Три церкви, одна за другою, стоят по направлению от запада к востоку, в ограде монастырской; главная из них празднует успению Богоматери, и величественна своею византийскою массою, с папертями и притворами, которые украшены изваяниями, и с остроконечным куполом, венчающим все здание; она напоминает собою большую часть храмов грузинских. Но на ней не лежит особого отпечатка изящества, какой поражает доселе в развалинах собора Багратова. Давид возобновитель и католикос Евдемон избрали себе другой образец, великолепный собор Пицунды, но выполнили его во вкус грузинском, а позднейшие довершители исказили пристройками наружную простоту храма. Камни, из которого складено здание, огромны, особенно по углам; в одном из них более двух сажень длины и одна ширины. Местная легенда, обыкновенно любит превозносить подвиги основателей, ибо они всегда кажутся исполинами в сравнение потомков, не имеющих довольно силы, чтобы поддержать созданное ими; она гласит, что этот громадный краеугольный камень положил мощною рукою сам Давид, и кто увидит его перстень, тот отчасти сему поверит. По если наружность собора не поражает красотою, за то внутренность, сохранившая все строгие размеры зодчества Иустинианова, вполне удовлетворяет взоры, стройною гармонией всех частей; она напоминала мне устройство наших древнейших храмов, Софийского и Печерского, современных Гелату. Из внешнего притвора, тремя дверями, входят, под навесом хоров, во внутренность самого храма, который простирается на одиннадцать сажень, 5 от преддверия до иконостаса. Форма его крестообразна, потому что хоры продолжаются и по бокам, как у нас в Киеве; но поперечная ветвь креста, длиною в семь сажень, 6 свободна от второго яруса и придает много легкости храму, чего недостает в лавр Печерской и у св. Софии, алтарь разделен, по древнему чину, на три части; иконостас каменный и низкий; поверх его отрадно поражает взоры, как в Софийском соборе, мозаичное изображение Матери Божией, достойное лучших времен мозаики венецианской, хотя это весьма древний дар императора Алексия Комнина царю Давиду возобновителю. Я не мог оторвать взоров от сего чудного изображения, где самый верный рисунок выполнен камнями, со всею легкостью кисти, и вместе с тем выражено, строгими очерками и цветами, высокое достоинство предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Антонис Ивериис монастырис 1074 ц. хэлтнацери агапебит. Тифлис, 1901. (Рукоталси Афонского Иверското монастыря ОТА т. об •усоташет. У Бакродзе Димитри. Мириан мэта да ивида Нино. Тифлис, S80. (Uapb Мириан и св. Нина). Бакродзе Димитри. Сакартвело Андриа моцикулис дрос. Тифлис, 1884. (Грузия во времена апостола Андрея). Гамбашидзе Давид. Гелатис монастери да цховребис агцерилоба мефис Давид Агмашенебелиса. Кутаис, 1893. (Гелатский монастырь и описание жития царя Давида Возобновителя). Джавахишвили Иване. Синае мтис картул хелнацерта агцерил оба. Тбилиси, 1947. (Опись Синайских грузинских рукописей). Джанашвили Мосе. Историа Мартлмадидебел Эклесииса. Тифлис, 1889. (История Православной Церкви). Джанашвили Мосе. Сакартвелос саэклесио историа. Тифлис, 1886. (Церковная история Грузии). Жорданиа Тедо. Картил-Кахетис монастребис да эклесиэтис историули сабу-теби. Поти, 1903. (Исторические документы Карталино- Кахетинских монастырей и храмов). Иоселиани Георги. Картвели Цминданеби. Тифлис, 1901. (Грузинские святые). Иховреба гирсиса мамиса гвениса да Гмертшемосилиса Гиорги Мтацминдели-са. Кутаис, 1895. (Житие св. препод. и богоносного отца нашего Георгия Святогорца). Какабадзе Саргис. Мецамэтэ Саукунис пирвел нахэврис сакартвелос Катали-козэби. Тифлис, 1913. (Католикосы Грузии первой половины XIII в.). Карабелашвили П. Иерархиа Сакартвелос эклесииса. Тифлис, 1900. (Иерархия Грузинской Церкви). Картлис цховреба досабамидган мецхрамете саукунемдис. T. I. ЦИГНИ I. Тифлис, 1897. Т. I. ЦИГНИ II. Тифлис, 1897. (Жизнь Грузии (Картлиа) с древнего времени до XIX в.). Каугчишвили Симон. Хронографи Гиорги монозонисаи. Тифлис, 1920. (Хронограф иеромонаха Георгия). Кекелидзе К. Картвелта мокцевис мтавари историул – хронологиури сакит-хэби. Тифлис, 1926. (Главные историко-хронологические вопросы обращения грузин). Николадзе Эв. Сакартвелос Эклесиис историа. Кутаис, 1918. (Историд Грузинской Церкви). Пото В. Сакартвело да миси историули царсули дро. Тифлис, 1894. (Грузия и ее историческое прошлое).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Так из истории палестинского монашества, в древнейшую эпоху до конца VI века, известно, что вессы (грузины), по свидетельству агиолога св. Саввы Освященного, побужденные божественною ревностью, пришли в св. Град подать помощь гонимым православным и при защите великой Лавры оказали ей существенную поддержку 152 . В одну из самых тяжелых эпох христианства в св. Земле, в XI веке, Грузия всячески поддерживает Православие в св. местах и грузинские иноки самоотверженно подвизаются в Сирии, Палестине, на Синае и других местах. Грузины известны, как строители или возобновители монастырей, имевших значение для христианского мира, в том числе принимали деятельное участие в восстановлении и храма св. Гроба, который был разрушен жестоким фатимидским султаном Египта Хакем в 1010 году. В конце XI и XII века особенное свое усердие в деле поддержки монастырей в св. земле выказал грузинский царь св. Давид Возобновитель (1089–1125). Одушевленные повсеместными блистательными победами крестоносцев над злейшими врагами св. Креста, грузины решились отправиться в Заветную Землю, чтобы принять живейшее участие в облегчении судьбы палестинских христиан и, вместе с ополченцами Запада, вырвать из рук неверных святой Гроб Господень. Хотя бурное море и поглотило первых доблестных ратников веры, но это стихийное бедствие не охладило ревности новых добровольцев, которые благополучно достигли св. Земли и, вместе с сирскими христианами и армянскими князьями, помогали крестоносцам. в осуществлении их священной миссии. Картлис Цховреба свидетельствует, что «царь Давид обогатил лавры, странноприимные дома и монастыри не только внутри своего государства, но и в Греции (Византии), на св. Горе (Афоне), Болгарии, Сирии, на Кипре, на Черной горе (близ г. Антиохии) и в Палестине, но, в особенности, он одарил храм Гроба Господня и монастыри Иерусалима, простирая свою благотворительность дальше, он построил монастырь на Синае, где бог явился Моисею и Илье». Армянский переводчик прибавляет к этому, что «он одарил церкви и в Киликии... на Синае он выстроил монастырь, которому ежегодно посылал тысячи и десятки тысяч червонцев, но кто станет вести счет и книги предметам, предназначенным для религиозных целей» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Средние века ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ГРАССО Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена, грекоязычный поэт и писатель-полемист ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп.

http://pravenc.ru/rubrics/122990_5.html

Бакродзе Димитри. Мириан мэта да ивида Нино. Тифлис, S80. (Uapb Мириан и св. Нина). Бакродзе Димитри. Сакартвело Андриа моцикулис дрос. Тифлис, 1884. (Грузия во времена апостола Андрея). Гамбашидзе Давид. Гелатис монастери да цховребис агцерилоба мефис Давид Агмашенебелиса. Кутаис, 1893. (Гелатский монастырь и описание жития царя Давида Возобновителя). Джавахишвили Иване. Синае мтис картул хелнацерта агцерил оба. Тбилиси, 1947. (Опись Синайских грузинских рукописей). Джанашвили Мосе. Историа Мартлмадидебел Эклесииса. Тифлис, 1889. (История Православной Церкви). Джанашвили Мосе. Сакартвелос саэклесио историа. Тифлис, 1886. (Церковная история Грузии). Жорданиа Тедо. Картил–Кахетис монастребис да эклесиэтис историули сабу–теби. Поти, 1903. (Исторические документы Карталино–Кахетинских монастырей и храмов). Иоселиани Георги. Картвели Цминданеби. Тифлис, 1901. (Грузинские святые). Иховреба гирсиса мамиса гвениса да Гмертшемосилиса Гиорги Мтацминдели–са. Кутаис, 1895. (Житие св. препод. и богоносного отца нашего Георгия Святогорца). Какабадзе Саргис. Мецамэтэ Саукунис пирвел нахэврис сакартвелос Катали–козэби. Тифлис, 1913. (Католикосы Грузии первой половины XIII в.). Карабелашвили П. Иерархиа Сакартвелос эклесииса. Тифлис, 1900. (Иерархия Грузинской Церкви). Картлис цховреба досабамидган мецхрамете саукунемдис. T.I. ЦИГНИ I. Тифлис, 1897. Т. I. ЦИГНИ II. Тифлис, 1897. (Жизнь Грузии (Картлиа) с древнего времени до XIX в.). Каугчишвили Симон. Хронографи Гиорги монозонисаи. Тифлис, 1920. (Хронограф иеромонаха Георгия). Кекелидзе К. Картвелта мокцевис мтавари историул — хронологиури сакит–хэби. Тифлис, 1926. (Главные историко–хронологические вопросы обращения грузин). Николадзе Эв. Сакартвелос Эклесиис историа. Кутаис, 1918. (Историд Грузинской Церкви). Пото В. Сакартвело да миси историули царсули дро. Тифлис, 1894. (Грузия и ее историческое прошлое). Сабинини Гоброн (Михаил). Павлес–дзе. Сакартвелос самотхэ. Петербург, 1882. (Грузинский рай (святые)). Такайшвили Мих. […]. Тифлис, 1902. (История католицизма среди грузин с XIII до XX века).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В 1123 г. умер старший брат Ярослава Давид, князь черниговский. – Ярослав занял старший стол черниговского княжества, а Муром предоставил племяннику своему Всеволоду Давидовичу. 235 – В Чернигове похоронил он свою супругу. – В последние годы жизни благов. Константину пришлось испытать довольно горечи. В 1127 г. другой племянник Всеволод Ольгович, нечаянно, напав на Чернигов, захватил Ярослава, перерезал дружину его и заграбил имущество. В. к. Мстислав и брат его собрали войско, чтобы идти против мятежного Ольговича: но Мстислава уговорили не проливать крови христианской и дать мир Олеговичу; – Ярославу осталось со скорбию идти в Муром. 236 Благов. скончался в Муроме в 1129 г. 237 родоначальником князей муромских и рязанских. 238 – Св. тело его положено было в благовещенском соборе, близ чад его Михаила и Феодора. В 1351 г. Юрий Ярославич, возобновитель Мурома, возобновил благовещенский храм, основанный Константином. Тогда начали являться чудеса от св. князей. 239 В 1547 г. установлено праздновать в Муроме 21 мая св. кн. Константину с чадами его. 240 – В 1552 г. царь Иоанн на пути в Казань, быв в Муроме, поклонялся благоверным князьям, испрашивая их помощи; 241 а в следующем году открыты мощи их и освящен новый храм, построенный царем, по обету, для их мощей, с приделом в их имя. 242 Страдание пр. Агапита маркушевского Преп. Агапит долго подвизался в сольвычегодском борисоглебском монастыре. – Раз он был тяжко болен. – Явившийся в сонном видении св. Николай указал ему идти на р. Маркушу и основать там монастырь; больной в тоже время исцелел и отправился в путь. На речках Маркуше и Тарнахе, (в 100 верстах к северо-востоку от Тотьмы) поставил он часовню и потом в 1578 г. два храма, один в честь св. Николая, другой во имя Прокопия устюжского. В том же году выпросил он у Царя для обители землю и место для мельницы на р. Лахте, а у митрополита – благословение освятить храмы. Возвратясь из Москвы, он жил подвижником Божиим: не довольствуясь трудами по устроению обители, он тайно носил на теле своем вериги. Жители села Кашнина, по жадности к корысти, злясь за землю, отведенную для обители, решились убить заботливого основателя обители. Мая 21-го 1584 г. они напали на преподобного на мельнице, убили и бросили в р. Уфтюгу. Иноки нашли тело убиенного преподобного и схоронили в часовне, между построенными им храмами, а найденные на теле его вериги повесили над его гробом. Мощи его почивают под спудом в храме упраздненной (1764 г.) маркушевской обители. 243 Св. Леонтий епископ ростовский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Могущественный враг крестоносцев Нуреддин, султан Алепа, двинулся также против славной Царицы Иверской, с многочисленным войском, и был разбит в кровопролитной битве Давидом Сосланом: пока ратовал ее супруг, Тамара молилась, и, видимо, содействовал им Архангел Михаил, по словам летописи Грузинской; ибо его светлый лик узнали пленники Сарацинские, на иконе поверх престола Тамары, когда предстали своей победительнице. Так велика была к ней доверенность Магометан, что, когда был захвачен Турками город Карс и, после жестокой осады, должен был опять сдаться Христианам, жители его одной только Царице соглашались вручить ключи ворот, и она пришла исполнить их желание. Влияние ее распространялось далеко в Осетии и за хребет Кавказский; непокорные горцы смирялись пред ее великим именем и толпами принимали Св. крещение; церкви и кресты на неприступных скалах, внутри самых диких долин, на помории Черном и Каспийском и даже по ту сторону хребта доселе свидетельствуют о Христианской ревности Тамары, которой громкое имя не напрасно огласило всю страну, ибо и теперь охраняет великолепные развалины в местах давно забытых. Кончина нежно любимого супруга огорчила последние годы великой Тамары; она возвела с собою на трон юного сына Георгия, и не умолкала слава ее оружия, ибо под предводительством Атабегов войска Грузинские заняли Таврис и доходили до внутренних пределов Хорасана, а Крестоносцы ожидали от нее сильной помощи против султана Саладина. Но уже наступило для Тамары заветное время ее отшествия в другое, более светлое царство после долгого славного на земле владычества (1201г.). Церковь Грузинская, не причитая ее гласно к лику Святых своих заступников, как предка ее Давида Возобновителя, ублажает, однако, ее память в неделю Мироносиц. Иго монгольское. Русудан Все изменилось с кончиной Тамары, как будто она унесла с собою благословение родной земли. Юный Царь Георгий Ласа (Лаша), предавшись разврату, удалил от себя благоразумных советников матери и разделил власть недостойным юношам. Никакие убеждения не могли принудить его вступить в супружество, и продолжением рода Багратидов остался у него один только отрок Давид, плод незаконной любви. Но наследственная отвага не изменяла и Георгию; он удачно бился с ближайшими врагами, доколе внезапно не омрачила весь горизонт Грузии невиданная дотоле туча Монголов. Это был только передовой отряд страшного полчища Чингис-Ханова, который обходил кругом Каспийского моря, чтобы изведать силы обреченных ему народов; но опустошение царства и бедственное поражение Грузинских войск в неравной борьбе с ордой языческой до такой степени сокрушили Георгия, что он скоропостижно умер от печали, оставив царство и малолетнего сына любимой сестре своей Русудани (1211г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Тбилиси, 1959; Цховребов Н. И. История Юго-Осетии в док-тах и мат-лах. Цхинвали, 1961. Т. 2; Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969; Киквидзе А. История Грузии, 1801-1890 гг. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Бендианишвили А. Национальный вопрос в Грузии в 1861-1921 гг. Тбилиси, 1980; Тартарашвили В. Церковные миссионерские деяния царизма в Саингило//История, об-во, география в школе. Тбилиси, 1982. 2 (на груз. яз.); Саришвили Т. Вопросы нар. образования в дореволюционной груз. большевистской прессе: 1901-1921. Тбилиси, 1986. С. 29-31 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Социально-экономическое положение церк. крестьян в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1993; Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Груз. Церкви. Кутаиси, 1995; Павлиашвили К. Грузинский Экзархат, 1900-1917. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); она же. Грузинская Правосл. Церковь в 1917-1927 гг. Тбилиси, 2000; Бакурадзе И. Тбилисская духовная семинария, история обучения-воспитания в Грузии: Сб. мат-лов. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Рогава Г. Христианская религия и Церковь в Грузии: 1801-1917 гг. Тбилиси, 1997; Макаркин А. Владыка умирал героем//Сегодня. 2000. 125, 10 июня; Бубулашвили Э. Грузинские церк. песнопения в период Экзархата//Нация и традиция. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); он же. Церк. политика царизма в Грузии и ее результаты: 2-я пол. XIX в.//Религия. Тбилиси, 2003. 4, 5, 6 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Грузинская Правосл. автокефальная Церковь, 1917-1952 гг. Тбилиси, 2001; Щеглов Г. Э. Церковь и первая мировая война//Ступени. Минск, 2005. 1(17). С. 33-35. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИОЗ [груз. ] (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в сложнейший для страны период нашествий Тамерлана (груз. Темур-Ленг). Бери Эгнаташвили писал, что во время царствования груз. царя Баграта V (1360-1393) «восседал католикос Елиоз, муж достойных деяний... пас Церковь свою как пастырь добрый и желанный» ( Бери Эгнаташвили. 1959). Сведения Эгнаташвили о том, что Е. преставился почти одновременно с Багратом V и Патриарший престол занял католикос-патриарх Георгий, считают ошибочными, поскольку Е. упоминается в документах 1399, 1405, 1408, 1411, 1413, 1415, 1419 гг. ( Какабадзе. 1913). В 1400 г. под напором войск Тамерлана груз. царь Георгий VII был вынужден уйти через Лихт-Имерети в Зап. Грузию, а Е. «со всей своей паствой и беженцами» вместе с эриставом Виршелом «угнал с собой скот и овец» и укрылся в Шида-Картли в крепости Бехуши (Памятник эриставов. 1979; Аноним. 1959). В 1412 г. на груз. престол взошел царь Александр I Великий, который при поддержке Е. приступил к восстановлению разрушенных церквей и мон-рей. Е. пожертвовал мцхетскому кафедральному собору Светицховели приобретенную его старшим братом Григорием вотчину (ПГП. 1965. Т. 2. С. 114), а также виноградники в селах Горовани и Ахатани, купленные Е. у Датуа Шалвашвили ( Какабадзе. 1913); вернул жителю Мцхеты Иоанну Цхеонисдзе в качестве поминального пожертвования его братьев земли, отобранные царями Багратом V и Георгием VII; утвердил грамоту на выданную Георгием VII Палаванду Палавандисшвили вотчину, а также жертвенную грамоту Химшии Амилахори мцхетскому Светицховели. Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая КЦ: Текст 1-й//КЦ. 1959. Т. 2. С. 340; Аноним. Новая КЦ: Текст 2-й//Там же. С. 446, 449, 472, 473; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2. С. 4, 6, 8 (на груз. яз.); Памятник эриставов/Пер., исслед., примеч.: С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. С. 35. Лит.: Абашидзе З. Д. Елиоз//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 67-68 (на груз. яз.). З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/189817.html

Дальнейшие беседы с подвижником заставили Евагрия отказаться от высокого положения в свете и стать учеником св. Шио, с которым он стал разделять с этих пор тернистый иноческий путь к небу и нравственному совершенству. Поступок Евагрия привёл к тому, что имя преподобного Шио получило широкую известность в окрестностях и к нему стали приходить многие из грузин, которые и селились вокруг пещеры отшельника, подражая примеру его святой жизни. Так основалась великая лавра Шио, обитатели которой, во время наибольшего расцвета иноческой жизни, числом более 1000, жили в пещерах, выдолбленных в высоких скалах, окружающих св. обитель. Отсюда иноки, как яркие звёзды на небе, светили грузинской земле святостью своей жизни, и, сбрасывая с себя оковы суетного мира, восходили к небесам, спасаясь от бурь, волновавших мир, являли примеры самоотвержения, святой веры и чистой нравственности. Грузинские цари и вельможи, неоднократно испытавшие на себе силу молитв преподобного Шио, щедро одаряли великую лавру. Известно, например, завещание царя Давида Возобновителя, построившего в монастыре большую церковь в честь Успения Богоматери, под сводами которой похоронены предки знаменитых людей Грузии, как-то князей Амилахваровых, Зедгинидзе, Тусиевых, Гурамовых и других, а также и бренные остатки тех из католикосов Иверии, которые, удалившись от управления, последние дни своей жизни проводили в Шио-Мгвимской обители. Этот царь подарил монастырю множество сёл и деревень и освободил принадлежащие ему имения от всякого рода пошлин и податей 50 . Одновременно со св. Шио другой ученик великого Иоанна Зедазнели, преподобный Давид, прозванный впоследствии по месту своей отшельнической жизни Гареджийским, избрал для своих апостольских трудов город Тифлис. Здесь он уединился вдали от населённой части города, на горе Мтацминда, находящейся на западной его стороне, где теперь стоит церковь св. Давида. Устроив себе небольшую пещеру для жилья, а для молитвы – маленькую часовню с поставленной в ней иконой Спасителя, св. отшельник горячо здесь молился за погибающих и уклоняющихся от евангельского учения людей. Предание говорит, что дивный старец спускался с горы к жителям Тифлиса каждый четверг и своими увлекательными беседами поддерживал и утверждал в них христианское учение. Это не понравилось огнепоклонникам и некоторым недоброжелателям св. Давида. Желая парализовать его влияние на народ, враги возвели на преподобного страшную клевету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010