После того как император Маврикий был убит (601 г.) , Фокой, осуществившим это, была захвачена императорская власть. Дела христиан были доведены им до таких бедствий, что многими распевалось, что, в то время как персы извне опустошают державу ромеев, Фока прилагает к этому еще более силы изнутри. 1 Это сделалось невыносимым для ромеев. Поэтому тогдашние правители Ливии, которые набрались смелости благодаря большому расстоянию, а также и потому, что им была вручена Маврикием стратигия (это были два брата – Ираклий и Григорий), договорились послать совместно сыновей (610 г.) с обоюдным условием, чтобы тот из них, который прибудет вперед, если сможет, захватил бы императорскую власть. И вот они послали морем Ираклия, сына Ираклия, снарядив большой флот из судов, заполненных командами из афров и маврусиев. 2 Никиту же, сына Григория, с многочисленным конным войском послали сушей. Ираклий, сопутствуемый счастливым жребием и нагруженный самыми благоприятными ветрами, опередил Никиту, благополучно приплыл в Византию и уже приблизился к захвату города. Крисп же, это был зять Фоки, который тогда занимал пост эпарха города ( τον του υπαρcου τηv πολεωv Jρονου) и был могущественным среди императорских людей, был враждебно настроен по отношению к Фоке, потому что был им всячески оскорбляем по причине низвержения его, Криспа, статуи. Дело в том, что как-то димоты из партий противоположных цветов 3 незаконно поставили ее наравне со статуей Фоки. 4 И он вступил на путь коварства. Уверяя обманным образом Фоку, что он трудится в его пользу, и подтверждая, что Ираклий пришел на собственную погибель, он в то же время содействовал Ираклию к лучшему осуществлению [его целей]. И окружающие Фоку зрители 5 сколь и граждане ( και οσον πολιτικον) восстали, ибо уже димоты из партии зеленого цвета [прасины] подожгли императорские помещения [кесарий] и возглашали о чужом царствовании. Но узнав о сильном наступлении на них войск Ираклия, они покинули императора и перешли на их сторону. Некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, так как его жену император некогда обесчестил, проникнув во дворец с множеством войска, тотчас же захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал его в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника Ираклию. Ираклий, увидев его, сказал: «Так-то несчастный, ты правил государством». Тот же ответил: «А ты намереваешься лучше управлять?» И сразу же Ираклий еще на корабле приказал подвергнуть Фоку казни мечом, затем отсечению членов, в тою числе правой руки от плечевого сустава, и повесить их на копья, а тело его протащить к так называемому форуму Быка 6 ( την του βοοv λεγομενην) и там его предать сожжению. [Ираклий] приказал. и Доментиола, брата Фоки, и Воноса, и Леонтия, хранителя императорской казны (ton twn basilikwn crhmatwn tamian), до конца поддерживавшего Фоку, казнить. Так это и произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Ивановой и Д. Кенанова [cxliii] . Ораторскому мастерству Григория Цамблака посвящены статьи П. Русева, В. Велчева, Д. Кенанова и др. [cxliv] В этом отношении, как ни странно, мало повезло литературному наследию святителя Киприана [cxlv] , хотя интерес к его личности и деяниям весьма устойчив в научно-исследовательской литературе. И почти совсем без внимания оставлено после Яблонского искусство построения текста, присущее Пахомию Логофету. Предпринимались также попытки сравнительного анализа стилистических приёмов, предпочитаемых книжниками эпохи «плетения словес». В этом отношении особенно важны наблюдения Р. Пиккио над изоколическими структурами [cxlvi] ряда славяно-русских агиобиографий, позволившие учёному выявить специфические особенности ритма и синтаксиса как «основных компонентов стиля», которыми отличается, в частности, творчество Епифания Премудрого от творчества Евфимия Тырновского и Доментиана Сербского [cxlvii] . При этом важно отметить, что у Епифания, как и у Евфимия, ритм текста был обусловлен его структурой, — рифмой, ассонансом, повтором логико-фонетических перекличек, логико-синтаксическими соответствиями [cxlviii] . Это очень важное, принципиальное отличительное свойство литературной манеры, в которой они работали. Что же касается Пахомия Логофета, то оценка его литературных трудов (в частности, рассмотренных здесь похвальных речей в их самостоятельных разделах) сквозь призму известных характеристик стиля «плетения словес» обнаруживает лишь довольно относительную, во всяком случае весьма умеренную их связь с данной литературно-стилистической традицией. И действительно, сравнение не доставляет дивидендов Святогорцу. Обычно его словесное искусство сопоставляют с авторским почерком Епифания Премудрого, ввиду, вероятно и прежде всего, общности агиографических интересов этих двух писателей. Так, ещё Д. С. Лихачев вслед за В. П. Зубовым отметил, что «стиль произведений Пахомия Серба более прост и лишен талантливой изощрённости Епифания» [cxlix] . Позднее свои довольно детальные наблюдения изложил В.

http://bogoslov.ru/article/1250151

Этим путем можно было легко загладить всякие грехи и освободиться от всяких обязательств. Производилось также совращение христиан несовершеннолетних. Особенное внимание обращали магометане на христианских мальчиков, выдававшихся красотой и телесной крепостью. Из Мингрелии, по свидетельству царя Теймураза, вывозили ежегодно на продажу в Турцию от 10 до 15,000 детей, из Гурии – от 10 идо 12,000 и по 120 детей самых красивых отсылали в подарок Султану для светлейшего его гарема и великому Визирю 103 . Пленопродавство старательно поддерживалось в западной Грузии турками 104 . Оно особенно сильно укореняется в Мингрелии и Гурии, обращается в обыкновенный промысел и служит для местного дворянства главным и богатым источником дохода 105 . Это печальное явление до того усилилось в XVI-XVII веках, что вызвало соборное постановление грузинских католикосов Малахии и Евдемона (1605 г.) 106 . В 1777 году владетель Гурии Георгий, вследствие настойчивого ходатайства католикоса западной Грузии Максима, издал, согласно соборному определению, приказание, чтобы в его владении никто не занимался покупкою и продажею невольников 107 . Узнав, что в Гурии продают христианских пленников мусульманам, Гареджийская пустынь отправила о. Виссариона к Гурийскому владетелю Мамия с увещанием искоренить этот христоненавистный обычай. Мамия Гуриели дал клятвенный обет касательно прекращения пленопродавства 108 . К сказанному следует прибавить, что ежегодно платилась еще определенная дань детьми и пленными. Подобное же явление, хотя и не в таких размерах, мы находим и восточной Грузии 109 . Царь восточной Грузии отдавал Шаху Персидскому однажды в семь лет семь пленных мальчиков и девиц 110 . Царица Русудан (Супр. ц. Вахтанга VI) и царевич Бакар дали обет католикосу-патриарху Доментию о преследовании пленопродавства 111 . Поносная дань отроками и девицами, долго обременявшая православных грузин, была уничтожена в восточной Грузии Вахтангом VI 112 и Ираклием II-м, а в западной – царем Соломоном I-м; а потом была навсегда отменена эта дань двадцать третьим артикулом Кучук-Каинарджского трактата 1774 года 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 583 году в руки аваров и подвластных им славян перешли Сингидун, Виминаций и другие дунайские крепости. В 587 году подпали их власти города Мизии: Ратиария, Доростол (Драч) и другие до Маркиануполя. Страна южнее Балкан до Адрианополя попеременно подвергалась нашествиям аваров и славян. Перемена наступила в 591 году, когда Маврикий мог, наконец, по заключении мира с Персией, направить на защиту европейских провинций гораздо больше боевых сил. Вследствие этого война возгорелась с удвоенной яростью. Авары осадили Фессалоники и угрожали самой столице. Но в 593 году, выдающийся византийский полководец Приск вторгнулся за Дунай и в 601 году одержал над ними большую победу, сначала под Виминацием, а затем, подвигаясь по северному берегу, на берегу Тиссы, в бывшей области гепидов. В следующем году воевали также удачно. Однако войска, раздражённые неуместной бережливостью императора, подняли открытый мятеж, когда им в 602 году пришлось зимовать по ту сторону Дуная. Характерно для этого солдатского мятежа, что во главе стал офицер низшего ранга, центурион Фока. Маврикий попробовал удержать за собой столицу, вооружив цирковые партии «зелёных» и «голубых». Но, когда армия направилась к столице, здесь тоже разразилась революция. Растерявшийся император счёл всё потерянным, и бежал со своим семейством на азиатский берег. В ноябре 602 года Фока (602–610 гг.), был венчан императором; немедленно за своим вступлением он приказал умертвить низвергнутого императора. Многочисленные смертные приговоры должны были укрепить власть узурпатора. Исторические повествования, находящиеся целиком под влиянием позднего врага императора, рисуют этого последнего в самых мрачных красках. В данном случае они, кажется, не отступают от истины: более грубого и неспособного правления восточный Рим ещё никогда не видал 11 . Хозрой воспользовался переменой на троне, чтобы под видом мщения за своего «отца» Маврикия возобновить враждебные действия; Нарзес, один из способнейших генералов востока, гроза персов, возмутился в Эдессе и вступил в сношения с Хозроем. Чтобы быть в состоянии сосредоточить все свои силы на востоке, Фока заключил с аварами мир, повысив ежегодную дань. Нарзес сдался, полагаясь на слово императорского племянника и полководца Доментиола, но был вероломно умерщвлён Ф οкой. Персы одержали целый ряд побед. В 606 году пала важная пограничная цитадель Дара; Сирия и Месопотамия были наводнены конными отрядами персов. В 608 году они прорвались через Малую Азию даже до Халкидона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В одном памятнике, относящемся к 7191 году, говорится, что самосожжения первоначально появились «в Поволских градех». 281 Евфросин также утверждает, что «горение» началось «в Понизовых странах, по Волге». По известиям от 1675–77 года, вышедшим из под пера Аввакума, первые случаи самосожжения были в нижегородских пределах. 282 О нижегородских самосожжениях мы имеем точную запись «Нижегородского летописца» под 1672 годом: «в том же году в Нижегородском Закудемском стану во многих селах и деревнях крестьяне... во всем от раскольников развратилися и многие по прелести их с женами и с детьми на овинах пожигалися». 283 Хронология события и место его показывают, что Аввакум упоминает о тех случаях самосожжения, которые записаны в «Нижегородском летописце». Аввакум утверждает, что тогда погибло «тысячи с две». 284 Аввакуму стали потом известны и другие случаи самосожжения, из которых он с точностью упоминает только об одном. Однажды Аввакум писал: «знал я покойника Доментиана: прост был человек, но вера тепла и несумненна, а конец пускай добре сотворил: отступников утекая, сожегся» (VIII, 76). Это – самосожжение в Тобольском уезде, на речке Березовке, по научению тюменского попа Дометиана, в иночестве Даниила. Толпа быстро собралась к Даниилу. Построив часовню и кельи, поп служил вечерни и часы, пел молебны и воду святил, постригал вновь приходивших. Тут были две черницы и две девки, которые «бесновались пред иконами» и «бились о землю». «И говорили они в то время, как бились, Пресвятую Богородицу и небо отверсто, ангели венцы держат тем людям, которые в той пустыни постригались. И слыша такую его, старца Даниила, прелесть, многие из Тарска, из Тюмени и из иных городов и уездов всяких чинов люди, оставя домы с животы свои и скот, бежали к нему, старцу Даниилу, в пустыню, с женами и с детьми, и многие постригалися». Видя, что дело началось серьезное, Даниил написал к своему наставнику, чернецу Иванищу. «Собрались ко мне в пустыню мужи и жены и отроки, все просят второго неоскверняемого крещения огнем: что повелит сотворить твоя святыня?» Иванище отделался просто: «заварил кашу, – ответил он Даниилу, – ну, и ешь ее, как знаешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Зачала боголюбивая Анна в своей утробе и родила по Божьей воле сына, добрую ветвь от доброго корня, в нем родители приняли богосветлую радость, благодарили добродетеля своего, который не отвернулся от их молитв. И от зачатия более не встречались на ложе своем, как то обещали Богу, и так остались до конца жизни своей. Богом дарованного сына крестили во имя Отца и Сына и святого Духа и нарекли его именем Растко. Воистину взрастет он божественными добрыми делами; и не только он сам, но и отечество свое приведет к великой набожности и довершит недовершенное своими родителями, которые через рождение его воистину приняли весть от святого Духа, и был он им дарован Богом как дар Божий. Всегда находя в нем радость свою, и всегда вознося Господу благодарственные молитвы, вскормили его в доброй вере и чистоте, видя в нем Божьего вестника. Приготовили ему палаты, где пребывал великий свет Божий, рос он и светился Божьей благодатью, которой просветит отечество свое. Родители его, много его любившие, часто приходили к нему, исполняясь великим восхищением, но и многими мыслями и печалями о нем: “Что это будет за чадо, посланное нам Богом?” Передали его Божьей воле и научили святым книгам. 4 Когда приходили они к нему, немыслимая радость наполняла их души, благодать Божья, лежащая на нем, тайно святым Духом будила веселье, наперед обещая им бесконечное веселье в Господе Боге, и нашли они бесконечную радость в молитвах рожденного от них. Когда воспитали его в великой любви, доброй вере и чистоте, когда выучили боголюбию и доброму нраву, дали ему один край царства своего для владения, а слугам его на веселье. 5 Не думая о немыслимой тайне Божьей, но надеясь, что он будет царствовать на престоле отца своего, не известили никого о тайне Божьей, которую видели на нем в те дни, но приняли его в свои сердца, сказав: “Что сотворит с ним пророк и провидец тайн?” А он, истинное семя Божье, с молодых лет своих не предался ни одной славе земной, но только молитвами и постом с измала приклонился Господу, как сказал пророк: “Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его” ( Пс.111:1 ), и кого возьмет Господь с молодых лет для всеобщей пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

На Урал и в Сибирь керженцы убегали мн. тысячами под защиту привилегий, полученных в 1702 г. Демидовыми для развития металлургии. Здесь пришельцы вливались в местный старообрядческий мир, ведущий свое начало еще со времен проповеди протопопа Аввакума в сибир. ссылке, позднее пустозерские узники поддерживали тесные связи с их урало-сибир. единоверцами. В регионе существовали как беглопоповские, так и беспоповские скиты. Тюменский свящ. Доментиан (в монашестве Даниил), арестованный в 1665 г. за приверженность старообрядчеству, одно время содержался в Пустозерске вместе с Аввакумом; принеся через неск. лет притворное покаяние, он смог вернуться в Сибирь и в ночь на 6 янв. 1679 г. в основанной им пустыни на р. Берёзовке (близ г. Ялуторовска) погиб в устроенном им массовом самосожжении . На керженском беглопоповском соборе 1703 г. присутствовали какие-то представители «от различных стран Сибирския земли». Местное соч. XVIII в. «История про древнее благочестие» утверждает, что Софонтий приезжал однажды с Керженца в один из главных старообрядческих центров Зауралья - в крестьянские общины и скиты по р. Ирюм, где встречался с иноком-схимником Авраамием (Венгерским) . В годы разгрома Керженца обитатель скита Софонтия иером. Никифор, «исправленный» Софонтием, перебрался с частью иноков на уральские заводы Демидова, а позднее - на Яик, что положило начало софонтиевским скитам на Урале. Массовые переселения с Керженца совпали с очередным и наиболее значительным для XVIII в. обострением обстановки в Зауралье. В 1722 г., после издания указа о немедленной присяге на верность неназванному наследнику престола, обитатели мн. сибир. скитов и их единомышленники распространяли слухи, что в указе говорится о присяге антихристу. В беглопоповском скиту о. Сергия на Ишиме было написано «Отпорное письмо», где после ряда эсхатологических тезисов о «последних временах» и антихристе заявлялось о допустимости присяги только такому наследнику, к-рый будет несомненно царского происхождения и древней правосл. веры. Под письмом подписались 228 казаков г. Тара во главе с полковником Немчиновым. Бунт был сурово подавлен присланным из Тобольска отрядом солдат Московского и С.-Петербургского полков с артиллерией. Вооруженного сопротивления им оказано не было, Немчинов с 20 казаками взорвал себя в своем доме. По Уралу и Сибири прокатился масштабный «тарский розыск», в ходе к-рого было уничтожено 12 поповских и беспоповских скитов, в неск. больших самосожжениях погибло более тысячи старообрядцев. По материалам «розыска» и по сведениям Г. Ф. Миллера, к протесту против присяги присоединились ок. 700 чел., из коих ок. половины (включая о. Сергия) были казнены, а остальные сосланы на каторгу в Рогервик. В скитах конфисковали 178 церковных старопечатных книг, 83 рукописных фолианта, а также 48 тетрадей старообрядческих эсхатологических сочинений.

http://pravenc.ru/text/77768.html

И. следует отличать от его современника хиландарского (?) монаха-книгописца с таким же именем, участвовавшего в написании Минеи служебной на май-авг. (Sinait. Slav. 28), Триоди Постной (Ath. Chil. 258), Октоиха (ЦИАМ. 508; Л. Белешке о писарима неких српских рукописа у манастиру св. Катарине на Cuhajy//АрхПр. 1982. 4. С. 23) и серб. части Служебника (Berolin. SB. Slav. Vuk. 19; Шnaдujep. 1998). В научной литературе эти писцы не различаются, т. к. речь может идти о заметно отличающихся друг от друга (2-й почерк имеет более округлые начертания ряда букв) вариантах письма одного и того же человека. Помимо подписных кодексов в 80-90-х гг. XX в. Л. Цернич атрибутировала И. еще неск. рукописей, большинство из к-рых было переписано им вместе с др. писцами. Книгописцев, работавших с И., было ок. 10, что свидетельствует о высокой интенсивности работы хиландарского скриптория во 2-й пол. XIV в. В число этих книг (не считая отрывков) входят: 1) Псалтирь 3-й четв. XIV в. (София. НБКМ. 2); 2) Минея служебная на дек. 60-х гг. XIV в. (Ath. Chil. 143); 3) Октоих, гласы 5-8, 3-й четв. XIV в. (Там же. 127); 4) Торжественники триодный цветной в 2 томах («Златоуст»; Там же. 388-389) и постный (Там же. 392); 5) Сборник житий и слов ок. 1370 г. (Торжественник минейный (?); Хорватия. Б-ка мон-ря Крка, ныне в МСПЦ. 5); 6) Сборник с Доментиановым Житием св. Саввы Сербского посл. трети XIV в. (Vindob. Slav. 131); 7) Сборник аскетических и антилатинских сочинений посл. четв. XIV в. (Ath. Chil. 474); 8) 16 слов Григория Богослова с толкованиями Никиты, митр. Ираклийского, посл. четв. XIV в. (Белград. МСПЦ. 49). Позже И. были атрибутированы пергаменная Псалтирь (Bodl. MS e Mus. 184) и копия 70-х гг. XIV в. грамоты сербского царя Стефана Душана 1347 г. (Ath. Chil. 148/150; 1990. С. 136). Лит.: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. 80-84; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1966. С. 15-17, 89; Д. Каталог рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978 (по указ.); Л. О ampuбyцuju српских рукописа//Tekcmoлoruja jyжhocлobehckux науч. скуп, Београд 14.-16. новембра 1977 г. Београд, 1981. С. 339, 352-354. 46-58. Сл. 46-53; она же. Круг писара Joba//АрхПр. 1990. 12. С. 129-180; Шnaдujep И. Joш jeдho дело хиландарског писара Joba//Там же. 1998. 20. С. 55-66; Мано-Зиси К. Хиландарски писари из времена Српског царства//Осам векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура: науч. скуп, октобар 1998. Београд, 2000. С. 395.

http://pravenc.ru/text/578174.html

– Вот как, несчастный, ты правил государством! А тот сказал: – Ты, несомненно, намерен лучше управлять им. И тотчас, пока еще Фока был на корабле, Ираклий постановил казнить его мечом, затем отсечь конечности: правую руку отрубить от верхнего плечевого сустава, отрезать срамной член и все это повесить на шестах; а труп его волочить по площади, называемой Бычьей 54 , и сжечь на костре. Доментиола же, брата Фоки, Воносса и Леонтия, хранителя царской казны, он приказывает казнить той же смертью . Так это и было исполнено. Сергий, патриарх города, и остальные жители тотчас со всей доброжелательностью впускают Ираклия в Константинополь. Но Ираклий просил Криспа принять достоинства царской власти; он говорил, что прибыл сюда не ради царства, а лишь ради того, чтобы отомстить Фоке за беззакония в отношении Маврикия и детей его. Крисп стал отказываться. В конце концов синклит и народ провозглашают Ираклия царем, а патриарх возлагает на него царский венец. Криспа же Ираклий посылает стратигом в Каппадокию, поставив его во главе войск. А когда распространилась молва, что персы собираются идти войной на ромеев, Ираклий покидает Византий и отправляется к Криспу, находившемуся тогда в городе Кесарии, чтобы посоветоваться с ним о делах государства. Но тот притворился больным, и царь частенько слышал, как плохо Крисп отзывается о нем. Ираклий понял, в чем дело, но все же стерпел оскорбление и стал выжидать подходящий момент. А пока он решил как–нибудь более миролюбиво побеседовать с Криспом о том, что следует предпринять в интересах их общей власти. Но Крисп, словно в насмешку, говорил: – Царь не должен покидать свой дворец и приезжать к далеко находящемуся войску. Тем временем у царя Ираклия родился сын, которого он назвал Константином. Тогда же в Царь–град прибывает Никита, достойный патрикий. По этой причине Ираклий возвращается в Византий и принимает Никиту с большим почетом и уважением, словно брата, равного ему по рождению и сану, – так было условлено между ними еще при отплытии из Ливии. Крисп тоже прибыл в Византий, чтобы разделить радость по случаю приезда Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказание о киевских богатырях Сказание о киевских богатырях, как ходили во Царьград и как побили цареградских богатырей, учинили себе честь Во стольном славнем граде Киеве говорит князь Владимир Всеславич Киевский своим богатырем, Илье Муромцу с товарищи «Или то вам не сведомо, богатырем, что отпущает на меня царь Костантин из Царьграда 42 богатырей, а велит им Киев изгубити. И вы бы нынеча никуда не разъежалися, берегли бы естя града Киева и всее моей вотчины». Бьют челом в столе 520 7 богатырей «Государь-князь, Владимир Киевский Всеславич! Отпусти нас в чистое поле, мы тебе, государю, прямыя вести отведаем и приведем тебе, государю, языка доброго; тебе, государю, славу великую учиним, и себя, государь, в честь введем и всему твоему государству похвалу великую учиним, и многия орды острастим». А взговорят богатыри таково слово «Государь-князь Владимир Киевский! Сторожем мы в земле не извадились 521 жить, не доведется нам сторожами слыть». Имена богатырем 1 богатырь – Илья Муромец, сын Иванович, 2 богатырь – Добрыня Никитичин, 3 богатырь – Дворянин Залешанин, Серая свита, злаченые пугвицы, 4 богатырь – Алеша Попович, 5 богатырь – Щата Елизынич, 6 богатырь – Сухан Доментьянович, 7 богатырь – Белая Палица, красным золотом украшена, четьим 522 жемчугом унизана, посреде тоей палицы камень, самоцветной пламень. Да говорят богатыри таково слово «Государь-князь Владимир Киевский Всеславич! Не извадились мы сторожем стеретчи, только мы извадились в чистом поле ездити, побивать полки татарские. Отпусти нас, государь, в чистое поле, мы тебе, государю, прямые вести отведаем или тебе приведем языка доброго». Взговорит князь Владимир Киевский «Ой, естя, богатыри, Илья Муромец с товарищи! Не пригоже вам в те поры прочь отъехати, а меня вам, государя, покинути одного в Киеве. А аз жду тех богатырей с часу на час борзо к Киеву. Пригоже вам моея вотчины поберетчи». Тут богатыри закручинилися, идут к своим добрым коням, ударя челом великому князю Владимиру Всеславичу; учали на них класти седла черкасские, подтягивают подпруги шелку белово, у всех пряжи 523 булатные, красного булату перепускного 524 . Да кладут на себя доспехи крепкия, емлют с собою палицы булатныя, того булату перепускного, и всю свою сбрую богатырскую. И, всед на кони, прочь поехали из Киева, заложили копья булатные, вострыя, поехали в чистое поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010