Доментий III, дядя автора по отцу, был Католикосом во время Вахтанга VI (он же Кайхосро) и прославился ревностью в пользу церкви, гонимой турками и персами. Турки взяли его в плен и сослали на остров Тенедос или Бохчада; выкуп его из неволи стоил огромных вздержек. В Афонском Иверском монастыре г. Иосселиани видел Греческое Евангелие в богатом серебряном окладе, на заглавном листе которого находится такая надпись: «Пожертвовал св. Евангелие сие в Лавру надежды нашей портантской Богоматери, во спасение души моей и в избавление православной Грузинской церкви от рабства иноплеменных, я смиренный Католикос Доментий, во время плена моего в Бохчаде; и вы, святые отцы, стоящие на страже у Богом избранной обители, сотворите молитву обо мне грешном» 14 . В Тифлисской метехской церкви находится вышитая на шёлковой материи икона, которую царь Георгий XIII носил в рядах своего ополчения, как знамя; на ней был изображен Дементий, молящийся в коленопреклоненном положении. Мдиванбег Мзечабук Орбелиани, человек остроумный и красноречивый, при взгляде на изображение Католикоса, произнес: «Удивляют меня глава, ноги, сложенные изящно; стан, стройный как кипарис, агатовые очи, уста, сомкнутые молчаливо рубиновою дверью ограждения (губы)». Уверяют, что Доментий был мужчина редкой красоты. Арсений Ниноцминдский жил во время Баграта Гургенова сына (1014 г.). Приняв монашество в Иерусалиме, он был оттуда вызван и возведён в сан Ниноцминдского (в Кахетин) епископа; умер на Афоне и погребён в Иверском монастыре. Он переложил с Греческого: «Богословие Иоанна Дамаскина » – одно из сочинений Григория Нисского и метафрасы или духовные песни в честь святых. Иоанн Бовнели или Болнисели жил в царствование Баграта III (1008–1014); он со своим учеником Киприаном, епископом Самтависским, перевёл с Греческого на Грузинский язык «Требник». На старинных печатных экземплярах этой книги выставлено имя только одного Киприана; в древних же рукописных Требниках, виденных г. Иосселиани на Афоне, названы имена обоих переводчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Картлийский царь Вахтанг V Шахнаваз, несмотря на то что он принял ислам, проводил политику укрепления царства и Церкви: после смерти патриарха Христофора II (1660) Церковный Собор избрал патриархом двоюродного брата царя Доментия III (Мухранбатони) - «человека достойного, который много сделал для восстановления церковного порядка и укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. Новая КЦ. С. 440; Вахушти Багратиони. История. 1976. С. 454). Им была построена большая церковь в с. Мчадиджвари, восстановлен собор Анчисхати в Тбилиси и пристроена колокольня. После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим. В 1678 г. при поддержке царя Георгия XI патриархом был избран Николай IX (Амилахвари) . Царь проводил независимую от Ирана политику: фактически контролировал шахского ставленника в Кахети Бежан-хана, вел переговоры с Османской империей. Иран. шах отстранил Георгия от власти и посадил на Картлийский престол выросшего в России Ираклия I (Назарали-хан, в России - царевич Николай). Католикос Николай, отказавшийся признать царя, был смещен: на созванном Ираклием I Соборе католикосом был избран дядя Ираклия, Руставский митр. Иоанн X (Диасамидзе) , его преемником стал племянник Иоанна и двоюродный брат царя Евдемон II (Диасамидзе) . Во время Патриаршества Николая бандой лезгин (леков) были замучены Гареджийские преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел вместе с др. насельниками Гареджийской лавры св. Давида. Изрубленные куски тел мучеников захоронили на юге от могилы св. Давида Гареджийского. Восточногрузинская Церковь в XVIII в. В 1705 г. по инициативе Вахтанга VI (джанишин Картли; 1703-1714; царь Картли; 1716-1724) был созван Церковный Собор, сместивший Евдемона и избравший на Патриарший престол вернувшегося из России Доментия IV (Багратиони) ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 481). Он активно участвовал в мероприятиях Вахтанга, направленных на укрепление груз. государственности и развитие груз. культуры. Так, в нач. XVIII в. было разработано новое законодательство, при поддержке румын.

http://pravenc.ru/text/638558.html

1959. С. 425). В 1648 г. Ростом одержал окончательную победу над своим соперником Теймуразом I (царь Картли и Кахети в 1623-1632); посредничество католикоса-патриарха позволило Теймуразу I мирно отступить в Зап. Грузию. Под влиянием супруги, царицы Мариам Дадиани, Ростом проявлял заботу о Церкви, восстанавливал храмы, а также разрушенный купол Светицховели, сведения о чем сохранились в надписи на храме 1656 г. ( Иоселиани. 1843. С. 205), оказывал собору материальную помощь. Однако гос. и общественные функции М. К. по-прежнему оставались ограниченными, католикос-патриарх был отстранен от участия в гос., общественных, школьных делах и т. д. При Вахтанге V Шах-Навазе (1658-1676) католикосом-патриархом по избранию церковного Собора 1660 г. стал двоюродный брат царя Доментий III (Мухранбатони; 1660-1676), «человек достойный и многое сделавший для укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 440). Пользуясь покровительством царя, Доментий III старался возродить в обществе христ. веру и поднять на должную высоту моральные устои ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 454). После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим в течение 2 лет. В 1678 г. католикосом-патриархом был избран Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695), ставленник царя Картли Георгия XI (1676-1688). Предстоятель был деятельной личностью и хорошим организатором, он продолжил начатое предшественником возрождение М. К., многое сделал для упорядочения управления и материального обеспечения Церкви, восполнил б-ку М. К., заново зарегистрировал архивные документы (ПГП. 1970. Т. 3. С. 589-592). Католикос-патриарх был сподвижником Георгия XI, который проводил независимую от Ирана политику: стремился соединить груз. земли, собирал единомышленников, вел тайные переговоры с папой Римским Иннокентием XI (1676-1689), одновременно в пользу своего брата, бывш. царя Имерети Арчила II, налаживал отношения с Османской империей. Николай IX присутствовал при встрече царя с кахетинскими тавадами (князьями), к-рые присягнули царю на верность (НЦРГ. Hd 2159), отправил письмо патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову ; 1674-1690), где сообщил о бедствиях страны и просил оказать помощь Арчилу II ( Татишвили. 1959. С. 185). В 1688 г. шах лишил Георгия XI картлийского трона и отдал его выросшему в России кахетинскому царевичу Ираклию I (1688-1703; в России был известен как царевич Николай). Николай IX был смещен с престола, на его место посадили дядю нового царя со стороны матери, Руставского митр. Иоанна X (Диасамидзе ; 1688-1691, 1695-1700). В 1692-1695 гг. Георгий XI отвоевал трон, и Николай IX ненадолго вернулся на Патриарший престол. Предстоятельствовавшие в период царствования Ираклия I католикосы-патриархи Иоанн X и Евдемон II (Диасамидзе ; 1700-1705) не проявили себя как гос. и церковные деятели; в М. К. скопилось множество нерешенных дел, касавшихся организационной и материальной сфер, школьного дела и кахетинского вопроса, осложнившегося после нашествий шаха Аббаса II.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

12 Георгий – первый этого имени из Багратндо- Имеретннской династии, царствовал 3 года и умер в 1392 г.; отец его Александр 1, царствовавший 47 лет, умер в 1389. См. Статистич. Очерк и Груз. династии, Академика Броссе. 13 Это, должно быть, Константин III, который, как видно из Генеалогической таблицы Грузинского царского Дома, составленной по Вахушту и приложенной к Кавказскому Календарю на 1853 год, царствовал с 1469 по 1505 г.; в очерках г. Броссе начало царствования его полагается с 1503 г. Вообще не можем не указать на значительную разность лет, приводимых нами в настоящем Обозрении, с летами, указанными в очерках ученого Академика. 14 В бытность свою в Петербурге Антоний представил Св. Синоду две грамоты на его имя от Патриархов Антиохийского Сильвестра и Иерусалимского Парфения. Из них первой, от 1-го сентября 1749 г., дается знать ему, «Что дядя его Доментий занял в Стамбуле 4500 левов (лев или пиастр составляет 5 к. сер.) и долг этот до сих пор не уплачен; о чем писано и в Имеретию, откуда хотя присланы через диакона Иоанна-живописца 17 пленных жидов (?) и одна золотая ваза, но это не могло удовлетворить всего долга, так как Доментий должен был и Французским торговцам». Другая грамота, от 8-го сентября 1755 г., о том же предмете. 15 Додо – основатель монастыря своего имени, был ученик св. Давида Гареджийского, одного из XIII Сирийских отцов. 16 За Николаем Мровельским следует Иларион, о котором мы уже упоминали выше (см. стр. 19). Антоний посвятил ему два слова, из которых одно и помещено в V части, а другое здесь. В дополнение к сказанному об Иларионе присовокупляем, что в Фессалоникском храме св. Димитрия, обращенном Турками в мечеть, находится изображение его, с подписью: Иларион Ивериец. 17 Хахули – ныне село Турецкого владения, в Тортумском ущелье, близ р. Испири. Давид Куропалат построил здесь храм во имя Пресв. Богородицы; чудотв. икона Хахульской Богоматери, богато украшенная царицей Тамарой, находится в Гелате. 18 Одно из сочинений Арчила, под названием Арчилиани, по приказанию Его Светлости Князя Наместника, приготовлено г. Иоссслиани к изданию; со временем я намерен познакомить русских читателей и с этим сочинением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

569 Тихомиров Μ.Η. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII в.//Славянский сборник/Ред. В.И. Пичета. М., 1947. С. 125–201; Moshin V. О periodizaciji rusko-slovenskih knjizevnih veza, Slovo XI-X1I. Zagreb, 1962. S. 13–130; другая соответствующая литература. 574 Владимир Мошин считает, что в то время монастырь Св. Пантелеимона не получал никаких даров из Византии и властей на Афоне и держался лишь помощью русских князей. Поэтому нас не должно удивлять, что русский монах просил милостыню при дворе Стефана Немани (см.: Moshin V. О periodizaciji... S. 62). 583 Доментиан перечисляет четыре молитвы Саввы, а Феодосии умалчивает, не приводит ни одной молитвы (см.: Молитве св. Савве, приредио Драгиша. Ниш, Косовска Митровица, 2002). 584 Владимир Мошин считает, что сербские переписчики учились в русских скрипториях (см.: Moshin V. Operiodizaciji... S. 77). 586 Драгиша Свети Сирин и српска црквена юъижевност. Ниш, Косовска Митровица, 2003. S. 155–201. 587 Maksimovich К. Russo-serbian cultural contacts on Mount Athos, 5 Internacional Hilandar Conference. Beograd, Columbus, 2006. S. 183–191. 589 Еще одним доказательством может быть и влияние митрополита Киевского Иллариона на Доментиана, сербского писателя тринадцатого века (см.: Илларион. Митрополит Киевский и Доментиан, иеромонах Хиландарский/Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук, XIII, 4. М., 1908. С. 81–133). 590 Данилов Ученик. Житие Ариепископа Данила//Данилови Данилов ученик, други Даниловог зборника, приредио Гордон Мак Београд, 1989. S. 95–99. 592 Непознати Светогорац. старца писаца XIV, приредио Београд, 1986. S. 94. О житие см.: Мошин В. Житие старца Исайи, игумена русского монастыря на Афоне//Сборник русского Археологического общества в Королевстве Югославии, III. Белград, 1940. С. 125–167. 593 Светом Архим и Леонид, Стара српска писма us руског монастира Св. у Гори/Гласник СУД, VII, 1868. S. 231–287; С. Баконски споменици српских држава века. Београд, 1912. S. 504–528.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XV - нач. XVI в. на территории Сев.-Вост. Боснии в границах Зворникского санджака была создана Зворникская епархия. Одни ученые считают, что Зворник стал резиденцией правосл. епископа при основании санджака, другие - после завершения его адм. организации. Согласно сохранившейся в монастыре Папрача надписи, 1-м Зворникским епископом был поставлен еп. Феофан. Вместе со Смедеревским митр. Павлом он добивался независимости Печской Патриархии от Охридской архиепископии , за что на Охридском Соборе 1532 г. оба были отлучены от Церкви. На кафедру был назначен еп. Доментиан, но сведений о его прибытии к месту служения не сохранилось. Вероятно, еп. Феофан, проигнорировав решение Собора, остался на кафедре и вместе с митр. Павлом продолжил борьбу, т. к. на Соборе 1541 г. они были осуждены повторно. В Зворник был снова направлен еп. Доментиан, но на кафедре он так и не появился. После восстановления в 1557 г. Печской Патриархии Зворникская епархия в ранге митрополии вошла в ее юрисдикцию. В составе епархии в тот период были области Ядар и Мачва на правом берегу Дрины, на левом берегу - Сребреница, Зворник, Биелина, Соли и Грачаница. Патриарх Печский Макарий (Соколович) добился от султана разрешения на строительство и обновление церквей. Первым известным Зворникским митрополитом был Павел, упоминавшийся в 1561 и 1576 гг., затем - Георгий, Феодосий (1601, 1602), Гавриил (1627), Константин (1629), Лука, Вениамин, Исаия, Анания (1674). В 1690 г. митр. Герасим во время великого переселения сербов вместе с патриархом Печским Арсением III ушел в Австрию. После этого епархией управляли Дабро-Босанские, Валевские и Ужицко-Арильские епископы, один из них, Алексий (Андреевич), бежавший в 1737 г. в Австрию, носил титул «епископ Ужицко-Арильский и митрополит Зворникский». После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. серб. епархии перешли в юрисдикцию К-польской Патриархии, Зворникская епархия была объединена с Ужицкой и возведена в ранг митрополии, заняв 60-е место в списке епархий К-польской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/199675.html

Но всего тяжелее пришлось грузинам в самом начале XVIII столетия, когда магометане, подстрекаемые своим нафанатизированным духовенством, простёрли свои руки на самые святилища и захотели в самой столице православного царства осквернить Сионский собор, обратив этот пятнадцати вековой христианский памятник в мечеть, и чуть было не замолкли песни Сиона в Сионском храме. Султан турецкий Ахмед III в 1726 году дал приказание Исаак-паше Ахалцихскому обратить Тифлисский Сионский собор, подобно древнему константинопольскому храму св. Софии, в мечеть. Приказание султана подлежало исполнению в субботу Фоминой недели. В это несчастное для Грузии время тифлисским митрополитом был Доментий (из рода князей Орбелиани), повергнутый этим распоряжением султана в печаль и уныние. В таком критическом положении святитель Доментий, сопровождаемый сионским соборным духовенством, является к князю Гиви Амилахвари (1689–1754) прося его заступничества и помощи в деле избавления грузинской церкви и народа от поругания древней религиозной святыни многострадальной Иверии. Как глубоко религиозный и истинно преданный сын православной церкви, Гиви Амилахвари выступил в эту печальную годину самым сильнейшим защитником её насущных интересов, восстав против бесчеловечного распоряжения султана, просьбами и угрозой принудил Исаака-пашу отменить исполнение столь унизительного для православного народа и церкви фирмана султана. В ознаменование этого события выдана была князю Гиви Амилахвари грамота на поминовение его и его потомства в Сионском соборе ежегодно в субботу на Фоминой неделе. Следствием тяготевшего над Грузией турецкого ига было насильственное обращение в мусульманство ахалцихских грузин, из жизни которых нельзя пройти молчанием следующий эпизод. Ахалцихским пашалыком во второй половине XVIII века управлял могущественный Аджи-Ахмед-паша, который, как свидетельствуют, будучи тайно крещён, придерживался правил православной Христианской веры, в чём мусульманское правительство и подозревало его. Действия его в духе христианства обнаружились в то время, когда он в 1772 году построил в ахалцихской крепости мечеть по плану православной церкви, предсказывая, что Ахалцим некогда будет взять христианами, которые и обратят мечеть в православную церковь . За это предсказание паша был казнён своим правительством через отсечение головы, но оно действительно исполнилось с поразительною точностью в 1828 году 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ II католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (Грузинская Православная Церковь) (ок. 1738). Вступил на престол первоиерарха Вост. Грузии после кончины католикоса-патриарха Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) (1725-1737). Купчая грамота - единственный сохранившийся документ, в котором К. упомянут как католикос-патриарх («всей Грузии»), датирован 2 февр. 1738 г. (Документы. 1940. С. 274-275); автограф К. стоит между подписями Отара Алексишвили и Парсадана Цицишвили. В 1738 г., узнав о кончине католикоса-патриарха Виссариона, в Грузию вернулся Доментий IV (Багратиони) , возглавлявший Церковь Вост. Грузии в 1705-1725 гг. После отъезда в Россию в 1725 г. царя Картли Вахтанга VI (1716-1724) он оставил управление Церковью и уехал в Стамбул. Доментий IV вновь занял престол католикоса-патриарха и правил Церковью Вост. Грузии до 1741 г. На нескольких документах начиная с 1739 г. стоит подпись некоего «архиепископа Картли Кирилла». Поскольку о др. архиерее с таким именем сведений за этот период нет, мн. исследователи, ссылаясь на то, что в стране с установлением непосредственного правления сначала османов, затем персов (1723-1744) наблюдался определенный политический и церковный хаос, считают, что К. после возвращения Доментия IV был переведен на место архиепископа Картли и сведения из этих источников касаются именно его. Так, на документе от 5 марта 1739 г., отправленном католикосом-патриархом Доментием IV еп. Урбнисскому Николаю (Херхеулидзе; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Николай X ), К. поставил подпись в числе архиереев, представителей духовенства и светских лиц Вост. Грузии (ПГП. 1970. Т. 3. С. 742). По содержанию этот документ связан с другим, который был выдан католикосом-патриархом Доментием IV архиереям Картли и подписан в т. ч. и К. (Там же. С. 762). По мнению И. С. Долидзе , документ был составлен в том же 1739 г., однако ученый датировал его 1740-1741 гг. (Там же. С. 1187). Подпись К. как свидетеля стоит также под документом мон. Елены, отправленным архиепископу Алавердскому и датируемым 1746 г. (Там же. С. 791). Ист.: Документы социальной истории Грузии (XV-XVIII вв.)/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тбилиси, 1940 (на груз. яз.). Лит.: Качарава Э. Кириле II//Католикосы-Патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 121 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ см. Грузинская Православная Церковь. Часть I, Грузинская Православная Церковь. Часть II, Грузинская Православная Церковь. Часть III ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/1840401.html

Андроников Троицкий, в ... уезде, упразднённый. [III, 93.] Игум. Андроник , основатель, около 1660. 151 – Иоанн Дубинский в 1737 перев. в Домницкий. – Иосиф Манза , 1765–68, перев. в Клюсовский. – Гервасий , 1768–80. 22 Рябцевский Успенский, близ Стародуба, основан в 1693 г.; упразднённый. [V, 734.] Игум. Сосипатр , до 1766. – Патрикий , 1766–70. – Клеопа , 1771–76. – Емелиан , 1777–80. 23 Мутинский Златоустов, близ Конотопа, основан в 1718 г.; в 1730 г. обращён в женский (см. 12, Гамалеевский); упразднён в 1786 г. [V, 131.] Иг-нья Евагрия , 1765–68. – Минодора , 1768–78. – Евпраксия , 1778–80. 24 Пятницкий, в Чернигове, девичий, основан в XVII веке; упразднён в 1786 г. [V, 654.] Иг-нья Анастасия , 1661. – Мелания , 1684. – Доментиана , 1765–72. – Анна , 1773–86. 25 Новомлинский Успенский, в Сосницком уезде; упразднённый. [V, 345.] Иг-нья Магдалина , 1765–68. – Вера , 1769–78. – Серафима , 1779–85. 26 Печеницкий Успенский, от Стародуба 5 вёрст, основан в 1693 г.; упразднённый. [V, 541.] Иг-нья Евдокия , 1765–78. – Ираклия , 1778–86. 27 Батуринский Крестовоздвиженский упразднённый. [VI, 950.] Иг-нья Евгения , 1666, 74. Особые заметки Ист. Иер. III, 462. Быстрицкий. IV, 50. Добрянский. IV, 555, 56. Козелецких два. V, 32. Любецкий. Игум. Зосима , 1720. V, 44. Макошинский Покровский. V, 71. Мироновский. До 1750 мужской, а с 1750 женский (иг-нья Мария ). V, 106. Моромский. V, 726. Рувимовский. VI, 335. Суражицкий. VI, 732. Шуморовский. VI, 838. Яриловицкий. VI, 1033. Омбышевский. Разные Черниговского Богородичного игум. Ефрем , 1177 (Ипат. Лет., 119; Карамз., III, прим. 21). Игум. Дионисий (Ипат., 146). Черниговского свв. Мученик игум. Иоанн , 1231 (Карамз., III, прим. 369). Новгород-Северского игум. Уриил , 1654. Сильвестр , в янв. 1656. Кублицкого игум. Исаия , 1654. Батуринского Кирилловского игум. Феодосий , в февр. 1682. Сосницкого Спасо-Преображенского архим. Иоасаф Зотович . Стародубского Успенского строитель Киприан , в февр. 1634. Архим. Дионисий Галетовский (какого?) 1670.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

эти вещи были украдены; в описи, составленной уполномоченным Отдела по охране старины и памятников культуры Г. Ф. Бочоридзе, упоминаются только потир и звездица ( Бочоридзе. 2011. С. 308), к-рые ныне хранятся в ГМИГ (Q 777) ( Читишвили. 2014. С. 184). Успение Пресв. Богородицы. Рельеф тимпана зап. портала ц. Метехи. XIII в. Успение Пресв. Богородицы. Рельеф тимпана зап. портала ц. Метехи. XIII в. Вслед. иноземных нашествий к сер. XVI в. М. сильно пострадала. В эпиграфических и письменных источниках сохранились сведения о проведении реставрационных работ в М. На вост. фасаде церкви высечены две 7-строчные надписи, выполненные заглавным письмом асомтаврули . В них говорится о восстановлении купола при царе Картли Луарсабе I (1527-1556); здесь же упомянут надсмотрщик над каменотесами Сагир ( Отхмезури. 2003. С. 4-7). Реставрационные работы также коснулись фасадной части и интерьера церкви: были возобновлены своды, верхние участки стены и орнаментальное убранство ( Читишвили. 2014. С. 172). Во 2-й пол. XVII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676) построил киворий ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 490) и алтарную преграду ( Читишвили. 2014. С. 173), католикос-патриарх Вост. Грузии Николай IX (Амилахвари) (1678-1688, 1692-1695) обновил юж. фасад, о чем говорится в надписи 1687 г., исполненной письмом мхедрули на восточном фасаде церкви М. ( Отхмезури. 2003. С. 7-8). В грамоте (1687) Николая IX, данной собору Светицховели, сказано, что «обветшалый храм Метехи был обновлен» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 591). В XIX в., после упразднения автокефалии ГПЦ (1811), М. превратилась в приходскую церковь ( Бакрадзе. 1875. С. 102). В кон. 70-х гг. XIX в. богослужение в М. прекратилось. В нач. 90-х гг. XIX в. была создана комиссия по возобновлению М. под председательством предводителя дворянства Горийского у. И. Сулханишвили. Деятельное участие в работе комиссии принимал преподаватель Кутаисского ДУ и Тифлисского ДУ Г. И. Садзаглишвили (в 1917-1918 - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) ). В 1891 г. была обновлена фасадная кладка храма. 9 авг. 1898 г. М. была освящена экзархом Грузии архиеп. Карталинским и Кахетинским Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), литургию служили на грузинском языке ( Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 10; Село Метехи. 1898. С. 2; Читишвили. 2014. С. 177).

http://pravenc.ru/text/2563072.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010