Вассиян сам писал в своём оправдании: „веси самь, Иосифе, и во св. правилах, что вдовцам чистым повелевают служити... А о селех не подобает монастырем сел держати; у соборных церквей у мирских повелевают св. правила земли держати, но не епископу ими владети, ни попом, но все церковное богатство ведати иконому и давать от него со епископля доклада причетникам церковным всем. А иноком не подобает богатствовати и земель держати, понеже отреклися сего всего“. Ркп. Синод. библ. 738. 77 Ист. иер. V. 211–213. Ркп. святцы: „преп. Нил начальник Сорского скитского жития на Белоозере, преставися в лет. 7016“. Так по старшему списку. В Отенских святцах: „преп. Нил, начальник Сорские пустыни скитского жития на Беле озере, преставися в лето 7016 (1508) априлия в 7 день“. Тот же месяц и число кончины – в святцах общ. ист. 231. и в третьем ещё списке. В словаре святых, стр. 214, днём кончины показано 7 мая, но едва ли это не день одной памяти, установленной по чудесному событию. 79 Предание или наставление преп. Нила напеч. в ист. иер. V, 214–236, но не исправно. Исправнее – новое издание: преп. Нила предание, М. 1849 г. Письма ещё не изданы. 80 Ркп. житие преп. Даниила у Толстого II, 296. Ундольского 301. Оно же с малыми переменами в степ. кн. 2, 218–236. В Русск. врем. 3 2, 303–315. Сочинитель жития, – ученик преп. Даниила, писал спустя 13 лет после кончины Даниила, след. в 1553 г. „Трем на десять летом минувшим, отселе же старец к Богу отъиде и нигде же ни от кого писано видех, ни слышах, о житии его, еже мнози в повестех похваляюще обношаху... Запрещения старча бояхся. Понеже, еще жив сый, по часту в поучении глагола нам, не повелеваше никому же самохотением писати о св. отцех, аще не извещен будет от Бога или от власти“. 81 На древней гробнице преподобного написано: „поживе лет всех мало вяще осмдесять... преставися апреля 7 1540“. Следов. родился 1459 г. 82 О. Свирелин (о начале Данилова монаст., стр. 6) пишет, что преп. Даниил „в 1490 г. по кончине преп. Пафнутия прибыл в Переславский Никитский монастырь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Греческий Николаевский мужеский, Ставропигиальный, 2-го класса степенью 26, в Москве в Китае городе, отданный в 1669 г. Царем Алексеем Михайловичем Архимандриту Иверского монастыря Пахомию за принесенную им точную копию с образа Иверской Богородицы. В нем две церкви: 1) Соборная двухэтажная, в верхнем этаже престол во имя Успения Божией Матери, а в нижнем во имя Николая Чудотворца; 2) над часовней во имя Св. Константина и Елены. Грозовский Иоаннобогословский мужеский, заштатный, Минской Епархии в местечке Грозове; построен в 1600 г.; в нем церковь соборная во имя Св. Иоанна Богослова; настоятельство Архимандричье. Давидова заштатная пустыня, Московской Епархии в 23 верстах от города Серпухова; построена в 1515 году при Великом Князе Василии Иоанновиче. В ней церковь Соборная во имя Вознесения Господня и другая во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Знамения Божией Матери, в которой почивают мощи Преподобного Давида, основателя сей пустыни. Далматов Успенский мужеский, 3-го класса, Пермской Епархии в городе Далматове; основан в 1644 г. Строителем Далматом. В нем церковь Соборная во имя Успения Божией Матери в верхнем этаже, а в нижнем во имя Рождества Христова; 2) во имя Св. Иоанна Богослова. Данилов мужеский, 3-го класса, степенью 4, в Москве за Серпуховскими воротами на берегу реки Москвы; построен в XIII столетии Св. Благоверным Князем Московским Даниилом Александровичем, сыном Благоверного Князя Александра Невского; потом при Царе Иоанне Васильевиче возобновлен. В нем церковь соборная двухэтажная, из коих верхняя во имя семи Вселенских соборов, в которой почивают открыты Св. мощи Благоверного Князя Даниила, преставившегося в 1303 году, марта 4 дня, а обретенные в 1652 года Августа 30 дня, а внизу во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Даниила Столпника; под колокольней церковь во имя Св. Симеона Столпника. – Монастырь сей управляется Архимандритом. Данилов мужеский, 2-го класса, степенью 16, Владимирской Епархии при городе Переславле-Залесском; построен в 1508 г. В нем соборная церковь во имя Святой Троицы с приделом во имя Преподобного Даниила Переяславского Чудотв., возобновленным и освященным вновь в 1813 году; в сем приделе почивают Св. мощи Преподобного Даниила, обретенные в 1652 году ноября 17 дня; служба сему Преподобному совершается в обители сей апреля 7-го в день преставления его (1510), 30 декабря в день свидетельствования мощей его и октября 16 дня в воспоминание преложения оных в новую раку. 2) Церковь во имя Похвалы Богородицы с приделом во имя Преподоб. Сергия Радонежского. В числе примечательных вещей в обители сей находится икона Тихвинской Богородицы, принесенная Преподобным Даниилом из Пафнутиева Боровского монастыря. В соборной церкви Св. Троицы на престоле одежда серебряная чеканная с позолотой; на ней изображены: тайная вечеря, положение во гробе, восстание от гроба Христа Спасителя и Успение Божией Матери, устроенная Г. Мещаниновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Во времена прп. Даниила Переяславского (1453-1540), возможно по причине запустения церкви свт. Николая, празднование памяти благоверного князя Андрея уже не совершалось. Прп. Даниил, уроженец Переяславля, хорошо знал устные предания о святой князе, посещал храм, где тот некогда служил пономарем, видел его могилу, вериги и образ и решил возобновить празднование его памяти. В 1539 г., находясь в Москве по делам обители, прп. Даниил испросил средств у малолетнего государя Иоанна IV Васильевича , своего крестника, и у митр. Иоасафа на обновление обветшавших переяславльских церквей во имя Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая. Прп. Даниил рассказал также царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого князя Андрея, и что ему ранее совершалась церковная служба, и получил благословение на освидетельствование останков святого. Вернувшись в Переяславль, прп. Даниил вскрыл могилу и освидетельствовал мощи князя, не вынимая их из земли: «Мощи его яко миром облияны видяхуся, яко благоухание некое испущающе... Власы бяху главни и руси, и велицы, и цели бяху и яко свет светяхуся, и ризы его... обретошася сверху главы и до ногу на едину страну яко скутаны бяху, на них же бяху пугвицы медяные» . Многие болящие получили исцеление от мощей святого. По донесению прп. Даниила из Москвы приехали архим. Чудова монастыря Иона (Собина) и протопоп Успенского собора Гурий, но они не поверили в святость князя и даже укорили Даниила в самовольном свидетельствовании мощей. Преподобный был сильно огорчен, он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей: управитель царских сел Иоанн Оклячеев сказал, что он исцелился от долголетней головной болезни после прикосновения к мощам святого князя; одна женщина из Переяс­лавля рассказала, что три года она страдала тяжелой болезнью горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытии мощей святого Андрея, она взяла кусочек бересты и проглотила его, тотчас почувствовала облегчение и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты от мощей святого исцелилась от продолжительной главной болезни. Но ни доводы преподобного Даниила, ни засвидетельствованные чудеса святого князя Андрея не убедили Иону и Гурия. Иона обратился к преподобному с такими словами: «Преосвященный митрополит ничего не сказал мне о святых мощах и не дал никакого приказания». Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празд­нованием.

http://drevo-info.ru/articles/28319.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского 3 марта 2021 г. 09:54 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  поздравил  председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина с 55-летием со дня рождения. «За годы трудов на различных должностях Вы явили добрый пример ответственного и самоотверженного служения Отечеству. Отрадно свидетельствовать, что накопленный опыт помогает Вам в решении непростых задач, стоящих ныне перед высшим исполнительным органом государственной власти», — говорится в послании Его Святейшества. Предстоятель Русской Православной Церкви особо отметил активные действия возглавляемого М.В. Мишустиным российского Правительства «в борьбе с распространением губительного поветрия», а также «принятые взвешенные и эффективные решения в этом направлении». Святейший Владыка выразил признательность главе Правительства за неизменную поддержку общественных инициатив Московского Патриархата и надежду на дальнейшее продолжение плодотворного соработничества ради утверждения «непреходящих нравственных ценностей, а также принципов мира, согласия и справедливости». Во внимание к особому вкладу в развитие церковно-государственных отношений и в связи с 55-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл удостоил М.В. Мишустина ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5780824.ht...

862 Князь Димитрий Иванович Жилка, сын вел. кн. Uoahha III , родился в 1482 г., женат не был, помер 14 февраля 1521 г. (П. C. Р. Л VI, 29, 263; VIII, 269. А. В. Экземплярскаго , Вел. и удельные князья сев. Руси, II, 116 стр., прим. 344) – Сохранились в архиве Данилова монастыря три грамоты на сельцо Будовское Старое: от апреля 1525 г. купчая игумена Даниила, в которой сказано: «а дали есмя двесте рублев да десять рублев пополнка, а купили есьма то сельцо теми деньгами, что дал к Пречистой Похвале и Всем святым по себе на село в вечный поминок князь Дмитрей Иванович, сын великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, полтора ста рублев, а к тому есмя прибавили монастырских денег шестьдесят рублев» (Добронравова, История Данилов монастыря, прил., 87), от 20 июня 1525 грамота вел. кн. Василия Иван. о пожаловании сельца Будовскаго (Тажм же, стр. 16–17), от 1 июня 1526 г. несудимая грамота митр. Даниила (Там же, стр. 5–6) – Село Будовское в 24 верстах к востоку от уезд. гор. Переяславля-Залескаго, стоит при речке Круглице. (Истор. статист. описание церквей и приходов Влад. епархии, II, 138–141). 867 Вероятно второе посещение вел. кн. Василием Данилова монастыря было то, о котором повествует летопись под 1516 г. в сентябре (П. С. Р. Л. VI, 280). 874 Точно неизвестны годы игуменства Иова (Строев, Списки иерархов, 667). Вероятно об этом путешествии говорится в Продолжении Нестора (стр. 278) так: «лета 7031 (1523) июля в 28 день пойде великий книзь с братиею с Москвы к Переславлю, да к Юрьеву, а к Москве прииде к Покрову». (Си. Свирелина, О нач. и устр. Пер. Данил. мон. 62–63, прим. Житие прп. Даниила 2, 31, прим. Едва ли впрочем справедливо это летописное известие здесь относится ко второму посещению вел. кн. Василием Данилова монастыря). 957 Путешествие это было в 1528 г. прсле филиповского заговенья (П. С. Р. Л. VIII, 272, XIII,1 пол., 46, Карамзин, VII, 383 прим.). 997 Село Сватково, при речке Кунье или, по древнему названию, Куньеме, Владим. губ. Александровского у. в 35 верстах от Александрова и в 9 верстах к северу от Троице-Сергиевой Лавры по Ярославскому шоссе. Упоминается впервые в XV в., в первой его половине (Истор. статист. опис. церквей и приходов Владим. епархии, вып. II составл. В. Добронравовым, стр. 460–463).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Теперь следует остановиться на писательских трудах митрополита Афанасия. Самым первым известным нам произведением, вышедшим из-под его пера, является Житие преподобного Даниила Переяславского. В. Ключевский дает такую характеристику ему: «К самым обширным и лучшим биографиям Макарьевского времени принадлежит Житие Даниила Переяславского, преставившегося 7 апреля 1540 года» 578 . С. Смирнов относит благословение митрополита Макария и повеление царя о написании Жития ко времени между 7 апреля 1553 г. и 7 апреля 1554 года 579 . Сам автор говорит следующее по этому поводу: «Многажды же в повестех глаголанно бе о сем старце и у самого самодержца благочестиваго и Великаго князя Иваня Васильевича, внука же Великаго князя Ивана Васильевичя стараго, такоже и у Пресвященнейшаго митрополита Макария, воспоминаемо бяше житие его, и писати намо повелеваху» 580 . Царское и митрополичье единодушие в этом вопросе вполне понятно. Для Иоанна Грозного преподобный – крестный отец; для святителя – духовный друг и постриженник того же монастыря преподобного – Пафнутия Боровского: «Бяху бо архиепископ Макарий [Новгородский, будущий митрополит – а. М.] з Данилом единыя обители пострижение имущи. Архиепископ же духовную любовь имяше к старцу и потребная монастырю посылаше» 581 . На последние годы жизни святителя, т. е. когда будущий митрополит Афанасий подвизался иноком в Чудовом монастыре, приходится его труд по составлению и редактированию Книги Степенной царского родословия. Исследователь этого памятника П. Васенко говорит о времени его составления: «Есть данные для предположения, что временем составления Степенной были 1560–1563 гг. Во всяком случае можно утверждать, что окончательная обработка Степенной относится к марту-декабрю 1563 года» 584 . Современная точка зрения – к 1560 г. Степенная книга была составлена, но потом до марта 1563 г. были внесены некоторые дополнения 585 . Чудовский инок под мудрым руководством святителя Макария явился преемником и продолжателем трудов первого русского историка, киево-печерского подвижника преподобного Нестора летописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Благочестие, сводящееся по преимуществу к внешности и формальности, к букве закона, известная узость религиозного воззрения бывает связана с нетерпимостью и фанатизмом, со склонностью выдвигать представление о Боге карающем и грозном, идею неумолимой справедливости; эта идея заслоняет идею милосердия; религиозное начало получает характер суровый и мрачный. Такие черты я не раз отметил выше в тех же житиях; они проявляются в безусловно отрицательном отношении к миру и особенно к женщине (напр. в житии Пафнутия Боровского), в многочисленных рассказах о карательном отношении святого к согрешающим и осуждении их, о тяжких наказаниях, постигающих грешников и на этом и на том свете, и т. п. (жития и чудеса Пафнутия, Иосифа, митрополита Ионы, Волоколамский патерик); но те же черты были не раз уже отмечены историками русской литературы и жизни в литературной и общественной деетельности Иосифа Волоцкого и его последователей. То же значение имеет одобрение, с каким некоторые из этих памятников относятся к насильственному обращению неверных и заблуждающихся (жития Пафнутия, Иосифа, Патерик); и совершенно такое же направление мысли проводил Иосиф, глава школы. Как далеко заходил он в этом отношении, слишком известно и из его собственных произведений („Просветитель» и отдельные послания, не вошедшие в состав последнего) и из других памятников, относящихся к вопросу о борьбе с ересью жидовствующих. Практическое направление мысли и деятельности, отражение которого мы находим в некоторых житиях, также составляет, как известно, характерную черту „иосифлянства» (в этом отношении из житий особенно обращает внимание анонимное житие Иосифа, освещающее утилитарный характер морали в данной среде). На почве этого практицизма основывалась и горячая защита иосифлянами (против заволждев) монастырского землевладения; признание законности его отразилось и в житиях данной группы (особенно Пафнутия, Иосифа; также Даниила Переяславского). Далее, близость к великому князю и его дому Пафнутия, Иосифа, Кассиана Босого и других преподобных данной группы, близость, о которой говорят их жития (та же подробность опять сближает с ними житие Даниила Переяславского), хорошо известна и из истории и была не раз характеризована: крепкая связь с великим князем и преданность его власти являются одной из видных особенностей в деятельности иосифлян; они пользуются услугами светской власти и в свою очередь служат этой последней, подчиняя ей церковь и церковные дела, нередко даже отодвигая на второй план высшие, чисто религиозные и нравственные интересы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

102 .  Макарий Глушицкий, третий игумен Дионисиева Глушицкого монастыря, скончавшийся около 1480-го года. О начале местного празднования (12-го Октября) ничего не может быть сказано 318 . 103 .  Косма Яхромский или Яхренский, основатель Космина Успенского монастыря, который находится в Юрьевском уезде Владимирской губернии, в равном расстоянии 40-ка верст от Юрьева и от Владимира, скончавшийся 18-го Февраля 1492-го года. О начале местного празднования ему ничего не может быть сказано. 104 и 105. Отроки Иаков и Иоанн Менюжские или Менюшские, скончавшиеся (вероятно: смертью мучеников) около 1570-го года, мощи которых, обретенные нетленными в конце XVII века 319 , почивают под спудом в церкви упраздненного Троицкого Менюжского или Менющского монастыря, находившегося в 40 верстах к юго-западу от Новгорода: в церкви этой, теперь приходской села Менюж или Менюш, с неизвестного времени был придел в честь отроков 320 . 106 .  Онуфрий Мальский, основатель упраздненного Мальского Рождественского монастыря, который находился в 4-х верстах от посада Изборска Псковской губернии, скончавшийся 12-го Июня 1492-го года. О начале местного празднования ему ничего не может быть сказано. Одна из двух приходских церквей, остающихся от его бывшего монастыря, посвящена его имени 321 . 107 .  Тихон Калужский (прежде – Медынский), основатель Тихоновской пустыни, которая находится в Калужском (прежде находилась в Медынском) уезде Калужской губернии, живший во второй половине XV века. Местное празднование (16-го Июня) установлено как будто не позднее времени Грозного (1533–1584) 322 . 108 .  Андрей, князь Смоленский, живший в правление вел. кн. Ивана Васильевича III (1462–1505). Выше мы говорили о неудачной попытке преп. Даниила Переяславского установить ему празднование. Но когда-то впоследствии (после 1539-го года, к которому относится попытка Даниилова) местное празднование (27-го Октября) было ему установлено. Неизвестно когда установленное местное празднование князю Андрею, во всяком случае уже совершалось до 1749-го года, ибо указом Переяславской Консистории от 14-го Августа сего года предписывается во всей Переяславской епархии поминать на божественных службах, – на литиях и отпусках, преподобных отец Переяславских чудотворцев: Никиту столпника, Даниила игумена и святого благоверного князя Андрея, см. Описание Переяславского Никитского монастыря свящ. А. Свирелина , М. 1878, стр. 71 fin.  XVI века:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вассиан Рыло, вероятно, в бытность игуменом Троице-Сергиевой Лавры (уп. 1455 до 1456) и архим. Спасским (1466–1467). См. выше, стр. 17, пр. 1. – вел. кн. Василия Ивановича. Фома; вероятный духовник. Первый из Благовещенских протопопов поселяется на духовниковом дворе. Забелин, История г.Москвы, I, 335– 336. Из летописи (П. С. Р. Л. VI, 197) известно, что в 1472 г. духовник вел. кн. Ивана III был протопоп вдовец. Может быть, это и был Фома. Сергий, вероятно, в бытность иноком Троице-Сергиевой Лавры (до 1483 г.), бывший потом архиепископом Новгородским. В Новгородском Трефологии собрания Буслаева сказано, не известно правильно ли исторически: «Сергий архиепископ, бывый прежде отец духовный великого князя, новопоставлен на архиепископство в Великий Новгород». Лет. Рус. Лит., III, стр. 72. Митрофан, архимандрит Андрониковский, 1504. С. Г. Гр. и Д. I, 144, стр. 400. Ему писал Послание преп. Иосиф Волоколамский. Чт. 0. И. и Др. 1847, I, отд. IV 923 ). Василий, протопоп Благовеющенский. 1523 г. С. Г. Гр. и Д. I, 150, стр. 417. – вел. кн. Василия Ивановича. Алексей, протопоп Благовещенский. 1533 г. П. С. P. Л. VI, 270–273, 275. XIII, 2 ч., 412–414. Феодор Бармин, протопоп Благовещенский. 1547–1548 гг. Действует при венчании Грозного на царство; поднимает народ против Глин- ских; постригается в Чудове монастырь. П. С. Р. Л. ХШ, 451 (ср. А. И. I, 41); 455– 456, 458. Соловьев, История, II кн., 41. –царя Ивана Васильевича Грозного. Андрей, протопоп Благовещенский, в монашестве Афанасий, впоследствии митроп. Московский. Вероятный автор Степенной книги и Жития преп. Даниила Переяславского. Как духовник Грозного упоминается с 1552 г. по 1564 г. Васенко, Книга Степенная царского родословия, 204–212 Смирнов, Житие преп. Даниила Переяславского, стр. IX–XII. Симеон, протопоп Благовещенский, в монашестве Симон. О нем в приписке на Служебнике XVI в. Волок. Б-ки 32 (83). Иосиф Опис. ркп. Волок. Б-ки, 9; арх. Леонид Духовники великих князей и царей Моск. Чт. О. И. и Др. 1876, I, 218. Мансветов, Митр. Киириан, 54, пр. 1. Голубинский, История, II, 1, 818, пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Родители преп. Даниила, в мире Димитрия, были из г. Мценска, но переселились в Переяславль Северный 80 . Здесь родился Димитрий в 1459 году. 81 . Ещё в юных летах он обнаруживал порывы души к строгим подвигам. Услышав при чтении жития препод. Симеона Столпника, что тот тайно обвил себя верёвкой для усмирения плоти, отрок отрезал себе конец верёвки, которой рыбаки привязывали к берегу ладью, – обвил ею стан свой и так крепко, что верёвка по времени стала въедаться в тело; родители увидели у спящего мучительный пояс и поспешили снять его. Воспитанный потом для жизни иноческой в Никитском монастыре у родственника игумена Ионы, он с братом своим Герасимом тайно ушёл в Пафнутиев монастырь. Здесь, приняв пострижение с именем Даниила, поручен он был опытному старцу Левкию. В послушаниях, посте и молитве провёл он здесь 10 лет и потом два года жил с блаж. Левкием в пустыни на р. Рузе 82 . По смерти родителей, блаж. Даниил возвратился в Переяславль; пробыв несколько времени в Никитской обители, поселился в Успенской обители, что на Горнцах; архимандрит Антоний, родственник его, зная чистоту его, убедил его принять сан священства. – К нему стали приходить на исповедь и за советами. Тут совершал он особенный подвиг любви к ближним: – умерших странников, убитых, замёрзших, утопших бедняков на своих руках переносил он в скудельницу; он просил и других сказывать ему, если увидят где застигнутого печальною смертью , и ночью шёл отпевать покойного. – Местом скудельницы владел немилосердый воин, дорого продавший услугу свою несчастным мертвецам и никогда не приглашавший священника для отпевания их. Преп. Даниил приходил сам, никем не прошенный, и совершал память о безвестно умерших. Так продолжал он не один год. По ночам, смотря из Горицкой кельи на скудельницу, он думал: сколько тайных рабов Божиих лежит, быть может, в этой скудельнице, попав туда только оттого, что не хотели они быть известными миру, ни при жизни, ни при смерти! Эта мысль особенно часто стала посещать его после того, как один странный человек, не сказывавший о себе, кто он, но часто находивший у Даниила в кельи покой себе, зимней ночью найден был им уже умершим и был похоронен в скудельнице. По временам преподобный видел на скудельнице огонь, и до слуха его доносилось оттуда пение. Игумен Никольский с своей стороны говорил ему, что и он видал и слыхал подобное на скудельнице 83 . – В нём родилась мысль построить храм в Божедомье. Пришли к нему три странника – иноки. Он открыл им мысль свою, рассказал о немом и о видениях. «Отцы советуют, отвечали старцы, если влечёт к чему мысль, по-видимому, и полезному, не выполнять её прежде трёх лет, поручив её воле Божией. Так поступи и ты, чтобы не трудиться напрасно». Даниил положил выполнить духовный совет. – По временам сильно желалось ему скорее исполнить свою мысль, душа горела и волновалась; но он сдерживал себя и ожидал воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010