Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Час мира ( [халалакан жам]), совершаемый после заката, посвящен Св. Духу, а также воспоминанию Христова сошествия во ад. Час мира и час покоя, составлявшие первоначально одно целое, соответствуют визант. повечерию . В последование часа мира входят: стихи псалмов 33 (1-7) и 119 (1-3; в нек-рых рукописях опущены); «канон» Псалтири и стихи 87-го псалма (1-2); 6 псалмов (4, 6, 12, 16, 42, 69) (все они, кроме 16-го и 42-го, входят и в визант. великое повечерие) и стихи 85-го псалма (16-17), молитва, в состав к-рой входят стихи из Книги пророка Исаии «С нами Бог...» (также поются на визант. великом повечерии), псалом 26, неск. прошений и молитв. Час покоя ((?) [нангстеан жам]). Обращен к Богу Отцу. Должен совершаться перед отходом ко сну. Служба начинается со стихов 42-го псалма (3-5), после прошений следуют стихи 118-го псалма (41-56, 113-120, 169-176); псалмы 90, 122 (входят и в состав визант. великого повечерия) и 53; песнь вавилонских отроков (Дан 3. 29-34); песнь Симеона Богоприимца; стихи псалмов (Пс 141. 7; 85. 16-17; 137. 7-8); песнь Богородицы; молитва «Призри, Господи...» (та же, что на ночном часе); неск. молитв и ряд диаконских прошений. Более поздним добавлением к службе являются гимны Григора Нарекаци «Приими благосклонно, Господи Боже Всемогущий...» или «Сын Бога Живого, благословляемый всеми...» (Книга скорбных песнопений. Гл. 12 (3); 41 (1)), а также неск. молитв, одна из к-рых («Господи, Боже наш, даруй мир Твой всему миру...») иногда помещается в конце вечернего часа. Совр. порядок суточных служб Тафт говорит о 7 арм. службах в совр. практике (вероятно, имея в виду практику арм. К-польского Патриархата - Taft. Liturgy of the Hours. P. 220), при этом ночной и утренний часы считаются отдельно, между часом восхода и вечерним часом совершается только полуденный час, а 3, 6 и 9-й часы отсутствуют (ср. замену малых часов одним дневным часом в католич. Novus Ordo и опущение часов между утреней и литургией в совр. греч. богослужении). В наст. время на приходах утром служат ночной и утренний часы, а вечером - вечерний час (последний, согласно Тафту, как правило, только под воскресенье).

http://pravenc.ru/text/76130.html

Иероним (cf. Epist. 83–85), по просьбе друга своего Паммахия, противопоставил переводу Руфина свой перевод, который, по его словам, отличался буквальной верностью подлинному тексту. К сожалению, этот перевод разделил участь оригинала: от него сохранилось только несколько отрывков в послании Иеронима к Авиту [(Epist. 124)]. При таком положении дела на многие вопросы, которые вызывает произведение Оригена «О началах», нельзя дать определенных ответов. В Александрии в царствование Александра Севера (222–235 гг.) Ориген , по свидетельству Евсевия (Hist. eccl. VI, 24.3), написал десять книг под заглавием «Строматы» 755   (τους πιγγραμμνους Στρματος, οντς τον ριθμδν δκα). От них сохранились только незначительные фрагменты (PG 11. Col. 99–108), в последнее время пополненные несколькими схолиями на 1 Кор., Рим. и Иак. из афонской рукописи. По этим остаткам трудно даже судить о содержании произведения. В этом отношении представляется ценным замечание Иеронима, что Ориген в «Строматах» «сравнивал христианское учение с воззрениями философов и все догматы нашей религии старался обосновать из Платона, Аристотеля, Нумения и Корнута» (Epist. 70, ad Magnum, cap. 4; cf. Epist. 84, ad Pammachium, cap. 3). Может быть, к «Строматам» относились упомянутые Евсевием (Hist. eccl. VI, 18.3) извлечения из языческих философов и критические замечания к ним. Иероним помещает Stromatum libros X в числе экзегетических произведений Оригена [(Hieron., Epist. 33)]. По его словам, в девятой книге речь шла о Дан. 4: 5 слл. (Comment, in Daniel, ad 4.5 в десятой книге – о семидесяти седьминах: Дан. 9: 24 слл. (Comment, in Daniel, ad 9.24), равно как De Susannae et Belis fabulis (Comment, in Daniel, ad 13.1). Значительная часть десятой книги заключала схолии на Послание ап. Павла к галатам (Comment, in Gal. Prol.; cf. ad 5.13 [lib. III]). Эти указания Иеронима находят подтверждение в цитатах из «Стромат» в афонской рукописи. Здесь четыре цитаты из четвертой книги «Стромат», все относятся к Первому посланию к коринфянам; две цитаты из третьей книги «Стромат» изъясняют место из Послания к римлянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Наглядно число канонических книг и разделение их видны из следующей таблицы:   Еврейская Библия   I. Закон («Тора»)   1. Бытые 2. Исход 3. Левит 4. Числа 5. Второзаконие   главные или раннейшие («Ризоним»)   6. Иисус Навин 7. Судей и Руфь 155 8. 1 и 2 книги Самуила 9. 1 и 2 книги Царств   II. Пророки («Невиим»)   позднейшие(«Ахароним»)   великие пророки 10. Исайя 11. Иеремия. Кн… Плач. 155     малые пророки 13. Осия Иоиль Амос Авдий Иона Михей Наум Аввакум Софония Аггей Захария Малахия   III. Писания («Кетувим»)   14. Псалмы 15. Притчи Соломона 16. Иов 17. Песнь Песней 18. Екклесиаст 19. Есфирь 20. Даниил 21. Ездра и Неемия 22.1и2 Паралипоменон             Греческая, славянская, русская Библия   I. Закопоположительные   1. Бытие 2. Исход 3. Левит 4. Числа 5. Второзаконие   II. Исторические   6. Иисус Навин 7. Судей и Руфь 8. 1 и 2 Царств 9. 3 и 4 Царств 10. 1 и 2 Паралипоменон 11. Ездры и Неемии 12. Есфирь   III. Учительные   13. Иов 14. Псалтирь 15. Притчи Соломона 16. Екклесиаст 17. Песнь Песней   IV. Пророческие   18. Исайя 19. Иеремия 20. Иезекииль 21. Даниил 22. 12 малых пророков   Остальные книги считаются неканоническими. Таковы: исторические — Вторая Ездры, Товит, Иудифь, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские; учительные — книги Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова; пророческие Послание Иеремии, Варух и Третья Ездры. Кроме того, неканоническими считаются следующие отделы в канонических книгах: псалом 151, молитва Манассии (в конце Второй книги Паралипоменон); 3, 25–95; главы 13 и 14 книги пророка Даниила и 1, 1; 3, 13; 4, 17; 5, 1–2; 8,12; 10, 3 книги Есфирь, то есть стихи, которых нет в еврейском тексте. Неканонические книги, хотя составляют часть Свящ. Писания, то есть включаются в список богодухновенных книг, однако не богодухновенны. Правилом 85 святых апостолов они помещаются среди «чтимых и святых». Св. Афанасий Великий говорит про них, что их «установлено отцами читать вновь приходящим и желающим огласиться словом благочестия» 156 . Такое отношение к ним Церкви осталось и по сию пору. Из них бывают обычно чтения (паремии) за великой вечерней, именно: из Премудрости Соломона, гл. 2–5, 10 и книги пророка Варуха, гл. 3–4; песнь отроков (Дан. 3, 24–90) ежедневно воспевается на утрени и служит канвой для всего разнообразия песней седьмой и восьмой канонов; молитва царя Манассии (2 Пар. 36) читается на великом повечерии и т. д. Итак, если неканонические книги годны для назидания верующих в Церкви, то отпадает вопрос о полезности их домашнего употребления. Презирать их нельзя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

В более поздних редакциях Иерусалимского устава оформилась система из 3 памятей: в неделю 7-ю по Пасхе, в октябре и в июле. В таком виде память Вселенских Соборов празднуется и согласно совр. печатному Типикону. Память 6 Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе. Согласно Типикону Великой ц., в день памяти 6 В. С. совершается праздничная служба. В субботу на вечерне читаются 3 паремии: Быт 14. 14-20, Втор 1. 8-17, Втор 10. 14-21. В конце вечерни поется со стихами Пс 43 тропарь плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа: Υπερδεδοξασμνος ε, Χριστ Θες μν, φωστρας π γς τος πατρας μν θεμελισας (                      ). После вечерни совершается паннихис (παννυχς). На утрене на Пс 50 поются 2 тропаря: тот же, что и на вечерне, и 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ). После утрени читаются «провозглашения святых Соборов». На литургии чтения: прокимен Дан 3. 26, Деян 20. 16-18a, 28-36, аллилуиарий со стихом из Пс 43, Ин 17. 1-13, причастен - Пс 32. 1. В студийских и иерусалимских Типиконах разных редакций, включая совр. печатные издания, система чтений в неделю 7-ю по Пасхе не претерпела значительных изменений сравнительно с Типиконом Великой ц. За богослужением поются 3 гимнографических последования - воскресное, попразднства Вознесения Господня, св. отцов (в Евергетидском Типиконе последование попразднства представлено только частично - самогласны и тропарь; на утрене каноны воскресные и св. отцов). По Студийско-Алексиевскому, Евергетидскому и всем иерусалимским Типиконам, на литургии поются изобразительны, на блаженнах - воскресные тропари и тропари из утреннего канона св. отцов (песнь 3-я по Студийско-Алексиевскому, 1-я - по Евергетидскому Типикону); в южноиталийских Типиконах указывается пение блаженн с тропарями (из канона) св. отцов, затем - вседневные антифоны, припевом к 3-му антифону служит тропарь св. отцов Υπερδεδοξασμνος ε (    ). Согласно совр. греч. приходскому Типикону ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 85, 386-387), в неделю 7-ю отмечается память I Вселенского Собора; всенощное бдение не совершается.

http://pravenc.ru/text/155488.html

CAESARIUS HEISTERBACENSIS, Dist. VIII, с. 10. 80 Exordium maqnum, Dist. IV, с, 5, (Herberti, De miraculis, lib. 1, cap. 23, - MIGNE, t. 185, col. 1200. 81 Ibid., с. 11. 82 CAESARIUS HEISTERBACENSIS, Dist. VIII, c. 20. 83 Ibid., c. 17. 84 Exordium magnum, Dist. III, c. 16. 85 Ibid., Dist. IV, c. 1. Ср. выше стр. 13. 86 Это, по-видимому, излюбленный мотив многих видений. Ср. рассказ из Exordium maqnum, (dist. III, c. 16), цитированный выше, и там же кн. III, гл. 9 и 10. 87 С этим западными средневековыми созерцаниями и описаниями мук Христовых можно сопоставить и сходные произведения Восточной Церкви. В частности, Русская Церковь имеет, напр., в " Благодарственном страстей Христовых воспоминании " СВ. ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО, произведение необычайной пластичности и яркости и, вместе с тем, и большой религиозной силы (помещено в 1-ом томе киевского издания " Сочинений св. Димитрия Ростовского " , 1895 г., стр. 226). 88 Первый известный нам " Плач Богородицы " содержится в одной из греческих редакций новозаветного апокрифа " Деяния Пилата " (Acta Pilati, 1, 3), написанного не позднее начала 5 века, с. XI, 5, TISCHENDORF, Evanqelia apocrypha, erste Ausgabe 1853; zweite Ausg. 1876, p. 287. Cft. S. WECHSLER: Die romanischen Marienfdaqen, p. 8. 89 Briqittae Revelationes, lib. 1, cap. 10. 90 Meditationes vitae Christi, c. 78. 91  Ibid., c. 81. 92  Liber de passione Christi et doloiibus et planctibus Matris ejus, (приписывалось Бернарду Клервоскому - MIGNE, t. 182, col. 1139). Ярко изображает нам плач Богоматери и великий германский мистик SEUSE. (См. изд. DIEDERICH " s, torn II, стр. 65 сл., 205 сл., 107, 109). 93 См. об этом E. MALE: L " Art reliqieux de la fin du Moyen Aqe en France, 1908, ch. I et II. 94 Греческий текст у MIGNE, Parroloqia, Series qraeca, t. 105, col. 1372-74. 95 см. DR. ANT. SCHONBACH: Uber die Marienidaqen, 1874, p. 3-4. 96 Il laudario dei battuti di Modena (Beihefte zur Zeitschrift für romanische Philologie, Heft 20, 1909 - гимны 37, 38; ср. еще гимны 36 и 41). Обзор ряда других итал. гимнов, посвященных " плачу " Богоматери, дан у WECHSSLER, 1. с., стр. 30 сл. У него же обзор и других романских и латинских средневековых плачей Богоматери. Ср. также W. MUSSHACKE, Altprovenzalische Marienklage d. 13 Jabrhunderts, Romanische Bibliothek 3, Halle, 1890. Об итальянских средневековых гимнах в связи с религиозными движениями 13 века см., напр., D " ANCONA, 1. с. 1, 106; THODE: Franz von Assisi und die Anfänqe der Kultur d. Renaissance in Italien, 1885, p. 37; GASPARY: Gesch. d. ital. Literatm, I, 141; О флагеллантах см., напр., Л. П. КАРСАВИН: " Очерки " , 1912. 97

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

1862. См.: Песн.8:2. и след. 1863. См.: Быт.3:17. 1864. См.: 1Кор.3:2. 1865. См.: Ин.1:18. 1866. См.: Пс.18:6. 1867. Свт. Амвросий имеет в виду, что, для того чтобы прийти к человеку, Господь должен умалить Себя. 1868. См.: Ин.1:26. 1869. См.: Ин.1:14; см. также: Кол.3:16. 1870. См.: Откр.3:20. 1871. См.: Ин.13:23. 1872. См.: Ин.1:47. 1873. Частично приведен Синодальный перевод с правкой в соответствии с текстом свт. Амвросия и греческим текстом Послания к галатам. 1874. См.: Исх.3:2–4. 1875. См.: Деян.9:3. и след. 1876. См.: Быт.5:24. 1877. См.: 4Цар.2:11. 1878. См.: Исх.13:21. 1879. См.: Ис.6:6–7. 1880. См.: Мал.3:3. 1881. Renes — почки, чресла. 1882. См.: Пс.25:2. 1883. См.: Дан.3:50. 1884. Свт. Амвросий указывает на евангельское чтение, которое предшествовало его проповеди. 1885. См.: Мк.9:5; Лк.9:33. 1886. Выражение lux inaccessibilis встречается в новозаветных текстах лишь в 1 Тим.6:16, но мысль о неприступности божественного света для человеческого, телесного взора выражена в рассказе о Преображении Спасителя на горе, когда вид Его и одежды сделались блистающими. Светом (lux) Христос назван и в Ин.1:4–5, 7, 9. 1887. См.: Гал.4:26. Свт. Амвросий имеет в виду небесный Иерусалим, описанный в Откровении ап. Иоанна (Откр.3:12, 21:2, 10–27). 1888. В своей речи на Ареопаге ап. Павел, цитируя слова из поэмы Арата «Явления», показывает, что не только весь человеческий род от одной крови, но и языческие философы говорили о Боге. Климент Александрийский (strom. 1. 19) объясняет эту строку из Деяний другой: к язычникам Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету (Деян.26:18) 1889. См. также: Лк.18:19. 1890. В синодальном переводе: ваша… вы явитесь. 1891. См.: Мф.10:28. 1892. См.: Быт.46:27. См. также выше 2. 3. 1893. Источник: Св. Амвросий Медиоланский. Изложение Евангелия от Луки,1. 2, 85–89 (P.L. 15,1584–1586). Пер. о. Мерша. — Le Corps mystique da Christ, t. 11 , p. 402–403. Текст воспроизводится по след. изданию: Анри де Любак. «Католичество. Социальные аспекты догмата». Пер. с фр. Владимира Зелинского. Изд. Христианская Россия. Милан, 1992, с. 356–357.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

сведения; Ил.: Борис Пастернак. Фото; Обложка одного из недавних  (Белгород, 2016) изданий романа; Черновик романа; Кадр из 11-серийного телефильма «Доктор Живаго», реж. Александр Прошкин, 2005//Фома. - –  август 2019. – С.82-83. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать »). Только после Христа люди вздохнули свободно . Отрывок из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Заголовок дан редакцией//Фома. - — август 2019. - С.84-85. - (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать »). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Анатолий Кобенков (1948-2006). Взором и душой . Подборка стихотворений («От одра и сна воздвигл мя еси…»; «Я входил в почтовые отделенья...»; «...Сбить разлуку, лечь на дно...»; «Вы скажете: темно...»; «Оглядишься: тоска да забота...»; «Мы могли бы жить с тобой покрасивей...»). В конце публикации — стихотворение Виктора Куллэ « Памяти Анатолия Кобенкова » («Под крылом самолета о чем-то поёт...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Иллюстрации  Марии Заикиной//Фома. - – август 2019. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев //Фома. - — август 2019.  - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Савва ( Мажуко ), архимандрит . О пользе вреда .  - М.: Никея, 2019. - 136 с.: ил./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - — август 2019. - С.88. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Не так давно появились «поповские байки», а архимандрит Савва (Мажуко) изобрел еще один жанр - «поповские анекдотцы». Ироничные, гротескные истории, в которых прихотливая авторская фантазия, как увеличительное стекло, высвечивает вполне реальные людские немощи. Но делает это беззлобно,      с легкой грустью. И верой в человека. Конечно, этот синтез анекдота и притчи — не для всех, а для более или менее воцерковленных читателей. Ведь герои этих историй — священнослужители всех рангов. Вдруг кто-то из читателей смутится, прочитав: «Преосвященный Бозон, епископ Вуснедуйский, друзей не имел, потому что епископам это не положено... ». В предисловии, предваряя возможные упреки в том, что смех может «оскорбить тонкую душу, подтолкнуть к кощунству», архимандрит Савва пишет: «Людям, ищущим мудрости, без юмора никак не справиться, а христиане — это именно те люди, которые призваны к мудрости, значит, им без смеха не обойтись, в том числе над собой и прежде всего над собой». Пусть же шутливые и на первый взгляд несерьезные истории,          написанные в духе Даниила Хармса, с легкой абсурдинкой, помогут читателю стать чуть критичнее к себе и терпимее к слабостям других.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8196-a...

Беседа 16-я, 6, 7; ч. 1-я (1851 г.), стр. 261–267. 72 Филарет архим. (митроп.). Записки, руководствующие к основательному разумению кн. Бытия, изд. 3-е, 1867 г., ч. 1-я, стр. 41. 77 Хотя еврейское выражение можно переводить: «как Адам» и «как человек» ( Иов.31:33 ), но здесь последнее не может иметь места, потому что тогда получилась бы мысль, содержащая извинение в грехе, как у Иова, а не упрек в нем, как того требует контекст в данном месте у пр. Осии. 78 Что значит написанное о Адаме: роди сына по виду своему и по образу своему ( Быт.5:3 )? То ли, что между Адамом и Сифом было сходство в чертах лица и строении тела? Стоило ли труда вносить столь мелочное замечание в повествование столь священное и притом столь краткое?...». Филарет, митроп. Слова и речи (изд. 1885 г.), т. V, стр.537. 79 На эту сторону смысла приведенных слов обращает преимущественное внимание св. Иоанн Златоуст : «Адам родил сына единонравнаго родившему, с теми же добрыми чертами, являющаго в себе посредством дел своих образ отеческий, могущаго своею добродетелью вознаградить Адама за преступление старшаго сына». На кн. Быт. бес. 21, 1: ч. 1-я, стр. 372. 80 σπερ δι νς νθρπου μαρτα ες τν κσμον εσλθεν κα δια­ τς μαρτας θνατος κα οτως ες πντας νθρπους θνατος διλθεν φ πντες μαρτον. 83 Выражение εςλϑεν ες, по объяснению Бека, означает не просто внешнее вступление в мир; оно указывает, по нему, на присоединение греха н смерти к сущности мира, через что тот и другая делаются неотъемлемыми свойствами последнего. Beck. Erklärung des Briefes Pauli an die Römer. 1884. 84 Τουτστι κατ’ ξουσαν πολλν κρτησεν(т.е. с великою силою стала господствовать). – Икумений в коммент. на дан. место; Migne, s. gr., t CXVIII col. 417. 85 Данному οπερ (как) совсем нет в дальнейшей речи Апостола грамматически соответствующего предложения, начинающегося с союза οτως (так). Такой оборот речи, когда одна часть периода не гармонирует грамматически с другой (anakoluthon), но редко встречается в Писании, особенно у Апостола Павла, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

85. Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86. Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87. Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88. Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89. Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90. Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91. Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92. Созомен, Церк. ист. I, 16. 93. Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95. S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97. Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98. Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99. Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100. Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101. Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104. Августин. Изъясн. на пс. 91. 105. Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107. Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108. Кассиан. II, 5 109. Кассиан. II, 11 110. Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111. Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113. Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114. Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116. Амвросий. Об обязан. III, 13. 117. Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010