно провинился, но — тут же успокоительно прибавляет она — разве без этого проживешь?

http://pravmir.ru/zhazhda-proshheniya/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 15 К оглавлению Хлебная жертва имела разные виды. Первая — в виде муки, на которую выливался елей и клался ладан благовония; вторая жертва была в виде печеного хлеба. Это были лепешки, смешанные с елеем или помазанные елеем. Были также приношения в виде некой похлебки, супа: пшеничная мука размешивалась с.елеем. Приносились и зерна в чистом виде, на которые возливался елей. Т.е. все хлебное приношение смешивалось с елеем. Хлебные приношения всегда должны были быть пресными, но при них полагалось быть ладану, соли, вину и елею. В хлебном приношении всегда сжигалась только одна часть, а все остальное шло для еды священников, т.к. священники сами хлеб не выращивали. Глава 16 книги Левит говорит нам об обрядах в Праздник очищения. Непосредственным поводом к установлению дня очищения был грех неуважения к святилищу, допущенный детьми священника Аарона, которые внесли туда несвященный огонь. Для предупреждения подобных случаев и для большего внушения, чтобы люди благоговели перед домом Божиим, Господь объявляет, что первосвященник однажды в год с великими предосторожностями, с жертвами и обрядами может входить во Святая Святых, чтобы молиться там о грехах своих и о грехах народа, совершенных за целый год. В тот момент, когда священник входит в помещение Святая Святых, он несет сосуд с кровью жертвенного животного. Сам священник надевает самые простые одежды, снимая драгоценные одежды первосвященника в знак смирения и покаяния. В этих одеждах, имея в руках кровь жертвенного животного, он входит во Святая Святых. В этот день первосвященник в знак очищения себя и своего дома приносит тельца и овна во всесожжение. За себя он сжигает тельца, овна — за свой дом. От народа приводились за жертву специально на сей случай выращенные два козла, иногда один. Один из них по жребию выбирался в жертву, закалался и сжигался. Другой тоже уничтожался, но особым образом. На него возлагали руки первосвященники и некоторые старейшины народа; провозглашались все грехи, совершенные за этот год. Был обычай также на свитках писать грехи и вешать эти свитки на рога козлу. Козел назывался « козлом отпущения », т.е. на него перекладывался грех.

http://sedmitza.ru/lib/text/432108/

Беседа 14. Второе очищение Храма Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы продолжаем чтение 21-й главы. Рассмотрим тему, озаглавленную как: Второе очищение Храма (12–17). Иерусалимский Храм занимал огромною площадь на так называемой Храмовой горе. Со всех сторон Храма были портики и своды, которые защищали от яростных лучей солнца во время зноя. Под тенью этих портиков законоучители преподавали Закон простому народу; на особо отведенных местах продавался скот, мука, масло и вино для обрядов жертвоприношения. Очевидно, что не все иудеи, приходившие издалека, могли все это принести с собою. Была и религиозная необходимость обменивать деньги. Так как на деньгах язычников были изображения, запрещенные Законом Божиим (изображения: языческих богов и их правителей), то для податей на Храм их обменивали на более кошерные тирские монеты. Похоже, что торговля необходимым для жертвенных обрядов и обмен денег осуществлялись в непозволительной близости от самого Храма (главного и единственного святилища Ветхозаветной Церкви Бога). Еще пророк Захария предсказывал о днях Мессии: «И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день» ( Зах.14:21 ). Слово «хананей» в данном случае означает «торговца», «спекулянта» или «лавочника». Без сомнения, вся эта торговля и операции с деньгами, особенно накануне праздника Пасхи, приносила колоссальные доходы. И, как известно, любое преступление оставляет свой экономический след… Подтверждение тому мы находим в Новом Завете. Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» ( Иак.2:5–6 ). Возможно, что в этих словах Иакова, брата Господня, содержится намек (евр. ремез) на известные в свое время события. Слова «не бедных ли мира избрал Бог» могут указывать на призвание Богочеловеком апостолов; слова: «А вы презрели бедного» – прямое обвинение богатым в причастности к казни Иисуса Христа, следовательно, слова: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» – скорее означают не вопрос, но констатацию того, что олигархи Палестины не только погубили Христа, но и спровоцировали гонения против Его учеников. Наивно было бы утверждать, что только религиозные разногласия между Христом и иудеями спровоцировали всю эту войну. В действительности окончательный разрыв между христианами и иудеями, между Церковью и синагогой, произошел значительно позднее описываемых в Евангелиях событиях. До начала II века столкновения между христианами и иудеями носили более частный характер. Окончательный разрыв происходит после Второй иудейской войны (131–135 г.г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

ПРЕДДВЕРИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Самый великий и радостный день в жизни Св. Христовой Церкви это – «праздников праздник и торжество торжеств» – день Светлого Воскресения Христова. Это – день славной победы нашего Божественного Искупителя над злейшим врагом нашего спасения – диаволом и его порождениями, веками угнетавшими падшее человечество – грехом, проклятием и смертью. Ввиду исключительной важности и несравненного значения этого дня, ни один день в году не празднуется у нас так радостно и так торжественно, как день Светлого Воскресения Христова – день Св. Пасхи. Желая оттенить особенно-великое значение этого дня св. Церковь еще задолго подготовляет нас к нему продолжительным так называемым Великим постом. Великим он называется, как по своей большой продолжительности, так и по своей чрезвычайной строгости. Начинается он еще за семь недель до Пасхи и состоит из св. Четыредесятницы и примыкающей к ней вплотную Страстной седмицы. Великий Пост назначается Церковью, как преимущественное время  покаяния.  Для того, чтобы празднование св. Пасхи ничем для нас не омрачалось и было воистину светлым и радостным, необходимо предварительно очистить свою совесть, чтобы она ни в чем скверном нас не обличала и этим не умаляла бы нашего радостного праздничного настроения. Это очищение и умиротворение совести дается через покаяние – труды говения, исповедь своих грехов и причащение св. Христовых Таин. Подвиги покаяния и должны составлять главную нашу заботу, главное занятие в течение Великого Поста. Итак, Великий пост, чрез очищение наших душ в трудах покаяния подготовляет нас к достодолжному празднованию светлого Воскресения Христова. Но и к самому покаянию нужно подготовляться. Должная покаянная настроенность не всем и не всегда сразу и лето дается.  Нужно расположить душу к покаянному настроению заранее. Учитывая это, св. Церковь , еще задолго до наступления Великого Поста, начинает мало-помалу подготовлять нас к покаянному подвигу. Едва только успеют отойти торжественные дни праздников Рождества Христова и Богоявления, как уже раздается в храмах (в неделю по Просвещении) призыв Самого Господа Иисуса Христа, вышедшего на Свое общественное служение человеческому роду после крещения:  «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»   ( Матф. 4, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Рождество Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы. Для лучшего понимания того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. 20 сентября, 2012 Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы. Для лучшего понимания того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы . Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи, воззвах: стихиры на 4. Глас 1. Подобен: Небесных чинов: На «Господи воззвах:» стихиры на 4, глас 1 Подобен: «Небесных полков:» Иоаким и Анна торжествуют,/Начаток рождше нашего спасения,/едину Богородицу,/с нимиже и мы празднуем днесь,/от корене онаго Иессеева/блажаще Деву Чистую. Иоаким и Анна торжествуют,/родив Начаток нашего спасения,/единственную Богородицу./С ними и мы празднуя в сей день/прославляем от славного корня Иессеева/происшедшую Деву чистую. От Анны днесь цвет,/сад Богоданный,/Богородица прозябе, спасение человеков,/из Неяже всех Зиждитель рождься паче ума,/Адамову очищает, яко Благ,/всю скверну благостию. От Анны в сей день Жезл,/Насаждение Богом данное,/– Богородица произросла, спасение людей,/От Которой всех Творец, родившись превыше мысли,/Очищает, как благой,/всю скверну Адама Своею благостию. Кто довольно по достоинству пети возможет/от Анны неизреченно младенствующую Деву?/Горы убо и холми, сладость искапайте днесь:/всех бо жизнь и очищение/млеком питается,/Богородица Чистая. Кто в должной мере сможет/по достоинству воспеть/от Анны неизреченно рожденного младенца – Деву?/Источите же, горы и холмы,/капли сладостные в сей день:/ибо молоком питается всех жизнь и очищение/– Богородица чистая.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

Поучение в день Святого Богоявления. Из древнего сборника (XVII в.). – „Статир» Тот, Кто знает число звезд небесных и всем им дает имена, Кому известно количество песчинок в море и каплей в дожде, Кто положил предел воде и основания суше, Кто сообщил небу – красоту, солнцу – свет, Кто направляет движения ветров, и установил порядок времен и лет, – Творец веков и всякого дыхания Создатель соделался человеком. Пречистый и безгрешный ныне просит крещения и очищения. Кому со страхом предстоят Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, – преклоняет главу под бренную руку, и от раба Своего просит крещения, чтобы в водах потопить грехи всего мира. Об этом ясно повествует нам Евангелие от Матфея в зачале шестом. Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:13–14 )? Это новое таинство, Христолюбцы, превышает всякий ум и слово. Живущий во свете неприступном, Свет светлейший всякого света, тщится принять крещение. По истине, это – великая и неизреченная тайна, полная радости и веселия, зрелище, достойное удивления! Иоанн взял к себе грешников; но, увидев Безгрешного, вострепетал, убоялся и недоумевал: как это Владыка пришел к рабу, Бог – к человеку, Всевышний – к ничтожному, Зодчий – к глине, Небесный – к земному, Солнце – к деннице, Море – к ручейку, Царь – к воину, Свет – к светильнику, Проповеданный к пророку, Очиститель – к очищаемому, Разрешитель грехов – к проповеднику покаяния, Бессмертный – к смертному, Творец – к твари! О, тайна предивная! О, дар неисповедимый! Иоанн возражает, Ангелы благоговеют, небеса отверзаются, глас Отца слышится, Дух Святой сходит, Иордан готовит струи, чтобы принять неестественный Огнь и освятиться от Очищающего все. Владыка повелевает рабу, Иоанн отрицается. Узнав Владыку, он воскликнул: се Агнец Божий вземляй грехи мира ( Ин. 1:20 ), – Агнец Божий непорочный и чистейший, о Котором предвозвестили древние пророки, Которого видел в образе своего закалаемого сына Авраам. А когда Иоанн увидел Его идущим ко крещению, то возопил с ужасом: «Ты ли идешь ко мне? Не смею я, сено, прикоснуться -к Огню: не смею и, брение, приблизиться к Источнику жизни. Я прошу у Тебя очищения, я имею нужду в крещении от Тебя. Освяти меня и воды». Вот – раб благоговейный и смиренный! Хотя он и видел Владыку своего в образе человека, однако же познал в Нем истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

А. Понятие о праздновании воскресного дня 1. Что значит праздновать? «Что значит праздновать? спрашивает святитель Филарет, митроп. московский. Быть праздным от дел и работ? – Это праздник для вещества, по своей природе косного и ленивого, а не для духа, по существу своему деятельного. Предаться безотчетно увеселениям? – называют и это праздником; но это праздник чувств и воображения, а чувства и воображение, занятое чувственными образами, составляют только низшую область человеческого существа. Какое же достоинство имел бы праздник, в котором бы не участвовало высшее и лучшее в человеке? Чтобы праздновать достойно человека, надо праздновать разумно; чтобы праздновать достойно христианина, должно праздновать духовно». (Сл. IV, 265). «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти и собирает силы для работных дней жизни» (Сл. III, 193), – а потому «день, освященный для праздника (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежат Богу и Его храму» 114 (Сл. IV, 7). 2. Библейские изречения о днях праздничных 1) И благословил Бог седьмый день и освятил его ( Быт. 2, 3 ; ср. Исх. 20, 8 – 11 ). 2) И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта... Семь дней есть пресный хлеб, и в седмый день праздник Господу. ( Исх. 13, 3, 6 ). 3) И сказал Господь Моисею, говоря; объяви сынам израилевым и скажи им о праздниках Господних... Вот праздники мои:.. в седмый день суббота покоя... в первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня. И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу... в седмый месяц в первый (день) месяца да будет у вас покой, праздник труб... Также в девятый день седмого месяца сего, день очищения... Никакого дела не делайте в сей день... с пятнадцатого дня того же седмого месяца праздник кущей семь дней Господу... это постановление вечное в роды ваши. ( Левит. 23, 1 – 2. 6 – 6. 24. 27 – 28. 34. 41 ). 4) И пришел (Господь наш Иисус Христос) в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению Своему в день субботный в синагогу. ( Лук. 4, 16 . См. еще Иоан 12, 20 ; Деян. 20, 7 115 . 3. Главнейшие обязанности христиан во дни праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Церковнославянский текст Минеи, 6/19 декабря н.ст Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,/яко великий таинник Божия благодати. Икос: Воспоим ныне святителя песньми,/мирским людем пастыря и учителя,/да молитвами его просветимся:/се бо явися чист весь, нетленен духом,/Христу принося жертву непорочну, чисту, Богу благоприятну,/яко святитель, очищен и душею и телом,/темже сый истинно Церкве предстатель и поборник сея,/яко великий таинник Божия благодати. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова Кондак, глас 3-й 1 . В Мирах Ты, Святый, явился священнодействующим; ибо ныне, исполнив Евангелие Христово, ты положил душу свою за народ свой; ты спас невинных от смерти: посему освятился ты, великий учениТак, переведено в кондакарии XI в. Моск. Син. Библ. Греческое слово: μστης – Cardin. Pitra перевел: minister. Божия благодати. Икосы. 1) ( νυμνσωμεν) Прославим ныне песнями святителя, пастыря и учителя в Мирском народе, чтобы нам просветиться его молитвами: ибо, вот, он показался чистым, неповрежденным по духу; он приносит Христу жертву непорочную, чистую, Богу благоугодную, как святитель, притом, быв очищен и душею и телом; посему воистину он есть предстатель церкви и поборник ея, великий ученик Божия благодати. 2) ( δο) Вот ныне, в сей день, праздник святителя, – просветимся, народы, светло празднуя, и воспоем песнь Христу Спасителю! Ибо Христос прославил его славою, и поставил великим светильником, просвещающим всех людей, как священно-действенника своих таинств. Воистину обильный делатель благочестия, чудный заступник сиротам, предстатель вдовиц и молитвенник за всех явился ты, великий ученик Божия благодати. 3) ( Νν) Ныне время высказать о Божественных величиях твоих: но никто не может (достойно) восхвалить тебя; ибо ты явился сосуд благоуханный Христов, распространяющий благоухание на всех прибегающих к тебе, миру благодатному Всесвятаго Духа, преподобне, – миро мысленное, и миро просвещающее намащающихся им с верою и помазавшихся воистинну Божественным миром Христовым: почему и явился ты заступником в Мирах, святитель, великий ученик Божия благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

В час смерти Иисуса Христа завеса раздралась надвое, сверху донизу, во храме Иерусалимском. Это была та завеса, которою святое святых отделялось от святилища ( Исх. 26:33 ; 2Пар. 3:14 ). В храме Иерусалимском, кроме двора, в котором стоял народ во время богослужения, были две главные части: святилище и святая святых 24 . Важнейшею частью храма было святая святых. Здесь находился ковчег завета, самая, главная святыня иудейского храма. Он был сделан из драгоценного дерева вне и внутри окован самым чистым золотом. Наверху его был золотой покров, названный очистилищем, по обеим сторонам которого стояли два изображения херувимов. В ковчеге хранились скрижали закона, золотой сосуд с манною и жезл Ааронов. Очистилище было престолом, с которого Бог принимал поклонение и давал слышать глас Свой и открывал волю Свою. Сделанная из богатой ткани и украшенная шитьем завеса ( Исх. 20:31–32 ) отделяла сию часть храма от святилища. В святилище ежедневно входили священники совершать богослужение ( Евр. 9:6 ). Но в святая святых входил один только первосвященник, один раз в год, с кровью жертвенного животного для очищения грехов своих и грехов народа. Это было в один из великих праздников иудейских, в день очищения. Нет сомнения, что скиния Моисеева, будучи сотворена по образу, показанному Моисею Богом на горе ( Исх. 25:40 ), а следовательно, и храм Иерусалимский, созданный по образу скинии, изображали собою предметы высшие, духовные, небесные. Важнейшая часть скинии и храма, святая святых, это место обитания Божия на земле, по изъяснению апостола Павла, изображала собою небо, где является славное присутствие Божие. Христос, говорит апостол, не в рукотворенное вошел святилище, но в самое небо ( Евр. 9:24 ). Соответственно таинственному значению важнейшей части храма, и завеса, закрывавшая вход в нее, имела таинственное же знаменование. По объяснению апостола ( Евр. 9:8 ), эта завеса таинственно изображала то, что путь в истинное святое небо тогда возбранен был людям. Созданный для неба, для жизни с Богом человек за нарушение Божественной заповеди лишен был того близкого общения с Богом, при котором для него прежде возможно было непосредственное беседование с Ним; заградил себе доступ к Богу и сам по себе не мог восстановить расторгнутого союза. Вот почему во время законодательства Синайского, где Господь явил Свое особенное присутствие, Он запретил евреям под страхом смерти подходить к горе ближе определенной черты. Этим Он показал, что люди, не имея святости, требуемой Богом и достойной Его, недостойны были и близкого доступа к Богу, так что, дабы хотя издали стоять пред Ним, они должны были совершить пред

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010