Дан. 8 :9. И от одного из них вышел один крепкий рог и чрезвычайно разросся к югу, и к востоку и к силе 275 , Дан. 8 :10. И вознесся даже до воинства небесного, и низринул на землю часть воинства небесного и звезд, и попрал их 276 , Дан. 8 :11. Пока Архистратиг 277 не избавил пленных. И из за него жертва прекратилась 278 , и он преуспевал, и Святое опустело 279 . Дан. 8 :12. И осквернена жертва 280 , и повержена правда на землю, и он делал и преуспевал. Дан. 8 :13. И я слышал одного святого говорящого, и сказал один святой другому некоему 281 вопрошавшему 282 : „до какого времени простирается 283 видение об отнятии жертвы, о совершении 284 греха опустошения и попрании святого и воинства“? Дан. 8 :14. И сказал ему: до 2300 вечеров и утр дней, и (тогда) святое очистится 285 . Дан. 8 :15. И было: когда я, Даниил, увидел видение и искал значения (его), и вот стал предо мною как бы облик мужа. Дан. 8 :16. И слышал я голос мужа среди Увала, и воззвал он и сказал: „Гавриил! объясни ему видение“. Дан. 8 :17. И подошел он и стал близ (места) моего стояния, и когда он подошел, я ужаснулся и пал на лице мое. И он сказал мне: „сын человеческий! знай, что видение относится к концу времени“. Дан. 8 :18. И когда он говорил со мною, я упал ниц 286 на землю, и он прикоснулся ко мне и поставил меня на ноги мои и сказал 287 : Дан. 8 :19. Вот я возвещаю тебе имеющее быть в последние дни 288 гнева (на сынов народа твоего 289 , ибо к концу времени (относится) видение. Дан. 8 :20. Овен, которого ты видел имеющим 290 рога,-царь Мидян и Персов 291 . Дан. 8 :21. А козел (из стада) коз 292 -царь Еллинский, а большой рог, который между глазами его, это-первый царь 293 . Дан. 8 :22. А когда он сломился, поднялись из под него четыре рога, это-четыре царя возстанут из народа его, но не с его силою. Дан. 8 :23. Под конец же царства их, когда грехи их исполнят (меру), возстанет царь безстыдный лицем и искусный в замыслах 294 . Дан. 8 :24. И крепка сила его, хотя не своею силою 295 , и изумительно 296 будет он опустошать, и успевать, и действовать, и погубит 297 сильных и народ святой. Дан. 8 :25. И ярмо цепей своих исправит 298 , лесть (будет) в руке его, и в сердце своем он будет величаться, и коварством погубит 299 многих, и на погибель многих возстанет и, как яйца, рукою сокрушит 300 . Дан. 8 :26. И видение о возвещенных 301 вечере и утре истинно, а ты запечатай 302 видение, ибо оно (относится) к отдаленным 303 дням 304 . Дан. 8 :27. И я, Даниил, лежал 305 и был в изнеможении (многие) 306 дни 307 , потом встал, и занимался царскими делами, и удивлялся видению, но никто не понимал (его) 308 . Глава 9 Дан. 9 :1. В первый год Дария, сына Ассуирова, из Мидийского племени, который царствовал в царстве Халдейском 309 , Дан. 9 :2. В первый год царствования его, я, Даниил, уразумел в книгах число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, (что) на окончание опустошения Иерусалима (назначено) семьдесят лет 310 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Дан. 1 :6. И были между ними из сынов Иудиных Даниил, и Анания, и Азария, и Мисаил. Дан. 1 :7. И дал им старейшина евнухов имена: Даниилу-Валтасар, и Анании-Седрах, и Мисаилу-Мисах, Азарии же Авденого. Дан. 1 :8. И положил Даниил в сердце своем не оскверняться (пищею) от царского стола и вином, которое он пил, и просил старейшину евнухов, чтобы не оскверняться ему. Дан. 1 :9. И дал Господь Даниилу милость и благорасположение у старейшины евнухов. Дан. 1 :10. И сказал старейшина евнухов Даниилу: боюсь я господина моего царя, который вам назначил пищу и питье, если он увидит лица ваши худощавее 9 , чем у юношей-сверстников ваших, то сделаете голову мою виновною пред царем. Дан. 1 :11. И сказал Даниил Амелсару 10 , которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу 11 : Дан. 1 :12. Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян 12 полевых и воду для питья. Дан. 1 :13. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими. Дан. 1 :14. И послушал их и испытывал их до десяти дней. Дан. 1 :15. По окончании же десяти дней, лица 13 их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Дан. 1 :16. Тогда 14 Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена. Дан. 1 :17. И четырем сим отрокам Господь даровал знание и понимание всякой книжной 15 мудрости, а Даниил разумел всякое видение и сны. Дан. 1 :18. И по окончании тех дней, в которые царь велел привести их, привел их старейшина евнухов к Навуходоносору. Дан. 1 :19. И беседовал с ними царь, и из всех их не нашлось подобных Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу, и они стали (служить) 16 пред царем. Дан. 1 :20. И во всяком слове мудрости и знания 17 , о которых спрашивал их царь, он нашел их в десять раз превосходнее 18 всех заклинателей и волхвов, бывших во всем царстве его. Дан. 1 :21. И был (там) 19 Даниил даже до первого года царя Кира. Глава 2 Дан. 2 :1. Во второй год царствования Навуходоносора, видел Навуходоносор сон 20 , и ужаснулся дух его, и сон его удалился 21 от него.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Дан. 11 :7. И возстанет отрасль 384 корня ея для утверждения его 385 , и придет в силу, и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них и укрепится, Дан. 11 :8. И богов их с идолами их, и все драгоценные сосуды их из серебра и золота с пленниками унесет в Египет, и он будет могущественнее царя северного. Дан. 11 :9. И войдет 386 в царство южного царя, но возвратится в свою землю. Дан. 11 :10. И сыновья его 387 соберут многочисленный и сильный народ, и войдет он 388 , шествуя и наводняя, и пройдет 389 , и остановится и (потом) даже до крепости 390 его дойдет 391 . Дан. 11 :11. И разсвирепеет 392 царь южный, и выйдет и будет воевать с царем северным, и выставит много народа и народ предастся 393 ему. Дан. 11 :12. И овладеет народом 394 и возгордится сердце его, низложит многия тысячи 395 , но не будет сильнее. Дан. 11 :13. И возвратится царь северный, и приведет многочисленный народ 396 более прежнего, и по окончании нескольких 397 лет 398 войдет быстро 399 с большою силою и великим богатством 400 . Дан. 11 :14. В те года многие возстанут против царя южного и мятежные 401 из сынов народа твоего поднимутся, чтобы исполнилось видение 402 , но изнемогут. Дан. 11 :15. И придет царь северный, и сделает насыпь 403 , и возьмет укрепленные города, силы же 404 царя южного не устоят, и возстанут отборные 405 его 406 , и не будет (у него) силы (противо) стоять. Дан. 11 :16. И поступит вступивший к нему 407 по воле своей, и никто не будет стоять против него, и он остановится в земле Сави 408 , и она погибнет от руки его. Дан. 11 :17. И вознамерится 409 войти с силою всего царства своего 410 и во всем справедливо 411 поступать с ним, и дочь жен отдаст ему на растление, но не состоится и не сбудется ему 412 . Дан. 11 :18. И обратит лице свое на острова и возьмет многие, и погубит князей позора своего 413 , но позор его возвратится на него 414 . Дан. 11 :19. И обратит лице свое на крепость земли своей 415 , и изнеможет, и падет, и не найдут 416 его. Дан. 11 :20. И возстанет от корня его царская отрасль 417 для утверждения его, возвышающая и совершающая славу царства 418 , но в те дни будет сокрушена не лицами и не войною 419 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Дан. 2 :2. И велел царь призвать заклинателей, и волхвов, и чародеев, и халдеев 22 , чтобы они разсказали царю сон 23 его. И они пришли и стали пред царем. Дан. 2 :3. И сказал им царь: я видел сон, и встревожился дух мой, чтобы узнать 24 его. Дан. 2 :4. И сказали халдеи по сирски царю: царь, во веки живи! ты разскажи сон рабам твоим, а мы объясним тебе 25 значение его. Дан. 2 :5. И сказал царь в ответ халдеям: слово 26 отступило от меня 27 , если же не разскажете мне сна: и значения его, то будете погублены и дома ваши будут разграблены. Дан. 2 :6. Если же сон и значение его разскажете мне, то подарки, награду и великую честь получите от меня, только сон и значение его разскажите мне. Дан. 2 :7. Они 28 во второй раз сказали в ответ: пусть царь разскажет сон рабам своим, а мы значение его объясним ему 29 . Дан. 2 :8. И сказал царь в ответ: по истине я знаю, что вы время (только) 30 отводите 31 , ибо видите, что слово отступило от меня 32 . Дан. 2 :9. Итак, если сна не разскажете мне, то я знаю, что вы совещаетесь ложное и пустое 33 слово сказать мне, пока минет время. Скажите мне сон мой, и я узнаю, что и значение его объясните мне. Дан. 2 :10. Снова халдеи сказали в ответ царю: нет человека на земле 34 , который мог бы слово царя открыть 35 посему никакой царь великий или князь не требовал такого слова ни от заклинателя, ни от волхва и халдея. Дан. 2 :11. Ибо слово, которого требует царь, трудно 36 , и никто иной не возвестит его царю, как только боги, которые не обитают ни с какою плотию 37 , Дан. 2 :12. Тогда царь в ярости и великом 38 гневе велел погубить всех мудрецов Вавилонских. Дан. 2 :13. И вышло повеление, и мудрецов стали избивать, и искали Даниила и друзей его, чтобы убить их 39 . Дан. 2 :14. Тогда Даниил предложил 40 мудрый совет 41 Ариоху 42 , начальнику царских телохранителей 43 , который вышел убивать мудрецов Вавилонских, Дан. 2 :15. И спросил его, говоря: „князь царя! о чем вышло это грозное 44 повеление от лица царя?“ И разсказал Ариох (все) дело Даниилу.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Дан. 3 :8. Тогда подошли некоторые 83 из Халдеев и наклеветали 84 на Иудеев. Дан. 3 :9. И 85 сказали Навуходоносору царю: царь, вовеки живи! Дан. 3 :10. Ты, царь, издал повеление, чтобы всякий человек, который услышит звук трубы, и свирели, и гуслей, самвики и арфы, и симфонии всякого рода музыкальных инструментов, Дан. 3 :11. И не падет и не поклонится золотому истукану, будет брошен в печь, огнем раскаленную. Дан. 3 :12. Но есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской, Седрах, Мисах и Авденого, которые 86 не послушали твоего, царь, повеления, и богам твоим не служат, и истукану золотому, который ты поставил, не покланяются. Дан. 3 :13. Тогда Навуходоносор в ярости и гневе велел привести Седраха, Мисаха и Авденого, и приведены они были к царю. Дан. 3 :14. И сказал им Навуходоносор: правда ли, Седрах, Мисах и Авденого, что вы богам моим не служите и золотому истукану, который я поставил, не кланяетесь? Дан. 3 :15. Отныне, если вы готовы 87 , то, как только услышите звук трубы, свирели, гуслей, самвики, арфы и симфонии всякого рода музыкальных инструментов, то падите и поклонитесь истукану золотому, который я сделал, если же не поклонитесь, то тотчас же брошены будете в печь, раскаленную огнем, и какой бог избавит вас от руки моей? Дан. 3 :16. И сказали в ответ Седрах, Мисах и Авденого царю Навуходоносору: нет нам нужды отвечать тебе на это слово. Дан. 3 :17. Ибо есть Бог наш на небесах, Которому мы служим, Он силен взять нас из печи, разскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит 88 нас. Дан. 3 :18. Если же не так 89 , то да будет известно тебе, царь, что богам твоим мы не служим и истукану золотому, сделанному тобою, мы не кланяемся 90 . Дан. 3 :19. Тогда Навуходоносор 91 исполнился ярости и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденого, и сказал: разожгите 92 печь в семь раз более, пока до конца не разожжется. Дан. 3 :20. И самым сильным мужам сказал: связавши 93 Седраха, Мисаха и Авденого, бросьте 94 в печь раскаленную огнем. Дан.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Что касается продолжительности болезни, то библейское определение ее – «семь времен» – понимается различно. Одни (Генгстенберг, Геферник, Кейль), исходя из того соображения, что семь – число полноты, и еврейское выражение «iddan» употребляется в книге пророка Даниила для обозначения времени вообще, – в смысле неопределенном ( Дан.2:8–9 ; Дан.3:5, 15 ), разумеют под «семью временами» период неопределенный, но вполне достаточный для вразумления и просвещения царя. Другие (Гитциг, Розенмюллер, Фюрст), ссылаясь на Дан.7:25 ; Дан.12:7, 11 , где выражение «время, времена и полувремя« определяется 1 290 или 1 260 днями, понимают «семь времен» в смысле семи лет. И, наконец, третьи (из древних отцов церкви Иоанн Златоуст и Ефрем Сириянин) принимают «семь времен» за 3,5 года. Подтверждением такого взгляда является свидетельство самого Навуходоносора о четырехлетнем перерыве в его царствовании. Дан.4:31 . По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, воз­вел глаза мои к небу, и ра­зу­м мой воз­вратил­ся ко мне; и благо­словил я Всевышнего, восхвалил и про­славил Присносущего, Которого владыче­с­т­во – владыче­с­т­во вечное, и Которого цар­с­т­во – в роды и роды. Дан.4:32 . И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он дей­с­т­ву­ет как в небесном во­ин­стве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы про­тивиться руке Его и ска­за­ть Ему: «что Ты сделал?» Дан.4:33 . В то время воз­вратил­ся ко мне ра­зу­м мой, и к славе царства моего воз­вратились ко мне сановитость и пре­жний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на цар­с­т­во мое, и величие мое еще более воз­высилось. Дан.4:34 . Ныне я, Навуходоносор, славлю, пре­воз­ношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истин­ны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо. По свидетельству медиков, ликантропия не является неизлечимой болезнью. Подобно другим формам умопомешательств, она может проходить, и больному может возвратиться рассудок. Это и случилось с Навуходоносором. Ему вернулся разум, внушивший мысль о неестественности и неуместности гордости. Убежденный личным опытом в справедливости откровения ( Дан.4:14 ), он прославил величие покаравшего его Всевышнего и исповедал ничтожество пред Ним человека. Но в настоящем случае, как и ранее, выражения религиозного чувства характеризуют Навуходоносора как язычника. Они напоминают его обращения к Меродаху, которого он называет «господом богов», «князем богов» и приписывает ему власть над всеми людьми. В указе проглядывает свойственное большинству языческих народов верование в верховное Божество, управляющее судьбами всех народов и царств. Если же при всем том язык указа очень напоминает, как замечают экзегеты, язык некоторых псалмов и книги пророка Исаии ( Дан.3:10 ; Дан.4:31 ср. с Пс.144:13 и Дан.4:32 ср. с Ис.40:17 ), то это явление объясняется, как думают, тем, что он составлен не без влияния пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.5:13 . Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из плен­ных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, при­вел из Иудеи? Дан.5:14 . Я слы­шал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и ра­зу­м, и высокая мудрость найдена в тебе. Дан.5:15 . Вот, при­ведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы про­читать это написан­ное и объяснить мне значе­ние его; но они не могли объяснить мне этого. Дан.5:16 . А о тебе я слы­шал, что ты можешь объяснять значе­ние и раз­решать узлы; итак, если можешь про­читать это написан­ное и объяснить мне значе­ние его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве. Валтасару была известна история царствования Навуходоносора, по крайней мере, история его болезни ( Дан.5:22 ; ср. ст. Дан.5:18–21 ), но Даниила он не знает ( «ты ли Даниил?») и о мудрости его слышит, по-видимому, в первый раз ( Дан.5:16 ; Дан.5:13 ). Причины этого заключаются, кажется, в начавшихся после смерти Навуходоносора дворцовых смутах в переворотах: его сын Евильмеродах, процарствовав два лишь года, был убит мужем своей сестры Нериглиссором; этот последний правил около 4 лет и был убит в войне с персами; его сын и преемник Лавосоардах процарствовал только 9 месяцев и был убит заговорщиками, в числе которых значился и Набонид, отец Валтасара. Неизбежная при подобных переворотах смена вельмож сказалась на Данииле удалением его из Вавилона: по крайней мере в третий год правления Валтасара он находится в Сузах ( Дан.8:1–2 ). Нет ничего удивительного, что при подобных обстоятельствах пророк не был известен Валтасару. Дан.5:17 . Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останут­ся у тебя, и по­чести отдай другому; а написан­ное я про­читаю царю и значе­ние объясню ему. Отказом от награды Даниил хотел сказать, что он, как пророк Господень, без всяких корыстных видов и расчетов будет изрекать истину, какова бы она ни была – приятна или неприятна для царя. Дан.5:18 . Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору цар­с­т­во­, величие, честь и славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По рассказу, напр., Геродота, мидийский царь Дейок запретил являться к себе своим подданным, скрывался от глаз народа для того, чтобы подданные, не видя его, признавали его высшим божественным существом. Право видеть лицо царя принадлежало только семи высшим сановникам. Исторически верен указ и во второй половине, – в осуждении ослушников на растерзание львам. Как видно из ассиро-вавилонских надписей, это был один из обычных в Ассирии и Вавилоне способов казни. Дан.6:8 . Итак утверди, царь, это определе­ние и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен. Дан.6:9 . Царь Дарий подписал указ и это по­веле­ние. При царском одобрении и утверждении указ получал силу обязательного закона, каковым характером отличались все мидо-персидские указы ( Дан.6:12, 15 ), несмотря на несправедливость и чудовищность некоторых из них ( Эсф.1:19 ; Эсф.8:8 ). Ввиду полной обычности проектируемого закона Дарий согласился с предложением своих приближенных. Дан.6:10 . Даниил же, узнав, что подписан такой указ, по­шел в дом свой; окна же в горнице его были открыты про­тив Иерусалима, и он три раз­а в день пре­кло­нял коле­ни, и молил­ся своему Богу, и славословил Его, как это делал он и пре­жде того. Расчеты врагов Даниила оправдались. Узнав содержание указа, он не оставил своего обычая трижды в день, может быть, утром, в полдень и вечером ( Пс.54:18 ), или же в 3, 6 и 9 часы, как часы богослужебных собраний в храме Иерусалимском ( Пс.140:2 ; Дан.9:21 ), молиться Богу по направлению к Иерусалиму. (Об этом обычае см. во Введении в отделе о подлинности книги). Дан.6:13 . Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из плен­ных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписан­ный, но три раз­а в день молит­ся сво­ими молитвами. Дан.6:14 . Царь, услы­шав это, сильно опечалил­ся и по­ложил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захожде­ния солнца усилен­но старал­ся избавить его. Дан.6:15 . Но те люди при­ступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определе­ние или по­становле­ние, утвержден­ное царем, не может быть изменено. Дан.6:16 . Тогда царь по­велел, и при­вели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизмен­но служишь, Он спасет тебя! В душе Дария, понявшего замыслы врагов Даниила, происходит борьба между чувством долга, обязывающим исполнить закон, и желанием спасти пророка. Последнее настолько сильно, что первоначально препобеждает первое: царь придумывает различные средства обойти утвержденный им самим указ ( Дан.6:14 ). Но в конце концов сознание необходимости быть верным закону берет перевес над расположением к Даниилу. Будучи не в силах спасти его, даже оказать какую-либо помощь, он живет лишь надеждой, что защитой пророка будет Бог, которому он служит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Согласно вопросу Навуходоносора ( Дан.2:26 ), Даниил сперва излагает содержание сна, а затем ( Дан.2:36 ) переходит к его объяснению. В качестве ответа на думы царя о том, что будет после него ( Дан.2:29 ), т. е. останется ли созданная им монархия вершительницею судеб мира или же уступит место другим империям, сновидение излагает историю смены четырех земных монархий и водворения на земле Царства Божия. Дан.2:37 . Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал цар­с­т­во­, власть, силу и славу, Дан.2:38 . и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и по­ставил тебя владыкою над всеми ими. Ты – это золотая голова! Относя символ золотой головы к Навуходоносору ( «ты – это золотая голова»), пророк разумеет в лице его всю вавилонскую монархию, на что указывают слова: «после тебя восстанет другое царство, ниже твоего» ( Дан.2:39 ). По указанию истории, это другое царство восстало не после Навуходоносора, а после всех его преемников по престолу, – сменило вавилонскую империю. В сновидении она олицетворяется в личности Навуходоносора, так как ему, «царю царей» (ср. Иез.26:7 ), всемирному завоевателю (ср. Иер.27:6 ; Иер.28:14 ), обязана своим существованием, могуществом, славой и всемирным характером. Как первая в преемственном ряду всемирных империй, вавилонская монархия изображается под видом головы; как отличавшаяся, особенно при Навуходоносоре, величием и блеском, она – золотая голова. Дан.2:39 . После тебя восстанет другое цар­с­т­во­, ниже твоего, и еще третье цар­с­т­во­, медное, которое будет владыче­с­т­во­вать над всею землею. Символический образ непосредственно следующего за вавилонским государством – две серебряных руки, сходящиеся в одной груди ( Дан.2:32 ), указывает одновременно и на его двухсоставность, и на его единство. Такова была мидо-персидская империя, единая и нераздельная ( Дан 8.20 ) при двух входящих в ее состав народностях. В качестве преемственно следующей за вавилонской она рассматривается и самим пророком Даниилом ( Дан.5:28 ). История мидо-персидского царства не отличалась свойственным вавилонской монархии величием и блеском, почему оно и называется «низшим ее». Третье в преемственном ряду царство, уступая двум первым по внешнему блеску (медное туловище истукана), значительно превзойдет их своим могуществом и силою: «будет владычествовать над всею землею». Подобным характером отличалось, по свидетельству 1 Маккавейской книги, царство греческое. Его основатель – Александр Македонский прошел до пределов земли, господствовал над областями, народами и властителями, заставил землю умолкнуть пред собою ( 1Мак.1:3–4 ). Сменившим мидо-персидскую монархию царство греческое считается и у пророка Даниила ( Дан.8:8–7, 20–21 ) и в 1 кн. Маккавейской ( 1Мак.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010