Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Мужские монастыри Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, д. 22. Древнейшая иноческая обитель Москвы. Основана в 1282 году князем Даниилом Московским (1261–1303), родоначальником московских князей, младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. Сын святого Даниила великий князь Иван Калита в 1330 году перевел часть даниловской братии к кремлевскому храму Спаса на Бору. Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте были маленький храм, ставший приходским, и кладбище. Его возрождение началось во времена царя Иоанна Грозного и Макария, митрополита Московского. В те годы в монастыре был построен и освящен храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских соборов (древнейшая постройка в обители). В основе своей собор относится к XVI b., но неоднократно перестраивался в XVII–XVIII bb. На протяжении своей истории Свято-Данилов монастырь неоднократно становился ареной значительных событий в жизни нашего Отечества. В 1591 году у его стен располагался «гуляй-городок» – подвижная крепость, принявшая на себя удар полчищ крымского хана Казы-Гирея. У Данилова монастыря 1 декабря 1606 года собрал свои полки выдающийся русский военачальник М.В. Скопин-Шуйский с тем, чтобы нанести сокруши тельный удар по мятежным отрядам Ивана Болотникова. В сентябре 1610 года отряды Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни обители. После Смутного времени обитель быстро восстановили. 30 августа 1652 года в монастыре состоялось обретение святых мощей его основателя. Во время наполеоновского нашествия строения монастыря остались неповрежденными, но часть имущества обители была разграблена, храмы осквернены. В 1833–1838 годах по проекту архитектора О.И. Бове в обители возводится Троицкий собор, освященный святителем московским Филаретом (Дроздовым) . До революции монастырь был известен своим некрополем. На кладбище монастыря обрели последнее земное пристанище великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт, богослов и общественный деятель А.С. Хомяков, другие видные представители славянофильства (Ю.Ф. Самарин, князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев), ученый-славист Ю.В. Венелин, поэт Н.М. Языков, духовная писательница Н.А. Бахметева, художник В.Г. Перов, основатель Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн. После закрытия монастыря некрополь был уничтожен, лишь несколько захоронений было перенесено на другие кладбища.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

А то прямо больно смотреть на худенькую Аню с 10 литровым тяжелым ведром в руках. Позвоночник в таком возрасте искривить очень просто. Еще идея детьми была высказана — попеть с ними детские песенки. Можно распечатать текст (для взрослых, которые забыли), и прийти туда, с ними за столом, попеть! Это очень дружно и весело! Слава Богу за это мероприятие! P.S. Какие же они худые… В свои 15-16 лет мальчишки совсем тощие. Может, это переходный возраст? Данилов и Донской Приехали в Данилов монастырь, я пошла в экскурсионное бюро, где нас порадовали, что отец Наместник благословил нам экскурсию с экскурсоводом (т.е. за счет монастыря). Мы раздали девочкам недостающие платочки. И тут я увидела, как одеты детки. Не буду писать здесь сильные слова. Но мне очень за себя стыдно, что попросила воспитателя, чтобы девочки по возможности были в юбочках. Вот, девочки были в тонюсеньких колготках, и самых разных юбках, в основном, летних и холодных, или коротких (на дворе снег лежит). И мне было очень стыдно за свою требовательность, чуть не фарисейство. Совсем не думала, что так плохо обстоит дело с юбками. Ведь для юбок нужны сапожки или ботинки. С этим, видимо, тоже дефицит. Получается, что проблема теплых колготок, носок, обуви,   актуальна не только для загородных детских домов. Но, тем не менее, все дети были веселы, воодушевлены, и с большим интересом шли на экскурсию. Чувствуется, что они подготовились. Я поняла, что каждый «выход в свет» для них — это событие, хотя и живут они в центре Москвы! Девочки некоторые были в сапогах на каблуках. В общем, все старались нарядиться, как могли. Пришли в Данилов монастырь, и пошли в храмы. Я не сообразила, что сразу при входе нужно им выделить денег на свечки. Надо будет все учесть на будущее. А одна наша участница дала им денег, и дети с удовольствием ставили свечечки. Чувствуется, им это нравилось! Они у нас многое спрашивали. Трудно конечно приходилось. Когда я говорила: «Это частицы мощей Свт. Николая» или «Даниила Московского», приходилось еще пояснять, какие это святые.

http://pravmir.ru/detskij-dom-novaya-vst...

Продолжала существовать не только даниловская братия, но и даниловская община верующих. Общение монашествующих между собой, их совместное проживание, контакты с окормляемыми создавали удобный повод для того, чтобы власти смогли сфабриковать фальшивые групповые следственные дела, по якобы «разоблачению» контрреволюционной организации «Всероссийское иноческое братство». В 1937 году почти все насельники монастыря, около двадцати человек, проходившие по «делу о даниловском братстве» и другим делам, вместе со своим настоятелем архиепископом Феодором (Поздеевским) приняли мученическую кончину. Несколько десятков преданных даниловских прихожан также были осуждены и отправлены в лагеря и ссылки. Но даниловская духовническая традиция не была прервана, она хранилась в сердцах выживших даниловцев и, благодаря их воспоминаниям и рассказам, дошла до нашего времени. И в заключение хотелось бы привести воспоминания монахини Анны (Тепляковой), даниловской прихожанки тех лет. Она рассказывала, что годы такие были, что люди тянулись к крепкой молитве. В Даниловом монастыре был именно монашеский дух, была сильная духовная настроенность как монастырских насельников, так и мирян. В Данилов шли молиться и молились так, что не было суеты, не было мирского духа — как будто все, кто стоял в большом соборе, были монахами. Огромное было влияние насельников на мирян, — многие, кто ходил в то время в Данилов монастырь избрали монашеский путь И этот даниловский молитвенный дух, эту верность Церкви, эту несгибаемую веру помогли пронести через годы тяжелейших богоборческих гонений даниловские духовники. Эти «светильники духа» воспитали целое поколение верующих людей, готовых на любые лишения и испытания ради веры. Именно благодаря им не прервалась и дотянулась до нас эта нить настоящей веры. И эта вера ведет все новых и новых людей в Царство Небесное. См.: Козлов Владимир. Москва безбожная//Московский журнал. 3. 1991. С. 68. См.: Анна (Теплякова), монахиня. Воспоминания. — М.: «Новая книга», 1998. С. 40. Цит. по: У Бога все живы. — М.: Даниловский благовестник, 1996. С. 19. Там же. Там же. С. 165. Там же. С. 45. Архимандрит Симеон. Даниловский благовестник. 1999. Выпуск 10. С. 45. Там же. Там же. С. 50. Макаров М.И. Сокровенная память души. — М.: Данилов мужской монастырь. С. 177. Там же. С. 182-183. См.: Монахиня Анна (Теплякова). Воспоминания. С. 40-41. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4795700.ht...

Чуть позже его назначили ректором Тамбовской, затем Московской семинарии, Московской духовной академии. Все предвещало, что о. Феодор вот-вот станет архиереем. И действительно, 14 сентября 1909 года он был рукоположен в сан епископа будущим священномучеником Владимиром (Богоявленским) . В это время владыка опубликовал пророческую статью «К вопросу о страданиях». В ней он утверждал, что христианство не оставляет человека наедине с его страданиями: «Божественное откровение, объясняя причину страданий жизни, не оставляет человека только в сознании неизбежности зла, а дает ему и надежду на спасение, указывает на отраду и радость бытия в Боге и с Ним. Это и есть по преимуществу тайна креста Христова». И собственный путь архиепископа был путем страдания и сопротивления злу. К этому его готовила подвижническая жизнь, в которой он, помимо монашеской молитвы, исполнял множество административных обязанностей. Владыка Феодор ни с кем не сближался, подчеркнуто держал дистанцию с подчиненными и семинаристами. Воздвигнутый им невидимый барьер служил на пользу возложенному на него Церковью делу. Но после Февральской революции часть недовольных студентов и преподавателей добилась отстранения «слишком строгого» иерарха. Для Академии это событие стало несомненным «проигрышем», зато явно выиграл московский Данилов монастырь, куда епископа Феодора назначили настоятелем. Произошло это 1 мая 1917 года. Здесь начинает собираться община «даниловцев», духовных лиц и мирян, единомышленных с владыкой. Летом того года собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви, в котором в качестве делегата от монашествующих участвовал и епископ Феодор. При большевиках Данилов монастырь под руководством епископа становится мощным центром притяжения для ревнителей Православия. В 1918 году в нем открылась Высшая богословская школа. Однако самому епископу Феодору уже не довелось руководить жизнью обители. Он был арестован и с июля 1920 по март 1922 года содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах. В 1923 году последовал второй арест и четырехмесячное тюремное заключение. По-своему отметила заслуги архиерея Церковь: Патриарх Тихон возвел его в августе 1923 года в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Новости Свято-Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском отмечает 500-летие 31.03.2008 18:00 Ярославль, 31 марта. Переславль-Залесский по-прежнему в лидерах конкурса " Чудо России " . Сейчас он занимает 6-ю строчку. За Переславль отдали свои голоса 2,5 тысячи россиян и это не предел. В этом году, 15 июля, самый молодой Свято-Троицкий Данилов монастырь отмечает 500 лет со дня основания, сообщает Ярославская ГТРК . Раньше на месте монастыря было братское кладбище, на нем хоронили бездомных людей, убитых или замерзших на улице. Первый храм был деревянным – в честь всех святых. Преподобный Даниил считал, что среди всех сотен бездомных наверняка есть люди святой жизни. К строительству Троицкого храма приложил руку сам князь Василий – отец Ивана Грозного. Из истории известно, что у Василия III долго не было детей, и князь ездил по всем монастырям – просил наследника престола. Когда родился долгожданный ребёнок, князь Василий сделал Даниила крестным отцом будущего царя. Это единственное здание XVI века, которое сохранлось со времён жизни Даниила – основателя монастыря. Справа от собора - придел, построенный на могиле Даниила. Сейчас в нем ведутся восстановительные работы росписи. Все остальные постройки – уже XVII века. Расписывать храм начали в 1661 году, но по приказу царя Алексея Михайловича работы прервались. Фрески закончили лишь в 1667 году, так как художники отправились работать в московском соборе. Ещё одно чудо Свято-Троицкого Данилова монастыря - собор похвалы Божьей Матери. В пятую субботу Великого поста совершается хвалебная песнь Пресвятой Богородице. Проголосовать за Переславль можно на сайте: http://ruschudo.ru/regions/1.html или посредством СМС: отправить цифру 40 на короткий номер 4565. Стоимость одного сообщения для всех операторов не дороже 8 рублей. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С возобновлением монашеской жизни в обители святого князя, с возрождением веры в России все больше и больше людей молилось Господу о прощении и помиловании, об обретении утраченных святынь. Горячо молился и батюшка Даниил. На его глазах в Даниловой обители до ее закрытия исцелялись люди от одного лишь помазания святым маслом. А вот теперь, когда и обитель открыта, пусто место ее главной святыни. Как здесь было не скорбеть? Господь внял молитвам страждущих, и началось чудо возвращения благоверного князя в его стольный град, в его святую обитель. Небольшие частицы мощей были переданы в Данилов монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Они находятся в Покровском храме в иконе святого князя, написанной архимандритом Зеноном, на столпе между двумя иконостасами. Другая икона с частицей мощей — аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма — для поклонения. 30 мая 1986 года небольшие частицы мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому) , были переданы Данилову монастырю предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием. Сейчас этот ковчег находится в Троицком соборе, у северо-восточного столпа. В 1995 году протоиерей Иоанн Мейендорф вернул в Данилов монастырь частицы мощей святого благоверного князя Даниила, переданные ему на сохранение академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В 30е годы Дмитрий Сергеевич отбывал ссылку на Соловках вместе с будущим известным лингвистом профессором Игорем Евгеньевичем Аничковым, который до этого был на поселении в Сыктывкаре. В 1978 году Аничков отдал Лихачеву небольшой ковчежец, похожий на школьный пенал, с частицей мощей святого князя Даниила. Вполне может быть, что его вручил Аничкову настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский) , который тоже был в ссылке в Сыктывкаре с 1934 года. Аничков хранил эту святыню всю свою жизнь. 17 марта 1995 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в Данилов монастырь частицы мощей его святого основателя.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Москва. Данилов мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью На территории Свято-Данилова монастыря . Главный престол - Троицы Живоначальной, приделы - Зачатия Анны и Алексия, человека Божия. В подклете - придел в честь Рождества Иоанна Предтечи (устроен в 1989 г.) Собор Троицы Живоначальной – главный храм Данилова ставропигиального мужского монастыря. Выстроен в начале XIX столетия, в минувшем столетии подвергся внутренней перепланировке. В конце XX века интерьеру собора возвращён первоначальный облик и в настоящее время он является самым большим действующим храмом обители. С самого дня основания Данилова монастыря функцию главного храма выполняла церковь Даниила Столпника, возведённая в обители ещё в конце XIII столетия. После неоднократных перенесений Данилова монастыря и возобновления его на прежнем месте главным храмом обители почти три столетия являлась церковь Святых Отцов Семи Вселенских соборов, выстроенная при царе Иоанне Грозном в середине XVI века. В теперешнем виде Троицкий собор был выстроен много позже – в начале XIX столетия, когда Москва отстраивалась после нашествия Наполеона. Император Александр I, чтивший, как и его предшественники, память первого московского князя – святого Даниила Московского, повелел украсить Данилов монастырь большим соборным храмом, проект которого, по одним сведениям, составил известный архитектор тех лет Осип Иванович Бове, в то время занимавшийся реконструкцией Москвы после пожара, по другим – архитектор и коллекционер живописи Евграф Дмитриевич Тюрин. Как бы то ни было, проект собора был утверждён и в 1833 году началось его строительство, продолжавшееся пять лет. По окончанию всех работ в сентябре 1838 года новый величественный храм был торжественно освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Троицы Живоначальной, а спустя немного времени освятили и два придела – южный во имя прп. Алексия, человека Божия, северный – в честь зачатия праведной Анны.

http://sobory.ru/article/?object=04760

В Данилов монастырь доставят десницу Спиридона Тримифунтского Москва, 18 апреля 2007 г. В среду в Свято-Данилов монастырь из храма Христа Спасителя впервые доставят десницу (правую руку) святителя Спиридона Тримифунтского. От площади Серпуховской заставы до Троицкого храма обители ковчег с десницей понесут крестным ходом. Как сообщили РИА Новости в оргкомитете акции, торжества начнутся около 11.30 мск. В монастыре святыня пробудет до 26 апреля. Десница чудотворца и целителя Спиридона Тримифунтского была впервые в истории привезена в Москву с греческого острова Корфу 15 апреля. На ступенях храма Христа Спасителя святыню встретил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в окружении духовенства Русской Православной Церкви. Поклониться мощам святителя Спиридона в главный храм Москвы пришли более двух тысяч человек. С 26 апреля по 15 мая мощам Спиридона Тримифунтского смогут поклониться жители еще восьми городов: Тулы (26-28 апреля), Калуги (28-29 апреля), Брянска (29 апреля - 2 мая), Орла (2-4 мая), Липецка (4-7 мая), Воронежа (7-10 мая), Тамбова (10-12 мая) и Рязани (12-15 мая). После 30-дневного путешествия по России десница святителя вернется в Грецию. В путешествии по России святыню сопровождает представительная делегация светских и духовных деятелей Греции. В их числе губернатор острова Корфу Стефанос Пулименос, мэр города Керкира Сотирис Микалеф, митрополит Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарий, митрополит Кесарьяни, Вироноса и Имиттоса Даниил. Спиридон Тримифунтский почитается верующими как покровитель бездомных и больных, помощник тем, кто стеснен в средствах, испытывает затруднения с жильем, а также всем, кто занят с торговлей и финансами. " Будем надеяться, что принесение мощей святителя Спиридона поможет социально-экономическому развитию России. Особенно интересно, что это событие перекликается с темой Всемирного русского народного собора " Богатство и бедность: исторические вызовы России " , состоявшегося в марте в Москве " , - сказал архимандрит Алексий. Известный богослов протоиерей Валентин Асмус призвал учиться у Спиридона Тримифунтского отношению к земным благам, всякой трудовой и экономической деятельности. " Для себя и клириков святитель установил очень твердый принцип нестяжательства, но не распространял его на остальных людей. А иногда помогал не только бедным, но и не очень преуспевающим коммерсантам. При этом никогда не брал процентов и наказывал лихоимцев " , - отметил Асмус. В славянских богослужебных книгах имя Тримифунтского чудотворца встречается с XI века. 18 апреля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21736.html

ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  22 сентября 2008 г. Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря: Двадцать пять лет — большая и славная дата для Даниловой обители Двадцать пять лет — большая и славная дата для Даниловой обители. Сегодня мы подводим итоги нашего 25-летнего бытия. В первые годы после открытия про Данилов монастырь говорили: может быть, это будет административный центр, может быть, обитель, а может быть, что-то другое. Состоялась обитель. В ней служит и трудится  Святейший Патриарх Алексий, размещается административный центр, Отдел внешних церковных связей, Патриарший центр духовного развития молодежи. Всему здесь есть место. Важно, что Данилов монастырь хранит тот свет, ту евангельскую правду, которую он получил от своих основателей, подвижников и насельников, подвизавшихся в нем в течение нескольких веков. Последние братия обители в 20–30 годы XX века своей жизнью и кровью запечатлели эти великие истины. Мы храним эти славные примеры, пытаемся следовать им. Данилов монастырь — первая обитель, которая была открыта в Москве. Она является доброй вехой на пути возрождения российского благочестия и духовности, возрождения Русской Православной Церкви. Люди приходят сюда не только для того, чтобы приступить к церковным таинствам, но и чтобы открыть свою душу, получить ответы на вопросы, которые возникают в их церковном сознании и направляют их дальнейшую жизнь. Люди приходят сюда, чтобы увидеть церковную красоту, потому что в годы восстановления обители здесь потрудилось много талантливых людей, и они оставили свой след в церковной культуре. В этом юбилейном году учреждено Даниловское общество любителей духовного искусства и культурного наследия. В сентябре в новом Манеже была открыта традиционная для Данилова монастыря выставка. Важной частью ее программы было вручение Данилову монастырю представителем французского посольства образа святого мученика Рустика, покровителя Парижа. Образ этот будет помещен в одном из храмов Данилова монастыря. Кроме того, состоялась конференция, посвященная 25-летию возрождения Данилова монастыря.

http://e-vestnik.ru/docs/arhimandrit_ale...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010