Если же ведут тяжбу между собою клирики, то судятся епископом, причем дозволяется брать с виновного денежный штраф, даже подвергать виновного телесному наказанию. 4) Его же постановление о том, что свящ. сосуды не должны быть обращаемы на общественный надобности (1082); 5) его же постановление о пошлинах и доходах, поступающих в пользу епископа (1076): тоже, что и в булле Исаака Комнина; 6) Его же постановление о том, что император собственною властью может возвести епископию на степень митрополии, со всеми правами, присвоенными митрополии (1089): постановление совсем противоположного направления сравнительно с постановлением Константина Дуки; 7) Его же новелла об избравши клириков и их качествах (1107). Она внушает епископам при определении в клир обращать более внимания, чем доселе делалось, на качества избираемых, именно на нравственную жизнь и способность учить народ вере и благочестию. Она наполнена благочестивыми рассуждениями, и скорее похожа на проповедь , чем на закон. 8) Но особенную важность имеют постановления Алексея Комнина по делам брачным, именно две его новеллы об обручении (1084 и 1092 г.), из которых в одной он развивает положение, что обручение, совершенное с церковным молитвословием, имеет туже силу, какую и брак, а во второй постановляет, что церковное обручение, как равносильное браку, так же не может быть уничтожено по произволу сторон, как и сам брак. Еще заслуживает внимания и третья новелла 1095 г., в которой предписывается, что и браки рабов должны быть совершаемы с церковным молитвословием подобно бракам свободных лиц, и что венчание брака в церкви не должно подавать рабам повода считать себя свободными от своих обязательных отношений к господам. Новеллы Алексея Комнина о браке служат завершением византийского законодательства о церковной форме совершения брака; они были приняты к руководству и соблюдались во все последующие времена как у греков, так и у других народов православных, принявших веру и закон от греков. Из новелл Мануила Комнина важны пять новелл о недвижимых имуществах церквей и монастырей (1148.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

XV в. (Vatop. 483. Fol. 2r) Сильное влияние канонического права отмечается в новеллах имп. Ираклия от 612, 617, 619 и 629 гг., имп. Ирины между 780-790 и 797-802 гг., иконоборца Льва V и его сына Константина 819/20 г. (Reg. Imp. N 165, 175, 199, 212, 338, 358, 359; Τρωινος. 1999. Σ. 104-105). Активную законотворческую деятельность развил имп. Лев VI Мудрый (886-912), из 113 новелл к-рого 35 посвящены Церкви, в частности вопросам приспособления светского права к соборным канонам VII-VIII вв., не учтенным в юстиниановском законодательстве ( Τρωινος. 1999. Σ. 160-167; Stolte. 1991. S. 233, Anm. 5). Тесная связь с каноническим правом также в новеллах имп. Исаака I Комнина (1057-1059) и Константина X Дуки (1059-1067) (Reg. Imp. N 943, 944, 961), Никифора III Вотаниата (1078-1081) (Ibid. N 1048), Алексея I Комнина (1081-1118) (Ibid. N 1085, 1116, 1167, 1168b, 1177, 1214b), Мануила I Комнина (1143-1180) (Ibid. N 1333а, 1372, 1468) ( Τρωινος. 1999. Σ. 167-170; Соколов. 1907). Следует упомянуть также новеллу Андроника II Палеолога (1282-1328) о запрете кандидату в епископы делать подарки участвующим в его поставлении архиереям (Reg. Imp. N 2159 - ср.: каноны Халк. 2 и Трул. 22) и новеллу Андроника III, в к-рой наряду с вопросами наследственного, процессуального, уголовного, брачного и договорного права трактуются вопросы церковной дисциплины (Ibid. N 2295). Взаимодействие канонического и светского права не ограничивалось влиянием первого на второе. Светское право в свою очередь также сыграло определенную роль в формировании церковных институтов. Так, по-видимому, влиянием светского права можно объяснить появление в Церкви института апелляционного суда (Ант. 12, Сард. 3-5; Халк. 9, 17; см.: Troianos. Der Apostolische Stuhl. S. 252-253). Появление нового юридического жанра - имп. «божественных законов», касающихся Церкви,- неизбежно должно было поставить перед церковными властями проблему сбора и тематической классификации (кодификации) юридического материала, относящегося к церковным делам.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В XII в. в связи с выходом на первый план внешней политики Комнинов отношений с Венгрией усиливаются связи империи с юго-зап. рус. княжествами ( Vernadsky. 1927/1928; Fran cès E. Les Relations russo-byzantines au XIIe s. et la domination de Galicie au Bas-Danube//BSl. 1959. T. 20; Гуревич Ф. Д. Зап. Русь и Византия в XII-XIII вв.//Сов. Арх. 1988. 3. С. 130-144; Horodysky. 1989). Летопись сохранила известие о браке в 1104 г. дочери кн. Володаря Ростиславича Перемышльского и «царевича Олексинича», одного из сыновей имп. Алексея Комнина (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280; Т. 2. Стб. 256), к-рым был либо севастократор Андроник ( Βαρζς Κ. Η γενεαλογα. Σ. 234), либо его младший брат кесарь Исаак; греч. источники упоминают их супруг (обе Ирины), но не уточняют их происхождения ( Kazhdan. 1990. P. 419-420). Брат Володаревны кн. Владимирко Галицкий во время венг. похода имп. Мануила I Комнина (1151) упоминается как своего рода «вассал» империи (νρ πσπονδος Ρωμαοις, букв.- муж, связанный клятвой с ромеями); в то же время киевский вел. князь назван союзником (σμμαχος) императора ( Cinnam. Hist. P. 115, 234-237; Бибиков. 1997. С. 52, 55-56, 62, 66-67). На особо тесные политические отношения Галицкой Руси с Византией в это время указывает и обращение герм. имп. Конрада III к имп. Мануилу с просьбой наказать обидчиков нем. купцов, убитых и ограбленных «в России» (in Rossia) ( Otto ep. Frisigensis a Rahewini. Gesta Frederici/Ed. F. J. Schmale. Darmstadt, 19742. P. 174, 176). Рус. князь-изгой Иван Берладник, оспаривавший у галицких князей владения на нижнем Дунае, после долгих скитаний обосновался в Фессалонике, где и умер в 1162 г. Сын Владимирка Галицкого кн. Ярослав Осмомысл (1153-1187) вел по отношению к К-полю более самостоятельную политику; ок. 1165 г. он гостеприимно принял своего родственника, буд. имп. Андроника I Комнина , бежавшего из К-поля; имп. Мануил, опасаясь возникновения враждебной коалиции, поспешил примириться с Андроником и добился его возвращения ( Jurewicz O. Aus der Geschichte der Beziehungen zwischen Byzanz und Russland in der 2. Hälfte des 12. Jh.//Byzant. Beitr. B., 1964. S. 345 f.).

http://pravenc.ru/text/372678.html

По поводу этих ясных свидетельств в пользу церковного венчания брака, поморцы не считали даже нужным входить в какие-либо обстоятельные и подробные рассуждения, а только замечали, что митрополиты Максим и Фотий, жившие уже после Алексея Комнина, повторяли только то, что сказано было этим царем о церковном венчании; следовательно, их свидетельства имеют еще меньше значения, чем самая заповедь Комнина. «Все то, писали защитники бессвященнословных браков, от них глаголано было уже после преданного от греческого царя Алексия Комнина константинопольской патриархии установления, убо и в подражание оного оное ими изречено было, а не во изъявление, или изъяснение, того, еже бракосочетания без священнословия никогда, нигде и ни в каком случае быти не могло. Таковая, глаголем, изречения, согласная и к преждепомянутому Иоанну, происходить начали не прежде оного царского изречения, но после» 419 . Что же касается указания бракоборцев на пример «прежних отцев», которые будто бы «в нынешнее время браки составляти не соизволиша и сопрягшихся на общение не приимату», – то покровцы отвечали на него следующим рассуждением: «аще рассмотрим, то увидим, что законнобрачнии ныне не токмо древним отцам не противляются, но и вселюбезно их чиносодержания лобзают. Ибо усматривается, что прежние отцы не брак отревали, но людей древнее благочестие содержати непременно учили. Людие же свое усердие сами к безбрачному житию показывали. Ибо, во отбежании своего отечества, во отлучении градов и прочих селений, во оставлении домов, в презрении имения, в странничестве по чужим и неизвестным странам, во обитании по неутвержденным местам, в скитании по пустыням, горам и вертепам, лишенным дневные пищи и других потреб нужных, скорбящим от различных приключений, озлобляемым от нападающих искушений, от злых человеков, и прочими злострадании удрученным; к тому же и страхи великия вся жилища наполняху, яко едва кто мог приступающий к сопряжению брачному, кроме церковных новоположений, чинодействие оного получити; получение же того без присяги с клятвами и анафемами на древлецерковное содержание и пребывающих в нем невозможно минути; и в толь свирепством различных обуреваний волнующееся время едва ли можно было кому о браках и помышляти и о женитве попечение имети.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Если будут те же самые у всех, то как мы распознаем каждый отдельный образ, не видя в них никакого различия; если же у каждого различные, то отсюда следует, что сущность изображаемых людей не одинакова у всех, что нелепо, ибо одна природа у всех людей, и если отнимешь какое-либо из существенных свойств природы, то изменишь по существу и вид, мало того, должен будешь принять, что Спаситель в воплощении не тот же самый по природе. Если же отвергнешь это как нелепость и невозможность и назовешь случайными на иконах изображаемые черты, а между тем хочешь воздавать им божеское поклонение, отделяя их от вещества и мысленно представляя их в уме, то отсюда следует заключение, что ты поклоняешься случайным чертам (συμβεβηκσι), отвлечениям ума, что уже нелепей еллинского мифосложения». Не будем продолжать далее: и приведенного достаточно, чтобы убедиться, что вся богословская борьба времени Алексея Комнина исходит из онтологического принципа и что занимающая нас серия ученых суть представители схоластики. Настоящий трактат Евстратия показывает, что богословские проблемы и в Византии возникали и обрабатывались на почве философской. Отстаивая здесь церковную точку зрения, наш философ, если применить к нему западноевропейский термин, оказывается представителем того направления, которое исходило из принципа: universalia in re 356 . Следовательно, затронутый нами вопрос представляет глубокую культурную важность и вызывает потребность внимательного изучения пренебрегаемых доселе материалов по византийской философии. Переходим к рассмотрению последнего отдела в синодике, относящегося ко времени царя Алексея Комнина. Этот отдел, состоящий из пяти статей, хотя и имеет некоторое отношение к ранее занимавшим нас вопросам, но в то же время характеризуется своими специальными чертами, ясно выражающими восточное влияние. Главный характер его – космологическая система, построенная на начале дуализма. Появление этого отдела в синодике в царствование Алексея Комнина должно находить себе объяснение в том, что в XI и начале XII b.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Оба они, а особенно Алексей, умели притворяться и скрывать тайный замысел. Зависть к ним разгоралась в огромный пожар, но все наветы на них императору, благодаря заключенному ранее соглашению, становились им известны. Комнины узнали, что двое этих могущественных рабов 196 собираются устранить их. Поэтому они перестали, как раньше, ходить во дворец вместе, а каждый являлся в свой день. Это решение было мудрым и достойным Паламеда: если один из них в результате тайных козней могущественных скифов был бы схвачен, другой смог бы бежать, и не попали бы они оба в западни, расставленные варварами. Таково было их намерение, но развернувшиеся события опрокинули их предположения, и Комниным удалось взять верх над теми, кто злоумышлял против них. Как это произошло, ясно покажет дальнейшее повествование. 3. Когда турки овладели Кизиком, самодержец, узнав о взятии города, сразу же призвал Алексея Комнина. Это был день, когда во дворец должен был идти Исаак. Видя брата, вопреки их соглашению явившегося во дворец, Исаак подошел к нему и спросил, что привело его туда. Алексей тотчас же изложил причину своего прихода: «Потому, – сказал он, – что самодержец призвал меня». И вот они вдвоем вступили во дворец и совершили обычное преклонение. Так как приближалось время завтрака, император приказал им немного подождать с делами и разделить с ним трапезу. Их разъединили, один сел по левую сторону стола, другой – по правую, так что братья оказались друг против друга. Через некоторое время, внимательно наблюдая за окружающими, они заметили, как те с мрачным видом перешептываются между собой. Предположив, что рабы что-то замышляют против них и что опасность уже близка, Комнины обменивались тайными взглядами, не зная, что предпринять. Братья давно ласковыми речами, знаками уважения и всяческим милостивым обхождением расположили к себе всех слуг императора и даже повара заставили приветливо смотреть на себя. К этому повару пришел один из слуг Исаака Комнина и сказал; «Сообщи моему господину о захвате Кизика, оттуда пришло письмо с известием об этом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди военных предприятий Мануил I Комнин не забывал и о политических вопросах. У Римского царя до сих пор не было наследника от первого брака и даже от второго, о котором мы скажем чуть ниже, а потому он приблизил к себе королевича Белу, допуская возможность предоставить юноше, как родственнику, статус преемника Византийского престола. Бела принял имя Алексей и получил почетный и многообещающий для его юного возраста титул деспота. В идеале он мог стать одновременно василевсом Византии и королем Венгрии, соединив собой два государства в рамках единой державы. Это была серьезная заявка на успех в деле восстановления Римской империи и глубокого проникновения Византии на Запад. Удивительно, но даже рождение в 1169 г. царевича Алексея Комнина не изменило намерений Римского василевса. Только в 1172 г. он объявил сына соправителем под именем Алексей II Комнин и венчал его царской диадемой. Бела-Алексей, соответственно, лишился и статуса деспота, и руки дочери царя Марии. Но не остался внакладе – смерть в 1173 г. бездетного Иштвана III открыла ему путь к престолу. И вскоре новый Венгерский король Бела III (1172–1196) торжественно въедет в свою столицу, оставшись до конца дней Мануила I Комнина его верным вассалом 587 . Правда, для этого еще нужно было преодолеть множество препятствий, и царь, собрав большое войско, в июне 1173 г. уже стоял на берегах Дуная. Он смело первым переправился через реку и осадил крепость Зевгмин, которую венгры в очередной раз вернули себе. Тут его застали известия о приближающемся громадном венгерском войске, к которому спешили союзники из Чехии, а также русские и половецкие дружины. Не теряя времени, царь форсировал штурм крепости. Желая поднять дух своих солдат, царь верхом на лошади с копьем в руке первым проскакал к крепостным воротам и вонзил копье в их середину; вскоре Зевгмин сдался ему на милость 588 . Тем временем полководец Константин Дука очень успешно воевал в Далмации, покорив множество городов. Удачно проведя кампанию, василевс вернулся в столицу, сделав для триумфа специальную колесницу из золота, в которую, однако, не сел, а шел впереди нее 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 1171 г. случилась кровавая драка в Константинополе, когда венецианцы напали на генуэзский квартал. Пострадавшие обратились к василевсу за помощью, и император Мануил I 12 марта того же года приказал арестовать всех венецианцев, а корабли и имущество – конфисковать. Как говорят, арестовали свыше 10 тыс. венецианцев – тюрьмы и даже монастыри были забиты ими до отказа. Затем император отменил торговые привилегии, данные им ранее. Реакция Венеции была предсказуема: она немедленно начала готовиться к войне. В сентябре 1171 г. венецианцы собрали 120 боевых судов и направились к Эвбее, где их уже ждали послы Мануила I Комнина. Они предложили тем мир, но в действительности император просто тянул время, чтобы организовать лучше свою оборону. Венецианцы согласились и отправились к острову Хиосу, где внезапно пали жертвой чумы, моментально унесшей тысячи жизней. Понятно, что василевс не был намерен продолжить переговоры, тем более что поездка его послов в Венецию закончилась полным провалом 574 . Но сами венецианцы умели сделать вывод из поражения и ошибок. Они выбрали нового дожа и попытались мирно урегулировать недоразумение с византийцами. В Константинополь ушло посольство, но, к их удивлению, император демонстрировал совсем иные настроения. На самом деле реакцию царя можно было понять: пока послы просили о мире, венецианские суда помогали Фридриху Барбароссе осаждать византийский город Анкону в Италии. Тогда, в 1175 г., венецианцы сблизились с королем Вильгельмом II Сицилийским и заключили мирное соглашение сроком на 20 лет. Теперь уже не норманны, а византийцы почувствовали над собой холодное дыхание смерти, и император поспешил возобновить старые льготы и даже возместил венецианцам убытки, возникшие вследствие арестов и конфискации имущества в Константинополе в достопамятном 1171 г. 575 Как же следует оценивать западную стратегию императора Мануила I Комнина? Можно сказать, что территориально Византийская империя немногое приобрела от внешней стратегии василевса. Но не следует забывать, что в некоторые периоды Мануил I Комнин воевал почти со всей Европой, а в остальное время – с самыми могущественными ее державами. В таких условиях сам факт сохранения Византии является величайшей победой. При возрастающей угрозе ей со стороны Запада, в течение нескольких десятков лет василевс умудрился нейтрализовать действия своих врагов, умело применяя дипломатические приемы и ко времени подкрепляя их вооруженной силой. За счет этих нюансов Римская империя обеспечила собственное существование, находясь в тесном кругу могущественных врагов, альянс которых неминуемо грозил ей гибелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга 5 (1164 г.) 956 (Послание Мануила I Комнина венгерскому королю Стефану III, готовящемуся к войне с Византией.) ...Так написал василевс, он же [Стефан] 957 , как сказано, собрал свое союзное войско из аламан 958 и скифов, живущих у Тавра 959 , а также поставил в свой строй и народ чехов 960 , поскольку их архонт 961 пришел к нему со всеми силами. (Предыстория создания антивизантийской коалиции.) (1165 г.) 962 (Несмотря на грозное послание Мануила I Комнина, венгерский король Стефан III готовится к отвоеванию 3евгмина, что вызывает стремление василевса возвести на венгерский престол Стефана IV.) А Мануил, который возводил свой род к Комнинам 963 , прибыл к народу тавроскифов 964 , чтобы напомнить их архонту 965 о соглашениях, в [верности] которым он давал клятву василевсу 966 , а также чтобы укорить 967 его за дружбу с Иерославом 968 – правителем Галицы 969 . Ибо Иерослав не только вообще нарушил союз с ромеями 970 , но принял и удостоил милостью Андроника 971 , – о котором теперь мы расскажем подробнее, – бежавшего из тюрьмы во дворце, где содержался, я думаю, девять лет 972 до того, как перейти к нему 973 . (Рассказ о бегстве Андроника Комнина из константинопольской тюрьмы.) Вот так Андроник, бежав из темницы, пришел к тавроскифам. Нам же следует вернуться к тому, о чем шла речь. Тот Мануил 974 пришел к Примиславу 975 как по названным [причинам], так и с целью привести оттуда вспомогательное войско для ромеев 976 . Ему было предписано переговорить о помощи и с самим архонтом 977 Тавроскифской страны Росиславом 978 . И он, действительно, добился цели 979 . Чрезвычайно обрадованные, что такого [высокого] посла отправил к ним василевс, они обещали выполнить все, что угодно василевсу. Василевс не обошел поэтому вниманием и Иерослава 980 ; различными уловками он возбудил его против Стефана 981 , направив ему следующее [послание] 982 : «Мы не уподобимся тебе в недружелюбии, которое ты без всякой нужды явил по отношению к нам, когда пренебрег словами и договорами, в которых ты клялся прежде. Я ставлю [тебя] перед лицом [твоего] бесчестия, [поскольку] ты сам рискуешь оказаться совершенно обесчещенным. Знай, что ты отдаешь замуж свою дочь 983 за короля пеонцев 984 – человека злонравного и ужасно ненадежного в помыслах, ибо он никогда и никак не внимал ни праву, ни истине. А человеку, чуждому как естеству, так и законам, я считаю, легко сделать все, во что бы он ни был вовлечен. Итак, да не женится Стефан на твоей дочери! Да не совершит по отношению к ней ничего имеющего законные [основания]! Если же женится, то будет с ней связан не более чем как с распутницей. Ибо тот, кто так погрешил по отношению к вашей державе, не постыдившись недавно данные клятвы обратить в шутку, – подумай, как бесчеловечно поступит он по отношению к тебе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010