А потом оная бабка и в другой раз свиснула. И тот гад разполозся в рознь. И сняла его Нестора с угла, повела в избу. И в той избе взяв склянку с горелкою налила в чарку и шептала над чаркою и дала ему напиться, которую он и выпил. Того ж числа в полночь выводила его Нестора к мельничному ставу на двор и пускала его на латаках плыть против воды и плыл; а потом взяв его из воды стала над ставом и воткнув веретено тонким концем в землю, а на другом конце веретена, на котором прядывала в Георгиев день для волшебства, пускалась под небеса и сняла звезду и спустилась назад с тою звездою, которая подобием такова, как бывает полунощная ясная, и дала ему в руки подержать; а потом взяв от него пошла с ним в дом, и ту звезду положила в сенях под кадушку. Переночевав ту первую ночь, по утру налила горелки в чарку и наговаривала и дала ему пить, которую и пил. На другую ночь вывела его на двор в полночь и приказала смотреть на звезды, на которыя и смотрел. И показывались ему на звезде человеческия имена, у кого пропало и кем украдено. Бабка его Нестора и звезду снятую держала в доме своем целую неделю, и отпустила его в дом, а звезду пустила в небо». Консистория посылала нарочного за показанной бабкой Евдокеей Патерневой. Но в ответ сказано, что такой нет в Люботине. Нестор указал по именам соседей дома, где она живет. Но и в другой раз отвечали, что такой волшебницы не было и нет на месте. Консистория определила: «Как Нестор еще не совершеннолетний, то отослать его в Святогорский монастырь к архимандриту Фаддею Какуйловичу, и содержать его в монастырской работе неисходно, и смотреть, чтоб он никому никаких суеверных бредней не объявлял и действия никакого не чинил а ходил бы в церковь Божию для слушания чтения и пения и повся годно исповедывался и сообщался Божественных таин; а какого он будет состояния, в Консисторию репортовать». Припомним при этом отзыв англичанина Коллипса, жившего 9 лет в России при царе Алексее Михайловиче. «Черкасы, говорит он, очень преданы колдовству и считают его важною наукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Нынешний каменный храм построен в 1811 г.; в 1836 г. при устроении нового иконостаса он по желанию прихожан освящен во имя Вознесения Господня. Метрики храма начинаются с 1725 г. Число прихожан: в 1730 г. – 842 муж., 760 жен.3 (казаков – 245, подпомощников – 404, работников и подданных – 193), в 1750 г. – 1086 муж., 1022 жен., в 1770 г. – 1323 муж., 1226 жен., в 1790 г.– 1508 муж., 1496 жен., в 1800 г., – 1600 муж., 1610 жен., в 1810 г. – 1877 муж., 1904 жен., в 1830 г. – 2068 муж., 2173 жен., в 1850 г. – 1788 муж., 1875 жен. Приход по штату принадлежит к 3-му классу. Любопытно дело, происходившее в 1750 г., об одном из люботинцев, который выдавал себя за знахаря, способного узнавать дела сокровенные. Это памятник народных суеверий. В Харьковском духовном правлении мнимый знахарь показал: «Имя ему Нестор, отец его Леонтий бондарь, мать Евросиния, живут в харьковском полку в с. Люботине, и при них он воспитан; лет ему от роду 15; в церковь Божию ходил с правоверными; он упырь родимый; как скоро родился, то, по сказке его восприемной бабки Евдокеи Петренковой, у отца и матери просил пить; действует он ночью, в полночь встает, и идет к воде, и смотрит, и там видит одну звезду, на которой звезде, ежели у какого человека учинится воровство, покажется. Ивану Степанченку про пропалые его волы объявил, что Коротицкаго жителя прозвищем Игушка взяты в пашне, и атаман оные волы отослал в с. Березово в майдан и там велел искать, а что волы в монастыре, о том не сказывал». «Иван Степанченко показал, что волы пропали не у него Ивана, а у шурина его Пересечанского жителя Кирила Оробца, который ходил в Люботин и спрашивал у оного упыря о пропалых волах, и возвратясь сказывал он Кирил ему, Степанченку, яко бы монастырские люди волы его Кирила взяли и в конюшне монастырской содержат. Кирил Оробец сказал, что о пропалых у него волах упырь сказывал, оные волы люди монастырские переняли, и велел искать в конюшне монастырской. Но там не сыскались волы. А потом к нему упырю трижды приходил и за каждый раз велел он упырь ему Оробцу ночевать и рано сказывал по разным местам искать, на которыя он Оробец и ходил, токмо не сыскал. А после повел он сам Упырь его Кирила в московской лесок и на дороге схоронился.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ещё будучи молодым, в конце каждого лета приходил он в наш люботинский дом с тремя стопками книг – приносил школьные учебники сестре Галине, брату Виктору и мне. Поразительно мягкой души был человек, жалостливый, не раз видела слёзы в его глазах, но при этом сильный духом. В жизни Ивана был чудесный случай, о котором рассказала мне мама, а потом и сам Иван при нашей встрече. Это было в тот период его жизни, когда он уже похоронил отца, моего деда, но ещё не женился. Работая лесничим, однажды утром он шёл быстрым шагом на свою делянку по знакомой тропе, бежавшей то по лесу, то по травянистым склонам холмов. На одной из полянок увидел Иван незнакомого седовласого старика, сидевшего у тропы. Поприветствовал Иван дедушку и пошёл дальше. И вдруг тот окликнул его по имени: – Иван, присядь, поговори со мной. – Я на работу спешу, некогда, – попытался отговориться мой дядька. – Да я всё про тебя знаю, успеешь ты на свою работу, – продолжал неизвестный. Иван удивился таким словам, вернулся и присел рядом. Дед был одет по-старинному, с холщовой сумой через плечо. Он приветливо взглянул на Ивана и сказал: – Я хочу тебе подарок сделать. С этими словами старик достал из сумки большую старинную книгу. Была она без обложки, потёртой. Дед подал книгу Ивану. Дядя взял её в руки, раскрыл и увидел, что книга написана старинным шрифтом с красными буквицами. – Я не умею читать по-славянски, – признался Иван и протянул книгу, чтобы вернуть её деду. – А ты попробуй, – сказал старик. Иван стал всматриваться в буквы и вслух читать одно слово, потом второе и углубился в чтение. А когда оторвался, глянул вокруг, а деда-то и нет. Покричал Иван, покричал, да никто ему не ответил. Так он и пошёл на работу с этой книгой. «Я не умею читать по-славянски», – признался Иван и протянул книгу, чтобы вернуть её деду. – «А ты попробуй», – сказал старик Время было советское, и из-за церковных книг могли возникнуть неприятности, поэтому Иван никому её не показывал, читал дома вечерами, когда уже не ждал никого в гости. А рано утром, перед тем как уйти из дома, прятал книгу на чердаке. Многое он в ней понимал, но что-то ему давалось не сразу. Так, никак он не мог понять, что означает написанное: «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое». Когда Иван рассказывал об этой истории маме, то даже записал ей это изречение на маленьком листочке бумаги, который я держала в руках в те годы.

http://pravoslavie.ru/155807.html

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: " Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие " ( Дан. 9, 18 ). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира. При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа ( Дан. 2, 44 ). Пророческое видение о семидесяти седминах ( Дан. 9, 24-27 ) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий ( Дан. 12, 1-12 ). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского (память 9 июня) святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза. Иконописный подлинник Русь. 1502. Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1502 г. 62 х 101,5. Из пророческого ряда Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский музей (КБИАХМЗ). Кириллов. 1497. Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1497 г. 67 х 179. Из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ. Москва. Византия. 1300 - 1320. Прор. Даниил. Икона. Византия. 1300 - 1320 годы. 41 х 19. Монастырь Ватопед (Афон). Афон. XIV. Пророк Даниил. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в. Афон. XV. Прор. Даниил и три отрока. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

http://patriarchia.ru/db/text/908799.htm...

Мидийско-персидское владычество. Пророк Даниил во рве львином Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, а потом хотел даже ему одному поручить управление царством. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел, в продолжении тридцати дней, обращаться с просьбою ни к какому богу, ни к человеку, кроме самого царя. Если же кто нарушит это приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, как и прежде, не переставал каждый день молиться Богу и просить себе у Него милости. Враги его донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и принужден был разрешить бросить Даниила ко львам. На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему из рва: «царь! Бог мой послал Своего ангела заградить пасти львам, потому что я оказался чист пред Ним, и пред тобою, царь, я не сделал преступления». Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их. После этого царь Дарий написал приказ: «мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно». Пророк Даниил преуспевал и в царствование Дария и в царствование Кира Персидского. Он многое предсказал о будущем, что потом и сбылось. Даниил предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель: именно через семьдесят седмин , то есть через 490 лет. Он предсказал также, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв (Даниил 9, 23–27). ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию – «Книга прор. Даниила» ( Дан.1–14 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: – Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: – Господин! Вавилона я никогда не видал, и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, поднявши его за волосы, поставил в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум, и сказал: – Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: – Вспомнил ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил, и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место. В седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и, подошедши ко рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул царь громким голосом и сказал: – Велик ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного, кроме Тебя! И приказал вынуть Даниила, а виновников его погубления бросить в ров, – и они тотчас были съедены в присутствии его ( Дан. 14, 28-42 ). Даниил и три друга его достигли до глубокой старости. Святой Кирилл Александрийский и некоторые другие повествуют, что по смерти Навуходоносора и прочих царей, у которых были в чести Даниил и его товарищи, воцарился другой царь, по имени Камбиз. Узнав об их вере и будучи ими обличен в своем нечестии, он повелел отсечь голову сначала Анании. Азария же, подставив одежду свою, принял ее. Отсеченную же голову Азарии принял Мисаил, голову же Мисаила, подставив одежду, принял Даниил. Наконец, отсекли голову и Даниилу. Говорят, что по усечении их каждая голова пристала к своему телу и Ангел Господень, взяв тела святых, отнес их на гору Гевал и там они были положены под камнем. Чрез четыреста же лет, на день воскресения Господа нашего Иисуса Христа, вместе с некоторыми другими и сии воскресли и, явившись многим, снова почили ( Мф. 27, 52-53 ). Память их святыми отцами положено совершать за семь дней до Рождества Христова, потому что и они происходили из колена Иудина, от которого ведет свой род и Спаситель наш, и таким образом приходится по плоти сродником сих святых. Молитвами сих святых да устроит в мире житие наше Христос Бог наш, Которому слава со Отцом и Святым Духом во веки.

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил. За 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван царем Вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости и воспитать в роскоши при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать Божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоявших рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая его ( Дан.3:26–90 ). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («мене, текел, упарсин»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущный, и царство его несокрушимо, и Владычество его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевавшем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен Вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» ( Дан.9:18 ). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ( " Мене, Такел, Фарес " ), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, " потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно " . Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: " Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие " (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://pravicon.com/info-1742

Тут в пиршественную палату вошла царица — мать Валтасара. — Есть в твоем царстве человек по имени Даниил. В нем дух Святого Бога, — сказала она. — При дворе Навуходоносора он был главным мудрецом. Даниил может толковать загадочное и объяснять сны. Прикажи позвать его, и он раскроет тебе значение этих таинственных слов. Когда к Валтасару был введен Даниил, царь обратился к пророку с такой речью: — Слышал я о тебе, Даниил, что ты умеешь разгадывать тайны. Если сможешь прочитать и объяснить то, что здесь написано, то будет дарована тебе пурпуровая одежда, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь ты в царстве моем. Даниил ответил царю: — Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому, а то, что написано, прочитаю тебе и значение объясню. За то, что ты оскорбил Всевышнего, начертаны эти слова: мене, текел, фарес. «Мене» — значит исчислил Бог время твоего царства и положил ему конец. «Текел» — взвесил тебя и нашел очень легким. «Фарес» — значит разделил Бог твое царство и отдал его мидянам и персам. Слова пророка сбылись очень быстро. В ту же ночь войска мидян и персов во главе с персидским царем Киром вторглись в город Вавилон и овладели им. Валтасар был убит. Так пало «золотое» вавилонское царство. Его место заняло царство мидо-персидское — «серебряное», как предсказывал Даниил еще царю Навуходоносору. Содержание Земля обетованная Вавилон В царской школе Необыкновенный сон царя Друзья пророка Даниила в печи вавилонской Загадочные слова: мене, текел, фарес Пророк Даниил во рву с дикими львами Откровения Божии Новый Иерусалим Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/93483.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010