Согласно новгородскому летописанию, уезжая из Новгорода, митр. Киприан благословил архиепископа и весь город. Это сообщение дало основание мн. историкам (напр., митр. Макарию (Булгакову) , А. И. Никитскому) считать, что спор о месячном суде в 1395 г. был решен в пользу митрополита. Единственной опорой в источниках для этого предположения может служить Никоновская летопись 20-х гг. XVI в., в которой записано: «Даша ему новгородци суд по старине» (ПСРЛ. Т. 11. С. 157). Однако данная фраза является позднейшей вставкой, призванной объяснить благословение Киприаном Новгорода. Голубинский и Хорошев предположили, что Киприан был вынужден уступить новгородцам в данном вопросе, поскольку положение Москвы в тот момент было угрожающим из-за приближения войск Тамерлана ( Голубинский. История РЦ. Т. 2/1. С. 318; Хорошев. 1980. С. 82). В 1396 г. И. был по приглашению митрополита в Москве. Весной 1397 г. по инициативе вел. кн. Василия I началась новгородско-московская война за Двинскую землю, подчинявшуюся Новгороду. Московские войска помимо Подвинья заняли Волок Ламский, Торжок, Вологду и Бежецкий Верх с волостями, находившиеся до этого в совместном владении с Новгородом. В том же году митр. Киприан прислал своего стольника к И., призывая в Москву «о святительскых делех». И. поехал также для переговоров с вел. князем о перемирии, к-рое, однако, достигнуто не было («князь не принял владычня благословление, ни новгородчкаго челобития» - ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 382; изложение речи И., обращенной к вел. князю, см.: ПСРЛ. Т. 16. Стб. 140), хотя Киприан отпустил И. и послов в Новгород «с честью и благословением» (НПЛ. 1950. С. 390). Весной 1398 г. И. благословил новгородский поход с целью отвоевания «отцыны». Трехтысячное войско новгородцев летом опустошило не только Двинскую землю, но и владения вел. князя: Белоозеро, Вологду, Устюг, галичские и кубенские волости. В Московской летописи говорится, что в Устюге новгородцы разграбили собор и даже «одраша» оклады с икон и в Белоозере «сотвориша ему яко и Устюгу». Согласно Устюжской летописи, И. резко осудил разорение новгородцами Устюга и разграбление собора (ПСРЛ. Т. 37. С. 38). Осенью 1398 г. И. благословил послов, отправлявшихся к вел. князю, к-рые заключили мир с Москвой «по старине»; вел. князь вынужден был отступиться от Двинской земли.

http://pravenc.ru/text/469552.html

эти территории были включены в состав Митрополичьей (с 1589 Патриаршей) обл. В 1613-1617 гг., во время оккупации Новгорода шведами, население двинских волостей, Ваги и Каргополя платило церковную дань и венечный сбор Вологодским архиереям. В 1674 г. эти территории были вновь присоединены к Новгородской епархии. В марте 1682 г. «с соизволения» царя Феодора Алексеевича патриарх Иоаким учредил Холмогорскую архиепископию, в состав к-рой вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии. До 1-й четв. XVI в. К. м. не был общежительным; он имел приход под началом выборного монастырского старосты, по подобию приходской церкви. Так, судная грамота от 20 июля 1534 г. упоминает старосту мон-ря Нестора Мосеева. Однако, когда в 1528 г. митр. Новгородский свт. Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., начал вводить общежительный устав в мон-рях епархии, его распоряжение коснулось и К. м. С этого времени К. м. возглавлял настоятель - игумен. Судная грамота от 20 июля 1534 г. упоминает о приезде в обитель 1-го игум. Вассиана (Арх. СПб ИИ РАН. К. 174. Оп. 1. Д. 97; Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 64, 81-82). Ранняя история К. м. связана с экспедициями англичан, стремившихся в сер. 50-х гг. XVI в. проложить сев.-вост. путь в Индию и Китай. В авг. 1553 г. корабль «Edward Bonaventure» («Эдуард Благое Предприятие») под командованием Ричарда Ченслора вошел в Двинскую губу Белого м., о чем писал историограф экспедиции К. Адамс: «Богу угодно было привести их в большой залив длиной в сто миль или больше. Они вошли в него и бросили якорь, далеко зайдя вглубь. Оглядываясь вокруг и ища пути, они заметили вдалеке рыбачью лодку. Капитан Ченслор с несколькими людьми отправился к ней, чтоб завязать сношения с бывшими в ней рыбаками и узнать от них, какая здесь страна, какой народ и какой их образ жизни» (Английские путешественники. 1938. С. 53). Это и все последующие события были зафиксированы в Двинской летописи: «В лето 7061-м… августа в 24 день прииде корабль по морю на усть Двины реки, и обослався, приехали на Колмогоры в малых судех, и нарекся послом от аглинского короля Едварта, приидох к великому князю.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Здесь важный момент: для армянской ментальности трудно разделить этническое и религиозное по одной простой причине — в Армении почти 100% армян и более 90% из них являются чадами Армянской церкви. Поэтому формула «один народ – одна вера – одно государство» находится в центре армянского сознания. Хорошей иллюстрацией этого является Отдел по вопросам национальных меньшинств и религии при правительстве Армении: религиозными и национальными вопросами занимается один отдел! В семье Православных Церквей и, в частности, в Русской Православной Церкви ситуация кардинально иная. Так, на канонической территории РПЦ проживает около двухсот народов и народностей. Поэтому формула «ты армянин, значит должен быть членом Армянской церкви, русский – значит, иди в Русскую церковь», естественная для армянской ментальности, не понятна для православного человека. Но действительно ли исторически подавляющее большинство армян исповедовало веру Армянской церкви?  Христианство в Армении до и после Халкидонского собора – история личных поисков Многие православные считают, что до середины V века Армения была православной. В середине V века состоялся IV Вселенский собор, на который представители армянских епархий не смогли приехать в силу объективных причин. Потом из-за ошибок переводчиков тексты Собора были поняты неверно. В результате армяне отвергли Собор и это недоразумение не могут устранить на протяжении полуторатысячелетней истории переговоров. Еще говорят о политических причинах разделения. Считается также, что после разделения, начавшегося непринятием Халкидона и окончательно оформившегося на Втором Двинском соборе 554 года, практически все армяне прервали общение с Православной Церковью. Эта точка зрения активно тиражируется и поддерживается многими нашими богословами и публицистами. Приведу несколько возражений против вышеизложенной концепции, показывающих ее несостоятельность. Во-первых, по объективным причинам (Аварайрская битва – противостояние сасанидской армии) на Соборе не присутствовали только епископы Персидской Армении. В то время как епископы Византийской Армении (не менее четырнадцати) поставили свои подписи под соборными деяниями, которые хорошо сохранились в нескольких редакциях на греческом и латинском языках.

http://pravmir.ru/protoierey-arseniy-gri...

Собор Свято-Троицкого Гледенского мон-ря. 1659 г. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Собор Свято-Троицкого Гледенского мон-ря. 1659 г. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Монастыри Наиболее крупными мон-рями В. е. являлись: Гледенский во имя Св. Троицы (муж., основан ранее 1238), великоустюжский во имя св. Иоанна Предтечи (жен., основан после 1262), великоустюжский во имя арх. Михаила, Авнежский в честь Св. Троицы (муж., основан в 1370), Коряжемский во имя свт. Николая (муж., основан в 1535), Суморин тотемский Спасский (муж., основан в 1554), сольвычегодский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (муж., основан в 1563), Прилуцкий в честь свт. Николая Чудотворца (муж., известен с 80-х гг. XVI в.), Филипповский Знаменский Янковский мон-рь под Устюгом (жен., осн. в 1654), лальский во имя арх. Михаила (муж., основан в XVII в.). 1918 - ок. 1937 г. В нач. XX в. поднимался вопрос о необходимости преобразования Великоустюжского вик-ства Вологодской епархии в самостоятельную епархию, поскольку связь центра епархии с вост. частью была по существу формальной. 3 сент. 1918 г. постановлением Свящ. Синода Великоустюжское вик-ство было преобразовано в Великоустюжскую и Усть-Вымскую епархию (территория к-рой совпадала с территорией образованной летом того же года Северо-Двинской губ.). В 1919 г. рассматривался вопрос об открытии Усть-Сысольского вик-ства В. е., к-рое, однако, не было создано. После Октябрьской революции 1917 г. в Великоустюжском у. мн. священно- и церковнослужители были арестованы, закрылась часть храмов и мон-рей, мн. святыни подвергались осквернению. В 1918 г. по мон-рям прошли обыски с целью конфискации имущества. В нояб. 1918 г. руководство земотделом объявило о преобразовании мон-рей Великоустюжского у. в коммуны, были организованы Предтеченская, Знаменская и Троице-Гледенская коммуны. Осенью 1920 г. они были объявлены «огосударствленными» и объединены в одну Предтеченскую общину, к-рая стала «образцовой коммуной губернии» (в коммуне могли зарегистрироваться лица не старше 50 лет). В ходе кампании по изъятию церковных ценностей был арестован настоятель великоустюжского Успенского собора сщмч. прот. Константин Богословский . В «Ежедневной сводке информационного отдела ГПУ по вопросам об изъятии церковных ценностей» о положении дел в Северо-Двинской губ. на 21 марта 1922 г. сообщалось, что «работы проходят успешно и скоро будут закончены», несмотря на недовольство верующих.

http://pravenc.ru/text/150143.html

До II Двинского собора 555 (554) года при католикосе Нерсесе II (548–557), когда официально был предан анафеме Халкидонский собор, между ААЦ и Византийской Церквями сохранялось еще евхаристическое общение на почве принятия Энотикона – документа, изданного императором Зеноном в 482 году с целью примирения сторонников и противников Халкидонского собора, однако бросающего тень на сам собор . В данном же случае, по всей видимости, впервые после официального разрыва евхаристического общения на II Двинском Соборе, ААЦ налагала епитимии соборным решением на тех, которые в свое время «причастились с исповедующими и принимающими Халкидонский собор и томос Льва» и затем пожелавшими вновь присоединиться к ААЦ. Тех же, кто не принимал канонов об анафеме еретиков и их учений (в числе которых Халкидон и томос Льва) и постановлений, касающихся принятия клириков, которые недавно причащались с «халкидонитами», собравшиеся в «столичной церкви Двина» отцы предали анафеме: «А если кто не послушает и отступит... из князей, или из священников, или из епископов, или из мирян, – да будут анафематствованы ( ) душой и телом, со всею жизнью своей, и примут наказание без милости от праведного суда Божьего, здесь и будущем (веке)» . Как известно, определения этого собора до сегодняшнего дня остаются в силе и Армянской Церковью не пересматривались и не отменялись. Если же соборные определения остаются в силе, не способствуют ли в таком случае современные клирики ААЦ, вопреки канонам Двинского собора, тому, что их паства, причащаясь в православных храмах с «сонмом диофизитов», подпадает под «анафемы» своей же Церкви?! Добавим, что до сегодняшнего дня каждый священник ААЦ анафематствует томос Льва и весь «сонм диофизитов», под которым понимаются все члены Православных Церквей, не исключая, конечно, членов РПЦ. Происходит это следующим образом. Во время рукоположения епископ, используя богослужебную книгу «Майр Маштоц» ( ) , перечисляет список ересей и ересиархов, вопрошая посвящаемого в священники: «Анафематствуешь ли…?» или «Отрицаешься ли и анафематствуешь…?» На что ставленник, воздев руки, отвечает: «Отрицаюсь и анафематствую», и хор: «Да будет анафема». Среди перечисляемых епископом ересей есть и следующие: «Анафематствуешь ли Евтихия, который отрицал оправдание благодатию Христовой ( , ) … и Льва, и написанный им томос, разделяющий единого на двое». До этого же посвящаемый исповедует: «Да, святой отец, имею исповедание православной веры, и исповедаю вместе со святыми патриархами святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа, и вочеловечение ( ) Христа Бога нашего; и анафематствую всех еретиков и сонм диофизитов» . Подобного чина исповедания и анафематствования ересей и ересиархов во время хиротоний в диакона и пресвитера нет в «Чиновнике архиерейского богослужения», используемого в Православной Церкви .

http://bogoslov.ru/article/2749331

В нач. IV в. христианство пришло в Грузию через Джавахети: именно здесь, близ оз. Паравани, просветительнице Грузии св. равноап. Нине в видении было предсказано о ее миссионерской деятельности. Отсюда св. Нина пошла в древнюю столицу Грузии Мцхету (Обращение Грузии. 1989. С. 36-37; Леонтий Мровели. 2008. С. 48-49). После крещения древнегруз. гос-ва Картли из К-поля в Грузию были направлены епископ и зодчие. Одна из первых церквей была выстроена в Цунде (ныне Накалакеви, Аспиндзский муниципалитет) - адм. центре Джавахети ( Леонтий Мровели. 2008. С. 61). Царь Мирдат, внук 1-го царя-христианина св. Мириана , «прибавил украшения и строения церквам Эрушети и Цунды» (Там же. С. 67). Во 2-й пол. V в. царь св. Вахтанг Горгасали провел церковную реформу и учредил 13 епархий, в т. ч. Цундскую ( Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 100). Некоторые источники древнейшим церковным центром Джавахети называют не Цунду, а Кумурдо. Грузинский историк царевич Вахушти Багратиони сообщает, что при св. Мириане посланники визант. имп. равноап. Константина I Великого соорудили храм Кумурдо (КЦ. 1973. Т. 4. С. 670), а в арм. источниках в числе участников Двинского Собора 505/6 г. вместо Цундского упомянут Кумурдойский епископ (Книга посланий. 1968. С. 98; Ухтанес. 1975. 139). Груз. исследователи (Н. А. Бердзенишвили, Д. Бердзенишвили, В. И. Силогава) считали, что церковный центр Цунда, упомянутый в сочинениях Леонтия Мровели и Джуаншера, соответствует Кумурдо. Т. о., начало истории К. е. принято датировать 2-й пол. V в. Фрагмент строительной надписи на вост. фасаде храма Кумурдо Фрагмент строительной надписи на вост. фасаде храма Кумурдо Впервые кумурдоели еп. Иосиф упоминается в числе 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. Сведения о др. кумурдоели отсутствуют до сер. X в. Сохранившиеся памятники груз. зодчества (стелы и каменные кресты из Дамкали (V-VI вв.), Ахалкалаки (V-VII и VIII-IX вв.), церквей Агана (VI-VII вв.), Азмана (1-я пол. VIII в.), Гогиа (VIII-IX вв.), Сиргви (VIII-IX вв.) и др.) свидетельствуют о постепенном развитии церковной жизни в В.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

С особенною любовью и старанием занимался преосвящ. постройкою этого храма; все делалось под неусыпным его надзором и руководительством. Средства для постройки составляли пожалования из государевой казны, доходы от домовых архиерейских имений и пожертвования благотворителей. Постройка собора, каменной колокольни и архиерейского дома стоила 6 504 руб. 16 алт. 1 деньга. Из этого числа пожаловано из казны материалами (железом, кирпичом, известью) на 1496 руб. 20 алт. и деньгами в разное время 1425 руб. В 1691 г. постройка собора была окончена. Не имея пока средств для устройства в нем нового иконостаса, преосв. Афанасий временно воспользовался иконостасом старого деревянного собора, разобранного в 1686 г.; поэтому 14 марта 1691 г. преосвящ. указал поновлять старые образа, бывшие в прежней церкви, а также писать некоторые вновь. По окончании этих работ, произведенных тогдашними иконописцами протопопом Федором, диаконом Федором и др., совершено было самим преосвященным освящение соборного храма 28 июля 1691 г. Ровно через два года после освящения собора, именно 28 июля 1693 г. прибыл в Холмогоры царь Петр I, посетил новый собор и тогда же указал выдать преосвящ. из двинского таможенного сбора 300 руб. на устройство нового иконостаса, так как прежний вовсе не соответствовал размерам храма. Получив такое пожертвование, преосв. Афанасий призвал того же протопопа Федора и других иконописцев и изъявил им свое намерение «первую свою соборную каменную церковь Боголепного Преображения Господня, новопостроенную украсить вновь святыми иконами… Сам иконостас устраивался домовыми столярами, резчиками и позолотчиками, кроме царских врат, которые были вырезываемы в Москве. В 1695 г. новый иконостас, украшенный новонаписанными иконами, был установлен на свое место. При жизни преосв. Афанасия Преображенский собор по своему великолепию сделался первою церковью на Двине. После перенесения кафедры в г. Архангельск собор был перекрыт тесом «вгладь» и «закамарины» заделаны, каменный свод на паперти разобран. В 1816 – 17 гг. главы и крыша собора покрыты железом и выкрашены главы зеленью, а крыша чернядью. Затем в последний раз собор капитально ремонтирован в 1883 – 84 гг. на средства св. Синода.

http://sobory.ru/article/?object=07168

По передаче этого костела в Православное ведомство, инженеры думали было придать ему и вид византийский, как более соответствующий характеру православных церквей, но попытки их в этом направлении ограничились лишь тем, что они сняли крышу, заменив ее новою, а глав им устроить не удалось, так как для этого потребовалось бы снять обе башни, что не разрешено вероятно в видах сохранения исторического памятника. И таким образом настоящий военный крепостной собор в Двинске, по внешнему своему виду, остается римско-католическим костелом. Внутри крепостной собор поражает посетителей своею колоссальною поместительностью и высотою, обилием света и изящною отделкою орнаментов; 8 великолепных колонн коринфского стиля, в нижней части которых зиждутся на пьедесталах еще по 4 малых колоннок, придают собору еще более грандиозный колорит; прекрасно устроенные хоры и горнее место, представляющее собою вид часовни с портиками и с 4-мя искусно украшенными колоннами вверху и внизу, добавляют красоту храма Инициатива блестящей внутренней реставрации собора всецело принадлежит Государю Императору Николаю I, который из собственных своих средств пожертвовал на это дело 10.000 рублей. Самый иконостас собора построен по плану, одобренному Его Величеством, и при том же на его личный капитал. Главный престол собора освящен Рождеству Господа Нашего Иисуса Христа, а боковой, в приделе - Покрову Божией Матери. Собор имеет у себя достопримечательную святыню - чудотворный образ Владимирской Божией Матери в массивной серебряной, богато вызолочен, в ризе и киоте, работы По штату при соборе положены: настоятель - протоиерей, один священник, диакон и три псаломщика. Квартиры для причта натурою. К собору приписаны церкви: крепостная кладбищенская, интендантская и церковь Двинского лагерного артиллерийского сбора. При соборе - церковно-приходская школа. Об иконе оставлено следующее письменное свидетельство: в 1829 году, во время Турецкой кампании Саперный батальон был экстренно вызван из крепости и перед выступлением своим он передал батальонную икону Владимирской Божией Матери, которой ежегодно праздновал, в Двинский крепостной собор. В Двинск Саперный батальон снова не возвращался, и с тех пор, т.е. с 1829 года, эта икона сделалась достоянием собора. Особо чтимой икона сия стала в 40-х годах прошлого столетия, когда в Двинске свирепствовала сильная холера, унося ежедневно целыми десятками свои жертвы. Православные и католики со слезами на глазах и с сокрушением в сердце стали притекать к Богородице с молитвами. Эпидемия с каждым днем стала уменьшаться и в скором времени совсем прекратилась. С тех пор Владимирская икона Богоматери и становится особо чтимой иконой как среди православных, так и среди католиков. В память великого чуда милости Божией, явленной над отечеством Нашим 17 октября 1888 года при крушении царского поезда, пред этой иконой установлено с 1889 года чтение акафиста ежедневно по понедельникам в 11 часов дня.

http://sobory.ru/article/?object=40814

К. управлял ГПЦ в период обострения борьбы между Ираном и Византией, в церковной сфере это выражалось в противостоянии монофизитства, поддерживаемого персами, и дифизитства. К. выражал приверженность решениям Халкидонского Собора 451 г., проводил национальную религиозную политику и сыграл важную роль в вопросе политической ориентации Грузии на Византию. Взойдя на престол Предстоятеля ГПЦ, К. содействовал возвращению представителей разных конфессий в Православие. Он отправил посла в Иерусалим и Рим, чтобы узнать мнение глав этих Церквей о необходимости повторного крещения несториан, желающих воссоединиться с Православием. Сохранилось ответное письмо папы Римского Григория I ( Gregorius I, Papa (Magnus). 1902. С. 24-26, 575-577). Следуя рекомендациям папы, К. принял в Православие покаявшихся сирийцев-несториан и даже хиротонисал некоторых во архиереев. Тесную связь поддерживал К. с Иерусалимом, особенно во время прений с монофизитами. Политика К. спровоцировала раскол ГПЦ и ААЦ. Эпоха его правления в контексте отделения ААЦ от православных Церквей описана в трактате «О разделении Грузии и Армении». На Двинском Соборе 554-555 гг., созванном арм. католикосом Нерсесом II Багревандци, ААЦ отвергла решения Халкидонского Собора (подробнее см. в ст. Двинские Соборы Армянской Апостольской Церкви (VI-VIII вв.)). Как указано в источнике, «в связи с этим вся Картли и четвертая часть Армении отделились от рукоположения армянским духовенством. А эры и сивнийцы одно время отделились, но потом опять воссоединились с ними» ( Арсений Сапарели. 1980. С. 27). Как считают некоторые историки, под «всей Картли» подразумеваются исторические провинции Тао, Басиани и прилегающие к ним регионы; под «четвертой частью Армении» - пров. Айрарат с окрестными территориями ( Анания (Джапаридзе), митр. 2011. С. 122). Они опираются на сведения Арсения Сапарели: «Попросил Авраам у Кириона эту епархию (Цуртавскую.- Авт.), но он не дал, и увеличилась вражда между ними. Созвал Авраам священнослужителей Арарата и сказал им: или отрекитесь от Халкидонского Собора, или изыдите из нашего владычества... Католикос Авраам силой изгнал священослужителей - Иоанна, предстоятеля святой соборной Церкви, а также Ошакана, Эливарда, Арамунта, Гарниса из всех монастырей всего Арарата» ( Арсений Сапарели. 1980. С. 22-30). Другие исследователи (Алексидзе и его последователи) понимают под Картли Вост. Грузию. На основании того что Басиани, согласно «Книге посланий», являлась мощным центром монофизитства даже при византийцах (с 591), Тао не входила в состав Картли до 1-й пол. VIII в., а Айрарат с центром в Двине был владением арм. католикоса, под «четвертой частью Армении» они подразумевали Четвертую Армению.

http://pravenc.ru/text/1840497.html

Собор был созван при католикосе Аврааме I Албатанеци и кн. Смбате Багратуни по вопросу об отношениях Армянской и Грузинской Церквей, между к-рыми фактически произошел разрыв, несмотря на интенсивную предварительную переписку католикоса Авраама I с Грузинским католикосом Кирионом I и груз. епископами. Собор объявил Кириона и его приверженцев халкидонитами, отколовшимися от своих единоверцев. Постановления Собора нашли отражение в «Окружном послании» Авраама I, где он осудил Кириона, призвал прервать общение с Грузинской Церковью и не входить в груз. храмы. Грузин лишили права причащаться в арм. храмах. Было установлено 9 разрядов духовенства для Армянской, Албанской и Сюнийской Церквей; сан Предстоятеля Армянской Церкви приравнивался к патриарху, Алуанской - к архиепископу, Сюнийской - к митрополиту. 645 г. Собор был созван при католикосе Нерсесе III Таеци из 17 епископов при участии мн. нахараров и азатов. Было выработано 12 правил, вошедших в «Армянскую книгу канонов» как «Правила святого Двинского Собора». Нек-рые из этих правил, подобно правилам Шахапиванского Собора, предусматривают телесные наказания и штрафы за определенные преступления. 4-е правило дает право настоятелям мон-рей и епископам взимать штрафы с преступников в пользу больниц, школ, приютов для нищих, однако строго запрещает применять при этом насилие; 5-е правило запрещает священникам передел приходов, т. е. передачу части имений от одних храмов другим; 8-е правило предписывает передачу священнического сана и церковного имения по наследству (впосл. это правило было отменено как не соответствующее духу Евангелия); 9-12-е правила запрещают ишханам (князьям) и азатам претендовать на доходы церквей и духовенства, облагать их налогами, проживать и останавливаться на ночлег в мон-рях, изменять состав братии; кроме того, предписывают ишханам выделять средства на богадельни и приюты. 648 г. Вскоре после победы визант. имп. Ираклия над Персией (629-630) наметилось церковное сближение между Византией и Арменией, закрепленное на Каринском Соборе (630).

http://pravenc.ru/text/171492.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010