В.Березин, В.Добронравов Город Иваново-Вознесенск Город Иваново-Вознесенск находится от губернского города в 110 верстах, от уездного в 80 верстах и расположен на реке Уводи. Город образовался в 1871 году от соединения села Иванова с Вознесенским посадом в одно городское поселение. Из истории села Иванова известно следующее. В царствование Царя Иоанна Васильевича Грозного Иваново считалось в числе черных Государственных сел и волостей. В 1561 году Царем Иоанном Васильевичем Грозным оно, как богатое имение, было пожертвовано в поместное владение Царским шурьям, князьям Темрюковичам-Черкасским. Далее известно, что село Иваново, не смотря на казнь и опалу Темрюковичей, осталось неприкосновенным в их роде. С 1617 по 1681 год Ивановом владел потомок Темрюковичей, князь Димитрий Манстрюкович Черкасский. В 1741 году Иваново от владельца его, канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского поступило в приданое единственной его дочери, княжне Варваре Алексеевне, выданной за генерал-аншефа, действительного камергера, графа Петра Борисовича Шереметева; в роде сего владельца Иваново оставалось до уничтожения крепостного нрава. Что касается Вознесенского посада, то он образовался лишь в сороковых годах настоящего столетия и получил свое название от построенной в нем церкви Вознесения Господня. В городе Иванове-Вознесенске церкви приходские: Собор Покрова Пресвятые Богородицы, Вознесенская, Ильинская, Крестовоздвиженская, Преображенская, Скорбященская и единоверческая Благовещенская; бесприходные церкви: Николаевская, что при Богадельне, Спасская, что при Реальном училище, и кладбищенская Успенская церковь . – Означенные церкви (кроме Благовещенской) вместе с церквами сел Авдотьина и Богородского образуют городское благочиние. Учебные заведения: Реальное училище, Женская гимназия, Мужское училище для мастеровых и рабочих, Мужское городское приходское училище, Земское образцовое училище, Начальное училище, Церковно-приходская школа, Школа для детей обоего пола при фабрике Н. Гарелина, Женское городское училище, Женское земское училище 1-е, Женское земское училище 2-е.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.К. Виноградов Впервые публикуются воспоминания о священномученике архиепископе Верейском Иларионе (Троицком) неизвестного автора, близкого знакомого святителя, переданные публикатору Е.А. Кармановым в 1997 г. Прочитав вышенаписанные краткие воспоминания, столь дорогие для знавших Владыку Илариона, считаю своим долгом написать и от себя все, что память хранит об этом замечательном святителе, краткая, но яркая жизнь которого без остатка была отдана на служение Господу и Святой Церкви. В мире Владимир Алексеевич Троицкий был первенцем большой семьи священника Алексея Петровича Троицкого 1 села Липицы Тульской губернии, в 5–6 км. ниже Серпухова по течению Оки, живописно расположенном на ее берегу. Село большое, двухштатное, было по соседству с селом, где жили мои родители. Общение наших семей было частое и очень дружественное. Дед преосвященного – отец Петр 2 – был моим крестным отцом. Все детство и юность Владыка Иларион провел в этом селе. Первое горе этой семьи осталось в памяти своей неожиданной великой скорбью – матушка Варвара Васильевна 3 , совсем еще молодая цветущая, живая женщина – трагически скончалась, утонув, купаясь в Оке, оставив пять сирот: Владимира, Димитрия 4 (впоследствии владыки Даниила, окончившего СПбДА), дочь Софью 5 , сына Алексея 6 (в будущем занявшего священническое место в Липицах) и младшую дочь Ольгу 7 – немногим больше года. Тяжелым было положение осиротевшей семьи. Отец Алексий мужественно нес свой крест, он был очень любим и чтим прихожанами и сам был крайне привлекательным человеком. Высокого роста, дородный, с длинными русыми волосами, всегда оживленный и красноречивый, он часто бывал у родителей моих и после переезда их в Тулу. Сыновья его также, после поступления сначала в духовное училище 8 , а потом и семинарию 9 , часто навещали нашу семью. Старшие были хорошими учениками, но Владимир отличался особенно блестящими способностями и из года в год переходил отличником. В духовном училище вспоминается интересный случай. Там в это время, в старших классах, преподавателем русского языка был Кирилл Федорович Троицкий, очень строгий и требовательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В. Лукьянов Скачать epub pdf Н. Д. Тальберг родился 10/22 июля 1886 г. в дачной местности Коростышеве вблизи Киева. Род Тальбергов ведет свое начало из Швеции. В середине царствования императрицы Екатерины II Карл Генрих Тальберг прибыл из шведской тогда Финляндии в Ригу. Сын его, Карл Готтхильф, участвовал в Отечественной войне. Дед Н. Д. Тальберга , Герман Карлович, в царствование императора Николая I переехал в Юго-Западный край и был одно время в Киевском университете Св. Владимира инспектором студентов. Он был лютеранином, вторая же супруга его, Елизавета Алексеевна Лазова, православной, каковыми были и их дети от этого брака. Димитрий Германович Тальберг доктор уголовного права, был ординарным профессором Киевского университета. Два года спустя его смерти скончалась его супруга, Викторина Егоровна Лазо, потомственная дворянка Бессарабской губернии. Опекуном троих сирот стал брат отца, Владимир, который, как и жена его Наталия Васильевна, сердечной лаской и исключительной заботливостью заменили им родителей. Н. Д. Тальберг , прожив некоторое время в Подольской губ. у сестры покойной матери, определен был в 1896 г. в Киевское Екатерининское реальное училище. В 1898 г. он поступил в средний приготовительный (второй) класс Императорского Училища Правоведения (закрытого учебного заведения, основанного Принцем Петром Георгиевичем Ольденбурским в 1835 г.). Окончил он его в 1907 г. с золотой медалью. В октябре 1905 года Н. Д. Тальбергу пришлось впервые проявить себя на политическом поприще. Революционные настроения, господствовавшия тогда в студенческой среде, проникли и в Училище Правоведения. Группа учащихся стала посещать митинги и задумала произвести коренную ломку традиционного строя училища. Н. Д. Тальберг был в числе тех, кто сумел сплотить крепкое большинство и пресечь этот революционный замысел. Об этом периоде жизни молодого Тальберга, Г. В. Месняев пишет след.: «В Училище, к которому он на всю жизнь сохранил самую живую любовь и признательность, он провел как раз те бурные годы, когда русская государственная власть, «в бореньях силы напрягая», вела трудную борьбу за самые основы русской государственности и за сохранение той самой российской державности, которая не могла не восхищать, не волновать и не рождать чувства преданности в пылкой душе юного правоведа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В первый день участники съезда обсудили вопросы патронажного служения, взаимодействия государственной власти и НКО, создания сестричества, открытия и развития обители милосердия. С докладами выступили заместитель министра министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Оксана Щербицкая, координатор Ассоциации сестричеств милосердия Алена Давыдова, старшая сестра Елисавето-Варваринского сестричества Самарской епархии Ольга Васильева. Также участники съезда — сестры милосердия — представили свои сестричества и поделились опытом служения. В тот же день состоялся мастер-класс по уходу за тяжелобольными. Занятие провела преподаватель Учебного центра Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского , сестра милосердия Свято-Димитриевского сестричества Екатерина Сиина. Она рассказали, как перемещать тяжелобольного человека, как его позиционировать, как правильно использовать современное оборудование и средства ухода. Второй день съезда начался с миссионерской Литургии Преждеосвященных Даров. Богослужение возглавил ректор Самарской семинарии протоиерей Максим Кокарев. В этот день участники съезда ознакомились с социальными проектами Самарской епархии. Они посетили обитель милосердия во имя великомученика Димитрия Солунского, пункт помощи бездомным, центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Жемчужинка», социальный дом, в котором проживают матери с детьми в трудной жизненной ситуации. Кураторы проектов поделились опытом работы, рассказали о жизни своих подопечных, о работе добровольцев, о взаимодействии со светскими организациями. «Я знакома со многими социальными практиками и могу сказать, что опыт Самарской епархии является уникальным. Сотрудники социального отдела епархии и сестры милосердия Елисавето-Варваринского сестричества при государственной поддержке развивают целый ряд социально значимых инициатив. В их числе обитель милосердия, где могут проживать 90 человек, дом для мам с детьми, который может принять 42 жителя, дом временного пребывания бездомных, где одновременно могут обрести приют 38 человек. Регулярные занятия проводятся со 150 детьми с расстройствами аутистического спектра и 24 детьми с ДЦП», — отметила Ольга Варганова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6012854...

Введение Пролог. «Словесная служба» Сущность православного богослужебного пения очень хорошо выражена преподобным  Иоанном Дамаскиным  в первом воскресном песнопении 8-го гласа, завершающего наше осмогласие – основной закон богослужебного пения Святой Православной Церкви: наша богослужебная песнь – это песнь вечерняя по характеру и словесная по содержанию. Вечер – направляющее начало духовной жизни на земле и богослужебной жизни Церкви ( Быт. 1:5 ). Господь наш Иисус Христос , неоднократно уподоблявший в Своих притчах Царствие Божие вечери, то есть вечерней трапезе, благоволил и сам залог Царствия – Евхаристию преподать на Вечери же. Вечернее состояние природы гармонирует с нашими чувствами, активно вступающими в эту пору в духовную жизнь: день клонится к вечеру, а душа – к Богу. Солнце медленно склоняется к Западу. Опускается на землю тихий свет, умиротворяющий душу. Спадает зной напряженного дня, и на земле водворяется прохлада – глас хлада тонка – то самое состояние природы, в котором некогда повелено было пророку – ревнителю ощутить благостное Пришествие Божие (З Царств. 19, 12). Благоухают растения. Вкушают пищу в первый и единственный раз в сутки пустынники и постники. Неодушевленная тварь как бы в смиренном славословии преклоняется пред своим Создателем, а верующая душа, познав в этом преклонении тихий свет святыя славы безсмертнаго, явленный миру под сенью Воплощения, начинает в эти благословенные часы славословить преподобными гласы своего Жизнодавца – Господа. Это время, – время вечерней песни и словесной службы – дышит Божественной любовью, кротостью, миром и «ночной» строгостью, побуждающей каждого из нас оглянуться на прожитый день. Именно такой и создали святые отцы-песнотворцы нашу богослужебную мелодию – вечерней по духу и словесной, выразительной по содержанию. И какие бы разнообразные оттенки ни изображались этой мелодией в частности, – в основном она всегда остается вечерней. Задачи настоящего исследования О церковном пении у нас в России написано много, особенно за истекшие сто лет, с тех пор как профессор-протоиерей Димитрий Васильевич Разумовский создал и выпустил в свет свой капитальный труд «Церковное пение в России» (1867–1869) За это время создано немало важных трактатов по данному вопросу: научные труды И.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Владимир Русак Скачать epub pdf Старообрядчество. Единоверие Внутри старообрядческого раскола вскоре началось интенсивное деление ввиду постоянных “богословских” споров: о перекрещивании совращенных из православия, о приеме беглых попов, о браке, об отношении к правительству и молитве за царя, о титле на кресте и т. д. Но все эти толки одинаково непримиримо относились к господствующей Церкви. Беспоповщина разделялась на несколько отдельных ветвей. Архиеп. Филарет отмечает следующие толки: самокрещенцы (или бабушкины), феодосьевцы – в 1706 году беглый дьячек Феодосий Васильев составил в Новгородской области свою секту, особенно нетерпимую к Православию, детоубийц – секта, рожденная крайне отрицательным отношением к браку филиппово согласие – беглый стрелец Филипп проповедовал своему окружению самосожжение, пастухово согласие – секта, порожденная отрицанием филипповской теории самосожжения. Список раскольничьих сект только по названиям может занимать довольно места. Перечислим еще некоторые: подрешетники, потемщина, акулиновщина, осиповщина, титловцы, перемазанцы, чернобыльцы, липоване, новокадильницы, суслово согласие и другие. Высшей степени разделение русского народа по принципу старообрядчество-православие достигло во время петровской реформы. В действиях Петра раскольники находили все признаки пришествия антихриста: в титуле императора (читали: иператор) усматривали число 666, доказывали, что с учреждением Синода Петр принял на себя не только царскую, но и святительскую власть, стал истреблять остатки православия, учинил всенародное описание (ревизию, перепись), исчисляя живых и умерших, дабы никто не мог укрыться от руки его. И тем не менее Петр не стал преследовать раскольников за их только религиозные воззрения. В 1714 году он дал им право гражданства при условии открытой записи в раскол. После этого преследования обрушились только на фанатичных расколоучителей и тайных раскольников. Духовные и гражданские власти неоднократно призвали раскольников к открытому диалогу. Обличение раскола содержится в “Розыске” святителя Димитрия и в “Пращице” святителя Питирима Нижегородского, в “Обличении неправды раскольников” Феофилакта Лопатинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воздвиженское. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Воздвиженская церковь сооружена из кирпича по заказу А.И. Мухановой в 1838, окончательно отделана в 1847 г. По ясности замысла и совершенству пропорций она может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира. Принципиально близка разработкам А, Г. Григорьева для Троицкой церкви в Ершове близ Звенигорода. Строительство велось под наблюдением Д.Ф. Борисова по проекту 1834г. Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключительно редкую для своего времени композицию храма " под звоном " . Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя столбами увенчан барабаном-звонницей и со всех сторон обработан небольшими портиками греко-дорического ордера. Портики восстановлены И.И. Вороновым в1970 г. Для размещения придела церковь внутри имеет хоры с точеной балюстрадой, расположенные по периметру стен. Центральная часть храма перекрыта плоским куполом, хоры и барабан - ложными, выполненными в дереве сводами. Благодаря хорам интерьер церкви получил светский характер зала с плоским потолком и прорывом в центре к парящему куполу. От внутреннего убранства остался главный резной иконостас конца XIX в. Орнаментальные росписи стен 1900-х гг. забелены. Пол из каменных плит. Текст о Воздвиженской церкви в каталоге, взятый из книги " Памятники архитектуры Московской области " , вып. 2, неточен. На момент передачи церкви оскверненного храма оставался только каркас иконостаса. Никакой резьбы там не было в помине. В храме хранили зерно, в подвале - картошку. Резьбу выполнил прихожанин - Павел Васильевич - на добровольных началах, как и многие жертвователи и благоукрасители. Настоятель храма протоиерей о. Андрей (Крашенинников) много потрудился для восстановления храма. Теперь его стараниями восстановлен и освящен придел Алексия Человека Божия, расположенный на хорах (довольно редкий приём в архитектуре). Батюшка собрал большой исторический материал. Село Воздвиженское известно с XIV-XV вв. Здесь останавливался св. кн. Димитрий Донской на пути из обители Преподобного Сергия на Куликово Поле. Воздвиженское было последним " станом " , остановкой царских поездов во время " Богомольных походов к Троице " . Здесь Михаил Фёдорович Романов построил новый путевой дворец.

http://sobory.ru/article/?object=00046

Воронеж. Церковь Петра и Павла. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Улочки Вайцеховского (прежде Вигелевская) и Цюрупы (прежде Сахаровская, потом Петропавловская) сходятся к улице Каляева (прежде: вторая Петропавловская) под острым углом, и трудно поверить, что на стесненном пространстве между ними мог поместиться церковный двор. И тем не менее это так: почти два века здесь стояла церковь. Сейчас никаких зримых примет ее на местности обнаружить невозможно, следы сохранились лишь в старых публикациях и архивных документах. Официально церковь именовалась Крестовоздвиженской, но в обиходе употреблялось ее более раннее имя, по которому и улица Цюрупы прежде была Петропавловской... Петропавловская церковь в Воронеже была построена в 1730 году и освящена 26 февраля 1731 года. Ее приход составляли казенные мастеровые суконной мануфактуры Максима Сергеевича Тулинова (1682 - после 1763), расселившиеся от Поповорыночной улицы (ныне улица Степана Разина) до Акатова монастыря.Первоначально церковь была деревянной, она находилась между усадьбами промышленников Сахаровых и Тулиновых, ближе к пересечению с теперешней улицей Каляева. В 1758 году сколотивший большое состояние фабрикант начинает строительство на свои средства каменной церкви немного выше прежней. Тулиновы на протяжении многих десятилетий жертвовали большие суммы на ремонт и благоустройство храма, который, по сути дела, стал для них родовым духовным очагом. В августе 1765 года св. епископ Тихон Задонский освятил церковь в честь апостолов Петра и Павла. Придел в трапезной предназначили Димитрию, митрополиту Ростовскому, незадолго перед тем канонизированному (вторично освящен 17 сентября 1805 года). Из «Синодика купцов Елисеевых» видно, что в XVIII веке у Петропавловской церкви были похоронены купцы Глумовы, Титовы, Клочковы, Сахаровы. Здесь же, неподалеку от собственного жилья, находили вечный покой и сами Тулиновы: в октябре 1763 года - Ирина Борисовна, жена фабриканта Василия Максимовича; в сентябре 1771 года - ее невестка Елизавета Федоровна. А похороны молодого хозяина мануфактуры произвели впечатление на весь город: «1764 года мая 3 дня представися раб Божий воронежский купец и суконной фабрики содержатель Иван Васильев сын Тулинов и погребен сего ж мая 5 дня в день Преполовения Господня в приходе верховных апостолов Петра и Павла Преосвященным епископом Тихоном со всеми соборными и приходскими священниками, а жития его было от роду 31 год; гроб был покрыт голубым цветным штофом; крышка - малиновым глазетом; а на погребении было народу так много, что хотя в большом ходу столько и не возможно было одному человеку проминовать, чтобы не плакать о таких честных людях в г. Воронеже, нельзя сказать, чтоб был кто с таким состоянием жил, как он, упокойник; а на который день он погребен, тот день и рождение его, да и того ж дня покойная матушка его Ирина Борисовна была именинница, а во гроб положен в голевом кофейном кафтане».

http://sobory.ru/article/?object=35341

Второе Послание к коринфянам Повод к написанию Первое Послание апостола Павла произвело надлежащее действие на коринфян: беспорядки были устранены, сами виновники их частью удалены, частью усмирились; коринфяне приняли Послание с любовью и страхом и, признавая в Павле апостольское достоинство, горели желанием видеть его лично. Между тем, в Ефесе с апостолом произошли неприятности ( Деян.19:29–40 ). Димитрий, среброковач ефесский, во главе других издельщиков серебряных изваяний храма Артемиды ефесской, возмутил общество язычников против апостола и едва не довёл его до смерти. Павел принуждён был удалиться в Македонию ( Деян.20:1 ) и сухим путём достиг Троады. Здесь он поджидал к себе возвращения Тита ( 2Кор.3:12–13 ), которого ещё прежде отправил в Коринф с другим учеником для сбора милостыни ( 2Кор.8:16–19 ), а также с целью узнать, какое впечатление произведёт на коринфян его Послание ( 2Кор.2:12–13 ). Не дождавшись его в Троаде, апостол с большим беспокойством продолжал свой путь в Македонии, и уже в Филиппах был обрадован пришествием Тита ( 2Кор.7:5–7 ). Тит сообщил ему о благоприятном изменении коринфян от действия Послания апостола; но вместе присовокупил, что долгое непоявление апостола в Коринфе дало повод некоторым лжеучителям заподозрить Павла в боязливости, в непостоянстве самого его учения ( 2Кор.1:17 ), а иудействующим внушило мысль воспользоваться отсутствием апостола и обвинить его в разрушении Закона Моисеева и, стало быть, в неправильном изъяснении христианства по отношению к иудейству (2:17). Задерживаемый делами проповеди в Македонии, апостол решился снова писать в Коринф и отправил второе Послание через Тита. Место и время написания Послания. Цель Послания Во время отправления Послания апостол находился в Македонии и, как утверждают древние подписи, в Филиппах. В самом Послании есть следы тогдашнего пребывания апостола в Македонии. Так, он говорит об успешном сборе для иерусалимской Церкви милостыни у македонян и о том, что он перед македонянами восхвалял усердие коринфян к этому делу ( 2Кор.7:5–7; 8:1,3,8,11; 9:2,4 ). Судя по отрывочности содержания Послания и изменениям тона, можно думать, что Послание написано во время переходов апостола с одного места в другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Г.М. Прохоров 1 О христианах первых веков о. Георгий Флоровский писал (в статье «Антиномии христианской истории: Империя и Пустыня»), что в «мире сем» они «могли быть лишь пришельцами и странниками» и не могли «всецело отдаться никакому строю этого мира». И когда Римская империя стала христианской, и «церковность» и «гражданство» не только совпали, а стали просто тождественны, – как реакция на это совпадение развилось монашество. «Монашество означало прежде всего “отречение”, совершенный отказ от “этого мира”…, – считает о. Георгий. – Оно было энергичным напоминанием о радикальной “неотмирности” христианства. Оно было также мощным вызовом Империи, которая была тогда в процессе строительства». При этом «совершенно, – по его мнению, – очевидно, что в действительности монашество никогда не было на высоте своих собственных принципов и требований. Но историческое его значение заключается именно в его принципах. Так же, как в языческой империи, христианство было своего рода “движением сопротивления”, монашество было постоянным “движением сопротивления” в христианском обществе » 1 . К этим словам можно добавить, что такого рода «движением сопротивления» государство и общество никогда не отрицались, но лишь укреплялись в своем христианстве. И слова эти полностью применимы, мне кажется, также к преподобному Нилу Сорскому и ко всем «нестяжателям», одним из ярчайших и чистейших представителей которых он был. Родившийся около 1433 г., в правление Василия II Васильевича Темного, преподобный Нил (мирского имени его мы не знаем) – человек третьего–четвертого поколения монахов «северной Фиваиды», если считать первым поколение ее «золотого века» – основателей знаменитых иноческих киновий–общежитий, таких как Дионисий Суздальский и Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий и Павел Обнорский, Кирилл и Ферапонт Белозерские, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский и многие другие. Во второй половине XIV – начале XV в. те основали в великорусских землях десятки духовно–культурно–хозяйственных центров, очень быстро завладевших обширными землями с селами, рыбными ловлями, солеварнями и ставших богатыми. В середине XIV в., когда это движение – монашеское киновиальное движение – начиналось, оно, несамненно, было «движением сопротивления» – сопротивления упадку Руси–государства, втягивавшему в этот упадок Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010