Алексея. Кончина митр. Николая; преемник его митр. Никифор. Переводы Феодосия с Греческого для кн. Николая Святоши. При дворе князя врач-сириец: Послание Симона. Пребывание Русского игумена Даниила в Цареграде и паломничество его в Палестину. Женитьба кн. Михаила – Святополка Изяславича на дочери имп. Алексея Комнина Варваре, которая привезла на Русь мощи св. Варвары: Феодосий Софронович. Знание кн. Всеволодом Греческого языка: Поучение Владимира Мон. Слава о Русском походе, дошедшая и до Византии: Ипат. Поход кн. Мстислава Владимировича на Адрианополь и завоевание Фракии. Присылка имп. Алексеем Комнином Владимиру Монамаху даров: креста из Древа, сердоликовой чаши имп. Августа, венца, златой цепи и барм Мономаха. Ефесский митр. Неофит, привезший дары, склонил Владимира к миру и венчал его царским венцем. Сочинения митр. Никифора. Поход Льва Диогеновича на имп. Алексея Комнина и его гибель: Ипат. Поход на Византию Иоанна Войтишича, Вячеслава и Фомы Ратиборовича. Русский земельный участок в Солуни. Поход на Греков кн. Володаря и Венгерского короля. Предание о поездке еп. Иоанна Новгородского в Иерусалим: Ж. Иоанна. Победа кн. Владимира над Кафским воеводою: Стрыйк. Вазы Греческой работы на Руси: Dlug. Кончина митр. Никифора. Замужество дочери Мстислава Владимировича Добродеи за Греческим царевичем (сыном Иоанна Алексеем?): Ипат., Густ. Кончина митр. Никиты. Ссылка кн. Мстиславом в Византию Полоцких князей (Василька и Ивана Рогволодовичей, и Давида, Ростислава и Святослава Всеславичей); одни там и умерли, другие вернулись на Русь: Лавр., Ипат., Coф. I , Густ., Воскрес. Гробница княгини Брячиславлевой в Цареграде: Антоний Новгор. Греки в Новгородской области: Ж. Антония Римлянина. Прибытие из Цареграда на Русь митр. Михаила. Принесение Новгородским паломником Дионисием из Цареграда или Иерусалима конечной доски Гроба Господня. Устав кн. Всеволода. Запись на Пятокнижии. Смерть Василько Леоновича: Ипат. Прибытие Мануила ко кн. Мстиславу и назначение его епископом Смоленским: Ипат., Пер.-Сузд.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

После обеда я осмотрел всю донскую гору и возвратился домой по-за стенами города, чрез Гефсиманские ворота. Почти напротив нынешней цитадели строится англиканская церковь . Здание выведено по цоколю. Постройка приостановлена турецким правительством, потому что начата была без его позволения. Фундамент этой церкви дорого стоит миссии, потому что едва, едва дорылись до материка. Близ этой церкви находятся казармы, построенным Ибрагимом. Фундамент и для этой казармы положен весьма глубоко. В непомерной глубине рабочие нашли тогда ковчежец с 70 монетами византийскими императора Комнина. Турки долго мучили сих рабочих, полагая, что они нашли большие сокровища, но утаили их и представили только один ковчежец. От чего же пришлось копать глубоко фундамент для казармы и для церкви? От того, что на этом месте Сиона был главный бассейн, из которого вода разделялась по городу. На месте нынешнего армянского монастыря был ипподром. Так думает архимандрит Иоиль. Встреча с главным шейхом, которому вверено хранение гробов Давида и Соломона на Сионе. Он просил меня к себе в гости. Обозрение верхней церкви над вышеупомянутыми гробами. Потолок построен в ней во вкусе средних веков; своды в ней переплетены и от них спускаются как бы длинные завесы на капители приземистых колонн. Нижний этаж сей церкви – другой кладки, древнейшей. В нем, в подземелье, находятся, но не показываются гробы царей Давида и Соломона. Угощение шейха в его доме тут же близ церкви. Арабы любуются моим крестом и аквамарины почитают бриллиантами. По словам шейха, внутри Омаровой мечети в большие праздники горит не более 5000 лампад. На Сионе остатки стены верхней на обтесанных скалах. Тайный ход, которым феллахи пробрались в Иерусалим и атаковали Ибрагима-пашу. Этот ход находится в долине Тирапфон. Он устроен из камней в виде узкого коридора. Львы над Гефсиманскими воротами. Ров Иеремии. Pescina superior, pescina inferior. Via dolorosa 193 была глубже. ИЮЛЯ 31 , Понедельник. Сегодня архиепископ лиддский возвратился из Рамаллы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Борьба Ласкариса с латинянами началась осенью 1204 года, когда Людовик Блоа, назначенный герцогом Вифинии, послал своих вассалов для подчинения этой земли. Ласкарис выступил против них с помощью иконийского султана, но не мог защитить страны 695 . В ноябре сюда же прибыл брат короля Балдуина, Генрих: овладев почти всеми областями по берегам Пропонтиды и подчинив себе местное население, он так стеснил Ласкариса, что за ним остался только город Пруса (Брусса) 696 . Таково было положение Ласкариса к началу 1205 года. Известно, что Балдуин скоро за тем вызвал из Азии Генриха и других вождей для защиты империи против болгарского короля Иоанна и половцев, что и было причиною нового усиления Ласкариса. 14-го апрели 1205 года, в битве при Адрианополе, латиняне потеряли своего короля и погубили лучшую часть крестоносного войска. Следствием этого поражения было также и то, что новые завоеватели Византии утратили почти все города, принадлежавшие им, как в западных, так и в восточных провинциях империи 697 . Воспользовавшись удаленнием латинских вождей и поражением при Адрианополе, Ласкарис снова овладел приморскими городами от Пропонтиды до Ефеса, только местечко Пиги не сдалось ему 698 . В это время и Комнины, утвердившиеся в Пафлагонии, стараются распространить свои владения частью на счет Ласкариса, частью латинян. Попытка Давида Комнина овладеть Никомидией не удалась, потому что неопытный полководец его Синадин был обманут Ласкарисом 699 . Давид обратился за помощью к латинянам, и соединенное войско их заставляет Ласкариса снять осаду с Ираклии 700 ,-обстоятельство, оправдывающее догадку, что под союзниками западных народов рассматриваемого памятника нужно разуметь Алексея и Давида Комнинов. Скоро за тем заключен был договор между Генрихом, выбранным в короли цареградские, и Ф. Ласкарисом; за последним утверждены его завоевания 701 . Пересказанные нами события относятся к 1205–1206 годам. Ласкарис спешил воспользоваться благоприятным временем, чтобы прочнее укрепиться в новом положении: в марте 1206 года он короновался императорским венцом 702 ; к тому же месяцу, к началу поста, относится происхождение разбираемого памятника. С началом 1207 года положение дел Ласкариса вновь изменяется: он начинает опять войну с латинянами, заключив союз с Иоанном, болгарским королем; на эти события, однако, не находим здесь ни малейшего намека. VI. Слово к Федору Ласкарису, императору восточных римских областей 703

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

За то, что Брянские князья ослушались в. князя во время самое важное для всей России, не поспешили на помощь ему в войне с заклятыми врагами России половцами, в. кн. Мстислав захватил и выслал в Царьград князей Давида, Ростислава, Святослава – отца Евфросинии, и двух сыновей дяди ее Рогвольда, с их семьями. 267 Младшая сестра Евфросинии Градислава принята ею в обитель и наречена Евдокиею; дочь скончавшегося кн. Бориса принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные к браку и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Так как сестра князей Всеславичей была в супружестве за сыном импер. Алексея Комнина: то изгнанные из отечества князья приняты были в Царьграде не без ласки; император назначил им жалованье и они, вступив в службу, храбро воевали с арабами. 268 Тем не менее князьям дорога была родина и по смерти Мстислава, двое из них воротились в Полоцк в 1140 г., а другие еще прежде того. По житию св. Евфросинии видно, что отец ее и дядя Давид также возвратились на родину. – Нельзя не признать участия бл. Евфросинии в прекрасном поступке племянника ее кн. Василька, возвращенного в Полоцк (1132 г.) любовию полочан. Кн. Всеволод, сын в. кн. Мстислава, на пути в Псков, шел мимо Полоцка. Василько легко мог отомстить теперь Всеволоду за бедствия, которые перетерпели князья полоцкие по распоряжению отца его Мстислава. Но Василько выехал на встречу Всеволоду, принял его в доме с любовию, проводил с почестью, и князья дали клятву не помнить о том, что было прежде. 269 Во всяком случае этот поступок племянника был приятнейшим утешением для пр. Евфросинии. Преподобная княжна, ревнуя о благолепии дома Божия, решилась, вместо ветхого деревянного храма, построить каменный храм Спасителю в своей обители. Храм, построенный при ее молитвах доселе цел. Он носит имя «Спас Юрьевичи» 270 – и своим именем показывает, что в построении его участвовал пожертвованиями и отец преподобной кн. Юрий. – Построение его происходило около 1160 г. Для нового храма своего преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, сохранившийся до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Относительно этих последних, указания агиографии особенно часты. Учителя школ: παιδαγωγο, παιδοτρβαι, παιδευτα, γραμματιστα и διδσκαλοι называются в житиях: пр. Евдокима 459 , Георгия Амастридского 460 , Давида, Симеона и Георгия Митиленских 461 , Феодора Эдесского 462 , Афанасия Афонского 463 , Христодула Патмосского 464 , Феодора Сикеота 465 и Михаила Синкелла 466 . Особенно ценны для понимания общественного характера византийской школы названия κοινòς κατηγητς и κοινòς παιδευτς, встречаемые в житиях пр. Николая Студита и Феодора Эдесского , причём последнее прилагает их к публичному софисту в Эдессе, учившему грамматике, риторике и философии 467 . Отсюда мы видим, что институт городских учителей-софистов и риторов, настолько тесно сросся с муниципальным бытом Византии, что уцелел даже в городе, уже почти два столетия бывшем отторгнутым от политического целого империи, вследствие арабского завоевания. Факт чрезвычайно важный для того, чтобы судить о жизненности института в самих византийских городах. Кроме школ светских, содержавшихся городом, в Византии было немало учебных заведений, принадлежавших, так сказать, духовному ведомству. Житие пр. Стефана Нового называет этого святого Тιμоϑου σσκηνος, что, по объяснению, данному Никитиным в его замечаниях к тексту данного памятника, означает воспитанника школы при церкви ап. Тимофея 468 , В Константинополе были и другие школы, с преподаванием грамматики, риторики и философии, преподаватели которых назначались патриархом 469 . Общеизвестна организация превосходной патриаршей академии патр. Тарасием, где получил образование будущий патр. Никифор. Анна Комнина описывает школу при орфанотрофии церкви ап. Павла, где преподавались грамота, скоропись и логика 470 . Наконец, целый ряд указаний в житиях Феодора Студита 471 , Николая Студита 472 , Феодора Начертанного 473 , Павла Латрского 474 , Лазаря Галесийского 475 и Фомы Дефуркина 476 , говорит о существовании монастырских школ, где мальчики учились грамоте, и получали по преимуществу духовное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Илии во внутренней политике Новгорода, хотя, как правило, владычная летопись отмечает смену князей и посадников в нейтральном тоне. Уникальное сообщение содержится в новгородской владычной летописи под 1186 г.: незадолго до кончины архиеп. Илии «приде цесарь грьцскыи Алекса Мануиловиць в Новъгород» (НПЛ. С. 38, 228). Очевидно, имеется в виду не самозванец, как предположил еще Н. М. Карамзин ( Карамзин. 1991. С. 574. Примеч. 153), а буд. основатель Трапезундской империи Алексей I Великий Комнин (ок. 1180/82 - 20 февр. 1222), которого привезли в Новгород ребенком (вероятнее всего, окольным путем вокруг Европы). После свержения в 1185 г. его деда имп. Андроника I Комнина Алексей находился в изгнании, как предполагают исследователи, в Грузии, у царицы Тамары , к-рая приходилась ему теткой. (С. П. Карпов , не учитывая сообщения НПЛ, полагает, что «реальных данных для установления местопребывания Алексея и Давида (брата Алексея.- М. П.) в 1185-1203 гг. нет»; см.: Карпов С. П. Образование Трапезундской империи (1204-1215)//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 13.) При архиеп. Илии продолжалось ведение новгородской владычной летописи. В кон. 60-х гг. XII в., по гипотезе А. А. Шахматова , появилась новая редакция летописи (свод 1167 г.), в начальной части соединившая местную летописную традицию с ПВЛ (см.: Шахматов А. А. История рус. летописания. СПб., 2002. Т. 1. Кн. 1. С. 137-145; Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской I летописи//НИС. СПб., 1997. Вып. 6(16). С. 3-72; Гимон Т. В. Как велась новгородская погодная летопись в XII в.?//ДГВЕ, 2003. М., 2005. С. 339-343). Как показал Гиппиус, владычным летописцем был Герман Воята . Архиеп. Илия способствовал становлению почитания в Новгороде своего предшественника еп. Аркадия. По мнению В. О. Ключевского , ранее 1188 г. было составлено проложное Житие еп. Аркадия ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 64-65). В. И. Галко полагает, что Житие было написано до весны 1175 г. ( Г[алко] В. И. Житие Аркадия, епископа Новгородского//Письменные памятники. 2003. С. 196; ср.: Лосева. 2009. С. 193-194; см. др. т. зр.: Водов В. Первые новгородские святыни и святые: До нач. XV в.//Вел. Новгород в истории средневековой Европы: К 70-летию В. Л. Янина. М., 1999. С. 383). С кон. XVI в. ко времени архиепископства И. стали относить явление мощей св. братьев бояр Алфановых (см. Алфановы Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий , преподобные), живших в действительности во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. ( Дубровин Г. Е. Легенды о братьях Алфановых//ДРВМ. 2006. 3(25). С. 35-47).

http://pravenc.ru/text/468947.html

Кротость, незлобивость и щедрость нового императора поразили граждан в самое сердце. Сохранилось несколько свидетельств современников, позволяющих по достоинству оценить его благочестие. Каждый день Исаак II проводил в молитвах к Богу, не переставая взывать к Нему даже по ночам. Он коленопреклоненно молился, пел псалмы Давида, читал Священное Писание и возносил свой ум и сердце к Спасителю. Когда же усталость одолевала его, царь приглашал к себе чтеца и заставлял того читать ему Священное Писание. Другой хроникер – Никита Хониат , совершенно не расположенный к лести, называл Исаака II «богоподобным», «христолюбивейшим», «справедливейшим», «преданным попечению о благополучии народа», «непрестанно помышляющим о делах, угодных Богу» 788 . В течение дальнейшего своего царствования Исаак II Ангел постоянно демонстрировал высочайшую заботу о Святой Церкви. Его щедрость по отношению к христианским храмам поражала даже видавших виды греков. Особую ревность император проявлял по отношению к Богородице – говорили, что он «готов был отдать Ее иконам всю свою душу». Василевс сделал множество золотых окладов на Ее образы, украшенные драгоценными камнями, и жертвовал потом их в храмы, куда приходило множество людей полюбоваться прекрасными творениями византийских мастеров. Его особым покровительством был удостоен храм Архистратига Михаила, на реконструкцию и расширение которого Исаак II не жалел средств. Не только столичные храмы и монастыри пользовались щедростью императора, но и провинциальные. Особую любовь Исаака II испытал на себе монастырь св. Павла на горе Латр близ Милета. В частности, василевс отстоял право обители на спорный участок земли, которым хотел завладеть некий аристократ. По просьбе монахов обители Богородицы Махера на острове Кипре царским хрисовулом за ними были утверждены владения, переданные в собственность монастыря еще императором Мануилом I Комнином. А в 1186 г. василевс подарил монастырю Богоматери Афинской шесть участков земли, освободив попутно их от налогов. В том же году император своим хрисовулом утвердил за монастырем апостола Иоанна Богослова на острове Патмос привилегии, дарованные прежними Римскими царями, и освободил его морские суда от всех правительственных налогов. Это же узаконение было распространено в 1188 и в 1195 гг. на новые суда, построенные или приобретенные монастырем 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому времени позиции В. и. в Закавказье были в значительной мере ослаблены, Византия сохранила формальный сюзеренитет над Тао-Кларджетским (Картвельским) царством, правители к-рого традиционно получали придворные титулы (куропалата, магистра, антипата и др.). После смерти Баграта III (1014) царем стал его малолетний наследник Георгий I (1014-1027). Воспользовавшись длительной войной имп. Василия II с болгарами, он перешел визант. границу и присоединил зап. часть Тао, Басиани и окрестности оз. Ван. По инициативе Георгия была сформирована антивизант. коалиция, в к-рую в т. ч. вошли егип. султан аль-Хаким и правитель Кахети-Эрети Квирике I Великий. В 1018 г., после поражения Болгарского царства, Василий II получил возможность заняться кавказскими делами. В 1021 г. он двинул в Грузию войска. По мирному договору 1022 г. В. и. полностью присоединила территорию царства Давида Куропалата, провинции Зап. Тао, Кола, Артаани и Джавахети. На присоединенных землях имп. Василий II создал фему Ивирия (Ιβηρα). Однако Георгий I не прекратил борьбу. В 1026 г. он предпринял попытку создания новой антивизант. коалиции, установив связь с визант. полководцем Никифором Комнином. Параллельно велись переговоры с осетинским царем, результатом к-рых, вероятно, стала женитьба Георгия I на дочери царя - Алде. Планы груз. двора были нарушены смертью Никифора Комнина, а затем кончиной самого Георгия. Новое вторжение В. и. произошло при малолетнем сыне Георгия, Баграте IV. Положение осложнялось тем, что мн. крупные феодалы (азнауры) перешли на сторону империи. Изменение политической обстановки в К-поле (смерть имп. Константина VIII в 1028) и решение имп. Романа III Аргира установить мир на Востоке дали возможность недолгого перемирия. Византийцы признали Вост. Тао собственностью груз. династии Багратиони, а имп. Роман III отдал свою племянницу Елену в жены Баграту IV. По существовавшей в Грузии в позднее средневековье традиции именно Елена привезла в Грузию Оконскую чудотворную икону. Успехи Баграта IV в деле объединения земель (присоединение Тбилиси, арм. Ани) продолжали политику вытеснения В. и. с Кавказа. Однако в новой войне, начатой визант. имп. Константином IX Мономахом против Анийского царства, на стороне к-рого выступил Баграт IV, Грузия потерпела поражение. В 1054 г. Баграт явился в К-поль «с повинной».

http://pravenc.ru/text/372678.html

12 сент. 1185 г. опальный вельможа Исаак Ангел , избежавший смерти от рук приближенных А. К., встал во главе восставших и был провозглашен василевсом. А. К. попытался бежать из К-поля, его схватили, посадили на облезлого верблюда и провели через город, причем каждый мог сделать с ним все, что хотел. С вырванными глазами и оторванной рукой он был брошен в темницу. Умер на ипподроме через неск. дней во время новых издевательств над ним. Смерти или ослеплению подверглись и ближайшие родственники А. К., за исключением его малолетних внуков Алексея и Давида, к-рые с кон. 1185 г. воспитывались в Грузии (см. Великие Комнины ). Противоречивость исторического образа А. К. породила разные оценки его правления. Ф. И. Успенский , не отрицая жестокостей А. К., стремился выделить положительные моменты его национальной политики. В сер. 30-х гг. нем. исследователь Г. Штадтмюллер отмечал твердость и решительность А. К. как главы гос-ва. Образ «крестьянского царя», пришедшего к власти на волне народного возмущения, выглядел привлекательным и для советской историографии, в к-рой, впрочем, возобладала оценка А. К. как выразителя интересов столичной бюрократии, недовольной засильем военной знати из клана Комнинов. Иконография Изображение А. К. известно по маргинальной миниатюре списка Хроники Иоанна Зонары (Modena. Biblioth. Estense. gr. 122. Fol. 293v, XV в.). Он представлен слева в нижнем ряду в виде старца с седой раздвоенной бородой. Подобное изображение встречается и на монетах времени его правления. Ист.: Никита Хониат. История. Т. 3. С. 288-350; Eustazio di Tessalonica. La Espugnazione di Tessalonica/Ed. S. Kiriakides. Palermo, 1968. P. 3 sq.; Georges et Demetrios Tornik è s. Lettres et discours/Ed. J. Darruzès. P., 1970. P. 107-111. Лит.: Успенский. История. Т. 3. С. 221-236; Сюзюмов М. Я. Внутренняя политика Андроника Комнина и разгром пригородов Константинополя в 1187 году//ВВ. 1957. Т. 12. С. 58-74; Tiv ev P. La règne de l " empereur de Byzance Andronic Ier Comnène (1183-85)//Bsl. 1962. Vol. 23. P. 19-40; Brand C. M. Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 31-75; Hecht W. Aussenpolitik zur Zeit der letzten Komnenenkaiser (1180-1185). Würzburg, 1967. S. 30-86; Jurewicz O. Andronicos I Komnenos. Amst., 1970; Spatharakis. Portrait. P. 156. Fig. 117d, 118c; Imperial Byzantine Portraits. New Rochelle; N. Y., 1982. p. 126-128; Βαρζς Κ. Η γενεαλογα τν Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. T. Α. Σ. 493-638.

http://pravenc.ru/text/115404.html

Нимфейский договор (января 1261 г.) показывает весь ум Михаила. Постоянные неудачи Ватаца показали, что морское владычество греков прекратилось. Поэтому император оказался вынужденным уступить генуэзцам все права и привилегии, на которых до тех пор зиждилось в Эгейском, Мраморном и Чёрном морях владычество венецианцев; одним пизанцам были позже открыты рынки империи и Чёрное море: венецианцев необходимо было вытеснить из прибыльной левантинской торговли. С отрядом всего лишь в 800 человек стоял на Босфоре Алексей Стратигопул; вдруг он узнаёт, что венецианский podest&aagrave; Градениго отплыл со своим флотом к Дафнусию. Немедленно греческий генерал добился соглашения с жителями столицы, и 25 июля 1261 года его воины перелезли городскую стену. Император Балдуин II почти без боя бежал на венецианской галере в Евбею. Когда франки и венецианцы вздумали дать отпор в своих кварталах, Стратигопул поджёг последние. Флот возвратился, когда уже было поздно. Латиняне, во главе со своим духовенством и «еретическим» патриархом, переселились со всем своим скарбом на Евбею и венецианские острова. Так, без особого труда, овладели, наконец, греки и столицей. Старая ромейская империя была окончательно восстановлена, и 15 августа 1261 года Михаил вошёл при безмерном восторге народа в Константинополь, чтобы вторично принять торжественное коронование в храме Божественной Премудрости. Латинский позор стал достоянием прошлого. Дадим здесь в виде добавления краткий очерк истории Трапезунтской империи. Во время той ужасной катастрофы, которая обрушилась на императора Андроника I Комнина и на весь его дом, некоторым преданным династии лицам удалось спасти в Иверию находившихся в самом нежном детском возрасте Алексея и Давида, сыновей благородного принца Мануила. Там в 1184–1212 г.г. правила тётка обоих принцев с материнской стороны, знаменитая царица Тамара, которая основала с помощью навербованных степных племён эфемерную иверскую великую державу. Будучи не в ладах с Алексеем III, она снабдила своих племянников средствами для основания особого государства на римском Востоке. Алексей был провозглашён своими воинами императором ромеев и вступил в 1204 г. в Трапезунт, где он устроил себе резиденцию и назвался «Великим Комнином». Между тем его брат победоносно проник до Пафлагонии. Повсюду приобретали братья симпатии римлян. Только князь Амиса Савва, город которого Алексей осадил, оказывал сопротивление. Падение Византийской империи в 1204 году и основание никейской империи ничуть не привело к сближению между Феод οром Ласкарём и Комнинами: наоборот, Давид пытался использовать временную слабость малоазиатского греческого государства для того, чтобы расширить своё могущество. Но союз Феодора с сельджуками, побитыми, правда, Алексеем у Алиса, и последовавшая затем победа Феодора над Давидом при Сангарии остановили дальнейшие успехи Комнинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010