В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Перенесение честной десницы святителя Спиридона Тримифунтского в Данилов ставропигиальный мужской монастырь Версия для печати 18 апреля 2007 г. 11:30 — 26 апреля 2007 г. 19:02 18 апреля 2007 г. в 11:30 в Данилов ставропигиальный мужской монастырь из храма Христа Спасителя будет торжественно принесена частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Впервые в истории с острова Корфу в Россию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также по одобрению Священного Синода Элладской Церкви и по благословению его высокопреосвященства митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектария принесена честная десница святителя Спиридона Тримифунтского, греческого чудотворца и целителя. Это событие является одним из значимых в истории Русской Православной Церкви — никогда прежде православные верующие нашей страны не имели возможности поклониться деснице столь почитаемого в России святого. Православную святыню сопровождает почетная греческая делегация, в которую входят митрополит Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарий, митрополит Кесарьяни, Вироноса и Имиттоса Даниил, перифериарх Ионических островов, г-н Сотирис Восду, губернатор острова Корфу г-н Стефанос Пулименос, мэр города Керкира г-н Сотирис Микалеф и другие духовные и светские лица. Организаторами выступают Данилов ставропигиальный мужской монастырь и Фонд «Русский предприниматель». Перенесение святыни будет сопровождаться крестным ходом от площади Серпуховская застава до Троицкого храма монастыря, где будет проведена торжественная служба. В 16:30 в доме наместника Данилова монастыря состоится пресс-конференция для журналистов, на которой будут освещены итоги первых дней пребывания святыни в Москве и дальнейшая программа принесения мощей в другие города России. 23 апреля 2007 г. в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре состоится брифинг по поводу уникальной находки археологов — могилы греческого просветителя архиепископа Никифора Феотокиса, почившего в монастыре. Долгие годы велись поиски могилы этого великого православного деятеля, утраченной после большевистской революции. На брифинге прозвучит доклад руководителя археологической группы доктора исторических наук Л.А. Беляева, в котором, в частности, также будет сообщено и об исследовании древнейшего славянского поселения в районе Москвы. В ходе раскопок уточнена дата (IX век). Таким образом, памятник, найденный на территории Данилова монастыря, является более древним, чем памятники Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/228991.htm...

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Данилов монастырь — православный мужской монастырь в Переславле-Залесском. В обители находятся мощи преподобного Даниила Переяславского. Содержание История [ править править код ] Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. В 1530—1532 годах в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Ивана Грозного — в монастыре был возведён Троицкий собор; старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником (крёстным отцом) ребёнка. Обитель серьёзно пострадала в Смутное время: «Въ Переславл стояли и люди, Сапга съ товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и мohacmыpckiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крпости, изодрали», - записано в грамоте царя Михаила Федоровича в Данилов монастырь от 7123 года (1615). Значительный ущерб был нанесен и монастырским вотчинам: крестьяне убиты, дома разграблены. С XVII века основатель обители инок Даниил чтится Русской Церковью в лике преподобных (память — 7 апреля по Юлианскому календарю). Его мощи, обретённые в 1652 году, открыто почивали в Троицком соборе монастыря. Церковное почитание преподобного Даниила привлекло к монастырю внимание паломников. Разбогатевшая обитель заново отстраивается во второй половине XVII века. Крупнейшим благотворителем стал дипломат боярин И. П. Барятинский, который пожертвовал в обитель свыше 20 тысяч рублей и был погребён у северной стены настоятельских покоев в 1701 году. Троицкий собор был во второй половине XVII века расписан артелью костромского изографа Гурия Никитина. Похвалинская церковь с трапезной палатой и настоятельскими покоями, выстроенная в 1695 году, выделяется необычными архитектурными формами. В 1667—1669 годах настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненный в паперти собора. В начале следующего столетия монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

По замыслу Святейшего Патриарха Пимена в Даниловом монастыре должна была находиться Патриаршая и Синодальная резиденция, а также все службы Московской Патриархии. Именно для этих целей и был построен этот дворец, «терем», который вы можете видеть, с изображением Христа Спасителя, где сейчас действительно располагаются Патриаршая и Синодальная резиденция и все основные службы Московского Патриархата. Пять лет назад официальный адрес Московского Патриархата сменился с Чистого переулка на Данилов монастырь, и таким образом мысли, чаяния, надежды тех, кто стремился к открытию этого монастыря, реализовались в полной мере, и сегодня именно в этом монастыре находится духовный и административный центр нашей Церкви. Думаю, другие владыки, зде присутствующие, лучше меня, может быть, поделятся воспоминаниями о том, что представлял собой Данилов монастырь 30 лет назад и что было сделано. Но самое главное, что я хотел бы сказать в качестве некоего заключения ко всему тому, что сегодня уже было сказано и, может быть, еще будет сказано, — мы с вами действительно находимся в историческом месте. Не только потому что Данилов монастырь — самый древний монастырь Москвы, но и потому что это самый первый монастырь, который был открыт после десятилетий гонений. Это был знак, это был светоч, взирая на который, люди исполнялись надеждой. Историческая роль Данилова монастыря золотыми буквами вписана в новейшую историю Русской Православной Церкви. Именно поэтому я считаю правильным, что важная круглая дата — 30-летие со дня открытия монастыря — сегодня так торжественно празднуется. Я хотел бы пожелать отцу Алексию, наместнику, и всей братии Данилова монастыря помощи Божией в дальнейшем совершенствовании, в развитии монашеской жизни, в восхождении от силы к силе, с тем чтобы Данилов монастырь, первый из возрожденных монастырей, во многом был первым и по силе молитвы, и по силе духовной жизни. Благодарю вас за внимание. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3326825.ht...

В отличие от Никитского монастыря — популярнейшего среди гостей Переславля-Залесского места, Данилов лежит в стороне от проторенных паломнических дорожек. И вы, наверное, почувствовали, какая у нас особая тишина. Это отмечают многие, кто сюда приходит. Возможно, отчасти это связано с тем, что Данилов был основан на кладбище ( см. справку ). Это особая тишина Великой Субботы, тишина тихого расставания с надеждой на встречу, с упованием на всеобщее воскресение. — Какой бы Вы хотели видеть свою обитель через пять лет? — Мне было бы радостно, если бы чуть-чуть увеличилось количество молодых послушников, которые пришли именно сюда трудиться и развивать обитель. Мне хочется, чтобы хор пополнился новыми голосами, чтобы пение было на два клироса, а монастырь занимался бы просветительской работой и в целом был бы культурным центром, в котором действует музей с экскурсиями, проводятся разные интеллектуальные и ­познавательные встречи, например молодежный киноклуб, читаются интересные лекции. Предпосылки к этому есть. Уже сегодня Данилов монастырь понемногу становится центром для базового богословского образования монашествующих Переславля. После указа Святейшего Патриарха Кирилла об обязательном базовом богословском образовании для монашествующих выяснилось, что у многих насельников мужских монастырей оно есть, а в женских обителях с этим сложнее. Поэтому сестры из Никольского и Федоровского монастырей Переславля приходят в Данилов слушать лекции на богословские темы. Мне кажется важным распространить практику таких занятий и на мирян, чтобы стимулировать их интерес к духовному образованию. Ведь чем глубже мы вникаем в богослужение, в его тексты, священнодействия и догматические смыслы, тем оно становится для нас более понятным и интересным. Вот возьмите, например, некое песнопение и поработайте с ним, разберите, где здесь подлежащее, где сказуемое, где придаточное предложение, в какой форме стоит глагол. Таблички окончаний должны быть у вас назубок, чтобы правильно определить, что это у нас: единственное, множественное число или редкое двойственное. И эти задачки нужно решать постоянно, чтобы выработать необходимые навыки.

http://patriarchia.ru/db/text/5873144.ht...

М. Зеленская//ДанБлаг. 1992. 1(2). С. 60-80; 2/3. Ч. 2. С. 59-80; 4. С. 85-96; Зеленская Г. М. Моск. Данилов мон-рь и Оптина пуст.: Из истории духовных связей//Там же. 2/3. Ч. 1. С. 59-70; она же. Несокрушимые духом: Судьба насельников моск. Данилова мон-ря//Памятники Отечества. М., 1992. 2/3(26/27). С. 109-115; она же. Художник В. Комаровский: 1883-1937//ДанБлаг. 1992. 4. С. 73-84; она же. Светильники горящие: Судьбы насельников моск. Данилова мон-ря 1920-х гг.//Там же. 1993. 1(6). С. 57-65; она же. Святыни Даниловой обители//Там же. С. 74-84; Зеленская Г. , Скибицкая Р. , Стрижев А. Прп. Серафим Саровский: К годовщине перенесения св. мощей//Там же. 1992. 1(2). С. 18-22; Макаров М. И. Даниловцы//Моск. журнал. 1992. 6. С. 43-47; он же. На Даниловской колокольне//Там же. 2. С. 44-49; он же. Из жизни правосл. Москвы XX в.: Воспоминания правосл. христианина. М., 1996; Еп. Амфилохий (Казанский-Сергиевский): 1818-1893//ДанБлаг. 1993. 1(6). С. 11-25; Св.-Данилов мон-рь: Посвящ. 10-летию возрождения обители//Там же. С. 2-96; Трубачев С. З. Традиции и преемственность в пении и колокольного звона моск. Св.-Данилова монастыря//Там же. С. 85-89; Церковь прп. Серафима Саровского в Св.-Даниловом мон-ре//Москва правосл.: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи. М., 1993. Янв. С. 54-56; Даниил (Сарычев), иером. Воспоминания//ДанБлаг. 1994. Вып. 6. С. 109-110; «Все могу о укрепляющеи мя Иисусе...»: Болящий Борис (схимонах Сергий): [Восп. совр.]//Там же. С. 111-126; Гостиничный комплекс Моск. Патриархии «Даниловский». М., 1994; Данилов мон-рь//Москва правосл.: Церк. календарь... М., 1994. Март. С. 80-90; Астрова А. В. Записки//ДанБлаг. 1994. Вып. 6. С. 104-107; [О мощах св. кн. Даниила]//Там же. С. 104; Потапова В. А. Дневник с духовными наставлениями и замечаниями на полях архим. Серафима (Климкова)//Там же. 1995. Вып. 7. С. 79-95; 1996. Вып. 8. С. 75-79; Даниловский мон-рь//Моск. старина: Фотоальбом. М., 1995. С. 220-225; А. Т. Панихида на могиле архим.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Кирпичное здание ворот украшено деталями из белого камня. В Смутное время монастырь был сожжен и разграблен. Уцелели только каменные постройки, возведенные еще при основателе монастыря Данииле. Нескоро после разорения монастырь, одновременно со всем Переславлем, начал возрождаться. Застраивали его в основном костромские мастера. Расцвет Троице-Данилова монастыря начался благодаря ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу: он открыл мощи преподобного Даниила, в монастырь снова начали стекаться паломники и пожертвования. Сохранился даже колодец, выкопанный основателем монастыря. 24 августа 1823 года Свято-Данилов монастырь удостоил своим посещением император Александр I. Нельзя обойти молчанием самых щедрых благотворительниц этого времени, которые для Данилова монастыря в XIX столетии были тем же, что князь И. П. Барятинский в XVII столетии. Это сёстры девицы Гладковы. В течение 50 лет при их жизни все работы по украшению и обновлению монастырских храмов и других зданий производились на их средства. Не один десяток тысяч рублей израсходован ими на это при их жизни, а по смерти своей они завещали капитал в 100 000 рублей на содержание монастыря и тем навсегда обеспечили его благоустройство. За декретом 1918 года об отделении церкви от государства 1 февраля 1919 года последовало постановление наркомата юстиции об организованном вскрытии мощей. Для этого в Переславле-Залесском в первую очередь выбрали Троице-Данилов монастырь. Раку с мощами игумена Даниила вскрыли в конце февраля, и в марте переславцы увидели произведённые при вскрытии снимки. Настроенного против Советской власти архиерея монастыря Дамиана в начале 1920-х гг. арестовали и вывезли из города. Вскоре в числе других был закрыт и Данилов монастырь. Последняя служба в обители состоялась 5 февраля (н. ст) 1923, а в течение двух последующих недель выселили всех монахов, которых было немного — около 20 человек. Мощи Даниила выдали группе верующих, взявших в своё ведение Тихвинский храм над воротами монастыря. Часть предметов искусства и старины стараниями директора музея М. Смирнова перешла в музей. А ковры, мебель и посуду братии забрали в коммунальный отдел города. Этому же учреждению должны были перейти и монастырские постройки, но через полтора месяца М. Смирнов добился передачи их музею. На территории обители трудами историка М.И. Смирнова был организован музей. В церкви Похвалы директор музея осуществил свою задумку — создал иконографический отдел, открыв его для посетителей весной 1926 года. С целью охраны были сданы в аренду два ныне не существующих фруктовых сада Данилова монастыря, тогда заключавших в себе 50 яблонь, 50 кустов терновника и большой малинник.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Наконец, в революционном 1917 году настоятелем Данилова монастыря назначили епископа Феодора (Поздеевского) . При епископе Феодоре Данилов пережил свою самую трудную пору — пору гонений и духовной победы над атеистическим режимом. Монастырь в ХХ веке [ править править код ] Послереволюционные годы [ править править код ] В 1919 году большевики закрыли обитель. Некоторое время в ней была зарегистрирована Даниловская приходская община, которой даже удалось подписать договор с Моссоветом об использовании для богослужений храма Святых Отцов Семи Соборов, Троицкого соборного храма, колокольни с храмом прп. Симеона и часовни. На этот момент собственно в монастыре подвизались шестнадцать монахов, но членов Даниловской общины насчитывалось гораздо больше тысячи человек. «Даниловцы» сыграли значительную роль в истории Русской Церкви. Их община стала центром притяжения для всех «тихоновцев» — последователей Святейшего Патриарха Тихона , который подвергался в то время гонениям как со стороны большевиков, так и со стороны обновленцев, стремившихся «вписать» Православную Церковь к идеологические реалии «нового мира». Так, «даниловцы» отказывались молиться за советскую власть. И большевики этого им не простили. Во времена СССР [ править править код ] К началу 1930-х годов «Покровская община» (так теперь официально име-новался Данилов монастырь) была самой многочисленной группой духовенства в столице. После архиепископа Феодора (Поздеевского), который почти все время пребывал в ссылках, обитель возглавляли архимандрит Герасим (Садковский) (ум. в 1920 г.), архимандриты Поликарп (Соловьев), Стефан (Сафонов) . Последним настоятелем в 1929—1930 годах был архимандрит Тихон (Беляев). Как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий». Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Помочь «Правмиру» Фонд EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Новости Данилов монастырь организует святочные гуляния и самую высокую в Москве ледяную горку 10 января, 2014. Новостная служба Даниловская горка станет «подарком москвичам от небесного покровителя нашей столицы, святого благоверного князя Даниила Московского. 10 января, ПРАВМИР. Святочные народные гуляния, посвященные празднованию Рождества и Новому году по церковно-юлианскому календарю, начнутся в понедельник у входа в Свято-Данилов монастырь Москвы, сообщает Интерфакс-Религия. Главным событием праздника станет открытие самой высокой искусственной ледяной горки в столице сообщили в пресс-службе обители. На церемонию открытия приглашены глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, олимпийский чемпион, хоккеист Владислав Третьяк, начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Сергей Крикалев, известный телеведущий Андрей Малахов и другие. По словам наместника монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова), Даниловская горка станет «подарком москвичам от небесного покровителя нашей столицы,  святого благоверного князя Даниила Московского.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ При рождении Тоне едва не поставили гемофилию, а теперь не знают, что с ней Подробнее Материалы по теме В Дагестане учительница спасла из горящего дома детей и пенсионерку 1 мая, 2024 Утверждены категории граждан, которые смогут оплачивать услуги ЖКХ без комиссии 1 мая, 2024 “Слово «смиряет» к нему вообще не применимо”. Пресс-секретарь Данилова монастыря - о нынешнем наместнике и будущем епископе 31 мая, 2019 В Москве отреставрируют три здания самого древнего столичного монастыря 14 ноября, 2018 СМИ: Полиция проверяет Данилов монастырь из-за сообщения о бомбе 26 сентября, 2016 Патриарх Кирилл: Даниловская обитель, открытая 30 лет тому назад, несет миру свидетельство о красоте духовного подвига 28 октября, 2013 Протоиерей Дмитрий Смирнов о праздновании Тысячелетия Крещения Руси: Подули ветры перемен 27 июля, 2013 Даниловский монастырь: о Гарварде, Интернете и жизни час за часом (+ фото + видео) 17 марта, 2012 Святой Даниил Московский: Миролюбивый князь 17 марта, 2011 В Дагестане учительница спасла из горящего дома детей и пенсионерку 1 мая, 2024 Утверждены категории граждан, которые смогут оплачивать услуги ЖКХ без комиссии 1 мая, 2024 “Слово «смиряет» к нему вообще не применимо”.

http://pravmir.ru/danilov-monastyr-organ...

Я лежу на холме, На холме стоит крест дубовый. Ой, горе ж мне. Летит ворон надо мною, Говорит мне таковы слова… Ой, горе ж мне. — Тридцать лет ты жил и три года. Так поди, взгляни, что ты заслужил. Ой, горе ж мне. За слова свои — тьму кромешную, За дела свои — муку вечную. Ой, горе ж мне. Что ты каркаешь, птица черная, Что пророчишь мне тьму кромешную? Ой, горе ж мне. Ты б летел себе к мертвечатине, Я хоть и лежу, но пока живой. Ой, горе ж мне. Может, взыщет нас всех Взыскание, Матерь Божия, Богородица. Ой, горе ж мне . Александра Павловна, живя с небольшими перерывами в Почаеве по два и по три месяца, попала в свою стихию. Такими родными показались ей Божьи странники, что ей захотелось стать на них похожей. Она стала проситься у своего батюшки и ее благословить на странствия, тем более что к этому времени она уже оформила пенсию и была свободна от житейских забот. Отец Памва не благословил матушку на странствования, разрешил только в Киев съездить, но монастырское послушание все-таки дал: — У вас в Москве открыли Данилов монастырь, там наверняка нужна помощь. Вернешься из Киева, найди в Москве Данилов монастырь, обратись к наместнику, попросись потрудиться, скажи, что тебя духовник твой, почаевский игумен Памва, благословил. — А что же я буду там, в монастыре, делать? Я монашкой-то быть не хочу, — встрепенулась Александра Павловна. — А кто тебе сказал про монашку? Данилов — мужской монастырь, долгие годы он был тюрьмой посреди Москвы. Представляю, в каком там состоянии сейчас храмы, нужна помощь в очищении от «мерзости запустения». Помнишь эти евангельские слова? — Да, батюшка родной, я Евангелие, как вы велели, каждый день читаю. Поняла: значит, нужно грязь выносить. Это я готова, благословите. — Ну так благословляю тебя ехать в Киев, поклониться святыням, а потом трудиться в Данилов в Москве, — напутствовал радостную Александру Павловну ее «родненький батюшка», к этому времени исцеленный заботами и молитвами своей сиротинки от тяжелого недуга. В «Матери городов русских» Александра Павловна пробыла недолго.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010