Феоктист, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский † 1310; память 23 января/5 февраля, 23 декабря/5 января, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых Время и место рождения его неизвестны. Монашеский постриг принял в Благовещенской обители близ Новгорода. Иноческими подвигами и добрыми делами заслужил уважение и любовь братии, которая избрала его своим игуменом. После кончины преосвященного Климента († 1299) новгородцы единогласно решили избрать себе владыкой игумена Феоктиста, «мужа смиренна и блага». В 1299 году игумен Феоктист был избран на кафедру архиепископов Новгородских и Псковских. 29 июня (по другим сведениям, 29 июля) 1300 года он был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа прибывшими в Новгород Киевским митрополитом Максимом († 1305) и епископами Ростовским Симеоном († 1314) и Тверским Андреем (Герденевым; † 1324). О деятельности его в Новгородской епархии сохранилось сведений немного. Преосвященный Феоктист много внимания уделял постройке и ремонту храмов и монастырей. В 1301 году по его благословению был заложен каменный храм Архангела Михаила, освященный спустя два года. Памятниками его святительской ревности остались в Новгороде ещё два храма, им освященные: во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и во имя святых отцов I Вселенского Собора, на княжеском дворе. При святителе Феоктисте была благоустроена обитель на острове Валаам. В 1305 году блаженный архипастырь принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении взаимных добрых отношений. В 1307 году летопись упоминает его имя в связи с каким-то «немирьем» со псковичами. Святитель болезненно переживал все междоусобицы. Зимой 1308 года, по свидетельству Новгородской летописи, святитель Феоктист по состоянию здоровья оставил владычный двор. Благословив на своё место Давида, он возвратился в Благовещенский монастырь, где подвизался подвигом безмолвия. Через два года непрестанного молитвенного делания, стяжав у Господа много духовных даров и откровений, святитель Феоктист отошёл в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

23. Вторник 5-й седмицы. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия Мангазейского (богослужебные тексты зри 22 марта). Литургия Преждеосвященных Даров . По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером (см. 22 марта). Накануне в понедельник вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…». Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»). Полунощница без поклонов. Утреня. Примечание. «Клеплет в 4-й час нощи, и собравшимся нам в церковь, бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.) Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». Стихословится 12-я кафизма . Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8-й: «Яко блудница припадаю Ти...»; стих: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» – «День он страшный помышляющи...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – мученичен: «Светом Небесным сияет днесь...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Недвижимое утверждение...». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Введение Помянух дни древние, и поучахся ( Пс.142:5 ). 1 . Великими и высоко знаменательными чертами запечатлена история православной церкви Христовой на Волыни. 1 Современная, по своему происхождению, первоначальному просвещению славян, еще от времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, политических и гражданских. И чего она не пережила в это время? – И тяжелые смуты княжеских усобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов. Мечом, кровью и терпением непоколебимым, почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру, до новых светлых дней, воссиявших для западнорусского края в лице благополучно ныне царствующего, Богохранимого, великого государя, царя-освободителя нашего, императора Александра Николаевича. За то Господь милосердый никогда не переставал являть земле Волынской самые живые, ощутительные знаки своего Божественного благоволения и промышления во всех исторических её судьбах и положениях. Как и другие древнейшие и знаменитейшие области земли русской, и земля Волынская издревле славилась обилием даров духовных, открываемых то в прославлении чудотворных икон, то в явлении благодатных источников, то в подаянии высшей, небесной помощи в трудных обстоятельствах жизни и т.п. Взгляните на одни горы Почаевские. Там в Божественном величии, и доселе сияет чудесами дивная икона Божией Матери, и при ней цельбоносная стопа, от лет древних источающая благодатную воду всем с верою почерпающим оную. 2 Здесь же чудесным и страшным явлением своим Матерь Божия подала некогда свою пренебесную помощь обители Почаевской, во время брани Збаражской от нашествия и обложения татарского (1675 года) и т.п. 3 А сколько других благодатных и цельбоносных святых икон рассеяно на всем протяжении земли Волынской, каковы, например, чудотворная икона Божией Матери Зимнинской (в селе Зимном около Владимира-Волынского), святителя Николая в селе Западинцах (Старо-константиновского уезда), Спасителя Боремельского в местечке Боремле, (Дубенского уезда), Пресвятой Богородицы Житомирской (в городе Житомире), Тригорской (в Тригорском монастыре), Зогоровской (в Зогоровском монастыре), преподобного Онуфрия Любарского (в местечке Любаре Новоград-Волынского уезда) и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Великий " мудроборец " " Грекофилы " и " латинствующие " Многие крупнейшие дела патриарха Иоакима были оставлены историками в тени. Усилия по устроению Церкви и противодействие реформам царя Федора, роль архипастыря в возведении на престол Петра I, его поведение во время раскольничьего бунта и стойкость, проявленная в переговорах об " утишении " Московского восстания 1682 г., — эти и еще многие деяния отступили в исторической литературе на второй и третий план. Их затмила острая полемика, развернутая учеными литераторами и публицистами в предпоследнее перед Синодальным периодом патриаршество и, похоже, не угасшая до сего дня. Позиции авторов в этом вековом споре и определяют, главным образом, их отношение к Иоакиму и оценку его деятельности . Сама полемика изначально имела несколько уровней, внешне не всегда сопоставимых, но глубоко взаимосвязанных. Первый, вызвавший наиболее эмоциональную реакцию участников и историков " слой " составил спор о пресуществлении Святых даров. Он породил миф о зловещей угрозе проникновения " яда латинской ереси " в святая святых русского православия — в сам чин (сценарии) литургии. Легко представить себе, как оценивало большинство авторов столь злодейскую попытку российских христопродавцев — ставленников католиков и в особенности " злокозненных иезуитов " . Но " латинствующей " , западнической, южнорусской по происхождению партии смело противустали во главе с патриархом истинные патриоты — представители партии московской, старорусской, защитники древлепреданного " греческого " благочестия. Очевидно, что укрепившее свои позиции в исторической литературе — и временами господствующее в ней — движение западников не могло дать своих " предшественников " в обиду. Иоаким со товарищи превращались на страницах книг и статей в ретроградов и — самое страшное ругательство — противников европеизации России, переделки ее на западный манер. Обращение ко второму " слою " старинного спора — полемике о языке просвещения — полностью подтверждает, казалось бы, позицию западников. " Латинствующие " горячо отстаивали необходимость изучения латыни — общеевропейского языка науки; сторонники патриарха требовали ограничиться изучением греческого — языка православного богословия. " Западники " XVII в. выступают просветителями, а " грекофилы " оправдывают метко данное им в ходе полемики именование " мудроборцы " — то есть борцы с мудростью. Правда, западники Нового и Новейшего времени от подобного открытия ничего не выигрывают. На поверку их " предшественники " оказываются ярыми патриотами, защитниками национального достоинства России, обличителями слепого, " обезьяньего " иноземного заимствования и сторонниками государственного меркантилизма.

http://sedmitza.ru/lib/text/443325/

Восьмой день. Поучение 2-ое. Собор архистратига Михаила и проч. небесных сил. (Седмь архангелов Божиих). I. В день архангела Михаила и прочих небесных бесплотных сил да будет наше слово о седми высших архангелах Божиих. II. И на небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждаго, нет однакоже того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцем, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Хотя число ангелов безмерно велико, «тьмы тем», по выражению св. писания; но архангелов только седмь. «Аз есмь един от седми, святых ангелов», – так говорил архангел Рафаил праведному Товиту, – «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» ( Тов. 12, 15 ). Отчего главных ангелов только седмь – не менее и не более? – Это- тайна творения, доведомая Господу и Творцу ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число – число священное: ибо воззрим ли на царство благодати? – обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь таинств. Посмотрим ли на царство природы? находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения и проч. а) Из числа сих седми верховных духов св. церковь первым признает Михаила. «Кто яко Бог?» означает имя его: «кто яко Бог, -» выражают собою и все дела его. Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением Денницы с неба. С тех пор архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ея. Посему и изображается в воинственном виде, с копием, или мечем в руке, имея под ногами дракона, то есть, духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копия его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю небесному; а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Посему, для тех, кои украшаются именем первого из архангелов, всего приличнее отличаться ревностию к славе Божией, верностию Царю небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Г. И. Беневич Поздневизантийский богословский синтез Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров (Г. И. Беневич) Завершая «Антологию», следует отдать дань двум выдающимся святым отцам периода заката Византийской империи. Это хорошо известный русскому читателю мирянин и выдающийся богослов св. Николай Кавасила (ок. 1320 – ок. 1391 гг.) и один из последних великих богословов Византии – св. Марк Ефесский 2068 (1391/1392 – 23.6. 1444 гг.). Их имена и жизнь хорошо известны русским читателям, а их сочинения неоднократно издавались в последние годы 2069 и размещены в сети Интернет. Мы не будем повторять здесь известные сведения об их жизненном пути и сочинениях, а из всего богатейшего наследия этих богословов выделим лишь две связанные Друг с другом темы: богословие Пятидесятницы и вопрос об освящении Святых Даров; последний был предметом спора во время Флорентийского собора. На этом соборе, как известно, св. Марк Ефесский оказался главным оплотом православия. При этом именно у св. Марка мы находим разрешение проблемы, связанной с тем, что в ходе исихастских споров и полемики с латинянами в позднем византийском богословии разные святые отцы давали различные, казалось бы несовместимые, трактовки православного учения о Пятидесятнице 2070 . Остановимся кратко на этой проблеме 2071 . Как известно, в XII в. свт. Николай Мефонский , толкуя слова св. Григория Богослова из его Слова на Пятидесятницу, где сказано, что Святой Дух в Пятидесятницу сопребывал с апостолами «существенно» (ой01 Со5а> £) 2072 , говорит, что слово «существенно» относится к Лицу (ипостаси) Святого Духа. То есть начиная с Пятидесятницы через таинство миропомазания с нами (Церковью) сопребывает и сожительствует Сам Святой Дух. До этого в домостроительстве Божием Он нигде лично и особенно (16lox;) не присутствовал. В частности, по воскресении Христовом, когда Христос дунул и сказал ученикам: «Примите Духа Святаго» (см.: Ин. 20, 22–23 ), как говорят свв. Григорий Богослов и Николай Мефонский , речь идет об энергии, т. е. действии Святого Духа 2073 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Глава 6. Таинство Священства § 1. Духовный смысл и история Таинства Священства Многое из того, о чем следовало бы здесь сказать, уже рассматривалось в разделе, посвященном священнослужителям как совершителям Таинств, а также при истолковании духовного смысла Таинства Покаяния. Теперь следует дополнить сказанное. По слову святителя Московского Филарета, «Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного (кандидата) через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово». 215 По более же пространному определению преподобного Иустина (Поповича) . «Священство есть святое Таинство, в котором Дух Святой через молитву и возложение рук со стороны епископа во время святой Литургии подаст правильно избранному лицу благодать к совершению святых Таинств и руководству стада Христова в вере и благочестии». 216 Чинопоследование Таинства Священства содержится в книге «Архиерейский чиновник» – ведь рукополагать человека в священный сан может лишь архиерей. Священнослужители (христиане, над которыми совершилось Таинство Священства – епископы, пресвитеры и диаконы) и церковнослужители (например, чтецы, певцы, иподиаконы – те, над кем не совершалось церковное Таинство, а лишь была прочитана специальная архиерейская молитва) вместе составляют церковный клир. Они наделены разными иерархическими полномочиями и занимают в Церкви различные должности, исполняют особые служения. Как говорит о богоустановленности церковной иерархии и существовании в Церкви различных даров и степеней благодати апостол Павел, «каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова… И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинной любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:7, 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Деяния святых апостолов Книга Деяний святых апостолов имеет особенную важность при споре со штундистами о том, которое общество есть истинно-церковное и являет собою установленную Христом Церковь , штундистское ли общество, или общество Церкви Православной. Очевидно, что то общество есть истинно-церковное, которое во всем сообразно Церкви, бывшей по вознесении Господа на небо, управляемой апостолами, руководимой Св. Духом, сошедшим на них в день Пятидесятницы. С Божией помощью надеемся показать, что этою сообразностию отличается святая Православная Церковь . Деян.1:5 . Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех. На основании этого мнимо-духовные штундисты отвергают нужду водного крещения. Они говорят, что водное крещение Христом отменено, как установление Иоанново, а не Христово. Но отменено то крещение, которое не было таинство, а было лишь водное погружение, как выражение сердечного покаяния; установлено же крещение водою и Духом ( Иоан. 3:5 ). Штундисты скажут, что крещение не по мнозех днех есть, конечно, сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы, а при этом воды не было. Но сошествие Св. Духа хотя и называется здесь крещением, однако, кроме того, оно было и вторым таинством (миропомазанием), сообщением благодатного дара, нужного всем христианам (ср. гл. 2, 38 и 8, 14–17), было и четвертым таинством (священством), поставлением апостолов на их служение и сообщением потребных для него даров (вы приимете силу, нашедшу Св. Духу на вы, и будете ми свидетели, 1:8); а второе и четвертое таинства и теперь совершаются без воды. Если же и крещение в первый раз (в день Пятидесятницы) совершилось без воды, то причина сего понятна; кто же мог тогда совершить крещение водою, когда и сами апостолы еще не были крещены? или, подобно рассуждая, кто мог возложить на них руки, если еще никто из людей не принял благодатного Дара? Первое не так бывает, как второе или дальнейшее, по исключительности обстоятельств, по той причине, что это именно первое. Что потом при крещении употреблялась апостолами вода, об этом, конечно, никто спорить не станет (см. 8, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Достопримечательные статьи, в Четьи-Минеях находящиеся, по порядку месяцев и чисел Январь 1. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской Происхождение Божественной литургии Василий Великий весьма желал совершать Божественную литургию своими словами: для сего молился об этом в продолжение шести дней; в седьмой день нисшел на него Дух Святый, и он стал ежедневно совершать бескровную жертву. Затем, с верою и молитвою он начал писать своею рукою тайны Божественной литургии. В ту же ночь явился ему Господь в видении с апостолами, совершил предложение хлеба и чаши на святом жертвеннике и, возставив Василия, сказал ему: «по твоему прошению да исполнятся уста твои похвалы, дабы ты отселе собственными устами совершал бескровную жертву.» Василий в трепете поднялся, не могши очами взирать на пресветлое явление Господа; потом вошел в храм, приступил к святому алтарю, начал произносить и вместе писать на Греческом языке следующее: «да исполнятся уста моя хваления, яко да пою славу Твою», и проч. По окончании молитвы, Василий поднял хлеб и стал прилежно молиться: «Вонми, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего» и проч. В это самое время высшие клирики видели небесный свет, осиявающий алтарь и святителя и некиих в белых ризах пресветлых мужей, окружающих сего великого архиерея, что самое привело их в ужас, и они пали лицем на землю и в слезах славили Бога. Хлеб и вино по освящении суть тело и кровь Христовы Один еврей из любопытства вошел с христианами в церковь и увидел святого Василия, державшего в руках своих отроча и раздробляющаго его. Приняв, вместе с верными, в руки святейшие дары, еврей заметил в руке настоящее тело и в самой чаше настоящую кровь; по возвращении в дом с остатками святых даров, еврей показал их жене своей и рассказал ей все виденное во храме; затем вскоре был просвещен святою верою и удостоен святого крещения со всем своим семейством. Немилосердие наказывается немилосердием Одна убогая жена просила у Василия Великого ходатайства об ней пред князем – сборщиком податей о невзимании с нее дани по ее крайнему убожеству. Дважды писал к нему об этом Василий, и в последний раз, за его немилосердие ко вдовице, предсказал князю немилосердие к нему царя, что вскоре и сбылось над ним: князь заключен был за свою жестокость в темницу и освобожден только по ходатайству Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Разоблачить мифы, которыми недобросовестные люди пытаются очернить память Николая II» Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин обратился к участникам конференции «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье» 15.03.2017 764 Как сообщалось , в Сологубовке, под Петербургом, сегодня, 16 марта, проходит форум, приуроченный к 100-летию отрешения Николая II от Престола. Перед началом конференции по благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячины) будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров, которую отслужит сам Владыка в сослужении епископа Североморского и Умбинского Митрофана (Баданина) и сонма духовенства Тихвинской и Санкт-Петербургской епархий. В работе конференции ожидается участие также священнослужителей из Москвы , Екатеринбурга, Пскова, Рыбинска и других городов. По итогам конференции предполагается принять резолюции по актуальным вопросам почитания Царственных Страстотерпцев, прославления Царских слуг, организации общественных акций в поддержку Русской Православной Церкви и защиту имени Государя от клеветы. Сопредседателями Оргкомитета конференции являются настоятель храма в честь святых Царственных Страстотерпцев в с. Сологубовка, председатель епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Тихвинской и Лодейнопольской епархии протоиерей Александр Захаров и главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов. С приветственным словом к участникам конференции обратился митрополит Петрозаводский и Карельский Константин. «Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры - участники конференции! Сердечно приветствую всех вас! В этом году исполняется 100 лет с момента тех трагических событий, когда Император Николай II был насильственно отрешен от власти. Император Николай Александрович был свержен предателями из Государственной Думы, генералитета и тогдашних руководителей Российского общества. Он оказался предан всеми теми, кто окружал его, и даже члены Императорской фамилии присягали на верность временному революционному правительству. Царь записал в своем дневнике: " Кругом измена и трусость, и обман " . И можно сказать, что именно с этих дней начала раскручиваться та кровавая революционная мясорубка, которая впоследствии унесла миллионы жизней наших соотечественников», - пишет митрополит.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/16/ra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010