И в той же статье: «Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: „К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщёнными подсчётами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом“. Надо сказать, что игумен Дамаскин выразил и моё, и, наверное, многих «сожаление». Действительно, жаль, что нет точных цифр хотя бы за один год. Уже 15 лет открыты архивы и ведётся большая работа по изучению хранящихся в них материалов, но никаких точных цифр пострадавших за веру не найдено. Теперь видно, что их нет, видимо, и не было, пострадавших просто никто никогда не подсчитывал. Изучение, проведённое с участием сотрудников ПСТГУ, следственных дел всех 20 765 человек, расстрелянных в Бутово, показало, что примерно каждый двадцатый из репрессированных пострадал за веру. То же соотношение наблюдается и среди пострадавших в месте расстрелов — поселке Левашово под Санкт-Петербургом — примерно 5,6 %. Эти исследования дают основание считать, что в списках всех репрессированных… также примерно 5 % составляют пострадавшие за веру. Каждому пишущему о репрессиях за веру необходимо сравнивать свои оценки с данными БД новомучеников, иначе порой указываются цифры, в три — пять раз преуменьшающие реальные. Репрессированных сотни тысяч. Не миллионы (это правильно), но в пределах от полумиллиона до миллиона человек». Цифру в 5 % научно обоснованной считать едва ли можно, но попробуем на её основе сделать прикидку. Согласно процитированной выше справке НКВД, с 1 октября 1936 года по 1 ноября 1938 года к высшей мере наказания были приговорены 668 305 человек. 5 % от этого числа составляет 33 415 человек — оценка, видимо, существенно заниженная. И ещё одна заслуживающая внимания работа на эту тему : «В 1995 г. А. Яковлев, председатель комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, привёл цифру в 200 тыс. уничтоженных священнослужителей и 500 тыс. репрессированных, включая сюда представителей всех конфессий. Но эта цифра явно завышена: такого количества священнослужителей в России не было и до революции. Видимо, Яковлев включил сюда и всех пострадавших церковнослужителей и мирян. В другом своем труде Яковлев называет число священнослужителей, пострадавших в период 1937–1938 гг.: репрессировано 165,2 тыс. чел., из них расстреляно 106,3 тыс. чел.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

Автор утверждает, что его труд строится на принципах историзма, системности, комплексности (С. 18), но основная часть книги хорошо показывает, что это лишь дежурные фразы, никак не отразившиеся в действительности. Видимость «обширности корпуса источников» автор стремится создать за счет перечисления названия фондов ГАРФ. Но прочитавшему книгу непонятно, например, какие данные о епископе Гермогене взяты из многочисленных фондов этого архива, перечисленных на с. 21 и с. 211–215? Что дает фонд Р-5802 «Бурцев В.Л.» или Р-5819 «Бобринская В.Н.» для исследования биографии епископа Гермогена? Ответы на такие вопросы в научных монографиях по истории даются в источниковедческих обзорах. В псевдонаучных работах такие данные приводятся без пояснений. На самом деле основной текст книги базируется на достаточно узком круге источников, причем порой достаточно случайных. Из ГАРФа использовано не более 5–6 фондов, хотя заявлено несколько десятков. Некоторые новые факты, о которых сообщается в книге и, в частности, в введении, приводятся без ссылки на источник. Например, игумен Дамаскин сообщает, что «весь комплекс документов периода жировицкой ссылки (епископа Гермогена. – А.М. ) был изъят при обыске в 1919 году в Тобольске и увезен арестовавшими епископа сотрудниками ЧК», но из какого документа взят этот факт, читатель из книги не узнает (с. 22). Переходя к основному тексту, нужно сказать, что он опубликован не впервые. Перед нами – слабоизменный текст жития епископа Гермогена, увидевший свет в 2008 г. Нужно заметить, что тогда текст был издан в твердой обложке, на хорошей бумаге и с иллюстрациями. К чему понадобилось инициировать его издание отдельной книгой, но на плохой бумаге, с пачкающей краской? И структура основной части книги, и ход изложения в большинстве глав напоминают те же компоненты нашей монографии. При этом особенностью изложения в книге игумена Дамаскина является то, что он опускает все данные источников, которые свидетельствовали об отрицательных последствиях административной деятельности епископа Гермогена (и это не «либеральные» выпады, это выводы многих современников, включая ответственного сотрудника Святейшего Синода Мудролюбова, производившего ревизию епархии после епископа Гермогена). Проигнорирован очень важный для биографии владыки факт его самооскопления.

http://bogoslov.ru/article/1611011

24 апреля 1854 года. Письмо 89 25 апреля. Письмо ваше от 17 ч. сегодня получил, пишете, что скорби вас посещают, но вы знаете, как оные необходимы на пути нашем, и когда, как, и какие послать, распорядитель есть Бог, ведали и потребу оных для нас, и силу нашу. А отнять скорби – зародится в сердцах наших ил страстей, и произойдут действия греховных чудовищ; пока не смиримся, требуем огня скорбей, да попалит и искоренит из земли сердца нашего терние страстей. Да как посмотрим на жизнь нашу, в чем мы себя лишили и что потерпели? Живем во всем изобилии и отраде тела, смирения нет ни на волосок, то как же не быть скорбей? Св. Петр Дамаскин пишет, что «разум истинный есть порождение скорбей, а от оного рождается смирение». Вы, вместо того чтобы судить оскорбляющим вас и по мнению вашему не так поступающих, обратите мысль на свое устроение и увидите, как еще далеки от исполнения заповедей Божиих о любви. 27 апреля. Погода стоит прекрасная, весна красуется, одевает деревья в их благолепную красоту, а певцы поют, славят Творца и поют свою свободу. А мы, страстные, како воспоем песнь Господню на земли чуждой, исполненной терния и волчцов? Хоть и поем, но можно сказать: «Пою их не разумею» ( Пс. 100, 2 ). Слава долготерпению Божию! 28 апреля. Ныне почты вашей не получил, а орловская почта пришла. В. В. прилагает письмо преосвященнейшего Смарагда, от 18 апреля полученное им, пишет, что скоро приедет в О-й, к своей пастве, упоминает и обо мне, грешном, что он там старался о награждении меня наперсным крестом. О горе мне, грешному, имя мое выше дел моих, пожалейте и вы о мне, я и так скуден смирения, а это послужит ли к моему смирению? Надобно бы смириться, нося знамение спасения на шее. Благодарение Господу, я не только не писал, но и не думал искать или просить. 3 мая. Слава Богу, вы приступили к постройке вашей кельи, да поможет Господь и благословит вас мирным и спокойным житием. Хорошо, что М. И. с миром благословила, а что от других бывают суды и пересуды, на это нечего смотреть, нельзя чтобы не было искушении, но вы будьте мужественны, без искушений ничто не совершается, и вам поможет Господь исправить дела ваши. А между собой случающияся кострики старайтесь упразднить, ибо это козни вражии, обличающие ваши устроения, а вы положите в основание камень смирения, то и не подвижетесь; много о сем читаем, пишем и говорим, а надобно же и в чувстве водружать оное, да обрящете покой по словеси Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Неистребимо человеческое желание обожествлять людей — в политике, в искусстве и особенно в религии, замечает Владета Еротич . Но и отчаиваться не нужно, опыт новомучеников ХХ века нам доказывает, что одно из явных чудес в Церкви происходит безусловно, и это чудо — способность человека следовать своим убеждениям даже до смерти. Этот опыт учит нас: «Неверный в малом неверен и во многом » (Лк. 16, 10), и самым впечатляющим примером является именно то, что это оказалось возможным для сонма святых, пострадавших в эпоху последних гонений. Примером безупречного исследовательского подхода являются работы ученого и агиографа игумена Дамаскина (Орловского), использующего самые строгие научные и вместе нравственно-христианские критерии при изучении истории ХХ века, при написании житий святых и жизнеописаний подвижников благочестия. В последнее время делаются попытки записать всех пострадавших в годы массовых репрессий во святые, что нельзя не охарактеризовать как противоцерковную деятельность, не важно, понимают ли это сами таковые делатели или нет. Они бездоказательно предполагают, что все нравственные преступления и факты предательства и оговоров людей, приведшие к их аресту и смерти, совершены по причине грубого насилия тогдашних репрессивных органов власти, считая, что внешнее насилие само по себе оправдывает предательство. Однако такой взгляд на происходившие в то время события совершенно не соответствует действительности и реалиям человеческой личности. Никто и ничто, кроме добровольно предпочтенной страсти сребролюбия, не принуждало Иуду к предательству. Он сам стремился к этому, искал встречи с покупателями, сам договаривался о цене и искал удобного времени и места для совершения злодеяния. Точно так же некоторые из пострадавших во время массовых репрессий, прежде чем пострадали сами — получили сроки заключения или даже были расстреляны, — добровольно шли за житейские преимущества и блага тридцати сребреников в осведомители и предатели; и прежде чем пролилась их собственная кровь во время Большого террора 1937–1938 гг., они перепачкались в крови тех, кого успели предать. Точно так же многие из тех, кто оказался под следствием и лжесвидетельствовал, оговаривал других, делали это без физического насилия со стороны власти.

http://bogoslov.ru/article/5319358

В качестве заключения рассмотрим несколько вопиющих ошибок, которые встречаются в православных изданиях. В одной из публикаций Интернета мы читаем: «…следует сказать и о порой появляющихся в православных или околоправославных изданиях утверждениях о «20 миллионах христианских мучениках», «500 тысячах казненных священниках» и т. п. Это просто неправда. Этот период нашей истории дал тысячи христианских мучеников. Тысячи! И это очень много. Но миллионов не было и в помине». Если мучениками считать только причисленных к лику святых и пострадавших до смерти (не исповедников), то утверждение, безусловно, правильное. Так как за 10 лет работы Комиссии по канонизации к лику святых причислены 1200 мучеников (из 1596 новомучеников и исповедников), то, если Комиссия проработает еще 20 лет, число канонизированных мучеников достигнет 3 600. Если же вести расчет в соответствии с Законом 1991 г., то репрессированных сотни тысяч. Не миллионы (это правильно), но в пределах от полумиллиона до миллиона человек. Меня однажды пригласили на телевидение, ведущий – православный человек — говорит: «…в Бутово расстреляны сотни тысяч священников». Я вскочил: «Как вы так можете говорить? Сотен тысяч священников в России одновременно никогда не было. В Бутово расстреляно всего 20 800 человек, из них за веру священников 300. И это действительно очень много. На одну мою статью я получил отзыв, оппонент пишет о «сотнях и тысячах пострадавших». По-моему, писать так недобросовестно, а православным и грешно, так как это говорит о лени изучать историю Церкви и о непочитании мучеников. Сколько же человек пострадало за Христа? Этот вопрос, по-моему, нужно не лениться обсуждать и придти к общему заключению. Писать историю без чисел невозможно. Действительно, в семи томах труда игумена Дамаскина (Орловского)18 помещено около 900 биографий, следовательно, можно сказать о сотнях пострадавших. Если же обратиться к спискам причисленных к лику святых (1 596 имен) или к первому тому спрвочника «За Христа пострадавшие», опубликованному в 1997 г., то мы найдем там более 4 000 имен.

http://pravmir.ru/skolko-repressirovanny...

Ходатайство жителей г.Царицына об о.Илиодоре//Братский листок. 21 ноября 1908. Там же. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.317-317 об. Протокол Бочарова 9.XI.1908. Там же. Л.316. Рапорт Бочарова губернатору 10.XI.1908. РГИА. Ф.1278. Оп.2. Д.2515. Л.2 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.248-248 об. Телеграмма гр.Татищева Столыпину 5.X.1908. Хроника//Братский листок. 7 октября 1908. Славин И.Я. Ук. соч. Предполагая, что скандал произошел непосредственно перед отставкой гр.Татищева, Славин ошибочно датирует эти события другим царским днем - 21.X.1910. «Я должен сказать, что по приказанию Государя я, вступив в управление министерством внутренних дел, получил всю полноту власти, и на мне лежит вся тяжесть ответственности» (Государственная дума. Стенографические отчеты. Созыв I. Сессия I. СПб., 1906. Т.2. Стлб.1140-1141. Заседание 8.VI.1906. Братский листок. 7 октября 1908. Открыто начинаемое " монголами нашествие " на Православную Россию//Братский листок. Приложение к 12 октября.] Славин И.Я. Ук. соч. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.248. Телеграмма гр.Татищева Столыпину 5.X.1908. Там же. Л.250. Там же. Л.253, 267-267 об. Телеграмма гр.Татищева Столыпину 7.X.1908, письмо ему же 12.X.1908. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7913. Л.30-31. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.277-278 об. Там же. Л.293-293 об., 294. Письмо гр.Татищева Столыпину 21.X.1908. Начало последнего абзаца до слова «борьба» было затем вычеркнуто (ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7913. Л.35). П. А. Столыпин: Переписка. М., 2004. С.458. Письмо О.Б. Столыпиной 12.X.1903. См. Дамаскин (Орловский), игумен. Ук. соч. С.64-72. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.258. Телеграмма Н.П. Харламова за директора гр.Татищеву 7.X.1908. См. телеграмму еп.Гермогена Извольскому 8.X.1908 (РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 б. Л.107). ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.266. Телеграмма Столыпина гр.Татищеву 8.X.1908. П. А. Столыпин. Биохроника. М., 2006. С.259. П. А. Столыпин: Переписка. С.293. Красный архив. 1935. 6 (73). С.177-178. Ходатаи за еп.Гермогена и иеромонаха Илиодора//Царицынская жизнь. 26 ноября 1908. Инициатива приписывалась В.Н.Рысину, будто бы встретившемуся с Дубровиным 21.XI. Однако сам Рысин опроверг сведения о своей поездке (Опровержение//Царицынская жизнь. 28 ноября 1908. Возможно, речь шла о о.Карманове из совета «Православного братского союза». Из Петербурга все саратовско-царицынские монархисты, видимо, казались на одно лицо.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

– Следствие располагает данными, что вы среди верующих выдавали себя за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете? – Да, мои почитатели считают меня блаженной и прозорливой, но я сама этого никому не говорила. – Следствие располагает данными, что вы на могилу священника Валентина Амфитеатрова организовали паломничество и выдавали его за святого. Вы это подтверждаете? – Да, я не отрицаю, что умершего священника Валентина Амфитеатрова прославляла как святого и всех своих почитателей направляю на его могилу. Для прославления священника Валентина Амфитеатрова я своим почитателям рассказываю о происшедших исцелениях по его молитвам как при его жизни, так и после смерти на могиле, распространяю его фотокарточки и его жизнеописание. Мы, почитатели священника Валентина Амфитеатрова, подготавливаем открытие его мощей, ведем записи обо всех происшедших исцелениях как при его жизни, так и после его смерти, которые в рукописях распространяются среди его духовных детей и моих почитателей для его прославления. Также для его прославления с могилы священника Валентина Амфитеатрова верующим раздается песок, цветы и другие реликвии как святыни. Все это делается для его прославления и канонизации как святого. Матрона Степановна была обвинена в том, что, «являлась участницей контрреволюционной церковно-монархической группы, себя среди верующих выдавала за прозорливую, у себя на квартире проводила многочисленные приемы своих почитателей... В контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Валентина Амфитеатрова, распространяла контрреволюционные провокационные слухи о якобы происходивших исцелениях на его могиле и организовывала паломничества верующих». 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Матрону Степановну к расстрелу. 15 декабря фотограф сделал ее фотографию для палача. Матрона Степановна Конюхова была расстреляна 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века

http://fond.ru/kalendar/1422/matrona/

Правило Дуни было таково. Неопустительно ежедневно пели стихиры образу Владимирской Царицы Небесной. Это было общее пение, вечером в восемь часов начинали, и продолжалась служба до двенадцати часов ночи. В это время ничего не читалось; пели, кроме стихир, тропари и кондаки святым и Царице Небесной. По вторникам справляли стихиры с акафистом Иверской Божией Матери. В этот день к Дуне приходило много народу. Утром начинали молиться с пяти часов, а иной раз по слабости – с шести утра. И молились до двенадцати часов дня. Дуня это время молилась в тишине. Никого к ней не пускали, а хожалки про себя молились. Читали в это время Псалтирь, Евангелие, каноны, акафисты и клали поклоны (Даша молилась, как Дуня). Утреннее правило она разделяла, и было минут по двадцать отдыха; если во время отдыха приходил кто с великой скорбью, она впускала, а во время правила никого не пускала. После правила ее обращали лицом к иконам, подкладывали под нее рунье, сажали и зажигали все лампады, было их двенадцать. Тут она тихо молилась с полчаса. После этого они начинали петь и пели пятнадцать минут: пели Верую, Достойно, Отче наш , Заступницу, Яко необоримую стену, Богородице Умилению, Крест всей вселенной. Среди этого пения выносили из чулана просфоры и Дуне давали раздробленную просфору, а девушкам по целой. Перед тем как ее посадить, велит вымыть ей руки, а потом, как дадут ей просфору, заплачет и скажет: «Перекрести руки». Положат ей просфору, разрежут ее пополам. Одну половину опять в чулан унесут, а эту половину еще разрежут пополам, и половину она дает той, которая ей служила. Давали ей три просфоры: из Сарова, Понетаевки, Дивеева, так что у нее получалось три части. Потом ей в руки подавали просфоры, а в блюдечко наливали крещенской воды, она клала просфоры в блюдечко и ставила на стол, а когда клала, говорила: «Христос Воскресе!» – и тихо молилась. Потом, как она помолится, опять пели: Спаси Господи, От юности, святителю Николаю и Царице Небесной, пели недолго. Потом она ела просфору и запивала крещенской водой и в блюдечке, немного оставляла той, которая за ней ходила, а девушки становились у порога и после нее ели свои просфоры. Тут лампады гасили, ее поворачивали опять и клали. Когда ее поворачивали, она все стены и углы ограждала крестным знамением со словами: «Огради, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Креста». Во время правила она вместе с четками держала всегда моток ниток льняных и, пройдя четки, делала на нитках петлю, потом опять молилась по четкам, потом еще делала петлю, и так до четырех петель, потом эти петли связывала узлом, вроде креста, и затыкала за пояс; это означало, что она молитву кончила, и ее можно сажать.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

— Следствием установлено, что вы проводили контрреволюционную агитацию, направленную на срыв мероприятий, проводимых на селе коммунистической партией и советской властью. Требую от вас искренних признаний по существу дела. — На поставленный вопрос отвечать отказываюсь и виновным себя не признаю. — Вашим ответом следствие не удовлетворено, требую вашей откровенности и искренней признательности по существу дела. — Повторяю, что на поставленный вопрос отвечать отказываюсь и виновным себя не признаю. Подписываясь под последним своим ответом, отец Софроний написал: «С ответами согласен, а с задаваемыми вопросами не согласен». Снова следователь вызвал бригаду мучителей, снова задавались одни и те же вопросы, и снова следовали ответы священника, лишенные всякой двусмысленности. — В беседе с председателем церковного совета по поводу выпущенного советской властью «займа укрепления обороны страны» вы, обвиняемый Несмеянов, высказывали клевету и антисоветские взгляды, говорили, что «советская власть на словах ведет к зажиточной жизни, а на деле скоро будем помирать голодной смертью; с целью отобрать последние гроши у крестьян выпустили заем, и подписка на последний проводится под силой нажима». Признаете ли вы себя виновным в этом? — Беседы с председателем церковного совета по поводу займа у меня не было, и таких разговоров я нигде не вел. Виновным в этом себя не признаю. Не доверяя ни в чем лживому следствию, отец Софроний в конце протокола своей рукой написал: «От подписи протокола отказываюсь». 1 ноября 1937 года тройка УНКВД по Калининской области приговорила иеромонаха Софрония к расстрелу. Он был расстрелян через день, 3 ноября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле. Игумен Дамаскин (Орловский)   ЛЮДИ Лев Толстой с сестрой Марией Николаевной. Ясная Поляна, 1898. Фотография С. А. Толстой Сестра Льва Отчаяние и раскаяние Марии Николаевны Толстой Она могла повторить судьбу Анны Карениной. Она была уже готова поставить самую страшную, самую черную точку в трагедии своей жизни. Но случилось иначе. «Несбывшаяся» Каренина стала чуть ли не единственной поддержкой для своего известного на весь мир брата в последние, драматические дни его жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

– Следствие располагает точными данными о том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной монархической монашеской группы. Вы подтверждаете это? – спросил отца Ксенофонта следователь. – Нет, не подтверждаю, – ответил отец Ксенофонт. – Следствию известно, что вы, являясь секретарем Кронида Любимова, имели с ним общение и тесную связь. Даже после заключения вас в Темниковские концлагеря вы имели с ним письменную связь, а по возвращении из лагерей после отбытия трехгодичного заключения за контрреволюционную деятельность неоднократно посещали последнего, несмотря на то, что вам в зону Московской области въезд был воспрещен. Вы подтверждаете это? -Действительно, я был у отца Кронида послушником и выполнял все его поручения. После ареста в 1935 году за контрреволюционную деятельность, будучи направлен для отбытия наказания в Темниковские концлагеря на три года, я написал ему оттуда одно письмо, а по отбытии срока наказания в августе 1937 года я три раза приезжал на квартиру архимандрита Кронида в город Загорск Московской области, где мне запрещено было жить. Целью посещения было то, что я приезжал его навестить как прежнего знакомого ввиду его престарелости. – Следствие располагает точными данными о том, что вы вели антисоветские разговоры на квартире Кронида против выборов в Верховный Совет. Следствие требует от вас правдивых показаний. – Даю совершенно правдивые показания, что я нигде не говорил против выборов в Верховный Совет и никакой антисоветской деятельностью не занимался. На этом допросы были окончены. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Ксенофонта к расстрелу. Иеромонах Ксенофонт (Бондаренко) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. ИСТОЧНИКИ: РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, ч. 15; д. 25235, л. 126 об. – 127. ГАРФ. Ф. 10035, д. П-52407, д. П-59458. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010