Священник Алексей Титов, на настоящем месте с 1872 г., состоит законоучителем народного училища. Священник Иоанн Стефанов, на настоящем месте с 1900 г., состоит законоучителем местной церковно-приходской школы. Диакон Петр Синявин, на настоящем месте с 1896 г., состоит учителем местной церковно-приходской школы. Псаломщик Григорий Торанский, на настоящем месте с 1897 г. и псаломщик Дмитрий Капустянский, на месте с 1897 г. Церковный староста крестьянин Савелия Бутенко с 1903 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. На территории Люботина до наших дней сохранилась самая старая церковь города - Свято-Вознесенский храм. Эти стены помнят и визит Государя Императора Александра І, и многие другие события истории города. В 1741 году по прошению Харьковского полкового судьи Александра Черноглазова разрешено было построить храм во имя святой великомученицы Параскевы в с. Люботин. Но храм сей вскоре после того сгорел, и взамен его построен новый в 1750 году, тоже деревянный. В 1801 г. штат церкви состоял из двух священников, 1 диакона,2 дьячков и 2 пономарей. В 1805 г. был заложен каменный фундамент под новую церковь св. Параскевы. В 1811 г. строительство было закончено, и храм был освящён. Освящение вновь построенного храма св. Параскевы было произведено 18 сентября 1811 г. епископом Слободско-Украинской губернии Христофором Сулимой. Новый иконостас был устроен в 1836 году и в этом же году храм был переосвящен во славу Вознесения Господня. Новый иконостас был устроен в основном на пожертвования местных помещиков и крестьян. Фактически каждый гражданин в силу своих возможностей помог храму. 1 августа 1820 г. проездом из Харькова в Полтаву здесь слушал литургию Государь Император Александр І. По окончании литургии император был на водоосвящении при колодце, близ церкви, во дворе помещика Петровского. После водоосвящения Государь обедал в квартире, приготовленной близ церкви. Священникам подарил 1000 рублей ассигнациями и столько же хозяину-мужику за угощение. В память о визите Государя Императора благодарные люботинцы в 1851 году сделали бронзовую вызолоченную большую доску, с приличною рамою, под стекло, и поставили ее в церкви. На доске текст следующий: «В благодарную память, что в сем храме возносилась некогда молитва высокого помазанника Божия, Благочестивейшего Государя Императора Александра І Благословенного. Жители Люботина никогда не забудут сего Высокого посещения и передадут потомству». До наших дней памятная табличка, к сожалению, не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=03849

Источник: Слобода Люботин на р. Люботинке, в 20 верстах от Харькова и в 23 от Валок. Нынешний каменный храм построен в 1811 г.; в 1836 г., при устроении нового иконостаса, он, по желанию прихожан, освящен во имя Вознесения Господня. На устроение нового иконостаса крестьянин Иван Вовченко пожертвовал 2000 руб. ассигнациями. Пожертвования других замечательны и по обстоятельствам... Так супруга помещика Василия Абазы Татиана пожертвовала 4000 руб. ассигн. по случаю болезни ея, и ея болезнь вскоре после того кончилась. Казенный крестьянин Григорий Даниленко пожертвовал на иконостас 500 руб. ассигн. Случай, возбудивший его к этому,- внезапная смерть двух сыновей, постигшая их в один день. Казенный крестьянин Тарасий Кононенко пожертвовал в 1838 г. на серебренную вызлощенную ризу, сделанную по заказу в Москве на икону св. м. Параскевы, 270 руб. и на хоругви 600 руб. ассигн. Эта благотворительность пробуждена была тем, что семейство Кононенка, заключавшееся в жене, 2 сыновьях и 3 дочерях, вымерло от чахотки в один год... В Люботинском храме есть древняя курская икона Знамения Божией Матери, к коей жители Люботина издавна притекали и притекают с особенным благоговением и верою. Особенно 1847 и 1848 г. - гибельное время холеры, доказало, до какой степени Люботинцы благоговеют к Божией Матери; целые два месяца не умолкало молебствие по домам и распутиям, св. икону носили везде, гдте только можно было ходить, последняя хижина сего прихода не лишалась присутствия св. иконы, и, благодарение Господу Богу и Его Пречистой Матери, - приход, по числу душ его, мало потерпел утраты. Все прихожане единодушно согласились в память избавленья от страха смерти совершать на всегда в воскресные дни пред божественною литургиею молебствие пред св. ликом Божией Матери. Это и выполняется. Устное предание полагает существованию сей иконы около ста лет; в храм внесена она бывшим в 1820 г. при Люботинской церкви священвиком Феодором Литинским, а к нему поступила от родственницы его помещицы Фесенковой.

http://sobory.ru/article/?object=03849

Евфросинии он служил в Спасском монастыре. Рассказывают, что Игумения не встретила и не проводила его, а только подошла —135— 1875 г. в церкви к благословению, после чего ушла к себе. Он же осматривал монастырь и Училище в сопровождении монахинь, после чего и уехал в город!... Прелестная Залучеса также сиротеет без Вас. Преосвященному Викторину не нравится ее пустынное местоположение и отдаленность от города. Он намерен остаться на лето в Витебске и довольствоваться своим городским садом. Все мои, т. е. служащие при училище и воспитанницы, просят Ваших святых молитв и благословения и просят принять изъявление их глубочайшего почтения». 28-го ч. в среду в 9-ть часов утра выехал я, в сопровождении Кафедрального Ключаря, из Харькова с целью обозрения церквей. Путешествие мое по епархии продолжалось до 17-го июня. В продолжение трех недель мною обозрено было в уездах Харьковском, Валковском, Ахтырском, Лебединском, Сумском и Богодуховском, два монастыря и 90 церквей; причем совершено 10 литургий и одно освящение храма; осмотрено одно духовное училище и несколько церковно-приходских и народных школ. Вот некоторые подробности этого первого моего путешествия по новой, мне вверенной, епархии. Первое, встретившееся мне на пути, село было Песочино, в 10-ти верстах от Харькова. Название села заимствовано, очевидно, от окружающих оное песков. Церковь каменная во имя Вознесения Господня. В алтаре на южной стене заметил образ Лоретской Божией Матери; вокруг изображения Богоматери в малых медальонах изображения, или, точнее, портреты разных фигур – польских и французских королей. По всей вероятности, этот образ принесен из-за Днепра черкасами – первыми поселенцами по берегам речки Безчереватой, при которой расположено село Песочино. Далее следовало село Люботин, известное своими грушевыми рощами. Люботинские груши, в сушеном виде, распространены едва ли не по всей северной России. Люботин довольно многолюдная слобода; в ней около 3000 душ обоего пола. О Люботине сохраняются сведения, что там был Петр I, когда спешил из Азова чрез Харьков —136— 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основатель монастыря, полковник Григорий Иерофеевич, в своей бумаге 1678 г. писал: «Исполняя намерения свои о заведенном монастыре всемилостиваго Спаса и тут же Великомученика отдает он землю. По свидетельству архимандрита Варлаама, полковник и старшины Харьковского полка вместе с тем, как испрашивали благословение у м. Мисаила на строение обители, просили благословения построить храм Преображения Господня и другой, теплый, с трапезою братскою, во имя в. м. Георгия, и соответственно тому дана была митрополитом грамота. Мысль и желание харьковских полковых старшин относительно сего храма понятны: они желали иметь в боевой своей жизни молитвенником и помощником того, который сам был воином и именуется победоносцем. Существование деревянного храма в. м. Георгия в Куряже видно и по грамоте 1687 г. По записи 6 авг. 1709 г. «Пантелеимон Яковлевич, харьковский житель» дает в Куряжский монастырь «на строение каменной вновь строящейся, Церкви св. в. м. Георгия, 20 рублей, такожде и цены полкаменя на печь малеванную в трапезу», а кроме того, хутор с угодьями, состоящий на люботинской земле. Следовательно, видимый ныне каменный храм в. м. Георгия с трапезным корпусом существует с 1709 г. Древний антиминс, освященный в 1759 г. для Куряжского храма в. м. Георгия, дает видеть, что в это время храм сей был возобновляем " . В заключение прилагаем копии с грамот и некоторых записей куряжских. 1. Лист полковника Григория Иерофеевича Донца 1678 г. августа 17 о назначении люботинской мельницы Куряжскому монастырю. «Великодержавнаго Благочестиваго Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца я полковник Григорий Ерофеевич Донец вест-но чиню всем, о сем кому колвек будет ведать в полку нашем Харьковском, же зостаючи я на полковнитстве Харьковском по указу Его Царскаго Пресветлаго Величества Алексея Михайловича, всея России Самодержца, яко дано мне ведать о всем в полку Харьковском, сведал; которое то дело прилучилось неподобное еще за Полковника Федора Репки в полку нашем Харьковском, убийственное; же Левко Жигалка да Омельян мельники, жители гавриловские, позабивали из Белгорода служивых детей боярских идучих из службы з под Валок, котораго то забойцу однаго поймавши, Левка Жигалку мельника, полковник Федор Репка казал разстрелять в городе Харькове; а Омельян мельник убежал, где он знал.

http://sobory.ru/article/?object=33147

Далее следовало село Люботин, известное своими грушевыми рощами. Люботинские груши, в сушёном виде, распространены едва ли не по всей северной России. Люботин довольно многолюдная слобода; в ней около 3000 душ обоего пола. О Люботине сохраняются сведения, что там был Пётр I, когда спешил из Азова чрез Харьков под Полтаву; а Император Александр I, по пути также в Полтаву, слушал в здешнем храме 1 Августа литургию и после оной ходил на водоосвящение к колодцу. Церковь в Люботине очень благолепна. По осмотре заходил в дом священника Лобковского, который вместе и благочинный. В 4 часа пополудни прибыл я в г. Валки. Название Валок взято с вида местности волнистой или холмистой, среди которой расположен город. Весной и летом этот город представляет живописный вид; он весь погружён в фруктовых садах. Население его простирается до 10 т. душ обоего пола. Всех церквей в городе 6, в том числе и кладбищенская. По приезде в Валки, я слушал в своей квартире, в доме соборного Протоиерея Солодовникова 259 , всенощную службу, а на другой день, 29-го числа, соборне совершал литургию. После обедни, напившись чаю, обозревал городские церкви. Из городских священников обратил на себя моё внимание священник Георгиевской церкви П. Будянский 260 , отличающийся способностью писать проповеди. Его имя известно даже в печати; он составил Летопись Верхохарьковского Николаевского девичьего монастыря, при котором прежде был священником, с 7-го Октября 1845 г. по 7 Октября 1870 г. Летопись эта напечатана в Харькове. в 1870 г. В Валках сохраняется память о прежнем настоятеле собора, Протоиерее Василии Снесареве. Это весьма замечательная личность. Сын соборного звонаря, родившийся 1 Января 1756 г., в отрочестве пас стадо овец своего отца; 16-ти лет поступил в Харьковский Коллегиум; по окончании здесь курса, отправлен был в Нежин для практического изучения Греческого языка, а оттуда отправился в Киев для слушания академических лекций. Там сблизился он с знаменитым проповедником, протоиереем Левандою. По возвращении из Киева, он определен был учителем Греческого языка в Харьковском Коллегиуме и в тоже время получил сан священника. Затем 12-го июня 1786, г. определён был на протоиерейское место к Преображенскому собору в г. Валках, где и оставался до конца своей жизни; он скончался 20-го Августа 1833 г., на 78-м году от рождения – Протоиерей Снесарев отличался необыкновенным даром слова и высокой духовной жизнью, за что и пользовался общим уважением в епархии. 261

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В конце XIX века Святополк-Мирские построили вокруг церкви кирпичную ограду. Сейчас сохранились только два ее фрагмента. В тех местах, где ограда подпирала земляной склон. На фотографиях, сохранившейся с тех времен, видно, что на ограде были проемы в форме крестов. Возле церкви был семейный склеп — здесь захоронена вся княжеская семья. Надгробные плиты были отреставрированы не так давно. До этого несколько десятилетий по княжеским надгробиям ходили люботинцы. В начале 1990-х годов, когда началась реконструкция тротуара перед входом в горсовет, были найдены две плиты, лежавшие лицевой частью вниз. Никто не догадался о том, что это за плиты, да так и оставили их лежать на мостовой. О том, что это могилы, стало известно сравнительно недавно. На юго-восточной окраине города Люботина, возвышаясь над водной гладью, стоит белоснежная с золотыми куполами церковь. Храм Святителя Николая в пос. Гиёвка, что на окраине Люботина, является неотъемлимой частью усадебного комплекса княжеского рода Святополк-Мирских. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1778 г., когда имением владел прапорщик Щербинин. В 1821 г. имение переходит к харьковскому литератору Василию Григорьевичу Масловичу, при котором было завершено строительство каменного храма. В 1833 г. из-за ненадежного фундамента стены храма дали трещины, и Маслович решается разобрать, а затем заново построить храм. Строительство новой каменной церкви началось только 1838 г. и было закончено уже после смерти Василия Григорьевича его женой Надеждой Дмитриевной Маслович в 1841 г. Освящен храм был в 1843 году. В 1881 г. имение приобретает Харьковский генерал-губернатор Дмитрий Иванович Святополк-Мирский. При нём была отремонтирована церковь. В 1899 г. имение переходит его сыну Петру Дмитриевичу Святополк-Мирскому - предводителю Харьковского губернского дворянства, шефу корпуса жандармов, министру внутренних дел Российской империи в 1904-1905 гг. Петр Дмитриевич Святополк-Мирский лично заботился о благосостоянии Свято-Николаевского храма, став его старостой. В 1891 г. в храме было установлено отопление, велись позолотные работы, закупалась новая утварь и церковные облачения. Во время революционных событий и гражданской войны имение было разграблено.

http://sobory.ru/article/?object=03822

Куряжский монастырь, прекрасный памятник набожности бывшего Харьковского слободского полка. О начале монастыря так извещал Харьковский полк полковник его, Григорий Ерофеевич Донец. «По Божиему благоизволению началось благопотребное дело при державе благочестиваго царя и великаго князя, Алексея Михайловича, всей великой и малой и белой России самодержца, в патриаршество по духовному чину отца его и богомольца, велик. господина, свят. Иоасафа, патриарха московскаго и всей России, по благословению и повелению преосвящен. Мисаила, митрополита Белгородскаго и Обоянскаго, в лето 7181, от Рождества Христова 1663 г., месяца апреля, 28 дня. Всем чадам матери Православно-Российской церкви, Харьковскому гражданству, жителям самого Харькова и окольных мест, местечков и сел, как особам рыцарскаго стана, так и людям всякаго сословия даем о сем знать и извещаем письмом сим. По указу вел. государя нашего, царя и велик. князя, Алексея Михайловича, самодержца всей великой и малой и белой России, нам дана власть раздавать всякие вольные грунты и пасечные угодья всяким людям для жительства. Бог послал мне добрых людей помощниками в моем намерении и заведении и основании монастыря на урочище Куряже над речкою. На совете были боголюбивые особы: судья Иван Лазчен-ко, сотник Константин Парасочич, Степан Свищ, Логин Люботинский, Тимофей Клочко, Яков Лисый Исаевич, атаман Матвей Кременецкий, Войт Иван Осипович, Максим Цепковский, Григорий Цепковский, Писарь Иван Местный, Писарь Григорий Иванов, Протопоп Захарий Филимонович. Ктитором вместе со мною, Григорием Иерофеевичем, полковником Харьковским, взялся быть Логин Федорович, чтобы строить монастырь над Куряжом подле дороги. Здесь Алексей Куряжский, в прошлое время, первый завел пасеку. У него это место купил за 150 грошей Белаш Тенетевский, и держал для выгод грунт с мельницею. Когда Божиим изволением и по совету добрых людей решено заводить на этом месте монастырь, я, Григорий Ерофеевич, полковник Харьковский, прежде всего за тот грунт, где теперь стоит монастырь над Куряжем, уплатил Иеремии Белашу Тенетевскому 200 золотых, а в прибавку к этим деньгам дал ему мельницу с землею под самою Даниловкою на р.

http://sobory.ru/article/?object=33147

Основываясь на некоторых документах, мы можем предполагать, что каменный храм Георгия Победоносца был построен в 1706-1709 г.г. Так например, Филарет Гумилевский, ссылаясь на «Куряжский акт приводит следующую выписку. По записи 6 августа 1709 г. Пантелеймон Яковлевич, харьковский житель дает в Куряжский монастырь на строение каменной, вновь строящейся церкви св.в.м. Георгия, 20 рублей, також де и цены полкаменя на печь малеванную в трапезу, а кроме того хутор с угодьями, состоящий на Люботинской земле». Это было уже после окончания постройки. Начата же она была не позднее 1706 г., так как в этом году, 1 августа, неким знатным харьковским жителем Карпом Савельевичем пожертвовано на престольное евангелие. Это евангелие было специально изготовлено жертвователем для начатой уже постройки каменной церкви, которая строилась о двух этажах с предложением в верхнем этаже устроить престол во имя апостолов Петра и Павла. Постройкой руководил архимандрит Онуфрий (1705-1709 г.г.). Он, по преданию, украсил обитель многими каменными зданиями. Ему же предание приписывает постройки за оградой монастыря. Щелков К.П. в «Исторической хронологии Харьковской губернии» однозначно фиксирует дату постройки и открытия Георгиевского Собора: «1709 г. в Куряжском монастыре освящен храм Георгия Победоносца (ф. 1.85) . И, наконец, у Щелкова же, встречается ещё такое сообщение о храме Георгия Победоносца: «1759 г. В Куряжском монастыре возобновлен храм св. Георгия Победоносца - (1709), по мысли и желанию всей старшины харьковского полка, чтобы иметь этого святого своим покровителем» (ф.1.85) . Итак, сравнивая различные источники, можно сделать вывод, что начало постройки каменного храма в.м. Георгия можно отнести к XVII в. или к самому началу XVIII в. А вот завершение строительства однозначно приходится на 1709 г. В августе 1709 г. храм еще заканчивался отделкою. Как мы видим из пожертвований Пантейлемона Яковлевича, который, жертвуя деньги и кирпич, называет храм строящимся. Но осенью или зимою храм был освящен преемником отца Онуфрия, архимандритом Сильвестром.

http://sobory.ru/article/?object=56000

В Македонии имеем ряд росписей исключительно сербских и в сербских же постройках, идущих с XIV века по вторую половину XV столетия. Роспись Мениклейского монастыря 122 близ города Серры относится, по всей вероятности, к XV веку, а самый монастырь, построенный в 1340 году, находился во владении Душана с 1345 года. Роспись церкви с. Люботина близ Скопие относится к 1337 году и ко времени Стефана Душана. Церковь вм. Георгия в Младонагориче – к 1330 году, а роспись монастыря Матки – к 1370 году. Роспись церкви в Старонагориче, построенной Стефаном Дечанским в 1315 г., относится к тому же году по надписи. Роспись церкви в Грачанице – к 1320 году. Менее известны росписи в Болгарии. Роспись ц. Петра и Павла в Тырнове, относящаяся к XVI столетию, представляет, однако 123 , такую близость по характеру именно к греко-итальянским и итало-критским росписям, что не должна быть совершенно обойдена молчанием. По указаниям гр. А. С. Уварова 124 , в монастырях на Фрушской горе между перечисленными сюжетами находим темы итало-критских и афонских росписей: Недреманное Око, Петра Александрийского , Троицу в образе Ангела, Богоматерь в звезде с ангелами, Успение на западной стороне, словом, все то самое, что видим в церквах Сербии и Македонии. Росписи церквей Буковины пока остаются или неизвестными, или известными только приблизительно. Роспись монастыря Сучавского 125 относящаяся к 1578 году, любопытна по тождеству многих ее тем и иконографических композиций с афонскими и русскими стенописями XVI века. Так, например, между ними мы имеем изображение Софии Премудрости Божией, в так называемом Новгородском типе. Нельзя не обратить особенного внимания на верхнюю часть композиции, где ряд ангелов, расположенных по небесной радуге по сторонам «уготованного престола», весьма напоминает иконы Лоренцо Монако и сиенцев. Наряду с этой композицией можно указать на венчание Б. М. или точнее «Славу Владычицы Небесной» по фреске того же монастыря. Здесь имеем любопытное сочетание чисто западной темы с греческой символизациею, которая заключает всю композицию внутрь звезды, а самую звезду украшает лучами. Соединение образа Б. М. со звездою принадлежит, как мы будем иметь случай указать, иконографии Синайского монастыря, откуда вышла и тема Неопалимой Купины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 1922 г. храм Св. Николая был национализирован. Колокола храма были сданы в металлолом. В 1928 г. церковь была закрыта главой сельсовета. После закрытия храм подвергся акту вандализма со стороны активистов во главе с председателем сельсовета. Был разломан иконостас и уничтожены иконы. Кроме того, глава сельсовета разобрал деревянный мост через речку Мерефу, которая разделяла дворец и храм. Священника Гиёвского храма лишили церковного жилья, а затем предали в руки НКВД, как бывшего пособника Деникина. Вскоре священник был расстрелян. В 1930-е гг. в храме располагалось зернохранилище. Во время немецкой оккупации все уцелевшие храмы Харьковской епархии были вновь открыты, был открыт и Гиёвский храм. Местные жители рассказывают, что в 1943 г., во время боевых действий наступавшей Красной армии, колокольня храма использовалась немцами как снайперская точка. Вследствие этого храм был подвергнут артобстрелу. Колокольня была разрушена. После войны уцелевшая часть храма использовалась как склад, а затем была заброшена. В этот период окончательно погибли настенные росписи храма. Незначительные уцелевшие остатки росписей, по словам прихожан храма, были уничтожены во время восстановительных работ в 1990-х гг. Особенно шокирующе-трагична судьба Гиёвского некрополя, где были похоронены Дмитрий Иванович и Пётр Дмитриевич Святополк-Мирские, члены их семьи, клир и прихожане храма. В 1959 г. вандалами были вскрыты захоронения, были вынуты останки и разрушены надгробия. Часть надгробий было сброшена с холма в реку Мерефа, часть разбита. Бальзамированное тело одного из Святополк-Мирских было поставлено внутри храма. Действия вандалов были остановлены милицией, правда, виновные так и не понесли наказание. В 2009 году в день города возле Свято-Николаевского храма состоялась церемония открытия восстановленного некрополя Святополк-Мирских и их ближайших родственников братьев Денов (участников русско-японской войны). Могилы у белоснежной Свято-Николаевской церкви сегодня находятся в надлежащем состоянии. В 2011-2015 годах продолжились реставрационные работы в храме. Как результат уже сделанных работ - сегодня здание церкви венчают два золотых купола.

http://sobory.ru/article/?object=03822

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010