2425 в польск.: moze rzec kaznodzieja– может сказать священник (в лат. тексте: уже может сказать священник); 2461 поблагодарив его (польск. podzikowawszy mu), далее следует перевод полонизма: челом ударя ему; 2495 Цесарь Доментиан – Домициан, римский император (81–96 гг.). Сюжет рассказа связен с его именем произвольно. 2498 в лат.: pro persona imperamoris(nepcohe императора), в С. ошибочно: oblubiency cesarskiej – избраннице (любовнице), в Б: obecnoci (вар.: osobie) cesarskiej; 2502 в польск.: obrusiech – скатертях, при переводе на русский передано сходнозвучащим словом «убрусех» – полотенцах; 2518 в рукоп. гаплографнческий пропуск текста, в польск. далее следует: Id c tedy cesarz tajemnie czasu pokoju па in gospod... – идя тогда цесарь в тайный час в покой другой господы...; 2528 Дарий король... – Имя Дарий носило несколько персидских царей; кто упомянут в этой фантастической истории, установить нельзя. 2555 Але Юнотас... уздровил. – Известие об излечении «фриерки» – добавление польского переводчика, в латинской версии «фриерка» умирает. 2612 в рукоп. гаплографический пропуск, в польск. далее следует: onego ricerza z dou, takie Syn Bozy powrozem... – оного рыцаря из ямы, так же Сын Божий поврозом...; 2636 перед господином своим искупил вину (в польск.: panu swemu dosy uczyni, в лат. domino suo satisfaciat); 2647 Макробиуш славнейший, деянием описатель – Макробий, римский грамматик первой половины V в., автор нескольких сочинений. Здесь подразумевается его компиляция «Сатурналии», диалог, содержащий богатый культурно-исторический материал (история, мифология). 2673 в польск.: przez grzech, który uczyni przeciw przykazaniu bozemu – через грех, который совершил вопреки приказанию Божию; 2675 в рукоп. гаплографический пропуск, в польск.: А jako piecz wyraa swe wyobraenie na wosku, takie Bog wyrazi swe wyobraenie w Adamie – и как печать проявляет свое изображенье на воске, так же Бог проявил свое изображенье во Адаме; 2693 оправдание, искупление вины (в С.: docy uczynienie, в Б.: docyuczynienie. в лат.: salisfactijntm);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Те бо суть сынове храбры кречаты в ратном времени и ведомы полеводцы под трубами, под шеломы злачеными в Литовской земле. Молвяше Андрей Олгордовичь своему брату: Брате Дмитрей, сами есмя себе два браты, сыны Олгордовы, а внуки мы Доментовы, а правнуки есми Сколомендовы. Зберем, брате, милые пановя, удалые Литвы, храбрых удальцов, а сами сядем на добрые кони своя, и посмотрим быстрого Дону, испытаем мечев своих Литовских о шеломы Татарские, а сулиц Немецких о боеданы бусорманские. Середина слова князя Дмитрия несколько иначе: – Уже бо брате стук стучить, а гром гремит в каменом граде Москве: что, брате, стучит великая сильная рать в. к. Демитрея Ивановича и брата его князя Владимера Андреевича. Гремят удальцы Руские злачеными доспехи и черлеными щиты Московскими. Седлай, брате Андрей, свой добрый конь, а мой готов оседлан. Выедем, брате, и пр. V. Уже бо, брате, (ветри) возвияли по морю на усть Дону и Непра, прилелеяша (а не прилеяша, как написано по ошибке) тучи на Рускую землю, из них же выступали кровавые зори, а в них трепещутся сильные молыньи. Быти стуку великому по реке Напряде межи Доном и Непром, пасти трупу и пр. А идуть Хинове поганыя к Русской земли. И притекоша серые волцы от усть Дону и Непра, и ставши воют, на реке хотят на Мечи поступити в Рускую землю. И то были не серые волцы: приидоша поганые Татаровя, хотят пройти воюючи всю Рускую землю. Тогда гуси возгоготали и лебеди восплескаша крылами своими. Поганый Мамай пришел на Рускую землю, и воеводы своя привел. А уже беды их пасоша, птици крылати под облак летят, вороны часто грают, а галицы своею речею говорят, орли хлекчють, а волцы грозно воют, а лисицы на костех бряшуть. Руская земля, то первое еси как за царем за Соломоном побывала.... то уже соколи Белозерстии и ястреби хваруются, от златых колодиц, и пр. Что именно пропущено здесь, в том месте, где поставлены точки, видно из списка Кирил. То уже соколи.... возлетеша под синее небеса, возгремеша злачеными колоколы на быстром Дону. Вслед за этим: – Тогда к.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

“Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!” ( Иов.1:21 ). И написали ему в печали и слезах: “Если с тобой все произошло по воле Господа, чадо наше любимое, приди к нам как есть, дабы увидели мы твое Богом просвещенное лицо и насытились твоим красным пригожеством, так исторгнешь ты многие печали из сердец наших и остановишь многослезные источники в очах наших. Приди, Богом посланный нам свет и небесный зрак, проявившийся на истинном солнце Христа, любителя твоего, за которым ты с измала изволил последовать. Приди, Богом посланная утеха наша; приди к нам, палица старости нашей, дабы тобой подперлись в Боге и, приняв крепость через тебя, последовали с тобой, любимое чадо, к любителю твоему, Христу. Приди, радость наша душевная и сердечная, возрадовал ты нас при своем рождении Духом святым неизъяснимой радостью и сейчас обрадовал созерцанием твоей святой красоты, дабы насмотрелись мы на ангельский образ, который ты носишь, и стали, твоими святыми молитвами, сообщниками в царстве небесном, которое ты изволили искать, оставив царство земное. Приди, сретчик апостола, Богом избранный слуга Отца и Сына и святого Духа, дабы по заповеди безначального Отца, страшного и святого, и по изволению единочадного Сына его, рожденного от Отца до Даницы и до небес и земли, преклонившего безмерные выси и сошедшего на землю ради нашего спасения, дабы утехой и силой пресвятого и животворящего Духа облечь в страх Божий и нас и наше наследство Божье твоего отечества, дабы все мы жили с Господом нашим, служа Отцу и Сыну и святому духу, в бесконечных веках, аминь”. И послали ему много золота, одно – на потребу любимому чаду своему, другое – на раздачу святым церквям и убогим. И он, второй Кирилл 19 , Богом поднятый, сам семя Божье, посеянное святыми родителями своими, проросшее по воле Божьей, неоскудно рассеивал имение родителей своих и сеял на Святой Горе и в преднебесных селах; святой Дух силой своей безмерно наполнял хранилище добра самим Господом, ради тех, кто его любит, и кто творит волю его; и на западе, в отечестве его, росла добрая вера в сердцах правоверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Христолюбец, служивший им, удостоился превеликой благодати, поднеся великие труды: идя по пустыне, а он всегда своими ногами ходил пешком; потом в монастырских работах, и еще в духовных трудах, всегда неизменно постясь. Из-за тех великих подвигов вселилась в его сердечные утробы болезнь; из-за великого воздержания сохла его утроба, и болезнь вселилась в него и не оставила до конца; с молодости был здоров телом, но теми болезненными трудами получил жизнь без боли. Когда цвел он прекрасноликой молодостью и когда держал истинное подобие черноризного чина по всей Святой Горе сиял он святой жизнью подобно солнцу. Верьте мне, братья и святые отцы, что сказали мне первые чернецы, которые вначале с ним жили и видели жизнь его в полноте; называли его бестелесным ангелом, который нес такой духовный подвиг и так приблизился к Богу постом и святыми молитвами, что воскрешал мертвых, но творил не только чудеса. По своему великому смирению, сторонился того, дабы на земле не прославили его, пока Боге не прославит на небесах. Добрые дела этого боголюбца и трудолюбца неизмеримы и бесчисленны, мы, по-земному, не можем легко их понять, они известны только знатоку сердец и провидцу тайного, Богу, который и нашему непониманию дает свою силу. Ибо помаять о тех, кого Бог избрал, с похвалой остается в веках. Святопевец сказал: “Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!” ( Пс.105:3 ). Он все дни жизни положил, заботясь о том, как угодить Христу и за его истину, неся душевную печаль о спасении души своей и разлучении; всегда направлял душу свою на добрую мысль, всегда держал перед глазами будущие испытания и рассказ о сердечных мыслях и телесных делах и словах, и радость этой жизни менялась на великую печаль, а скорби и печали изменялись на великую радость. Все это прозрел богоумными очами, непрестанно придаваясь рыданию сердца и плачу очей, всегда желая веселым ликом и цветущим лицом, неизъяснимой радостью и светлой душой и чистыми очами увидеть Бога, который восседает в великой славе на суде, и у него принять утешение и награду бесконечной радости и неизъяснимого веселия в будущем веке, и о том старался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Оба – богатые ризницы света, которые обогатили свет святым крещением и божественным учением. Оба – граждане высшего Иерусалима и богозрачные светила, которые богомысленными очами прозрели будущие сокровища и вечную жизнь. Оба явились Владыке своему более чистые, чем золото, ибо ради их честной жизни Христос вселился в их прекрасные души, по обещанию своему: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” ( 2Кор.6:16 ). Оба великим смирение и чистым истинным покаянием стали белее снега, будучи детям своим истинный пример, да непрестанно ищут они истиной жизни небесной. Оба – земные ангелы, небесные люди, парящие в небе орлы, которые своим преподобием и великим воздержанием взлетели в небесные выси. Оба – светлодушные светильники, которые реками слез окрылили святые молитвы и взлетели к Христу, которого возвеличивали на земле и на небесах, и приняли от него самую большую благодать, доброту, сохраненную теми, кто убоялся его. Оба всей душою вышли на поиск добродетеля своего Христа, отклонили всякое благо, кроме него, воистину обновили в себе знак истинного Бога своего. Оба – блаженные слуги с неспящими очами во все часы, ожидающие Бога своего с чистой верой; зажгли они не только свои восковые светильники, но и сами просветились разумом речи Божьей и очистили души свои добрыми делами, презрели видимую жизнь, глядя умными очами на тот вечный бесконечный мир, украсили природу свою заповедью Божьего евангелия, исправив свои обычаи по апостольскому учению, прияв страх вечного суда Божьего, всегда держа пред очами своими смерть свою, с прозрением всего земного пречистились этой жизни, а все свою жалость бросили на Бога с надеждой; будто два светильника, которые богозрачно сияют Владыке своему в боголюбивых сердцах своих, держа речь жизни и управляя ей по правде Божьей, истинные служители Христа. VII. О том, как пребывал святой Савва монах в затворе и о преставлении преподобного отца нашего Симеона Пока подвязались в этом святые и непрестанно совершенствовались, боголепный и Богом избранный монах кир Савва, по действию святого Духа, смотря богомысленными умными очами на пресветлую светлость, думал о большем; наученный жить в единении с Христом, никогда не оставляя его, непрестанно шел за ним, т. е. за святыми заповедями закона Божьего. Ибо “Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем” ( Пс.118:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Приди к благодетелю чада своего, о чьем рождении известил тебя Дух святой. Приди, уподобясь человеколюбивому пастырю, который оставил не только девяносто девять в горах небесных, но оставил тысячи и тысячи и еще больше бесчисленного воска и сошел, преклонив небеса, и стал искать заблудшую овцу, нашел ее и выхватил из горла смертоносного лютого зверя, дьявола, взяв на свое раме, принес Отцу своему, и оставил ее меж стада овец своих. И ты, господин мой, приди, ведомый Духом святым по божественному пути и по малой моей тропе, постарайся и найди плод многолюбивого сердца твоего. Приди и помоги мне, и спасемся мы и примем сокровища, Господом нам обещанные, и покажем добрый путь стаду нашему и всем, кто любит Бога и желает наследовать истинную жизнь. Приди, сверстник праведников, что с самого начала угодили Богу: Авраама, Исаака, Иакова. Приди, уподобясь Богом благословленному Иакову, который пошел в Египет ради своего прекрасного чада Иосифа и который с Богом вместе накормил весь Израиль в Египте и многими слезами омыл святые его седины и утолил многодневное жалостное рыдание многолетней старости святого Израиля, который и не думал, что радости ждут его после лишений, но всегда горел Духом святым и теплыми слезами орошал святые образы Божьего самовидца, которого весь мир не был достоин ( Евр.11:38 ), чрез которого весь свет обновился, ибо Христос родился от его святого семени. Богоносные други, прекрасный Иосиф с богоизбранным отцом своим Иаковом, были раздираемы горем, еще не зная исконного Божьего смотрения любимого чада, посланного пред ним, ради возращения всего Израиля 23 . Но тот, кто живет в Иосифе, и кто отвел его в Египет пред лицо отца своего Израиля, он и меня послал пред твое святое лицо, дабы Бог в тебе прославил свои чудеса, дабы назвался ты другим новым Израилем и обновил чад своих Духом святым; и паства твоя Богом взращенная будет избранницей Божьей 24 , и Бог прославится в них ради твоего превеликого смирения, ибо ты Христа ради оставил выси, пришел на Святую Гору и всем показал добрый путь боголюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Заключение Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Результаты нашего исследования подтверждают правильность взглядов тех ученых, которые полагали, что, несмотря на раскол Церквей в 1054 г., отношения православных славян с их католическими славянскими (и неславянскими) соседями в целом определяла взаимная терпимость. Однако можно отметить, что уже в то время между состоянием этих отношений в Восточной и Юго-Восточной Европе существовали отличия. В кругах древнерусского православного духовенства и в кругах духовенства западных соседей Руси религиозная нетерпимость к представителям другой конфессии получила вполне определенное выражение, хотя во 2-й половине XI–XII вв. она еще не могла подчинить себе все общество и серьезно повлиять на развитие отношений между соседними государствами. Препятствовало этому, в частности, сознание общехристианской солидарности перед лицом язычников и мусульман. В южнославянском мире (если не учитывать позицию духовной иерархии на болгарских землях, следовавшей установкам, принятым в Константинополе) не удается выявить какие-либо проявления конфессиональной нетерпимости в рассматриваемый период. Важным фактором, способствовавшим смягчению отношений, была общность не только литературного языка, но и фонда письменных памятников, которые влияли на формирование религиозного сознания и православной, и католической части южных славян. Играла определенную роль и провизантийская политическая ориентация латинского духовенства городов на Адриатическом побережье. Положение о том, что в южнославянском обществе в целом не было враждебного отношения к латинянам, может быть подкреплено ретроспективным анализом более поздних источников: благожелательные высказывания о римском престоле в написанном на Афоне Доментианом в середине XIII в. Житии Саввы Неманича дают представление о религиозной ориентации сербского монашества более раннего периода. Имело значение и то, что латиняне неоднократно оказывались политическими союзниками южных славян в их борьбе с экспансией Византийской империи. Эта разница исходных условий объясняет многое в последующей эволюции межконфессиональных отношений в разных регионах Европы; становится понятным, почему прежде всего на южнославянской почве предпринимались и оказывались наиболее эффективными попытки заключения церковной унии с Римом.

http://sedmitza.ru/lib/text/442961/

Начнем с мнимых окружников. У нас было уже в свое время сообщено, что в Гуслицах, в деревне Курской и Коровине, они, под покровительством Арсентия Морозова, просто отбили у противуокружников их общественные молельни и водворили там своих попов. Теперь, ободренные успехом, они делают попытку обратить в окружники противуокружников села Хотпич. В этом селе сгорел у противуокружников молитвенный дом; по неимению средств, выстроить новый дом они затрудняются. Этим обстоятельством и воспользовались некоторые ревнители древлеправославия, принадлежащие к числу мнимых окружников: они предлагают на свои средства выстроить в Хотпичах молитвенный дом цротивуокружникам, рассчитывая через такое благотворение перетянуть их в окружники. Разумеется, в этом деле принимает большое участие тот же Арсений Морозов. А для вящшего успеха в отклонении противуокружников от подчинения их архиереям и попам прибегают ко лжи и обману, – именно рассылают по разным обществам старообрядцев копии с ложной соборной грамоты, якобы изданной противуокружническими епископами, в которой, как, наверное, помнят наши читатели, первые пять российских патриархов объявлены еретиками, что, разумеется, должно каждого старообрядца отвратить от дерзновенных, якобы издавших такую грамоту, и склонить на сторону окружников. Разумеется, и сами окружники хорошо знают, что такой нелепой грамоты противуокружнические архиереи совсем не издавали, что ее сочинил и пустил в ходе их же окружнический епископ Анастасий Измаильский, навсегда опозоривший себя этой бессовестной подделкой, – и однако не стыдятся распространять ее. Этим недостойным делом занимается даже сам секретарь Совета – Перетрухин. Противуокружников это крайне раздражает, – они негодуют и на Савватия и на Перетрухина. Под влиянием такого негодования противуокружнический епископ Иов разослал предложение всем своим попам, чтобы неуклонно следовали прежде изданному постановлению – принимать мнимых окружников не иначе, как третьим чином, а не следовавших сему постановлению двух попов, Иакова Коломенского и Доментиана Гуслицкого, снисходительно относившихся к мнимым окружникам, подверг даже наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

С. 99-105; В. Дoмehmujah: Српски XIII. в. Земун, 1897; П. Жumuja српских светаца као извор ucmopujcku. Београд, 1897; Murko M. Zur Kritik der Geschichte der älteren südslawischen Literaturen: An die Leser des «Archivs aur slawische Philologie». Laibach, 1911; М. Из старе српске Београд, 1911; Свето Писмо у нашим старим споменицима/Изд. Ст. Д. Глумац. Београд, 1932; Д. je ли Дoмehmujah био ученик Савин и сапутник му по светим местима?//Гласник Jyrocлobehckor Професорског друштва. 1933. 13. Св. 7. С. 933-935; он же. Ко je саставио Похвалу св. Симеону, сачувану у Дoмehmujahoby Животу св. Симеона//ГСКА. 1938. 159. С. 1-181; В. oдhoшaju бuorpaфuja Стевана зб. Београд, 1936. 1. С. 1-40; П. Дoмehmujah//NKjUФ. 1959. 25. Св. 3/4. С. 209-225; Schmaus A. Die limeramurhismorische Problematik von Domentians Sava-Vita//Opera slavica. Gött., 1963. Bd. 4. S. 121-142; Зhaчajhuje nojabe и писци у cmapoj cpnckoj Београд, 1972. С. 11-30; Кашанин М. Српска у ср. веку. Београд, 1975. С. 152-177; Д. Кратко жumuje св. Саве//ЗбMCKJ. 1976. 24. Св. 1. С. 5-32; С. Лик св. Саве у Дoмehmujahoboм Животу и подвизима архиеп. све српске и поморске и преподобног оца и богоносног наставника Саве//«Сава - св. Сава: Ucmopuja и науч. скуп. Београд, 1979. С. 215-221; Hafner S. Domentijans geistliche Rhetorik und das Slovo o zakone i blagodati des Metropoliten Ilarion//Anzeiger für Slavische Philologie. Wiesbaden; Graz, 1983. Bd. 14. P. 39-50; Р. Дoмehmujahob опис преноса мoшmujy св. Саве из Трнова у Милешеву//Милешева у ucmopuju српског народа. Београд, 1988. С. 121-135; она же. Запади и истоци Растка - по Дoмehmujahy//Научни састанак слависта у Вуковедане: Реферати и Београд, 1991. 20. Св. 1: Сеобе и изгнанства као тема у jyrocлobehckuм С. 5-13; j yxac-Гeoprujebcka Владислав у cpnckoj у ucmopuju српског народа. Београд, 1987. С. 17-25; она же. Дoмehmujah и архиеп. Данило II//Архиеп. Данило и доба. Београд, 1991. С. 237-243; М. Естетика царства небеског у Дoмehmujahobuм жumujuмa//Српска Buзahmuja/Приред.: Б.

http://pravenc.ru/text/178799.html

Однако следует подчеркнуть, что, кроме «небиблейского» настроя нашей современной культуры (в новое время даже и систематически антибиблейского), работа по изучению Священного Писания не прекратилась. Среди тех, кто серьезнее занимался изучением и толкованием Ветхого Завета в конце XIX и начале XX века, следует упомянуть, в первую очередь, епископа Иринея (Чирича) . Хороший знаток еврейского и греческого языков, епископ Ириней Бачский написал достаточное количество работ в исагогическо-экзегетической области, одновременно переводя отдельные тексты Ветхого Завета с еврейского и греческого языков. Ириней переводил и толковал паримии, отдельные псалмы, Книгу пророка Амоса, Книгу пророка Захарии, написал введение к Книге Судей и т. д. 597 Кроме того, вопросами Ветхого Завета занимался приблизительно в то же время и А. Живанович , но более популяризаторским способом 598 . Это же относится и к Бельке Мирославлевичу 599 . Особую роль, особенно в наших церковных школах, сыграла и работа протоиерея Стева М. Веселиновича о Законским кньигама Старог Завета [ Книгах законов Ветхого Завета ] (Белград, 1908), как и работа протосингела Доментиана о Пророчким кньигама Старог Завета [ Пророческих книгах Ветхого Завета ] (Белград, 1908) 600 . Это, в сущности, учебники по богословию, с введениями и краткими толкованиями мессианских мест. Практически и до сегодняшнего дня они остались единственными доступными справочниками для первоначального ознакомления с книгами закона и пророческими книгами. После Первой мировой войны изучением Ветхого Завета у нас занимался Тихомир Радованович (впоследствии епископ Захумско-Герцеговинский Тихон). Он был первым, кто у нас написал Общее и Специальное введение в Священное Писание Ветхого Завета в современном смысле слова ( Л EK ци jE из Светог Писма Старог Завета по предаваньима дра Тихомира Радовановича [ Лекции по Священному Писанию Ветхого Завета на основе курса д-ра Тихомира Радовановича ]. Белград, 1930. В конце его лекций находится и толкование Книги Бытия, 12, 4). Радованович написал и Истори jy превода Старог Завета [ Историю перевода Ветхого Завета ] (Белград, 1929) 601 . Кроме Тихомира Радовановича, следует упомянуть и профессора Душана Глумаца 602 , написавшего Библи j ску Археологу [ Библейскую Археологию ] (Белград, 1954) и ряд исагогическо-экзегетических статей на ветхозаветные темы 603 . Преемником Глумаца на кафедре Ветхого Завета был недавно умерший профессор Милош Ерделян . Ерделян был хорошим знатоком западной литературы по вводным вопросам из Ветхого Завета. Из всех прежних ветхозаветников у нас он был самым радикальным в применении и принятии результатов западной библейской науки при решении исагогическо-экзегетических проблем. Из его изданных работ самой значительной является та, где он объясняет отрывки из Книги пророка Исаии Девтероисаи j е [ Второисаия ] (в которой говорится о Рабе Господнем: Главы о Рабе Господнем у Ис. 40–55 . Белград, 1941) 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010