Филарета, митрополита Киевскаго (†1857; в схиме Феодосия) Герасима, епископа Астраханскаго (†1880) Мелетия, епископа Рязанскаго (†1900) и всех прочих святителей и чудотворцев Российских, яко правила веры, образи кротости и воздержания учителие, прославльшихся Святых благоверных Российских князей и княгинь Бориса Ростовскаго и Глеба Муромскаго, страстотерпцев Российских (†1015; в крещении Романа и Давида) Ярослава Мудраго, Киевскаго (†1054; в крещении Георгия), Анны Новгородския (†1050) и сына их Владимира Новгородскаго (†1052) Святослава Киевскаго (†1076) Изяслава Киевскаго (†1078; в крещении Димитрия) Ярополка Владимиро-Волынскаго (†1086; в крещении Петра) Давида Черниговскаго (†1123) Владимира Мономаха, Киевскаго (†1125; в крещении Василия) Константина (†1129), Ирины (XII) и чад их Михаила (XII) и Феодора (XII), Муромских Мстислава Киевскаго (†1132; в крещении Феодора) Всеволода Псковскаго (†1138; в крещении Гавриила) Игоря Черниговскаго и Киевскаго, страстотерпца († 1147) Бориса Туровскаго (†ок. 1160) Изяслава Владимирскаго (†1165) Глеба Городенскаго, Киевскаго (†после 1166) Ростислава Киевскаго (†1167) Мстислава Владимирскаго (†1172) Андрея Боголюбскаго, страстотерпца (†1174) Глеба Владимирскаго (†1174; в крещении Георгия) Михаила Владимирскаго (†1176) Мстислава Храбраго, Новгородскаго (†1180; в крещении Георгия) Марии Владимирския (†1206; в иночестве Марфы) Василия Новгородскаго (†1219) Петра и Февронии Муромских (†1228; в иночестве Давида и Евфросинии) Мстислава Новгородскаго (†1228) Феодора Новгородскаго (†1233) Феодора (†1237), Евпраксии (†1237) и сына их Иоанна (†1237), Зарайских мучеников Георгия Владимирскаго, мученика (†1238) Василия Ростовскаго, мученика (†1238) Всеволода, Мстислава, Владимира, Димитрия младенца, Владимирских, мучеников (†1238) Агафии, Феодоры, Марии, Христины, Владимирских, мучениц (†1238) Ярослава (†1246; в крещении Феодора) и Феодосии († 1244; в иночестве Евфросинии) Владимирских Михаила Черниговскаго (†1245) и болярина его Феодора (†1245), мучеников и исповедников

http://pravoslavie.ru/2368.html

Имя Константина носил также младший (восьмой) из сыновей святого великого князя Димитрия Донского, правивший Угличским уделом и в конце жизни постригшийся с именем Кассиан. Среди князей Рюриковичей, носивших имя императора Константина, есть и прославленные Церковью угодники Божии: святой Константин Всеволодович Ярославский, внук упомянутого выше великого князя Ростовского и Владимирского, имевшего то же самое имя и отчество, а также преставившийся в 1321 году святой князь Ярославский Константин Федорович по прозвищу Улемец. В домонгольскую эпоху русские люди носили, как правило, два имени: одно бытовое, имевшее славянское, варяжское или иное происхождение, и другое – крещальное, взятое из святцев. Так обстоит дело с крестителем Руси святым равноапостольным князем Владимиром, в крещении Василием. Первые прославленные на Руси святые – сыновья равноапостольного Владимира Борис и Глеб – сами в святцы вошли с этими их именами, но крещены они были с именами Романа и Давида. Таким образом, некоторые иные, не упомянутые здесь древние удельные русские князья в крещении, весьма вероятно, получали имя святого императора Константина, но в летописи вошли со своими бытовыми именами, а их крещальные имена оказались забытыми и были утрачены. Кроме князей, из ранней истории Руси известны также по крайней мере двое частных лиц, которые занимали, однако, важную административную должность, причем оба одну и ту же – новгородских посадников, – носивших имя святого императора Константина. Одним из них был Константин Добрынич, сын знаменитого не только из летописей, но еще больше из былин Добрыни Никитича. Впрочем, частным лицом Константин Добрынич может быть назван лишь потому, что он не принадлежал к Рюриковичам, но он состоял в близком родстве со святым Владимиром. Его отец Добрыня был братом Малуши, или, в исландских сагах, Малфриды, ключницы святой Ольги и наложницы князя Святослава Игоревича, от которой и родился святой Владимир, иными словами этот Константин был двоюродным братом крестителя Руси по его матери.

http://pravoslavie.ru/71180.html

В.А. Серов. Ледовое побоище. 1942 год. Государственный Русский музей      Ознакомившись с папской буллой, святой Александр пообещал послам вручить им в скором времени ответ. Прежде чем его написать, он посовещался с находившимся во Владимире Митрополитом Киевским Кириллом, возглавлявшим Русскую Церковь, и со своими боярами. Легатам было передано адресованное Иннокентию IV ответное послание следующего содержания: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого Собора, от Первого Собора до Седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем». Александр Невский жил и правил в одну из самых трагических эпох отечественной истории Александр Невский жил и правил в одну из самых трагических эпох отечественной истории. Русские княжества одно за другим пали под ударами Батыя, внука завоевателя полумира Чингис-хана. Батый обложил Русь данями, русские княжества стали вассалами улуса Джучи, который позже назовут Золотой ордой. Завоеванная татаро-монголами Русь утратила суверенитет, но ордынское иго не затрагивало души русского народа. Татаро-монголы не собирались ни захватывать русские земли в прямое подчинение, ни тем более заселять их, ограничиваясь признанием русских князей себя вассалами хана и взиманием дани; а главное, представляя сами поликонфессиональную массу, татаро-монголы обнаруживали веротерпимость и не собирались чинить религиозное насилие над русскими людьми. Ордынские ханы не пытались обращать покоренный православный народ в иную веру, в то время как возможный союз с Западом нес с собой угрозу утраты самой души народа – святого Православия.

http://pravoslavie.ru/140044.html

В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это " новаторство " с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что " ... власть духовная преболе светской есть " . В 1690 году был расписан основной объем храма, а в 1691-м - алтарь, галереи, придел и крыльцо. Настенная надпись свидетельствует, что роспись придела чудотворцев Федора, Давида и Константина была выполнена на пожертвования Василия Федоровича Жирового-Засекина, потомка святых князей. Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам " Отче наш " и " Символ веры " ; пятый описывает " Страсти Христовы " , шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из " Сказания... " . В 1839-1840 годах по воле архиепископа Авраама, находившегося на покое в монастыре, стенопись собора поновили. Деньги на это дал рыбинский купец М. Н. Вязьмин, а иконописец Семен Завязошников исполнил работы - " по тем же чертам возобновлено и сделано в лучшем виде " . Живопись Семена Завязошникова до сих пор сохранилась в верхних росписях. В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются " по тем же чертам " . Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути, это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма. " Знаменательно, что иконописцы, переносившие гравюры Пискатора на церковные стены, часто создавали произведения неизмеримо более ценные и значительные, чем эти заурядные академические композиции " , - к таким выводам пришел И. Э. Грабарь, изучая стенопись ярославских храмов.

http://sobory.ru/article/?object=05720

Должно заметить, что переложение св. мощей в раку сию было третие. Первое совершилось в 1463 г., в след за обретением и прославлением Угодников Божиих. Второе – 21-го Июня 1704 года; в это время Святитель Димитрий, Митрополит Ростовский, преложил их из древней раки в новую кипарисную, которая обновлена была и украшена серебряным художеством в 1763 году, при Преосвященном Афанасии, Епископе Ростовском и при настоятеле монастыря архимандрите Арсении. Купол в церкви и алтаре расписан, по золотому полю, тщаливою и опытною рукою иконописца Медведева, оставившего во многих храмах здешней паствы благодарную о себе память. Вскоре после построения в 1831 году, церковь испытала беду от пожара. Бывшие до того времени над папертью деревянные накаты дали богатую пищу огню, и падением своим внутрь церкви удесятерили зло. На возобновление употреблено до 60 тысяч асс. Наученные тяжким опытом, ктиторы нашли довольные для себя побуждения к тому, чтоб зрело обсудить условия безопасности и предохранить здание от несчастия, подобного случившемуся, заменою в нем утлого дерева камнем и железом. Восстановленная, за тридцать пред сим лет, стенная живопись еще удерживает свои колориты и кажется далекою от ветшания. В заключение статьи сей предваряем читателя, что сказанию о блаженном жительстве Угодников Божиих, Феодора, Давида и Константина, посвящена будет особая статья. А теперь займемся мы обзором других церквей обители нашей. IV. Церковь Печерской Божией Матери Занимает она нижний этаж колокольни и соединена с церковию Св. Чудотворцев посредством галереи. Над зданием сим в 1808 году, надложен целый ярус, скопированный с соборной Ростовской колокольни, единственной в епархии по величию и удобства для звона. А в 1824, по распоряжению Архиепископа Симеона, придан третий ярус, поставленный смело и легко в центре здания. Он назначался для часов, а теперь служить лишь изящным украшением. Но кто и когда положил здесь краеугольный камень, – хроники умалчивают о том. Судя же по массивности стен и другим техническим условиям, не погрешая можем сказать: церковь Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста, ныне Печерския Божия Матери, созидалася в годы близкие к тем, в которые восставляема была церковь Преображения, т. е. в последней половине шестнадцатого столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Икона Преображения прекрасного письма XVII в. и едва ли не была написана она Гурием Никитиным. Любопытны царские врата Христорождественской церкви XVIII в.: здесь при ев. Матфее изображено древо Иессея и древо познания добра и зла; при ев. Марке – воскресение Христа и воскресение мертвых; при ев. Луке рождество Христово и распятие И. X., при ев. Иоанне – добрый пастырь с овечкой и крещение И. X. Церковь Никольская. Наружныя стены её украшены изразцовыми изображениями единорогов и птиц. Иконостас резной – виноградные ветви и гроздья, иконы его в 7 ярусов, XVII века. Настенная живопись столповая, но переписана вновь масляными красками. Анастасийский монастырь. В алтаре – иконы: Владимирской, Фёдоровской и Тихвинской Богоматери, Михаила Малеина, Макария Унженского и Алексея человека Божия, все XVII в. В теплой церкви деисис XVIII в.; в приделе – Се агнец Божий –икона времен Петра I; Воздвижение честного креста XVII – XVIII в.; святит. Николая Чудотворца XVII в.; того же времени икона Иоанна Предтечи в алтаре. Церковь Воскресения Хр. на площадке – старая 1724 г. В ней сохранились: икона И. Предтечи с деяниями половины XVII в., Успение Богоматери облачное, с жидовином Авфониею XVII в. В приделе Тихвинской Богоматери в алтаре на иконе св. Димитрия Ростовского приписаны на полях изображении: св. Тихона Задонского , препод. Сильвестра Обнорского и ярославских Чудотворцев князей Фёдора, Давида и Константина. Икона св. Геннадия Костромского и Любимоградского. В другой церкви – новой на стенах размещены иконы, взятые из прежней деревянной церкви: Владимирская Богоматерь, Георгий Победоносец, Николай Можайский, Св. Троица, Неопалимая Купина; муч. Харлампий; все они относятся к половине XVII в.; написаны в более строгом стиле, чем московские иконы того времени. Вероятно это произведение местных иконописцев, даже и в XVII в. придерживавшихся строгих иконописных преданий отдаленной старины. Церковь Козьмы и Дамиана на Мшанской улице. Местная икона свв. Козьмы и Дамиана конца XVII в.; с золотыми шраффировками в одеждах. Икона святителя Николая Чуд. в деяниях XVII в.; в летней церкви иконы того же времени – свв. Феодосия Тотемского, Фёдора, Давида и Константина Яросл. чуд. (табл. LVI), праздники и икона Фёдоровской Богоматери в алтаре, очень хорошая, с привесным панагиаром XVII в.; украшенным филигранью, с мощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Иулиан богоотступник задумал строить святому муч. Маманту церковь ; но сколько днем выстраивалась, столько же ночью она разрушалась. Св. Иоанн постник, архиепископ константинопольский Прозрение слепца от тела Христова Св. Иоанн положил на очи одному слепцу часть от тела Христова и сказал: «исцеливый слепого от рождения, Той да исцелит тя“, и слепой прозрел. 6. Св. муч. Ромил и Евдоксий Огонь настоящий против геенского хладнее воды Св. мученик Евдоксий, угрожаемый от мучителя муками, сказал, что настоящие мучения в сравнении с будущими – ничто; а огонь настоящий холоднее воды против геенского. Преп. Давид разбойник И на старости лет можно спастись Преп. Давида, по старости лет, не хотели принять в монастырь, но он угрозами самому монастырю достиг желаемого; потом постом и смирением всех превзошел. Извещение Архангела Гавриила о прощении грехов Однажды явился к преп. Давиду архангел Гавриил и сказал: «Давид! простил Господь грехи твои, и будешь отныне чудеса творить». Наказание немотою для празднословия, а не для молитвы За неверие архангел наказал Давида немотою, но только для беседования; для молитвы же язык его был свободен. 7. Св. Иоанн, архиепископ новгородский Божия Матерь помогает в построении храма При постройке храма в Новгороде не стало денег. «Божия Матерь явилась архиепископу и обещала подать нужные средства, только бы христиане с верою молились; поутру явился при вратах конь, обремененный двумя мешками золота и серебра. Помощь против неприятелей от иконы Божией Матери К Новгороду несколько русских князей прислали союзные войска для разорения его; архиепископ Илия (Иоанн) стоял на молитве пред иконою Спасителя, – и вдруг услышал голос, повелевающий взять образ Пресвятыя Богородицы и поставить его против врагов. Но доколе сам архиепископ с собором не пошел за иконою, дотоле не могли с места подвинуть образ; а потом, при пении кондака: «Предстательство христиан» и проч., икона двинулась и обращена против врагов; но она обратила лицо к городу и пролила слезы, – это было знамение плача Ея пред Сыном. 9. Св. муч. Севириан

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

По успешном окончании вверенного ему дела, Феодорит отказался от богатых даров царских и соболей (на триста рублей), говоря, что ему довольно было принять Патриаршее благословение: он просил одной лишь милости, чтобы ему позволили окончить в мире преклонные годы свои. С трудом мог убедить его Царь принять хотя двадцать пять рублей и шубу, но и это все раздал он нищим. Какая же была судьба его в последствии? Сперва удалился он в пределы Вологодские, оттоле странствовал в созданную им обитель посреди диких Лопарей, им обращенных в Христианскую веру, и чем более состаревался, тем паче обновлялся духом; но и столь святой муж не избег гнева Иоаннова. По словам Князя Курбского (история Иоанна, глава VIII), и он восприял венец мученический в страшную эпоху казней. Однако Курбский говорит, что есть и другой слух, что Феодорит скончался тихою смертию, и присовокупляет: «как слышал я, так и написал, будучи в странствии и долгим разстоянием отлучен и напрасно изгнан от любезной земли моего отечества.» При грамоте Патриарху приложил Иоанн и помянник благоверных Князей своего рода, для записания их в синодике Патриаршем и на Св. горе. Замечательно, с каким благоговением, истинно Христианским, сохранялась память всех Князей Русских, не только Великих, по и удельных, совершенно чуждых Иоанну, потому только, что они происходили от единого корня Рюрикова. Вместе с тем заметно, что Иоанн хотел сообщить Востоку имена и тех своих предков, которые просияли святостию в Церкви Российской, дабы в единодушном их чествовании было молитвенное общение между всеми православными Церквами. В помяннике сказано: «поминать сих на молебнах, яко же и благоугодивших Святых: стихиры им, и каноны и жития, изложены и поминаются со Святыми: благовернаго Великаго Князя Св. Владимира, просветившего землю Русскую своим крещением и нареченнаго во святом крещении Василием; святейших новоявленных мученик чад его, обою брата по плоти, Бориса и Глеба, нареченных во святом крещеная Романа и Давида; святейшего новоявленнаго мученика, Великаго Князя Михаила Черниговскаго; блаженнаго во святых Великаго Князя Александра, во иноцех Алексия; блаженнаго во святых Князя, во иноцех Феодора, Смоленскаго и Ярославскаго и новоявленных чад его, Князя Давида и Князя Константина; святейшаго новоявленнаго мученика, Великаго Князя Михаила Тверскаго; блаженнаго во святых Князя Всеволода Псковскаго.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сколько горя могло принести сражение 1295 года, и как страшно было бы изменение судьбы его участников, если бы прощение не тронуло тогда их души! Но Промыслом Божиим им было определено иное. Трое из князей, сошедшихся на поле Юрьева Толчища, ныне прославлены в лике святых. По-своему символично и то, что честные мощи святого князя Феодора и его сыновей Давида и Константина были обретены в период «собирания русских земель» при царе Иоанне Великом, - сложное время глубоких разногласий и противостояний, - и за сто лет до вступления на престол Ивана Грозного. Господь будто напоминал «сильным мира» о благой части князей-миротворцев. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 2 октября 2019, 06:47 Спасибо за статью князь Феодор помолись Господу Богу нашему Иисусу Христу за Александра, Василия, Аполлинарию, Любовь, Юлию, Григория, Арсения, Татьяну, Дмитрия, Савву, Ивана, Александра и брата Ивана, Наталию и Николая и всех православных христиан в мире Благодарю за святые твои молитвы и за любимую Россию аминь римма 2 октября 2017, 08:12 Святой князь Феодор, защити р.б. Анну от всякого зла, даруй девочке счастье и радость, помоги ей в учебе. римма 18 марта 2014, 16:55 Святой Феодор, моли нагрешных, даруй нам здравие телесное и душевное, наставь моих детей на путь истинный, даруй разумение моей внучке постигать знания. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Елена 18 марта 2014, 16:12 Святый князе Феодоре Смоленский моли Бога о нас грешных и о спасении нашей земли! Air 18 марта 2014, 10:31 Моли Бога о нас, Святый угодниче Божий князе Феодоре Смоленский! Очень актуально сегодня для нашей Украины. Покаяния, смиренномудрия, благоразумия, терпения, милосердия,любви дай нам, Господи! Укрепи нашу веру Православную! Спаси и помилуй нас грешных! 2 октября 2012, 17:45 Звичайно ж, дякую за таку гарну, але все ж не статтю:подвижництво Феодора Смоленського, вочевидь, надзвичайно важливе видне, як його покаяння, проте не ясним його чернечий шлях. Але якби було то й уся земля, як колись, би Руською не було б, можливо, битви, битви, Слава Господу за все!!!

http://pravoslavie.ru/39438.html

Стих 3: Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? 15. Великомученика Никиты (ок. 372). Святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинскаго (обретение мощей, III). Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305–311). Мученика Порфирия (361). Первомученика архидиакона Стефана (обретение мощей, 415). Преподобнаго Филофея, пресвитера в Малой Азии (X). Святителя Иосифа, епископа Алавердскаго (570) (груз.). Иконы Божия Матери Новоникитския (372). 16.Великомученицы Евфимии всехвальныя (304). Митрополита Киприана, святителя Московскаго и всея Руси (1406). Мученицы Севастианы (I). Мученицы Мелитины (II). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобнаго Дорофея, пустынника Египетскаго (IV). Мученицы Людмилы, княгини Чешския (927). Мучеников братьев Иосифа и Исаака (808) (груз.). Иконы Божия Матери, именуемыя «Призри на смирение» (1420). 17. Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137). Мучениц Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников 156: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (ок. 310). Икон Божия Матери Цареградския и Макарьевския (1442). 18. Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца (VI). Преподобныя Евфросинии Суздальския (просл. 1698). Мученицы Ариадны (II). Мучениц Софии и Ирины (III). Мученика Кастора. Мучеников Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660) (груз.). Икон Божия Матери Молченския (1405), именуемыя «Целительница» (XVIII) и Старорусския (возвращение ея в Старую Руссу в 1888 г.). 19. Святых мученик Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Благовернаго князя Феодора Смоленскаго (1299) и чад его князей Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Благовернаго князя Игоря Черниговскаго (1147). Мученика Зосимы пустынника (IV). 20. Святаго великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговскаго, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Преподобнаго и благовернаго князя Олега Брянскаго (ок. 1280).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010