14 июня губисполком получил прошение исполнительного Комитета Союза Пермской епархии разрешить архиепископу Андронику выезд в Москву по делам Союза. Власти отказали. В ЧК собрались представители властей и решили арестовать архиепископа и немедленно расстрелять [В собрании среди прочих участвовали председатель Пермской ЧК Малков, Иванченко 1 , Сорокин, Окулов, Жужгов 2 ]. Обсуждали, как произвести арест. Постановили объявить город на военном положении и привести в состояние боевой готовности все имеющиеся войска. Начальнику конной городской милиции приказали поставить по два конных милиционера против окон всех городских церковных сторожек на тот случай, если кто-нибудь из звонарей захочет подняться на колокольню; если звонарь не послушается приказа, велено было стрелять. Для ареста святителя было поднято до полутора тысяч войск. Далеко за полночь 17 июня отряд чекистов подошел к собору. Выставили вокруг соборной площади караулы, приготовили лошадей, ждал кучер. Условились, что как только Жужгов выведет архиепископа, тут же подадут пролетку, чтобы как можно быстрее увезти святителя из города. В темноте отряд подошел к архиерейскому дому, наружная дверь была заперта, чекисты быстро сорвали ее и вошли внутрь. Другая дверь. На стук вышел привратник. – Где живет Андроник? – Наверху. Вооруженного конвоира оставили у наружных дверей, а Малков, Иванченко и Жужгов поднялись наверх в покои владыки. Владыка вместе с двумя священниками бодрствовал. – Который из вас архиепископ Андроник? – спросил предводитель. – Это я, – спокойно ответил святитель. Ворвавшиеся объявили, что им надо произвести обыск. С соборной колокольни раздался набат и понесся над площадью; но тут же несколькими выстрелами звон был прекращен. Владыке приказали немедленно спускаться вниз. В рясе, с панагией на груди, в клобуке, с посохом в руке вышел святитель к ожидавшей его пролетке. Жужгов сел рядом с архипастырем, кто-то из чекистов взгромоздился на козлы, и пролетка быстро покатила в сторону Мотовилихи. Оставшиеся чекисты арестовали находившихся в доме священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Фильмы можно посмотреть и скачать на сайте Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии e oro.ru Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] Затверджено тему та проведення XXXIII читань У Московському пройшла та живопис храму» прем " «Святий князь Московський та його обитель» У 15-ту Кирила на федеральних каналах демонструються життю Його Портал Богослов.ru До Кирила вийшов про Первосвятительське Його з ключовими словами школи – новомученики XX – читання – православна   новини Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських Затверджено тему та проведення XXXIII читань У Московському пройшла та живопис храму» На читаннях обговорили церковну допомогу людям з На читаннях пройшла з допомоги наркозалежним Проблеми та позитивний дорослих обговорили на читаннях У пройшов круглий школи в правовому У Христа Спасителя пройшла робота читань, У рамках читань робота «Церква та документальна спадщина» У рамках читань паломницького маршруту   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4793914...

Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою та поховання Болгарського Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита : Послання] Преставився до Господа Болгарський У молитовно вшанували пам " ять святителя Серафима Богучарського Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова з святих очолив роботу «Прославлення та шанування святих» наукова з святих екзархату питання шанування та прославлення» У прославлення у лику святих священномученика Носова Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Болгарська Церква – новомученики XX – святих –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4385875...

Это с одной стороны. С другой, репрессии признавались незаконными и с точки зрения советского законодательства 1918–1920-х гг. и якобы выходили за рамки советских конституций 1918 и 1936 г., Уголовного кодекса, декретов ВЦИК и других основополагающих правовых документов. Историки и члены Комиссии Политбюро по дополнительному изучению материалов, писавшие текст указа Президента СССР (от 11 августа 1990 г.), толковали “беззаконие” расширительно: для них репрессии были одинаково незаконны как с позиции общечеловеческих норм, так и с точки зрения самих законов 1920–1930-х гг. Другими словами, беззаконие совершалось и по отношению к самим законам. Справедливо ли это? В последнем пункте трудно согласиться с авторами текста документа, поскольку в самих законах было заложено беззаконие — в форме тенденции, направления, перспективы изменений, главное из которых состояло в ликвидации Церкви как института, в расцерковлении и обезверивании народа. Наконец, надо понимать, что тексты реабилитирующих документов создавали люди, родившиеся, жившие и состоявшиеся при советском строе, высокопоставленные члены партии, многие из которых лелеяли надежду на “социализм с человеческим лицом”. Историки в 1990-е гг. поддержали эту тенденцию своими исследованиями, дали себя “повести” букве и духу реабилитирующих документов и стали усиленно разрабатывать тему “необоснованных репрессий” и массовых “фальсификаций”. Ещё в 1990 г. была опубликована статья Л. Н. Лопатина, в которой впервые в историографии репрессий был сформулирован тезис о “сфальсифицированных” официальной властью судебных политических процессах 1920–1930-х гг. 13 . Но тезис был не нов, ранее он звучал в реабилитирующих документах. Ближе к истине стоит игумен Дамаскин (Орловский), который целью репрессий в отношении духовенства и верующих считает намерение государственных органов (в соответствии с коммунистической идеологией) изъять и исключить из активной церковной жизни и деятельности как можно больше священников, чтобы в храмах некому было совершать богослужения, крестить, венчать и отпевать, напоминать людям о божественном призвании и нравственном долге 14 .

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

Специальными премиями отмечены произведения главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева, совместно с сыном Сергеем Куняевым написавшего книгу «Есенин»; искусствоведа Марины Колотило, посвятившую свою монографию людям, жившим ранее и проживающим сейчас в знаменитом Толстовском доме в Санкт-Петербурге («Толстовский дом: люди и судьбы»); капитана 2 ранга Владимира Шигина о моряках, положивших жизнь на алтарь Отечества («Герои забытых побед»); известных питерских историков Галины Корнеевой и Татьяны Чебоксаровой «Россия и Европа. Династические связи. Вторая половина XIX – начало XX в.»; основателя театрального музея музыкальной культуры, музыковеда Бориса Розенфельда «Шаляпин на Кавказе»; литературоведа и критика Виктора Калугина, впервые в своей антологии «Молитвы русских поэтов» представившего молитвы и молитвенные стихи русских поэтов XI-XXI веков.  В Санкт-Петербурге чествовали лауреатов премии «Александр Невский» 14.09.2011 «Александр Невский» – премия долгожитель, уже в седьмой раз (с 2005 года) ею награждаются писатели-историки, а с 2009 года еще и музейные работники, так как в рамках премии существуют и органично дополняют друг друга два больших конкурса – исторических литературных произведений и музейных мемориальных проектов. Среди большого количества разнообразных конкурсов, «Александр Невский» занимает свою уникальную нишу, оценивая биографические издания и выставочные проекты музеев, посвященные  выдающимся личностям отечественной истории. На пресс-конференции, состоявшейся также 12 сентября,  учредитель премии, генеральный директор группы компаний «Талион» Александр Ебралидзе заверил собравшихся, что традиции премии планируется продолжить: «Мы двигаемся дальше», – заверил он. Соучредитель премии, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев отметил: «На литературный конкурс мы принимаем историческую публицистику, отражающую кропотливый, серьезный, основательный исследовательский труд писателя-историка. Благодаря этой премии мы имеем возможность обозначить пунктир развития отечественной исторической литературы». Говоря о музейной части конкурса, Валерий Ганичев сказал, что «музеи отражают и сохраняют для потомков реальный исторический взгляд».

http://fond.ru/novosti/229-igumenu-damas...

4 октября следователь допросил священника. – Вы обвиняетесь в проведении антисоветской деятельности. Расскажите о фактах вашей антисоветской деятельности. – Я виновным себя в проведении антисоветской деятельности не признаю, и антисоветских фактов агитации с моей стороны за время после прибытия из ссылки не было, – ответил священник. – Следствие располагает достаточными данными о вашей антисоветской агитации. Требую правдивых ваших показаний. – Вторично показываю, что с моей стороны антисоветской агитации не было. – Следствие располагает данными, что в конце июля месяца 1937 года среди колхозников вы вели агитацию за срыв предвыборной кампании в Верховный Совет, указывая, что " только одни коммунисты будут голосовать и будут только их выбирать " . Признаете ли такое антисоветское высказывание? – Нет, с моей стороны агитации в антисоветском духе о выборах в Верховный Совет не было... – Следствие имеет данные, что вы в августе 1937 года угрожали колхозникам расправой с контрреволюционным высказыванием о неизбежной перемене существующего строя в СССР. Признаете ли такой факт контрреволюционного высказывания? – Нет, колхозникам я никому не угрожал, а также контрреволюционного высказывания о перемене существующего строя в СССР я не говорил, такого факта я не признаю. – Следствие располагает данными, что вы в момент общественно-политической кампании по подписке на заем обороны страны вели антисоветскую агитацию среди колхозников против подписки на заем. Признаете ли это? – Это я отрицаю, агитации против подписки на заем я не проводил. Это такое мнение создалось у председателя сельсовета. А было это потому, что один раз я остановился поговорить с гражданином села Высокого, но я ему о том, чтобы не подписываться на заем, ничего не говорил . 15 октября Тройка НКВД приговорила о. Иакова к расстрелу. Священник Иаков Бобырев был расстрелян через день, 17 октября 1937 года . Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия.

http://fond.ru/kalendar/984/iakov/

Болезни и скорби иногда оживляют наше религи­озное чувство, заставляют внутренне встрепенуться. Но стоит обстоятельствам войти в спокойное русло, и на­пряжение нравственного труда уже не кажется нам необходимым. Нам не хочется этого напряжения, нам комфортнее без него. Возможно, поэтому о русских новомучениках так непросто сегодня вести разговор. Мученичество как феномен, как высочайший образец христианского под­вига – слишком яркая звезда на тусклом небосклоне нашей комфортной повседневности. Подвиг мученика если и имеет к нам отношение, то, кажется, самое отдаленное. Ведь никто сегодня не спрашивает у нас отчета о нашей вере, никто не ставит во имя веры нашу жизнь под угро­зу? Так зачем нам читать о всех этих бесконечных ссыл­ках и арестах? Зачем исследовать утомительные протоколы допросов и расстрельные приговоры? Зачем, если мученичество в истории христианства носит словно бы трагически случайный, а не существенный для спасения характер? И действительно, понять мученичество можно лишь из глубины личного подвига. А подвиг начинает­ся уже там, где слышит человек голос своей совести, кото­рая к любому из нас и во все времена предъявляет равные требования. В названии нашего предисловия использо­ваны слова блаженного Августина. По отношению к ним священномученика Евгения (Зернова) можно было бы назвать невольником, узником своей совести, не умев­шим противиться ее повелениям. Голос совести никогда не сулил ему ни личного благополучия, ни спокойствия – в этом смысле он был мучеником и исповедником веры еще задолго до лагерей, ссылок и расстрела. Эпоха, в которую судил ему Господь послужить Церкви, – трагическое время «колебаний веры, сомнений греха и порока», как сам он его называл. Мы мало что знаем об этом периоде в нашей истории – представления о нем у нас либо искажены, либо идеализированы. И здесь жи­тие, составленное ведущим российским агиографом архи­мандритом Дамаскиным (Орловским), позволит нам хоть частично познакомиться с реалиями эпохи без ретуши­рования. В духовных школах, где с 1902-го по 1912 годы пре­подавал будущий священномученик, как и повсюду в стране, царили упадок и бесчинство. Духовно-нрав­ственное разложение присутствовало в среде епископата и духовенства. Юные семинаристы, плененные револю­ционными идеями, отвергали любое воспитательное воз­действие, и в такой обстановке многие из преподаватель­ского состава ради собственного благополучия занимали отстраненно-двуличную позицию. И вот там, где другие отмалчивались, иеромонах Евгений говорил правду, где большинство попустительствовало безобразиям – он взывал к «нравственной чуткости»...

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Человек - это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского Архимандрит Дамаскин (Орловский). В книге публикуется жизнеописание священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского, дается описание многих значимых событий первой половины XX столетия, тех людей, с которыми митрополиту Евгению приходилось встречаться - как известных, так и безвестных, - чья жизнь проходила и в столице, и на далекой окраине. Многие описания погружают читателя в неведомую современному человеку историческую эпоху, когда невольно переживаются драматические события того трагического времени. В основе жизнеописания - выверенные исторические документы, показывающие, что реальная жизнь человека намного сложней самой искусной выдумки. Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2018. - 159 с.: ил. Человек - это его совесть Если, в качестве небольшого эксперимента, попросить любого из нас кратко пове­дать о себе самое важное – то, что определяло бы нас как личность, – ответы окажутся до­статочно предсказуемыми. Кто-то с юмором перечислит паспортные данные – вот, мол, кто такой «я»; кто-то с гордостью назовет свою профессию или престижный ВУЗ, где учился; кто-то с нежностью поведает о своих детях; кто-то заявит о своих достижениях в науке или творчестве... Не ошибемся, если предположим, что, прежде всего, сказать о себе «я – христианин» почти никому не придет в голову. Да, священник, конечно, назовется свя­щенником и монах – монахом; да, прихожа­нин на пороге храма непременно обозначит свою конфессиональную принадлежность... Но мало для кого из нас, «простых верую­щих», христианство на поверку окажется са­мым главным содержанием жизни, ее глу­бинным стержнем и камертоном. Скорее оно будет привычным и не более, чем повседнев­ным, вспомогательным атрибутом. Мы «веру­ющие» – разве этого недостаточно? Разве это уже не хорошо само по себе?

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

На страницах книги отражены актуальные результаты следствия по уголовному делу, возобновленному Следственным комитетом России осенью 2015 года, которому удалось воссоздать объективную картину тех далеких дней и восполнить ранее имевшиеся пробелы. Современная наука и возможности экспертных исследований XXI века позволяют более детально и глубоко вникнуть в суть трагических событий, беспристрастно разобраться в произошедшем и сделать обоснованные выводы. Научно-технический прогресс позволил провести уникальные судебные экспертизы, в том числе медико-криминалистические (антропологические). Большую роль сыграла работа картографов, благодаря которой были воссозданы 3D-мoдeлu расстрельной комнаты и схемы Коптяковской дороги. Фотографии, архивы, дневники, воспоминания, аудиозаписи — все это легло в основу издания. Эта книга — большой совместный труд следователей СК России, ученых, экспертов, других специалистов и исследователей разных направлений. В ней наиболее полно и достоверно представлены сведения о расследовании преступления вековой давности, которое перевернуло отечественную историю, изменило государственный уклад и порядок. Второй том будет опубликован в ближайшее время. Следственный комитет России /Патриархия.ru за темою У Новоспаському Москви та звершено про здоров " я страждаючих на У роковини родини в пройшли пам " Священний Синод затвердив низку богослужбових Останки родини Феофана (Бистрова) повернуто до Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Кирила з нагоди Дня : та звернення] екзарх по зaruблuv при службового обов " язку справ РБ Кирила директору служби охорони Д.В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5848789...

Раскулаченных кости Засыпает снегами в пургу; В Беломорском канале Нас водой заливали, Смерть ждала нас на каждом шагу. А в степях Казахстана Рыли мы котлованы Нам мерещилась только вода… Нас ветры обжигали И пески засыпали Хоронили живых без следа… А газеты писали, Что мы радостны стали, Завтра будет еще веселей… А в тюремном подвале До костей избивали Изнуренных от пыток людей. Ничего не забыли, Ничего не простили Мы кровавым своим палачам! Скоро будет повален Вождь преступников Сталин И за всё нам ответит он сам! Стихотворение неизвестного заключенного О живых, мертвых и воскресших, с которыми пришлось мне встречаться в подвалах, тюрьмах, смертных изоляторах и концлагерях Чека-ГПУ-НКВД в разное время; на Кавказе, Украине, в Сибири, на берегах Ледовитого океана, и по этапам и мытарствам великого концлагеря, именуемого на коммунистическом языке — С.С.С.Р., об узниках коммунизма расскажут страницы этой книги. Автор Примечания 1. Иеромонах Дамаскин (Орловский), “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия”, ч. 2, стр. 177. г. 2. Выступления на митингах и собраниях перед избирателями, “Православная газета”, Екатеринбург, 9(43), 1996 3. 16(76), 1996 г. Входящий - не грусти, выходящий - не радуйся Небольшая четырехугольная комната, с тремя глухими, темно-желтого цвета стенами и маленькой дверью в комендантский коридор, тускло освещалась электрической лампочкой, висевшей под потолком в проволочном колпаке. Посредине — два топчана, а в углу параша. Воздух был затхлый, насыщенный махорочным дымом, и каким-то кислым запахом. Пол покрылся грязью, окурками, мусором. Очевидно, только несколько часов тому назад здесь кто-то находился и только перед самым моим приездом его куда-то перевели. Может быть, его тоже сняли с поезда и прошлой ночью привезли в этот каменный ящик? Где он теперь? Кто он такой? Может быть, он уже на воле? Может быть его перевели в подвальные камеры и там он ждет смерти? И понеслись разные мысли, закружились в голове моей, гонимые страхом и тревогой о семье, о друзьях… И вспомнились мне рассказы об пытках в НКВД, о “конвейерных” допросах и “нулевых камерах”. О страшных Соловках и многочисленных концлагерях, о выселенных в Сибирь на гибель станицах и погибших от голода миллионах, о бесстрашных исповедниках Христа, беспощадно уничтожаемых красными богоненавистниками.

http://azbyka.ru/fiction/uzniki-kommuniz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010