Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН СЕРРСКИЙ [греч. Ιωννης το ν Σρραις], нмч. (пам. греч. 12 мая). Род. в зажиточной семье в г. Серры (ныне Серес, Сев. Греция). Позавидовав богатству И. С., турки оклеветали юношу и донесли судье, что он хулил мусульм. веру. И. С. заключили в тюрьму и, чтобы склонить к принятию ислама, обещали ему почести и различные блага. Видя его непреклонность, И. С. подвергли мучениям: бичевали, били палками, тащили по земле, вырывали волосы. Во время пыток И. С. увидел справа от себя всадника, лик к-рого, по словам Жития, сиял как солнце. Это был вмч. Феодор - небесный покровитель г. Серры, явившийся новомученику, чтобы укрепить его в вере. И. С. снова бросили в темницу. Донесение о нем было отправлено султану, и после получения соответствующих распоряжений судья вынес смертный приговор. Палачи, вместо того чтобы обезглавить новомученика, а затем бросить в костер его тело, решили сжечь И. С. живым. Находясь посреди разожженного костра, И. С. славил Господа, за что один из турок проткнул ему рот горящим колом. Точное время его мученической смерти неизвестно, она произошла в период между захватом Серр турками в 1383 г. и кончиной в 1530 г. вел. ритора Великой ц. Еммануила (Мануила) Коринфского, составившего службу И. С. и краткое синаксарное Житие новомученика. Эти произведения сохранились в единственном списке в сборнике Ath. Iver. gr. 512, написанном рукой Еммануила (ошибочно датирован С. Ламбросом XVII в.). Тем не менее почитание И. С. оставалось местным в поствизантийский период. Датировка смерти И. С. ок. 1480 г. носит гипотетический характер (http://www.imsn.gr/z1.htm [Электр. ресурс]). Так же остается только предположением, что на формирование личности И. С. повлияли К-польский патриарх Геннадий II Схоларий , проживавший в 1457-1463 и в 1465-1472/73 гг. в Иоанна Предтечи монастыре близ Серр, и казнь бывш. Трапезундского имп. Давида I Великого Комнина с 3 сыновьями и племянником (1463), к-рый получил в удел территорию в долине р. Стримон, недалеко от Серр.

http://pravenc.ru/text/471499.html

Лик Христа. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Мокви На протяжении всего средневековья М., кафоликон которого мог вместить до тысячи человек, оставался значительным церковным и культурным центром. Правители объединенной Грузии заботились о величии храма. Досифей II Нотара (Иерусалимский патриарх в 1669-1707), посещавший Грузию, цитировал фресковую надпись, согласно к-рой роспись М. была выполнена «в царствование императора Алексея Комнина (визант. имп. Алексей I Комнин, 1081-1118.- Авт.) и Давида Великого, царя Абхазского (св. Давид IV Строитель, царь всей Грузии в 1089-1125.- Авт.)» ( Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 31). Надпись является документом, свидетельствующим о международном положении в нач. XII в., т. к. в источниках данные о грузино-визант. отношениях того времени отсутствуют ( Каухчишвили. 2004. С. 15, 40-41). Около храма было воздвигнуто несколько каменных строений, в т. ч. архиерейский дом. В 1300 г. в М. было переписано и богато иллюминировано Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902). В монастырском скриптории переводили с греч. языка на грузинский церковную литературу. Для переписчиков было сооружено отдельное здание. В XV в. в М. по инициативе Моквского архиеп. Григория (Манагадзе), упомянутого в строительной надписи («Пресвятая Богородица, будь заступницей и покровительницей моквели Григола Манагадзе»), была воздвигнута 2-этажная колокольня. В XVII в. в М. останавливались царь Кахети Теймураз I, католики-миссионеры Луи Гранже и Кристофоро де Кастелли, русские послы диак. Федот Ельчин и свящ. Павел Захарьев, Иерусалимский патриарх Паисий (1645-1660) и его секретарь Досифей, Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672) и его сын архидиак. Павел Алеппский . Почти во всех источниках кафоликон М. описывается как прекрасная церковь, покрытая росписью, богато убранная золотыми и серебряными иконами, хранившая мощи мн. святых. Итал. миссионер Джузеппе Марио Дзампи (Иосиф Мария Цампи) назвал кафоликон М. самой красивой церковью Мегрелии ( Жан Шарден. 1975. С. 147). Российские послы диак. Ф. Ельчин и свящ. П. Захарьев присутствовали на литургии в М.: служили 5 священников и диакон (Материалы посольств. 2014. С. 443-444).

http://pravenc.ru/text/2564014.html

Со времен Константина Великого распространению и упрочению обычая домашнего пения священных песнопений между христианами содействовали как домашнее воспитание детей, так и школьное. „Семейная жизнь древних христиан, по изображению одного из наших современников, 103 устроялась на подобие храма Божия. Общее духовное пение и общее чтение свящ. писания ежедневно совершались в каждой христианской семье“. В домашнем быту под надзором матери, как книгу священных песней, Псалтирь читали на распев. Честь матери требовала, чтоб дочь её по вечерам, зажегши свечу и взявши Псалтирь, распевала псалмы, а ранним утром отправлялась в церковь и, ставши на хоры, пела вместе с другими“. Изучение церковного пения происходило как практически в семье и церкви, так и в школах, которые с 4 века учреждались не только при патриархии, но и при всех важнейших монастырях. По падении уже Византийской империи, по свидетельству А. Гелладия, первоначальное воспитание детей имело характер церковный. „Школы были в церкви на хорах (женских катихумениях), учителями – священники и монахи. Дети с раннего возраста в течение пяти или более лет изучали там, между прочим, Октоих Дамаскина; Псалтирь Давида, книги свящ. писания и богослужебные... Уроки начинались вскоре после восхода солнца; дети тут же и обедали, а затем днем спали“. 104 Примером высокопоставленных в государстве лиц, усердно упражнявшихся в церковно-домашнем пении, могут служить: император Феодосий Младший (5 в.) со своими сестрами, мать царя Алексея Комнина Анна, проводившая большую часть ночи в молитве с церковным пением. История церковного пения упоминает также об Ирине, дочери сановника Феодора Агиопетрита, как переписчице нотных церковных книг, о христианках Псирице и Пацаде, как сочинительницах церковных мелодий. 105 Благочестивая же и благородная инокиня Кассия, бывшая некогда невестой царя, написала много прекрасных канонов, стихир и других песнопений. 106 Были в Греции и поныне существуют также особые стихи духовного содержания, – это духовные канты странствующих рапсодов и домашние псальмы, хотя мы и не имеем о них подробных исторических известий. 107 Стихи эти, по свидетельству путешественников, и поныне можно слышать на улицах Константинополя пред окнами домов накануне праздников Рождества Христова и Нового Года. 108 О силе обычая домашнего пения священных песнопений у греков свидетельствует с одной стороны то обстоятельство, что у них и мирская песня, в её музыкальных основаниях и напевах, обыкновенно подчинялась церковному гласу, 109 а с другой стороны тот весьма распространенный обычай церковно-домашнего пения, который вместе с верой и богослужебными обрядами утвердился у новопросвещенных греками придунайских славян и русских, памятником которого служит так называемое демесственное пение, дошедшее в рукописях и до нашего времени. 110 Отдел ΙΙ. Мелодическое содержание, устройство и характер греческого церковного пения

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Так-как Самуил перенес точку и опору всех своих военных действий к западу, имея резиденцией своей то Охриду, то Преспу, то и верховной кафедре Болгарии суждено было основаться совершенно на новом месте, а именно 32 в освященной уже памятью Св. Климента Охриде. Первого с титулом Архиепископа Болгарии 19 встречаем мы у писателей Византийских некоего Давида, участвовавшего в одном политическом акте, уже по смерти Самуила. Что он проживал здесь при озере, это видно из заметки современников о его преемнике Архиерее Иоанне, „жившем тоже в Лихниде“. При этом, вероятно, последовало вторичное разрушение Болгарского царства в 1018 году. Старая Болгария вошла опять в общий состав Империи, но Архиепископия Болгарская продолжала существовать и после того. Вслед за Иоанном ставится хронографами Архиепископ Болгарский Лев из греков, бывший перед тем бумагохранителем Великой Церкви. О нем замечено, что выстроил (конечно – в Охриде) нижнюю церковь Св. Софии. Преемником Льву императрица Феодора назначила Феодула монаха, выстроившего верхнюю великую Церковь , при посредстве некоего Иоанна Анчо ( ντζω). За ним следовали один за другим два Иоанна, оба также из монахов. Последний из них прозван был “не-винным“ ( οινος) оттого, что во всю жизнь свою не вкусил вина. Ему наследовал знаменитый ритор Великой Церкви и писатель Феофилакт, современник императора Алексия I Комнина. Все эти 7 Архиепископов Болгарских не называются более ни Лихнидскими, ни Ахридскими, что и естественно. Но странно, что они не титулуются и Велико-Юстинианскими, по крайней мере, сами себя не величают так в деловых бумагах, между тем как это самое обстоятельство и могло лежать в основании того исключительного, весьма высокого положения, какое занимали они в чинословии Империи. Так мы читаем в известном сочинении императора Константина VII Порфирородного „о церемониях Византийского Двора“ следующий по- 34 о болгарах конечно не больше заботились, чем о тех перьях, коими писали свои греческие сочинения. И что говорить о владыках? Я спросил бы самого Самуила, кто такой он был, на каком языке говорил и какими буквами писал (если умел писать)? Появление здесь в IX веке народных учителей – епископов Климента, Горазда, Наума и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Союзниками Ф. в Крыму являлось Крымское татарское ханство, а после падения Константинополя в 1453 г. и с ростом угрозы со стороны османов – Кафа. Известны тесные контакты Ф. с Русью и Молдавией (с 1472 г. сестра Исаака, Мария, была замужем за господарем Молдавии). Очевидно, после вступления в брак в 1425 г. Иоанна, старшего сына Алексея I (Старшего), с Марией Палеологиней представители местной правящей знати получили право относить себя к Палеологам и стремились поддерживать традиции византийской государственности в Таврике. Основу их герба составлял двуглавый коронованный орел, заимствованный у василевсов Константинополя. Мария, дочь Алексея I (Старшего), в 1426 г. (или 1429 г.) вышла замуж за Давида Великого Комнина, императора Трапезунда. Население края состояло из аланов, греков, готов, тюрков и других этносов, которые образовывали единую народность, исповедовали православие и общались преимущественно на греческом языке. Общая численность жителей достигала около 150 000 человек, а границы простирались в горной и прибрежной Готии, приблизительно от Алустона – Алушты (генуэзской фактории Луста) до реки Бельбек. В 1475 г. после шестимесячной героической обороны Ф. было уничтожено войском турок-османов. Феодосий Мелитинский (или Мелиссин) – написал в XI в. всемирную хронику, от которой сохранились отдельные фрагменты до 948 г. Рассматривается как один из вариантов редакции Хроники Симеона Логофета . См.: историки Византии, Симеон Метафраст . Феодосиополь (Карин) – главный город провинции Первая (Великая) Армения на границе с Халдией и Персией. Армянское название – Арзан (Арц). Феодосия – дословно с греч. «богом данная», город (с 1787 г.) и порт на юго-восточном берегу Крыма, в 116 км от Симферополя. Возник в последней трети VI в. до н. э. как древнегреческая колония. Позже был включен в состав Боспорского царства (см.: Боспор). Город почти полностью обезлюдел после IV-V вв. В XIV в. на его месте построена генуэзская крепость и основана очень крупная торговая фактория Кафа, в 1475 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В упрек ему следует поставить еще и то, что он не озаботился заготовкой воды в большой цистерне акрополя и не сделал запасов продовольствия. Все это имело решительное влияние на недостаточную силу сопротивления Солуни осадившим ее норманнам. Гарнизон был очень слаб для службы на стенах, большая часть его состояла из иностранцев, между которыми отличался болгарский отряд. Но все благородные усилия нескольких патриотов мало принесли пользы вследствие бездеятельности и неспособности Давида Комнина. Между тем как неприятель днем и ночью бил стены приставленными машинами и утомлял защитников постоянными попытками завладеть тою или другой частью укреплений, в городе начал чувствоваться недостаток в продовольствии и в воде. Осада продолжалась девять дней; норманны подкопали стену с восточной стороны и ворвались в город 24 августа 1185 г. Последовало страшное убийство беззащитного населения и грабеж богатого торгового города. Норманны заняли городские дома и хозяйничали в них как у себя, оставшиеся в живых жители обречены были на голод и проводили ночи под открытым небом. Среди общественного бедствия на высоте своего положения был знаменитый афинский архипастырь. Он сначала оставался в акрополе 206 , но недостаток воды и отсутствие припасов побудили его сойти в город и поселиться в митрополичьем доме. Здесь, однако, он оказался беззащитным против норманнов. Его схватили и как пленника поместили на корабль пирата Сифанта, который, как, впрочем, и все норманнские суда, наполнен был пленными и награбленными вещами. После продолжительных переговоров о цене выкупа, который с четырех тысяч перперов постепенно понижен был на пятьдесят, Евстафий получил наконец свободу и возвращен к своей кафедре. Очень любопытны сношения митрополита с норманнскими властями. «Когда мы совершали священные песнопения в храме великого Димитрия Мироточивого около его раки, в боковом корабле храма, наши враги пели свои гимны, подавая ответ на наши голоса и желая пересилить наше благолепное пение своими гнусливыми и негармоничными голосами, а также выкрикиванием текстов из Евангелия, доводили дело до ссор и таким образом нарушали порядок и священную благопристойность. Я доложил об этом графу Балдуину и просил не вносить беспорядка и не позволять своим священникам издеваться над нашим богослужением. Но мне не удалось ничего достичь, хотя в других отношениях он казался расположенным поддержать греческое население. Не знаю, из притворства или по искреннему расположению, но он наблюдал справедливость, не оставлял без наказания виновных, доставлял гробу святого великомученика в достаточном количестве золото и серебро и снабдил церковь книгами, хотя и не такими, какие были похищены, а более дешевыми. Он же пожертвовал серебряные подсвечники и несколько книг и священных одежд». Евстафий отдает должное графу Балдуину еще и в том отношении, что он обуздал злобные чувства норманнов против греков, которые в опьянении победы могли допустить себе и гораздо большие жестокости.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Здесь, по неотступной просьбе, облечена она в иноческий образ под именем Евфросинии. Родители, узнав о том, горько плакали о ней, как бы о умершей, но предоставили её воле Господа. В первые годы вела она обыкновенную иноческую жизнь. Потом испросила у епископа Исаии дозволение жить в затворе, при соборном храме. Здесь, после молитв, занималась она списыванием книг и плату, какую получала за то, раздавала нищим. Потом, по особенному видению, бывшему ей и епископу, решилась она основать свой монастырь. Епископ, призвав дядю князя Бориса, бывшего владетельным (1119–1128) 385 , и отца его Георгия, объявил им: «вот я, при вашем правлении, даю Евфросинии место св. Спаса на сельце с тем, чтобы здесь был монастырь девичий; пусть никто и после меня не изменяет сего моего даяния». Так на загородном месте, принадлежавшем архиерейской кафедре, где по гребались Полоцкие архипастыри, основалась женская обитель св. Спаса. К благочестивой Евфросинии скоро собрались сёстры. В 1130 году дом Полоцких князей подвергся тяжким скорбям, что не могло не печалить и Евфросинию. За то, что Кривские князья ослушались великого князя во время самое важное для всей России, не поспешили на помощь ему в войне с заклятыми врагами России Половцами, великий князь Мстислав захватил и выслал в Царьград князей Давида, Ростислава, Святослава – отца Евфросинии, и двух сыновей дяди её Рогвольда, с их семьями 386 . Младшая сестра Евфросинии Градислава принята ей в обитель и наречена Евдокией; дочь скончавшегося князя Бориса принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные к браку, и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Так как сестра князей Всеславичей была в супружестве за сыном императора Алексея Комнина, то изгнанные из отечества князья приняты были в Царьграде не без ласки; император назначил им жалованье и они, вступив в службу, храбро воевали с Арабами 387 . Тем не менее князьям дорога была родина и по смерти Мстислава двое из них воротились в Полоцк в 1140 году, а другие ещё прежде того.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

222 Паппий, или папий, было имя должности и означало придворного стража под начальством Куропалаты. Поэтому у Константина Манассы читается: ΠρEQ τEQ EQ o(ο;’;  ´)κων φλακα τEQ EQ o(ε;’)ν τος EQ o(α;’)νακτροις Παπαν λγομεν EQ o(α;’)υτEQ κατEQ Ρωμαων γλEQ o(ω;˜)τταν. Отсюда у Кедрина παπας το παλατου. Папий не только жил во дворце, но и, живя там, надзирал над содержавшимися в дворцовой темнице должниками, как свидетельствует Скилица in Michael Rhangab. p. 492, 495. 223 Кто был этот Примислав, трудно решить. История Древней России, которую Киннам называет Тавроскифией, между русскими князьями не представляет ни одного Примислава. 224 Ростислав, о котором здесь упоминает Киннам, мог быть князь смоленский, пока он владел еще великокняжеским престолом Киева. См.: Карамзин. Т. 2, гл. 13. 226 Здесь, без сомнения, разумеется Киев. О древнем Киеве, его обширности и могуществе говорят Ditmarus. L. 7; Adamus Bremensis. с. 66; Нестор и его продолжатели. 227 Эрик, или Генрих Лев, первый герцог Австрии, сперва женат был на Гертруде, дочери императора Лотария, а потом, по смерти первой жены, вступил в брак с Феодорой Комниной, сестрой кипрского тирана Иоанна. Carol du Fresne ad h. I. 228 Неизвестно, о каком Владиславе говорит здесь Киннам. Соображая время, к которому относятся описываемые им события, под этими переселенцами из России в пределы Византийской империи надобно разуметь Всеславичей: Давида, Ростислава, Святослава и племянников их – Василька и Иоанна, которые изгнаны были из полоцкого княжества сыном Владимира Мономаха Мстиславом I. См.: Карамзин. Т. 2, гл. 8. 229 По смерти иерусалимского короля Балдуина III, умершего бездетным, взошел на престол брат его, граф ионнийский Амальрик, и, с разрешения апостольского престола расторгнув брак с дочерью эдесского графа Иосцелина Агнесой, женился на Марии Комниной, дочери протосеваста Иоанна Комнина. Это было в 1167 г. Will. Tyr. L. 20, с. 1 et 24. 230 Под именем искусственного огня Киннам разумеет, без сомнения, так называемый греческий огонь, о котором говорит Leo in Tact. с. 10, n. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 437 об. Глава 97. О ереси арменьстей. л. 439 об. Глава 98. Чин бывая над обращающимся от Сорочин к чистей нашей непорочней вере християньстей. л. 442 об. Глава 99. Чин, како подобаеть приимати приходящих от жидов к правой вере христианстей. л. 446 об. Глава 100. Чин, аще кто в ереси быв, крещен сый, обратится, любо хвалнеин, любо жидовин, любо кий еретик. л. 449. Сия книгы Мерило праведное, извес истинный, тме светило, слепоте вожь, уму просвет, око слову: се же есть который праведный судиа по достоиньству и опасне да смотрит, еже бо судити Божий сан есть и Бога единаго достойно. Сказание от псалом, книгы Давида царя, еже не на лиця судити, ни по мьзде. В конце обращение к царем и князем. л. 450. Глава 101. Избрание от закона Богомь данаго Израильтяном Моисеомь, о суде и о правде. Из Пятокнижия Моисеева. В печат. Кормчей глава 45. л. 454 об. Глава 102. Закон судный людем. Константина Великого (см. 15 л. 125). На конце: Тлк Козмы халкыдоньскаго, яко не подобает жены госпожею звати. Там же гл. 46. л. 459 об. Глава 103. Закона градскаго главы различны, в 40 гранех, от нихже 20 о поставлении епископ и попов. Там же глава 49. л. 523. Слово да не обидят силнии меншиих. – Слово о вдовах и о сиротах, не обидите их цари и князи и вси властели силнии. л. 523 об. Слово о властелех. л. 524. Слово еже судити право. – Слово св. Иоанна Златаустаго о смиряющихся, яко Божии заповеди есть и мзду тем Бог обещал; аще кто речет смиряющемуся, самому суд есть, тот и самоборец есть Евангелию Христову всему. л. 524 об. Без надписи. Послание патриарха Германа митрополиту всея России Кириллу, о непосвящении в духовный сан рабов. л. 526. Глава 104. Леона и Коньстянтина верная царя (зачатков 17). В печат. Кормчей глава 50. л. 547 об. Глава 105. Новая заповедь благочестиваго царя Алексиа Комнина. Там же глава 43. л. 549 об. Глава 106. Заповедь новая, бывшия от христолюбиваго царя нашего Алексия Комнина, мес. июня, индикта седмаго, в лето 6592, иже изложена бысть от Варды хранителя полаты и прваго судию силнаго. Там же в главе той же.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Константинопольская Церковь канонизировала последнего Трапезундского императора 02.08.2013 Константинопольский Патриархат по представлению Священного Синода Элладской Православной Церкви причислил к лику святых последнего императора Трапезундской империи Давида I Великого Комнина , который был обезглавлен в Константинополе турками вместе с тремя сыновьями Василием, Георгием, Мануилом и племянником Алексием 1 ноября 1463 г Об этом сообщили агентства «Ромфея» и «Амен». В 1431-1460 гг. Давид был соправителем брата и носил титул деспота, в 1460-1461 гг. занимал Трапезундский престол. Через 5 лет после захвата турками Константинополя, в 1458 г., он был вынужден признать вассальную зависимость Трапезундской империи от турецкого султана. Тем не менее, он не терял надежду предотвратить османскую угрозу и пытался создать коалицию с западноевропейскими государствами, Грузией, эмирами Синопа и Ак-Коюнлу. В августе 1461 г. Трапезунд был осажден османами с суши и с моря. Чтобы избежать грабежа и разорения города Давид сдал город без боя. Вместе с семьей, митрополитом и придворными он был отправлен в Константинополь. По условиям капитуляции Давид получил в удел область на Балканах, в долине реки Стримон. В 1463 г. он был обвинен Мехмедом II в измене (в переговорах с сестрой Феодорой, которая была женой врага султана эмира Узун-Хасана) и казнен в Константинополе вместе с 3 сыновьями и племянником. Султан обещал даровать жизнь Давиду и его семье в случае, если тот примет ислам, но тот ответил, что никогда не отречется от Христианской веры, и принял мученическую смерть. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.08.2013 19:32:05

http://drevo-info.ru/news/15635.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010