Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМЕТИЙ ПЕРСИЯНИН († 363), прмч. (пам. 7 авг.), пострадал вместе с 2 учениками при имп. Юлиане Отступнике. Происходил из Персии, будучи в раннем возрасте обращен в христианство неким Уаром (Аваром), оставил родителей и отправился в г. Нисибин (совр. Нусайбин, Турция), где принял Крещение, а затем и постриг в одном из окрестных мон-рей. Однако зависть монахов заставила Д. П. бежать в Феодосиополь (совр. Телль-Халаф или Рас-эль-Айн, сев.-вост. Сирия), где его духовным отцом стал архимандрит мон-ря святых Сергия и Вакха по имени Нурвел. Д. П. был посвящен в сан диакона, но, узнав, что игумен намерен рукоположить его во пресвитера, счел себя недостойным сана и покинул обитель. Отправившись на Запад, Д. П. остановился в окрестностях г. Кир (греч. Агиополь, сев.-зап. Сирия), взошел на пустынную гору и соорудил пещеру, в к-рой уединился. Вскоре к пещере Д. П. стало приходить множество людей, желавших получить наставление или избавиться от недугов. Мученичество св. Доментия Персиянина. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. пк. 1613. Р. 89) Мученичество св. Доментия Персиянина. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. пк. 1613. Р. 89) В греч. источниках существует неск. версий мученической кончины Д. П. В соответствии с поздним анонимным Житием (BHG, N 560) и Синаксарем К-польской ц. (X в.) имп. Юлиан Отступник узнал о Д. П., проезжая окрестности Кира во время военного похода в Персию (выступил в поход весной 363). Отправившиеся по его приказу к пещере солдаты застали святого молящимся вместе с 2 учениками и по распоряжению императора забросали их камнями. В «Хронографии» Иоанна Малалы (VI в.) мученичество описано иначе: Юлиан, проезжая окрестности Кира и увидев большое стечение народа у пещеры святого, предложил ему прекратить проповедь и не привлекать к себе людей, на что Д. П. ответил, что действует согласно Божией воле. Тогда Юлиан приказал заложить пещеру с находившимся там Д. П. камнями. Вероятно, Д. П.- один из последних христиан, пострадавших во время гонений Юлиана Отступника, поскольку император был смертельно ранен на войне с персами и умер 27 июня 363 г.

http://pravenc.ru/text/178835.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Дометий Персянин, Сирийский, прмч. Описания иконы Дометий Персянин, Сирийский, прмч. - житие Память святого преподобномученика Дометия Святой Дометий жил в царствование Константина Великого. Родиной его была Персия, где он и был обращен из язычества в христианство неким Уаром. Оставив родственников и отечество, полное языческого нечестия, святой Дометий удалился к пределам греческого государства, к городу Низибии1. Войдя здесь в один монастырь, он принял святое крещение, а затем облекся во иноческий образ, беспорочно проходя подвиг постнической жизни. Но по наветам завистливого и лукавого беса его возненавидели обитавшие в том монастыре иноки, так что святой Дометий принужден был бежать оттуда в монастырь святых мучеников Сергия и Вакха, в городе Феодосиополе2. Тут он подражал житию архимандрита Нурвела, о котором повествуется, что в течение шестидесяти лет он не вкушал ничего вареного, спал чрезвычайно мало, да и то не лежа или сидя, а стоя – наклонясь на жезл. Архимандрит Нурвел поставил преподобного Дометия в диаконы, но когда святой узнал, что архимандрит хочет принудит[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 7 августа (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 5590.jpg:   Размер: 335x1200, 0.4 MPix, 66 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (126) , (0) . Описание: [Константинополь. 985.] Прмч. Дометий Персиянин, Сирийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 5591.jpg:   Размер: 1200x818, 0.98 MPix, 277 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 5593.jpg:   Размер: 298x1200, 0.36 MPix, 57 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (170) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1655

В греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58), изображение Д. встречается дважды: среди мучеников в цикле святых, представленных по чину святости (Л. 55 об.),- оглавно и в минейном цикле под 7 авг. (Л. 124) - в рост. На обеих миниатюрах он изображен как мученик - молодой, безбородый юноша, с короткими волосами, в красном гиматии, на 2-й миниатюре - в правой руке держит крест. Однако, следуя описаниям иконописных подлинников XVIII в., как греч., так и рус., святого надлежит изображать старцем: «Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами едва показавшимися, были побиты камнями» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 22. 7 авг.); «Подобием сед, власы с ушей, но не долги, брада аки Афанасия великаго поуже, в руках свиток, ризы преподобническия, ряска вохряная, чрез плечо перекинут оларь диаконской» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 410-411). Указаниям иконописных подлинников следуют поздние изображения Д. П. в рус. Минеях: икона «Минея годовая», нач. XIX в. (УКМ); гравированные святцы на авг., 1722 г., гравер Г. П. Тепчегорский (РГБ),- преподобный старец, в мантии, с куколем, в правой руке - развернутый свиток, левая прижата к груди. Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 256, 284, 303, 375, 390; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Кат. выст. М., 1998. Кат. 140. С. 63; Евсеева. Афонская книга. Кат. 56(8). С. 216; 175. С. 322. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/178835.html

Мощи Д. П. были обнаружены через 2 года после его кончины и перенесены в мартирий, расположенный в квартале Юстинианы (К-поль) . Установлено, что существуют текстуальные и сюжетные параллели между греч. источниками о Д. П. и сир. Житием Дометия Врача (BHO, N 263; IV в. (?), пам. в сиро-яковитских календарях под 24 айлюля (сент.)). В соответствии с Житием Дометий Врач был на службе у имп. Валента (364-378) и участвовал в преследованиях христиан. Однажды в видении ангел предсказал ему события, при к-рых Бог явит свое милосердие. Вскоре Дометий Врач заболел и был вынужден оставить службу: он отправился в Курдистан, на гору Курос (к северу от совр. г. Мардин, Турция), где уединился в одной из пещер вместе с 2 учениками. В течение 30 лет, проведенных в отшельничестве, он совершил множество исцелений (в основном исцелял от ишиаса, к-рым страдал сам), вызвав т. о. зависть окрестных врачей, к-рые замуровали его в пещере. После смерти святого пещера стала местом паломничества, и вскоре вокруг нее был построен мон-рь. Большинство исследователей объясняют эти параллели тем, что Д. П. и Дометий Врач являются одним и тем же лицом. Однако на раннем этапе все же сформировались 2 традиции почитания этих святых: Д. П. был прославлен как мученик, а Дометий Врач - как целитель. По мнению П. Пеетерса, более авторитетной является сир. версия Жития, а греческая отражает более поздний этап развития почитания. По свидетельству Никодима Святогорца, еще одно греч. Житие Д. П. хранится в Великой Лавре (Афон), однако в научной лит-ре сведений о нем нет. Самые ранние, но малоинформативные источники отражают этап, когда 2 традиции существенно еще не разошлись. Это рассказ Иоанна Малалы о том, что люди приходили к Д. П. за исцелением, однако говорится и о мученической кончине. В небольшом фрагменте из соч. Григория Турского «О славе мучеников» Д. П. назван мучеником, но также описывается и его чудесная способность исцелять от ишиаса. В Мартирологе Узуарда и в Римском Мартирологе Цезаря Барония указаны 2 мученика по имени Дометий: один - под 5 июля как «Дометий, мученик сирийский», а другой - под 7 авг. как «Дометий, мученик в Нисибине Месопотамском». В нек-рых греч. агиографических сборниках память Д. П. отмечается также 4 окт. (Минологий Василия II), в славяно-рус. Супрасльской Минее XI в. (BHG, N 560) - 24 марта, в домакариевских Минеях Четьих XV в. (BHG, N 561 (?)) - 23 марта). Возможно, в какой-то из этих дней отмечалось перенесение мощей Д. П. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествлял Д. П. с Доместием (пам. греч. 26 янв.) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 26), прп. Дометием (пам. греч. 7, 8 марта) (Там же. С. 67-67), мч. Дометием (пам. греч. 30 окт.) (Там же. С. 338), И. Делеэ - с мч. Дометием (пам. греч. 7 дек.) (SynCP. Col. 1076).

http://pravenc.ru/text/178835.html

Есть сведения о существовании в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172). Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII (705-707), Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3). Ист.: BHG, 560-561; Acta graeca st. Dometii martyris/Ed. J. van den Gheyn//AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 286-320; BHO, N 263; Bedjan. Acta. T. 6. P. 536-556; Greg. Turon. Glor. martyr. Cap. 99; Ioan. Malal. Chron. P. 328; Latyšev. Menol. T. 1. P. 275-278, T. 2. P. 253-257; SynCP. P. 97, 103-104, 284, 869-871; PG. 117. Col. 89 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 174- 176; ЖСв. Авг. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 313-315; Peeters P. S. Dometios le martyr et S. Dometios le médicien//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 72-104; Janin. Églises et monastères. P. 99-100; Aubert R. Dometius (saint)//DHGE. Vol. 14. P. 589-590; Amore A. Domezio il Persiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 746; Lucchesi G. Domezio il Medico//Ibid. Col. 745-746; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 72-74, 233-234; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Иконография Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Большинство ранних иллюминированных рукописных минологиев в части, где указана память святого, не сохранились. Однако можно говорить об устойчивом изображении Д. П. в цикле миней благодаря настенным росписям. Так, в настенном минологии ряда балканских храмов представлено мучение святого (побиение камнями): в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230), в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 авг., в нартексе церкви в Пече, Косово и Метохия (1561, прописи 1667). Ростовое изображение Д. П.- в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

http://pravenc.ru/text/178835.html

На хвалитех стихиры воскресны 4 и святаго, аще имать, подобны 3 и самогласен, иже на Славу, поем с припевы его. Аще ли не имать святый хвалитны, поем воскресны 4 и праздника на 4, того дне, стиховныя утрени с припевы праздника. Слава, стихира евангельская. И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресный точию, ектении, и отпуст, и оглашение, и обычное исхождение в притвор. Таже час первый. На 1-м часе тропарь воскресный. Слава праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак праздника. Такожде и в прочия часы глаголем кондак праздника и воскресный, пременяюще, аще полиелей, и святаго. На Литургии: Блаженны гласа на 6, и праздника песнь рядовая на 4. Аще ли имать святый песнь: и Блаженны воскресны на 4, и праздника песнь рядовая на 4, и святаго песнь 6-я на 4. По входе тропарь воскресный и праздника, таже храма и святаго, аще имать. Слава, кондак святаго. И ныне, праздника. Аще ли не имать святый тропаря и кондака, Слава, воскресный. И ныне, праздника. Прокимен воскресный гласа и праздника. Апостол и Евангелие дне. Причастен: Хвалите Господа с Небес: и праздника. Аще имать святый Апостол и Евангелие, тогда поем прокимен воскресный гласа, и святаго. Апостол и Евангелие дне, и святаго. Причастен: Хвалите Господа с Небес: и святаго. Преподобномученик Дометий Персиянин жил в IV веке и родом был перс. Еще в молодости он был обращен в христианство неким христианином Уаром. Покинув Персию, он пришел в пограничный город Низибию (в Мессопотамии), где принял крещение и иноческий постриг в одном из монастырей. По наветам лукавого беса братия монастыря возненавидели святого Дометия, который удалился в монастырь святых Сергия и Вакха в городе Феодосиополе. Здесь он подражал житию архимандрита Нурвела, великого подвижника, о котором повествуется, что в течение 60 лет он не вкушал вареной пищи, не ложился для сна, а отдыхал стоя, опираясь на свой жезл. В этом монастыре преподобный Дометий был рукоположен в сан диакона. За неуклонное исполнение всех предписаний обители и усердное изучение Святого Евангелия архимандрит Нурвел пожелал возвести Дометия в сан пресвитера. Считая себя недостойным священнического служения, преподобный Дометий со смирением удалился в горы за Евфрат, в пределы Кирра (в Сирии).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Даниил Столпник , прп. (11/24 декабря) Даниил , пророк (17/30 декабря) Дария Римская , мц. (19 марта/1 апреля) Двенадцати апостолов собор (30 июня/13 июля) Дий Константинопольский , прп., игумен, чудотворец (19 июля/1 августа) Димитрий Донской , блгв. вел. князь (19 мая/1 июня) Димитрий Прилуцкий , Вологодский, прп., игумен (11/24 февраля; 3/16 июня) Димитрий Ростовский , митр. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 21 сентября/4 октября; 28 октября/10 ноября) Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый, вмч. (26 октября/8 ноября) Димитрий Угличский и Московский , блгв. царевич (15/28 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.], 3/16 июня; 19 октября/1 ноября) Диодор Юрьегорский – см. Дамиан Юрьегорский Диомид Тарсянин , Никейский, врач, мч. (16/29 августа) Дионисий Ареопагит , ап. от 70-ти, еп. Афинский, сщмч. (4/17 января ап.]; 3/16 октября) Дионисий Византийский , отрок, мч. (3/16 июня) Дионисий Глушицкий , прп., игумен, (1/14 июня) Дионисий Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Дионисий Печерский , Щепа, иеромонах, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (28 августа/10 сентября [Печер.]; 3/16 октября) Дионисий Радонежский , прп., архим. (12/25 мая) Дионисий , архиеп. Суздальский (26 июня/9 июля) Довмонт (в крещении Тимофей) Псковский, блгв. князь (20 мая/2 июня) Дометий Персиянин , Сирийский, иеродиакон, сщмч. (7/20 августа) Донат , еп. Еврии, свт. (30 апреля/13 мая) Доримедонт Синадский (Фригийский), мч. (19 сентября/2 октября) Дорофей Тирский , еп., сщмч. (5/18 июня) Досифей Верхнеостровский , Псковский, прп., игумен (8/21 октября) Еварест Критский , мч. (23 декабря/5 января) Еввула , прав., мать вмч. Понтелеимона (30 марта/12 апреля) Евгений Севастийский , мч. (13/26 декабря) Евгений Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Евгения Римская , дева, прмц. (24 декабря/6 января) Евграф Александрийский , мч. (10/23 декабря) Евдоким Каппадокиянин , прав. (31 июля/13 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Также было поступление и с «Караколпаченком», состоявшим в ведении Военной Коллегии и изъявившим желание креститься 2361 . В 1740-м году крещены были 2 магометанина, – оба ранее бывшие Христианами, – один из Евреев, другой Грек, – но по-турченные в молодых годах и в Петербург прибывшие – один в звании переводчика, другой – служителя при Турецком Колчак-паше Хотимском 2362 . В 1741-м голу вернулись в Христианство отурченные в детстве 3 человека из прибывших с Турецким послом и, по распоряжению Святейшего Синода, нашли себе приют в Монастыре, а затем были тайно высланы в Псковские Монастыри 2363 . 2-го марта 1742-го года Государыни «объявила» в Москве преосвященному Стефану, чтобы написал в Невский Монастырь приказ принять от гоф-интенданта, из дома Ее Величества, 4-х крещенных Персиян, «или сколько их будет прислано», и содержать их в Монастыре так, «как и первых двух, кои от Ее Императорского Величества вручены» преосвященному в Петербурге. В действительности было прислано 13 человек – Персиян и Турок. Все новокрещенные принадлежали к свите Персидского посла. Их уход, видимо, обеспокоил посла, и он в мае отправил в Петербург своего курьера «для собственных его покупок». Полициймейстерская Канцелярия тотчас же объявила секретно всем обывателям столицы, чтобы, «у кого есть в домах крещенные Персияне», содержали их скрытно, или, для лучшей предосторожности, вывезли куда из Петербурга в сторону. Из Монастыря они были вывезены в Царское, где и оставались до июля, когда были возвращены в Монастырь 2364 . Некоторые, 6 человек, были отправлены в Псковскую епархию 2365 . В 1746-м году игумен Московского Крестовоздвиженского Монастыря Феофил (Краснопольский) вспоминал, что несколько лет назад он в Александро-Невском Монастыре «обучал грамоте и вере Христианской присылаемых из Дворцовой Конторы Турков, Арапов и Персиан» 2366 . Еще при Петре Великом возник вопрос об учреждении миссии среди Астраханских Калмыков. Решено было послать с принявшими православие ханским внуком Петром Петровичем Тайшиным походную церковь со священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Далее идут опровержения мест, несогласных с священным писанием. М.Грек замечает, что в сказании Ира получает благовестие от звезды в языческом храме, зачинает и рождает жизнь, но это противоречит Евангелию Луки о том же относительно Марии и Иисуса: «и если так, – прибавляет он, – что Ира (Гера) благовествованная родила жизнь, то и Христос не от Девы, но от блудницы Иры и от корня Кроноса, Иры и Зевса бесов, а не от корня Авраама, Иессея и Давида праведных, сочтется. О, какое нечестие! Ира и Зевс по гнусным языческим басням, не только отродье Крона и Иры бесов и друг другу братия, но Ира является и супругой своему брату Зевсу по баснословию». Но, быть может, некоторые скажут, что Ира есть Мария. «О, нечестие и безумие вместе! Скажите мне, Бога ради, кто так мудрствует, от каких святых писаний завет имеете послушать бесов, учащих и устанавливающих божественные таинства»? Апостол Павел запретил духу свидетельствовать о себе и изгнал его из рабыни, и святые отцы запрещают слушать нечистых духов. Откуда взял Афродитиан, что истуканы радовались о зачатии Иры и говорили человеческим языком? О них говорится: «идолы сребро и злато, дела рук человеческих: уста имеют и не глаголют, очи имеют и не узрят» и т. д. ( Псал. 113:12–15 ). A если так, то какие же писанные книги это сообщают? персидские?, но книги персидские бесовским духом писаны, бесовские источники суть, а не израилев, и разве могли бесы предсказывать о том, что было «скрыто от выше мира стоящих, земных и умных сил». Притом, у греческих мудрецов есть известие, что за 40 лет до Р.Х. замолчала, бесовская кумирница, многообразно волхвовавшая и прельщавшая род человеческий (т. е. Пифия), и если это произошло «божественным повелением и силой» с такой известной кумирницей, то как истуканы у персиян могли радоваться, играть и пророчествовать о тайне воплощения? «не красна песнь, говорит писание, в устах грешников». Да и зачем радоваться врагам божиим о таком деле? При этом, М.Грек указывает на несогласие сказания о появлении звезды (в кумирнице над источником) с повествованием Евангелия (на востоке), и относительно беседы волхвов с иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

II, стр. 70), «в средине иконы церковь с колоннами, при основании которой кругом род свода; над церковью Христос, и Его Дух Святый нисходит на нее в сиянии; внизу изображение геенны; кашидьяри 97 с очень большим носом держит в руке лук и стрелы, подле него множество персиян в кисейных тюрбанах с луками и стрелами стреляют на церковь ; толпа франков в своих шляпах и костюмах с ружьями и пушками, из которых они стреляют; все ведут брань против нее» [вып. II, стр. 71]. Иконы этой теперь в соборе нет и о подобном изображении св. Софии не упоминается у Д. Г. Филимонова в статье: «София, премудрость Божия». Надо полагать, что такой иконы не сохранилось 98 . Но всё-таки остается возможность ознакомления с археологическою стороною ее отчасти по изданию рисунков, исполненных Ф. Г. Солнцевым, отчасти по описанию, сделанному очевидцем реставрации фресок Киево-Софийского собора прот. Скворцовым. Последний, описывая эту роспись, говорит, что она выражает собою идею ипостасной Премудрости Божией. Проф. Покровский говорит, что идея Софии недостаточно определенно истолкована в памятниках письменности; однако, признает вышеприведенный взгляд широким, а исходную точку зрения автора считает неверной. Кроме главной алтарной абсиды, в Киево-Софийском Соборе находятся еще четыре: в северной, ближайшей к главной абсиде, представлены события из истории ап. Петра; в южной – события из жизни Богоматери: зачатие (встреча и лобзание Иоакима и Анны у городских ворот), Рождество Богородицы (сюжет скомпонован по образцу Рождества Христова: св. Анна лежит в постели, возле нее три женские фигуры с сосудами в руках, внизу две бабки омывают Богоматерь в купели), Введение во храм (в сопровождении дев) и питание Богоматери Ангелом (Богоматерь сидит на верхней ступеньке галереи). Все эти изображения представляют единство, все относятся к жизни Богоматери и повторяют темы, подробно развитые в протоевангелии Иакова, а позднее в беседах монаха Иакова о девстве Богоматери. Но между миниатюрами бесед и указанными изображениями – большая разница, как в композициях, так отчасти и в выборе сюжетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010