Архангельско-Холмогорская епархия: 10 лет со дня возрождения 4 февраля 2006 г. 15:55 Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние — Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского — основаны в кон. XIV - кон. XV в.) Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезеня до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры), входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре. Проект образования отдельной епархии на севере России был утвержден на московском Соборе 1666-1667 гг. Холмогорская и Важская епархия учреждена постановлением Собора 1681-82 гг., в ее состав вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги до рр. Колва и Уса (притоки р. Печоры); в том числе гг. Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В кон. XVII в. на территории епархии находилось приблизительно 218 храмов. Структура органов управления епархии, созданных после ее учреждения, соответствовала системе, сложившейся в Русской Церкви после соборов 1667 и 1674-75 гг. Органами центрального управления были приказы: Судный (Духовных дел или Разряд) — высший административный и судебный орган епархии во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками; Казенный во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Органы местного управления: поповские старосты и десятские священники. Верховный надзор над духовенством десятин епархии осуществлялся протопопами соборов крупных городов. Особенностью епархии являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка чиновников приказов (духовных и светских) для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

Даугавпилс. Собор Александра Невского. Daugavpils Svt labticg kaza evas Aleksandra pareizticgo katedrle /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1856 и 1864. Год утраты:1969 (взорван) Архитектор:И.Т. Таманский, Образцовый проект К.А. Тона для Петергофа Адрес: Латвия, г. Даугавпилс, ул. Саулес 20 Saules iela 20, Daugavpils, Latvija Координаты: 55.870101, 26.517245 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Исторический центр Даугавпилса является памятником градостроительства государственного значения 7429. Уникальность этого памятника в том, что город почти полностью был заново построен в короткое время – в течение 19 века. В Латгалии тесно переплелись все ветви христианской культуры. Вот перечень исторических событий, пронесшихся над Двинской землей. Старый орденский замок был возведен немецкими рыцарями в 14 веке выше по течению Даугавы, и окончательно разрушен шведами в 1655 году. Нынешний исторический центр города в границах так называемого «Большого Форштадта», впервые упоминаемого в письменных источниках в 16 веке, связан с событиями Ливонской войны царя Ивана Грозного. Затем последовали русско-шведская война, осада шведами , взятие немецкого городка Динабург в 1656 году войсками царя Алексея Михайловича (накануне дня памяти Св. Бориса и Глеба) и 13-летнее существование городка Борисоглебска. Далее - возвращение поляков, формирование центра воеводства, строительство резиденции ордена иезуитов. Страшная чума 1710 года, в результате которой вымер весь русский гарнизон, еще пребывавший тогда в маленькой крепости. После раздела Польши в 1772 году – переход Латгалии в состав Российской империи и бурное развитие города : строительство Двинской крепости (1810 – 1871), дамб для защиты города от наводнений, прокладка через город новой трассы дороги С.-Петербург – Варшава и строительство моста через Даугаву, открытие телеграфа, строительство железной дороги. В 1839 году был утвержден проект застройки города, градостроительная концепция которого не имела аналогов : монументальная композиция, в которой главная площадь примыкала к магистрали, переходила в эспланаду, замыкалась валами крепости и вертикалью иезуитского собора.

http://sobory.ru/article/?object=32087

Основная идея традиции А.-х. заключается в том, что Армянская Церковь, несмотря на случайное отсутствие ее иерархов на Халкид. Соборе и не менее случайное отделение от Вселенской Церкви, никогда не порывала с ней окончательно и даже стремилась к объединению с ней, причем не под политическим давлением (как утверждали антихалкидониты), а добровольно. История догматического противостояния в Армении полна примеров, когда отношение к Халкид. Собору резко менялось. «Энотикон» имп. Зинона (482), призванный примирить сторонников и противников Собора, был принят Армянской Церковью в 491 г., и только на 2-м Двинском Соборе (554/55) армяне прямо осудили Халкид. Собор и порвали с К-польской Церковью. Нек-рые исследователи (напр., Н. Адонц ) полагали, что причина разрыва лежала не столько в догматической, сколько в церковно-политической области: Армянская Церковь не признала принятое в Халкидоне положение о главенстве Вселенского Патриарха в К-поле и встала на путь автономизации. Однако уже в 571 г., когда началось восстание армян против персов, католикос Ованнес II и кн. Вардан Мамиконян возглавили посольство в Византию, где договорились о поддержке со стороны имп. Юстина II и вошли в церковное общение с греками. В 591 г., после окончания византийско-персид. войны, к империи отошла значительная часть Вел. Армении, где при поддержке Византии был основан правосл. арм. Католикосат с центром в Аване в противовес национальной Армянской Церкви, католикосы к-рой находились в Двине, на персид. территории. Правосл. арм. Католикосом стал Иоанн Багаранский (591-610). Аванский Католикосат имел много сторонников как среди паствы, так и среди клира, и не только в областях, подвластных Иоанну, но и в персид. части Армении. Борясь с влиянием правосл. партии, двинский Католикос Авраам I принудил епископов, священников и игуменов предать анафеме Халкид. Собор или же покинуть страну. Иоанн Багаранский был единственным Аванским Католикосом. В 602/03 г., начав новую войну с Византией, шаханшах Хосров II занял Армению и упразднил Католикосат в Аване. Католикос Авраам I созвал Собор в Двине, к-рый предал анафеме груз. правосл. Католикоса Кириона и всех сторонников Халкид. Собора. Однако халкидонитство было слишком сильно в Армении, чтобы можно было победить его одними репрессивными мерами. В 630 г. при Католикосе Езре на Каринском Соборе в Армении халкид. определения были приняты вновь. Католикос Нерсес III (641-661) провозгласил правосл. Символ веры в Двинской кафедральной ц.

http://pravenc.ru/text/76122.html

Д. А. Пшеницын, М. С. Черкасова. О раннем этапе исповедного учета в России (конец XVII – первая треть XVIII в.)     В России в XVII–XVIII вв. существовали три независимые системы учета населения – государственная, церковная и вотчинная. От функционирования каждой из них сохранилась соответствующая документация. Большой Московский церковный собор 1666–1667 гг. возложил на приходских священников обязанность вести записи венчаний, скоропостижных смертей, незаконной рождаемости и покаянной практики. Это были обязательные для «людей всех чинов, хто ни буди» явки на исповедь в периоды основных постов – Великого, Петровского, Успенского и Рождественского. Наиболее глубокий идейно-религиозный смысл прилагался к покаянию в период Великого поста. О нем можно говорить как о самом многочисленном по составу участников, систематическая фиксация которых и может рассматриваться как источник по исторической демографии. Практика учета исповедей в ряде епархий была известна еще до собора 1666–1667 гг., например, в северных уездах Ростовской митрополии (Белозерском, Устюжском, Сольвычегодском, части Двинского). В окружном послании митрополита Ионы (Сысоевича) на Белоозеро 1652 г., по времени почти совпавшим с началом церковной реформы, приходским священникам вменялось в обязанность следить, чтобы «никто не был б без отца духовного и без покаяния» (наряду с единогласным пением и трехперстным знамением) . В его же указной грамоте в Устюжский и Усольский уезды в феврале 1661 г. говорилось, чтобы «в нынешний 169-го года Великий пост православные христиане с женами, и с чады, и с домочадцы приходили к своим отцам духовным каяться грехов своих» . Как видим, акцент делается на семье – супруги–дети–домашние слуги (либо еще какие-то родственники). Противящихся этому «бесчинников» следовало приводить на архиерейские дворы и смирять, «смотря по вине». Если по государственному и вотчинному учету населения разновидности источников в научной литературе в целом разработаны (писцовые и переписные книги, вотчинные описания, а с петровского времени и далее, в XVIII–XIX вв. – материалы ревизий), то источниковедение церковной документации требует специального изучения: записные венечные книги, венечные разделы в архиерейских приходных книгах, метрические книги, исповедные росписи/тетради/ведомости, клировые ведомости. Значительный интерес в этой связи представляет и весьма разнообразная терминология данных источников, их «самоназвания»: великопостные сказки, именные реэстры, духовные росписи и проч. Известный историк-демограф В. М. Кабузан заметил, что церковные документы являются ценным дополнением к государственному и административно-полицейскому учету православного населения, так как порой только они содержат сведения о женской половине семей, да и к тому же там учитываются неподатные категории населения .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАУГАВПИЛССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Латвийской Православной Церкви (Московский Патриархат), восстановлено в 1989 г. (см. Двинское викариатство Полоцкой епархии ), названо по г. Даугавпилсу (до 1893 Динабург, до 1920 Двинск в Латвии). В связи с преклонным возрастом митр. Рижского и Латвийского Леонида (Полякова ; 8 окт. 1966 - 8 сент. 1990) по его ходатайству 6 июля 1989 г. постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Свящ. Синода определено архим. Александру (Кудряшову) быть епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии. Хиротония состоялась 23 июля 1989 г. в московском Богоявленском соборе. Еп. Александр жил в Риге, занимался делами Рижской епархии, его кафедральным храмом стал рижский храм св. Иоанна Крестителя. 9 сент. 1990 г., после кончины митр. Леонида, еп. Александр стал временно управляющим Рижской и Латвийской кафедрой, 27 окт. был назначен епископом Рижским и Латвийским. Затем более 15 лет Д. в. не замещалось. 19 июля 2006 г. решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода Даугавпилсским епископом был назначен игум. Александр (Матрёнин), 21 июля возведенный в сан архимандрита. Наречение архим. Александра во епископа Даугавпилсского состоялось 17 авг. 2006 г., архиерейская хиротония - 19 авг. в храме Христа Спасителя в Москве. Еп. Александр (Матрёнин) является помощником правящего митр. Рижского и всея Латвии Александра (Кудряшова), а также ответственным за приходы Латгалии (Вост. Латвия). В наст. время на территории 3 благочиний в Латгалии действуют ок. 60 храмов. Кафедральный храм еп. Александра - собор св. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе (построен в 1904-1905). В Даугавпилсе, 2-м по величине городе Латвии, 5 действующих правосл. храмов (в т. ч. Александро-Невский, построенный в 1998-2003 на месте разрушенного в советские годы Александро-Невского собора (1856-1864)), завершается восстановление 6-го храма - Успенского. Помимо Борисоглебского собора еп. Александр совершает богослужения в др. храмах Даугавпилса, а также в Резекне, Лудзе и Зилупе, в сельских церквах Латгалии. Проводятся встречи с властями посещаемых городов и селений, с общественностью, учащимися и верующими. Появление викарного епископа в Латгалии оживило духовную жизнь края, способствует укреплению Православия, поднятию его авторитета среди местного инославного населения.

http://pravenc.ru/text/Даугавпилсское ...

Пантелеймон (Рожновский Павел Стефанович), митр.Минский и Белорусский Родился 27 октября 1867 года в Витебской губернии. Окончил Новгородское реальное училище и Николаевское инженерное военное училище со званием офицера. В 1895 году вышел в отставку, поступил слушателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии и по окончании их 15 сент.1897 года был пострижен в монашество в Казанском Спасо-Преображенском монастыре и рукоположен во иеромонаха. В 1898 г. – настоятель Мироносицкой пустыни Казанской епархии. В 1900 году возведен в сан игумена. В 1904 году – настоятель Загаедского св.Иоанна Милостивого монастыря Волынской епархии в сане архимандрита. В 1905 г. – настоятель Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря. 2 июня 1913 года хиротонисан во епископа Двинского. Хиротония состоялась в успенском соборе г.Витебска. Чин хиротонии совершали: епископ Полоцкий Владимир, епископ Гдовский Вениамин и другие. После 1918 года был назначен епископом Пинско-Новогрудским. В 1922 году присутствовал на Польском Соборе в Варшаве, на котором обсуждался вопрос об образовании Польской автокефальной Церкви. На нем он заявил протест против незаконных действий членов Собора. По окончании Собора польскими властями он был насильственно удален из епархии и сослан в Мелецкий монастырь на Волыни, а затем в Кировицкий монастырь. В 1940–1941 гг. он именовался епископом Гродненским и Барановичским. В 1941 году после того как митрополит Николай (Ярушевич) в силу военных действий не мог больше управлять церквами Западной Белоруссии, он митр. Сергием (Страгородским) был возведен в сан архиепископа и назначен Экзархом Белоруссии с титулом «Глинский и Белорусский». В марте 1942 года Собором Белорусской Православной Церкви был возведен в сан митрополита. В мае того же года, ввиду интриг против него духовенства и оккупационных властей, он оставил управление Церковью и удалился на покой, где и скончался. Год кончины неизвестен. Литература: “Церк.Вед.” 1913, 23, стр.321. „Приб. к «ЦВ» 1913, 24, стр.1165.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении; до VIII в. принадлежало роду Гнуни, было епископским центром с купольным храмом VII в. Храм М. именуется в строительных надписях Католике, вероятно, в литературе известен с более поздним посвящением - во имя св. Ованнеса (Иоанна Крестителя), что соотносится с древней легендой, объясняющей происхождение названия селения от «Масн-тарай», т. е. от принесенной сюда частицы мощей св. Иоанна Крестителя. Храм имеет 5 лапидарных надписей, 4 являются строительными, 2 из них составлены от имени мон. Григораса: в 1-й церковь названа Католике («Это Католике - невеста Креста, знамения, короной увенчана, имеет жениха [в лице] Христа... апостолов, пророков, мучеников: добродетельна для Маздары и спаси Григораса»); во 2-й - домом Славы. В др. надписях упомянуты кн. Анастас Гнуни и еп. Гнуниев Теодорос - участник Двинского Собора 645 г. На южной стене храма имеется греч. надпись, упоминающая некоего Пероза, отождествление к-рого с сасанидским шахиншахом Ирана Перозом породило версию о строительстве церкви в кон. V в. Стилистика рельефов c изображением херувимов на перемычках дверей в пастофории близка к этому времени, но сами перемычки являются сполиями, принадлежавшими др. раннехрист. церкви. Строительство храма М., заложенного в 20-х гг. VII в. как тетраконх с крестово-купольной основой на 4 столбах (ср. близкую по структуре ц. св. Теодороса в Багаране, 624-631; архаичная версия - собор Эчмиадзин), было прервано и возобновлено в 40-х гг. VII в. с 4-го ряда кладки; к этому времени и относятся строительные надписи. Композиция храма сохранила изначальную тетраконховую основу с широким выявленным снаружи квадратом, к-рый был перекрыт огромным куполом (диаметр 12 м). В основании купола проходит кольцо из пристенных арок на кронштейнах и 2 рядов конических тромпов. Еще один ряд тромпов завершает высокий, прорезанный окнами барабан. Достаточно низкое положение купола в сочетании с относительно узкими экседрами делает эту архитектурную форму абсолютно доминирующей в пространстве храма. Ее дополняют 12 рельефных лучей, исходящих от кольца в зените и направленных к розеткам в основании полусферы. Снаружи композиция полностью соответствует внутренней структуре сооружения. Внешний облик храма привлекает красотой ритма рубленых форм, смягченной игрой светотени на их плоскостях. В скупом декоре, ограниченном строгими по рисунку карнизами и оконными бровками, выделяется декоративная композиция над окном зап. экседры: его широкая бровка украшена 2 рядами «ложечек», а высокое поле со строительной надписью над ней обрамлено орнаментированным архивольтом на колоннах; над аркой - ниша, вероятно содержавшая реликвию.

http://pravenc.ru/text/2562552.html

Телегово (Монастырская Пашня). Троицкий Телегов монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1553. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Красноборский район, село Телегово (Монастырская Пашня) Координаты: 61.51093, 46.143516 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Tpouцkiй-Apxahreльckuй Телеговъ, мужской, ныне погостъ Телеговский или Монастырская Пашня, также Слобода, Вологодской губ., Устюжскаго у., Забелинской волости, въ 96 вер. къ сев.-сев.-зап. отъ Устюга, по Архангельскому тракту, при впадении рч. Телеговки въ Двину, съ левой ея стороны. Основанъ въ 1553 г. преп. Нифонтомъ, упраздненъ въ 1764 году. (Ист. Росс. Iep., VI, 363; Словарь ист. о свят., 217; Ратшинъ, 76; Строевъ, Спис. iep. и настоят., 780, Д. 55 (сказано, что основанъ Дiohucieмъ, быв. игуменомъ въ 1555 г.); Акты Археогр. Эксп., IV, Дё 1-16 (Ц. гр. 1663 г.; упомин., игум. Iocuфъ), Д. 304 (Д. гр. 1691 г. о сборе денегъ на конюш. расходы); Дополн. къ Акт. истор., X, Д. 34 (Челобитн. 1682 г. крестьянъ; 35 дворовъ); Makapii, Ист. Р. Д., V II, 51; Калачовъ. Акты юрид. быта древ. Росс., III, 175, Д. 317 (Роспись 1657 г. казен. доходамъ по Устюж. у-ез.; съ м-ря 11 руб.); Чтешя въ И. Общ. ист., 1860 г., III, Отд. 1, 146 (въ 1744 г. имелъ 330 душ. крест.): Ивановъ, Опис. госуд. архива стар, делъ, 349 (въ 1700 г. имелъ 38 двор, крест.); Опис. докум. и делъ архива св. Синода, I, 46 (дело 1720 г. о постр. въ Устюге собора и apxiep. дома); II, ч. 2, 119 (въ 1722 г. м-рь отдалъ серебр. посуду и ломъ для денежн. двора). Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем : в 3 т. Т. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов/В.В. Зверинский. – СПб.: Тип. Безобразова и Комп, 1892. – 461 с. Телегово — двинское село, расположенное на берегу Северной Двины, в котором раньше находился Телеговский мужской монастырь, о чем имеется следующая запись: «Сия святая обитель живоначалыюй Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы с трапезною и колокольнею построена монастырской казной в 1743 и 1744 годах и в это время освящена». Монастырь был слабосильный, с малым числом монахов, притом престарелых, а поэтому в 1764 году упразднен в приходскую церковь. Учитывая, что история Телеговского монастыря мало кому известна, необходимо рассказать о нем более обстоятельно, используя интересную исследовательскую работу красноборского краеведа С.И. Тупицына.

http://sobory.ru/article/?object=57073

Архангельск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор /// Объект утрачен Проезд:На месте собора в настоящее время располагается Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова. Изменить описание объекта Разрушение Свято-Троицкого собора: оставшиеся столпы собора перед сносом, стены разобраны на кирпич, который впоследствии будет применён в строительстве Дома культуры (современного Архангельского драматического театра им. М.В. Ломоносова). По правому краю снимка видны завершения Михайловской церкви, уничтоженной в 1932 г. Фото 1929 г.  Елена Григорьева 1 августа 1929 Карта и ближайшие объекты Составлено Законоучителем Гимназии, Священником Василием А. Смирновым Нынешнему каменному соборному храму в городе Архангельске предшествовал целый ряд деревянных. Устройство перваго из них почти современно возникновению города Архангельска в 1584 г. Первые поселенцы города и образовавшагося около него, в 1587 г. посада, т. е. стрельцы и посадские люди, по благословенной грамоте митрополита Московскаго Иова, по верхнюю сторону деревяннаго города, близ места, занимаемаго ныне конторой корабельнаго смотрителя, соорудили первую приходскую деревянную церковь во имя Преображения Господня и деревянную же на столбах колокольню. К этой церкви, по грамоте Ионы, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 30 Мая 1614 г., был пристроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая в память избавления от нашествия „польских и литовских воров и русских изменников " , которые в 1613-14 годах напали на жителей важской и двинской области, „жгли, мучили и побивали их, животы их грабили, а у Архангельскаго города не были, пробежали мимо“. Преображенская церковь вместе с колокольней сгорели 27 Сентября 1663 г. от пожара, начавшагося в самой церкви вследствие того, что пришедшие в этот день люди заронили под мост в западной паперти „угль огнен " . Вместо сгоревшей, по благословенным грамотам Питирима, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 15 Марта и 10 Июня 1664 года, сооружены были два деревянных-же храма: один холодный во имя Преображения Господня с приделами Рождества Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая на месте прежняго погоревшаго храма и другой теплый во имя Богоявления Господня на месте прежней колокольни, вместо которой устроена была другая на новом месте. Эти два храма снова сделались жертвою пламени на 20 Октября 1681 года и вновь возстановлены: Богоявленский в 1683 г. по грамоте Корнилия, митрополота Новгородскаго, а Преображенский значительно позднее и освящен 1692 г. 26 Августа по благословению Преосвященнаго Афанасия. Богоявленская теплая церковь, устроенная в 1688 г., опять сгорела 28 Февраля 1719 года и не была возобновляема, так как еще в 1709 г. приступлено было уже к постройке нынешняго каменнаго собора; Преображенская же церковь, за ветхостью была разобрана около 1765 г., когда окончательно устроен был нынешний каменный собор.

http://sobory.ru/article/?object=28912

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010