Преп. Дамиан, пишет преп. Нестор, ревностно подражал житию и смирению преподобного отца Феодосия. Многие свидетельствуют о его добром житии, послушании и покорности ко всем; особенно жившие с ним в келье видели кротость его и как не спал он по целым ночам, прилежно читая книги и возвращаясь не раз к молитвам; они рассказывали и многое другое о сём муже 74 . Пресвитер и чудотворец Дамиан был такой строгий постник, что кроме хлеба с водой ничего не вкушал до смерти. Когда приносили в монастырь к блаженному Феодосию больное чем-либо дитя, или возрастный человек одержим был каким-либо недугом, то Феодосий приказывал Дамиану совершить молитву над больным. Дамиан немедля совершал молитву, мазал елеем, и приходившие получали исцеление 75 . Наконец он сильно захворал и был уже при конце жизни. «Господи Иисусе Христе! так молился он тогда, удостой меня быть сообщником славы святых Твоих; не разлучи меня, Владыко, с отцом, и наставником моим, преподобным Феодосием». Когда он так молился, то внезапно предстал у одра его блаж. Феодосий, пал на грудь его, с любовью целовал его и говорил: «сын мой! о чём ты молишься Господу, теперь я послан известить тебя о том, – прошение твоё исполнится, ты будешь причтён к святым и с ними будешь в Царстве Небесного Владыки, – мы будем вместе в том свете». Сказав это, стал невидим. – Так как Дамиан не видел Феодосия входящим в двери и явившийся, на котором месте явился, на том и стал невидим, – то отселе Дамиан понял, что это было явление от Бога. – Потом, позвав служившего ему, послал за блаж. Феодосием. Когда вскоре пришёл блаженный, то он с весёлым лицом сказал ему: «отче! будет ли так, как ныне, явившись, обещал мне?» Блаженный, не зная, что с ним было, отвечал: «сын мой! я не знаю, о каком обещании говоришь ты?» Тогда он пересказал, как молился он и как явился ему сам преподобный. Выслушав это, Феодосий, несколько улыбнувшись и прослезясь, сказал: «сын мой! будет тебе, как обещал тебе явившийся в образе моём ангел». Когда собрались братия, он простился со всеми и таким образом с миром предал в руки Богу душу свою, когда пришли за ней ангелы. Тогда блаженный повелел ударить в било, чтобы собралась прочая братия, и таким образом с пристойной честью и пением похоронили честное тело его, где хоронят всю братию 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дамиан пресвитер не вкушал ничего, кроме хлеба и воды до самой своей смерти. Он с ревностью подражал житию и смирению Феодосия. Многие свидетельствуют, говорит блаженный Нестор, о его добром житии и послушании, и о том покорении, какое стяжал он ко всей братии. Особенно, пребывавшие с ним в кельи видели его кротость. Не спал он по целым ночам, прилежно читая книги, и опять учащая молитву. Если кто приносил больного в монастырь к Феодосию, он приказывал Дамиану сотворить молитву, – и больные получали исцеление. Его постигла смертная болезнь; и он дожидался кончины. Вдруг, он видит, что приходит к нему Феодосий, и обещает ему за труды царствие небесное. Это было явление ангела. Когда Феодосий с братией пришёл к нему, – изнемогающий Дамиан, взглянув на игумена, сказал: не забудь, игумен, того, что ты мне, обещал. Феодосий уразумел, что он имел видение, и отвечал: «брат Дамиан, что я обещал, то тебе будет». После сих слов, смежив очи, Дамиан предал душу свою в руки Божии. Другой инок Иеремия, помнивший крещение русской земли, имел дар провидеть будущее, и узнавать тайные помышления сердца. Если кто питал нечистые мысли, или думал выходить из монастыря, Иеремия приходил, обличал его помыслы, и преподавал наставления, и сбывалось всякое слово старца, что он ни предсказывал. Ещё был прозорливый старец Матфий. Невидимые приражения врага спасения он прозревал в видимых образах, и для назидания искушаемых рассказывал свои видения. В числе, иноков, при Феодосии прославившихся подвигами, был Исаия. По смерти Варлаама, он сделан был игуменом монастыря св. Димитрия, и после был Епископом Ростова. Возвратился в Печерскую обитель и первый сподвижник Антония – Никон. По просьбе тмутараканских граждан, он отправился в Чернигов просить у князя Святослава его сына Глеба на княжение. Нестор пишет: Феодосий и Никон увидевшись, падше поклонились друг другу, потом обнявшись упали, и горько заплакали. Феодосий молил Никона не уходить более. Никон обещался, устроив свой монастырь, возвратиться к Феодосию, и проводив Глеба до Тмутаракани, исполнил своё обещание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григорий Акрагантийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Григорий Армянский , еп., сщмч., просветитель Великой Армении, (30 сентября/13 октября) Григорий Богослов , Назианзин, Младший, Константинопольский, патр., Вселенский учитель (25 января/7 февраля; 30 января/12 февраля свт.]) Григорий , свщ. инок (4/17 ноября) Григорий Великий , Двоеслов, папа Римский (12/25 марта) Григорий Декаполит , прп. (20 ноября/3 декабря) Григорий Нисский , еп. (10/23 января) Григорий Палама , Солунский (Фессалоникийский), архиеп. (14/27 ноября; в Неделю 2-ю Великого поста) Григорий Пел ьшемский , Вологодский, игумен, чудотворец (30 сентября/13 октября) Григорий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Григорий Печерский , прп., иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (8/21 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Григорий Печерский , прмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (8/21 января; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Григорий Чудотворец , Неокесарийский, еп. (17/30 ноября) Гурий Едесский , мч. (15/28 ноября) Гурий Казанский и Свияжский , архиеп. (4/17 октября; 5/18 декабря; 20 июня/3 июля) Гурий Маккавей , мч. (1/14 августа) Давид Псалмопевец , царь Израильский, пророк (в Неделю по Р. X.) Давид Солунский (Фессалоникийский), отшельник, прп. (26 июня/9 июля) Давид Ярославский , блгв. князь, чудотворец (23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 сентября/2 октября; 5/18 марта) Далмат Далматский (Константинопольский), прп., игумен (3/16 августа) Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский , Каргопольский, прп. (20 ноября/3 декабря; 27 ноября/10 декабря) Дамиан Азийский , бессребреник, чудотворец (1/14 ноября) Дамиан Печерский , прп., пресвитер, целебник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 5/18 октября) Дамиан Римский , бессребреник, мч. (1/14 июля) Даниил Московский , блгв. князь (4/17 марта; 30 августа/12 сентября) Даниил Переяславский , прп., архим. (7/20 апреля; 30 декабря/12 января) Даниил Сербский , архиеп. (20 декабря/2 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь патриархов. Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген — в 1913 году. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отчество. Память святителей также совершается: свт. Петра — 21 декабря/3 января, свт. Алексия — 12/25 февраля, свт. Ионы — 31 марта/13 апреля, свт. Филиппа — 9/22 января, свт. Ермогена — 17 февраля/1 марта. Дамиан, Пресвитер и Целебник, Иеремия и Матфей, в Ближних Пещерах почивающие, преподобные Преподобный Дамиан подвизался в Киево–Печерской обители во время игуменства преподобного Феодосия (память 3/16 мая). О преподобном Дамиане св. Нестор в житии преподобного Феодосия пишет, что он во всем подражал равноангельскому житию наставника своего и ревностно подвизался во всяких добродетелях. Многие свидетельствовали о добром его житии, смирении и послушании. Дамиан отличался покорностью; удивлял всех своей кротостью. Его подвижническая жизнь, бодрствование по ночам, прилежное занятие чтением святых книг и частое восстание на молитву — все это было хорошо известно братии и вызывало благоговение ко св. Дамиану. Многие говорили о нем, что он был великий постник и подвижник и до самого дня смерти своей не вкушал ничего, хроме хлеба и воды. За свою благочестивую жизнь он удостоился получить от Господа дар чудотворения, особенно же благодать исцеления болящих, подобно святому бессребренику и чудотворцу Дамиану, имя которого носил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Некоторые из подвижников Печерских имели дар исцеления болезней. При преподобном Феодосии был черноризец пресвитер, по имени Дамиан. Он отличался необыкновенной кротостью и был такой постник, что кроме хлеба и воды не вкушал ничего до самой кончины своей. Если приносили дитя, страдающее каким-либо недугом, или приходили больные в монастырь, преподобный Феодосий поручал Дамиану сотворить молитву над больным. Дамиан совершал молитву, помазывал освященным елеем, и страждущие получали исцеление. Когда он сам разболелся и приближался к кончине, ангел явился ему в образе преподобного Феодосия, обещая Царство Небесное. После пришел Феодосий и сел подле него. Умирающий, взглянув на игумена, сказал: «Не забудь же, что ты обещал мне в эту ночь». Великий Феодосий отвечал ему: «Брат Дамиан, да будет тебе, что обещано мной». Он же, сомкнув очи, предал дух свой Господу. 76 При преподобном Антонии постригся безмездный врач Агапит, уроженец киевский. Он помогал великому отшельнику в заботах его о больных. Когда занемогал кто-либо из братии, Агапит, оставляя свою келью, переходил к больному брату, служил ему и давал вместо лекарства свою пищу – вареную траву. И больной по молитве его выздоравливал. Если же болезнь продолжалась, блаженный Агапит оставался неотступно при больном, молясь непрестанно, пока Господь подавал здравие по его молитве. Многие из города приходили к нему, и безмездный врач никому не отказывал в благодатной помощи. Сделался болен князь Владимир Мономах , княживший тогда в Чернигове. Не получая помощи от своих врачей, он послал звать к себе Агапита. «Если пойду к князю, – рассуждал блаженный Агапит, – то должен ходить и ко всем. Для человеческой славы не пойду за ворота монастырские, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня отсюда, пойду в другую сторону и после опять возвращусь». Он не пошел к князю, но послал ему вареную траву, которую употреблял в пищу. Исцеленный князь пришел благодарить чудотворца, но Агапит скрылся. Найдя в келье золото, положенное князем, он выбросил его вон. Чудесное врачевание безмездного врача Печерского возбудило зависть в армянине, который славился тогда врачебным искусством. Но, убедившись многократными опытами, что во врачевании Агапита действует не искусство земное, а сила Небесная, армянин, вскоре по блаженной кончине Агапита 77 сам сделался иноком и в добрых подвигах кончил жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

О ПЕРВЫХ СВЯТЫХ И БЛАЖЕННЫХ ЧЕРНОРИЗЦАХ ПЕЧЕРСКИХ, КОТОРЫЕ В ДОМЕ ПРЕЧИСТОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, В СВЯТОМ МОНАСТЫРЕ ПЕЧЕРСКОМ, ПРОСИЯЛИ БОЖЕСТВЕННЫМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ, ПОСТОМ, БДЕНИЕМ И ДАРОМ ПРОРИЦАНИЙ. СЛОВО 12 Поистине предивное чудо, братия, проявилось в том, что собрал Господь воедино таких черноризцев в обители Матери своей. Как пресветлые светила сияли они в Русской земле: одни были постниками, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах, некоторые постились через день или через два, иные питались лишь хлебом и водой, а другие только вареными или сырыми овощами; и все в любви жили: меньшие покорялись старшим и не смели при них говорить, и все это делали с покорностью и с великим послушанием; также и старшие имели любовь к младшим, наставляя и утешая их, как детей своих возлюбленных. И если какой брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его, и по великой любви своей епитимию, наложенную на одного, разделяли трое или четверо. Такова-то была божественная любовь меж той святой братии, такое воздержание и смирение. И если какой-нибудь брат уходил из монастыря, вся братия сильно печалилась о том, и посылали за ним, призывая в монастырь этого брата, чтобы он возвратился. И если возвращался такой брат, то шли к игумену, все кланялись и просили за брата игумена, и принимали брата этого в монастырь с радостью. Вот какие были тогда черноризцы, постники, подвижники! Из них же вспомяну о некоторых чудных мужах. Вот первый из них – Дамиан-пресвитер. Был он такой постник, что, кроме хлеба и воды, ничего не ел до самой смерти. И если когда кто-нибудь приносил больного ребенка, одержимого каким-либо недугом, в монастырь к преподобному Феодосию, то тот повелевал Дамиану сотворить молитву над больным. И тотчас, как он помолится и помажет елеем больного, то сразу выздоравливали приходящие к нему. Когда разболелся блаженный Дамиан и, ожидая своей кончины, лежал в немощи, пришел к нему ангел в обличий Феодосия и обещал ему царство небесное за труды его. Вскоре затем пришел к нему и сам великий Феодосии с братией, и сели у постели его, изнемогающего от болезни. Он же, взглянув на игумена, сказал: «Не забудь, отче, что ты мне обещал нынче ночью». И уразумел великий Феодосии, что тот видение видел, и сказал ему: «Брат Дамиан! Что я тебе обещал, то и сбудется». Он же закрыл очи и предал дух свой в руки Божий. Игумен же и вся братия похоронили его честно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий скончался 3 мая 1074 года. Преемник Феодосия, игумен Стефан, ревностно продолжал строение великого храма. Впоследствии Стефан принужден был оставить монастырь Печерский, ибо был призван на высшую должность: он был рукоположен в сан епископа города Владимира Волынского. Чудеса сопровождали построение церкви. Когда была окончена наружность храма, явились писцы из Греции и рассказывали, что ошибаясь в расчете, они хотели плыть по Днепру назад, но буря против их желания примчала ладьи их к обители Печерской, а сама Божия Матерь во сне не велела им противиться воле Ея. Мастера и писцы, кончив свою работу, остались жить в монастыре и приняли иноческий образ. После Стефана игуменом был избран древний пресвитер Никон, первый сподвижник преподобного Антония, друг и духовный отец великого игумена Феодосия. При нем было окончено построение великой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. После Никона был игуменом Иоанн. Но обитель продолжала по-прежнему держаться тех правил, какие были при Феодосие. Не рушилась эта обитель после смерти столь славных ее основателей. В это время в обители было уже 180 преподобных иноков. Первый, удостоившийся чести быть положенным, в этом храме, был Симон вкладчик, пожертвовавший золотой пояс и венец к жертвеннику. Братия, чтя память Феодосия, жили сообразно его заповедям и уставам. Все трудились во имя Божие, кто как мог, и жили в любви и единомыслии; все были одинаково бедны, своего ничего не имели и содержались общим монастырским продовольствием. Много народа стекалось уже и в те времена в Печерскую обитель: кто шёл помолиться, кто за советом и утешением, кто за исцелевием. Был в монастыре иеромонах Дамиан. Он был так воздержен, что кроме хлеба с водою ничего не ел во всю жизнь до самой смерти. Если кто приносил больного ребенка, то игумен Феодосий, бывало, прикажет снести его к Дамиану. Дамиан помолится над больным, помажет его елеем и больной получал исцеление. Дамиан так любил преподобного Феодосия, что только единого просил у Бога, чтобы не быть разлученным с ним и в будущей жизни. В час смерти ангел явился ему и сказалъ, что Бог исполнит его пламенное желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

О первых святых и блаженных черноризцах печерских, которые в...    Поистине предивное чудо, братия, проявилось в том, что собрал Господь воедино таких черноризцев в обители Матери своей. Как пресветлые светила сияли они в Русской земле: одни были постниками, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах, некоторые постились через день или через два, иные питались лишь хлебом и водой, а другие только вареными или сырыми овощами, и все в любви жили: меньшие покорялись старшим и не смели при них говорить, и все это делали с покорностью и с великим послушанием; также и старшие имели любовь к младшим, наставляя и утешая их, как детей своих возлюбленных. И если какой брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его, и по великой любви своей епитимию, наложенную на одного, разделяли трое или четверо. Такова-то была божественная любовь меж той святой братией и такое воздержание и смирение.    И если какой-нибудь брат уходил из монастыря, вся братия сильно печалилась о том, и посылали за ним, призывая в монастырь этого брата, чтобы он возвратился; и если возвращался такой брат, то шли к игумену, кланялись и просили за брата игумена, и принимали брата этого в монастырь с радостью. Вот какие были тогда черноризцы — постники, подвижники! Из них же вспомяну о некоторых чудных мужах.    Вот первый из них — Дамиан-пресвитер. Был он такой постник, что, кроме хлеба и воды, ничего не ел до самой смерти. И если когда кто-нибудь приносил больного ребенка, одержимого каким-либо недугом, в монастырь к преподобному Феодосию, то тот повелевал Дамиану сотворить молитву над больным. И тотчас, как он помолится и помажет елеем больного, то сразу выздоравливали приходящие к нему.    Когда разболелся блаженный Дамиан и, ожидая своей кончины, лежал в немощи, пришел к нему ангел в обличии Феодосия и обещал ему Царство Небесное за труды его. Вскоре затем пришел к нему и сам великий Феодосий с братией, и сели все у постели. Он же, взглянув на игумена, сказал: «Не забудь, отче, что ты мне обещал нынче ночью». И уразумел великий Феодосий, что тот видение видел, и сказал ему: «Брат Дамиан! Что я тебе обещал, то и сбудется». Он же закрыл очи и предал дух свой в руки Божии. Игумен же и вся братия похоронили тело его честно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвой при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию. По материалам сайта «Православный календарь» Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/269515.htm...

Дамиан (Марчук) Дамиан (Марчук Димитрий Георгиевич), архп. Волынский и Ровенский. Родился 15 ноября 1899 года в с. Коростянине, Тучинской волости, Ровенского уезда, Волынской губернии, в семье псаломщика. Окончил Клеванское духовное училище на Волыни. В 1919 году окончил Волынскую духовную семинарию. С июня 1920 года после смерти отца занимал место псаломщика в с. Коростянине. 6 окт. 1921 г. был рукоположен в сан диакона. 9 окт. 1921 г. – в сан пресвитера и был назначен к Свято-Михайловской Замшанской церкви на Волыни. С 1921 по 1941 г. священствовал в приходах Волынской епархии. В сентябре 1941 года направлен в приход Каменец-Подольской области, с поручением исполнять обязанности благочинного Славутского округа. С весны 1943 года находился при соборе г. Острога на Волыни. С августа 1943 года назначен настоятелем Свято-Николаевской церкви г. Винницы. С января 1944 г. по январь 1945 г. находился на польской территории. С января 1945 года возвратился на Родину и принят настоятелем прихода с. Книжовцы, Каменец-Подольской епархии. В июне 1946 года определён настоятелем церкви г. Заставца Черновицкой епархии и благочинным округа. 2 апр. 1961 года хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. Хиротонию совершали: Экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, архиепископ Винницкий и Брацлавский Симон, епископ Харьковский и Богодуховский Нестор, епископ Днепропетровский и Запорожский Иоасаф. 15 окт. 1964 года – епископ Львовский и Тернопольский. 26 окт. 1964 года поручено временное управление Черновицкой епархией. 10 сент. 1965 г. возведён в сан архиепископа. 10 сент. 1965 года награждён правом ношения креста на клобуке. 8 окт. 1965 года назначен архиепископом Волынским и Ровенским. Литература «ЖМП» 1961, 4, стр. 6. 1961, 6, стр. 26. 1961, 8, стр. 32. 1961, 8, стр. 32. 1963, 6, стр. 10. 1964, 11, стр. 4, 5. 1965, 10, стр. 1. 1965, 11, стр. 1 Епископ Иоанн Снычев. «Состав РПЦ. Иерархии на 1966 год» стр. 27 1972, 7, 1. 1977, 12, 7 8 . Okt. 1965 ЕВ von Wolhynien und Rovno (MP 1965, 11:1). 24 . Aug. 1979 erhielt er anläßlich seines 80. Geburtstags den Sergij-von-Radone-Orden II. Klasse (MP 1979, 10:2). Furov stuft ihn in die 2. Gruppe, der loyalen, aber nicht ganz zuverlässigen Bischöfe ein (Vest. russ. ehr. dv. 130 278). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010