«Тесно мне отовсюду» ( Дан. 13:22 ). Что мне делать? Кто служит одному господину и обязан подчиняться одной воле, тот легко может угождать владыке и не погрешать. А у меня много господ, и я обязан служить такому многолюдству, с такими разнообразными требованиями. Впрочем, это сказал я не потому, чтобы тяготился таким рабством, – да не будет! – и не потому, чтобы желал освободиться от вашего господства. Для меня нет ничего почетнее этого рабства: не столько царь восхищается диадемой и порфирой, сколько я теперь красуюсь служением вашей любви. За тем царством следует смерть, а этому служению, если оно хорошо будет пройдено, уготовано Царство Небесное. «Блажен ...верный и благоразумный раб, которого господин поставил над слугами своими, раздавать им в своё время меру хлеба... Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» ( Мф.24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ). Видишь, каков плод этого служения, если оно (пройдено) будет усердно? Оно поставляет (раба) над всем имением господина. Итак, не убегаю от служения, потому что служу вместе с Павлом. И он говорит: «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» ( 2Кор.4:5 ). И что говорить о Павле? Если «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ради рабов ( Флп.2:7 ), то что за важность, если я, раб, сделался рабом сорабам (моим) ради себя самого? Итак, это сказал я не потому, чтобы хотел освободиться от вашего господства, но потому, что желаю получить (от вас) прощение, если предложу трапезу не всем угодную. А лучше, сделайте то, что скажу теперь. Вы, не могущие никогда насытиться, но алчущие и жаждущие правды, и требующие продолжительных слов, будьте снисходительны, когда, ради немощи братий ваших, обычная мера поучения сокращается. А вы, любящие краткие слова и немощные, потерпите, ради ненасытимых ваших братий, небольшой труд, нося «бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ). Не видите ли, как борцы на Олимпийских играх, в самый полдень, стоят среди театра на арене, как в печи, и, точно медные какие статуи, воспринимают солнечные лучи обнаженным телом, и борются на солнце, в жару и в пыли, чтобы увенчать лавровыми листьями свою, столько вытерпевшую, голову? А вам, в награду за слушание, уготован не лавровый венок, но венец правды; и мы не удерживаем вас до полудня, но, снисходя к вашей немощи, отпускаем вас в самом начале дня, когда воздух еще прохладен и не раскален падением (солнечных) лучей, – не заставляем вас принимать эти лучи на обнаженную голову, но вводим под этот прекрасный свод и под кровлей доставляем вам прохладу, всячески заботясь о вашем удобстве, чтобы вы могли долго слушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сравнительно в более чистом виде имеет место эта схема у древнейшего пр. Иоиля. Что же касается времени совершения этих событий, то пророки решительно не обнаруживают никакого стремления более или менее определенно, точно обозначить его. Они все относят на „конец дней», на „последние дни» ( ) Ос.3:5 ; Иоил.3:14 ; Ис.2:2 ; Мих.4:1 и др.). При изложении пророчеств о мессианских временах, мы ни разу не ссылались на книгу пр. Даниила. Это потому, что назв. книга, и по своему положению в законе свящ. книг, и по условиям жизни написавшего ее пророка, и, главным образом, по своему содержанию занимает особое место среди пророческих книг 396 : она знаменует собой новую стадию в развитии ветхозаветного пророчества и служит переходом к апокалиптике, будучи сама первым апокалипсисом, высшим образцом для подражания всех других апокалипсисов. Без книги прор. Даниила была бы непонятна ветхозаветная апокалиптика 397 . Новое – что представляет собой кн. пр. Даниила, – заключается в учении о лице Мессии, его царстве и времени наступления этого царства. В кн. пр. Даниила мы не встречаемся со столь любимым пророками наименованием Мессии сыном, потомком Давида. Пр. Даниил называет Мессию „Сыном человеческим». „Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий« ( ) 398 . Царство Божие также изображает в кн. Даниила совершенно иначе, нежели у других пророков. Оно воздвигается Богом ( Дан.2:44–45 ) и является вдруг ( Дан.2:34–35 ), без содействия человеческой воли. Время наступления будущего царства определяется таинственным числом семидесяти седьмин ( Дан.9:24–27 ), или последовательной сменой владычества четырех царств ( Дан.2:37–45 ) 399 . Главное, что обращает на себя внимание в пророчествах Даниила, это отрешение от земного чувственного элемента и стремление к сверхъестественному, небесному ( Дан.2:44–45 ; Дан.7:9–14 , Дан.7:18 ; Дан.7:22 ; Дан.7:24 ). Но это отрешение от земного не есть отрицание его. Царство Божие у пр. Даниила грядет со своим небесным Царем на землю. Но замечательно, Небесный Бог уже не вступает в борьбу для водворения своего царства, а производит торжественный суд. Самый страшный последний враг „будет сокрушен – не рукой»... „Воссядут судьи и отнимут у него (зверя) власть губить и истреблять до конца... сели судьи, и раскрылись книги» ( Дан.8:25 ; Дан.7:26 ; Дан7:10 ) 400 . Еще сравнительно новое, по крайней мере, несомненно, более развитое, что мы находим у пр. Даниила – это свидетельство о воскресении мертвых ( Дан.12:2 ) и учение об ангелах целых стран и народов ( Дан.10 ), вообще появление богатого мира ангельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И хотя пророчество о «семидесяти седминах» в главе 9 предвещает приход Мессии, в нём ничего не говорится об установлении его Царства. И даже длинное пророчество в последних главах – Дан.11; 12 , которое оканчивается великим бедствием и воскрешением «многих из спящих в прахе земли» явно не связывает это событие с установлением Царства Христа. Факты таковы, что ясные и прямые ссылки на установление царства Бога находятся лишь в главах 2 и 7 ( Дан.2:44–45 и 7:13–14, 18, 22:27). Таким образом, каких-либо предпосылок для того, чтобы призывать нас к вере в существование большего исполнения «семи времён» безумия Навуходоносора просто не существует. б) время видения. Если, как утверждает ОСБ, уже само время, в которое было дано это видение, должно указывать на большее исполнение, дав начало счёту 2520 летнего перерыва в правящей династии Давида, то это видение скорее должно было бы быть дано ближе к году, и даже желательно в год свержения Седекии с трона. Когда время выхода пророчества имеет высокую важность и связано с его исполнением, тогда часто такие пророчества датируются. Так, например, обстоит дело с пророчеством о 70 годах ( Иер.25:1 ). Почти все видения и пророчества в книге Даниила датированы: видение об „истукане” – вторым годом Навуходоносора ( Дан.2:1 ), видение о четырёх зверях – первым годом Валтасара ( Дан.7:1 ), видение об овне и козле – третьим годом Валтасара ( Дан.8:1 ), пророчество о „семидесяти седминах” – первым годом Дария ( Дан.9:1 ), и последнее пророчество – третьим годом Кира ( Дан.10:1 ). Но для видения о срубленном дереве из Даниила 4 никаких подобных дат не приводится, что несомненно было бы сделано, будь это важным. Единственная информация о времени находится в стихе 26, где сообщается, что видение исполнилось через 12 месяцев. Но хотя год царствования и не сообщается, всё же легко догадаться, что 7-летнее безумие Навуходоносора произошло ближе к концу его царствования. Основанием для такого утверждения может послужить его хвастовство своими достижениях, внезапно прерванное исполнением сна: «Не это ли Вавилон оный великий, который силою могущества моего и в славу величия моего я устроил, чтоб он был столицею царства?» – Дан.4:27 , ПАМ. Когда, логичнее всего, Навуходоносор мог произнести эти слова? Судите сами: за время своего долгого царствования он предпринял множество строительных проектов во многих городах Вавилонии. Клинописные надписи сообщают, что Навуходоносор был, главным образом, строителем, а не воином.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

44 лжепророков. Букв.: «хвастунов» ( Иер. 50,36 ). волшебников. Т.е. тех, кто занимался ворожбой и предсказаниями. мудрецов. Речь идет о людях, которые являются мудрыми лишь в собственных глазах и которых Господь наказывает за самонадеянность ( Притч. 3,5 ). прогоняет назад... глупостью. История знает множество примеров тому, как Господь ниспровергал земные знание и мудрость, в конечном счете оказывавшиеся предрассудками (ср. 17,1–14; 29,14; 47,10–15; 1Кор. 1,20 ). 44 слово... изречение. Откровение промысла Божиего, данное людям через пророков. раба. См. ком. к 20,3. Иерусалиму... городам Иудиным. Эти слова относятся ко всем областям земли иудейской, опустошенной Вавилоном. построены... восстановлю. Восстановление разоренного вавилонянами царства ознаменовало наступление нового века в истории спасения. 44 бездне... реки. О спасении Израиля рассказывается языком, весьма похожим на тот, каким описывается переход евреев через Чермное море (43,16.19). Исполнением данного пророчества можно считать день, когда Кир осушил Евфрат, воды которого наполняли рвы, опоясывавшие Вавилон (45,2). 44 о Кире. См. ком. к 41,2. Персидский царь, в 536 г. до Р.Х. позволивший евреям возвратиться в Палестину. пастырь Мой. Именуя царя пастырем ( 2Цар. 5,2 ; Иер. 3,15 ; Мих. 5,4 ; ср. Иер. 27,6 ), Господь дает понять, что своим правлением Кир исполняет Его волю. Иерусалиму... храму. Иерусалимский храм был восстановлен по повелению Кира ( Езд. 1,2–4; 6,3–5 ). Глава 45 45:1–7 Господь воздвиг Кира против Вавилона, дабы тот исполнил Его спасительную волю. 45 Так говорит Господь. См. ком. к 43,1. помазаннику. Этот исключительный по своему высочайшему достоинству эпитет, применяемый в данном стихе к чужеземному царю, обычно допускался лишь в отношении патриархов ( Пс. 104,15 ), пророков, первосвященников и царей Израиля и Иудеи, а также членов нового сообщества завета ( Авв. 3,13 ) и, в особенности, Мессии ( Дан. 9,25 ). Вне всяких сомнений, именование Кира помазанником потрясло современников Исаии (45,9.10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И владети начнет в сокровенных злата и сребра (Дан. 11:43), — завладеет сокровищницами покоренных городов. И слышания… от восток и от севера (Дан. 11:44) вынудят его поспешить с возвращением, то есть известия о том, что побеждены военачальники, которых он поставил, отправляясь в Египет. И поткнет кущу свою на месте ровном, то есть между морем, через которое перешли Израильтяне, и горой, на которой умер Моисей. И Бог сохранит святилище Свое от нападения Антиоха, когда Антиохпошлет взять сокровища храма, и все, что было в нем. Приидет же время конца его, и несть избавляяй его (Дан. 11:45), хотя Ливийцы и Ефиопляне будут помогать ему, но не будет избавляющего, — или потому что не защитят его идолы его, когда потребуется у него отчет, или потому что он, хотя во время нестерпимой болезни своей сознавался в причиненных Иудеям бедствиях, однако же не заслужил этим помилования.   Глава 12 И во время оно востанет Михаил Ангел великий , тот, который и теперь помогает вам, и сокрушит Антиоха. И будет время скорби , то есть прежде, нежели будет сокрушен Антиох, скорбь, якова не бысть (Дан. 12:1) от дней века. Так сказано: Всяк жених прия плачь, и седящая на одре брачне бысть в печали. И потрясеся земля на обитающих на ней (1 Мак. 1:27–28). И в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе (Дан. 12:1), то есть спасутся немногие. Книга же, о которой упоминается здесь, означает или закон, в котором соблюдающий его обретет жизнь, или то, о чем сказано у Иезекииля: И возмеши оттуду мало их числом и ввяжеши я во одежду твою (Иез. 5:4). И мнози от спящих в земней персти востанут , потому что по избавлении и восстановлении Зоровавелем постигнет их новое бедствие, как сон смертный; когда же оно прекратится, восстанут Иудеи, как бы из персти. Сии в жизнь вечную , то есть мужественно претерпевшие и праведные Иудеи. А онии в погибель и в стыдение вечное (Дан. 12:2). За соблазн они навсегда приобретут себе в народе худое имя, а рабы добрые и смысленные (разумные) просияют и в настоящем веке добрым именем и славой, и в будущем — воздаянием наград.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2 Мак. 5:11). Раздраженный и озлобленный, царь двинулся к пределам своего царства и расположился станом между морем (Средиземным) и Иерусалимом; вскоре после того, во время возвращения из похода в Персию, между Антиохией и Экбатанами, нечестивый царь и скончался, пораженный страшною болезнью от руки карающего Судии (ср. 2Мак. 9:1, 3, 5, 9, 28 . – Дан. 11:44–45 ). 1290 и 1335 дней – числа таинственные, применить которые к данным историческим событиям не совсем легко. Начало счета этих дней относится ко «времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения» ( Дан. 12:11 ), – события, относящегося к царствованию Антиоха Епифана (ср. Дан. 11:31 ), в частности к 15 хаслева 145 года ( 1Мак. 1:54 ) по счету книги Маккавейской. 25 хаслева 148 года алтарь в храме Иерусалимском был восстановлен и в этот день иудеи принесли жертву Богу на новоустроенном жертвеннике ( 1Мак. 4:52 ). Промежуток времени между осквернением алтаря Антиохом (15 хаслева 145 г.) и восстановлением, его (25 хаслева 148 г.) равняется 3 годам 10 дням, или 1105 – 1102 дням. Разница между этим числом дней и возвещенным ангелом – 1290 днями равняется 185 – 188 дням, а между 1290 и 1335 днями – еще 45 дням. Возможно предположить, что 185 – 188 дней прошло до того времени, когда Антиох, услышав в Персии, что ополчения его, направленные во главе с Лисием против иудеев, разбиты и обращены в бегство, между тем как иудеи, под предводительством храброго Иуды Маккавея, усилились и обогатились, разрушили оскверненный Антиохом жертвенник, построили вместо него новый, восстановили свое святилище, которое и обнесли высокими стенами и башнями, укрепив для охранения его и крепость Вефуру, – испугался и встревожился, придя к сознанию, что испытываемые им неудачи составляют наказание свыше за преследования и гонения его против иудеев ( 1Мак. 6:5–13 ); а следующих затем 45 дней продолжалась болезнь Антиоха ( 1Мак. 6:9 ), закончившаяся смертью его в 149 году ( 1Мак. 6:16 ) по счету книги Маккавейской, – какого в частности месяца и дня – определить даже с приблизительною точностью нет данных. Правда, преемник Антиоха Епифана – Антиох Евпатор продолжал войну с иудеями ( 1Мак. 6:18–61 ), так что и заключение с ними мира по убеждению Лисия было вызвано случайным обстоятельством ( 1Мак. 6:55–60 ), – и только чрез 2 года по смерти Епифана, после победы над Никанором, произошло событие, которое иудеи праздновали, как великую для себя радость ( 1Мак. 7:26–50 ), – но сама смерть Антиоха положила конец религиозным именно преследованиям иудейского народа, осквернениям святынь его и т. д. Вот почему «блаженным» ангел называет того, «кто ожидал и достиг» желанных 1335 дней ( Дан. 12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Четвертое царство, так же, как и два предшествовавших, Даниил не называет по имени, а говорит только, что оно «будет крепко, аки железо: якоже железо стончевает и умягчает вся, такожде и то истончит и истнит вся» ( Дан.2:40 ). Изобразив общий характер этого царства под символом железа, как царства жестокого и невыносимо тяжелого по отношению к Царству Божию, пророк открывает далее состав того же преобладающего над Церковью владычества из двух разных элементов: одного более жесткого и твердого, другого – более мягкого, – состав, сообщающий четвертому царству двоякость, но единовременную и совместную, а не предлагающую двух, следующих одно за другим, состояний этого царства ( Дан.2:41–42 ). Наконец, пророк обращает внимание и на образ и способ связи двух составных элементов четвертого царства и видит, что эти два составные элемента царства останутся самостоятельными и между собою несогласными ( Дан.2:43 ). Какое же царство нужно разуметь под этой четвертой и последней частью виденного Навуходоносором тела? Толкования отцов и учителей Церкви, древних и новых ученых различны: одни разумеют под этим царством царство Римское, а другие – владычество Сиро-Египетское 38 . Это последнее толкование нужно считать более правильным, так как оно вполне оправдывается параллельными местами, историей, контекстом речи и явлением Царства Мессии, представленного здесь под образом камня. Параллельные места 7, 8 и, особенно, 11 гл. решительно подтверждают и делают единовременным понимание этого царства в приложении к династии Селевкидов и Птолемеев. Во всех указанных местах вслед за третьей монархией, преемственно следующей и сменяющей ее, но не являющейся ее продолжением, представляется династия Сирийцев и Птолемеев ( Дан.7:7, 8:8, 11:4 ). Далее, состав и взаимное соотношение составных частей четвертого царства, в видении о статуе совершенно тождественно с тем, что говорит Даниил о составе и взаимном соотношении четвертого царства, изображенного у него в 7-ой главе под образом страшного зверя: здесь 10 пальцев или перстов у статуи, а там 10 рогов; как там, так здесь и, особенно, в 11 главе, ясно, что обе стороны, т. е. династия Селевкидов и Птолемеев, будут иметь виды одна на другую, будут соединяться между собою брачными союзами, но всегда останутся враждебными. Из этих параллельных мест видно также, что владычество сириян и египтян будет последним владычеством, враждебным Царству Божию пред его открытием, владычеством, которого удел есть низложение и гибель от вечного Царя, сейчас же за тем грядущего ( Дан.2:44–45, 7:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Все эти верования имеют себе ранний, а не поздний генезис, как уже доказывалось в обозрении книги Иова. Отвергая подлинность книги Даниила, критики «единогласно» относят происхождение ее к эпохе Антиоха Епифана (167–164 гг. до Р.Х.). Какие же для этого основания? Единственное: «ясное» пророчество о нем и его гонении на иудеев в Дан.8:23–25; 11:31 . Но ведь указанные пророчества далеко не единственны и не «центральны» в книге Даниила, чтобы ими обусловливать цель и время происхождения книги. С равным правом можно определить время происхождения книги по Дан.9:25–27 , т. е. по окончательному разрушению храма и Иерусалима. А когда оно было? При Помпее, Веспасиане, Тите, а может быть и позднее? Отчего же не отнести к 70 году по Р.Х. происхождение книги, хотя бы «цитированной» Господом Иисусом Христом ( Мф.24:15–16 )? Ведь для критиков эта цитата «неавторитетна». Пожалуй с таким же правом можно считать современным происхождению книги пророчество о «камне, разрушившем тело», виденное Навуходоносором ( Дан.2:44–45 ), и если угодно, то и «суд над зверями» с огненною рекою ( Дан.7:9–14 ), воскресение мертвых (12:1–3)… Когда все это было и на какую «эпоху» может указывать? – Не лучше ли отказаться от руководства подобными смутными указаниями… Если при Антиохе Епифане написана эта книга, то почему мнимый современник ее происхождения, писатель Маккавейской книги, счел ее пророчеством об этом времени ( 1Мак.1:39–54; 2:49–62 ­­ Дан.9:27; 11:31–32 )? Почему, с другой стороны, писатель книги Даниила умолчал о своих славных современниках – Маккавеях и их борьбе с Антиохом? Почему он так «благосклонно» относится к языческим правителям – Навуходоносору, Валтасару, Киру и др. и упоминает об их указах также «весьма благосклонных» к иудеям?.. Почему не видно у него «естественной» озлобленности к язычеству, возбужденной Антиоховым гонением? – Какая-то, напротив, неестественность и даже несообразность получается. Таковы главнейшие и новейшие критические возражения и суждения о происхождении книги пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Дан.3:44 . И да посрамятся вси являющии рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы, и крепость их, да сокрушится. Дан.3:45 . И да разумеют, яко Ты еси Господь Бог един, и славен по всей вселенней. Когда явишь нам человеколюбие сие; исчезнет дерзость сопротивных, угаснет неистовство их, сокрушится высокое о себе мнение, и познают они, что Ты единый Господь и Бог, достойный песнопения целой вселенной, и поклоняющиеся ныне многим богам познают бессилие богов своих, поклонятся же силе Твоей. Так ликовали вверженные в пещь; слуги же царевы и обвинители святых не переставали подкидывать в огонь горючие вещества и хварастие, и изгребия, и нефть; сие же употреблялось в стране той, как способное усиливать пламень. И столько доставляемо было пищи пылающему костру, что Дан.3:47 . Разливашеся пламень на лактий четыредесять девять, и пожигал приближающихся Халдеев. И стоявшие вне разжигали пламень, Ангел же Божий рассевал пламень, и соделал, что огонь порождал и распространял из себя на тела святых некое прохлаждение и умеренно влажное веяние, доставлявшее святым великое услаждение. Ибо сказано: Дан.3:50 . И сотвори среднее пещи, яко дух росы шумящь: и не прикоснуся их отнюдь огнь, и не оскорби их, ниже стужи им. Но, взирая на сие, никто да не умаляет подвиги святых, а да припомянет оныя священныя слова: «есть Бог на небесех, Емуже мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия, и от руки царя избавити нас;» и: «аще ли ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим, и телу златому, еже поставил еси, не кланяемся». Посему святые отроки сии пренебрегли оный пламень, не сей конец имея в виду, но ожидая себе смерти. Подвигоположник же наградил их, как Ему было угодно, и посрамил оных нечестивцев, а их соделал приснославимыми. Итак, сподобившись сего спасения, блаженные и треблаженные, даже многократно треблаженные, отроки, не одному уже предоставили песнословить Бога, но по сказанному, Дан.3:51 . Яко едиными усты пояху, и славяху Бога, и благословляху в пещи, прекрасное согласие свое и чудное песнопение противопоставляя согласию и мусикийским орудиям пред кумиром, и показывая, что непоклоняться кумиру полезнее, нежели покланяться ему. Начинают же песнь свою так:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010