Архангельск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор /// Объект утрачен Проезд:На месте собора в настоящее время располагается Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова. Изменить описание Добавить фотографии Разрушение Свято-Троицкого собора: оставшиеся столпы собора перед сносом, стены разобраны на кирпич, который впоследствии будет применён в строительстве Дома культуры (современного Архангельского драматического театра им. М.В. Ломоносова). По правому краю снимка видны завершения Михайловской церкви, уничтоженной в 1932 г. Фото 1929 г.  Елена Григорьева 1 августа 1929 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Составлено Законоучителем Гимназии, Священником Василием А. Смирновым Нынешнему каменному соборному храму в городе Архангельске предшествовал целый ряд деревянных. Устройство перваго из них почти современно возникновению города Архангельска в 1584 г. Первые поселенцы города и образовавшагося около него, в 1587 г. посада, т. е. стрельцы и посадские люди, по благословенной грамоте митрополита Московскаго Иова, по верхнюю сторону деревяннаго города, близ места, занимаемаго ныне конторой корабельнаго смотрителя, соорудили первую приходскую деревянную церковь во имя Преображения Господня и деревянную же на столбах колокольню. К этой церкви, по грамоте Ионы, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 30 Мая 1614 г., был пристроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая в память избавления от нашествия „польских и литовских воров и русских изменников " , которые в 1613-14 годах напали на жителей важской и двинской области, „жгли, мучили и побивали их, животы их грабили, а у Архангельскаго города не были, пробежали мимо“. Преображенская церковь вместе с колокольней сгорели 27 Сентября 1663 г. от пожара, начавшагося в самой церкви вследствие того, что пришедшие в этот день люди заронили под мост в западной паперти „угль огнен " . Вместо сгоревшей, по благословенным грамотам Питирима, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 15 Марта и 10 Июня 1664 года, сооружены были два деревянных-же храма: один холодный во имя Преображения Господня с приделами Рождества Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая на месте прежняго погоревшаго храма и другой теплый во имя Богоявления Господня на месте прежней колокольни, вместо которой устроена была другая на новом месте. Эти два храма снова сделались жертвою пламени на 20 Октября 1681 года и вновь возстановлены: Богоявленский в 1683 г. по грамоте Корнилия, митрополота Новгородскаго, а Преображенский значительно позднее и освящен 1692 г. 26 Августа по благословению Преосвященнаго Афанасия. Богоявленская теплая церковь, устроенная в 1688 г., опять сгорела 28 Февраля 1719 года и не была возобновляема, так как еще в 1709 г. приступлено было уже к постройке нынешняго каменнаго собора; Преображенская же церковь, за ветхостью была разобрана около 1765 г., когда окончательно устроен был нынешний каменный собор.

http://sobory.ru/article/?object=28912

Степанос Орбелян: «Вновь собор в том же Двине, [созванный] католикосом Мовсесом относительно той же халкидонитской ереси, которой придерживался и наш Петрос. В этот [год] было установлено армянское летосчисление.... и Иезидбузид умер мученической смертью». (Степанос Орбелян. История Сюникского края, с. 454). 881 История Армении католикоса Ованеса Драсханакертци. Издал Н. Эмин. М., 1853, с. 64 (на древнеармянском яз.). 886 Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готами. Пер. с греч. Спиридона Дестуниса. СПб., 1862, с. 264. 895 Григориос – отдельного мученичества Григориоса в армянских рукописях не сохранилось. В прологах его память отмечается в день поминовения памяти Иезидбузида. Самвел Анеци временем мученичества Григориоса считает 551 г. Однако, согласно посланию Двинского собора, его предали смерти на 17-м году правления Хосрова, следовательно, в начале 549 г. (См.: М. Орманян. Азгапатум, т. I, кн. II, 541–542). 897 Айраратская область – одна из наиболее обширных провинций исторической Армении, в ее центре находилась Араратская долина с прилегающими районами (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 35). 898 Двин – стал столицей Армении примерно в 460-х годах и оставался ею до воцарения династии Багратидов, перенесших столицу своего царства в г. Ани. 899 Амакар, или амаракар, – так назывался персидский чиновник, возглавлявший ведомство по сбору налогов. 903 Нихоракан – Деншапух армянских историографов (см.: Г. Алишан. Памятники страны Армянской, гл. 24, с. 277). Был назначен правителем, или марзпаном, Армении в 548 г. и оставался в этой должности четыре года, до 552 г., затем был отозван персидским царем и назначен командующим персидским войском в войне с византийцами в Лазике. 904 Нахапет – согласно мученичеству, стал марзпаном Армении после Нихоракана и оставался в этой должности три года. Согласно армянским историографам после Деншапуха в 552 г. Хосров назначил марзпаном Армении Вшнаса Ваграма. 905 Иезидбузид, или Издбизит, – от персид. имени Yazidbözid (по пехл. – Yazdbözd), на сирийском Yazdbözed; означает «богом спасенный». (Р. Ачарян. Словарь собственных имен, т. III. Ереван, 1946, с. 527).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Если так, то ученикам такого учителя не следует увлекаться своими мнениями, а нужно следовать св. писаниям, отнюдь не искажая их, как это делают еретики (стр. 228). Следующая затем историческая часть письма, составленная на основании «достоверного исследования и рассмотрения», содержит в себе немало неточностей, принадлежащих, может быть, отчасти и автору, а более того – неисправности текста 2294 . На 12 году 2295 после смерти св. Саака, в год гибели св. Вардана с его войсками, в католикосство Иосифа Гевондийца 2296 , состоялся Халкидонский собор (451 г.). Подвергаясь опасности со стороны персов, армяне не явились на собор, вследствие чего подлинное изложение соборных обстоятельств до них не дошло. Тем не менее, никаких —631— препирательств о соборе не существовало, и в Армении все его признавали, до Двинского собора, в течение 103 лет 2297 , т.е. от двух последних лет Маркиана (450–457) до десятого 2298 года Юстиниана (527–565) и шестого года патриаршества Нерзеса (II) Аштаракского. На 23-м 2299 году царствования персидского Хосроя, Нерзес созвал в Двине собор при содействии сирийца Абдишо 2300 , пришедшаго из Сарептского монастыря в Сасоке 2301 . Они приняли Диоскора, Флавиана, епископа города Набука, и александрийского Тимофея Элура, и перевели на армянский язык писания, с многочисленными клеветами на Халкидонский собор, за что получили звание младших переводчиков. По преданию, они утвердили в Армении учение об одном естестве божества и человечества во Христе, внесли прибавку в Трисвятую песнь (распныйся за ны) и, прокляв греков, отказались от общения с ними. Персидский царь был очень обрадован отказу армян от подчинения грекам 2302 и в исполнение ранее данных обещаний дал католикосу в приемыши своего сына 2303 , поручив ему же с епископами сбор налогов. Следующее сообщение письма или заимствовано автором из искаженных источников, или испорчено позднейшими переписчиками. —632— В шестнадцатом году армянскаго летосчисления 2304 , пишет Фотий, непокорный Вардан Мамиконян убил персидского наместника Сурена за то, что тот отнял почет у сословия благородных, окружив им епископов 2305 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Второе крещение» А. К. имело место при св. Григории Просветителе в нач. IV в. По одной из редакций его жития, когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому еп. Фоме из г. Саталы (М. Армения). Согласно арм. источникам, в 30-е гг. IV в. внук Григория Просветителя Григорис, рукоположенный во «епископа Иверии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, «обновил» храмы, вел проповедь среди местного населения и также принял мученическую смерть среди мазкутов (ок. 338); его гробница находится в Амарасе . К этому же времени относятся сообщения груз. источников о Крещении Эрети св. Нино ( Нины ), к-рой новообращенный царь Картли Мириан придал в сопровождение войско во главе с эриставом (КЦ. Т. 1. С. 125). В документах Соборов персид. Церкви Востока (410, 420) Аран (А. К.) упоминается среди епархий, подчиненных Патриарху-Католикосу с резиденцией в Селевкии-Ктесифоне , но это подчинение было, видимо, чисто номинальным. План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Возобновление проповеди христианства среди народов А. К. ок. 420 г. связано с именем Месропа Маштоца и Даниеля , к-рым источники приписывают создание албан. алфавита (см. ниже раздел Язык и лит-ра). Судя по материалам I Двинского Собора (506), албан. являлся офиц. языком Церкви (Книга посланий. С. 51). Арм. католикос Бабген писал о христианстве кавк. стран к своим персид. единоверцам: «У нас такая вера, как мы писали вам ранее, в согласии с грузинами и албанами, каждый на своем языке». Предположение ряда ученых о существовании литургических памятников на албан. языке нашло подтверждение: более сотни страниц албан. текстов, очевидно богослужебного назначения, были обнаружены недавно на Синае в груз. палимпсесте. С VII в. интенсифицируется процесс арменизации Албанской Церкви, и в более позднюю эпоху богослужение в ней велось на арм. языке. Впрочем, албан. письменность долгое время продолжает использоваться в левобережной части (раскопки комплекса у Мингечаура выявили как албан., так и арм. надписи сер. VII в.).

http://pravenc.ru/text/64030.html

7 июня 1694 года Пётр ступил на святую соловецкую землю. Он повелел поставить близ монастырской пристани большой деревянный крест. Три дня государь пробыл в Соловецком монастыре и был очень удивлён, когда монахи угостили его выращенным в собственной теплице арбузом. После напутственного молебна, одарив братию щедрой денежной милостыней, 10 июня он отправился в Архангельск. На следующий год по распоряжению Петра в Соловецкий монастырь было перечислено 700 рублей из доходов Двинской таможни для устройства иконостаса в Преображенском соборе. Пётр I, побывавший на Соловках, оценил практическую сторону труда соловецких иноков. Будучи деятельным и предприимчивым человеком, он увидел в удивительных достижениях соловецких иноков родную его сердцу стихию. В 1714 году по письму князя Меншикова архимандрит обители отец Фирс был вытребован ко двору императора в Санкт-Петербург для договора о поставке в казну соли с монастырских варниц. В ходе Северной войны соль доставлялась на Олонецкие железные заводы. Однако впоследствии, из-за дороговизны производства и недостатка дров, монастырь не смог завести новые соляные варницы, да и старые стали приходить в упадок. В ходе Крымской войны в 1854 году Соловецкая обитель оказалась вовлечённой в военные действия. В те времена она ещё сохраняла стратегическое значение и была атакована английским флотом. 6 июля 1854 года англичане потребовали сдать крепость и подготовить запас продовольствия для английских кораблей. Военный гарнизон монастыря насчитывал всего пятьдесят человек и имел артиллерию из десяти пушек. Восемь из них располагались в стенах и башнях, а две, совсем старые (XVI или XVII века), – на самом берегу. Несмотря на неравные силы, настоятель монастыря архимандрит Александр отклонил ультиматум о сдаче. Англичане подвергли древний монастырь варварской бомбардировке. 6 и 7 июля на обитель обрушился целый град раскалённых ядер и бомб из новейших орудий. Во второй день бомбардировки после молебна у мощей соловецких чудотворцев архимандрит Александр со всем духовенством, монахами и паломниками совершил крестный ход из Преображенского собора по стенам обители. Едва процессия во всём церковном благолепии взошла на стену у Святых ворот, как враги открыли бешеную стрельбу. От попадания трёхпудовых ядер задрожала исполинская стена. Ядра разрывались на земле, насквозь прошивали кельи, всё в них истребляя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Покровский Александр Иванович – выпускник Московской духовной академии. В 1900 г. защитил магистерскую диссертацию «Библейское учение о первобытной религии», в 1916 – докторскую «Соборы древней церкви первых трёх веков». В 1917–1918 – член Поместного собора Русской православной церкви. Уклонился в обновленческий раскол, участник обновленческих соборов 1923 и 1925 гг. 26 Донатизм – раскольническое движение, возникшее в Карфагенской церкви в IV в. Причиной раскола стала реакция части христиан на поведение клириков, которые во время гонений Диоклетиана пошли на сотрудничество с имперскими властями. Донатисты считали, что святость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей, готовых претерпеть мученичество за веру. 27 Донатизм – см. примечание 26. 28 «Кревияс (криевияс) циня» («Российская борьба») – латышская коммунистическая газета, выходившая в России в 1918–1930 гг. 29 Исправление внесено, поскольку, судя по смыслу, в газете допущена явная опечатка. 30 Не совсем точная цитата из трагедии А.Н. Майкова «Два мира». 31 Стихотворение А.Н. Майкова. 32 Согласно современной топонимике – вентспилскому. 33 Имеется в виду Маргерс Скуениекс, в декабре 1926 г. возглавивший Латвийское правительство. В январе 1928 года вышел в отставку. Вновь возглавлял правительство в 1931–1933 гг. Занимал также должности министра финансов и министра внутренних дел. После присоединения Латвии к СССР был арестован, в 1941 году расстрелян. 34 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс. 1: 1–2 ). 35 Калнин (Калниньш) Паулс – депутат Сейма всех созывов. В 1925–1934 – председатель Сейма. Председатель ЛСДРП. 36 В данном месте в тексте исправлена явная опечатка. В газетном тексте: «Что, снова не хватает? – снова несутся...» 37 К. Иллос и М.Герценштейн – депутаты I Думы от партии кадетов, оба еврейского происхождения. Были убиты черносотенцами. 38 Бредис Фридрих Андреевич (1888–1918) – участник Первой мировой войны, полковник, командир 1-го Усть-двинского латышского стрелкового полка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Шахапиванский Собор (446/47) принял вошедшие в свод канонического права ААЦ 20 правил против еретиков и сектантов. Всел. IV Собор в Халкидоне (451) состоялся без участия арм. представителей - в это время армяне во главе с Варданом Мамиконяном вели борьбу за само право исповедовать христ. веру. Узнав о его решениях, арм. богословы отказались их признать, увидев в учении о двух природах Христа возрождение несторианства. В неприятии Халкид. Собора сыграло немалую роль и решение о возвышении столицы Византии в церковной иерархической структуре: 28-й канон подчинял К-полю кафедру Кесарии Каппадокийской, в чем в Армении видели угрозу собственной церковной независимости. В 491 г. на Соборе в Валаршапате ААЦ приняла выработанную в Византии компромиссную объединительную формулу - «Энотикон» имп. Зинона, а I Собор в Двине (505/06) в сдержанной форме вынес осуждение догматическим «новшествам». После отмены «Энотикона» в Византии (519) Армянская Церковь вернулась к рассмотрению этого вопроса, и на II Двинском Соборе (554/55) халкидонские определения и «Томос» папы свт. Льва I Великого были отвергнуты и осуждены. В это же время арм. католикос получил титул Патриарха, что было призвано уравнять его статус с предстоятелями 5 главных престолов Византийской империи. Также было принято особое летосчисление - арм. эра, ведущая начало с 11 июля 552 г. от Р. Х. Попытки Византийской империи приобщить армян к Православию не прекращались. В 591 г. произошел 2-й раздел Армении, в результате к-рого большая часть страны оказалась включена в состав империи. При поддержке Византии был образован правосл. (халкидонитский) Католикосат в Аване , противостоявший арм. католикосу, находившемуся в Двине на персид. территории (об арм. общинах, признавших Халкид. Собор, см. ст. « Армяне-халкидониты »). Грузинская и Албанская Церкви, развивавшиеся в тесной связи с ААЦ и издавна находившиеся с ней в братских отношениях, в VI в. придерживались одинаковой позиции по вопросу о Халкид. Соборе. Однако в них возникли различные партии: сторонники халкидонского вероучения, ориентировавшиеся на Византию, и его убежденные противники, поддерживаемые Ираном.

http://pravenc.ru/text/76124.html

е. что во Христе два отдельных лица) и единодушно предаем анафеме все тому подобное " . Собор 527 года усугубил разрыв. Он постановил признавать во Христе одну природу и подтвердил - праздновать Рождество Христово и Богоявление в один день, 6 января, ибо Рождество утверждает человеческую природу, а Богоявление - божественную. Было постановлено совершать таинство евхаристии на пресном хлебе и на одном вине, без примеси теплой воды. В миропомазании - употреблять так называемое сесамское масло, добываемое из кунжута. Тут же предписано и монофизитское добавление к Трисвятому слов: " распныйся за ны " . Католикос Григорий VII впоследствии писал: " Всему Востоку известно, что десять епископов на Двинском соборе переменили почти весь закон, который от блаженного Григория оставался у нас ненарушенным " . В отделившейся Армянской Церкви происходили брожения, которые иногда приводили к временному церковному воссоединению армян с греками, и на V Вселенском Соборе (553) уже наблюдалось братское единение Церквей. После очередного восстания против персов началось движение за соединение с персами. Подчиненные грекам армяне избрали себе для греческой половины Армении православного католикоса Иоанна III. Но католикосы персидской Армении продолжали проклинать Халкидонский Собор и подтверждать постановления соборов 491 и 527 годов. Когда грузинский католикос Кирион перешел на сторону греческого Православия и этим ликвидировал почти 70-летнее вовлечение своей Церкви в монофизитство под влиянием соседейармян, собор 596 года постановил разделиться с грузинами: " Мы приказали об иверийцах - не иметь с ними никакого общения ни в молитве, ни в еде, ни в дружбе, ни в кормлении детей. Не ходить к кресту, прославленному в Мцхете, не принимать их в наши церкви, удаляться от браков с ними... " В начале VII века, когда вся Армения была захвачена персидским шахом Хосровом II, католикос Иоанна III был уведен им в плен, а его паства вынуждена шахским приказом отречься от Халкидонского Собора. 185. Согласно учению Святых Отцов, в основе всех ересей лежат никак не разногласия в словах и терминах, - иначе в существовании ересей можно было бы обвинить Господа, попустившего разнообразным языкам, на которых исповедуется Христианство, быть несовершенными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2333...

Отвергнув вместе с нашими преподобными отцами всех еретиков: Ария, Македония, Нестория, Евтихия, скверный совет Халкидонский и гнусное послание Льва, они умоляли меня присоединить их к истинной вере Господа Иисуса Христа 166 ,они единодушно обещали хранить в неизменности перед Богом и нашими святыми отцами исповедание веры, установленное и утвержденное св. отцами, что они подчиняются наказанию, нами наложенному, и что если будет у кого-либо из них какое-нибудь лукавство в словах, то да будет он отвергнут телесно и духовно от имени Св. Троицы. Итак, они подчинились тяжкому наказанию, которое мы с них сняли, согласно писанию. Это уверение было запечатано в присутствии всего собрания, свидетелем чего Св. Троица, слава Которой во веки веков. Аминь! " Приведя, таким образом, в порядок расстроенные дела армянской иерархии и утвердив всецело монофизитское учение на православной почве Армянской Церкви, удобренной слезами и кровью священномученика Григория, отцы (скорее евангельские воры и разбойники), составившие еретический собор, разошлись по своим епархиям. Сумбат пока оставался в Двине, не будучи отозван к персидскому двору. 167 В это время бдительный Моисей, цуртагский беглец, по болезни не присутствовавший на двинском соборе, не упустил удобного случая снова начать дело и продолжать свою историю. Узнав об избрании в католикосы Авраама Рхтуникского, он немедленно написал послание и до последнего еще заседания собора, на котором должно было происходить избрание католикоса, отправил его к Вартану, прося его с помощью нового католикоса вступиться за него. Вартан немедленно ответил ему, что на днях поставят епископа, который займется его делом, и обещал помощь. Затем, по окончании последнего заседания, Моисей, спустя ровно восемь месяцев по избрании этого последнего, в декабре 607 года, отправил к нему послание, в котором жаловался на свое положение и на те бедствия, которые причинил ему католикос Кирион, и просил быть посредником между ним и Кирионом. " Господину Аврааму, - пишет Моисей, - другу святых, католикосу Армении от недостойного Моисея нижайший поклон и в особенности осведомление о добром здоровье вашего священства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2333...

В 1910 году насчитывалось около 30 торгово-промышленных заведений. В 1911 году был открыт городской водопровод длиною в полторы версты. С 1916 года работала земская типография. 24 июля 1918 года город вошел в состав новообразованной Северодвинской губернии РСФСР с центром в Великом Устюге С 1 июля 1924 года Яренск стал административным центром Ленского района Северо-Двинской губернии, потерял при этом статус города. С 1929 года - в составе Северного края , с 1937 года - Архангельской области. В 1920-50-х годах Яренск и его окрестности служили местом ссылки спецпереселенцев (раскулаченных и др.) из западных и южных районов СССР. Автомобильная дорога Котлас - Сольвычегодск -Яренск строится более 20 лет, но так и не построен участок дороги от границы Котласского района Харитоново - Рябово - Литвино, которая связывала бы район с областным центром. В селе действует краеведческий музей, который расположен в Спасо-Преображенском соборе (XVIII в), в монументальной архитектуре которого слились воедино европейский готический стиль и традиции русского зодчества. Рядом со Спасо-Преображенским собором, в котором размещается музей, стоит небольшая деревянная часовня святых Космы и Дамиана. Построена часовня в конце 18-го века и до 1988 года стояла в деревне Микшина Гора, откуда и была перевезена к музею. Летом в часовне проходят различные тематические выставки. Многие деревянные дома центральной части села имеют более чем 100-летнюю историю. Через реку Кижмола напротив Спасо-Преображенского собора располагается холм, называемый Городком. Это остатки земляного вала, на котором находился Еренский городок до середины XVII века. Статистика Религия Яренск был в ведении Великопермской епархии . В конце XVII столетия по учреждении в Устюге епископской кафедры Яренск составлял владение устюжских епископов , затем Вологодской и Архангельской епархий. 14 октября 1990 года в Яренске было совершено освящение Всехсвятской кладбищенской церкви . 27 декабря 2011 года город стал относиться к Котласской епархии Архангельской митрополии.

http://drevo-info.ru/articles/13678151.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010