Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Черкезишвили) [груз. ] († после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф. Отца Н. звали Аладари. В нач. XVIII в. Н. подвизался в гареджийском мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи, где по заказу царицы Елены (дочь царя Картли Ираклия I, супруга царя Картли Иесе и мать католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони ; 1744-1755, 1764-1788)) начал заниматься переписыванием рукописей. В частности, в 1707 г. он переписал Псалтирь (НЦРГ. Q 430), в 1705 г.- Четвероевангелие (НЦРГ. Q 919) и др. По распоряжению царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) Н. в нач. XVIII в. был хиротонисан во архиерея и поставлен на Руставскую кафедру: в 1711 г. он уже упоминается как руствели (Руставский архиерей) ( Жордания. 1903. С. 195, 250-252). Известно также, что Н. руководил садрошо (воеводство, от груз. - знамя) и за эти заслуги по распоряжению Давида II он был облачен в виссон, о чем Давид II сообщал архиепископу Алавердскому Николаю (Чолокашвили) в письме от 17 дек. 1711 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 66). После смерти царя Н. в 1723 г. покинул кафедру и в 1724 г. в свите царя Картли Вахтанга VI (1716-1724) намеревался выехать в Россию. Однако по пути он передумал и укрылся в Имерети, воспользовавшись покровительством имеретинского царя Александра V и католикоса-патриарха Зап. Грузии (Абхазского) Григория II (Лорткипанидзе ; 1696-1742), где и продолжил свою лит. деятельность. Возможно, он подвизался в мон-ре Гелати . Записи Н. 1724 г. (автографы, стихотворные посвящения царю Александру V) сохранились в неск. списках груз. свода летописей «Картлис Цховреба» - в т. н. списках Академии наук (нач. XVIII в.), в т. н. списке царевича Теймураза (1700-1705) и др. ( Такаишвили. 1906. С. 49-50, 111-112). Известно, что Н. скончался не ранее 1733 г. (в этом году он описал иадгари пицундского храма, позже в источниках его имя не встречается) ( Какабадзе. 1921. С. 131-147).

http://pravenc.ru/text/2566020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Александр (Окропиридзе), еп. Гурийско-Мингрельский (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907, Шио-Мгвимский мон-рь), свт. (пам. груз. 26 сент.), еп. Гурийско-Мингрельский. Род. в с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ. в семье священника. В 1845 г. окончил Тифлисскую ДС. 8 июля 1845 г. в Тифлисском Преображенском мон-ре принял постриг с именем А. 18 авг. того же года рукоположен во иеродиакона, 6 окт. 1849 г.- во иеромонаха. Окончив курс в КазДА со степенью кандидата богословия (9 окт. 1850), преподавал в Тифлисской ДС латынь, нравственное богословие и библейскую археологию. 21 сент. 1851 г. А. был назначен смотрителем духовных уч-щ в Абхазии. Одновременно являлся инспектором Кутаисского духовного уч-ща. 12 февр. 1855 г. возведён в сан игумена. С 26 февр. 1856 г. архимандрит. 4 марта 1862 г. в Тифлисском кафедральном Сионском соборе А. был хиротонисан во епископа Абхазского. Управляя этой кафедрой до мая 1869 г., А. многое сделал для восстановления христианства в этом крае, сильно пострадавшем и почти полностью опустошенном вследствие многократных тур. вторжений. Проповедуя Евангелие, он обошел много сел, крестя абхазцев, открывал приходские школы, в с. Илори - духовное уч-ще для абхазцев. За подвиг миссионерства А. часто называют вторым апостолом Абхазии. С 30 мая 1869 г. А.- викарный епископ Горийский Карталино-Кахетинской епархии, в 1881-1886 гг. занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 гг. вновь епископ Горийский. С 20 марта 1898 г. епископ Гурийско-Мингрельский. С 4 нояб. 1903 г. на покое. А. вел в епархиях большие восстановительные работы, на свои средства отстроил 2 храма в Сухуми, неск. церквей в Аджарии и Имерети. Восстановил Шио-Мгвиме , Зедазнийский и Давид-Гареджийский мон-ри. В 1878 г. по его инициативе и при финансовой поддержке в Тифлисе было открыто епархиальное уч-ще. На средства А. было издано много книг и учебников. Последние годы жизни провел в Шио-Мгвимском мон-ре, где и был похоронен. В сент. 1996 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви канонизирован. Мощи А. почиют в Шио-Мгвимском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/64270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПАВЕЛ Максимович Бочаров (1882-1937), мч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Николаевич Елькин (1876-1937), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Кузовков (1875-1937), мч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Никитич Парфёнов († 1918), мч. (пам. 3 нояб., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Сергеевич Соколов (1892-1938), мч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Гаврилович Любимов (1871-1931), диак. , священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_99.html

Давидо-Гареджийский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Давидо-Гареджийский мужской монастырь Давидо-Гареджийский мужской монастырь (Давид Гареджа) — комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части. Содержание История [ править править код ] Давид Гареджа (груз. , азерб. Keikçida) представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё. Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары. Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI в сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.

http://azbyka.ru/palomnik/Давидо-Гареджи...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Давид Гареджийский, прп. - житие Житие прп. Давида Гареджийского. Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с прп. Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников. В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года прп. Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Прп. Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях г. Тбилиси на горе Мта-Цминда (“Святая Гора”). Каждый четверг Преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. За это на него ополчились жрецы-огнепоклонники. Они подговорили одну обольщенную девицу свалить на него вину ее позора. Будучи вызван жителями на суд, Преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», --- и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень. В память об таком дивном небесном заступничестве Преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах. После этого прп. Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. В последующем около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская Лавра. Незадолго до своей кончины прп. Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, Преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя. Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня. Третий камень сохранился до настоящего времени и хранится в сокровищнице Сионского собора в Тбилиси.

http://pravicon.com/info-2123

Пограничники Грузии и Азербайджана договорились о доступе паломников в монастыри Давид Гареджи Тбилиси, 21 мая 2012 г. Шествие в защиту Давидогареджийской лавры. 20 мая 2012, Тбилиси Главы пограничных ведомств Грузии и Азербайджана Заза Гогава и Эльчин Гулиев провели переговоры по поручению президентов двух стран по проблематике монастырского комплекса Давид Гареджи, передает Интерфакс. «Стороны договорились о том, что азербайджанские пограничники вернутся к рубежам, которые занимали до 6 мая, допустят на территорию монастырей, которая находится на принадлежащей Азербайджану территории, грузинских паломников и иностранных туристов, при обеспечении грузинской стороной недопущения их вглубь азербайджанской территории», - сообщил журналистам глава департамента анализа и информации МВД Грузии Шота Утиашвили. Стороны выразили приверженность к сотрудничеству по приграничным вопросам. Как заявил 20 мая в Нью-Йорке глава МИД Грузии Григол Вашадзе, в ближайшее время Грузия обратится с просьбой к Азербайджану о проведении заседания совместной делимитационной комиссии по участку границы, связанному с Давидом Гареджи. Вчера, в день памяти преподобного Иоанна Зедазнийского 12 сирийских отцов, в числе которых в Грузию в VI веке пришел и основатель Гареджийской лавры преподобный Давид Гареджийский, в Тбилиси прошло шествие, в котором приняли участие несколько сотен человек, в основном молодых людей, которые совершили шествие от парка Ваке до здания МИД Грузии, сообщает « Кавказский узел». Как заявили организаторы и участники шествия, причиной проведения акции стало размещение азербайджанских пограничников на территории монастырского комплекса. Организаторами шествия выступили инициативная группа «Защити Давид Гареджи» и федерация грузинского боевого искусства «Шавпароснеби». «Исторически и религиозно эта территория всегда принадлежала грузинскому государству и всегда была в юрисдикции Грузинской Православной Церкви», - говорит историк Георгий Отхмезури, принявший участие в шествии «Защити Давид Гареджи».

http://pravoslavie.ru/53684.html

Интервью Иеродиакон Давид (Сарсаниа): Главное – жить в мире, научиться прощать и уважать друг друга 29.09.2005 13:20 – Отец Давид, ваше имя хорошо знакомо всем, кто интересуется положением православной Церкви в Абхазии. Вы часто выступаете в СМИ, часто пишут и о вас – причем как доброжелательно, так и враждебно. Недавно вас публично обвинили в том, что вы в свое время «с тайной миссией» внедрялись в Грузинскую Православную Церковь. Ранее в ваш адрес звучали обвинения совсем другого плана: духовенство Абхазии упрекало вас за якобы чрезмерные симпатии к Грузинской патриархии. Кто же вы на самом деле?   – Главное дело моей жизни – нести свет Христовой веры народу Абхазии. Сам я родился в православной семье, мой отец – абхаз, мать – русская. Крестили меня, как всех мальчиков в моем роду, в трехлетнем возрасте. Не могу сказать, что мои родители были по-настоящему воцерковленными людьми, но они привили мне почитание Бога с детства. В 12 лет я почувствовал тягу к церковным службам и уже сознательно стал посещать храм в моем родном городе Гудаута. Вскоре, я понял, что должен стать монахом и готовить себя к принятию священного сана, чтобы полностью посвятить себя служению Богу.   В 1994 году – мне было тогда 16 лет, – я поступил в Московскую духовную семинарию. Это было как раз после войны 1992-93 гг. (мы называем ее Отечественной войной), Абхазия и Грузия оказались разделены не только в политическом, но и в церковном отношении. При этом Грузинская Церковь отказывалась от предложений Московской патриархии направить в Абхазию своих священнослужителей, чтобы поддержать православную паству, оставленную грузинским духовенством. И тогда возникла идея, что кому-то из абхазов нужно поехать в Грузию, чтобы постараться решить эти проблемы, постараться найти общий язык с нашими единоверцами, с которыми нас разделила война. Разумеется, все разговоры о моей «тайной миссии» в лоне Грузинской Церкви – полный абсурд.   Я отбыл в Грузию в октябре 1997 года и провел там три недели. В Давид-Гареджийском монастыре, куда меня направили «на проверку», настоятелем был тогда молодой игумен Андрей (Гвазава), родом из Сухума. Кстати, он воевал в Абхазии в рядах грузинской армии. Может быть, он стрелял в моего отца, моих братьев – но там, в пустыне Давид-Гареджи, мы молились вместе о даровании мира, о взаимопонимании. Я посещал Грузию еще несколько раз и, уже будучи студентом Московской духовной академии, получил благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на монашеский постриг в лоне Грузинской Православной Церкви. Через некоторое время – в 2000 году – о. Андрей (Гвазава), уже ставший епископом, с благословения Католикоса-Патриарха Илии II постриг меня в монахи, а через несколько недель сам Католикос-Патриарх рукоположил меня во иеродиакона.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В московском храме вышили покров на гробницу великого грузинского святого Москва, 30 марта 2015 г. 26 марта в храме Троицы Живоначальной на Грязех состоялось большое событие: впервые широкой публике был представлен покров на гробницу преподобного Давида Гареджийского, над которым три с половиной года трудились прихожанки. После Пасхи этот покров будет доставлен в Грузию – в Давидогареджийскую лавру, сообщается на сайте храма.      Сегодня, когда политика разъединяет людей, и в пылу страстей мы забываем, что мы – единая Церковь Христова, – сами святые напоминают нам об этом, соединяя нас своею помощью и любовью. Одно из свидетельств этого – особое почитание великого грузинского святого, установившееся в московском храме Троицы Живоначальной на Грязех. Еще в 90-х храм обрел написанный по благословению настоятеля, протоиерея Иоанна Каледы, святой образ преподобного Давида Гареджийского – великого святого, необычайно почитаемого в Грузии, но почти неизвестного в России.        Каждый в Грузии знает: преподобный Давид обладает особой благодатью от Господа – помогать бесплодным и страдающим от болезней женщинам. Вот и в Москве начали служить ему молебны. Помолиться святому в храм на Покровке каждый понедельник съезжаются   женщины не только со всей Москвы, но и из других городов, и из ближнего зарубежья. И святой помогает – радостно видеть, когда в какое-нибудь тихое время между службами с благоговением целует образ преподобного женщина, ждущая дитя, или молодая мать с благодарностью прикладывает к иконе своего младенца. От святого образа происходят чудеса, одним из которых стало обычное на первый взгляд событие – как-то в храм «случайно» зашел грузин, немало удивившийся, обнаружив икону преподобного Давида. Это был брат первого настоятеля Давидограджийской лавры, а ныне митрополита Алавердского Давида. Георгий тут же позвонил своему брату,   – так преподобный Давид сам соединил московский храм со святой Иверией. А в 2011 московские паломники отправились в далекую Давидогареджийскую Лавру, расположенную в высокогорной засушливой местности у самой границы Грузии с Азербайджаном.

http://pravoslavie.ru/78267.html

У преподобного Давида Гареджийского (+ФОТО) Через два века после святой равноапостольной Нины, просветившей древнюю Иверию светом Христовой веры, в Грузию пришли тринадцать сирийских монахов. Среди них был и Давид, основатель древнейшей обители комплекса Давидгареджа, включающего в себя два десятка монастырей. 16 ноября, 2012 Через два века после святой равноапостольной Нины, просветившей древнюю Иверию светом Христовой веры, в Грузию пришли тринадцать сирийских монахов. Среди них был и Давид, основатель древнейшей обители комплекса Давидгареджа, включающего в себя два десятка монастырей. Через два века после святой равноапостольной Нины , просветившей древнюю Иверию светом Христовой веры, в Грузию пришли тринадцать сирийских монахов во главе с Иоанном Зедазнийским. Среди них был и Давид, основатель древнейшей обители комплекса Давидгареджа, включающего в себя два десятка монастырей. Комплекс находится в 65 километрах от Тбилиси, в пустынной местности Гаре Кахети, на границе с Азербайджаном. На часть монастырской территории с 1991 года претендует Азербайджан — один из монастырей комплекса, Удабно, находится на южном склоне годы, по которой проходит граница Грузии и Азербайджана. В одной из здешних естественных пещер и поселился монах Давид. Лавра преподобного Давида остается крупнейшим и центральным монастырем комплекса. Несколько столетий спустя, b IX beke, Иларион Картвели построит южнее лавры преподобного Давида келью, церковь и трапезную, а также перестроит сооруженный святым основателем монастыря храм. В дальнейшем эту церковь, освященную в честь праздника Преображения Господня, благоустроил сын святого царя Давида Строителя Дмитрия. Он также известен как автор шедевра грузинской средневековой гимнографии — песнопения «Ты еси лоза виноградная». Комплекс несколько раз подвергался разрушениям. B XI beke на него напали турки-сельджуки. После этого он был восстановлен, Лавра расширилась, были созданы еще три монастыря — Удабно, Бертубани и Чичхитури. Обитель становится крупнейшим культурно-просветительным центром Грузии, здесь действует самая известная грузинская средневековая школа живописи — гареджийская.

http://pravmir.ru/pustyn-prepodobnogo-da...

     20 мая Грузинская Православная Церковь празднует память преподобных отцов Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников – «вторых апостолов» Грузии. Пришедшие в VI столетии из Сирии, они стали продолжателями подвига святой равноапостольной Нино в христианском просвещении Иверии и зачинателями монастырского строительства на грузинской земле. А спустя несколько дней, в четверг по Вознесении Христовом, 24 мая, будет совершаться переходящее празднование преподобному Давиду Гареджийскому – по преданию, любимому ученику преподобного Иоанна, основателю великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры. Промыслом Божиим преподобный Давид становится всё более известным в России, во многом благодаря деятельности московского храма Живоначальной Троицы на Покровке, где уже много лет особо почитают этого святого. По апостольскому призыву В Тбилиси, в алтаре Патриаршего кафедрального собора Цминда Самеба – Пресвятой Троицы – хранится в ковчеге небольшой округлый гладкий камень цвета темной охры с красноватыми вкраплениями. Это чудотворная святыня Грузинской Православной Церкви – Камень Благодати. С ним связано следующее предание. Шел VI век от Рождества Христова. К подножию горы на северо-западе Иерусалима (с эпохи Крестовых походов она будет известна как Гора Радости) приблизились несколько иноков, проделавших трудный путь из далекой земли, именуемой Сакартвело, или Иверия. Старец, возглавлявший паломников, вдруг сказал своим спутникам: «Я, грешный, не посмею ходить по земле, где ступали ноги Господа». Отпустив учеников, он не пошел дальше, а когда пришла пора отправляться обратно, подобрал с земли три простых камня, в душе веруя, что взял их как бы с могилы Христа. В это время Иерусалимскому патриарху во сне предстал Ангел и сказал, что один из паломников «верой своей унес всю благодать из Иерусалима». Патриаршие скороходы нагнали монахов и забрали два камня, а один оставили, передав старцу слова патриарха: «Одну часть дарую тебе для твоей пустыни, забери этот камень как благодать, на память и для напоминания о твоей вере».

http://pravoslavie.ru/113061.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010