Пищей его, главным образом, было оленье молоко, которое он получал от оленьих самок, прибегавших по временам к нему в пустыню. Молоком он питался каждый день, кроме среды и пятницы. В эти два дня он не принимал никакой пищи и время проводил в молитве с воздетыми к небу руками. Святая жизнь Давида низвела на него с неба дар чудотворения. В пустыне Гареджийской св. Давид основал обитель, которая впоследствии обратилась в знаменитую лавру, эту грузинскую Фиваиду, сделавшуюся рассадницей духовно-гражданского просвещения для всей юго-восточной Грузии. По своему уединению и безмолвию располагающая к глубокому созерцанию природы и к благоговейному размышлению о её Творце, Гареджа, казалось, самим Промыслом была предназначена для иной, высшей, нежели земная, жизни. И действительно, тут, в безводной и бесплодной пустыне караязской, воссияла грузинская Фиваида, подобная той, которая существовала в Египте в первые века христианства. Пробудилась окрестная мёртвая степь. Чистым и светлым ключом забила в ней благодатная жизнь отшельников. Неусыпными трудами, сменяемыми горячими к Богу молитвами, в скалах пустынных гор св. Давид и его ученики высекли множество пещер. Архитектонически формы их показывают, что одни из них устроены по плану церкви, а другие имели специальное назначение служить для жилых помещений иноков. Из этих пещер образовался своеобразный обширный монашеский город, раскинувшийся бесконечной вереницей на трёх террасах по скату Гареджийской горы. Выдолбленных келий и церквей в окрестностях Давидо-Гареджийской пустыни насчитывают более 5000. Эта обитель воспитала и подготовила много архипастырей, пастырей и великих подвижников церкви иверской, ревниво охранявших чистоту Христовой веры посреди тёмной массы диких разноплемённых и разноверных народов, окружавших Грузию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устроив пещерные обители и водворив в них порядок иноческой жизни, заимствованный из Палестины, где ещё ранее VI века зародилось Грузинское монашество и где было до 20 монастырей, наполненных исключительно иверийцами 51 св. Давид Гареджийский захотел исполнить всегдашнее своё пламенное видеть Иерусалим и поклониться его святыням, и он отправляется туда с некоторыми из своих учеников. После продолжительного и трудного путешествия по опасным в то время местам, св. Давид достиг уже было желаемой цели. Но когда странники дошли до места, носившего название «Вершина Благодати», откуда открывался взорам путешественника священный и дивный в своём величии Иерусалим, внезапный ужас объял великого подвижника, и глубокое чувство смирения проникло в самую глубину его святой души. Он в раздумье остановился и отказался продолжать дальнейший путь. «Как я могу говорил своими грешными ногами попирать следы Богочеловека, ходить по местам, освящённым Его святейшими стопами?» Напрасно уговаривали его ученики продолжать путь к Иерусалиму. «Довольно с меня и отвечал смиренный что я своими грешными очами удостоился видеть святые места, хотя издали». Учеников же своих, как бы более себя достойных, отправил он для поклонения иерусалимским святыням, а сам взял себе в благословение «три камня св. земли», оросил их горячими слезами и пошёл в обратный путь с успокоенным сердцем, что милосердный Бог дал ему возможность увидеть священный Иерусалим, к которому он так давно и страстно стремился из своей Гареджийской пустыни. Но такое величие смиренной души св. Давида не осталось безызвестным для жителей Иерусалима. В сонном видении патриарху этого города Ильи Господь послал своего ангела сказать: «Мой возлюбленный раб Давид, приблизившись к Иерусалиму, взял с собой его благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Из департамента по охране границ нас известили, что на основании письменного обращения азербайджанской стороны учреждаются временные ограничения. Азербайджанские военные проводят учения, стрельбы, и в целях обеспечения безопасности вводятся эти ограничения. Они действуют уже около 2 недель. Место учений находится здесь же, рядом, и никакой стрельбы мы не слышали. Возможно, версия учений – не что иное как выдумка. По моему мнению, они хотят постепенно приучить нас к мысли, что это – их территория, и что пожелают, то и закроют. Мы выражаем серьёзную озабоченность. К сожалению, граница не установлена, но это – не их территория, там грузинские храмы. К сожалению, мы никак не можем противостоять этому решению. Правительство должно разобраться, на каком уровне и на основании чьей переписки было принято это решение», - заявил журналистам отец Илларион. Иного мнения служащий в Давид Гареджийской лавре архимандрит Кирион. По его словам, временные ограничения с целью обеспечения безопасности визитёров установлены не азербайджанскими пограничниками, а по просьбе азербайджанской стороны тропа перекрывается грузинскими пограничниками. «Они по рации извещают наших пограничников о начале учений, и те перекрывают тропу. У них там полигон, и это может создать угрозу безопасности визитёров. Учения, как нам известно, завершаются к концу текущей недели», - сказал в беседе с КИЦ отец Кирион. Архимандрит Кирион выразил удовлетворение работой грузинского правительства по вопросу монастырского комплекса Давид Гареджи. «Специальные группы интенсивно работают над составлением картографии, поиском и систематизацией юридической документации. Прежние власти абсолютно не интересовались судьбой Давид Гареджи, ни с кем по этому вопросу не встречались, даже карту не соизволили предоставить. Сейчас всё идёт к упорядочению проблемы. Азербайджан – наш сосед, и нам не нужны с ним разногласия», - заявил архимандрит Кирион. Грузино-азербайджанская граница по сей день не установлена полностью. Двусторонняя межправительственная комиссия работает над этим вопросом с 1993 года. На протяжении этих лет удалось согласовать 300 из 446 километров общей границы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А блаженный Давид по повелению своего аввы избрал поприщем евангельской проповеди город Тифлис и поселился в убогой пещере на горе, называемой Мтацминдской, или Святой горой. Оттуда раз в неделю сходил он в город для проповеди слова Божия. Святой жизнью и пламенной проповедью обратил он многие души ко Христу Спасителю. Но, оклеветанный одной нечестивой женой , св. Давид с верным и никогда не разлучавшимся с ним учеником Лукианом удалился от шума мирского в пустыню Гареджийскую . Оба божественных мужа, приближаясь к месту, которое впоследствии стало их пустынью, почувствовали мучительную жажду и невыносимый жар, так как то место очень знойное, и потому там бывает сильный недостаток воды. Но, подойдя к одной расселине каменной горы, они нашли немного скопившейся в ней дождевой воды и утолили свою жажду. Там же, в тени одной горной расселины, они, утомленные, усталые, расположились для отдохновения. Блаженный Давид, сидя рядом со своим учеником Лукианом, сказал ему: Брат Лукиан, видишь это прекрасное тихое место? Останемся здесь и будем подвизаться, пребывая всегда в молитве, посте, бодрствовании и терпении временных болезней, чтобы сподобиться прощения грехов. А Бог, Сладчайший и Всемилостивейший, наградит нас и за понесенные нами труды подаст нам силу благодатную, укрепит нас в немощах наших и поможет переносить тесноту, скорбь и все наши слабости. Ибо и преподобные подвижники временно подвергались разным бедствиям и за то получили мзду вечную . Блаженный Лукиан, выслушав наставление учителя своего, отвечал: Богоносный отец! Слово твое справедливо и истинно, ибо, читая Св. Писание, я доподлинно узнал, что каждому воздается по делам его, добрым или злым, содеянным в сей суетной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

1868. 3. С. 81-84; Бердзенов И. Мон-рь св. Додо//Дроеба. 1881. 10 июня. 118. С. 3; Сабинин М. Мой ответ И. Г. Бердзенову//Там же. 27 июня. 133. С. 3 (на груз. яз.); Каллистрат [Цинцадзе], иером. Пустынь св. Давида Гареджели. Тифлис, 1884 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), еп. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давида Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); он же. Давид Гареджели и его Лавра. Тифлис, 1901; Какабадзе С. Архетипы житий сир. отцов//Исторический сб. Тбилиси, 1926. Т. 1. С. 1-18, 36-42; Peradse G. Die des in Georgien. Gotha, 1927. S. 1-41; Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 41-53; Кекелидзе К. К вопросу о прибытии сир. отцов в Картли// Он же. Этюды. Т. 1. С. 82-107 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Цикл Давида Гареджели в груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); он же. Роспись мартирия в Бертубани//Спектр. Тбилиси, 1998. 1. С. 52-57 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Романоз Эристави и его неизвестное сочинение//Мравалтави. 1973. Вып. 2. С. 75-93 (на груз. яз.); он же. Жития сир. отцов: О взаимоотношении архетипов//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Поминальные дни груз. святых и праздников по др. груз. рукописям//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 96-109 (на груз. яз.); Вольская А. Росписи средневек. трапезных Грузии. Тбилиси, 1974. С. 30-97; Tomekovic S. Les du cycle peint de la vie de David Garejeli (IXe/Xe - debut du XIIIe des et caucasiennes. 1986. Vol. 2. Р. 114-134; Eastmond A. The Cult of St. Davit Garejeli: Patronage and Iconographic Change in the Gareja Desert//Монастырская жизнь в пустыни: Гареджа и Христ.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Немного дождевых капель, скопившихся в камне, решили для них выбор пустынного жилища. Как мало нужно для чистого сердца, чтобы прочесть волю Божию, ясно отражающуюся в таком зеркале! «Брат Лукиан, – сказал Авва ученику своему, – видишь ли это прекрасное и безмятежное место? Водворимся здесь на непрестанную молитву, чтобы сподобиться нам оставления грехов, и Бог милосердый пошлет нам благодатную силу для укрепления немощей наших». Но вера Лукиана оскудевала, видя, что самые корни трав, которые служили им скудной пищей, начинали сохнуть от нестерпимых жаров и пересыхала самая вода. «В терпении стяжите души ваши, – говорил ему Давид словами Св. Писания. – Для чего заботишься ты столько о временной пище, когда все наши мысли должны быть устремлены ко благам вечным, и неужели Господь, одевающий крины сельные порфирою Соломона, не озаботится о словесных своих творениях?» При сих словах явились внезапно из пустыни три самки оленей со своими детьми и стали пред отшельниками, предлагая им обильное млеко сосцев; насытились убогие сею благотворной пищей и восхвалили Бога. С тех пор, по благословению Господа, посылавшего пищу чрез воронов пророку своему Илии, отшельники Гареджийские были постоянно посещаемы сими мирными животными, исключая дней постных, потому что тогда возлагали на себя подвиг совершенного воздержания. Искушения от врага душ человеческих, испытанные всеми любителями уединения, не чужды были и великому авве Давиду. В пещере, под той самой скалой, где поселился он со своим учеником, гнездился страшный дракон, и жертвой его сделался один из молодых оленей. Блаженный Давид духом прозрел, какой древний враг кроется в свойственном ему образе змея, и, взяв вместо оружия посох, именем Божиим велел ему оставить пустыню для жительства благочестивых отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но не с одними кроткими животными имели дело незлобивые пустынники. В пещере под скалою, в которой они жили, поселился страшный дракон, или змий, жертвою лютости которого сделался один из молодых оленей. Провидел вдохновенный авва, какой древний враг рода человеческого скрывается под образом змия, и именем Божиим повелел ему оставить пустыню для свободного и безопасного пребывания в ней смиренных отшельников. Голосом человеческим возопил бес, прося себе пощады, и, с треском рассекая камни, спешил укрыться в водах Куры, но на пути был поражен и истреблен небесным огнем. Доброта же и милосердие святого так были велики, что он сожалел о погибели даже и такого страшного врага. Недолго остались в уединении смиренные пустынники гареджийские. Скитавшиеся по пустыне и искавшие добычи ловцы нечаянно обрели двух пустынников, доящих свое дикое, но послушное стадо, и упали к ногам отшельников. Быстро разнеслась чрез них молва по окрестным горам и удолиям, и еще быстрее начали стекаться к ним любители безмолвия, которых не устрашали ни дикость пустыни, ни скудость и трудность пустынной жизни. Скоро возросло число пустынной братии и ископаны в горах бесчисленные келии, устроились обители, которым великий Давид из глубины своего уединения светил, как лучезарное солнце, и руководил и направлял меньшую и юнейшую братию, и молитвенным осенением низводил на них благословение небесное. В одно из молитвенных беседований святого с Богом падает к ногам его птица, преследуемая другою хищною птицею, и как бы просит от него защиты. В то же время прискакал дикий ловчий Бубикар – князь язычник, и с ужасом видит свою добычу у ног святого, а хищную птицу – смиренно сидящую в отдалении. С гневом вопрошает он смиренного молитвенника, кто он, и слышит ответ: «Я раб Господа нашего Иисуса Христа, кающийся здесь о грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Из истории грузинской агиографии: Мученичество царя Луарсаба (версия для печати) / Православие.Ru Из истории грузинской агиографии: Мученичество царя Луарсаба Православие.Ru , 19 сентября 2001 г. История общественного и культурного развития Грузии сложилась таким образом, что в ее литературной жизни агиографический жанр, в частности, мученичества (мартирологи) продолжал жить даже в Новое время, когда в Европе, в том числе и России, ему уже не было места. Еще до окончательной ликвидации в середине XV в. главного очага православия – Византийской империи – критический этап культурного развития грузин достиг своего апогея. По словам грузинских историков позднего средневековья, лишь в одной Картли продолжало существовать православие. Вся страна оказалась во власти исламских завоевателей. На протяжении XIV-XV вв. произошел провал в культурном развитии Грузии. Но с течением времени никогда до конца не замиравшая литературная жизнь грузин стала давать свои плоды. Так наступила эпоха грузинского Возобновления XVII-XVIII вв., связанная с изменениями внутри страны и международной обстановки того времени. Особое значение имели рост Русского государства и восстановление с ним связей отдельных грузинских царств и княжеств, прерванных монгольским господством. В этот период на поприще науки и литературы в Грузии выступает целая плеяда ученых и писателей, в новых исторических условиях стремившихся продолжить культурные традиции прошлого. Одним из деятелей, поставивших перед собой такую цель, был католикос грузин Виссарион (груз. Бесарион, ум. 1738), сочинение которого Мученичество царя Луарсаба посвящено драматическим событиям, связанным с борьбой народов Закавказья против шаха Ирана Аббаса I в начале XVII в. Виссарион принадлежал к видному в средневековой Грузии роду, давшему своему отечеству целую когорту государственных и общественных деятелей. Как пишет Виссарион в приписке к одному из своих произведений, он был родом Бараташвили из колена Орбелишвили . После пострижения в монахи он подвизался в известной еще с раннего средневековья Давид-Гареджийской пустыни (в Восточной Грузии), где вел аскетический образ жизни.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Церковь земная и Церковь Небесная. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Петр 20 мая 2023, 06:32 Храни Господь Грузию! Это удивительная страна, и святые, отдавшие себя Грузии, тоже удивительны! Лена 17 июня 2021, 07:14 Хочу поделиться маленьким чудом! Это для женщин утешительно! Прп. отче Давиде, моли Бога о нас! Несколько лет страдала кровотечением, прочла, что этот святой помогает женщинам. Поехала в Мскву, узнала из инта, что на ,,Чистых Прудах грузинский приход, где находится чудотворная икона прп. Давида Грдж. с частичкой мощей, кажется, не помню и там служат молебны перед иконой . Побывала в храме, помолилась, как смогла. Господь сподобил и в Грузии побывать в мнстре прп. Давида и поклониться его святым мощам. Заступничество сразу почувствовала, связь установилась! Ещё молилась на о. Корфу, Свт. Спиридону, слава Богу, без операции все обошлось. Забыла про эту проблему! Ура! Всем не унывать! Наталия 16 июня 2021, 23:53 Преподобный отче Давиде, моли Бога о нас! римма 4 июня 2020, 11:28 Святой Давид Гареджийский , помолись о нас грешных о здравии душевном и телесном моем и моих детей, зятьев и внуков и бывшего мужа, веди нас путем праведным, помоги в учебе моей внучке, помоги моему старшему внуку, чтобы мальчик хорошо рос и развивался, даруй мне много сил и здоровья и средств, чтобы сделать много задуманных дел. Р.Б. Наталья 4 июня 2020, 04:16 Святой прав. Давид Гареджийский, моли Бога за нас, грешных. Помяни пьющ. Олега, Наталью, мл. Елисавету, бол. Ольгу, бол. Людмилу, Алексея у престола Всевышнего. Помолись обустроен и дел Алексея. 13 июня 2019, 12:30 Преподобне отче наш Давиде Гареджийский, моли Бога о нас. Фотиния 13 июня 2019, 03:09 Преподобне отче Давиде, моли Бога о тяжкоболящем Владимире! И о хирурге, который будет его оперировать! Фотиния 24 мая 2018, 04:09 Преподобне Давиде Гареджийский, моли Бога о нас! Сергий 13 февраля 2018, 11:39 Были в Грузии, всем советуем посетить Давидо-Гареджийский монастырь, где покоятся мощи Св. Давида.

http://pravoslavie.ru/94317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ [груз. преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем), основатели монашеской жизни в Гареджи . Давид - ученик и сподвижник прп. Иоанна Зедазнийского , один из 12 сир. отцов (сер. VI в.). Сведения о нем и его ученике Лукиане содержатся в Житии Давида, составленном вскоре после его кончины и сохранившемся в поздних рукописях. Наиболее древняя кименная редакция Жития (X в.), вероятно, была создана католикосом Картли Арсением II (Кекел. A 833, XII-XIII вв.; H 1336, 1769 г.- Какабадзе. 1926. С. 36-42). Критическое издание Жития с использованием обеих рукописей осуществлено И. Абуладзе в 1963 г. (ПДГАЛ. Т. 1. С. 229-240). Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) На основе кименной редакции неизвестным автором XII в. была создана метафрастическая версия Жития (Кекел. S 449, XIII-XIV вв.; А 160, 1699 г.; СПбФИВ РАН H 22, XVII-XVIII вв.; Кекел. A 126, XVIII в.; А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; H 1672, 1740 г.; A 176, 1743 г.; Н 2121, 1748 г.; СПбФИВ РАН M 21, 1842 г.), в сер. XVIII в. переработанная митр. Самтависским и Горийским Романом (ЦГИАГ. Ф. др. рукописей. Ед. хр. 252, 1737 г.). Абуладзе в 1955 г. издал 2 метафрастические редакции Жития (Древние редакции Житий сир. подвижников. 1955), в 1971 г. выпустил критическое издание (ПДГАЛ. Т. 3. С. 170-207; Там же. С. 291-331). Существует также синаксарная версия Жития (Кекел.

http://pravenc.ru/text/168562.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010