Предисловие Время и обстоятельства написания Жития преп. Даниила. – Автор – Андрей-Афанасий. – Сведения о нем. – Редакция Жития I Рукописи первоначальной редакции. II Вторая редакция – «Сказание вкратце». III Проложная редакция – IV. Редакция строителя Александра. – Повесть о обретении мощей и ее редакции. – Чудеса преп. Даниила. – О приемах изданий. После кончины преподобного Даниила, 7 апреля 1540 г., его многочисленные почитатели понуждали неизвестного по имени самовидца святого старца написать житие его. Тот колебался. Прошло 13 лет, а житие не было написано. Тогда, на четырнадцатом году после кончины подвижника, следовательно, между 7 апреля 1553 г. и 7 апреля 1554 г., последовало приказание неизвестному написать житие Даниила. Приказание шло со стороны царя и митрополита, – царя Ивана Грозного, доводившегося преподобному Даниилу крестным сыном, и митрополита Макария, постриженика одной с преподобным Пафнутьевой Боровской обители и духовного друга переяславского подвижника 1 . Однако колебания не оставляли самовидца святого старца: то он смущался своим недостоинством, то не имел досуга, то боялся запрещения святого, который, «еще жив сый, некогда в поучении своем глагола нам – не повелеваше никому же самохотением писати повести от святых, аще не извещение некое будет от Бога, или от власти царския, или святительския, иже по Бозе повеленно будет по свидетельству». Прошло еще три года; внутренняя борьба и сомнение о том, писать или не писать, продолжались. Когда приближался четвертый год, последовало новое повеление от царя и митрополита. Тогда Житие преподобного Даниила было начато писанием. Следовательно, начало составления Жития нельзя относить раньше, как на семнадцатый год после смерти Даниила (с 7 апреля 1556 г. по 7 апреля 1557 г.). Автор собрал в свое повествование то, что видел сам, что слышал из уст преподобного, от учеников его и иных неких. Таковы сведения, которые дает предисловие к древнему Житию (см. стр. 3–6) 2 об обстоятельствах и времени написания последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

II. Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в Кремле Ростова Великого Верстах в 10 от Ростова, за озером Неро, в Воржской волости, есть небольшая деревенька, называемая Ангелово. Вблизи этой деревни в старину была густая роща, у опушки которой находилась усадьба князей Луговских. В конце XVI века на месте усадьбы был уже погост, в котором жил поп Сысой, и у этого попа около 1607 года родился сын, впоследствии митрополит Иона Сысоевич. О первых годах жизни Ионы не сохранилось никаких известий, и мы знаем его прямо уже иноком Угличской Воскресенской обители. Затем Иона был архимандритом Ростовского Белогостицкого монастыря, а позднее настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 15 августа 1652 года патриархом Никоном Иона был посвящен в сан митрополита и назначен в Ростов; при самом вступлении в управление епархиею он написал окружное послание к ростовскому духовенству. Иона Сысоевич вступил на кафедру во время того великого движения в русской церковной жизни, которое составляет отличительную черту царствования Алексея Михайловича и которое особенно стало заметно с возведением на патриарший престол новгородского митрополита Никона. Отречение Никона от кафедры, самовольный уход его в Ново – Иерусалимский Воскресенский монастырь и вмешательство оттуда в дела управления, и в то же время начатый уже пересмотр церковных книг, все это создало в среде правящего духовенства положение в высшей степени тревожное и неопределённое, которое и послужило причиной созыва многократных соборов. На всех соборах мы видим присутствующим и Ростовского митрополита Иону Сысоевича, без которого не было ни одного собрания как при Никоне, так и после Никона; без Ионы не предпринималось ни одного более пли менее выдающегося дела того времени. В первый же год своего поставления на кафедру, а именно через 4 ½ месяца, – 30 декабря 1652 года Иона выехал из Ростова в Переяславский Данилов монастырь, где свидетельствовал св. мощи преподобного Даниила Переяславского. Любопытен документ по поводу открытия этих мощей, сохраняющийся в Переяславском Даниловом монастыре: «И мы, богомольцы твои», – пишет Иона к патриарху Никону , – «мощи преподобного чудотворца Даниила в 18 день с молебным пением осмотрели подлинно; и мощи, государь, преподобного чудотворца игумена Даниила лежат вкупе, и одежда, государь, на нём иноческая; обвит мантиею и сплетен плетцами, а на главе куколь, и та, государь, одежда обветшала, и была, государь, буря велика по три дня, и как мы чудотворцевы мощи в седьмом часу нощи обрели и милостию Божиею и его чудотворными молитвами Бог дал тишину» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тайна князя Даниила Младший сын Александра Невского показал, что милосердие сильнее насилия 03.04.2014 525 Время на чтение 4 минуты Свято-Данилов монастырь является одним из уцелевших памятников эпохи мудрого правления князя Даниила Московского. Фото из открытых источников. «Имел он правителем над страстями своими разум...» Самая загадочная и недооцененная фигура русской истории - это младший сын Александра Невского, утверждает фильм, снятый в Свято-Даниловом монастыре. Между прочим, картина получилась на редкость актуальной. Почему? На вопросы корреспондента «Труда» автора фильма «Миротворец. Святой Даниил Московский» Сергей ДУБИНКИН. - Так почему эту документальную картину уже называют открытием? Что за тайна долгое время покрывала имя вашего героя? - Он - святой. Именно это многое объясняет и в том, почему в советские годы его фигура фактически оказалась под грифом «секретно». Да и в сюжете его жизни, которая не поддается обычной логике. - А что странного в жизни этого человека с позиций обычной логики? - Сами судите. Он - младший из четырех сыновей Александра Невского. Сиротой остался в раннем возрасте. Братья были не только старше его, но и более воинственны, честолюбивы. Казалось, ему уготована роль аутсайдера. Но именно он оказался успешнее всех. При разделе ему досталось самое малое и скудное княжество - Московское. И он укрепил его, расширил пределы, возвеличил. Причем происходило это в самое тяжелое для Древней Руси время, когда русские находились под ордынским игом. В пору повсеместной разрухи и оскудения Москва поднималась под руководством этого молодого человека. Он ведь и 42 лет не прожил, возглавив княжество в 10-летнем возрасте. А сколько сделал! Расширение и строительство Москвы с первыми ее монастырями, бескровное присоединение Переяславского княжества, городов Коломны, Серпухова, Дмитрова и других, увеличение численности населения в Московском княжестве в пять раз - вот лишь немногое из того, чего добился князь Даниил за столь короткое и неблагоприятное время. Это само по себе невероятно. Но еще удивительнее, как именно это достигалось. Ведь действия его никак не вписывались в жестокие законы того общества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

И. А. Шляпкин I. Жизнь св. Димитрия до 1688 г Рождение, воспитание, окружающая обстановка – Обучение – Пострижение Димитрия и положение тогдашнего духовенства – Посвящение во иеродьякона и иеромонаха – Отъезд в Чернигов и «Руно орошенное» – Поездка в Литву и епископ Феодосий Василевич – Пребывание в Слуцке и положение православия в Литве – Возвращение на родину и жизнь в Батурине – Переселение в Киев и начало Четь-Миней – Присоединение киевской митрополии к московской патриархии – Проповедь в годовщину смерти Гизеля – Вторичное игуменство в Батурине и новый гетман Мазепа. В декабре 1651 года в местечке Макарове, верстах в 40 от Киева 3 , по Житомирскому тракту, у рядового казака Макаровской сотни киевского полка 4 Саввы Григорьевича Туптала 5 и жены его Марьи Михайловны родился сын Даниил – будущий Святитель Ростовский 6 . Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей 7 и стоял в Макарове, после Белоцерковского мира, по распоряжению Богдана Хмельницкого и полковника своего Антона Ждановича 8 . Малороссия находилась еще под польскою державой, но гетман уже тянул к Москве: так в 1650 г. каневский полковник Савич ездил в Москву от Богдана 9 . И отец, и мать Даниила, люди еще не старые 10 , отличались большою набожностью, по свидетельству самого Дмитрия, да и сама жизнь тому способствовала: по всей Украине свирепствовали беспрерывные войны, год спустя после рождения Даниила было сильное моровое поветрие 11 , а известно, как усиливается религиозное чувство в годину общественных бедствий. В сам год рождения будущего святителя была война Радивилова 12 : гетман Ян Радзивил, после битвы под Берестечком, с литовским войском подступил к Киеву и сжег Подол. Надо думать, что и в Макарове житье было не спокойное. В 1654 г. сотник Туптало был на Переяславской раде, а в 1660 г. переселился в Киев под высокую руку Великого Государя Московского, в том же звании сотника. В Киеве у него родились три дочери: Памфилия, Феврония, Параскева, принявшие впоследствии пострижение и бывшие преемственно игуменьями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(1564–1566) Жизнь и деятельность Всероссийского митрополита Афанасия, преемника по кафедре выдающегося первоиерарха Русской Церкви XVI века – святителя Макария, освещена весьма незначительно в трудах по истории Русской Церкви 1 . Это вполне понятно, так как он был на митрополичьей кафедре всего около двух лет, т. е. в десять раз меньше своего предшественника. Кроме того, при нем не было Соборов, подобных тем, которые были в 1547, 1549, 1551 годах; наконец, он не занимался собиранием Великих Четьих Миней. Поэтому митрополит Афанасий оказался в некоторой степени затененным святителем Макарием. Между тем, его личность и деятельность заслуживают, несомненно, внимания и изучения вообще сами по себе и по отношению к митрополиту Макарию как предшественнику, в частности. Этому способствует накопившийся обширный источниковедческий и историографический материал по отечественной истории XVI века. С. И. Смирнов говорит, что митрополит Афанасий был «родом переяславец» 2 . В миру будущий святитель носил имя Андрей, был женат и служил пресвитером в одном из переяславских храмов. При этом он был духовным сыном преподобного Даниила Переяславского. Был случай, когда священник Андрей на пути из Москвы вместе с другими подвергся нападению разбойников, но избавился призыванием имени Преподобного. Однажды старец Даниил предрек ему: «Ныне христолюбивый самодержец избрание сотворяет о духовном си советьнице в бывшее место. Ты же, аще и не хощеши, но будеши тамо в предидущие лета». В житии добавлено: «Еж и бысть, по проречению его, в десятое лето по преставлении святого» 3 . Таким образом, преподобный Даниил предрек своему духовному сыну, что он будет духовником царя Uoahha IV . Необходимо отметить, что Преподобный вместе с Кассианом Босым, спостником преподобного Иосифа Волоцкого , был крестным отцом при крещении Иоанна Грозного. В одном памятнике читаем: «Се бо царь наш премудр разсуден, благо творя себе и сынови своему, избра приемников неленостных молитвенников състаревшихся в добродетелех. Оба бо мниси бяху прослуты в добродетелех; случи же ся обема быти от обители Пафнутья чюдотворца, еже есть в Боровску. Един бо священьства дар имеяй, иже в многих летех благоговение предстоя олтарю Господню и от основании въздвиже великую обитель Всех святых, еже есть в Переславле, всех святых прилежай добродетелей, всех странных и беспомощных погребите и упокоеваше достойно. И многыя его ради добродетели избран быв в таковое служение. Бяше же ко всему тих и кроток, яко же речеся: душа проста, благословенна от Бога. Сей убо Данил Преславьскы именуем» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

30. Пятница. Попразднство Рождества Христова. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) . Свт. Макария, митр. Московского. Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского. Служба мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Макария, митр. Московского , в соединении со службой попразднства (Б) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Слава в Вышних Богу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «По образу и по подобию...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученицы на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобной. По 3-й песни – седален мученицы, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. О кондаках мученицы и преподобной Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 304) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Солнце, Сыне...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-12/

7. Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. Прп. Георгия, еп. Мелитинского. Прп. Даниила Переяславского. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прп. Георгия, еп. Мелитинского, поется на великом повечерии в понедельник вечером (см. 3 апреля). Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе...». Примечание. «Повечерие же малое и полунощницу поем в келлиях. Канон мертвен гласа поем в гробнице» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). Утреня. Примечание. «Ко утрени знаменает в 4-й час нощи, молебнаго ради последования Акафиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди) : «Повеленное тайно...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения. После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе...». Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Невесто Неневестная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой. По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе...», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-20/

Закрыть День памяти Великой княгини Софии Палеолог Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова 20.04.2024 Время на чтение 10 минут Фото: biographe.ru Сегодня святая Церковь чтит память преподобного Георгия, исповедника, митрополита Митиленского (после 820), мученика Каллиопия (304), мучеников Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310), преподобного Даниила Переяславского (1540), преподобного Серапиона монаха, священномученика Аркадия пресвитера (1933), преподобномученицы Евдокии (1939). Сегодня день памяти супруги Великого Князя Иоанна III Софьи (Зои) Палеолог, отошедшей ко Господу в 1503 году. Софья Фоминична была племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога, убитого при взятии Константинополя турками. В 1467 г., когда Великий Князь Иоанн III овдовел, Софья жила в Риме. Папа Римский, уверенный, что свадьба русского Великого Князя и Софьи поспособствует приобщению Московского государства к унии, решил посватать ее за Иоанна. Однако брак этот имел совершенно иные последствия. Новая русская Великая Княгиня принесла с собой на Русь заветы и предания Византийского царства, некогда славного своей Православной верой и мудрым государственным устройством – симфонией светской и церковной властью. Кроме того, после падения Второго Рима от неверных, Софья передала права византийских государей, равно как и мессианское служение своему православному супругу – московскому Великому Князю и его будущим потомкам, создавшим новую твердыню Православия – Третий Рим. Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания русских земель, так и выработки русской национальной идеологии Третьего Рима. Видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие в качестве государственного герба Русского государства византийского двуглавого орла. В этот день 1885 года скончался историк Николай Иванович Костомаров.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/de...

Историю внутренней своей жизни отчасти открыл сам преподобный в послании к кн. иноку Вассиану, по настоятельной его просьбе. «Пишу к тебе, говорит он, показывая себя: – любовь твоя по Боге вынуждает к тому и делает меня безумным, чтобы писать тебе о себе. – Не просто и не по случаям надобно нам поступать, а по святому Писанию и по преданию св. отцов. – Удаление моё из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? Ей, ради её. – Я видел, что там живут не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению. Много ещё и таких, которые, поступая так, неправильно мечтают, будто проходят житие добродетельное... Когда мы жили вместе с тобой в монастыре (Кирилловом), ты знаешь, как удалялся я мирских связей и старался жить по священному Писанию, хотя по лености моей и не успевал. По окончании странствования моего пришёл я в монастырь (Кириллов) и вне монастыря, вблизи его, устроив себе келью, жил, сколько мог. – Теперь переселился я вдаль от монастыря, нашёл благодатью Божией место по мыслям моим, мало доступное для мирских людей, как сам ты видел. Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний; прежде всего испытываю заповеди Господни и их толкование, и предания Апостолов, потом жития и наставления св. отцов. – О всём том размышляю и что, по рассуждению моему, нахожу Богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя. В этом жизнь моя и дыхание. О немощи моей и лени возложил упование на Бога и Пречистую Богородицу. – Если что случается к мне предпринимать, и если не нахожу того в писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. – По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь. – Живёшь ли отшельнически или в общежитии, внимай святому Писанию и следуй по стопам отцов или повинуйся тому, кто известен как муж духовный в слове, жизни и рассуждении... Святое Писание жёстко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, а желает жить по своей страстной воле. Иные не хотят смиренно испытывать св. Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас писано, не должно быть выполняемо в наше время. Но истинным подвижникам и в древние времена и в нынешние и во все века слова Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро; заповеди Господни для них дороги более, чем золото и каменья дорогие, сладки более, чем мёд и сот» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Небольшое ныне село Левкиево восходит своим названием к одному из самых старинных монастырей Волоколамского уезда (в советские годы – название изменялось на Левтьево) — расположено в 14 км к югу от райцентра и 130 км западнее Москвы (в рижском направлении). В первой половине XV века в лесном земляном ските, у речушки Омутня (Мутня), впадающей в Рузу, проживал инок Левкий. Имя - Левкий, означает «Прииде на него Дух Господень». Никаких подробностей о жизни преподобного Левкия практически не сохранилось; вероятно, рукописи были истреблены в Смутное время, когда поляки разорили обитель. Примерно в 1476 году преподобный Левкий, постриженник Пафнутиева Боровского монастыря и бывший наставник преподобного Даниила Переяславского, по распоряжению Волоколамского владетеля, князя Бориса Васильевича Волоцкого (сына великого князя Московского Василия Тёмного) с целью охраны западных рубежей Волоцкого удела в период борьбы Москвы с Великим Новгородом, основывает Левкиев мужской монастырь, или Левкиеву Успенскую Пýстынь, чуть выше впадения р. Омутни в реку Рузу (в 32-х км к юго-западу от Волоколамского уезда, неподалеку от теперешнего села Середа, прежнее название – Стратилацкое). Небольшой зимний храм в честь Богоявления Господня был построен, вероятно, в XVII веке. Преставился преп. Левкий в конце XV века в глубокой старости (по преданию, 17 июля 1492 года) и был погребён в основанной им пустыни. Позже – мощи преподобного Левкия Волоколамского упокоились под спудом в действующем Успенском храме, и 9 марта прихожанами и жителями окрестных сёл отмечался как день открытия мощей и их перенесения. Нынешнее место погребения преподобного Левкия доподлинно неизвестно, но верующими установлен крест и могильный камень на предполагаемом месте захоронения преподобного, недалеко от фундамента Успенской церкви Монастыря. Сохранились два источника, открытые преподобным. К востоку от монастыря, в овражке, находится один из этих святых источников, по преданию, ископанный самим преподобным Левкием. Над ним с XV века всегда стояла часовня. С закрытием храмов в первой половине ХХ века не стало над источником и часовни. В 2000 году здесь была построена небольшая деревянная часовня-сень. Рубленный «в лапу» восьмерик из бруса покрыт скатной кровлей с возвышающимся над ней шпилем с восьмиконечным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=35381

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010