»...присносушна сила Его и Божество» ( Рим. 1:20 ). «...им же и веки сотвори» ( Евр. 1:2 ). «…Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости Его ( Ис. 40:28 ). «…Боже вечный, и сокровенных ведателю, сведый вся прежде бытия их» ( Дан. 13:42 ). В доводах от разума св. Афанасий отправляется, в сущности, от Оригенова понимания вечного рождения Сына от Отца. Самые понятия «Отец» и «Сын» обязывают к раскрытию их смысла. Мысль об Отце без Сына сама по себе уже абсурдна, равно как и мысль о свете без луча, источника сухого, без воды и т.д. 44 Нельзя допустить мысли о том, что Сын стал Сыном только во времени, что Он им не был от вечности; т.е. иными словами, нельзя допустить адопцианизма, так как в противном случае Святая Троица в Себе имела некое изменение; или, что то же, Она не была Троицею, а стала Ею, дополнилась только с течением времени. Нечестиво думать о неполной Троице 45 . С другой стороны, так как Сын есть Истина ( Ин. 14:6 ), то в случае рождения Сына во времени приходится допустить, что до того в Боге не было Истины, что нечестиво 46 . Ариане пускали в ход часто и такой аргумент: если Сын родился от Отца, и в то же время во всем Ему подобен, то и Сам должен рождать Своего Сына, и так до бесконечности. Св. Афанасию приходилось отражать, таким образом, чисто антропоморфические представления о Боге и, при учении о рождении, не допускать никакой мысли об «истечении», «втечении», «сечении» и т.д. В данном случае приведенный довод мог быть повернут и против самих вопрошающих, а именно: на вопрос, почему Сын не может рождать Сына, надо поставить тоже вопрос, почему Отец не имел Отца? 47 Отпадают, таким образом, человеческие представления о Боге: Сын рождается без посредника; Богу не нужны, подобно плотнику или кораблестроителю, какие-либо орудия; люди рождаются страдательно, Бог же рождает бесстрастно. Слабое место арианской логики нетрудно было обнаружить и в другом пункте полемики. Ересь учила, следовательно, об изменяемости Сына, но в тоже время в виде компромисса известная часть ариан допускала «подобосущие» вместо никейского «единосущия». Если Бог не изменяем, а Сын подобен Ему, то как же подобный может изменяться? Аргументами от Писания св. Афанасию служили слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/z...

Слова Златоуста: Видишь ли безбедную жизнь? Видишь ли удивительное и преславное дело? Видишь ли, как творение употреблено на службу? Когда солнце беспокоило их днем своими пламенными лучами, облако сделалось для них покровом; и столп рассеивал для них тьму, служа им в одно и то же время и светом и руководителем. Ибо столп облачный заслонял их днем и столп огненный светил им ночью, и оба вместе указывали им путь. говорит, что манну называет небесною, не потому, что она падает с самого неба, но что она сходила с висевшего над главами их воздуха (который и священное Писание часто называет небом), и вместе потому, что она была образом того небесного хлеба, который дан в церковном Таинстве. 42. Яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу своему. Бог, говорит, оказал евреям выше сказанные благодеяния потому, что Он помнил обещание свое, данное им рабу Его Аврааму, т. е. что Он умножит семя его и даст ему землю Ханаанскую, т. е. Златословесного: Это говорит для того, чтобы не думали, что сие случилось по достоинству их, и чтоб это не было для них поводом к надменности; почему, по словам Евсевия, и Моисей говорил евреям: не говори в сердце своем, когда Господь Бог истребит пред лицем твоим народы сии, так: за праведность мою Господь ввел меня в наследство доброй земли сей; не за правду твою, но по причине нечестия народов тех Господь истребил их пред лицем твоим, и для того, чтобы исполнить завет, о котором клялся Господь отцам нашим (Вт. 9, 2). 43. И изведе люди своя в радости, и избранные своя в веселии. 44. И даде им страны язык; и труды людей (племен) наследоваша. 45. Яко да сохранят оправдания Его, и закона Его взыщут. Бог, говорит, извел Иудейский народ из Египта радующимся о потоплении Египтян; и избранных своих освободил с веселием, где избранными называет свой народ, потому что он избран от Бога. И дал им страны семи народов, обитавших в Палестине, и они наследовали труды и имущества упомянутых А все сие Бог, говорит, произвел для евреев для какой цели? Для той, чтобы побудить их к хранению заповедей Его и чтобы искали закона Его, каковое искание выражает любовь к Нему; потому что ищут того, к чему имеют расположенность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Наряду с явлением коллективного пророческого служения израильские исторические документы выводят также длинный ряд пророческих фигур, которые они описывают выступающими в личном порядке и вне зависимости от коллективного профетизма. Таковым может быть уже упомянутый Самуил. Таковы Нафан и Гад, жившие при Давиде ( 2Цар.7:12, 24, 11:18 , 3Цар.1 ). Таковы, затем, Ахия из Силома, выступавший в момент разделения царств ( 3Цар.11:29:14 ) или же анонимный человек Божий при Иеровоаме ( 3Цар.13 ), Иуй при Ваасе ( 3Цар.16:1 ) и Алдама (Хульда) при Иосии ( 4Цар.22:14–17 ), которая была вопрошаема при обретении Книги Закона. Этих пророков мы часто видим при царских дворах и в царском окружении. Возможно тоже, что они были также связаны с местами поклонения, где они изрекали свои пророчества в рамках совершаемого там богослужения. Но, это – лишь предположение, так как прямых указаний о культовом служении пророков Ветхий Завет не содержит. Эти носители личной пророческой харизмы выступали часто по собственному почину, никем не побуждаемые, никем не вопрошаемые, только для того, чтобы возвестить волю Божию народу или царям ( 2Цар.12:1–15, 24:11–14, 18 и сл., 3Цар.29–39, 13:1–3, 16:1–14, 17:1, 18:1 и сл., 44–45, 20 и сл.). Надлежит особо подчеркнуть связь пророков с придворными кругами. Это есть обычное явление на древнем Востоке. И библейские источники, и сама Библия ( Быт.41:8 , Ис.19:3, 11 и сл., Дан.1:26, 2:2 ) отмечают присутствие волхвов и гадателей при дворах восточных царей. Двор Давида тоже имел своих небиим в лице Нафана ( 2Цар.7:1–17, 12:1–15 , 3Цар.1:6, 10 и сл., 22:32) и Гада( 2Цар.24:11–18 ). То же самое, по-видимому, можно сказать о дворах Саула ( 1Цар.28:6 ) и Иосафата ( 4Цар.3:11–20 ). Израильские придворные пророки передавали царям повеления Божии, но тоже обличали царей, когда последние нарушали божественную волю или божественную правду. В этом, конечно, они отличались от внеизраильских пророков. Присутствие пророков в царском окружении было для израильской теократии вещью настолько нормальной, что даже в послепленную эпоху, когда в Израиле уже не было монархии, встречается мнение о необходимости для царских дворов иметь своих пророков ( Неем.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Поэтому и Павел говорит: радоватися с радующимися и плакати с плачущими ( Рим. 12:15 ); если ты, говорит, не можешь сделать ничего другого, то немалое доставишь утешение сетующему своим соболезнованием. Видел ли смеющегося и за то преданного плачу? Посмотри на скорбящего и получающего утешение. Блажени плачущии, – сказал Господь, – яко тии утешатся ( Мф.5:4 ). Видел ли ропщущих и за то наказанных? Посмотри на благодарных – спасающихся. Благословен еси Господи Боже отец наших, – говорит пророк, – хвально и прославлено имя Твое во веки: яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам; и немного далее: яже навел еси на ны ( Дан. 3: 28 ). Те говорили: всяк творяй зло, добр пред Господом; а эти напротив: чисто око Твое, еже не видети зла ( Авв.1:13 ). Те ублажали чуждых, яко созидаются творящии беззаконная; а этот ублажает получающих помощь от Бога: блажени, говорит, людие, имже Господь Бог их ( Пс.143:15 ); и еще: неревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие ( Пс.36:1 ). Видел ли наказываемых за смех? Посмотри на спасающихся слезами и постом, вспомнив о ниневитянах. Видел ли наказываемых за злословие? Посмотри на получающих награду за благословение. Благословящии тя благословени, и проклинающии тя прокляти ( Числ.24:9 ). Благословите изгоняющия вы, молитеся за творящих вам напасть, да будете подобни Отцу вашему, Иже есть не небесех ( Мф.5:44,45 ). Видишь ли, что не должно ни совершенно заключать уста, ни всегда открывать их, но знать время для того и другого? Зная это, и пророк сказал: положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих ( Пс.140:3 ). Не знаю, откуда вошла в людей эта болезнь: мы стали болтливы, в нашей душе не держится ничего. Послушай одного мудреца, который, увещевая, говорит: слышал ли еси слово, да умрет с тобою: не убойся, не расторгнет тебе ( Сир.19:10 ); и еще: от лица словесе поболит буй, якоже рождающая от лица младенца ( Сир.19:11 ). Мы готовы на обвинения, скоры на осуждения. Если бы мы не сделали никакого другого зла, то и этого достаточно для того, чтобы погубить нас, ввести в геенну, причинить нам тысячи бед.

http://azbyka.ru/skvernoslovie_sbornik

Ибо «когда мы называем сверхсущностную сокровенность Богом или Жизнью, или Сущностью, или Светом, или Словом, то ничего иного не подразумеваем, кроме исходящих от Нее к нам сил, обоживающих или сущностотворных ( ουσιοποιους), или животворных, или умудряющих» 40 . И когда говорим, что Он «Святой святых» ( Дан.9:24 ), или «Господь господей» ( Пс.49:1, 135:3 ), или «Бог богов» ( Пс.135:2 , 1Тим.6:15 , Откр.19:16 ), или «Царь царствующих» ( 1Тим.6:15 ) 41 , то показываем этим, что подразумеваем исходящие к нам Его силы, и что воспеваем Его согласно Его энергиям и причастиям, причащаясь или стремясь причащаться [их]. Ибо откуда [возьмутся] многие святые, если не причастятся Его святости? Откуда и многие боги, имеющие в будущем оном и нескончаемом веке стоящим посреди них единого Бога ( Пс.81:1 ), если не причастятся Его божественности? Откуда же и таковые господа, и цари, если не причастятся Его господства и царства? Так тварного ли они причастятся царства или божества, или святости? Прочь от такого богохульства! Ибо говорящий так делает тварью Бога и называет тварным Его царство, божественность и святость. 17. Что касается божественности, то невозможно даже сказать во скольких местах Богословия 42 упоминается о том, что Бог делает нас причастниками Своей божественности. Также и о царствии кто не знает «упование звания нашего» ( Ефес.1:18 ), что «аще... состраждем», то «и совоцаримся» ( Рим.8:17 ; 2Тим.2:12 ), и «наследницы будем Богу, снаследницы же Христу» ( Рим.8:17 )? Неужели Христово Царство иное, нежели Божие? Или Небесное Царствие – нежели Христово? Ведь и оно принадлежит ублажаемым Господом нищим ( Мф.5:3 ; Лк.6:20 ). Послушай же и мудрого в божественном Максима, говорящего: «Царствие Божие – это такая вещь, которая превыше веков; ибо не справедливо, чтобы века или времена опережали Божие Царство. И мы веруем, что оно есть наследие спасаемых» 43 , которое в другом месте он называет «преподаянием по благодати того, что естественным образом присуще Богу» 44 , а еще в другом – «самим видом божественной красоты» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Как будто бы Господь утверждает полностью и всецело заповеди ветхозаветные. Он говорит, что пришел не для того, чтобы нарушить закон, а чтобы исполнить его. Надо вам знать, что в славянском языке слово «исполнить» имеет два значения: первое – то, что в русском языке, а второе – «дополнить». Конечно, истинны слова Христовы, что Он пришел исполнить весь закон; конечно, истинны, ибо Он полностью исполнил этот закон. Его обвиняли книжники и фарисеи, что Он нарушает закон о субботе, и вы знаете, с какой силой отверг Он это обвинение. Он Себя назвал Господином и субботы ( Мф. 12:8 ; Мк. 2:28 ; Лк. 6:5 ) и разъяснил то, чего они не понимали: глубокое духовное значение заповеди о субботе; разъяснил, что закон запрещает в день субботний заниматься делами житейскими, всякого рода работой, но не запрещает и не может запрещать творить дела милосердия. Он указал, что сами книжники были нарушителями закона, когда в субботу вытаскивали овцу, упавшую в яму или в колодезь; что нарушали закон священники их, когда в субботу обрезывали младенца восьмидневного. Он разъяснил им то, чего они не понимали, а Сам Он полностью следовал закону Моисееву, ибо Он Сам о Себе говорил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 .) Он был безгрешен, как свидетельствуют и апостолы. Он был Единым из иудеев, полностью исполнившим все заповеди Моисея, ибо сами защищающие этот закон вовсе не исполняли его; они только считали закон ненарушимым, а сами нарушали его. Итак, Господь Иисус Христос исполнил весь закон и не совершил никакого греха. Ибо закон Моисеев дан, чтобы, по слову Божию, люди были святы, как свят Отец их Небесный ( Лев. 11:44–45 ; 1Пет. 1:15–16 ). Цель всех заповедей состоит именно в том, чтобы люди стали святы и безгрешны. Но Христос не только исполнил закон. Он его дополнил, Он принес закон новый, неизмеримо более высокий, чем древний Моисеев закон. Он прибавил к нему Свой закон, неизмеримо высший, чем древний. Закон древний говорил: «Не прелюбы сотвори» ( Исх. 20:14 ; Втор. 5:18 ). А Он сказал, что не только тот прелюбодействует, кто подлинно совершает прелюбодеяние, но и тот, кто с вожделением посмотрит на женщину ( Мф. 5:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Б) Предсказание о перемене царствующей династии – о дне призвания на царство Елиакима и укрепления его на своём месте, как гвоздя, на месте другого 34 , расшатанного и сломанного в тот же день. В) Предсказание о дне смятения в долине видения, потрясения и опустошения земли 35 . Г) Предсказание о дне, когда будет уничтожена смерть, отёрты слёзы и скажут: «Вот Он, Бог наш!» 36 . Д) Предсказание о пастбище для скота 37 в «известный день». Е) Предсказание о дне прекращения идолопоклонства, осквернявшего «в прежний день» святилище, и об изъятии имени Ваала из употребления 38 , имеющем произойти в «известный день». Ж) Слова о дне бедствия и избавления 39 . З) Слова о построении и возобновлении Иерусалима, о сооружении стен, и разделе земли 40 в «известный день». И) Предсказание о дне очищения от беззаконий, возобновления и населения разрушенных городов 41 . Й) Предсказание о дне нашествия Гога и Магога 42 . К) Слова о дне, когда израильский народ должен жить в безопасности 43 . Л) Предсказание о дне взыскания с Израиля за преступления, падения царства израильского и восстановления падшей скинии Давида 44 . М) Предсказание о дне, когда Иерусалим будет святыней, а Египет – пустыней 45 . Н) Предсказание о дне оплакивания разорённого народа 46 . О) Предсказание о дне пришествия Вождя из Вифлеема, возвеличения и умиротворения потомков Иакова и уничтожения между ними суеверия и идолопоклонства 47 . П) Предсказание о дне, когда народам будет дан чистый язык, чтобы все призывали Господа и служили Ему единодушно 48 . Р) Предсказание о дне, когда многие народы обратятся ко Господу и будут Его народом 49 . С) Предсказание о дне, когда Господь будет защищать свой народ и спасать его от врагов 50 . Т) Предсказание о дне плача в Иерусалиме при воззрении на Того, Его же прободоша, о дне покаяния очищения от грехов 51 . У) Предсказание о дне, когда Господь будет царём по всей земле и будет владеть своим народом 52 . Этого длинного ряда цитат, кажется, довольно для того, чтобы убедиться в том, что священные писатели ветхозаветных книг и сам Бог , говоривший их устами, употребляли обыкновенный человеческий язык, не выдумывая своей собственной, более точной речи, и что точность библейского языка ни в каком случае не может считаться безграничной и безусловной, а имеет, как и обыкновенная человеческая речь, свой меру, свои пределы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

( 44 ,1) Точно так же, как проповедь ныне осуществлена в должное время, в подходящее время был дан закон и пророки варварам и философия — эллинам, чтобы подготовить их уши к проповеди спасения. (2) «Так говорит Господь, искупитель Израиля, во время благоприятное я услышал тебя и в день спасения помог тебе, и я дам тебе завет народу, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследие опустошенное, сказать узникам «выходите», и тем, кто во тьме «покажитесь»  (3) И если узники — это иудеи, которым Господь говорит: «Выходите из узилища, если желаете»  , имея в виду и добровольные узилища и «бремена тяжелые», наложенные на них людской несправедливостью, — в таком случае ясно, что «те, кто во тьме» — это погрязшие (katorwrugme/non) высшею частью своей души в идолопоклонстве. (4) Праведным же по закону досталась вера, и поэтому Господь, спасший их, сказал им «вера ваша спасла вас». Праведным философам необходима не только вера в Господа, но они должны отказаться и от их идолопоклонства. (5) После этого им сразу же открывается истина, и они отвращаются от прежде сотворенного. Господь проповедовал ведь и в Аиде. ( 45 ,1) В Писании сказано: «Говорит Ад разрушению, вида мы его не видели, слышали только звук его голоса».  (2) Это следует понимать не в буквальном смысле, как будто речь идет о месте «откуда доносится голос». Здесь говорится о тех, кто попал в Ад, добровольно избрав гибель, подобно тем, которые сами прыгнули с корабля в море. Они ведь слышали голос божественной силы. (3) Ибо кто же, будучи в здравом уме, решит, что души праведных и грешников подвергаются одной и той же участи, тем самым обвиняя провидение в несправедливости? (4) Действительно, не сказано ли совершенно ясно, что Господь проповедовал благую весть тем, кто сгинул в катаклизме или, скорее, заключенным в путы и содержащимся в темнице. (5) Во второй же книге Стромат я уже говорил, что апостолы, следуя за Господом, проповедовали Евангелие в Аду. Надлежит ведь здесь, как и там, лучшим из учеников во всем подражать учителю. Он же намерен привести к обращению тех их иудеев и язычников, которые жили праведно в соответствии с законом или философией, но закончили жизнь не как совершенные, а как грешники. (6) Ведь для божественного устроения естественно, чтобы те, кто обладал великой праведностью и чья жизнь была направлена на обращение, хотя они ныне и в ином месте, были в числе народов всемогущего Бога. Все они должны быть спасены, каждый соответственно мере достигнутого гносиса. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010