Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

    Скан Patrologia Latina 86     PL 87: Галл (аббат); анонимные монахи из Санкт-Галлена; Теодор I (папа римский); Мавр (епископ Равеннский); Мартин I (папа римский); Павел (епископ Верденский); Дезидерий (епископ Каорский); Донат (епископ Безансона); Ландерик (епископ Парижский); король Сигеберт III; Ливин (епископ); Евгений III (епископ Толедский); Валерий (аббат); Валерий (другой аббат); Аннемунд (епископ Лионский); Элигий (епископ Нуайонский); король Хлодвиг II; Маркульф (монах); анонимные формулы посвящения; Куммиан Ирландец; Виталиан (папа римский); Иона, аббат Эльнонский; Фруктуоз (епископ Браги); Фаро (епископ Мо); Адеодат II (папа римский); Дон (папа римский); Агафон (папа римский); Дамиан (епископ Павии); Аманд (епископ Утрехтский); король Хлотарь III; король Хильдерик II; король Дагоберт II; король Теодорих III; церковные грамоты лангобардских королей (между 685 и 784)     Скан Patrologia Latina 87     PL 88: Венанций Фортунат; Дефенсор (монах Лигуже); Эваций (аббат Троклара); Адамнан, аббат; Адаман, аббат; Крисконий, епископ из Африки; анонимные монашеские правила; документы о франкской церкви (691—748)     Скан Patrologia Latina 88     PL 89: Сергий I (папа римский); Иоанн VI (папа римский); Иоанн VII (папа римский); Альдхельм (епископ Шерборна); Константин (папа римский); Кеолфрид (пресвитер Уирмута); Феликс (епископ Равеннский); Бенедикт Крисп (архиепископ Миланский); Эгберт (архиепископ Йоркский); Григорий II (папа римский); Виллиброрд (епископ Утрехтский); Григорий III (папа римский); Бонифаций (епископ Майнцский); Захария (папа римский); Стефан II (папа римский); Примин (аббат); Киприан (монах из Кассино); Хродеган (епископ Мецский); Павел I (папа римский); Стурмий (аббат Фульды); Амвросий-Аутперт, аббат Беневента     Скан Patrologia Latina 89     PL 90—94: Беда Достопочтенный, в т.94 также вошли две анонимные хроники VIII и середины IX века.     Скан Patrologia Latina 90     PL 95: Беда Достопочтенный; Павел Диакон; Ландульф Хитроумный; анонимные гомилии VIII века «О времени» и «О святых»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лишь бы не коснулось бесчестия горе! По молитве Харитины Господь сотворил – Взял ее святую душу, в рай небесный вселил; Приняли ее соборно все небожители, Славя милосердие Господа Спасителя. 2. Святитель Дионисий, епископ Александрийский . Родился в Александрии, в весьма знатной языческой семье. Изучал греческую философию, а затем брал уроки у Оригена . В молодости, прочтя Послания апостола Павла, уверовал во Христа, и Димитрий, бывший в ту пору епископом Александрийским, крестил его. В 247 году Дионисий стал епископом в том же городе и послужил Богу и народу Божию как истинный пастырь, причем в очень трудных обстоятельствах. Совне Церковь была [тогда] гонима язычниками, а внутри раздираема еретиками. Сверх того, вспыхнула [эпидемия] чумы, косившая людей в течение нескольких лет. Три года [святой Дионисий] прожил за пределами Александрии, укрываемый верующими, чтобы избежать безвременной кончины. За эти три года он написал много посланий и других сочинений для своей паствы, наставляя ее и ободряя хранить Православие. В его трудах содержится и ряд канонов, принятых Церковью. Равно как и его послание против Новациана считается каноническим. Святой Дионисий управлял Церковью 17 лет и упокоился в 265 году. 3. Преп. Евдоким Ватопедский . Когда в 1847 году в Ватопеде ремонтировали костницу, мастера нашли мощи некого мужа в коленопреклонной позе и с иконой Пресвятой Богородицы на груди и руках. От обретенных мощей источилось дивное благоухание. Не ведая, кем был сей святой муж, равно как и [того,] когда он жил, монахи дали ему имя Евдоким, а его мощи перенесли в церковь , где стоят они и поныне. От этих мощей совершились многие чудесные исцеления. На серебряном ковчежце и сегодня видны вырезанные слова: «Сей ковчежец изготовил для честной главы святого Евдокима монах Гавриил, которого сей святой исцелил от тяжкой болезни». 4. Преподобные Дамиан [пресвитер, целебник], Иеремия и Матфей [прозорливые] . Киево-Печерские святые иноки [букв.: прозорливцы и чудотворцы. – Ред.], подвизавшиеся в XI столетии [и обладавшие дарами прозорливости и чудотворения].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Верно ли то, что ты христианка и многих других прелыцаешь и обращаешь в ту же мерзкую веру?» – спросил ее нечестивый судья. «Что я христианка – правда, а что совращаю других – ложь, – отвечала святая, – не совращаю я их, но обращаю от нечестия и заблуждения и наставляю на истинный путь, приводя их ко Христу, вера в Которого не нечестива, но свята и праведна. Ваша же вера полна всякой нечистоты, потому что вы веруете в скверных и лукавых бесов и творите их волю». Услышав такой ответ, градоначальник разгневался на святую Харитину. После продолжительных мучений он отправил ее на суд к правителю области. Но и там святая Харитина продолжала держать себя как и подобало невесте Христовой. Никакие уговоры неправедного судьи и показанные им орудия пытки не могли запугать ее. На просьбу мучителя принести жертву идолам, святая возвела свой взор к небу и, сотворив крестное знамение, ответила: «Лукав ты, судья, и несправедлив! Но не уловишь меня ни своею хитростью, ни страхом мучений, не привлечешь к своему нечестию и не изменишь пламенного моего желания пострадать за Христа. Подумай лучше о своей душе, как бы тебе не погибнуть вместе с демонами, которых ты почитаешь как богов». Нечестивый судья приказал мучить святую Харитину. Святая страдалица стойко переносила все мучения и не переставала сердцем и устами исповедовать Иисуса Христа. Видя такую твердость христианки, правитель повелел утопить ее в море. Мучители привели святую Харитину к морю, привязали ей на шею большой камень и бросили в воду. Но сила Божия освободила святую от уз, и она пошла по волнам, как по суху. Мученица вернулась к судье и сказала: «Узри силу Христа моего и уверуй в Него!» Судья был так поражен тем, что святая Харитина осталась жива, что едва не потерял сознание. Он подумал, что святая – волшебница, а потому повелел привязать обнаженную мученицу к колесу, под которым были положены острые железные орудия, ножи и мечи, и множество горящих углей. Но, по повелению Божию, колесо не поворачивалось, руки слуг ослабели, а угли погасли. Судья пришел в ярость и приказал вырвать святой Харитине ногти на руках и ногах и выбить зубы. И эти мучения святая претерпела мужественно. Наконец, беззаконный судья решил растлить ее девство, отдав на осквернение распутным людям. Святая Харитина, воздев руки к небу, усердно молила Бога, чтобы Он избавил ее от рук нечестивцев, и тут же предала свою чистую и непорочную душу в руки Господа. Это совершилось около 304 года в городе Алексии, в Понте, на южном берегу Черного моря. Преподобный Дамиан, пресвитер и целебник Печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15 . Св. ИГНАТИЙ, Епископ Ростовский, преставился в 1288 году (а по Следованной Псалтири – в 1278 году), Мая 28. Св. мощи его почивают в Ростовской Успенской соборной церкви. Церковь память его совершает Мая 28. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 28. 16 . Пр. АВРААМИЙ, Архимандрит Смоленский, преставился в 1292 году, Августа 21, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 21. 17 . Пр. ДАМИАН, Пресвитер и целебник Печерский, преставился в 1299 году, Октября 5. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 5. 18 . Св. ФЕОДОР Ростиславич, Великий Князь Смоленский, преставился в 1279 году, Сентября 19 и 19 . 20. Св. ДАВИД, Св. Константин – дети Св. Феодора Ростиславича, преставились в конце XIII века. Св. мощи их, обретённые в 1463 году, Марта 5, почивают вместе с отцом их в Ярославском Преображенском монастыре. Церковь память их совершает Сентября 19. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 19. Век XIV 1 . Св. ДАНИИЛ Александрович, Великий Князь Московский, преставился в 1303 году, Марта 4. Св. мощи его обретены в 1652 году, Августа 30, и почивают в церкви семи Вселенских Соборов, в созданном им Московском Данилове монастыре. Смотри Пролог, Марта 4. 2 . Св. ПРОКОПИЙ Юродивый Устюжский, преставился в 1303 году, Июля 8, в котором Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 8. 3 . Св. МИХАИЛ Ярославич, Князь Тверской, преставился страдальчески в 1319 году, Ноября 22. Св. мощи его, в 1655 году обретённые, почивают в Тверском Преображенском соборе. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 22 день, в который Церковь и память его совершает. 4 . Св. Митрополит Московский и всея России, преставился в 1326 году, Декабря 21. Св. мощи его почивают в Московском Успенском соборе. Церковь память его совершает Октября 5, Декабря 21 и Августа 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 5, Декабря 22 и Августа 24. 5 . Св. ФЕОГНОСТ, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1353 году, Марта 14. Св. мощи его почивают в Московском Успенском соборе близ гроба Св. Петра Митрополита. Смотри Пролог, Марта 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

С принятием христианства на Руси начинается многообразная культурно-просветительная деятельность Русской Церкви. Священнослужители (в основном монахи) были первыми на Руси носителями византийской культуры: первыми учителями, учеными и врачами. В летописях XI в. числятся: преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (+1095 г., память 1 июня), преподобный Ипатий, врач и целебник (XVI в., память 28 августа), преподобный Дамиан, пресвитер и целебник (+1071 г., память 28 сентября). Современные исследователи утверждают, что «Призрение душевнобольных в Киевской Руси возникло раньше и было поставлено лучше, чем в западной Европе того времени (В. М. Банщиков, Т. А. Невзорова. Психиатрия. Стр. 13). В Киевской Руси сложились определенные организационные формы призрения психических больных. Так в Уставе князя Владимира Церкви предоставлялась забота «о бесных», наряду со странниками, убогими и калеками. При монастырях и церквах были открыты «шпитали» и странноприемные дома (одна из церквей Межигородского монастыря была оборудована под «шпиталь» для психобольных). В XII в. в монастыре св. Иоанна Крестителя в Переяславле была «крепкая темница» для буйных психических больных, которых вплоть до XVIII в. содержали только в монастырях. Указом Екатерины II в 1773 г. для этой цели было в каждой губернии выделены по два монастыря (мужской и женский). В средневековой России на психических больных смотрели как на несчастных, блаженных, о них заботились. Случаев казни почти не было (на Западе психобольных часто идентифицировали с ведьмами и колдунами и сжигали на кострах). В этом следует усмотреть благотворное, смягчающее влияние Православной Церкви. Б. Борьба за здоровую душу Лечение «Есть многое... на небе и на земле, что и во сне, Горацио, не снилось твоей учености». (Шекспир) Психические болезни являются наиболее сложными и мало поддающимися лечению. Симптомы болезни бывают выраженными более или менее ярко, методы лечения определены наукой, но нет гарантий на излечение или, говоря языком Церкви, на исцеление больного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

В Прощеное воскресенье Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил Литургию и вечернее богослужение с чином прощения в Киево-Печерской лавре 15 марта 2021 г. 10:30 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную,  воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье),  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской лавры . Предстоятелю Украинской Православной Церкви сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , архиепископ Бучанский Пантелеимон , епископ Белогородский Сильвестр , епископ Ирпенский Лавр , епископ Бородянский Марк и духовенство монастыря. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники обители, а также студенты Киевских духовных школ . После чтения Святого Евангелия Блаженнейший владыка обратился к пастве со словом проповеди. За Литургией были вознесены особые молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о выздоровлении больных и врачах. Блаженнейший митрополит Онуфрий рукоположил в сан пресвитера насельника Благовещенского мужского монастыря в Бортничах иеродиакона Далмата. После Евхаристического канона Блаженнейший архипастырь совершил диаконскую хиротонию Василия Демчика, студента 4 класса Киевской духовной семинарии. После отпуста Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил паству с Прощеным воскресеньем. «Желаю, чтобы каждый из нас от сердца простил своему брату согрешения, которыми брат согрешил против нас, — пожелал архипастырь. — И пусть Господь поможет каждому из нас в меру своих сил и возможностей потрудиться постом и молитвой, готовя себя к великому и спасительному празднику Воскресения из мертвых Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Вечером 14 марта в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских (Трапезный храм) Блаженнейший владыка возглавил вечернее богослужение с чином прощения. Вместе с Блаженнейшим владыкой молились наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , архиепископ Бучанский Пантелеимон, архиепископ Фастовский Дамиан , епископ Барышевский Виктор , епископ Белогородский Сильвестр, епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий , епископ Вишневский Спиридон , епископ Бородянский Марк, епископ Бышевский Кирилл и духовенство Лавры.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы – первопрестольного града, сердца Православной России. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр († 1326 г.) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской земли. Подвиг его продолжил святитель Алексий († 1378 г.) – «правило монашествующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. «Постникам сподвижник», друг и собеседник богоносного аввы Сергия, богопросвещенный создатель нового славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенства духовные с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не дожил до великой победы на поле Куликовом, но победа эта стала возможной лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию перед Господом Сил. Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона († 1461 г.) – достойный преемник «осиянных светом Божественным» первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов, с 12 лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лестнице добродетелей, в Московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списание». Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием († †1431 г.), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 году) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, потерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой – он сподобился чести стать в 1448 году первым предстоятелем Автокефальной Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Помыслы же и вправду кажутся благими большинству светских людей – избавить больных от страдания в ближайшей перспективе, избавить человека от несовершенства в дальнейшем. Однако, известно, куда вымощена дорога благими помыслами, и Церковь во все века подходила к боли, страданиям, болезням двояко. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится… Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:13-15). Казалось бы, основываясь на Писании, это должен быть чуть ли не единственный подход Церкви к решению всех проблем со здоровьем и страданиям. Но тем не менее и среди евангелистов есть врач – Лука, и среди святых помимо св. Трифона и прп. Ипатия Целебника, лечивших наложением рук, есть св. Орест, свв. Косма и Дамиан, св. Кир и Иоанн, св. Диомид, прп. Агапит Печерский и, разумеется, св. Пантелеймон – врачи по профессии, искавшие пути излечения телесных недугов в травах, хирургии и прочих доступных им по тому времени способах. Да и лазареты названы именно в честь Лазаря Четырёхдневного, поднятого от смерти милостью Божией. То есть христианство и православие, в частности, не были противниками медицины и не считали лечение и новые методики помощи больным чем-то богопротивным и неестественным. 11 Более того, христиане видели в медицине необходимый и Богом дарованный противовес иным технологиям, существовавшим наравне с врачебными: гадалками, колдунами и прочими. Интерес христианства к правильному лечению человеческого тела и облегчению его страданий не случаен, а исходит из любви к ближнему и стремлению спасти тело, не губя душу. Когда в 1280х годах в Италии были изобретены очки, то первыми их пользователями были монахи-книгочеи (один из возможных изобретателей – пизанский доминиканский монах фра Алессандро да Спина) и такому стремительному расширению человеческих возможностей зрения Церковь ни на Востоке (на Руси очки известны с XV века), ни на Западе не противились, считая допустимым исправлять недостатки организма. Равно как и не противились слуховым рожкам, а позже аппаратам для слабослышащих, протезам и коронкам, переливанию крови и пересадке кожи. Церковь не настаивала на необходимости страданий, более того, за каждой Литургией мы молимся «о избавитися нам от всякия скорби» и «Христианския кончины живота нашего, безболезненны». Церковь не воспринимала тело человека, как нечто абсолютно неизменное и неприкасаемое, не опасаясь, что вышеперечисленные изобретения «по своему произволу изменяют и «улучшают» Божее творение» 12 . «Мы убийцы не тела, а страстей», говорил св. Пимен Великий. Церковь не требует подвига аскезы от каждого её члена, не считает, что все должны отказываться от операций, протезов, обезболивающих и прочих медицинских достижений.

http://pravmir.ru/vzglyad-pravoslavnogo-...

Мощи ее почивают поныне открыто в софийском соборе, где память ее совершается 4 окт. и 10 д. февр. 350 Память о преп. Дамиане, Иеремии и Матфее печерских «Преп. Дамиан, пишет пр. Нестор, ревностно подражал житию и смирению преподобного отца Феодосия. Многие свидетельствуют о его добром житии, послушании и покорности ко всем; особенно жившие с ним в келье видели кротость его и как не спал он по целым ночам, прилежно читая книги и возвращаясь не раз к молитвам; они рассказывали и многое другое о сем муже. 351 Пресвитер и чудотворец Дамиан был такой строгий постник, что кроме хлеба с водою ничего не вкушал до смерти. Когда приносили в монастырь к блаженному Феодосию больное чем-либо дитя, или возрастной человек одержим был каким-либо недугом: то Феодосий приказывал Дамиану совершить молитву над больным. Дамиан немедля совершал молитву, мазал елеем и приходившие получали исцеление. 352 Наконец он сильно захворал и был уже при конце жизни. Господи Иисусе Христе! так молился он тогда, удостой меня быть сообщником славы святых Твоих; не разлучи меня, Владыко, с отцом и наставником моим, преподобным Феодосием. Когда он так молился: то внезапно предстал у одра его блаж. Феодосий, пал на грудь его, с любовью целовал его и говорил: сын мой! о чем ты молишься Господу, теперь я послан известить тебя о том, – прошение твое исполнится, ты будешь причтен к святым и с ними будет в царстве небесного Владыки, – «Был и еще старец Матфей, пишет пр. Нестор. Он был прозорливец. Раз, когда стоял он в церкви на своем месте, подняв очи, смотрел он на своих, которые стояли и пели по сторонам. – И вот видит он беса в образе ляха, в луде 357 и в поле с цветками, называемыми липок. Он обходил братию, брал из лона (из приполья) липок, 358 бросал на того или другого и если цветок прилипал к кому-либо из поющих, то, постояв не много и расслабев мыслию, под каким-либо предлогом выходил из церкви, шел в келью, засыпал и не возвращался в церковь до конца пения. Если же на иного и бросал, но цветок не прилипал к нему: то тот стоял крепко на пении и тогда только уходил в свою келью, когда оканчивалась утреня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010