ПОХВАЛЬНЫЕ СЛОВА СВЯТЫХ ОТЦОВ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ ПОХВАЛЬНАЯ ПЕСНЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ преподобного Ефрема Сирина В великое изумление, возлюбленные, придет всякий, кто размыслит о сем чуде, как Бог снисшел и в матернем чреве уготовал Себе жилище, как Божие естество облеклось человеческою плотию и не погнушалось девять месяцев обитать во чреве, как чрево, будучи плотию, могло носить в себе огонь, в слабой утробе пребывал пламень и не опалил ее. Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога, так Мария носила Христа во чреве. Чрез слух всецело вошел в чрево Бог, и из чрева чисто изшел в мир Богочеловек. Дева зачала во чреве Бога; вместе с Девою носила во чреве и неплодная, и сын неплодной взыграл, сретив Плод девственного чрева. Новое чудо творит Бог среди земнородных: и Сам рождается от непознавшей мужа, и провозвестник Его рождается не по чину естества. Небо измеряет Он Своею пядью и полагается в яслях на протяжении земной пяди. Море объемлет Он Своею горстью и рождается в вертепе. Небеса полны славы Его, и ясли исполняются величием Его. Моисей желал видеть славу Его, но не мог увидеть, как хотелось бы ему ( Исх. 33, 18 ). Теперь пусть придет и увидит ее; потому что она в яслях повита пеленами. Не мог тогда человек видеть Бога и остаться живым ( Исх. 33, 20 ); теперь всякий, кто видит Его, спасен будет от смерти второй ( Апок. 20, 6 ). Моисей предызобразил сию тайну, потому что увидел огнь в купине. Волхвы увидели исполнение тайны, потому что узрели свет в пеленах. Глас воззвал Моисею из купины: изуй сапоги от ног твоих ( Исх. 3, 5 ); звезда, молча, вещала волхвам, чтобы шли на место святое. Моисей не мог видеть Бога лицем к лицу; волхвы пришли и увидели Бога в лице человека. И тот и другой вертеп сходны между собою: и Моисей был подобен волхвам. Слушатель скажет: какое сравнение между Моисеем, главою пророков, и волхвами, персидскими князьями? В таком сомнении упокоивает его Бог, премудрейший решитель недоумений. Если бы не сам Он заранее избрал волхвов быть проповедниками Его, то не принял бы даров из рук несвятых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Прежде всего, братие, обратим внимание на то, – могут ли святые слышать наши молитвы, знать наши нужды и желают ли они помолиться за нас и помогать нам? Святые еще при жизни, по благодати Божией, нередко могли прозревать в сердца людей; так напр., Елисей узнал о поступке своего слуги Гиезия, который хотел обмануть его, и изобличил его. Во время войны израильтян с сирийцами тот же пророк открывал царю израильскому все намерения царя сирийского. Св. ап. Петр прозрел в сердце Анании и изобличил его во лжи. Некоторые из святых получали от Бога дар предвидения будущего, напр., пророки, могущество и власть над природою и над дьяволом ( Лк.9:1–2 ). Если же святые при жизни обладали такими дарами, то неужели, после того как разрешились от тела и соединились со Христом ( Фил.1:23 ), они стали менее совершенны и лишились своих даров? Напротив, по разрешении от тела и по соединении со Христом, знание их о людях и о всем мире должно расшириться. Просвещаемые Самим Богом, святые, по учению ап. Павла, получают более совершенное, чем при жизни, знание о том, о чем прежде знали гадательно, как бы видели сквозь тусклое стекло ( 1Кор.13:9–12 ). По словам блаж. Августина, «святые, совлекшись отягощавшего душу тленного тела и обременявшего многопопечительный ум земного жития, ясно созерцают истину, достижение которой заслужили любовью, и могут знать, что им необходимо из совершающегося на земле, знать не только прошедшее или настоящее, но и будущее, по откровению Духа Божия, подобно тому, как пророки, живя на земле, знали то, что провидение Божие находило нужным открыть им» (Тр. К. Д. Ак. 1890 г., февр., 214 стр.). – И действительно, в слове Божием мы находим указание на то, что святые могут знать о наших нуждах и молитвах. Говоря об обращении грешников на путь истины Иисус Христос однажды сказал: радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся ( Лк.15:10 ). Эти слова показывают, что ангелы знают, как живут на земле люди. А святые, по словам Иисуса Христа, равни суть ангелом ( Лк.20:36 ), и, следовательно, также как и ангелы могут знать жизнь людей на земле. В притче о богатом и Лазаре, по словам Иисуса Христа, Авраам, находясь на небеси, мог слышать вопль богача, страждущего во аде, несмотря на великую пропасть их разделявшую, и знать, что делалось на земле, ибо говорил богачу о Моисее и пророках, которые жили на земле уже после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

протоиерей Александр Рудаков Содержание Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпа... Глава первая. Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви 1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме    Господь Иисус Христос, дав Своим ученикам и последователям новый закон веры и деятельности и установив особенные таинства и священноначалие, тем самым положил первое основание Своей Церкви. Завершение этого основания должно было последовать через ниспослание обещанного от Господа ученикам Святого Духа. Без помощи Святого Духа Апостолы не могли надлежащим образом ни разуметь учения своего Божественного Наставника, ни исполнить данных Им заповедей, ни сделаться раздаятелями благодатных даров в Святых Таинствах; самое совершение Святых Таинств не могло иметь места без присутствия в них Святого Духа. Посему-то Иисус Христос заповедал ученикам Своим идти с проповедью во весь мир и совершать таинства; в то же время, перед Своим вознесением на небо запретил им приступать к возложенному на них служению, пока они не получат обещанного Святого Духа и не облекутся силою свыше.    Возвратившись с горы Елеонской, Апостолы, согласно с повелением Иисуса Христа, неразлучно пребывали в одной горнице и проводили время в молитве и ожидании Святого Духа. С ними находились Мария — Матерь Иисуса, братия Его и многие из учеников — всех около 120 человек. И вот, в 50-й день по воскресении Христовом поутру, в третьем часу (по нашему в 9-м), внезапно сделался слышен с небес шум как бы от несущегося сильного ветра и наполнил дом, в котором находились Апостолы и ученики Христовы. Явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Святого Духа и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещать. Сбежавшиеся на шум иудеи, между коими много было приехавших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы уроженцев Аравии, Персии, Египта, крайне изумились, услышав, что простые галилейские рыбари говорят на разных языках. Апостол Петр возвестил, что сей дар получен им от Святого Духа, ниспосланнаго распятым и воскресшим Господом. Слушавшие речь Петра умилились сердцем и сказали Апостолам: «братия! что нам делать?» Петр же отвечал им: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и пол!учите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог». Действие чуда было так поразительно, что немедленно до трех тысяч уверовало во имя Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Разделы портала «Азбука веры» Легеев Михаил, священник Прислушаемся к тишине. Догматические стихотворения и другая поэзия и проза В Избранное ( 10  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Аннотация Предлагаем к прочтению фрагменты книги священника Михаила Легеева “Прислушаемся к тишине. Догматические стихотворения и другая поэзия и проза”. Книга продается в лавке СПбПДА и некоторых храмах. Объём книги — 176 страниц, твёрдый переплёт. Настоящая книга представляет собой разные грани литературного творчества автора. В сборник вошли произведения, написанные в период с 2001 по 2014 год. Духовная поэзия, представленная в данном сборнике, опираясь на святоотеческое наследие, осуществляет попытку восхождения к древним традициям, заложенным великими поэтами Церкви – святителем Григорием Богословом и преподобным Симеоном Новым Богословом . Поэтическая форма позволяет по особому прикоснуться к церковному вероучению, почувствовать проникновение догматов веры в жизнь обычного человека. Написанные в совершенно ином жанре прозаические произведения автора, уже совсем иначе, в форме сказки, перекидывают мостик между проблемами вселенского масштаба и тем, что происходит перед нашим взором здесь и сейчас. Таким образом книга ориентирована на самого разного читателя – от церковного учёного до рядового прихожанина храма, от любителя поэзии до просто интересующегося развитием современной христианской мысли. Студенты духовных семинарий найдут в ней много параллелей с материалом, изучаемом в курсах «Патрологии» и «Догматического богословия». Надеемся, что данное издание окажется интересно всем, кто стремится глубже понять богословие Церкви Христовой и одновременно дорожит красотою человеческого слова. Об авторе Священник Михаил Легеев родился в Санкт-Петербурге в 1969 году. Кандидат богословия (кандидатскую диссертацию по теме «Учение Церкви о преложении Святых Даров по трудам святых отцов в период VI – XV веков» защитил в 2010 году). Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии (преподаёт учебные курсы: «Патрология», «Православная экклезиология», «Православная сакраментология», «Христианская этика и аскетика», «Святоотеческое аскетическое богословие»). Автор научной монографии «Тайна преложения» и различных научных статей и публикаций, посвящённых современным вопросам экклезиологии и богословию синергии Бога и человека. Штатный клирик храма Рождества святого Иоанна Предтечи в пос. Юкки Выборгской епархии. Догматические стихотворения В раю

http://azbyka.ru/fiction/prislushaemsya-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 10. Плоды святого причащения Если в обыденной жизни бессмысленные поступки часто приносят нам вред, то в духовной сфере нашего бытия они тем более опасны. Действия, которые мы предпринимаем для спасения своей души, должны быть строго целенаправленными. Шествуя по пути спасения, нам необходимо знать ориентиры, ведущие в Царство Небесное. Иначе можно легко заблудиться или напрасно потратить свои силы. Перед причащением мы должны хорошенько изучить, что христианину дает принятие Святых Даров. Узнав это, нам нужно подготовиться к таинству так, чтобы получить его плоды. Если мы не поставим перед собой такую цель, то зачем вообще причащаться? Плоды Святого Причащения многообразны. В своей совокупности они духовно преображают человека, благодатно воссоздавая в нем образ и подобие Божие. Приступая к чаше Господней, мы должны глубоко осознавать это и быть готовыми достойно принять великие дары Божий. Только в таком случае мы сможем достичь цели причащения. Соединение со Христом Старец Парфений Киевский , охваченный пламенной любовью ко Христу, в течение долгого времени повторял про себя молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити». Однажды, произнеся эту молитву, старец вдруг услышал тихий сладкий голос:  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» 41 . Старец Парфений просил самого высшего блага для человека: соединения с Богом. И Господь, отвечая на его молитву, подтвердил Свое евангельское обетование о том, что такое единение возможно через причащение. В этом, собственно, и состоит основная цель нашего участия в Евхаристии: принять в себя Христа, соединиться со Христом и сподобиться жизни во Христе. Принимая Тело и Кровь Господа, мы становимся, по выражению святых отцов, христоносцами и одновременно сами бываем носимы Христом. «Как младенец, — пишет праведный Иоанн Кронштадтский , — носимый в утробе матери, живет весь ею, так и христианин, причащаясь Тела и Крови Христовой, пребывая во Христе, как младенец в утробе матери, живет весь Иисусом Христом:  Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною  ( Ин. 6:57 )» 42 .

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 11. Как вести себя во время и после причащения Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский , надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует. После причащения принято пить «теплоту» — теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить. Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они? Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали. Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам. Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Святость – дар Бога Церкви и человеку Святость очень разнообразна по образу реализации. Святые были разными, и в неоднотипности святости раскрывается богатство Православия, избыток даров Духа Святого. Сама возможность достижения святости еще здесь, в земной жизни, – это дар Божий Церкви и человечеству. Даром святости потенциально наделен каждый человек, и об этом говорит Господь наш Иисус Христос : «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк 17. 21 ). Христос указывает на любовь как на путь к святости: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин 14. 23 ). Про желающих творить волю Отца Небесного Спаситель говорит, что их любит Сам Отец: «Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня» ( Ин 16. 26–27 ). То есть возможность достижения святости связана с тем, что вся Святая Троица любит каждого человека и желает обожить его. О возможности достижения святости в наше время Итак, с одной стороны, святость – дар Божий, но с другой – это ответ человека на дар Бога, потому что святость достигается не механически. Для Бога крайне важно личное произволение человека. Причем произволение не на одну секунду, наподобие мыслей, лежа на диване: «Я бы тоже хотел быть святым», а долговременное, устойчивое произволение к тому, чтобы говорить Богу «да» на Его призыв в разных обстоятельствах жизни. Никто из святых не достиг легко вершины совершенства, мера которой индивидуальна. Более того, мы знаем множество примеров, когда святые спотыкались, падали и испытывали огромные, «огненные» искушения. Можно даже сказать, что святые были испытаны больше, чем обычные, среднестатистические люди, потому что они шли по стопам Христа. Идущий за Христом, как следствие, участвует в Его Кресте, в Его подвиге, в Его служении. И именно поэтому некоторые люди, даже будучи христианами, не хотят говорить и думать о святости. В общем-то это давняя тенденция, уходящая в глубину веков христианской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Скачать epub pdf Великопостное богослужение в домашних условиях Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок. При этом следует руководствоваться следующими правилами: 1 . Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 2 . Все те молитвы и песнопения, которые в храме поются, дома могут быть прочитаны. 3 . На вечерне и утрене вместо положенных по уставу ектений произносится только «Господи, помилуй»: за великую и просительную ектении – 12 раз, за сугубую – 40 раз, за малую – по 3 раза. Следует при этом учесть, что в период Великого поста (до Великой Среды включительно) сугубая ектения произносится только по субботним и воскресным дням, а также в праздничные дни (полиелейные праздники и Благовещение Пресвятой Богородицы). Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 4 . Миряне могут самостоятельно совершать все необходимые на великопостном богослужении поклоны, в том числе читать молитву преподобного Ефрема Сирина . 5 . Миряне могут произносить прокимны, «Аллилуиа» и «Бог Господь…» со стихами (потому что по Типикону эти тексты произносит канонарх). 6 . Миряне могут читать паремии, апостольские и евангельские зачала. Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) опускаются. Произносится только название зачала – например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение» – и далее сразу читается текст зачала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Слово на Введение Пресвятой Девы Марии во храм. Георгия, митрополита Никомидийского Настоящее торжество представляет нам прекрасное начало предмета речи. Посему, оставив плотское бремя, поднимемся на крыльях мысли и будем с добрым духом сопутствовать поспешающей войти во Святое святых чистейшей Отроковице. Обратим свои взоры на сегодняшнее торжество Входа Богородицы к Богу и, елико возможно, исследуем тайную красоту его, – хотя увидеть всю радость, какова она есть, невозможно. Вот, родители Девы привели Ее ко вратам храма, – Ее, Которую окружали невидимо со всех сторон Силы небесные. Хотя ангелы еще и не ведали тогда таинства воплощения, но, как слуги Господа, по повелению Его, они служили Богоотроковице при Ее восхождении. Как духи провидящие, они, конечно, узрели Ее – драгоценный сосуд добродетелей, – Ее, носящую знамения целомудренной чистоты и имеющую тело чуждое соединения с пороками, и воздали поклонение Ей. Тогда светильники осветили вход и все, проходившее во храм, обратилось в радость торжества; тогда самые бездушные тела радовались радостью общею ангелам. Посему и мне также настоит радоваться и громким голосом взывать ко храму: „уже Она входит, и прилично говорит. Разширь место обитания твоего, дабы принять пространнейшую видимого и невидимого создания, возжги светильники и освети вход, дабы был виден проистекающий из него источник света. Отверзи врата твои и приими внутрь врата мысленные, чрез которые пройдет одно только Слово Божие, сохранив их незапечатленными (ибо хотя Она приняла наименование „двери», однако сохранила название и „Девы», и, исполнив служение делу, не разрушила печатей целомудрия). Подними покров, дабы внутри отделить духовный покров славы, которым сокрыло Себя Само Слово Божие; подними златый свещник, чрез который возжгутся семь даров Духа и осветят мир духовный. Укрась Святое святых, и приими сию пресвятую скинию – вместилище невещественного бытия, низшедшего к нам, – скинию разрушенную, но восстановленную праотцем Давидом. Подними всезлатый алтарь кадильный, на котором Слово принесет плоть, исполнив весь мир благоуханием, на котором будут сожжены огнем пороки преслушания, будет уничтожена греховная скверна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Содержание    Слава Богу! — Всегда была и есть надежда хотящим спастися; и в нынешнее время явилась благодать Святого Духа. Как виноградная лоза на неплодной земле, в стране Сибирской, Томской губернии, в округе Кузнецка Сарчумыского форпоста, от родителей благочестивых, из дворян, отца Алексея, матери Домникии, родился сей юноша Петр и вырос в добром воспитании в доме родителей своих. Потом находился в военной службе; напоследок предал себя самого на службу Господу Богу во иноческую жизнь, да предстоит как свеча одушевленная пред Богом, в радость и торжество Ангелам, со всеми угодившими Богу. Имея 20 лет от рождения своего, он выполнил Божии заповеди. Воистину желателен для Господа Иисуса Христа такой служитель и много приятнее Ему всяких вещественных даров, приносимых Ему во храмах, хотя и они благоприятны Ему. Хотя Господь знает спасать всех желающих спастися, во всяком звании, со всем тем — как небо разнствует от земли, так мирское обычное супружеское житие отстоит от чистого иноческого пребывания, к которому Христос всех приглашает, глаголя: «Продаждь имение твое и дай нищим... и гряди вслед Мене» (Мф. 19:21).    Но верою и любовию ко Христу Спасителю нашему; ослепила очи наши суета века сего более, чем слепорожденных младенцев, хотя мы сами знаем многих великих святых прославленных, которые в иноческом чине Богу служили. О, какое великое благо — пойти вслед Христа и по Его хотению проводить свою жизнь, и по смерти, на бесконечные веки в неизреченной Его славе и радовании, при Нем быть, по глаголу Самого Христа Господа: «хощу, да идеже буду Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12:26) О неоценимое достоинство служить Христу, все достоинства превосходящее! И юноша Петр предызбрал себе его в здешней стране, один из толикого множества народа, послушав Христа зовущего, и управил житие свое в угождение Христу.    Сам Господь Иисус Христос был послушлив Отцу Своему даже до смерти: выполняя веления Отца Своего, смирил Себя до бесконечного уничижения, оставил небеса и небесное богатство, жил на земли в нищете. И блаженный юноша Петр, поревновав святых отец житию, возлюбил единого Христа; для Него, подобно святому апостолу Павлу, «вся уметы быти вмени» (Флп. 3:8) и всех своих любезных родных, и отца, и мать, и братьев, и сестер остаи вил, от друзей и от всего сладкого и красного житеиского, прельщающего на сем свете, удалился и вселился в пустынные пределы, по слову преподобного Илариона Великого: «прилепися к пустыне, как бы к матери своей любимой... Мать твоя молоком тебя воспитала, пустыня научит тебя любить Бога всем сердцем и напоит тебя разумом духовным, которым упремудришься провождать жизнь свою в самобеднейшей нищете и злострадании постническом».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4135...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010