1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все произошло через Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете, дабы все уверовали через него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете. 9 Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был и мир произошел через Него, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. 13 Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем, и восклицая говорит: Сей был тот, о котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать. 17 Ибо закон дан через Моисея; Благодать же и истина произошла через Иисуса Христа. Объясните Евангелие. Ст.1–5. В начале было Слово… не объяла. В начале, т.е. от вечности. Слово – это Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы. Сын Божий называется Словом, потому что Он рождается от Бога Отца также невидимо и непостижимо, как рождаются наши слова от нашего ума. В нем была жизнь – в Боге Сыне содержится жизнь всего существующего: так как сказано, Им сотворено и существует все. И жизнь была светом человеков. Сын Божий для людей есть не только жизнь, т.е. существование на земле, но и свет, т.е. духовная жизнь по данной Им людям вере и закону, и вечное спасение на небо. Люди согрешили и лишились рая; Сын Божий принял на Себя грехи человеческие и даровал им право снова входить в рай, лишь бы веровали в Него и сохраняли закон Его. Тьма, это – состояние человека, грехом удалившегося от Бога и потерявшегося познание о Боге и Его законе и творившего злые дела. Хотя Бог дал людям веру и закон для спасения, но не все они приняли и сохранили сию веру и закон. Такое состояние людей и названо здесь тьмой. Свет во тьме светится, тьма не объяла его, это значит: хотя и не все люди приняли и сохранили веру и закон Божий; однако были и принявшие и сохранившие. Таков был избранный самим Богом Еврейский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

4–5. Осветиша молния Его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Так как Господь, как грозный Царь и Судия, на своем грозовом облаке является во всех странах, то и молнии, исходящие из этого облака, освещают всю вселенную: земля или все население всех стран земли видит блеск этих молний и движемся, точнее – трепещет в чувстве благоговейного страха пред своим Всевышним Судией, ибо Он сими молниями попаляет всех врагов своих (ст. 3). – Гроза сопровождается проливным дождем. И вот – горы тают как воск, т. е. быстро размываются напором волн бурного наводнения и легко разрушаются, как бы тают от огня молний... Так все покорно Царю-Господу, так все трепещет пред Ним, как Владыкой всей земли! 6–7. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолах своих: поклонитеся Ему, вси ангели Его. Когда Господь, как Царь вселенной, является в небесах, то небеса возвещают правду Его, ибо Он действием стихий совершает свой праведный суд над всей землей: действием огня – молнии. Он попаляет своих врагов, а сильным дождем обильно орошаете поля и пастбища и тем даст жизнь всему населению земли ( Пс.67:9–11 ). – И так все народы видят славу Его, – видят величие царской власти Господа – и Его могуществе, правде и благости. Но если таков Бог Израиля, истинный Бог, то – да постыдятся все и цари и народы, служащие истуканам, хвалящееся идолами, именно – все народы языческого мира, у которых были древние храмы, а в них и знаменитые в своем роде идолы, особенно – в Египте, Ассирии и Вавилонии. Такими богами – идолами дерзко хвалились Раисак, полководец царя Асирийского, Навуходоносор и др. ( Ис.36:13–20 ; Дан.3:14–15 и др.). – Поклонишеся Ему, вси ангела Его, – Богу, как Царю вселенной, должны поклониться, и тем выразить свою покорность, не только все люди, но и все видимые и невидимые небесные силы, как стихии. кои обоготворялись язычниками, так, и весь сонм горних духов – ангелов, – все, служащие цветниками Его воли и исполнителями Его власти их повелений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

6) Но настанет некогда время, когда мир как бы одряхлеет, и человечество вступит в состояние как бы старости с её немощностью и недугами, так что в человечестве уже не найдётся достаточного количества сил и бодрости для успешной борьбы с ними, для самоисцеления и восстановления к жизни, и таким образом кончится бытие человечества в теперешнем его виде. 7) Конец мира и человеческого рода наступит тогда, когда и пшеница и плевелы довершат своё развитие, достигнут полного роста и окончательной зрелости. 8) Зрелость всей пшеницы и довершение полноты царства Божьего на земле обнаружатся тогда в том, что проповедано будет Евангелие царствия по вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф. 24:14 ), что в Церковь Христову войдёт полное число язычников ( Рим. 11:25 ) привьются к своей маслине, т. е. ко Христу, будут помилованы, и таким образом весь Израиль спасётся ( Рим. 11 глава), что хотя из множества званных мало будет избранных, но зато эти последние будут гореть столь пламенной любовью к Богу и к людям, обнаружат такое полное пренебрежение к благам земной жизни, достигнут такой необыкновенной высоты развития духовной жизни и святости, проявят столь поразительные подвиги самоотвержения и преданности Христу и Церкви и такую несокрушимую веру в Бога и вечную жизнь, что не поддадутся никаким сатанинским обольщениям, не устрашатся никаких угроз и лишений, не изнемогут ни от каких мучений и, подобно мученикам первых веков христианства, будут безбоязненно и с радостью умирать за исповедание имени Бога и Христа ( Мф. 24 глава; 2Сол. 2 глава; Откровение 12, 13 и 20 главы; Дан. 7, 8, 11 и 12 главы). 9) Необыкновенно сильный рост и широкое распространение зла в последние времена проявятся в глубоком и широко распространённом нравственном растлении и чрезвычайном религиозном упадке человеческого рода, или в отступлении. 10) В частности, тогда люди будут беспечны и преданы исключительно удовольствиям чувственной жизни до забвения о жизни загробной, будут заражены всякими пороками, и беззаконие между ними умножится, а любовь охладеет, так что народы будут ожесточённо воевать друг против друга, и самые близкие родные убивать друг друга; тогда явится много лжепророков и лжехристов, и они многих прельстят, т. е. среди людей распространится лжеверие; а истинная вера в Бога и во Христа и исповедники её будут ненавидимы, гонимы и уничтожаемы; привязанность к плотской жизни, нравственная распущенность и лжеверие доведут многих людей до забвения религии и до положительного отрицания Бога и вечной жизни, до материализма и атеизма. В довершение зла постигнут человечество великие бедствия, которые будут частью следствием великого религиозно-нравственного упадка людей, частью наказанием за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Видел он Отца, – пишет святитель Кирилл Александрийский, – явившегося как бы в старческом возрасте, покрытого седыми волосами и блистающего одеждами, подобными снегу: и книги, – сказано, – отверзошася, и судище седе, и видех, и се на облацех небесных, яко Сын человеч идый бяше и даже до Ветхаго деньми дойде и пред него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство (Дан. 7:10, 13-14). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, тогда и Отец раскрыл книги, перестал судить повинных греху и предоставил, наконец, людям мужественным быть внесенными в перепись, зачисляться в небесные лики и содержаться в памяти Божией» кн. 1, с. 236]. Видение Ветхого днями является основанием неканонической иконографии Новозаветной Троицы, где Бог Отец представлен именно в виде Старца. Почему «неканонической»? Заметим, что антирелигиозные карикатуры брали за основу именно это изображение. Между тем, пророк не говорит, что видел старого человека, не разъясняет того, как именно Он выглядел, кроме одежды и волос. Это видение Бога Отца показывает Его вечность и нерожденность. Но видение Бога в человеческом облике всегда нас отсылает к Сыну Божию воплотившемуся. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Все ветхозаветные теофании были явлениями Сына, поэтому и здесь мы можем разуметь это видение как указание на Сына Божия в Его уничижении по воплощении, и Его предвечной славе как Бога. И вот Даниил подходит к одному из предстоящих и вопрошает его, и тот говорит, что эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли, потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством во век и во веки веков. Итак, как я уже сказал, историческое объяснение именно такое, что под этими святыми, которые будут владеть царством, понимаются Маккавеи и их потомки, но понятно, что это видение носит одновременно характер апокалиптический. Когда мы говорили о Маккавейских книгах, то говорили, что Антиох есть некий прообраз Антихриста, поскольку гонение, которое воздвиг Антиох, есть классический прообраз всех последующих гонений, что все гонения на церковь от первых и до последних были построены по одному и тому же сценарию. Однако поскольку книги Маккавйские – неканонические, говорить о прообразах там некорректно. Прообразовательная связь Антиоха и антихриста устанавливается на основании богодухновенной книги пророка Даниила. Картина вечного владычества и неразрушимого царства никак не может быть приложена ни к Иуде Маккавею, ни к его потомкам.

http://sedmitza.ru/lib/text/431576/

Глава II. Прообраз, образ, истина, – закон, благодать, слава. Человек создан бессмертным. – Смерть введена для истребления греха. Это сказано мною для примера в доказательство того, что Иудеи, считая данное им образом уже прошедшего, лишились надежды будущих благ, не хотевши признать ни предвещательных прообразов образов, ни самих образов истины. Между тем закон есть прообраз и тень образа, т.е. Евангелия, а Евангелие – образ самой истины. Ибо древние и закон пророчески предвозвестили нам свойства Церкви, а Церковь свойства новых веков. Посему мы, приняв Христа, который сказал: «Я есмь истина» ( Ин.14:6 ), убеждены, что тени и прообразы уже прекратились, и спешим к истине, возвещая действительные образы ее. Ибо мы еще «знаем отчасти и как бы сквозь тусклое стекло», потому что еще не настало для нас совершенное (т.е. царство небесное и воскресение), «когда то, что отчасти, прекратится» ( 1Кор.13:10, 12 ). Тогда крепко поставятся скинии всех нас, когда, по соединении и срашении костей с плотью, тело воскреснет. Тогда по истине мы будем праздновать день радости пред Господом, когда получим новые скинии, которые уже не умрут или не разрушатся «в прах земли» ( Дан.12:2 ). Наша скиния и прежде была неразрушающеюся, но от преступления поколебалась и пала, а Бог разрушает грех смертью , чтобы грешный человек, будучи бессмертным с живущим в нем грехом, не остался вечно осужденным. Посему он и подвергся смерти, не будучи смертным или тленным, и душа отделяется от плоти, чтобы чрез смерть умерщвлялся грех, который уже не может жить в умершем. Итак, по смерти и истреблении греха, я опять восстаю бессмертною и воспеваю Бога, спасающего чрез смерть детей (своих) от смерти, и законно праздную в честь Его, украсив свою скинию – плоть – добрыми делами, как (Евангельские) девы – пятью горящими светильниками ( Мф.25:7 ). Глава III. Каким образом каждый должен приготовляться к будущему воскресению? На испытание в первый день воскресения приношу ли я заповеданное, украшена ли я плодами добродетели, осенена ли ветвями девства? Представь, что воскресение есть устроение кущи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

«Господь, – говорит святой Исидор Пелусиот , – удалил этого книжника от сопребывания с Собой, чтобы его упорство в злонравии не сделалось причиной соблазна для верующих, чтобы они, смотря на этого человека, не стали осуждать Владычную силу и обвинять в немощи, как невозмогшую обратить его к добродетели». «Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысли к Нему приходивших». Блаженный Феофилакт и Евфимий Зигабен дают еще такой смысл словам Господа: «лукавые демоны страстей живут в тебе, имеют в тебе, в твоем сердце, норы и гнезда; поэтому Я не нахожу и самого краткого пребывания в душе твоей». Здесь в первый раз в Евангелии встречается смиренное имя – «Сын Человеческий», как любил называть Себя Христос Спаситель. Сын Человеческий значит то же, что человек вообще. А Евреям это смиренное имя напоминало видение пророка Даниила: пророк видел, как «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). Ясно, что тут пророк изображает Христа Спасителя, о Котором и апостол говорит, что Он, «будучи образом Божиим, сделался подобным человекам и по виду стал как человек» ( Флп. 2:6–7 ), кроме греха. Христос Спаситель именуется Сыном Божиим потому, что Он – един с Богом Отцом по Своему Божеству; Он же именуется Сыном Человеческим потому, что Он – един с нами по человечеству. Он любил называть Себя Сыном Человеческим потому, что любил людей как братьев; этим наименованием Он желал показать Свою особенную близость к людям, родство с ними по природе человеческой. Как трогательно для сердца верующего это смиренное Его к нам снисхождение! Не потому ли и стремились к Нему так простые, добрые сердца даже тех, которые еще не могли сразу порвать земные привязанности? Вот святой евангелист приводит пример такой колеблющейся доброй души:  ДРУГОЙ ЖЕ ИЗ УЧЕНИКОВ ЕГО  (уже бывший отчасти учеником Его)  СКАЗАЛ ЕМУ: ГОСПОДИ! ПОЗВОЛЬ МНЕ ПРЕЖДЕ , чем сделаюсь постоянным, неотлучным учеником Твоим, ПОЙТИ И ПОХОРОНИТЬ ОТЦА МОЕГО , исполнить священную обязанность сына – отдать последний долг отцу. «Видишь ли различие? – говорит святитель Златоуст. – Тот безстыдно говорит: «пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел», а этот, даже и спрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: «позволь мне». Впрочем, Христос не позволил и этого:  НО ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: ИДИ ЗА МНОЮ ,  И ПРЕДОСТАВЬ МЕРТВЫМ  душой, т.е. оставь тех, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, которые не разумеют его, не веруют в Меня, и потому мертвы по грехам своим, – предоставь им  ПОГРЕБАТЬ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ , т.е. телесно умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

( Ис.47:12–14 ). Здесь мы имеем прямое указание на бессильность всех видов волшебства перед волей и силой Божией и на неминуемую кару, постигающую тех, кто занимается магией и А или прибегает к помощи оккультистов. При столкновении магов и волхвов с пророками и другими духоносными мужами сыны тьмы неизменно терпят поражение. Так, в книге Исход (7–9) мы читаем о том, как волхвы и чародеи противясь Моисею, творили чудеса многие перед фараоном при помощи колдовских чар, но не смогли противостоять силе Божией и в конце концов вынуждены были признать свое поражение от пророка Моисея. В книге Бытия  повествуется о торжестве праведного Иосифа над волхвами и мудрецами египетскими, не возмогшими при всем своем магическом искусстве верно истолковать сон фараону. Пророк Даниил также многократно посрамляет халдейских мудрецов и магов ( Дан.2–4, 5 ). Astrology — pseudoscience, this article focuses on exposing false ideas.бъяchяemcя тем, что свои чудеса и пророчества сыны света совершают всегда силой Божией, Духом Святым; противящиеся же им волхвы, маги, астрологи, используя искусство волшебства, действуют силой демонической и естественно терпят поражение, противодействуя Богу.В Новом Завете мы видим такое же непримиримое отношение ко всем видам чародейства, как и в Ветхом и такую же постоянную победу сил Божиих при столкновении с чародейством. Так, апостол Павел изгоняет духа прорицательного из служанки, предрекавшей будущее ( Деян.16:18 ), хотя казалось бы она возвещала правду, следуя за апостолами и говоря, что те . Но апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к демонам, даже пусть иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно желание вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить. Тот же апостол Павел наказывает слепотой Елиму — волхва, противящегося евангельской проповеди и старающегося отвратить людей от истинной веры ( Деян.13:8 -II). И наконец, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под действием апостольской проповеди ( Деян.19:19 ). Таким образом они отреклись от связи с демонами и засвидетельствовали несовместимость веры во Христа и чернокнижие.

http://sueverie.net/pravoslavie-i-astrol...

Образование прихода относится ко времени обращения в христианство терских лопарей, сначала иноками Соловецкого монастыря, имевшего вотчины в здешних землях, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход второй после Кандалакшского, образованный для крещеных терских лопарей. По их просьбе около 1532 г. из Новгорода была отправлена миссия, построившая на р. Поной первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. А в 1575 г. некоему старцу Феогносту Новгородским архиереем была дана грамота, в которой благословлялось восстановить церковь и крестить лопарей, не успевших еще креститься. В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиева монастыря, а с XVII в. она перешла к Кольскому Печенгскому монастырю, село стало его вотчиной. Первая приходская церковь находилась не в с. Поной (которого в те времена, видимо, еще не было, т.к. в 1810 г. в нем было только 7 дворов), а в 110 верстах от него и в 10 верстах от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находилось красивое место, называвшееся " церковным старинным местом " . Из некоторых документов церковного архива (указ архиепископа Варнавы от 13.1.1710 о взимании пени за браки) видно было, что уже в начале XVIII в. приходская церковь находилась в с. Поной. В первой половине XVIII в. она оставалась в ведении Кольского Печенгского монастыря, о чем свидетельствовал указ того же архиепископа Варнавы от 14.9.1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу ДК от 16.6.1778 за опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова " с прихожанами " , что, видимо, означает, что к тому времени с. Поной с храмом вышли из под ведения монастыря. Приписные церкви: 1) в летнем Лумбовском погосте (100 верст от Поноя зимой и 150 верст летом), в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1883 г. прихожанином Кузоменского прихода Кольского уезда Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Александра II. В 1887 г. на средства местного лопаря Ивана Ивановича Денисова церковь и колокольня были обшиты тесом, окрашены, устроена церковная ограда. 2) в Сосновском погосте (90 верст от Поноя), во имя Алексия, человека Божия, тёплая, деревянная; построена на средства выше упомянутого А.П. Заборщикова (по другим источникам - на средства местных лопарей) в память чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 г. от опасности во время крушения поезда; освящена 24 января 1891 г.; 3) во имя свт. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена в 1891 г. на средства того же А.П. Заборщикова, часто жившего здесь по своим делам, освящена 6 февраля 1892 г.

http://sobory.ru/article/?object=60838

Осенью 374 г. умер Медиоланский еп. Авксентий, сторонник арианства, что повлекло за собой острую борьбу между православными и арианами за епископскую кафедру. В городе начались беспорядки, и Амвросий для их пресечения вынужден был лично явиться в собор, где происходили выборы нового епископа. Вот как описывает избрание Амвросия Руфин Аквилейский в своей «Церковной истории» (2. 11) почти через 30 лет после этого события: «Когда он увидел, что городу угрожает погибель, в соответствии с положением своим и должностью желая устранить разногласия народа, он немедленно отправился в церковь . И когда он там много говорил в соответствии с законом и народной традицией ради установления покоя и мира, неожиданно поднялся крик и единый голос сражающегося между собой и спорящего народа. Жаждавшие видеть Амвросия епископом призывали немедленно крестить его (ведь он был оглашенным) и поставить над ними епископом. Народ будет единым и единой вера, только если Амвросий будет дан им священником» 12 . Горожане отправили императору прошение о разрешении поставить Амвросия епископом 13 . Амвросий пытался избежать избрания и скрылся в имении своего друга Леонтия неподалеку от Медиолана 14 . Тем временем пришел императорский указ, одобряющий избрание Амвросия. Вскоре он был крещен православным епископом Лимением Верчелльским и, пройдя все церковные должности в течение семи дней, на восьмой день был рукоположен во епископа Медиоланского 15 . Как считается, это знаменательное событие произошло 7 декабря 374 г. 16 На хиротонии святителя присутствовал сам император Валентиниан I 17 . Будучи не слишком сведущ в вопросах богословия, Амвросий начал усердно изучать Священное Писание и труды христианских богословов, в чем ему помогал его давний знакомый священник Симплициан 18 , его будущий преемник по кафедре, с которым он часто советовался по богословским вопросам 19 . Призванный учить других, Амвросий сам поначалу должен был учиться 20 , но вскоре достиг больших успехов и впоследствии стал одним из крупнейших экзегетов и церковных проповедников на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Тем не менее представляется, что эта зависимость не такая прямолинейная, какой ее пытался изобразить ряд ученых, начиная с Г. Коха 2 и Й. Штигльмайра 3 , что особо очевидно в свете изысканий других, более современных ученых. В середине XX в. И. ШелдонВильямс доказывал зависимость не столько от Прокла, сколько от Ямвлиха 4 , Л. Грондий – от позднейших по отношению к Проклу неоплатоников 5 , Р. Хатавей – от Дамаския 6 . При этом западные ученые C. Герш 7 и П. Рорем 8 пришли к заключению, что автор «Ареопагитик» оригинально переосмысливал неоплатонические интуиции в традиционном для христианской мысли направлении, а А. Д. Саффрей 9 одним из первых стал говорить не о зависимости, а об объективных связях между неоплатонической философией и сочинениями Ареопагита 10 . Хотя выводы А. Д. Саффре должны быть учтены православными исследователями, общий его взгляд на «Ареопагитики» как на первое сочинение, где православное богословие становится наукой только благодаря влиянию «научной» теологии неоплатоника Прокла, представляется далеко не бесспорным 11 . Из поля зрения ученого выпала самая существенная характеристика памятника – органическая включенность в церковную традицию основных излагающихся в нем тем и идей, а именно: идеи иерархичности мира 12 , учения об иерархии небесной и церковной, а также самой главной идеи иерархического посредства. 1. Предшествующая библейская и патристическая традиция Истоки идеи иерархического посредства восходят к ветхозаветному учению об ангелах-посредниках, появлявшихся в самые важные моменты истории богоизбранного народа. По словам Климента Александрийского , «главным образом в присутствии ангелов были заключены заветы при Адаме, Ное, Аврааме и Моисее» 13 . Мысль о посредничестве ангелов, утвердившаяся в древнеиудейской традиции, апокалиптической литературе 14 и у апостола Павла (Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через ангелов, рукою посредника 15 ), не раз трактовалась ранними александрийскими экзегетами, всегда применительно к Ветхому Завету. Автор «Ареопагитик» учит о посредстве не только одного ангельского чина, но нескольких чинов, которое засвидетельствовано как в Ветхом Завете, так и в Новом. В христианской письменности более раннего периода можно найти отдельные прецеденты для подобного подхода. Так, тот же Климент Александрийский писал в «Строматах» о том, что «через ангелов Божественная сила дарует блага как видимых, так и невидимых» 16 . Весьма яркое свидетельство об иерархическом посредстве, выходящем за пределы ветхозаветных теофаний, содержится у свт. Григория Богослова , который в одном из своих стихотворений писал об ангелах как проводниках Божественного света:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010