Когда же он ждал смерти, призвал к себе братию и сказал ей то же, что в первый раз: о послушании и покаянии, и что блажен тот, кто сподобляется быть положенным в пещере. Сказав это, он почил в Господе с миром и был положен с честью там же, в пещере, где подвизался. По успении своем он чудотворением возвестил о своем блаженстве. Один из братии, именем Вавила, много лет больной ногами, принесен был к мощам этого блаженного и, обняв тело его, тотчас исцелился и с того часа до смерти своей никогда не болел ни ногами, ни чем-то другим. Позднее Вавила поведал братии (в числе которой был и святой Симон, составитель этого жития) о чудесном явлении своего исцелителя. " Когда, - сказал он, - я лежал и кричал от боли, внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: " Приди ко мне, и я исцелю тебя " . Я хотел спросить его, как и когда пришел тот сюда, но он вдруг стал невидим. И я, поверив явившемуся мне, постарался, чтоб меня принесли к его мощам. И так исцелился. " И отсюда поняли все, что блажен и угодил Господу этот преподобный затворник Афанасий. Его святыми молитвами да сподобимся и мы, воскреснув от смерти греховной, пожить богоугодно в покаянии и затем получить вечную жизнь во Христе Иисусе, Живодавце нашем, Которому слава с Источником Жизни, Богом Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.  Житие преподобного отца нашего Николы Святоши, князя Черниговского Проходит образ мира сего. Владычество переходит от народа к народу. Господъ низвергает престолы властителей и сажает кротких на место их. (1 Кор. 7:31; Сир. 10:8 и 17). Об этой непрочности земного и преходящего величия помыслил блаженный и благоверный князь Никола Святоша, сын Давида Святославича, князя Черниговского, внук Святослава Ярославича, князя Киевского и Черниговского, основавшего святую, Богом созданную Печерскую церковь. И понял он, что только на небе не преходит образ Ипостаси Божией, Его присносущное Слово, и там только Царство всех веков и величие во всяком роде и роде, уготованное Царем царей и Господом господствующих для любящих Его. И потому, оставив славу и богатство, честь и власть своего земного преходящего княжения ради небесного вечного Царствия (как тот древний индийский царевич Иоасаф) и пришедши в Печерский монастырь, облекся в святой иноческий образ, противоположный всякому образу этого мира, преходящего как тень и небытие, и, насколько возможно, соответствующий неизменному образу Ипостаси Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

Скачать epub pdf 27 октября 2012 г. Преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.) называет монашество вторым Крещением. Он пишет: “…яко и по Крещении имамы согрешати и святое Крещение оскверняти; сего ради повеле святым Апостолом и преподобным и богоносным отцем нашим второе Крещение предати, еже есть святый аггельский образ, им же вся грехи очистятся” 1 . Монашество – это подвиг, незримый миру. Принятие монашества имеет добровольный характер со стороны постригаемого, которому задаются такие вопросы во время пострига: “Вольною ли твоею мыслию приступаеши ко Господу?”; “Не от некия ли нужды, или насилия?” 2 . Во время пострига происходит наречение нового имени 3 . В Древней Руси была традиция, в силу которой при пострижении давали имя, начинающееся на ту же букву, что и мирское имя. Приведём некоторые примеры: святитель Иона Новгородский (†1470; пам. 5 нояб.) – в миру Иоанн; Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.) – в миру Михаил; святитель Герман Казанский (†1567; пам. 6 нояб.) – в миру Григорий; святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.) – в миру Даниил; святитель Митрофан Воронежский (†1703; пам. 23 нояб.) – в миру Михаил; преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.) – в миру Иоанн; преподобный Никандр Псковский (†1581; пам. 24 сент.) – в миру Никон; преподобный Галактион Вологодский (†1612; пам. 24 сент.) – в миру Гавриил; преподобный Иов Почаевский (†1651; пам. 28 окт.) – в миру Иоанн и т. д. Монашество принимали люди разного социального положения. Святитель Филарет Черниговский (†1866) так начинает житиё первого русского князя-монаха Николы Святоши (†1143; пам. 14 окт.): “Сын благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь СвятославСвятоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругою блаженного Всеволода-Гавриила” 4 (†1138; пам. 11 февр.). В Киево-Печерском Патерике говорится о его намерении уйти в монастырь: “…помысли убо прелесть житиа сего суетнаго и яко вся, яже и зде, мимо текут и мимо ходят, будущаа же благаа непроходима, вечна суть, и Царство Небесное бесконечно, еже уготова Бог любящим Его, – остави княжение, честь и славу и власть, и вся та ни в что же въменив, и пришед в Печерьскый манастырь, и бысть мних” 5 . Его князья-братья “велику укоризну имее­та собе нишетою” его 6 . Бояре ушедшего в монастырь князя, оказавшись не у дел, считали его “яко изумевшася” 7 . Но автор Патерика называет князя: “В истину сей болей всех князей Рускых” 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Изяслав Мстиславич великим князем киевским был с 1146 г. по 1154 г. Т. е. Юрий Владимирович Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Это было в 1150 году. Одна из патриарших грамот к Нифонту напечатана в житии Нифонта в Памятниках Русской Литературы Кушелева-Безбородко, IV, 5 и в Истории Русской Церкви преосвящ. Макария, т. 3, изд. 2, стр. 297. Митрополит Константин, грек, прожил на Руси не долго, правил митрополией с 1156 г. по 1158 г., скончался в 1159 году в Чернигове. Никола Святоша (уменьшительное имя от мирского имени Святослав, как он назван был при рождении,) — сын Давида Святославича, князя Черниговского, внук Святослава Ярославича, при котором была основана в Киеве Великая Печерская Церковь; оставивши мирскую блестящую жизнь, сделался великим печерским подвижником к удивлению всех современников. Скончался около 1143 г. Память во святых отца нашего Келестина, папы Римского Феодосий II Младший царствовал с 408 по 450 год. Здесь, очевидно, ошибка. Папа Иннокентий I занимал римскую епископскую кафедру с 402 по 417 г., а за ним следовали: Зосима, с 417 по 418 г., Бонифаций I с 418 по 422 г. и Келестин с 422 по 432 г. В 430 году после помесного римского собора, осудившего Нестория, Келестин написал архиепископу александрийскому Кириллу послание, в котором было сказано, что если Несторий чрез 10 дней после получения этого послания не признает веры, содержимой в Риме и Александрии, то будет низложен и отлучен. В то же время Келестин послал послание Константинопольской церкви и архиепископу антиохийскому Иоанну, в которых обличал заблуждение Нестория и извещал о том осуждении, которое будет произнесено, если Несторий будет упорствовать. Кириллу же Келестин поручил привести этот приговор в исполнение, как уполномоченному римского епископа. Кончина преподобного Келестина последовала в 432 году. Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского Город Туров, ныне местечко Минской губернии, Мозыревского уезда, находился на реке Припяти, на половине расстояние между нынешними городами Мозырью и Пинском. По свидетельству летописи он был основан варягом Туром, который в правление Ольги или Святослава пришел из-за моря вместе с другим варягом Рогвольдом, основавшим княжество Полоцкое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После смерти отца (13 апр. 1093) В. В., несмотря на свое явное политическое и военное превосходство, отказался занять киевский стол, уступив его двоюродному брату - во всех отношениях менее значительному туровскому кн. Святополку (Михаилу) Изяславичу (киевский князь в 1093-1113). Именно тогда легитимизм впервые отчетливо проявился как одна из характерных черт политического кредо В. В.: Святополк был генеалогически старейшим (его отец киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич (1054-1078, с перерывами) был старшим братом Всеволода), что и обусловило его преимущественное право на Киев согласно древнерус. династическим понятиям. Ситуация повторилась и в 1094 г., после тяжелых поражений, понесенных в кон. мая-июле 1093 г. Святополком и В. В. от половцев, когда явившийся под стенами Чернигова с половецким войском др. двоюродный брат В. В.- Олег Святославич, сын черниговского, а затем киевского кн. Святослава Ярославича, вынужденный покинуть Русь после смерти отца,- потребовал вернуть себе отцовский Чернигов. Прочно державшийся здесь после 16-летнего княжения В. В. тем не менее уступил город старшему родственнику, на стороне к-рого было вотчинное право. Князь ушел в свою вотчину Переяславль (Русский) - «съжаливъси хрьстьянскых душь, и сел горящих, и манастырь»,- как впосл. писал сам В. В. в «Поучении». Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона После непродолжительного, но чрезвычайно кровопролитного конфликта В. В. и Святополка с Олегом в 1096-1097 гг., вызванного отказом последнего от совместных действий против половцев и от заключения общерус. междукняжеского договора, в окт. 1097 г. в днепровском г. Любече состоялся княжеский съезд, идейным вдохновителем к-рого, несомненно, был В. В. Согласно Любечскому договору, земельные владения всех членов княжеского рода (Ярославичей) были признаны их наследственной собственностью (они были получены в 1054 по завещанию вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, а также в результате раздач волостей, предпринятых покойным киевским кн. Всеволодом Ярославичем). Т. о., за В. В. закреплялись владения Всеволода после 1054 г., т. е. Переяславль (Русский) и Ростов, а сверх того Смоленск и Новгород, где сидел старший сын В. В. Мстислав. Результатом этого съезда, похоже, стало также исключение Святославичей (князей Олега и Давида) из числа наследников Киевской земли, что было естественно, поскольку княжение их отца Святослава Ярославича, изгнавшего из Киева своего старшего брата Изяслава, признавалось узурпацией,- еще одно свидетельство легитимизма любечских соглашений и их инициатора В. В. Кроме того, все эти меры по внутриполитической стабилизации Руси были направлены на организацию отпора половецким набегам («имемся в едино сердце и блюдем Рускые земли» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 256).

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

Когда же он ждал смерти, призвал к себе братию и сказал ей то же, что в первый раз: о послушании и покаянии, и что блажен тот, кто сподобляется быть положенным в пещере. Сказав это, он почил в Господе с миром и был положен с честью там же, в пещере, где подвизался. По успении своем он чудотворением возвестил о своем блаженстве. Один из братии, именем Вавила, много лет больной ногами, принесен был к мощам этого блаженного и, обняв тело его, тотчас исцелился и с того часа до смерти своей никогда не болел ни ногами, ни чем-то другим. Позднее Вавила поведал братии (в числе которой был и святой Симон, составитель этого жития) о чудесном явлении своего исцелителя. «Когда, сказал он, – я лежал и кричал от боли, внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: „Приди ко мне, и я исцелю тебя“. Я хотел спросить его, как и когда пришел тот сюда, но он вдруг стал невидим. И я, поверив явившемуся мне, постарался, чтоб меня принесли к его мощам. И так исцелился». И отсюда поняли все, что блажен и угодил Господу этот преподобный затворник Афанасий. Его святыми молитвами да сподобимся и мы, воскреснув от смерти греховной, пожить богоугодно в покаянии и затем получить вечную жизнь во Христе Иисусе, Живодавце нашем, Которому слава с Источником Жизни, Богом Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Николы Святоши, князя Черниговского 27 (14) октября Он был поваром Печерским три года, вратарем три года, исцеляя и пророчествуя, спас Петра врача, с ним и сам вместо того, чтоб умереть, остался жить и потом тридцать лет подвизался, не выходя из монастыря. « Проходит образ мира сего. Владычество переходит от народа к народу. Господь низвергает престолы властителей и сажает кротких на место их» ( 1Кор. 7:31 ; Сир. 10:8, 17 ). Об этой непрочности земного и преходящего величия помыслил блаженный и благоверный князь Никола Святоша, сын Давида Святославича, князя Черниговского, внук Святослава Ярославича, князя Киевского и Черниговского, основавшего святую, Богом созданную Печерскую церковь . И понял он, что только на небе не преходит образ Ипостаси Божией, Его присносущное Слово, и там только Царство всех веков и величие во всяком роде и роде, уготованное Царем царей и Господом господствующих для любящих Его. И потому, оставив славу и богатство, честь и власть своего земного преходящего княжения ради небесного вечного Царствия (как тот древний индийский царевич Иоасаф) и пришедши в Печерский монастырь, облекся в святой иноческий образ, противоположный всякому образу этого мира, преходящего как тень и небытие, и, насколько возможно, соответствующий неизменному образу Ипостаси Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; Валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенёс их в свою столицу. В 1396 г. Валахия также попала под власть магометан, и владетель её сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня Сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преп. Параскевы, и они перенесены были в Сербию 180 . При господаре Василии Лупуле, в 1641 г., благоговейно перенесли их в Яссы, и они покоятся поныне в Ясском соборном храме Трёх святителей. – Славой чудес своих они везде прославляли, как и прославляют, веру Христову, на утверждение слабых в вере 181 . † Преставление преп. Николая Святоши, князя Черниговского благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь Святослав Святоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругой блаж. князя Всеволода-Гавриила 182 . В 1097 г. видим его князем Луцким, но в том же году, осаждённый Боняком и Давидом, ослепившим несчастного Василька, он добровольно выехал из Луцка в Чернигов 183 , Хотя Грозный царь несправедливо называет кн. Святослава-Николая великим князем Черниговским 184 , но царь конечно имел в виду памятники того, что живший с 1097 года в Чернигове князь владел землями в Черниговском княжестве и тем устраивал покой своей семьи – жены и детей; Черниговское предание твёрдо помнит, что Навоз и Пакуль с их окрестностями, расположенные на берегу Днепра, принадлежали блаж. князю Николаю Святоше и им потом отданы лавре, которая владела ими до самых поздних времён. В 1107 г. оставил он жену, детей, известность мирскую и февр. 17 принял пострижение в Печерской обители 185 . «Три года, пишет блаж. Симон, провёл он в поварне, работая на братию: своими руками рубил дрова для варения гороха братского; часто носил воду с берега на плечах своих. Братья его, Изяслав и Владимир, не могли удержать его от подвигов. Как искренний послушник, он с любовью выпросил дозволение варить пшённую кашицу на братию в течении года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1214 Иеремия Прозорливый, принял крещение ещё при кн. Владимире в 988 году вместе с народом киевским, пострижен при жизни преп. Антония и преп. Феодосия, а когда преставился, неизвестно. Служба вместе с Дамианом – 5 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1215 Исаия Чудотворец. Общая служба – 15 мая. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие». 1216 Прохор Чудотворец, за пропитание своё хлебом только из травы лебеды прозванный Лебедником, пострижен игуменом Иоанном, преставился 10 февраля 1103 года. Служба с октоихом – на день преставления. Похоронен в Ближней пещере. 1218 Григорий Иконописец. Общая служба – 8 августа. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие». 1220 Арефа, постриженец Печерский, когда жил и умер, неизвестно. Общая служба – 24 февраля. Похоронен в Ближней пещере. 1221 Ефрем, евнух, постриженный при преп. Антонии: в 1089 году, по Славенскому Патерику, избран и посвящён во епископы Переяславские и там по преставлении погребён был в кафедральной церкви Арх. Михаила в 1105 году. Но когда перенесён в Антониеву пещеру, неизвестно. В плане пещеры у Кальнофойского мощи его просто названы Старца Ефрема Резанца (скопца). Служба с полиелеем – 28 января. 1222 Еразм, постриженец Печерский. когда жил и умер, неизвестно. Общая служба – 24 февраля. Похоронен в Ближней пещере. 1223 Преп. Никола Святоша, сын Черниговского князя Давида Святославича, а внук Святослава Ярославича, основавшего Великую Церковь Печерскую, постригся 17 февраля 1106 года и трудился сначала в поварне, потом в страже у Монастырских врат и наконец в Трапезе: преставился около 1136 года. Он много книг церковных дал вкладом монастырю, а имение своё роздал нищим. Служба с полиелеем – 14 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1228 (?) Преп. Сильвестр. Общая служба – 2 января. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие». 1229 Пимин Постник. Прозрел смерть Кукши и того же дня преставился (жил до 1152 года). Служба с октоихом – 27 августа. Похоронен в Ближней пещере; или Пимин Постник, живший во времена игуменства Никона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Прп. Никола, в миру князь Святослав-Панкратий Давидович (Святоша было уменьшительное имя Святослава: так звали его родные) черниговский, родился ок. 1080 г. и был сыном князя Давида Святославича, прославившегося своей благочестивой кончиной, и внуком вел. князя Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков. Он первый из князей  принял постриг  (1106) с наречением ему имени Николай и прошел послушание привратника, трапезаря и повара, после чего уединился в келье ради безмолвия и непрестанной Иисусовой молитвы. Около кельи своей он развел сад. Золото, которое братья посылали ему, он отдавал настоятелю, и на него были приобретены для монастыря книги. Эта смиренная жизнь бывшего князя раздражала его братьев. У него был друг Петр, бывший его врач, приехавший с ним из Чернигова. Он часто посещал его, и в его словах прп. Никола ясно распознал мысли братьев. «Советую тебе, как и научающим тебя, — говорил он ему тогда, — заботиться больше о себе самом. Разве ты не советуешь больным воздержание? Если никто из князей не шел этим путем, я буду первым, по примеру Царя Небесного».  Раз Петр заболел, но по совету преподобного не стал лечиться, и преподобный исцелил его своей молитвой. Он очень желал, чтобы Петр стал монахом. Раз заболел он сам. Петр в страшном горе высказал желание умереть за него. «Пусть будет так, если ты этого хочешь, — ответил преподобный. — Помолимся вместе Богу, чтобы свершилась Его святая воля. Только помолимся как монахи». Тогда Петр решил постричься, Через 3 месяца он умер, а прп. Никола исцелился и прожил еще 33 года.  Когда же он скончался (14 окт. 1143), то огромная огорченная толпа собралась на  его погребение.  Более всех плакали его братья. Игумен подарил старшему из них, Изяславу, крест его, подушку и скамейку, на которой он молился. Когда же князя Изяслава разбил паралич и он лишился языка, послали в монастырь за святой водой. Но настоятель приказал сначала облить этой святой водой гробницу прп. Феодосия и с нею вместе послать власяницу прп. Николы. Когда посланец подходил к городу, больной пришел в себя и проговорил.- «Идите все за город навстречу преподобным Феодосию и Николе!» Когда же посланец вошел, он воскликнул: «Никола, Никола Святоша!» Его напоили святой водой, облекли во власяницу, и он исцелился. С тех пор в боях он стал носить эту власяницу на кольчуге. Однажды он впал в грех и не посмел надеть власяницу. В этом бою он был убит. Погребли его, по его завещанию, во власянице прп. Николы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В Архангельском соборе Московского Кремля - усыпальнице рус. князей в роспись 1564-1565 гг. был включен и образ муромского князя. В стенописи 1652-1666 гг., исполненной по первоначальной программе, фигура К. помещена в 3-м ярусе на зап. грани сев.-вост. столба ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 176, 190, 197, 209). Он показан почти прямолично (с небольшим поворотом фигуры вправо), правая рука перед грудью, левая, с раскрытой ладонью, приподнята. К. изображен старцем с длинной, зауженной книзу бородой и кудрявыми волосами с сединой, у него красновато-коричневое одеяние, поверх к-рого накинута княжеская шуба-ферезея из узорной ткани голубоватого цвета. На голове - княжеская шапка округлой формы красноватого оттенка с меховой опушкой. Образ К. вводился и в др. генеалогические художественные программы с изображениями рус. государей, напр. в роспись 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей российских, изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV). Отдельные образы К., М. и Ф. встречаются редко. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о том, что сложилась традиция писать К. вместе с его сыновьями, подобно тому как их тела покоятся в общей раке в муромском Благовещенском монастыре. Образцом для формирования извода послужили, очевидно, совместные изображения равноап. вел. кн. Владимира и благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известные с кон. XIV в. (см. статьи Борис и Глеб, Владимир (Василий) Святославич - ПЭ. Т. 6. С. 44-60; Т. 8. С. 690-718). Разница в деталях незначительна, за исключением того, что равноап. вел. кн. Владимир, как правило, показан в царском городчатом венце, а на голове К.- княжеская шапка; оба муромских княжича безбородые в отличие от блгв. кн. Бориса, традиционно изображавшегося средовеком с небольшой бородой. Это уподобление отразилось и в каноне Муромским святым (ирмос 7-й песни): «Яко новая ветвь корене богонасажденна, князь Константин, новый Владимир явися: якоже бо он израсти две отрасли, Романа и Давида: сей же Михаила и Феодора» (МИХМ.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

В летописи препод. Нестора (по Кенигсб. списку, стран. 176) под летом 6620 сказано: «Того же лета Феоктиста поставиша епископом к Чернигову генваря 12 дня»; в летописи Воскресенского списка (1, 256): «Того же лета поставлен бысь игумен печерский епископом Чернигову, в Печерском монастыре бысть игумен Прохор». Если справедлива хиротония 12 января, то выходит 1113 года, потому что обе сии летописи считали годы с марта; следовательно, к двум годам после кончины Иоанновой, на какое продолжительное время не было очевидной причины, тем более, что в это все время святительствовал митрополит всея России Никифор. В Никоновом списке (II, 43) хиротония Феоктиста показана хотя и 11 января 6621(1113) года, в Новгородских летописях попа Ивана (стран. 378) и синодальной харатейной (стр. 10) означено под летом 6622(1114), без означения месяца и числа, но последнее нельзя допустить: Прохор, преемник Феоктистов, настоятельствовал в Печерском монастыре еще в княжение великого князя Святополка Михаила, а сей государь скончался в апреле 1113 года, как доказано Карамзиным в Ист. Росс. Госуд. (II, примеч. 208). В описании Киево-Печерской лавры (1831 года, стр. 133) сказано, что Феоктист, избранный в черниговского епископа 11 января 1112 года, посвящен митрополитом Никифором в Печерской церкви, и что в Печерском монастыре настоятельствовал с 1103 года. В это настоятельство Феоктист 1108 года в Печерском монастыре построил трапезницу по обету князя Глеба (летоп. но Кениг. списку, стр. 174). В том же году, по ходатайству Феоктиста, митрополитом велено по всем епископиям внести в синодики преп. Феодосия Печерского . Феоктист скончался 6 августа 1123 года. Незадолго до кончины в том же году в звании черниговского епископа он присутствовал при кончине в Чернигове князя Давида Святославича (Ист. Рос. Госуд. Карамзина II, прим. 225, 228; Воскр. лет. I, 262; Никон, списк. II, 54). 1115 года Феоктист, епископ черниговский, находился при вторичном перенесении святых мощей Бориса и Глеба (житие их в Четии-Минеи, мая 2. Ист. Росс. Татищева II, 215). В Истории Татищева (стран. 228) кончина Феоктиста означена 2 августа 1123 года. Пантелеймон

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010