Прошение полков к Царю в мае 1711 года: «в прошлой зиме на Украину Хана Крымского с ордою, от прельщения воров Запорожцев легкомысленные люди многие его охранением к измене не допущены. А что Хан Крымский и воры Запорожцы склонили к измене вора Пляку и с Новосергиевскими жителями, и собрали в тот город таких же изменников многое число и оный город утвердя охраняли, склоняя и прельщая к измене по Украйне наш народ, а паче держали для свободного и себе на Украйну прихода, от чего не только наши слободские полки, но и Гетманские не без страха были: то когда он, Генерал-Майор, из Киевской губернии к нам возвратился и команду принял, и по указу Сиятельнейшего Графа Федора Матвеевича, отложа страх, в самое ненастное время собравшись, с драгунскими и солдатским полками и с нами, рабами Твоими, ходил под тот город, и без кровопролития взяли и крепость разорили, и будучие при том крепости орда и Запорожцы разбиты, и оная Ханская и воров Запорожцев надежда сближения к Украинским городам истребилась». Прошение подписали Полковники: Сумской Иван Кондратьев и Ахтырский Максим Осипов, Изюмского полка Наказный Полковник Даниил Быстрицкий; Обозные – Сумской Кондрат Морков, Харьковский Василий Ковалевский, Ахтырский Павел Гаврилов; Полковые Судьи – Харьковский Семён Афанасьев (Кветка), Ахтырский Леонтий Степанович (Лесевицкий); полковые Писари и Сотники всех полков; между – первыми Сумской Иван Романов, Ахтырский Александр Лесевицкий; из Сотников между прочими города Харькова Сотники – Иван Чигиринский и Иван Капустянский, Липецкий Иван Черняк, Циркуновский Иван Барабашев, Люботинский Самуил Смородский, Лебединские Иван Татаринов и Василий Штепа, Белопольский Степан Куколь, Краснопольский Михаил Черторийский, Изюмские Эсаул Михаил Пестичь и Сотник Михаил Могилка, Богодуховский Фёдор Павлов, Змиевский Иван Двигубский, Колонтаевский Григорий Боярский, Рублевский Василий Кобеляцкий и пр. О Запорожцах см. Скальковского «Ист. Сечи» Ч. 2, стр. 21, 25 – 28. О Новосергиевске «Матер. Судиенка» Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви Горно-Карловацкая епархия объединяет православные приходы на территории областей современной Хорватии — Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия и приход Мариндол на территории Словении, кафедра в г. Карловац. Название Горно-Карловацкая епархия было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей — епископ Герасим (Попович). Сербы на этих территориях поселись в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митрополит Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; ум. 1712) перенес кафедру в г. Медак ( совр. Лика). Через год австрийский император подтвердил полномочия митрополита Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сентября 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митрополит Афанасий переселил в Банию много сербских семей из Боснии и основал монастырь Комоговина, который просуществовал до середины ХХ в. Местные прокатолические власти стремились отделить Горно-Карловацкую епархию от Сербской Православной Церкви, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую, первым архиереем которой был епископ Стефан (Любибратич, 1728–1737). На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина; ум. 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католических праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в г. Северин близ Бьеловара, к которой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; ум. 16 марта 1743).

http://pravoslavie.ru/41366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМИРЬЕ Гомирье [серб. Гoмupje], жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится на севере Хорватии близ г. Огулин. Назван по с. Гомирье, существовавшему еще до расселения в этих местах сербов на рубеже XVI и XVII вв. Время возникновения мон-ря иногда связывают с митр. Дабро-Босанским Гавриилом (Аврамовичем; 1578-1588) (Српски jepapcu. С. 97). В диптихе Г. основание мон-ря отнесено к 1557 г. В нач. XVII в. в опустевшее Г. по просьбе серб. населения из мон-ря Крка пришли монахи Авксентий (Бранкович), Виссарион (Вучкович) и Мардарий (Орлович). Вероятно, именно с ними связано возникновение рукописи Евангелия учительного, переписанного в 1590 г. в мон-ре Крка, а потом долгое время хранившегося в Г. (Загреб, Исторический музей Хорватии. Ф. Гомирье, 1). К 1602 г. относится строительство деревянной ц. во имя св. Иоанна Крестителя. 27 сент. 1619 г. гр. Вук Франкопан дал мон-рю дарственную, а в 1621 г. он построил в мон-ре дозорную башню для предупреждения тур. нападений. С 1609 г. Г. подчинялся епископу с кафедрой в мон-ре Марча , его насельники неск. раз возглавляли кафедру, напр. Василий (Предоевич; 1644-1648). Когда в 1671 г. вместо правосл. епископа насильно был поставлен униатский, Г. стал центром сопротивления унии, насаждаемой австро-венг. властями. В этот период при мон-ре действовала школа. Еп. Карловацко-Сеньско-Приморский Даниил (Люботина ; 1713-1739), бывший до избрания игуменом Г., между 1718 и 1722 гг. заменил деревянный храм мон-ря каменным, с удлиненным основанием с полукруглой апсидой и узкой припратой, увенчанным крестообразным сводом, и освятил его в 1730 г. В 1719 г. он перестроил башню Франкопана в братский корпус. В 1747 г. на монастырском кладбище была построена часовня в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная митр. Карловацким Павлом (Ненадовичем ; 1749-1768). Разрушена в кон. XIX в. В XVII-XVIII вв. в Г. предположительно действовал скрипторий, снабжавший книгами церкви Горно-Карловацкой епархии. Известно имя переплетчика - мон. Феодор Гомирац. В 1771 г. в монастырской б-ке было 50 рукописных книг, к сер. XIX в. их число сократилось до 18. В авг.-сент. 1941 г. в Г. было изъято 14 рукописей 1-й пол. XVI - кон. XVIII в. С послевоенного времени это рукописное собрание Г. находится в Историческом музее Хорватии в Загребе ( Мошин В. рукописи Nobujechor мyзeja Хрватске и Копитареве збирке. Београд, 1971. 1. С. 16-17, 19-21, 24-25, 28-31, 43-44, 53-54, 74-78, 82-87, 101, 108; 7, 10-12, 16, 22, 24, 26, 38, 48, 71, 73, 79, 89).

http://pravenc.ru/text/166117.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-КАРЛОВАЦКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja], Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет правосл. приходы на территории таких областей совр. Хорватии, как Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия, и приход Мариндол на территории Словении, а также кафедру в г. Карловац. Название Г.-К. е. было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей - еп. Георгий (Попович). Сербы на этих территориях поселились в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митр. Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; † 1712) перенес кафедру в г. Медак. Через год австр. император подтвердил полномочия митр. Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сент. 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митр. Афанасий переселил в Банию много серб. семей из Боснии и основал мон-рь Комоговина, к-рый просуществовал до сер. ХХ в. Местные прокатолич. власти стремились отделить Г.-К. е. от СПЦ, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую. На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина ; † 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католич. праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине близ Бьеловара, к-рой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; † 16 марта 1743). 28 нояб. 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему правосл. приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашках, но вскоре оставил епархию. 24 окт. того же года имп. указом для правосл. приходов на севере этой территории был утвержден митр. Алексий (Андреевич, † 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Люботина; ок. 1660, с. Брлог, совр. Хорватия - 29.01.1739), еп. Карловацко-Сеньско-Приморский Карловацкой митрополии . Образование получил в Перое и в мон-ре Гомирье , где принял монашество и впосл. был игуменом. В 1708 г. как народный избранник сопровождал митр. Афанасия (Любоевича) на Собор в мон-ре Крушедол. В 1713 г. на Народно-церковном Соборе в монастыре Хопово избран епископом Карловацко-Сеньско-Приморской епархии, его кандидатура была утверждена 2 авг. 1713 г. (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). После смерти еп. Стефана (Любибратича) в 1737 г. управлял Костайницко-Зринопольской епархией. Вначале кафедра Д. находилась в Гомирье, но в 1721 г. он перенес ее в Плашки, где на подаренной правосл. общиной города земле построил деревянный епископский двор. В 1724 г. власти направили комиссию, чтобы отобрать у Д. землю и разрушить резиденцию. Но народ защитил епископа, прогнал комиссию, и кафедра осталась в Плашках. В 1718-1722 гг. заменил деревянный храм в Гомирье каменным, построил 7 церквей. Лит.: Mahojлo, прот. Карловачко владичанство. Карловац, 1891. 1. С. 276-303; Српски jepapcu. С. 157-158; Д. Српски ман-ри у Xpbamckoj и Cлabohuju. Београд, 1971. С. 45, 48, 50. Иеродиак. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Йованович; 1732-1805), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/171256.html

Представник ВЗЦС та Фонду культури та спадщини Загреб 11 грудня 2021 р. 10:33 9 декабря 2021 года в г. Загребе (Хорватия) заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и делегация Фонда поддержки христианской культуры и наследия во главе с исполнительным директором Фонда Е.И. Скопенко посетили Преображенский кафедральный собор Загребско-Люблянской митрополии Сербской Православной Церкви , где встретились с настоятелем собора протонаместником Боголюбом Остоичем и духовенством храма. Клирик Загребско-Люблянской митрополии архимандрит Даниил (Люботина) рассказал об истории и нынешней жизни прихода. Преображенский собор пострадал от землетрясения в 2020 году, в связи с чем в настоящее время в нем проводятся реставрационные работы. В сопровождении клирика Загребско-Люблянской митрополии иерея Михаила Жикича гости посетили кладбище Мирогой, где осмотрели захоронения русских эмигрантов и посетили православные часовни — сербскую часовню святых апостолов Петра и Павла, а также воздвигнутую в 1928 году в русском архитектурном стиле часовню Воскресения Христова, в которой протоиерей Николай Балашов совершил заупокойную литию по покоящимся на кладбище российским соотечественникам. В Посольстве Российской Федерации в Загребе состоялась встреча протоиерея Николая Балашова и Е.И. Скопенко с Чрезвычайным и Полномочным послом России в Хорватии А.А. Нестеренко. В состоявшихся посещениях принимали участие настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев и члены делегации Фонда. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5871399...

Творчество Татьяны Шороховой неотделимо от её, столь значимо сложившейся, судьбы. Присутствие в её стихотворениях автобиографических мотивов, с ноткой ностальгии по родным и любимым местам, говорит о влиянии на её поэзию жизненных обстоятельств и перемен в судьбе. И потому интересен авторский поэтический анализ основных вех её жизни в лирико-биографическом триптихе «Родины мои» («Выход»). Отмечу, что далее в тексте статьи по этой теме приводятся строки из этого сборника. «Родинами» она считает свою малую родину – город Люботин в Харьковской области, где родилась и где прошли её детские годы; Крым и город Тосно в Ленинградской области. Все они стали для неё «отечествами», потому что по-отечески мудро учили знанию различных сторон жизни; обогащали духовный мир новыми впечатлениями и осмыслением увиденного, тем самым вдохновляя на творчество. И первое «отечество» вспоминается ею с необыкновенной теплотой и лаской: Первое отечество. Луг цветущий. Реченька. Люботин. Младенчество. Органичное целое в натуре Татьяны Сергеевны – талант; личность, как творец и человек имеют своё происхождение из детства – в нём истоки её творческого мировосприятия; то, что было заложено в душе самым дорогим человеком – мамой. Она вспоминает в своём жизнеописании: «Поэтическим творчеством я обязана маме, через неё и был мне передан Божий дар. Мама была очень одарённым человеком – живой родник народного слова». Очень дороги её сердцу, хранимые в памяти, милые и трогательные моменты детства: «Сердечнейшая метка крова/Домашний коврик лоскутовый»; как «клеверным настоем/Дышали щёки, волосы и руки» и как «ходили мы в панамах». Проникновенно пишет она о чувствах и впечатлениях детства, о значении пережитого в нём. И как важно сохранить в душе и пронести «через годы» юную чистоту и свежесть чувств; готовность к восприятию и открытию мира, и себя в нём, и «к былому прильнуть», чтобы восстановить свои душевные и жизненные силы. Вторым «отечеством» для Татьяны Шороховой стал Крым, где прошли её юность и годы учёбы в Симферопольском государственном университете, и где она состоялась в своей профессии как историк.

http://azbyka.ru/fiction/dusha-i-slovo-s...

Этот интерес к военной истории, конечно, сложился ещё в детстве. Неудивительно, что данные автобиографические записки я назвала «Война-спутница»: прикосновений войны к моей душе было много. Одни из них связаны с судьбами моих родных, другие – друзей, соседей, сотрудников, а то и случайных знакомых. О нескольких таких эпизодах и хочу поведать – просто, не витиевато. Чтобы было понятно, к какому времени или месту относится то или иное повествование, сообщу следующее. В середине войны мой отец Сергей Ксенофонтович Шорохов, 1926 года рождения, проживавший в деревне Вислая Поляна Тербунского района Липецкой области, был призван в армию, но на фронт не попал по малолетству. После окончания школы водителей в городе Рыльске Курской области, он был направлен в воинскую часть, занимавшуюся разминированием освобождённых территорий: вывозил неразорвавшиеся бомбы, мины, снаряды к местам спланированного подрыва. Помню его рассказы о том, как сапёры осторожно укладывали в кузов на песок неразорвавшуюся бомбу либо снаряд, которые он потом медленно-медленно вёз по полю к приготовленной для взрыва воронке… Мама, Матрёна Николаевна Белова, 1928 года рождения, оказалась в 1941 году в оккупации под Харьковом, где, как известно, шли тяжёлые бои. Во время сражения на Курской дуге их маленькое поселение под городком Люботин – коммуна в несколько бараков – оказалось на нейтральной полосе и простреливалось с двух сторон фронта. Выжили чудом, пересидев эти страшные дни в подвалах. Мамины воспоминания о войне «На нейтральной полосе» были записаны мною ещё при её жизни в 2002 году и опубликованы в альманахе «Родные просторы» (Санкт-Петербург). Жизнь нашей семьи географически протекала в трёх местах, отсчитывая от года моего рождения: город Люботин Харьковской области (1956–1966), посёлок Гвардейское (Сарабуз) севернее Симферополя (1966–1988), город Тосно в пятидесяти километрах от Санкт-Петербурга (от 1988 года). Мои родители похоронены в Тосно на новом кладбище. В северную землю с разницей в десять лет (отец в 1994м, мама в 2004 году) легли подростки военного времени.

http://azbyka.ru/fiction/vojna-sputnica-...

Подпишитесь на наш Телеграм Собрали на Планете даже больше чем планировали:  334 тысячи рублей  пойдут на обучение добровольных лесных пожарных Сибири. Спасибо всем кто участвовал! Работаем дальше, ищем новые источники для финансирования нашей работы: написала две заявки на президентский грант (результаты 20 октября), пишем еще несколько заявок в разные места. Если у вас есть кому замолвить слово, самое время сделать это Аншлаг на лектории: послушать Андрея Десницкого  про типичные ошибки толкователей библейских текстов  пришло больше 50 человек, стульев не хватило. К сожалению, запись лекции пока недоступна, будет завтра  вот тут . Очень рекомендуем придти в понедельник 12 октября на лекцию о. Феодора Людоговского  о том, как готовиться к причастию   (провокационное название «Традиция против здравого смысла» отражает идеи о.Феодора на этот счет). Как обычно, можно придти очно или участвовать онлайн. Чтобы качественно снимать и монтировать наши замечательные лекции, мы ищем волонтеров для работы с видео Грустно, когда в записи только «говорящая голова», пусть и очень умная. Готовы —  записывайтесь . Много радостей и много трудностей в фонде, как обычно: — пришел  привет от Маши , которой мы 3 года назад помогли удалить опухоль — контрольное обследование не выявило проблем, — собрали деньги для троих подопечных —  Амира Зигншина ,  Иры Люботинской  (ох, как это было долго!) и  Ольги Моисеевой . Увы, вместо них появилось три новых подопечных, очень непростых:  Ира Абрамова , которой срочно нужен кардиостимулятор,  Ибрагим Сулейманов  с онкологией, и малышка  Тоня Галяпина  — ей собираем 2,8 миллионов рублей (!) на трансплантацию печени. Просим ваших молитв и участия. «Тяжелая артиллерия» благотворительного фонда — добавить в просьбу о помощи фото младенца. Но Тоня и правда ужасно милая, правда? Пожалуйста, помогите. А еще подготовили  отчет за сентябрь  (спасибо доблестной Марии Телепневой за целый день сидения над цифрами) и  завершили сбор средств на школьные принадлежности  — остаток в 40 тысяч рублей будем потихоньку расходовать в течение года.

http://blog.predanie.ru/article/trudnost...

…Помню фотографию круглолицего матроса в форме и с надписью на белой бескозырке – «Черноморский флот». Эта черно-белая фотография, увеличенная с маленькой в 1960-х годах каким-то захожим фотографом-кустарем, висела в доме мамы, где бы ей ни приходилось жить – в Люботине ли под Харьковом, в Сарабузе ли под Симферополем, в Тосно ли под Ленинградом-Петербургом. В детстве я подолгу смотрела на дядю Тимофея и всегда удивлялась, как они похожи – он и моя мама, брат и сестра. «Когда Тимоша пришел с войны, я надела его бескозырку и бегала в ней целый день – то за водой на криницу, то в огород, то к соседям... И так мне было радостно, что братик живым вернулся, не калекой, так на вид мне тогда показалось. Да только жить ему оставалось совсем немного», – вспоминался мамин вздох сквозь утихомиренную послевоенными годами скорбь. Букет… Я знала точно, что обязательно найду в Севастополе цветы и отдам их той воде, из которой в 1944-м сердобольные люди выловили восемнадцатилетнего матроса Белова Тимофея Николаевича, чудом оказавшегося на плаву с легкими, полными осколков. Сколько нашей беловской кровушки вылилось тогда в Черное море у берегов Севастополя, Бог весть… Сколько нашей беловской кровушки вылилось тогда в Черное море у берегов Севастополя, Бог весть… «Все погибли, когда катер-тральщик подорвался на мине, – рассказывала мама. – Он сразу ко дну пошел. А Тимоша живой остался, потому что на сигнальном мостике стоял, его да-ле-ко взрывной волной отбросило. Как от немца Севастополь освободили, он и попал туда служить сигнальщиком. А воевать Тимоша добровольцем пошел – сразу после Курской битвы, когда выбрался по немецким тылам из-под Харькова, где мы жили в оккупации. Совсем юным был, но в армию братика взяли. Его тогда и обучили на сигнальщика. Направили служить в Севастополь, на тральщик – надо было очищать бухты от неразорвавшихся бомб, снарядов, мин». Через три года, в 1947-м, Тимофей Белов умрет в госпитале под Харьковом. В нашем семейном альбоме хранится фотография: госпитальный двор, залитый солнцем; санитарочки вокруг гроба; рядом с ними – еще один мамин брат, дядя Данюша, тоже израненный, но проживший после войны долгую и честную жизнь. Когда я смотрела в детстве на это фото, мне всегда казалось, что хоронят подростка.

http://pravoslavie.ru/121043.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010