При этом опустошении, по словам «Картлис Цховреба», были разорены султаном все церкви, сёла и деревни, принадлежащие Мцхетскому храму, за исключением самого собора, истреблено было так много населения, что от множества валяющихся трупов, люди не находили места для своего пребывания. Жители, побросав сёла и деревни, спасались в горных ущельях и лесах 66 . Приписывая всё постигшее несчастье гневу Божьему за грехи, народ, по свидетельству «Картлис Цховреба», видел поразительные явления на небе, из багровых облаков, носившихся над Грузией, проливные дожди крови и освещение ночной тьмы каким-то ужасающим зрение светом. Но, наконец, грозные тучи прояснились, и на ясно-лазурном небе печальной Грузии взошло величественное солнце, в сиянии которого потонул полумесяц, эта эмблема, враждебного религии Христовой, исламизма. Этим солнцем был Давид III Возобновитель (1089–1125). При нём, по словам историка С. Баратова, «долго безмолвствовавшие горы и долины Грузии огласились вновь торжественным звоном церковных колоколов и вместо рыданий раздались песни весёлых поселян». Вступив на престол в 1088 году 16-летним юношей, Давид III озаботился, прежде всего, восстановить мир и спокойствие в своей стране, потушить всякие внутренние раздоры и междоусобия, исходившие от своеволия и корысти некоторых владетельных князей, отпавшие области вновь присоединить к Грузии и восстановить поколебленное уважение к св. вере и царской власти. Всё это, конечно, было делом нелёгким, но оно являлось неотложным и совершилось Давидом III с полным успехом путём строгих и решительных мер. Восстановив внутреннее спокойствие в своём царстве, Давид III позаботился очистить страну и от всех внешних врагов веры и отечества. Он усмирил и сделал своими подданными некоторые дикие языческие племена, беспокоившие беспрерывными хищническими набегами пределы Грузии, горцев-осетин, по временам разорявших северные области Иверии, подчинил своей власти и почти всех обратил в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

580 и след. Между тем от времени до времени Грузия имела славных и достопамятных у себя царей. Таков был Давид III, прозванный возобновителем, царствовавший с 1089 года, возобновивший все разоренные города грузинские и завоевавший нисколько областей у персиан. По нем царь Георгий III с 1150 года прославился также многими победами над персианами и турками и многие завоевавший области. Престол Грузинского царства наследствен бывал и женскому поколению царей. В летописях грузинских славны наипаче две царицы, Тамарь и дочь ее Рус-Удан. Тамарь царствовала с 1171 по 1198-й год 2 , и прославилась знатными победами над персианами, турками и многими окрестными народами. Она завоевала многие города и земли у персиан и турок до Анатолии. Царствование ее притом замечательно самыми превосходнейшими произведениями грузинской литературы. По смерти ее с 1198 царствовал до 1211 года сын ее Георгий Лаша, а по нем сестра его Рус-Удан, при которой случились две несчастные эпохи Грузинского царства, т. е. внешнее разорение и внутреннее разделение. Первое произошло от нашествия на Грузию славного восточного завоевателя Чингис-Хана, которой в одно царствование Рус-Уданы три раза разорял Грузию; а второе от самое же царицы, которая разделила Грузию по половине на два княжества, из коих одно отдала она племяннику своему Давиду Сослану, а другое сыну своему Давиду Нарину, положившему с тех пор основание Имеретинского царства. Правда, разделение это не предполагало еще взаимной независимости князей; потому что Карталинский удерживал право старшинства и титло царя. Да и вскоре за этим соединены были паки оба царства. Но оно соделалось в последствии семенем раздоров. К этому присовокуплялись беспрестанные почти нападения со стороны персиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Теперь я знаю, что поправляюсь. Ты молилась; кого же ты звала на помощь? Блаженную Ксению сказал я и разрыдалась. Когда мой муж окончательно поправился, он стал наводить справки, какой доктор был проездом в то время. Оказалось, никакой доктор не проезжал и зимней гостьи никто не видел. Я же в душе храню, что блаженная Ксения являлась ко мне на мой зов». В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена новая часовня с мраморным иконостасом и надгробием. Могила блаженной Ксении находится посреди часовни; часовня была украшена прекрасной иконой Распятия Спасителя на кресте, а по стенам установлены иконы, пожертвованные разными лицами по тому или иному случаю, некоторые из них с венчальными свечами. Часовня была всегда открыта для совершения панихид; по свидетельству священников, нигде не служилось столько панихид, сколько на могиле блаженной Ксении. Над входом в часовню с наружной стороны была сделана надпись: «Раба Божия Ксения». На первоначальной же могильной плите было начертано: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. На сем месте погребено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего Андрея Феодоровича в ранге полковника, осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась Андреем Феодоровичем. Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения своей души. Аминь». В начале XX века по благословению митрополита Антония (Вадковского) в память блаженной Ксении на Малом проспекте Васильевского острова был устроен Дом трудолюбия для бедных одиноких вдовиц и сирот-детей, не имеющих крова и возможности заработать себе на хлеб насущный. День памяти блаженной Ксении совершается 24 января/6 февраля. В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы. Блаженная Ксения канонизована за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, кротости и прозорливости, на основании большого количества чудес, совершающихся по молитвам блаженной, а также не прекращающегося народного почитания. Январь, 26 Давид III Возобновитель, благоверный царь Иверии и Абхазии Святой благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089–1125; по другим источникам, 1084–1125; в современных изданиях Давид IV выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Был воспитан своим преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и ученым-энциклопедистом память 6/19 февраля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Раздоры между сторонами продолжались до смерти Маврикия а в 605 году персы победили греков в Басиане, разграбили город Китриджи, в 606 году Ахмад пленил карнукалакцев (эрзерумцев) и католикоса Иоанна, сторонника греков, и в том же году католикос Моисей изгнал священников, преданных католикосу Иоанну, и они частью отправились в Грецию, а частью скрылись в Тао (в Таоскари). Прошло несколько лет. Прибыл в Армению император Ираклий (610–642) и опечалился, что армяне находятся в заблуждения. Он приказал созвать в Карнукалаке (Эрзеруме) всех епископов и Эзру, католикоса армянского. Все явились на собор (в 628 году), все согласились с постановлением халкидонского собора, дали письменное обязательство, что отнюдь не будут жить в противоречии с греческой церковью, и разошлись. Вернувшись же в Двин, многие опять отпали от греков, католикос же Эзра остался верен грекам. По смерти Эзры, католикосом сделался Нерсе муж праведный и благомыслящий, а после него Анастасий (661–667). Ересь стала усиленно распространяться и разрастаться по всей Армении 62 . Глава V. Начало борьбы Грузии с исламом. Нашествие арабов. Св. мученик Або. Вторжение в Грузию Мурвана Глухого и свв. мученики Давид и Константин, князья Аргветские. Борьба грузин с турками-сельджуками. Св. царь Давид III Возобновитель и Георгий III На заре своей самостоятельной церковно-исторической жизни Грузии суждено было начать многовековую борьбу с могущественным исламом. В 642 году полководец Омара Халид, прозванный «мечом Божьим», послан был для завоевания Иверии. Карталиния с Кахетией, Имеретия, Мингрелия и Абхазия были безжалостно опустошены. Арабы врывались в церкви и монастыри, в которых молящихся христиан предавали пламени или истребляли мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Укрепление грузино-русских отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г. в Георгиевске дружественного договора-трактата между Россией и Картлийско-Кахетинским царством. В 1768, 1789–1790 гг. Католикос-Патриарх Максимэ II дважды побывал в России в качестве посла имеретинских царей Соломона I и Давида II. Из второго путешествия он не вернулся, скончавшись в 1795 г. в Киеве (похоронен в Киево-Печерской лавре) и завещав своим преемникам вновь окрестить народ Абхазии и восстановить Бичвинтский храм. Тяжелые последствия вторжения иранского шаха Ага Мохаммед-хана Каджара и разорение в 1795 г. Тбилиси создали кризисное положение в стране. В 1801 г. Восточная Грузия была присоединена к России, в 1803–1864 гг. в состав Российской империи были включены земли Западной Грузии. В 1814 г. Абхазский Каталикосат был упразднен Российской империей, а Церковь в Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ, которым и управлялась до 1917 г. Храмы и монастыри. Одним из крупнейших духовных центров Грузии долгое время являлся кафедральный Гелатский монастырь (Имерети), основанный в 1106 г. царем Давидом IV Строителем. В ансамбль монастыря входят несколько строений, в основном XII–XIII вв. Здесь погребены цари Грузинского царства: блгв. кн. Давид III Возобновитель, св. царь Давид IV Строитель, царь Димитрэ I, царь Георгий III, св. царица Тамара, цари Имерети Баграт III, Георгий II, Александр V, Соломон I, Соломон II. На территории княжества Имерети находится еще несколько известных грузинских монастырей и храмов: Джручский монастырь, XI в. (Сачхенский р-н, 80 км от Кутаиси), с купольным храмом; Моцаметский монастырь, VIII в. (Ткибульский р-н, в 5 км от Кутаиси), в котором покоились мощи святых мучеников Давида и Константина, князей Аргветских; монастырь Шио-Мгвимский, XIII в. (около с. Чиатура), примечательный росписями XIII–XIV вв. и двухнефной структурой храма; Кацхский монастырь, XI в. (Чиатурский р-н), значительный памятник грузинской архитектуры с росписями XIV в.; храм Баграта в Кутаиси — Кутаисский Сиони, XI в., построенный царем Багратом III и служивший кафедрой Кутаисской епархии; Хонский кафедральный собор, IX в., и однонефный Убисский храм вмч. Георгия, IX в., знаменитый росписями XIV в.

http://sedmitza.ru/text/399897.html

Правила эти были прибиты для обнародования на каменных столбах Мцхетского патриаршего собора и в Руисском кафедральном храме, где созван был собор. Ценя высоко монастыри и храмы, как рассадники духовного просвещения, опору православия и средоточие наук, царь Давид III много заботился о восстановлении разорённых и опустошённых обителей и храмов и о построении новых, из которых особенно замечателен сооружённый им в центре его царства, близ города Кутаиса, храм в честь св. великомученика Георгия, патрона и хранителя как его самого, так и всего его царства. Храм этот, при котором вскоре же образовалась Гаенатская (Гелатская) обитель, был предметом особенных забот Давида III. Богатством, красотой и обилием разноцветных мраморов здание это превосходило всё, что до того времени сооружалось в Иверии. В украшении этого славного и сохранившегося до наших дней святилища принимали участие и греческие императоры, родственные царям грузинским. Царственный строитель и возобновитель Грузии Давид III не жалел для храмов ни золота, ни серебра, заботясь в то же время об обеспечении их земельными наделами и разными угодьями. Вообще грузинские летописи характеризируют Давида III, как человека высокого христианского благочестия и христианской настроенности. Любимым занятием царя в домашнем быту было чтение божественных книг. Часто отправляясь в поход против врагов, он держал в своих руках Евангелие и читал его, не слезая с коня. Святая душа Давида сказалась также и в заботах о несчастных и обездоленных судьбой: для них на собственные средства он сооружал богадельни и больницы, куда часто приходил, чтобы утешить больных, перевязать им раны и собственноручно накормить. Словом, во всём он служил достойным подражания примером для своих подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Период в истории Г. от воцарения Давида III Возобновителя (1089–1125г.) и до смерти царицы Тамары (1184–1212 г.) был самым блестящим временем в жизни страны. Царь Давид III расширил пределы Г. от Черного до Каспийского морей и удалил из нее сельджуков, воспользовавшись их раздорами, обуздал и сделал своими данниками кавказских горцев, увеличил армию, отнял у мусульман грузинскую столицу Тифлис, возобновил многие монастыри и храмы, дворцы и общественные здания, покровительствовал учению и просвещению, заботился об упорядочении церковных дел и вообще, возвел царство на небывалую высоту. «Долго безмолвствовавшие горы и долины Г. вновь огласились торжественным звоном церковных колоколов и повсюду, вместо рыданий, раздавались веселые песни поселян». Преемники Давида, Димитрий (1125–1150 гг.) и Георгий III (1150–1174), продолжали его политику и успешно боролись с мусульманами. Век знаменитой Тамары, в лице которой блестяще сочетались царственные доблести с истинно христианскими, было зенитом славы Г. и благоденствия местной церкви. Царица весьма успешно воевала с персами, сарацинами, турками и византийцами, еще более расширила пределы своего царства и приобрела несметные богатства, которые употребляла на постройку крепостей, а главным образом – церквей, монастырей и школ. Водворившийся мир отразился на развитии наук и искусства, и на блестящем расцвете грузинской литературы, создавшейся под воздействием культур арабской, персидской и византийской. При дворе «богоравной» царицы собирается целая плеяда славных писателей, возведших грузинский язык до полного совершенства в своих поэмах и романах. Вообще, царствование Тамары было золотым веком в истории Г., к сожалению, больше не повторившимся. Вскоре начались ужасные бедствия, долго не прекращавшиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: «Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он. Все совершил я силою Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение». Причастившись Святых Таин, «со славословием на устах он предал свою душу Господу на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года». Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма. В конце XIII века святой царь Давид III Возобновитель был прославлен, тогда же ему была составлена служба. Память его совершается 26 января/8 февраля. Январь, 28 Феодосий Тотемский, преподобный Преподобный Феодосий родился в первых десятилетиях XVI века в городе Вологде в благочестивой семье Сумориных. Отец его Иулиан воспитал сына в страхе Божием и научил его грамоте. Грамотность открыла отроку доступ к церковным и душеполезным книгам и очень рано расположила его к мысли посвятить свою жизнь Богу в иноческом чине. В то время в окрестностях Вологды было уже много иноческих обителей и благочестивому юноше нетрудно было найти себе место подвигов. Но Феодосий оставался в доме родителей до совершенного возраста и по воле родителей вступил в брак. От этого брака он имел дочь Марину, впоследствии бывшую в замужестве за одним вологжанином. Супружество Феодосия, любовь его к жене и дочери немало не препятствовали возрастанию его в духовной жизни. Усердно посещая храм Божий, Феодосий всем сердцем погружался в молитву и поэтому избегал стоять в толпе, становился где-либо в углу храма или за столбом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

отт.: Тифлис, 1899); О груз. пении//Новое обозр. Тифлис, 1894. 3601; Последний эпизод из вековой борьбы правосл. Грузии с мусульманами-шиитами//Мцкемси: Приб. к груз. изд. 1895. 23-24; 1896. 1-6; Речь о заслугах груз. монашества и мон-рей для Церкви и общества//ДВГЭ. 1895. 12. С. 15-23; 13. С. 44-21 (отд. отт.: Тифлис, 1899); Обозрение Карталинских церквей Высокопреосвященнейшим Владимиром, экзархом Грузии, с ист.-археол. замечаниями//Там же. 1897. 12. С. 12-19; 13. С. 18-26; 15. С. 8-12; 16. С. 23-26; 17. С. 14-22; 18. С. 14-23; Святой Або, мученик Тифлисский. Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии (1089-1125). Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; Назревший вопрос: Ко дню 100-летия присоединения Грузии к России, 1801-1901 гг. Тифлис, 1900; Давид Гараджели и его лавра. Тифлис, 1901; Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Церковно-полит. сношения Грузии с единоверной Россией//ДВГЭ. 1901. 17/18. С. 11-26; Ананурская Athechga//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. Ч. 2. Отд. 2. С. 62-64; Колонизация армян в юго-зап. России. Каменец-Подольск, 1903; Народные обычаи и их значение: По поводу вопроса о деканозах//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. Ч. 2. Отд. 3. С. 38-50; Новый вариант творения А. С. Грибоедова//Там же. С. 5-7; Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831-1834 гг.//Там же. Отд. 2. С. 58-61; Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии//Там же. Отд.

http://pravenc.ru/text/Кирион III (II) ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010