СОХРАННОСТЬ Небольшие потертости шитья, утраты блесток, иордань – поновление XIX в., бархат вытерт и выгорел. Гафта сечется, имеет прорывы и заплаты. ИКОНОГРАФИЯ Состав святых и их иконография традиционны. Особенностью епитрахили является сочетание лицевых изображений с пышным орнаментом, имитирующим восточные ткани и заполняющим весь фон. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служит рельефный орнамент, а также грубоватая манера лицевого шитья, характерная для конца XVII в. ВЫСТАВКИ 1986–1987 София, 13; 1988 Буэнос-Айрес, 102; 1988 Сан-Пауло – Рио-де-Жанейро, 102; 1989–1990 Москва, 31. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 63, ил. 11; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12324. 148. ПЕЛЕНА СВЯТАЯ ТРОИЦА Сольвычегодск, мастерская Строгановых, конец XVII – начало XVIII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), холст (XX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 94x87 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 882 Инв. ТК-2814 Кат. На среднике подвесной пелены к иконе на фоне зеленого атласа изображены три ангела, сидящие за полукруглым престолом с гремя высокими чашами на нем. Средний ангел прямоличный, с поднятыми вверх крыльями, именословно благословляющий, два других – в трехчетвертном повороте к центру. Их правые руки именословно благословляют чаши, левые сжаты и как бы держат отсутствующие посохи. Слева от ангелов – Авраам с чашей на стояне; справа – Сарра с глубоким блюдом. Их изображение мельче, чем ангелов. За средним ангелом – крона дуба Мамврийского, за левым – башнеобразные палаты с тремя ярусами окон, за правым – горки. Личное шито тонким крученым шелком серовато-песочного цвета «атласным» швом «по форме». Черты ликов «прорисованы» черным шелком; широкие брови вразлет, густые тени по абрису ликов; тени в виде «капель» под носами и в форме «бантика» на подбородках шиты светло-коричневым. Более светлые линии идут под глазами и от глаз к вискам. У ангелов радужки глаз шиты малиновым крученым шелком, как и волосы с обведенными черным шелком кудрями. У Авраама борода и волосы – темно-песочные. Одежды, архитектура, горки, престол и прочее шиты прядеными серебряными и золотными нитями разнообразными швами («черенок», «городок», «ягодка», «ягодка в четыре клетки», комбинации «ягодки тройной» и «разводной клетки»). Дуб шит сканым золотом с зеленым шелком. Черным шелком шиты листва дуба и проемы окон, красным – обувь Сарры. Контуры рисунка, складки одежд, арочки стола, чаши и другие детали обшиты серебряной рельефной «веревочкой». Подкладка из холста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

—62— одним афонским живописцем, иеромонахом Дионисием из Фурны Аграфской, было написано руководство к церковной живописи под заглавием ρμηνεα τν ζωγρφων ς πρς τν κκλησιαστικν ζωγραφαν (Наставление живописцам в отношении к церковной живописи). 703 В этом руководстве читается нарочитое и обстоятельное предписание, что благословляющую руку должно изображать именословно. 704 Относительно перстосложения для благословения должна быть сделана одна, впрочем, нерешительная, оговорка. Так называемое Феодоритово слово повелевает и креститься, и благословлять одними и теми же тремя перстами, и мы имеем указание, что как будто священники действительно благословляли троеперстно, и что, следовательно, именословно благословляли только епископы. В одной псалтири с восследованием конца XV века, находящейся в —63— Синодальной библиотеке, помещен: «Устав святыя горы о панагии в пути». В уставе этом читается: «аще не случится понагеи на пути, то выневше хлебець на руку правую, глаголет: «благословен Бог, милуя и питаа нас», поряду, та же учинить руку свою пръсты три, якоже иереи крест дееть», и держа хлебец в руке полагает с ним на себе крестное знамение. 705 Что сложение перстов для благословения крестовидное, явившееся у греков не позднее первой половины VII века, переходило от них и к нам – русским, это не может подлежать никакому сомнению и само собою очевидно. Почти все наши митрополиты периода домонгольского были греки и, конечно, употребляли для благословения то самое сложение перстов, которое употреблялось в Греции. В свою очередь епископы наши, родом русские, могли употреблять только то перстосложение, которое употребляли митрополиты, потому что принятие ими какого-нибудь своего особого перстосложения представляло бы собою нечто совершенно немыслимое. Вообще, совершенно ясно, что если в минуту принятия нами христианства от греков было употребляемо этими последними для благословения сложение перстов крестовидное, то и к нам могло перейти от них именно только это перстосложение, а не какое-нибудь другое. 706 Переходило ли к нам от греков перстосло-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О других иконах Успенского, Благовещенского и Архангельского московских соборов с явственными изображениями именословного перстосложения, оставленных Денисовым без внимания, мы говорили прежде 39 . И если Денисов так поступал с иконами, которые у всех на глазах и всегда могут обличить односторонность и неверность его свидетельств, если он здесь выбирал одни только двуперстные или похожие на двуперстное сложения, а именословные и троеперстные оставлял и проходил молчанием, то этим он подаёт о себе подозрение, что так же поступал и в местах менее известных, откуда брал свои свидетельства, – и там выбирал также сложения руки двуперстные или близкие к двуперстному, а именословные и троеперстные оставлял без внимания. Итак, Денисов должен был видеть и именословное, и троеперстное сложение на иконах, из коих некоторые и мы указали в наших замечаниях. А между тем в настоящей именно «степени» с необыкновенной смелостию он пишет: «Обыди вся российския грады и церкви, осмотри по селом, по часовням и по домом древния святыя иконы: вси древнии святии образи, иже не преписаннии и иже сложенныя руки благословящия или молебныя имеют, вси древлецерковное православие – двема перстома знаменатися засвидетельствуют, а треми персты нигдеже». Мы указали несколько древних икон и с троеперстным сложением молебной руки, а изображений именословного сложения благословящей руки на древних иконах такое множество, что и сам Денисов посовестился сказать, будто их нигде не обретается, а говорит только, что троеперстия «нигдеже» несть. Итак, витиеватое восклицание Денисова есть только пустое витийство, а не истина 40 . Рассмотрим теперь приведённое Денисовым свидетельство о двуперстии из Великого Катехизиса. Известно, что в этом Катехизисе содержатся два изложения о перстосложении, не согласные между собою: одно – сделанное, как можно подразумевать, самим сочинителем, державшимся южнорусского древнего обычая креститься троеперстно, другое – сделанное московскими издателями Катехизиса. В первом изложении повелевается полагать на себе крестное знамение тремя перстами: «Вопрос: Како на себе достоит нам честный крест полагати, и знаменатися им? Ответ: Сице знаменатися им: сложивше убо три персты десныя руки, и возлагаем на чело, таже на живот, и на десное и на левое рамо».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Итак, первые просветители Российской земли, св. великий князь Владимир и сын его великий князь Ярослав 1-й, вот какую благословляющую руку изображали на св. иконах в новосозданных ими храмах – более с именословным перстосложением. Этим явственно доказывается, что они таковое перстосложение для благословения приняли от греков, и напрасно Денисов утверждает, что они приняли от греков перстосложение двуперстное и одно только двуперстное. А если с начала крещения русской земли было употребляемо на благословение именословное перстосложение, как свидетельствуют приведённые нами памятники, то этим явственно доказывается, что в молении употреблялось изначала крещения Руси троеперстное сложение, что подтверждают между прочим изначала русского христианства почивающие в киевских пещерах мощи преподобных. Правда, на св. иконах изображение троеперстного сложения руки встречаем весьма редко, но это потому, что святые в молитвенном положении на древних иконах обыкновенно изображаемы были с распростёртою дланию, а иногда и со обеими распростёртыми и воздвигнутыми дланями, как это можно видеть на многих древних преподобнических иконах и показано в старописьменных иконописных подлинниках, где именно изображение руки с распростёртою дланию именуется «рукою молебною» – пишется именно: «рука молебна» или «обе руки молебны». Посему-то с троеперстным изображением молебной руки древние иконы встречаются весьма редко. Итак, первобытные памятники, созданные князем Владимиром и сыном его Ярославом явственно доказывают, что Денисов несправедливо сказал, будто с начала крещения принято в русской земле двуперстное сложение и единственно только двуперстное. Разбор пятого ответа. Свидетельства св. книг, приведённые Денисовым в доказательство того, что якобы св. Владимир принял от греков двуперстное сложение На основании двух Корсунских икон, представляющих не только двуперстное, но и именословное перстосложение, с которым двуперстное имеет близкое сходство, и на основании новгородских Корсунских врат, имеющих позднее западное происхождение и представляющих перстосложение латинское, – на основании этих двух памятников сделав решительное заключение, что будто князь Владимир при крещении принял и предал России двуперстное сложение, что будто бы и в древлегреческой церкви употреблялось для крестного знаменования и благословения именно двуперстное и только двуперстное сложение, Денисов как будто и сам чувствовал недостаточность приведённых им оснований и неосновательность сделанного из них заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Мы с намерением сделали это подробное описание употребляемого старообрядцами перстосложения и точно указали усвоемое ему толкование, дабы всякий читатель мог видеть сам, действительно ли приводимые Денисовым свидетельства св. икон и св. книг о перстосложении вполне согласуют употребляемому старообрядцами перстосложению и подтверждают оное как по внешней его форме, так и по внутреннему разумению, то есть толкованию. Ибо Денисов, приводя доказательства от св. икон и книг в подтверждение древности и непрерывного употребления в церкви единственно содержимого старообрядцами перстосложения, большую половину из их числа привёл таких, которые ни по внешней форме, ни по внутреннему разумению не соответствуют употребляемому старообрядцами перстосложению, и потому им же самим приведённые доказательства разрушают доказываемое им положение о непрерывном якобы, постоянном и повсюдном употреблении в православной церкви до самых лет п. Никона одного перстосложения, именно употребляемого старообрядцами и принимаемого ими за догмат веры. В подтверждение сказанного сделаем прежде всего несколько общих замечаний о приведённых Денисовым в пятом ответе доказательствах от святых икон, т. е. о приложенных здесь и описанных изображениях благословящей и якобы молебной руки на разных иконах. Денисов в пятом ответе привёл в свидетельства о двуперстии и описал восемьдесят семь изображений руки на святых иконах. Из них тридцать шесть изображены у самого же Денисова имеющими перстосложение подобное православному: большой перст приложен здесь к среднему составу четвёртого, что возле малого перста, как большею частию пишется именословное перстосложение, а два перста верхние между собой разъединены, как опять обыкновенно пишется именословное перстосложение. Полное сходство с именословным перстосложением нарушается здесь, по-видимому, только тем, что малый перст не в прямом, или разогнутом положении, а более пригнут к четвёртому персту, что возле него, однако же и не вполне с ним соединён, иногда же пригнут более, нежели четвёртый, возле него находящийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Максимови Илирик. – Максимови Л. Северян Илирик у VI веку. – ЗРВИ. 1980, т. 19. Малеванный. Связи славян. – Малеванный A.M. Этнические и исторические связи славян и иллирийцев. – Античный мир и археология. Межвузовский научный сборник. Вып. 5. Проблемы истории древнего мира и Северного Причерноморья. Саратов, 1983. Малингудис. Симбиоз. – Малингудис Ф. Славяно-греческий симбиоз в Византии в свете топонимии. – ВВ. 1987, т. 48. Малингудис. Псевдо-Кесарий. – Малингудис Ф. К вопросу о раннеславянском язычестве. Свидетельство Псевдо-Кесария. – ВВ. 1991, т. 51. Мартынов. Методика. – Мартынов В. В. Лингвистическая методика обоснования гипотезы о внсло-одерской прародине славян. Минск, 1963. Матузова. Английские источники. – Матузова В. И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. М., 1979. Махно. К вопросу. – Махно Е.В. К вопросу о времени существования и судьбе Черняховской культуры. – КСИА. 1984, вып. 178. Мачинский. Тихонова. О местах обитания. – Мачинский Д.А., Тихонова М.А. О местах обитания и направлениях движения славян I–III вв. н.э. (по письменным и археологическим источникам). – Acta archaeologica Carpathica. Krako. 1976, 16. Мейе. Общеславянский язык. – Мейе А. Общеславянский язык. М., 1951. Меликишвили. К истории. – Меликишвили Г.А. К истории древней Грузни. Тб., 1959. Менгес. Восточные элементы. – Менгес К. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». М., 1979. Мещерский. Два отрывка. – Мещерский И.А. Два неизданных отрывка из древне-славянского перевода «Хроники» Иоанна Малалы. – ВВ. 1956, т. 11. Muxajnoeu. Антропонимн. – Muxajлobu В. Словенски антропоними од VII до X века у немачким изворима у са нашим ономастичким основама. – Balcanica. Sofia, 1985–1986, vol. 16–17. Мордасова. Разложение. – Мордасова И. В. Разложение родового строя и формирование фаталистических представлений. – СЭ. 1975, 3. Морошкин. Именослов. – Морошкин М. Славянский именослов. СПб., 1867. Муравьев. Пять свидетельств. – Муравьев СИ. Пять античных свидетельств в пользу «птолемеевой» трансгрессии Каспия. – Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984. М., 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

«Мы старались по возможности буквально передать те возражения, какие предлагали нам старообрядцы. А чтобы дать возможность удобнее ознакомиться с предметом беседы, мы приводили старообрядческие возражения в системе, сгруппировали все то, что говорилось об одном и том же предмете в различное время. При этом мы сочли необходимым поместить в печатном издании бесед не только те возражения, которые были предлагаемы нам старообрядцами, а также и те, которых старообрядцы во время собеседований не предлагали, а между тем или возбуждали их в частных разговорах, вне места собеседований, или возражения эти сами собою вытекают из хода дела и необходимы для большего уяснения предмета. С другой стороны, старообрядческие возражения, не относящиеся к предмету, опущены нами... Его преосвященство, преосвященнейший Павел, епископ Кишиневский и Хотинский, принимавший самое деятельное участие в ведении бесед с старообрядцами, изволил принять такое же участие и в письменном изложении их. Беседы настоящего выпуска изложены главным образом его преосвященством». Что касается бесед о перстосложении для благословения, то в первой из них после краткого, разбора оснований старообрядческого перстосложеяия представлены: свидетельство об употреблении в Греции и на Руси с древних времен двух перстосложений, одного для крестного знамения, а другого для благословения, и затем – свидетельства в пользу именословия письменные и от икон; вторая беседа посвящена главным образом разбору и опровержению старообрядческих возражении против именословного перстосложения, в третьей опровергаются возражения старообрядцев против архиерейского благословения обеими руками. Не входя в подробное рассмотрение этих бесед, считаем достаточным ограничиться следующими общими замечаниями: вопрос о перстосложении для благословения исследован автором довольно обстоятельно; все возражения старообрядцев против православного именословия опровергнуты им основательно, метко и иногда в высшей степени находчиво и остроумно; по языку живому и ясному и по тону миролюбивому (стр. 190) и спокойному беседы о перстосложении для благословения ничем не отличаются от бесед о перстосложении для крестного знамения; в одном только месте автор возвысил свой голос, это по поводу названия старообрядцами именословного перстосложения «херословным». 98

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

На нижней же кайме начинается вкладная надпись и продолжается на правой кайме. Буквы на всех каймах направлены наружу. Подкладка из голубой камки с узором крупных цветов и листьев. На ней пришиты четыре петли из тесьмы и одно металлическое кольцо. СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном (виден фон). Потертость золотного шитья. Небольшие утраты жемчуга, утрачен один алмаз. Подкладка сечется, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Принадлежит к группе надгробных покровов московских святителей, выполненных в 1650–1660-е гг. в Царицыной мастерской палате (кат. 120,121) и отличающихся одинаковыми трактовкой личного, иконографическими особенностями (именословным благословением, изображением Распятия на окладе), решением фона, палеографией надписей и богатством убранства. АТРИБУЦИЯ Покров не может быть точно датирован по вкладной надписи, так как последние одна или две буквы в дате отсутствуют. В Описи Оружейной палаты, а за ней и в других документах и публикациях датой покрова значится 1662 г., то есть предполагается, что отсутствует буква «О» и дату следует читать как «7170». В «Светличных знаменных делах» Царицыной мастерской палаты под 30 ноября 1650 г. числится: «...иконник Степан Резанец знаменил (5 дней) под шитье по камке два покрова Алексия да Ионы митрополитов» 801 , а 13 января 1652 г. боярыня Аксинья Еропкина (одна из руководительниц мастерской) «приняла шелк на покров Ионы митрополита» 802 . Наш покров по трактовке личного не похож на единственный сохранившийся покров митрополита Алексия (почти без моделировки), вложенный Алексеем Михайловичем и имеющий в надписи дату «1650 г.» (кат. 101), по близок к группе покровов, выполненных в Царицыной мастерской палате в 1660-х гг. (кат. 120–122). На одном из них (кат. 120) есть точная дата: 1665 г. Если данные «Светличных дел» относятся к нашему покрову Ионы, то его выполнение, вероятно, задержалось до начала 1660-х гг., чем и объясняется недописанная дата 803 . Словописцем и травщиком были, вероятно, те же мастера, что выполняли покров митрополита Алексия. По мнению старшего научного сотрудника Музеев Московского Кремля М. В. Мартыновой, запоны с эмалью выполнены западноевропейскими мастерами. ВЫСТАВКИ 1995–1996 Роттердам, 24. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 762–763; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12209; Маясова 1985. С. 209. 120. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

59х58 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 932 Инв. ТК-2546 Кат. На среднике по итальянской кирпично-красной камке с рисунком крупных хризантем изображен младенец Христос, лежащий на дискосе с высоким фигурным стояном. Ноги его вытянуты, поднятые руки согнуты в локтях; одна рука с именословным перстосложением, другая – с раскрытой ладонью. Над дискосом – сильно вытянутая кверху звездица с восьмилепестковой розеткой в перекрестье. Под звездицей в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя с распростертыми крыльями. В сегменте неба с облачками по краю – оплечное изображение Саваофа. По сторонам дискоса стоят два склонившихся к Младенцу ангела с круглыми рипидами с розетками в них. Под дискосом и ангелами вышиты облака. Над изображениями прядеными нитями шиты надписи: хс, аггли г(с)дни, дхъ сты, г(с)дь сава… Личное шито слабокручеиым шелком песочного цвета «атласным» швом и «в раскол» без оттенений «по форме». Волосы ангелов и Христа, черты лиц и контуры рисунка – темно-коричневые, волосы Саваофа – светло-коричневые. Внизу стояна, на нижних одеждах ангелов, в облаках – сканое золото с цветными шелками. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями (швы – «ягодка», «клопчик», «черенок», «двойная ягодка», «перышки»), По контурам и деталями рисунка проложен серебряный жгутик. На каймах по зеленому атласу золотными прядеными нитями вязью с небольшим количеством лигатур шито песнопение: ко агнецъ на заколение ведес ко аг//нецъ непороченъ прмо стригу//щаго безгласенъ тако не отверза//етъ устъ своихъ во Песнопение начинается палевой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы на всех каймах направлены наружу. Подкладка из китайской бежевой (выцветшей розовой?) камки с узором веток хризантем и облаков. На подкладке черными чернилами надписи: 44–1, НАД 91, 4 и пришиты две холщовые петли. СОХРАННОСТЬ Ткани загрязнены, помяты, выцвели, на подкладке – штопки и заплаты. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерской царицы Ирины Федоровны (см.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   А твои доводы, которыми разоряешь наше единство, не знаю как назвать, — шуткой ли, или чем дельным? И что у тебя за доказательство? — Говоришь: «единосущные счисляются, а неединосущные не счисляются (под счислением же разумеешь собрание в одно число), а поэтому неизбежно заключение, что у вас, на этом основании, три Бога, тогда как нам нет этой опасности, потому что не называем единосущными». — Итак, одним словом, избавил ты себя от трудов и одержал худую победу. Поступок твой походит несколько на то, когда иной от страха смерти сам надевает на себя петлю. Чтоб не утрудиться, стоя за единоначалие, отрекся ты от Божества и предал врагам, чего они искали. Но я, хотя бы потребовалось и потрудиться несколько, не предам Достопоклоняемого. А здесь не вижу даже и труда. Ты говоришь: счисляются единосущные; а не имеющие единосущия воображаются единицами. Где ты занял это? У каких учителей и баснословов? Разве не знаешь, что всякое число показывает количество предметов, а не природу вещей? А я так прост или, лучше сказать, такой неуч, что три вещи, хотя бы они и различны были по природе, в отношении к числу называю тремя. Но одно, одно и одно, хотя они и не сопрягаются по сущности, именую столькими же единицами, взирая не столько на вещи, сколько на количество счисляемых вещей. Поскольку же ты очень держишься Писания, хотя и противишься Писанию, то вот тебе доказательства и отсюда. В Притчах «трое имеют стройную походку», лев, козел и петух, «четвертый, царь среди народа своего» (Притч.30:29-31), не говорю уже о других поименованных там четверочислиях, между тем как счисляемые вещи различны по природе. И у Моисея нахожу двух херувимов, счисляемых по единице (Исх.25:19). Как же по твоему именословию тех назвать тремя, когда они столь несходны между собой по природе, а последних считать по единице, когда они настолько между собой однородны и близки? А если Бога и мамону, которые столь далеки между собой, подводя под одно число, назову двумя господами (Мф.6:24), то, может быть, ты еще более посмеешься такому счислению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010