Пост помогает в лечении и духовным врачам Сампсон, Косма и Дамиан во сне явились Феодориту и объявили, что они придут в пяток и уврачуют ногу Льва вельможи. Наказание за нерадение в исполнении обязанностей в отношении к ближним Енисей, смотритель дома странных, был ленив и в службе нерадив, все нужды больных и странных исполнял с нерадением и небрежением. Преп. Сампсон однажды явился к нему явно и жезлом избил его всего за это, и велел ему, чтоб он вперед исправился. В другой раз Енисей, по скупости, больным елея не давал; – опять явился Сампсон и грозно спросил: что ты насмехаешься надо мной? Св. Севир пресвитер Что спасает священника от смертного греха за упущение умереть больному без приобщения Священник Севир, занятый каким то делом, замедлил и не приобщил скоро больного, который, без напутствования умер. Придя к мертвецу, – он воскресил его: это только и спасло священника от смертного греха. 28. Св. мучен. Кир и Иоанн Вещи святых спасают от врагов Преп. Сенуфий вместо себя послал чрез патриарха к царю Константинопольскому хламиду и свой жезл, и эти вещи спасли его и отечество от многочисленных неприятелей. Вера только при добрых делах врачует Сын вельможи Аммоний дважды заболевал и прибегал к раке бессребренников; но св. Кир и Иоанн, являясь – первый раз велели смирить гордыню и вымести сор из их храма, и приложить пластырь, составленный из воска со свечи и хлеба; другой раз повелели носить воду больным, и воск с елем приложить, – и он выздоровел. А Исидору, у которого печень гнила, дали съесть катрана, – и вышел солитер – червь большой; Мине же дали от лихорадки съесть одну смокву – и уврачевали. Жабу, во утробе выросшую в одной женщине – водою выгнали; от яда, одному мужу, стоногу водяную повелели съесть. Препод. Павел врач Младенец заговорил в защиту невинности Диавол научил жену блудницу сказать, будто преп. Павел прижил с нею младенца; но преп. Павел публично спросил о сем младенца, и тот указал перстом на другого виновника его рождения. 29. Св. апостол Петр

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Т. 3. С. 621). Его оплечное изображение в виде средовека с небольшой бородкой, в куколе, с надписанием - «пре Димиянъ» - помещено в 9-м ряду 4-м слева на медной гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавный образ святого находится в 9-м ряду 2-м справа, в небольшом повороте к центру, надпись на нимбе: «пре Дaмiahъ ц.» На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко) Д. (по надписи: «Дoмiяhъ»), имевший сан пресвитера, облачен в красную фелонь, в руках Евангелие, голова с русыми волосами и бородой не покрыта; вероятно, по ошибке его полуфигура помещена в центре 2-го ряда правой группы Дальних пещер (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В левой части в 7-м ряду 1-м справа, без индивидуальных особенностей, он изображен на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ; опубл.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169), на хромолитографии 1894 г. Киево-Печерской лавры (РГБ) - в виде старца, в 9-м ряду 4-м слева. В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя поясной образ Д. находился в зап. части среди Киево-Печерских святых возле композиции «Основание Киево-Печерской лавры» ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), как и в росписи 1898 г. на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря с подобной композицией. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) Д.- в нижней части, среди чудотворцев Ближних пещер ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236). Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г.

http://pravenc.ru/text/168750.html

Препп. пустынники Сирийские: Антиох, Антонин, Дамиан, Зевин, Иоанн, два Моисея и Полихроний. 23 февр. Агавва ИзмаильтянИн.22 ноября. Варадат, Фалассий и Лимний. 22 февр. Домнина дева. 1 марта. Марон. 14 февр. Феоктист, игумен Сицилийский. 4 янв. Препп. Скитские: Ахилла, Даниил, Зоил, Аммон или Амой, Алоний. Субб. с. Иоанн Колов. 9 ноября. Андроник и супруга его Афанасия. 9 окт. Пимен Великий. 27 авг Диадох, еп. Фотики. Субб. с. Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахернском храме. 2 июля. Препп. Цареградские: Далмат и Фавст. 3 авг. Домника. 8 янв. Олимпиада св., диаконисса. 25 июля. Маркиан пресвитер. 10 янв. Тигрий пресв. и Евтропий чтец, мучч. Цареградские. 16 июня. 491–518.       Роман преп., творец кондаков. 1 окт. 520.             Иоанн Каппадокианин, патриарх Цареградский. 30 авг. 522.             Арефа, Синклитикия с двумя дочерьми, и другие мучч. Негранские от Дунаана. 24 окт. Мария, преп. Египетская. 1 апр. 529.            Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. 11 янв. 530.             Коприй, преп. Палестинский. 24 сент. Равула, преп. Месопотамский. 19 февр. Сампсон странноприимец, преп. Царегр. 27 июня. 531.            Савва Освященный, преп. 5 дек. 535.             Агапит, папа Римский. 17 апр. Иоанн преп., еп. Кесарийский. 3 окт. 540.             Давид, преп. Солунский. 26 июля. Исаак Сирин , преп. Сполетский. 12 апр. 543.             Венедикт преп., РимлянИн.14 марта. Ок. 546.       Ефрем, патриарх аитиохийский. 8 июня. 548.             Феодора царица. 14 ноября. 552.             Мина, патриарх Цареградский. 25 авг. Григорий, архиеп. Омиритский. 19 дек. 553.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 5. 25 июля. 557.             Иоанн молчальник, Савваит. 3 дек. Кириак, отшельник Палестинский. 29 сент. 558.             Сира девица, мученица Персидская. 24 авг. 527–565.       Петр св., бывший прежде мытарем. 22 сент. Фома юродивый, преп. келесирийский. 24 апр. 565.             Успение Юстиниана, правоверного царя. 14 ноября. 567.             Анастасия патрикия, преп. Епипет. 10 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 12. О первых святых и блаженных черноризцах Печерских, которые в доме Пречистой Божьей Матери, в святом монастыре Печерском, просияли божественными добродетелями, постом, бдением и даром прорицаний Поистине предивное чудо, братия, проявилось в том, что собрал господь воедино таких черноризцев в обители матери своей. Как пресветлые светила сияли они в Русской земле: одни были постниками, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах, некоторые постились через день или через два, иные питались лишь хлебом и водой, а другие только вареными или сырыми овощами, и все в любви жили: меньшие покорялись старшим и не смели при них говорить, и все это делали с покорностью и с великим послушанием; также и старшие имели любовь к младшим, наставляя и утешая их, как детей своих возлюбленных. И если какой брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его, и по великой любви своей епитимию, наложенную на одного, разделяли трое или четверо. Такова-то была божественная любовь меж той святой братией и такое воздержание и смирение. И если какой-нибудь брат уходил из монастыря, вся братия сильно печалилась о том, и посылали за ним, призывая в монастырь этого брата, чтобы он возвратился; и если возвращался такой брат, то шли к игумену, кланялись и просили за брата игумена, и принимали брата этого в монастырь с радостью. Вот какие были тогда черноризцы-постники, подвижники! Из них же вспомяну о некоторых чудных мужах. Вот первый из них — Дамиан-пресвитер. Был он такой постник, что, кроме хлеба и воды, ничего не ел до самой смерти. И если когда кто-нибудь приносил больного ребенка, одержимого каким-либо недугом, в монастырь к преподобному Феодосию, то тот повелевал Дамиану сотворить молитву над больным. И тотчас, как он помолится и помажет елеем больного, то сразу выздоравливали приходящие к нему.

http://sedmitza.ru/lib/text/438056/

И если некоторые из них использовали вещество, через которое проявлялась Божия благодать, то это прежде всего был елей, о котором упоминается еще в Ветхом Завете ( 1Цар.10:1 и Псалмах Давида), а не петушиные сердца и прочие подобные. Специально о помазании елеем болеющих упоминается в Новом Завете: св. Апостол Иаков говорит: “ Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ” ( Иак.5:14–15 ). Вот и некоторые примеры исцелений из житий святых, причем мы вкратце опишем и как святые жили до времени, когда удостоились даром чудотворения. Нарочно расскажем о некоторых не очень популярных святых. Святой Дамиан из Киево-Печерской обители, презвитер и целитель, преставившийся ко Господу в 1070 г. “Этот монах, достойный удивления, с горячей ревностью преуспевал во всякой добродетели. Многие приводили свидетельства о его святой жизни и высоких духовных подвигах, о его смирении и послушании, о его покорности ко всем братьям. Но наиболее те, которые жили с ним в одной кельи, видели его кротость, видели, как иногда он целыми ночами не спит, но усердно читает святые книги и часто встает на молитву. Его пост и воздержание были исключительно строги: кроме хлеба и воды он ничего другого не ел до самой своей кончины. Потому и Господь удостоил его даром чудотворения, и то такого чудотворения, которым раньше прославил одноименного ему своего угодника, св. чудотворца и бессребреника Дамиана, а именно – благодатным даром исцеления. Если бывало, что кто-то пришел в святую обитель и привел ребенка, страдающего болезнью, или что взрослый человек пришел больной к преподобному игумену Теодосию, он велел блаженному Дамиану помолиться над больным. Тогда святой презвитер со смирением и из-за послушания (считая себя недостойным дара исцеления) совершал молитвы над больным и помазывал его елеем. И по Божией благодати все, кто приходили к нему, становились здоровыми и возвращались исцеленными” .

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

PL81–83: Исидор Севильский ; в т. 83 также анонимная «Хронология готских королей» (7 в.) и «Старые архиепископы Толедские» PL84: Материалы церковных соборов 4–8 вв. в Греции, Африке, Галлии и Испании; Исидор Севильский PL85: «Мозарабская литургия» (связывается с Исидором Севильским ), также «Месса св. Пелагия мученика» PL86: «Мозарабская литургия» по второму правилу св. Исидора PL87: Галл (аббат); анонимные монахи из Санкт–Галлена; Теодор I (папа Римский); Мавр (епископ Равеннский); Мартин I (папа Римский); Павел (епископ Верденский); Дезидерий (епископ Каорский); Донат (епископ Безансона); Ландерик (епископ Парижский); король Зигеберт III; Ливии (епископ); Евгений III (епископ Толедский); Валерий (аббат); Валерий (другой аббат); Аннемунд (епископ Лионский); Элигий (епископ Нуайонский); король Хлодвиг II; Маркульф (монах); анонимные формулы посвящения; Куммиан Ирландец; Виталиан (папа Римский); Иона, аббат Эльнонский; Фруктуоз (епископ Браги); Фаро (епископ Мо); Адеодат II (папа Римский); Дон (папа Римский); Агафон (папа Римский); Дамиан (епископ Павии); Аманд (епископ Утрехтский); король Хлотарь III; король Хильдерик II; король Дагоберт II; король Теодорих III; церковные грамоты лангобардских королей (между 685 и 784) PL88: Венанций Фортунат; Дефенсор (монах Лигуже); Эваций (аббат Троклара); Адамнан, аббат; Адаман, аббат; Крисконий, епископ из Африки; анонимные монашеские правила; документы о франкской Церкви (691–748) PL89: Сергий I (папа Римский); Иоанн VI (папа Римский); Иоанн VII (папа Римский); Альдхельм (епископ Шерборна); Константин (папа Римский); Кеолфрид (пресвитер Уирмута); Феликс (епископ Равеннский); Бенедикт Крисп (архиепископ Миланский); Эгберт (архиепископ Йоркский); Григорий II (папа Римский); Виллиброрд (епископ Утрехтский); Григорий III (папа Римский); Бонифаций (епископ Майнцский); Захария (папа Римский); Стефан II (папа Римский); Примин (аббат); Киприан (монах из Кассино); Хродеган (епископ Мецский); Павел I (папа Римский); Стурмий (аббат Фульды); Амвросий–Аутперт, аббат Беневента

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно попутно задаться вопросом, что делал в Иерусалиме хури Ризкалла в октябре 1365 г., когда крестоносцы напали на Александрию. Единственное, что можно утверждать со всей определенностью – священник пришел туда не для паломничества, Пасха давно прошла. Следовательно, у него были какие-то более специфические цели. Известия о бесчинствах «франков» в Александрии вызвали волну репрессий против христиан в мамлюкских владениях. Ризкалла сообщает, что он был заточен в числе прочих священников в цитадели Иерусалима. Это подтверждает информацию о гонениях на христианское духовенство. Более того, видно, что тюремному заключению подверглись не только патриархи и епископы, но и какая-то часть рядовых священников. Как долго оставались в заточении Ризкалла и остальные узники, неизвестно. Можно предположить, что они были освобождены вместе с иерусалимским патриархом Лазарем, т.е., ориентировочно, не позже осени 1366 г. После этого Ризкалла вернулся в Дамаск, где его брат уже занял патриарший престол. Вскоре Михаил I возвел Ризкаллу на кафедру митрополита Бостры и Хаурана, дав ему при пострижении в монашество имя Михаил. Престол Бостры, судя по всему, опустел незадолго до этого. Известна грамота, направленная Константинопольскому Патриарху от антиохийского клира в начале 1365 г., где среди прочих подписей архиереев стоит имя Арсения, митрополита Бостры. Неназванный по имени архиерей Бостры, вероятно, тот же Арсений, участвовал в выборах Патриарха Михаила в мае–июне 1366 Возможно, Арсений скончался во 2-й половине 1366 г., и Патриарх сразу поставил на освободившуюся кафедру своего брата. Зигзаги биографии Павла Тагариса Пребывание хури Ризкаллы в Иерусалиме позволяет прояснить еще один эпизод ближневосточной церковной истории того времени. В окружении Патриарха Лазаря заметное место занимал греческий диакон Павел Тагарис, несмотря на свою молодость уже наживший себе в Византии скандальную репутацию. В последующие годы он «прославился» как самозваный патриарх, незаконно ставивший священников и епископов в удаленных епархиях Малой Азии. Потом Павел перебежал в Рим, принял католичество, был близок с несколькими европейскими государями, но на склоне лет, устав от жизни авантюриста и самозванца, сдался византийским властям и написал покаянное «Исповедание», где изложил перипетии своей бурной Там Павел рассказывал, в частности, как он вошел в доверие к Иерусалимскому Патриарху Лазарю, который, после того, как подвергся заточению и побоям от рук мусульман, уехал в Византию, оставив Павла своим Местоблюстителем. Его полномочия оспорил некий Дамиан, за которым стояли Александрийский патриарх и, возможно, мусульманские власти. Опасаясь за свою безопасность, Павел, ориентировочно, зимой–весной 1367 г., бежал в Дамаск к Антиохийскому Патриарху Михаилу. Михаил тоже подпал под его обаяние, возвел в сан пресвитера и доверял важные поручения. Через какое-то время после этого Тагарис и оказался в Малой Азии, где выдавал себя за Иерусалимского

http://sedmitza.ru/lib/text/7552044/

Жена отвечала: “Грешен ли он, не знаю, но знаю, что он многих избавляет от печали и напасти, потому и я пришла к нему просить заступления и помощи”. Феодосии расспросил ее о деле и, обещавшись передать об этом игумену, отпустил ее в дом, а сам отправился к судии и своим ходатайством сделал то, что вдове возвращено было все несправедливо у нее отнятое.    Под руководством такого высокого наставнику в духовной жизни воспитывались и воспитались вполне достойные его ученики. “Они, – говорит преподобный Нестор, – как земля, жаждущая воды, принимали слово его (Феодосия) и приносили Богу плоды трудов своих, кто сто, кто шестьдесят, кто тридцать. И можно было видеть на земле людей по житию – точных ангелов, а монастырь Печерский казался подобным небеси, на котором светлее солнца сиял преподобный Феодосии своими добрыми делами...” И в другом месте: “Таких черноризцев совокупил Феодосии, которые, как звезды, сияют в земле Русской. Одни из них были великие постники, другие отличались бдением, третьи – коленопреклонением для молитвы. Одни принимали пищу чрез день или чрез два, другие питались только хлебом с водою, иные вкушали вареную зелень, а иные – и невареную. Младшие покорялись старшим и не смели говорить пред ними, а если что нужно было, то говорили с покорностию и послушанием великим. Равно и старшие имели любовь к младшим, наставляли их, как возлюбленных чад. Если какой брат впадал в прегрешенье, его утешали и положенную на него епитимию разделяли между собою трое или четверо по великой любви – такова была любовь в братии той, таково воздержанье! Если иной брат выходил из монастыря, все братия о нем скорбели, посылали к нему, призывали его снова в обитель и, когда возвращался, умоляли игумена принять его и принимали с великою радостию”. Из числа этих братий остались известными по именам: Исаия, впоследствии епископ Ростовский, Стефан, впоследствии епископ Владимирский, Никон, приходивший на время из Тмутаракани, которого Нестор постоянно называет великим, без сомнения, за особенную святость жизни, Иеремия, помнивший Крещение земли Русской и имевший от Бога дар предвидеть будущее и прозревать в тайны сердца, Матфий прозорливец, удостоившийся разнообразных видений, Дамиан пресвитер, великий постник, который до самой смерти своей не вкушал ничего, кроме хлеба и воды, ночи проводил без сна в прилежном чтении книг и молитве и отличался необыкновенною кротостию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Священномученик Артемон (13 апреля, с. 193–194). Мученик Феодор (21 апреля, с. 314). Великомученик Георгий Победоносец (23 апреля, с. 361). Мученица Пелагия (4 мая, с. 179). Мученик Акакий (7 мая, с. 238). Мученик Александр (13 мая, с. 444). Мученик Феодот (18 мая, с. 572). Мученики Симеон, Исаак и Вахтисия (18 мая, с. 580). Мученик Аскалон (20 мая, с. 600). Мученик Георгий Новый (26 мая, с. 716). Преподобномученица Архелая (6 июня, с. 117). Священномученик Маркеллин (7 июня, с. 140). Мученица Акилина (13 июня, с. 277). Мученик Вит (15 июня, сс. 342, 359). Мученики Мануил, Савел и Исмаил (17 июня, сс. 392, 397). Мученик Леонтий (18 июня, с. 411). Мученики Косма и Дамиан (1 июля, с. 8). Мученик Потит (1 июля, с. 16). Мученик Валентин пресвитер (6 июля, с. 125). Преподобномученик Епиктет (7 июля, сс. 145, 148). Великомученик Прокопий (8 июля, с. 179). Мученица Феодосия, мать великомученика Прокопия (8 июля, с. 175). Преподобномученик Михаил, ученик святителя Феодора Едесского (9 июля, с. 221). Мученик Аполлоний (10 июля, с. 286). Мученица Иулитта (15 июля, с. 362). Мученик Емилиан (18 июля, с. 390). Мученица Христина (24 июля, с. 559). Великомученик Пантелеимон (27 июля, с. 632). Мученица дева Серафима (29 июля, с. 655). Мученик Понтий (5 августа, с. 73). Мученик Лаврентий (10 августа, с. 154). Мученик Патрокл (17 августа, с. 286). Мученик Андрей Стратилат (19 августа, с. 321). Мученица Евлалия (22 августа, с. 367). Мученик Каллиник (23 августа, с. 392). Мученица Сира (24 августа, с. 412). Священномученик Киприан Карфагенский (31 августа, с. 602). Все эти (а также многие другие) святые шли на подвиг мученичества за Бога Творца, в надежде на то, что Он как Живой Бог примет верных чад Своих и водворит их в Вечном Своем Царстве. Очевидно, что умирать за веру в эволюцию или за веру в бога, «творящего» мир посредством эволюции, ни один здравомыслящий человек не стал бы. Действительно, тот, кто искренно верует в Бога, за шесть дней сотворившего мир, не усомнится в том, что этот же Бог способен воскресить и его из мертвых в Последний день. За такого всемогущего Бога радостно и легко умереть. Но никто не станет умирать за «Бога», миллионы и миллиарды лет наблюдающего за самопроизвольным развитием материи и готового наблюдать за эволюцией вселенной еще миллиарды лет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010